Культурно-историческая психология

Преимущества и недостатки теории

Более крупный проект новой психологии Выготского и Лурии провалился, и ни одна универсальная интегративная теория человеческого разума и развития не была построена к моменту смерти Выготского в 1934 году или позже. Однако более ранние интеллектуальные усилия и наследие советских ученых 1920-1930-х годов породили ряд специализированных, слабо связанных областей психологической теории и практики, включая культурный и детская психология и образование (особенно в подполях динамическая оценка (что происходит из рассуждений Выготского о так называемом Зона ближайшего развития, ZPD) и так называемые развивающее образование), нейропсихология, или психолингвистика. Другими заметными областями теории и практики, которые находятся в диалоге с культурно-исторической традицией Выготского и Лурии, являются: психотерапия,теория искусства, «диалогическая наука»,наука о мышлении,семиотика и, по словам Оливер Сакс, несколько расплывчатая перспектива, образ мышления и философия «романтическая наука».

Недостатки направления

К недостаткам направления специалисты относят сложность в использовании источников. Ведь даже подробное описание — не «история болезней». По сути, психологические и психиатрические исследования создают по другим шаблонам, которые отличаются от летописей, мемуаров и дневников.

Психология имеет дело с различными наблюдениями и опросами, текстами и описаниями. Информация в исторических источниках структурирована на других принципах. Они более субъективны. Историческая психология не оперирует традиционными психологическими методиками по сбору информации, то есть тестированием, опросом или непосредственным наблюдением.

В исторической психологии теряют непосредственно испытуемого, выходят на просторы истории. Там нельзя протестировать поколения, лежащие в земле, чтобы в дальнейшей перспективе возместить потерю углубленным знанием о человеке для преобразования науки о психологии одной из эпох непосредственно в психологию всех других эпох. Конечно же, дело здесь не в названии, а в том, как трактуют человеческую психику. Одни ее снимают замерами hic et nunc (то есть «здесь и сейчас»), другие — как составляющую широкого оборота опосредованного или непосредственного.

Человек может быть рассмотрен, как сложное, искусственное, природное существо, которое выводится за пределы воспринимаемого и наличного. В этом случае закономерно возникает вопрос о диапазоне допустимых уходов в продукты культуры и психологические возможности проследить все движения. Основная проблема антропологий низводится на исследовательско-методический уровень.

Из вышесказанного следует слабость метода исторической психологии, ее неубедительность для психологов и для историков. Специалисты сходятся во мнении, что в историко-психологических исследованиях всегда велик элемент гипотетичности. Ведь ученый вынужден интерпретировать сведения различных исторических источников с помощью психологических методов. Но материалы в основном не репрезентативны и их, по сути, недостаточно. Отсюда и слабая степень верифицируемости соответствующих работ по исторической психологии. Они часто бывают интересными для читателя, яркими, содержат красивые гипотезы, но вот доказательная база, как правило, выглядит слабой.

Теория развития Л. С. Выготского — концепция культурно исторического становления личности человека

В культурно-исторической теории Выготского главная закономерность развития психики ребенка заключается в интериоризации им структуры внешней деятельности, совершаемой вместе со взрослым. В результате совместной деятельности меняется прежняя структура психических функций. Это проявляется тем, что действия ребенка становятся осознанными и произвольными. 

Интериоризация выполняет роль социализации. В процессе интериоризации структура деятельности претерпевает трансформацию, сворачивается, а затем снова разворачивается, чтобы выстроить внешнюю социальную деятельность. 

Универсальным орудием, которое задействовано в процессе изменения психических функций, выступает слово. 

Л. С. Выготский выделил такие основные положения культурно-исторической теории

  • качественные изменения социальной ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности становятся основой развития психики;
  • обучение, воспитание  —  основные компоненты развития психики каждого человека;
  • первичная активность проявляется проявляется посредством развернутого выполнения действий на социальном уровне;
  • психические новообразования возникают на базе первичной формы жизнедеятельности;
  • процесс интериоризации происходит с использованием разных знаковых систем;
  • эмоции и интеллект человека находятся в единстве, они отражаются на его жизнедеятельности и сознании.

Соотношение между обучением и развитием

Развитием Выготский называл процесс, в ходе которого тело, нервная система, психика и личность меняются на качественном и количественном уровне. Обучением автор культурно-исторической концепции называл целенаправленную передачу накопленного на протяжении многих лет опыта, знаний, навыков.

До появления работ Выготского существовали отличающиеся подходы к вопросам развития и обучения.

  • Обучение и развитие  —  независимые друг от друга процессы. Развитие протекает, как созревание. 
  • Обучение связано с внешним использованием потенциала развития.

Обучение  —  надстройка над развитием, которая не меняет его сущность. Если нужно проанализировать, насколько развита личность, то необходимо разделять то, что происходит в результате обучения и является следствием развития. 

Развитие и обучение  —  тождественные процессы. Параллельно с созреванием личность развивается, накапливает собственный опыт. Маленький ребенок полностью зависим от среды, в которой находится. Если рядом находятся взрослые или более опытные сверстники, то он может обучиться всему, что необходимо во взрослой жизни. Э. Торндайк и У. Джеймс рассматривали обучение, развитие, как параллельно протекающие процессы. Ребенок рассматривался ими, как объект, обучения. Ребенок выступал в роли пассивного существа, не включенного в процесс овладения новыми знаниями и навыками. 

Обучение предшествует развитию, активизирует его. По времени эти процессы не совпадают, сложная взаимосвязь между ними на протяжении жизни меняется. Выготский причислял к обучению общение, сотрудничество между ребенком и взрослым, во время которого маленький человек открывает для себя предметы, учится использовать их. Обучение является движущей силой развития личности и фактором, который создает возможность управлять собственным поведением.

В своей концепции Выготский выделил 2 понятия, касающиеся соотношения когнитивного развития индивида и его соотношения с обучением. Этим понятиям он дал название зоны актуального и ближайшего развития. 

Работы Выготского показали, что фактическое соотношение интеллектуального развития и возможностей обучения определяются тем, на каком уровне находится актуальное развитие и зона ближайшего развития. Она формируется через обучение и стимулирует развитие. Обучение эффективно только в случае, если оно предшествует развитию.

Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР)

В своих работах Выготский применял понятие об уровнях развития:

  • Зона актуального развития  —  имеющийся у ребенка уровень овладения навыками и знаниями. В зоне актуального развития он может без посторонней помощи решать интеллектуальные задачи. Зная зону актуального развития, можно определить, какие структуры в психике ребенка уже сформировались, какие циклы развития уже пройдены. 
  • Зона ближайшего (потенциального) развития  —  уровень, на котором ребенок способен справляться с заданиями только при поддержке взрослого или более опытного сверстника. Зона ближайшего развития считается более высоким уровнем, поскольку на нем ребенок (если ему помогает взрослый человек) справляется с более сложными заданиями, тем самым приобретает новый опыт. 

Разница между уровнем актуального и ближайшего развития заключается в том, что первый дает понимание, насколько трудные задачи может решить ребенок. Второй (уровень ближайшего развития) показывает, каких результатов ребенок может добиться при поддержке взрослого или более знающего сверстника. Ориентируясь на зону ближайшего развития, можно понять, какие функции психики находятся на стадии созревания. 

Основываясь на понятиях зоны актуального и ближайшего развития, Выготский пришел к выводам о том, что:

  • обучение является базой для формирования зоны ближайшего развития, которая затем переходит в область актуального развития;
  • обучение активизирует развитие, при этом включаются в работу не только созревшие функции, но и те, которые только созревают. 

Обучение должно опережать развитие, поэтому педагогика должна быть направлена на зону ближайшего развития ученика. Задачи, которые сегодня ребенок способен решать при поддержке взрослого, он сможет завтра делать сам. Это значит, что воспитание и обучение играют основную роль в развитии ребенка. 

Жанр патографии

В 19-20-м веках в исторической психологии стал популярен жанр патографии. Он предусматривал раскрытие причин, а также истоков творчества выдающихся культурных и исторических деятелей через их психологические переживания аномального толка: сексуальные проблемы, отклонения, половые извращения, проявления заболеваний.

Первая книга, посвященная данной теме, вышла в 1836-м. В ней исследовалась жизнь Сократа. Автор термина «патография», описывающего патологии, утверждал, что никого невозможно понять без медицинской оценки. Невыносимо видеть, как различные лингвисты и прочие кабинетные ученые попросту судят о людях, об их поступках. Ведь у них, по сути, нет представления о том, что для этого нужно нечто гораздо большее, чем попросту морализирование и среднее человеческое знание.

Многочисленные критики патографии отмечают, что большинств диагнозов ставят «за глаза». Ведь авторы лишены возможности исследовать психическое состояние Достоевского или Сократа. Следовательно, все их диагнозы носят сугубо гипотетический характер. Склонность же авторов к спекуляции на не самых высоких инстинктах массовых читателей позволяет усомниться в научности большинства построений.

Особенности психобиографии

Особым жанром считается психобиография. Она представляет собой биографию отдельного исторического деятеля, которую пишут посредством психологического анализа. Психобиографию от патографии отличает учет всех факторов, касающихся психологического развития определенной личности. Здесь нет чрезмерного внимания болезненным патологиям. Впрочем, стремление к объективности вовсе не значит ее достижения. Психобиография тоже не свободна от субъективных интерпретаций.

Историческая реконструкция

Один из бурно развивающихся экспериментальных методов современной исторической психологии, достойный внимания — историческая реконструкция. Она решает задачи воссоздания материальной, а также духовной культуры исторической эпохи. То есть рассматривает ремесленные технологии, особенности доспехов и костюмов. Но движение реконструкторов, по сути — ролевая игра. Ее рассматривают в качество своеобразного научного эксперимента.

Ученый может попробовать досконально воспроизвести материальный быт, а также жизненный цикл обычного средневекового крестьянина. То есть поселиться в избе, добыть себе на пропитание, ходить в одежде, характерной средневековым людям. Участники подобных экспериментов утверждают, что такой подход позволяет лучше понимать психологию средневековых людей, их особенности мышления, мировосприятия. Данное направление официально получило название живой истории. Его воплощают в многочисленных экспериментах, например, создавая музеи под открытым небом, имитирующих с различной степенью достоверности соответствующие объекты исторической реальности.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Направления исторической психологии

В настоящее время в исторической психологии выделяют три направления. Первое, герменевтическое-феноменологическое, основано на прочтении, истолковании, а также интерпретации посредством психологии источников индивидуальной истории (писем и дневников). Второе направление предусматривает выведение причин поведения человека непосредственно из социальных, а также культурных феноменов, которые с ним связаны. Его называют психолого-генетическим. Третье — неофрейдистское. Оно базируется на выявлении сознательного и бессознательного в истории человека.

От истории ментальностей, от исторической антропологии, от истории частной жизнии прочих направлений исторической науки, изучающих примерно те же процессы и явления, историческую психологию отличает так называемая междисциплинарность. То есть обращение к методам медицины, биологии, психологии. Именно в этом и заключается ее преимущество. Использование методов биологических и медицинских наук о человеке позволяет эффективно интерпретировать сведения источников.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Психология ставит своей первоначальной целью получение научного знания о личности человека. В этой комплексности и есть главное отличие исторической психологии от истории ментальностей, от истории частной жизни. Ведь последние рассматривают некий отдельный, особый аспект человеческого существования в историческом контексте. Но вот психология пытается его целиком охватить.

Объяснение событий прошлого, а также тенденций исторического развития посредством исторической психологии позволяет выявить культурные традиции, историко-психологические, национальные и социальные типы. Результаты подобных исследований не только полезны для последующей реконструкции исторических смыслов, но и для целенаправленной выработки рекомендаций современным политикам и политтехнологам, а также социальным службам.

Культурно-историческая психология


Лев Семёнович Выготский

Предмет: психика, преобразованная культурой

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович


Давид Эмиль Дюркгейм

Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.


Люсьен Леви-Брюль

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

  • натуральной,
  • культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось

Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

Пьер Жане

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой

Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый

Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения

Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее

В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Международные и российские базы данных

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Он также включен в российские и международные базы данных:

  • Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ
  • Российский Индекс научной цитирования (РИНЦ)
  • EBSCO publishing
  • PsycINFO Journals Coverage
  • Ulrich’s Periodicals Directory

В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей.

Круг Выготского-Лурия

Выготский и Лурия неформально сотрудничали с другими психологами, педагогами, медицинскими специалистами, физиологами и неврологами. Основание интегративной науки о разуме, мозге и поведении в их биосоциальном развитии было основной работой Круга. Они включали идеи социальных и межличностных отношений, практики эмпирических научных исследований и «сталинскую науку», основанную на дискурсивных практиках советской науки 1930-х годов. В исследования теории Выготского в разные периоды времени принимало участие около трех десятков человек.

В 1924 году Круг был образован в Москве после того, как Выготский переехал туда из Гомеля, Беларусь. В Институте психологии он познакомился с Занковым, Сольвьевым, Сахаровым и Варшавой, а также с Александром Луриа, с которым он и дальше будет сотрудничать.

Группа росла постепенно, и все исследования проводились в Москве, Харькове и Ленинграде, расположенных в Советском Союзе. Когда в Советский Союз вторглась Германия во время Великой Отечественной войны (1941 г.), группа распалась, и любые дальнейшие поствыготские исследования после начала Второй мировой войны проводили Лурия, Леонтьев, Занков и Эльконин.

Возникновение исторической психологии

Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».

Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».

В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития. Усвоение должно проходить через трансляцию знаковых систем (мнемотехники, религиозных и бытовых символов, языка) от поколения к поколению.

В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм — развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.

Замечание 1

Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном — они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.

Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту говоря, они рассматривали социальные процессы по стандартной схеме, как в биологии — «стимул-реакция».

Суть концепции

Выготский рассматривал исторический подход как основной принцип формирования психики человека. Ученый противопоставил свое видение культурно-исторического развития натуралистической и биологической концепции личности.

Идеи об историческом развитии и трансформации психических механизмов в контексте онтогенеза и общественно-исторического развития Выготский сделал предметом психологических исследований. Трансформация понималась ученым как обязательный результат овладения предметами культуры при общении с другими людьми.

В основе исследований Выготского лежали 2 гипотезы:

  1. отражающая опосредованный характер психических функций;
  2. касающаяся происхождения когнитивных процессов на основе первоначальной внешней деятельности и интериоризированной.

 В гипотезе об интериоризации психическая активность исходит из внешней, сохраняет ее основные черты  —  социальность и орудийность. В ходе исследования этих черт психической активности личности Выготский сформулировал также закон о высших психических функциях.

Произвольный характер высших психических функций автор концепции рассматривал с точки зрения целенаправленности

В процессе индивидуального развития ребенок овладевает умение управлять собственной психической деятельностью, учится запоминать, обращает внимание на малоинтересное, чтобы добиться поставленной цели. . Внутреннее орудие (знак, фиксированный в слове или другой системе) дает ребенку возможность овладеть деятельностью психической сферы

Речь Выготский трактовал как универсальную систему знаков, которая позволяет ребенку развить все остальные когнитивные функции

Внутреннее орудие (знак, фиксированный в слове или другой системе) дает ребенку возможность овладеть деятельностью психической сферы. Речь Выготский трактовал как универсальную систему знаков, которая позволяет ребенку развить все остальные когнитивные функции.

В соответствии с первой гипотезой Выготского, специфические признаки психики человека возникают на фоне превращения непосредственных (“натуральных”) процессов в опосредованные. Происходит это за счет появления стимула.

Согласно второй гипотезы Выготского, схема психических процессов возникает в условиях, когда в качестве опосредующего звена выступает внешний стимул и соответствующий процесс принимает внешнюю форму. Этот постулат объясняет социальное происхождение нового психического образования, которое формируется в процессе общения. 

По словам Выготского, все внутреннее первоначально носило внешний характер. Каждая высшая форма психической активности обязательно проходит стадию внешнего развития. В данном контексте под словом “внешний” имеется в виду “социальный”.  Каждая высшая функция психики носила внешний характер потому, что была сначала социальной (в отношениях двух людей), а только потом перешла во внутренний план. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: