История психолингвистики
Сам термин психолингвистика впервые был употреблен в 1946 году Николаем Пронко. У психолингвистики три основных теоретических источника. Первый — психологическое направление в языкознании. Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражение культуры народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент, и тем самым принадлежит индивидууму. Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека. Одной из ключевых теорий в истории психолингвистики стала гипотеза Сепира — Уорфа (гипотеза лингвистической относительности). Именно благодаря активному интересу Б. Л. Уорфа к взаимоотношению языка и мышления этот вопрос стал активно подниматься и изучаться в научном мире.
Второй источник психолингвистики — работы американских структуралистов, и, прежде всего, Н. Хомского, который полагал, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.
Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация). В концепции Л. В. Щербыпостулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языковой деятельности (как говорения и понимания речи). Отечественная психолингвистика сформировалась, прежде всего, как теория речевой деятельности.
Психология и лингвистика
Эта дисциплина находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношения языка, мышления и сознания.
Известно, что язык является формой коммуникации (средство общения), а речь стала инструментом передачи мыслей. Исторически сложилось, что на определенной территории люди начали образовывать свои виды общения, посылать и принимать идеи друг-друга. В дальнейшем, образовалась замкнутая система языка и свободы мыслей.
Однако, в современном веке, когда уже почти вся информация для нас доступна, сколько людей мы за всю жизнь слышали, столько и мнений, мы получаем, образуем для себя новые разделы знаний в папках своего ума и многое не воспринимает, т.к. не входит в наше понимание. Почему одни люди схватывают информацию быстро, другие же более медлительны, как люди создают новые слова, как все влияет на нас физически и морально.
Для этих вопросов и появилась смесь психологии и лингвистики.
Данная сфера весьма обширна, главным термином психолингвистики является как изучение психологического и физического направления в языкознании.
Предмет изучает:
История образования и развития речи
Многие языки постоянно обновляются (кроме латинского мертвого языка), а старое не нужное из языка забывается, превращаясь в архаизм. Часто утраченные слова восстанавливаются в обиходе, но уже поменяв смысловую подачу.
Восприятие речи и организация поведения с помощью речи
Мы не замечаем как получилось, что с детства начали воспринимать речь старших как данность еще до того как сказали первое слово. Как ведем себя при общении, как одно слово, но в разных интонациях и разных высказываниях несет противоположные умозаключения. Современная наука изучает данный аспект (связь физиологии и психологии).
Изучение иностранных языков
Каждый человек индивидуален и у каждого есть склонность к изучению иностранного конкретного, дополнительного языка. Одни личности полиглоты, а другие же могут максимум выучить или частично только один язык.
Нарушение речевых процессов.
Благодаря изучению нарушений речевых процессов, медицина может помочь обнаружить источник бед и помочь его уменьшить или уничтожить.
Предмет разделяется на виды:
Общая психолингвистика исследует подтверждения фактического языкового сознания, характеризующиеся носителям языка исключая особенности их речевой, биографической истории. В качестве объекта исследования берется средний образ взрослой здоровой языковой личности на определенной территории, отталкивая индивидуально-физиологических и социальных отличий людей.
Частная психолингвистика анализирует и изучает различные области развития, функционирования языка в речевом поведении и деятельности индивидуума более скрупулезно. Проводит исследование различий между парой противоречивых индивидуумов, выявляя точку расхождения и соприкосновений, передается уже в общую науку.
Социальная психолингвистика – в рассмотрении индивидуальных, психологических и физических особенностей языковой индивидуальности, делает акцент на отличиях в речевом поведении, деятельности, речемыслительных проявлениях, которые продиктованы социально-психологическими особенностями существования людей.
Возрастная психолингвистика – наблюдение и исследование становления языковой личности в индивидуальном развитии человека. Известно, что личность каждые 3 года видоизменяется частично, связано с пережитыми стрессовыми ситуациями, получения нового опыта, переход интересов и т.д. В связи с этим, речь может изменится.
Предмет психолингвистики и главные принципы исследований
Интерес психолингвистики прикован к исследованию речевой деятельности человека с использованием психологических методов наблюдения и интерпретации. Понятие самой речи определяется психолингвистами как универсальное средство коммуникации с целью развития разных видов деятельности – трудовой, познавательной или игровой.
Исследуя природу языка как формы человеческой деятельности, ученые выделяют две возможные гипотезы возникновения языка:
- язык как инстинкт (Ноам Хомский, Стивен Пинкер);
- язык как наследственный рефлекс (Фредерик Скиннер).
У психолингвистики нет четко определённого предмета – исследование речи является комплексным и многогранным понятием (советуем, кстати, на эту тему почитать нашу статью «Язык и мышление»). Поэтому ее научный интерес сосредоточен на стыке взаимосвязи психологии с лингвистикой и предусматривает такие направления:
- психологические и лингвистические аспекты человеческой речи;
- использование языка в коммуникации, его социальные, политические и психологические аспекты;
- механизмы реализации и функции речи в обществе;
- проблемы реализации речи, ограничения общения;
- система языка и ее структура;
- соотношение психики и языка;
- разные виды коммуникации (устной, письменной).
Несмотря на разнообразный предмет, объект исследования только один – это человек, носитель языка, и его речевая коммуникация.
Фундаментальными принципами психолингвистики являются утверждения:
все формы речи занимают важное место в жизни человека и используются с определенными целями;
речь является многообразной системой, которая объединяет лексические, семантические, морфологические и синтаксические аспекты языка;
целостность речевой деятельности проявляется во взаимосвязи внутренней необходимости человека и реализации той или иной структуры языка под влиянием внешних факторов;
семантика речи всегда обусловливается деятельностью и целью коммуникации;
всегда существует неразрывная и сложная связь между речью и человеком, она проявляется в одновременном сочетании мировоззрения, социальной необходимости, психических и внешних условий;
генетический принцип раскрывает многие аспекты использования языка в разные периоды жизни: сначала человек формирует устную речь, потом «кинетическую» и письменную (также с возрастом речь человека может меняться – от простой до более сложной, и наоборот).
В зависимости от предмета, подхода и методологии, психолингвистика может изучать язык и речь на разных уровнях формирования. Каждая речевая деятельность включает в себя такие стадии реализации:
- Мотив, потребность в выражении.
- Анализ ситуации – односторонний или многосторонний.
- Принятие решения и выбор формы выражения при помощи вербальной или невербальной речевой деятельности.
- Выполнение действия.
- Слияние или не слияние результатов с мотивами.
Описывая предметную сферу интереса, психолингвист Стивен Пинкер обозначает ее так: «Психолингвистов интересуют ментальные процессы, которые длятся несколько милисекунд».
Программы изучения развития речи ребенка.
Внимание к речи ребенка традиционно для психолингвистики любых ориентаций. Преобладающим является чисто феноменологический подход: описывается или речевое развитие одного ребенка (по возможности охватываются все уровни языка), или изучаются частные феномены, свойственные речи большинства детей на некотором этапе развития. Так, исследователей всегда занимали первые детские «слова»
Оказалось, что они не являются словами в обычном понимании, поскольку соотносятся одновременно с разными лицами, предметами и ситуациями, окружающими ребенка. Многочисленные звукокомплексы наподобие детского «дай» выступают не в функции слов, а в функции целостных высказываний, при этом контекстно-обусловленных: за одним и тем же звукокомплексом может стоять смысл ‘я голоден’, ‘мне нужно твое внимание’, ‘хочу потрогать этот предмет’ и т.п
Так, исследователей всегда занимали первые детские «слова». Оказалось, что они не являются словами в обычном понимании, поскольку соотносятся одновременно с разными лицами, предметами и ситуациями, окружающими ребенка
Многочисленные звукокомплексы наподобие детского «дай» выступают не в функции слов, а в функции целостных высказываний, при этом контекстно-обусловленных: за одним и тем же звукокомплексом может стоять смысл ‘я голоден’, ‘мне нужно твое внимание’, ‘хочу потрогать этот предмет’ и т.п
Много внимания уделяется изучению детских неологизмов в области словообразования, поскольку в этом проявляется важная динамическая составляющая порождения речи. Интерес вызывает процесс освоения ребенком системы местоимений и прежде всего – правильное использование местоимения первого лица. В отдельную задачу выделилась проблема наррации у ребенка, т.е. специфические для детей определенного возраста трудности при построении связного текста. Особое место в исследованиях речи ребенка принадлежит изучению роли языка как знаковой системы, которая служит наиболее эффективной поддержкой при совершении любых логических операций.
Онтогенез речи
Основная статья: Усвоение языка
«Говорящие животные»
Основная статья: Говорящие животные
Основная статья: Феномен «говорящих» обезьян
Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку, животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем трёхлетний ребёнок. Среди самых известных «говорящих животных»: горилла Коко, шимпанзе-бонобо Канзи, шимпанзе Вики, шимпанзе Уошо, шимпанзе Чимпски, шимпанзе Лана, шимпанзе Сара, дельфин Элвар, дельфины Феникс и Акекамаи, тюлень Гувер.
Речевое развитие ребёнка
Основная статья: Развитие речи
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.
Критический возраст
Основная статья: Дети джунглей
Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет).
Ошибки при освоении языка
При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.
Синтаксис детской речи
Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».
Овладение значением слова
Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.
Изучение детской речи
Основная статья: Онтолингвистика
В психолингвистике последних лет изучение детской речи выделилось в отдельную отрасль: онтогенез речи ребёнка или онтолингвистика, англ. developmental psycholinguistics. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.
При усвоении второго языка человек сталкивается с трудностями, исследование которых важно само по себе и может быть полезным для изучения речевых и мыслительных процессов, пролить свет на процесс приобретения родного языка.
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
кЕНМРЭЕБ ю. ю. «нЯМНБШ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ». л., 2003.- 287 Я. ISBN 5-89357-141-X (яЛШЯК) ISBN 5-8114-0488 (кЮМЭ)
яЮУЮПМШИ к. б. «бБЕДЕМХЕ Б ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙС». к., 1989.- 181 Я. ISBN 5-288-00156-1
тПСЛЙХМЮ п. л. «оЯХУНКХМЦБХЯРХЙЮ». л., 2003.- 316 Я. ISBN 5-7695-0726-8
жЕИРКХМ я. м. ъГШЙ Х ПЕА╦МНЙ. кХМЦБХЯРХЙЮ ДЕРЯЙНИ ПЕВХ. л.: бКЮДНЯ, 2000.- 240 Я.
юУСРХМЮ р.б. оНПНФДЕМХЕ ПЕВХ. мЕИПНКХМЦБХЯРХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ ЯХМРЮЙЯХЯЮ. л., хГД-БН лцс, 1989. хГД. 3-Е. л.: хГД-БН кйх, 2008. -215 Я. ISBN 978-5-382-00615-4
юУСРХМЮ р.б. лНДЕКЭ ОНПНФДЕМХЪ ПЕВХ кЕНМРЭЕБЮ – пЪАНБНИ: 1967 – 2005. б ЙМ.: оЯХУНКНЦХЪ, КХМЦБХЯРХЙЮ Х ЛЕФДХЯЖХОКХМЮПМШЕ ЯБЪГХ: яАНПМХЙ МЮСВМШУ ПЮАНР Й 70-КЕРХЧ ЯН ДМЪ ПНФДЕМХЪ юКЕЙЯЕЪ юКЕЙЯЕЕБХВЮ кЕНМРЭЕБЮ. оНД ПЕД. р.б. юУСРХМНИ Х д.ю. кЕНМРЭЕБЮ. л., яЛШЯК, 2008, Я. 79 – 104. ISBN978-5-89357-264-3
Harley T. A. The psychology of language, 1995.
Kess J. Psycholinguistics, 1992.
↑хЯРНПХЪ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ
оЯХУНКХМЦБХЯРХВЕЯЙХИ ОНДУНД Й ХГСВЕМХЧ ЪГШЙЮ БНГМХЙ ГЮДНКЦН ДН РНЦН, ЙЮЙ Б ЯЕПЕДХМЕ XX-ЦН БЕЙЮ АШКН НТХЖХЮКЭМН НТНПЛКЕМН МЮСВМНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ Я РЮЙХЛ МЮГБЮМХЕЛ. оПЕДРЕВЮЛХ ЯНБПЕЛЕММНИ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ ЛНФМН ЯВХРЮРЭ МЕЛЕЖЙНЦН ТХКНЯНТЮ Х КХМЦБХЯРЮ б. ТНМ цСЛАНКЭДРЮ, ПСЯЯЙНЦН ТХКНКНЦЮ ю. ю. оНРЕАМЧ Х НЯМНБЮРЕКЪ йЮГЮМЯЙНИ КХМЦБХЯРХВЕЯЙНИ ЬЙНКШ х. ю. аНДСЩМЮ-ДЕ-йСПРЕМЩ.
кЕРНЛ 1951 ЦНДЮ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЕ КХМЦБХЯРШ Х ОЯХУНКНЦХ НПЦЮМХГНБЮКХ ОЕПБШИ ЯНБЛЕЯРМШИ ЯЕЛХМЮП Б йНПМЕККЭЯЙНЛ СМХБЕПЯХРЕРЕ, МЮ ЙНРНПНЛ АШКН НАЗЪБКЕМН Н ЯНГДЮМХХ йНЛХРЕРЮ ОН КХМЦБХЯРХЙЕ Х ОЯХУНКНЦХХ, БН ЦКЮБЕ ЙНРНПНЦН БЯРЮК в. нЯЦСД. я РЕУ ОНП ЩРЮ ДЮРЮ ЯВХРЮЕРЯЪ ДЮРНИ ПНФДЕМХЪ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ ЙЮЙ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМНЦН МЮСВМНЦН МЮОПЮБКЕМХЪ. оН ХРНЦЮЛ ПЮАНРШ БРНПНЦН ОНДНАМНЦН ЯЕЛХМЮПЮ, ЯНЯРНЪБЬЕЦНЯЪ КЕРНЛ 1953 ЦНДЮ, АШК БШОСЫЕМ ОЕПБШИ ЯНБЛЕЯРМШИ ЯАНПМХЙ «Psycholinguistics. ю survey of theory and research problems» (1954) ОНД ПЕДЮЙЖХЕИ в. нЯЦСДЮ Х р. яХАЕНЙЮ, Б ЙНРНПНЛ АШКХ НОХЯЮМШ РПХ ХЯРНВМХЙЮ МНБНИ МЮСЙХ: РЕНПХЪ ЙНЛЛСМХЙЮЖХХ й. ьЕММНМЮ, ДЕЯЙПХОРХБМЮЪ КХМЦБХЯРХЙЮ дФ. цПХМАЕПЦЮ Х МЕНАХУЕБХНПХЯРЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ в. нЯЦСДЮ.
нДМЮЙН МЮЯРНЪЫЮЪ ХГБЕЯРМНЯРЭ ОПХЬКЮ Й ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙЕ РНКЭЙН Я ОНЪБКЕМХЕЛ Б ЕЕ ПЪДЮУ ПЮАНР м. уНЛЯЙНЦН, ЙНРНПШИ, БН-ОЕПБШУ, БОЕПБШЕ БННПСФХК (ОЯХУН)КХМЦБХЯРХЙС ОНВРХ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХ РНВМШЛ ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙХЛ ЮООЮПЮРНЛ («яХМРЮЙЯХВЕЯЙХЕ ЯРПСЙРСПШ», 1957) Х, БН-БРНПШУ, Б ПЮГБЕПМСРНИ ПЕЖЕМГХХ (1959) МЮ ЙМХЦС а. яЙХММЕПЮ «пЕВЕБНЕ ОНБЕДЕМХЕ» (1957) ОНЙЮГЮК, ВРН (МЕН)АХУЕБХНПХЯРХВЕЯЙХЕ ХДЕХ ОКНУН ОНДУНДЪР ДКЪ ЮМЮКХГЮ ЕЯРЕЯРБЕММНЦН ЪГШЙЮ. мЕЛЮКНБЮФМСЧ ПНКЭ Б СЯРЮМНБКЕМХХ УНЛЯЙХЮМЯЙНЦН ЩРЮОЮ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ Б ЬЕЯРХДЕЯЪРШУ ЦНДЮУ ЯШЦПЮКЮ РЮЙФЕ АЕГНЦНБНПНВМЮЪ ОНДДЕПФЙЮ ЕЦН ХДЕИ ЮБРНПХРЕРМШЛ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ ОЯХУНКНЦНЛ дФ. лХККЕПНЛ.
мН ОНЯРЕОЕММН МЕЙНРНПШЛ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛ ОЯХУНКХМЦБХЯРЮЛ (ЙЮЙ ХЯУНДМШЛ ЯРНПНММХЙЮЛ ХДЕИ уНЛЯЙНЦН Х лХККЕПЮ, РЮЙ Х ХУ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШЛ НООНМЕМРЮЛ – л. цЮППЕРРС, д. яКНАХМС, р. аЕБЕПС, дФ. аПСМЕПС, дФ. бЕПВС) ЯРЮКХ НВЕБХДМШ МЕДНЯРЮРЙХ РПЮМЯТНПЛЮЖХНММНИ Х ОНЯКЕДСЧЫЕИ ГЮ МЕИ РЕНПХЪЛХ м. уНЛЯЙНЦН. хУ ПЮАНРШ ОНДЦНРНБХКХ ОНВБС ДКЪ РНЦН, ВРНАШ ОНЯКЕ НОСАКХЙНБЮМХЪ Б 1983 ЦНДС ЙМХЦХ дФ. ю. тНДНПЮ «Modularity of mind» МЮ ЯЛЕМС УНЛЯЙХЮМЯЙНИ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙЕ ОПХЬЕК ЙНЦМХРХБМШИ ЛНДСКЪПМШИ ОНДУНД: ОЯХУНКХМЦБХЯРШ ОЕПЕЯРЮКХ ОПХГМЮБЮРЭ ОЕПБНЯРЕОЕММСЧ Х ХЯЙКЧВХРЕКЭМСЧ ПНКЭ КХМЦБХЯРХЙХ Х, Б НЯНАЕММНЯРХ, ЕЦН ЯХМРЮЙЯХВЕЯЙНИ ЯНЯРЮБКЪЧЫЕИ, Х БМНБЭ ЯРЮКХ НАПЮЫЮРЭ АНКЭЬЕ БМХЛЮМХЪ МЮ ДПСЦХЕ ЙНЦМХРХБМШЕ ЛНДСКХ ОПНЖЕЯЯЮ ПЕВЕБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. хМРЕПЕЯ Й ХДЕЪЛ ЛНДСКЪПМНЯРХ Б МЕЛЮКНБЮФМНИ ЯРЕОЕМХ АШК ОНДНЦПЕР Х ЯРПЕЛХРЕКЭМН ПЮГБХБЮБЬХЛХЯЪ Б РЕ ЦНДШ МНБШЛХ БШЯНЙНРНВМШЛХ ЛЕРНДЮЛХ ОЯХУНКХМЦБХЯРХВЕЯЙНЦН ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮ; Б ВЮЯРМНЯРХ, ЯЛ. НОХЯЮМХЕ ЛЕРНДЮ ГЮОХЯХ ДБХФЕМХЪ ЦКЮГ.
еЯКХ ОЕПБШЕ ДБЮ ЩРЮОЮ ПЮГБХРХЪ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ АШКХ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛХ, РН Я ЯЕПЕДХМШ ЯЕЛХДЕЯЪРШУ ЦНДНБ АКЮЦНДЮПЪ ПЮАНРЮЛ п. пСЛЛЕРТЕИРЮ, дФ. дФНМЯНМ-кЩИПДЮ, ф. лЕКЕПЮ, ф. мСЮГЕ Х ДП. ЯБНЕ ОЯХУНКХМЦБХЯРХВЕЯЙНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ НАПЮГНБЮКНЯЭ Х Б еБПНОЕ.
б яНБЕРЯЙНЛ яНЧГЕ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙЮ, МЮГШБЮБЬЮЪЯЪ РЕНПХЕИ ПЕВЕБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ, БНГМХЙКЮ Б ЯЕПЕДХМЕ ЬЕЯРХДЕЯЪРШУ ЦНДНБ XX БЕЙЮ МЮ НЯМНБЕ ДЕЪРЕКЭМНЯРМНЦН ОНДУНДЮ Й ОЯХУХЙЕ, ПЮГБХБЮБЬЕЦНЯЪ Я ЯЕПЕДХМШ 1930-У ЦНДНБ Б ПЮЛЙЮУ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ЬЙНКШ к. я. бШЦНРЯЙНЦН Х ЕЦН ЯНПЮРМХЙНБ ю. м. кЕНМРЭЕБЮ, ю. п. кСПХЪ, я. к. пСАХМЬРЕИМЮ Х ДП. нЯМНБШ РЕНПХХ ПЕВЕБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ АШКХ ЯТНПЛСКХПНБЮМШ Б ПЮАНРЮУ ю. ю. кЕНМРЭЕБЮ. тСМДЮЛЕМРНЛ ПЮГБХРХЪ ПНЯЯХИЯЙНИ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ ЯРЮКХ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ к. я. бШЦНРЯЙНЦН Н ЯНЖХЮКЭМНЛ ЦЕМЕГЕ БШЯЬХУ ОЯХУХВЕЯЙХУ ТСМЙЖХИ, Б РНЛ ВХЯКЕ ПЕВХ, Н ДХМЮЛХЙЕ ГМЮВЕМХЪ ЯКНБЮ Б УНДЕ ПЮГБХРХЪ ПЕВХ Х ЛШЬКЕМХЪ С ДЕРЕИ, Н ОЕПЕУНДЕ НР ЛШЯКХ Й ЯКНБС ЙЮЙ ОПНЖЕЯЯЕ «ТНПЛХПНБЮМХЪ ЛШЯКХ Б ЯКНБЕ».
яНБПЕЛЕММШИ ОЕПХНД ПЮГБХРХЪ ОЯХУНКХМЦБХЯРХЙХ УЮПЮЙРЕПХГСЕРЯЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ЕЕ ЯРЮРСЯНЛ ЙЮЙ НДМНИ ХГ ЙНЦМХРХБМШУ МЮСЙ. дЮММШИ ЯРЮРСЯ НАЪГШБЮЕР СВЕМШУ-ОЯХУНКХМЦБХЯРНБ БЯЕПЭЕГ НРМНЯХРЭЯЪ Й ЛЕФДХЯЖХОКХМЮПМНЯРХ ЯБНЕИ МЮСЙХ Х Й МЕНАУНДХЛНЯРХ СВХРШБЮРЭ Б ЯБНЕИ ПЮАНРЕ ОНЯКЕДМХЕ ДНЯРХФЕМХЪ КХМЦБХЯРНБ, ОЯХУНКНЦНБ, МЕИПНТХГХНКНЦНБ, ТХКНЯНТНБ Х ЯОЕЖХЮКХЯРНБ ХГ НАКЮЯРХ ХЯЙСЯЯРБЕММНЦН ХМРЕККЕЙРЮ.
Этнолингвистика[править | править код]
Относясь к духовной культуре, язык не может её не отражать и тем самым не может не влиять на понимание мира носителями языка. Согласно гипотезе лингвистической относительности Л. Уорфа и Э. Сепира, структура национального языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. В отечественной психолингвистике существует теория лакун, которая объясняет условия существования элементов национальной специфики лингвокультурной общности. Лакуны бывают языковые и этнографические. Восстанавливаются лакуны с помощью толкования, перевода и комментирования.
Элементом владения культурой считается знание её носителями прецедентных текстов, разных для каждой культуры (субкультуры) и своего времени.
Интеркультурные контактыправить | править код
При интеркультурных контактах человек проходит ряд этапов (нулевая фаза, вживание в культуру, адаптация, этап равновесия, адаптация по возвращении). При общении с представителями другой культуры нередок культурный шок как состояние непринятия чуждой культуры. Нередко возникает также и лингвистический шок как состояние удивления при восприятии элементов другого языка, похожих на слова его родного языка.
Билингвизмправить | править код
Владение двумя или более языками называется билингвизмом. По возрасту, в котором происходит усвоение второго языка, различают билингвизм ранний и поздний. Различают также билингвизм рецептивный (воспринимающий), репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (производящий), последний из которых является целью изучения иностранного языка. Речь человека при переходе на другой язык не свободна от интерференции.
В речи иностранца неизбежны фонетические, графические, орфографические, морфологические, лексические и синтаксические ошибки. Ошибки бывают как коммуникативные, так и некоммуникативные.
Особую группу билингвов составляют люди, родной язык которых оказался не нужным в уловиях эмиграции. Восстановление языка их родителей представляет сложную методическую задачу для преподавателей (см. статью Дети с русским языковым наследием)
См. статью Этнолингвистика.
Направление используют
|
Исследовательский центр «Отраз — Живые образы русского языка» (Красноярск), Лингвацентр будущего Lexika (Киев), Международный центр психологии и развития в Барнауле (Барнаул), Нейроинженерия Жизни (Санкт-Петербург), Центр исследования лжи (Тюмень), Центр медицинской психологии, психосоматики и психотерапии (Симферополь), Черникова Ольга (Белгород). |
||
|
Алексей Костричкин (Москва), Дина Никуличева (Москва), Ирина Медведева (Москва), Лиана Манвелян (Москва), Марина Валерьевна Поспелова (Москва), Оксана Ерёменко (Москва), Александра Кузьмина (Москва), Анастасия Королева (Москва), Виктория Тазина (Москва), Дмитрий Зырянов (Москва), Инга Ингулова (Москва), Ирина Крюкова (Москва), Наталья Николаевна Костарева (Москва), Ольга Студёнова (Москва), Филипп Литвиненко (Москва), Наталья Александровна Жевага (Калининград), Осман Джан (Турция), Светлана Васильевна Пичугина (Нижневартовск), Татьяна Вадимовна Королёва (Нижневартовск), Татьяна Владимировна Черниговская (Санкт-Петербург). Ещё тренеры 16 |
||
|
Алексей Костричкин (Москва), Ирина Медведева (Москва), Лиана Манвелян (Москва), Марина Валерьевна Поспелова (Москва), Оксана Ерёменко (Москва), Юлия Брезгунова (Москва), Елена Сергеевна Пастерская (Москва), Инга Ингулова (Москва), Ирина Крюкова (Москва), Наталья Николаевна Костарева (Москва), Ольга Студёнова (Москва), Филипп Литвиненко (Москва), Елена Осипова (Санкт-Петербург), Ангелина Григорьевна Каменская (Пермь), Татьяна Вадимовна Королёва (Нижневартовск), Светлана Васильевна Пичугина (Нижневартовск), Осман Джан (Турция), Анна Краснова (Киев), Наталья Александровна Жевага (Калининград), Наталья Владимировна Шейхалиева (Крым). Ещё консультанты 8 |
|
Спасибо, за интерес к теме «что такое Психолингвистика»!
Краткий экскурс в историю психолингвистики
До возникновения психолингвистики в середине прошлого столетия учеными в области психологии и языкознания разрабатывались психолингвистические идеи, относящиеся к сфере будущей науки.
Таким образом, речь, как высшая функция психики, и язык, как средство речевой деятельности, являлись предметом изучения и психологов, и лингвистов. К середине ХХ века накопленного материала было достаточно, чтобы объединить усилия ученых этих двух наук.
Труды одного из основоположников отечественной психолингвистики Л.С. Выготского, а также других научных деятелей, таких как
послужили предпосылкой для возникновения психолингвистики как отдельной науки. Немалую роль в этом сыграли и американские ученые
Становление отечественной психолингвистики приходится на 60-е годы ХХ столетия. Благодаря своим лучшим представителям —
психолингвистическая школа активно развивается и своими достижениями завоевывает мировое признание.
Современная психолингвистика в России ориентируется на изучение процессов порождения речи, ее понимания; на анализ способности человека мыслить, определять свое отношение к действительности и отражать это в своей речи. Сегодня прикладная психолингвистика активно развивается и имеет большие перспективы.
Развитие науки можно разбить на три этапа.
Психолингвистика первого поколения
Этот этап психолингвистики относится к пятидесятым годам 20 века и характеризуется доминированием концепции американского ученого Чарлза Осгуда.
Ее отличают:
- психологическое направление — речевые действия трактуются с психологической точки зрения;
- реактивизм, когда теория речи выглядит как схема «стимул — реакция» в виде речевого приспособления к среде;
- атомизм, когда слова усваиваются отдельно, а затем обобщаются;
- индивидуализм, когда процесс коммуникации упрощен до схемы «говорящий — слушающий».
Психолингвистика второго поколения
Второй этап — психолингвистика американских ученых Н. Хомского и Дж. Миллера, шестидесятые годы 20 века.
Ее особенности:
лингвистическая ориентация — большое внимание уделено языковой грамматике;
алгоритмичность, когда предложение рассматривается отдельно от коммуникативной ситуации и изолируется от целостного осмысленного текста;
изоляционизм — провозглашение идеи универсальных правил владения языком, согласно которой человек может без труда освоить любой язык;
преодоление атомизма — не просто освоение отдельных слов, а умение составить высказывание.
Психолингвистика третьего поколения
Психолингвистика 3 поколения начинает свой отсчет с середины 1970-х гг. и связана с именами Д. Верча, Ж. Мелера, Ж. Нуазе, Д. Дюбуа, Р. Румметфейта.
Ее отличия:
- ориентация на когнитивную (познавательную) психологию;
- неприемлемость принципа реактивности;
- преодоление изоляционизма — психолингвистические процессы рассматриваются в связи с мышлением, общением, памятью.
Прикладная психолингвистика
В своём прикладном аспекте психолингвистика может быть связана практически со всеми прикладными областями психологии: с педагогической и медицинской психологией, патопсихологией, нейропсихологией, психиатрией и коррекционной педагогикой. (дефектологией), инженерной, космической и военной психологией, психологией труда, судебной и юридической психологией, наконец, с политической психологией и психологией массовой коммуникации, психологией рекламы и пропаганды. В сущности, именно эти прикладные дисциплины и возникающие перед ними задачи лингвистического характера служат в настоящее время стимулами к развитию психолингвистики как самостоятельной научной области.
Порождение речи
Процесс производства речи практически не наблюдаем — и поэтому достаточно сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определёнными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную. С психологической точки зрения процесс порождения речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом. Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове (Л. С. Выготский). Речь тем самым представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.
Нейролингвистическое программирование
НЛП, или нейролингвистическое программирование, — это популярное направление практической психологии. НЛП разрабатывает прикладные техники, повышающие эффективность коммуникаций для получения преимуществ в различных сферах деятельности человека.
- помогает глубже понимать смысл речи собеседника,
- делать свою речь более гибкой для восприятия,
- владеть невербальными приемами общения,
- управлять своей мотивацией и эмоциональным состоянием,
- исцелять фобии и психологические травмы, поддерживать свое психическое здоровье,
- определять глубинные переживания человека и устанавливать с ним доверительный контакт и пр.
В научных кругах нейролингвистическое программирование относят ко лженауке из-за невозможности полноценного обоснования его теоретических положений.
Также НЛП подвергается критике по этическим соображениям. Поощрение манипуляций людскими ресурсами, воздействие на человека против его воли при решении своих задач, несоблюдение специалистами НЛП норм морали и нравственности порождают вопросы этического характера и беспощадную критику этой «псевдонауки».
Несмотря на неоднозначное отношение к данной дисциплине, ее приемы работают и приносят пользу, если соблюдать экологичность в их применении.
А теперь поговорим об основах психолингвистики.
А что же дальше?
Вот и подошло к завершению наше информационное погружение в научные глубины нейролингвистики и психолингвистики. Надеемся, что интерес к ним у вас не погас.
Если у вас есть желание овладеть навыками вербального и невербального общения, научиться управлять своими эмоциями, устанавливать контакты и строить доверительные отношения, выучить иностранный язык или усовершенствовать родной, то эти знания не будут лишними — они раскрывают механизмы, которые лежат в их основе.
Ну, а если наша статья побудила вас к познанию более детальному — успехов, захватывающих идей и неограниченных возможностей!