Ребенок-Родитель-Взрослый
Есть книга Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». В этих книгах он описывает три социальных состояния людей: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». И данные роли могут проявляться в любом взаимодействии с другими людьми. Например, жена обижается, если муж разговаривает со своей матерью очень долго
Тут у жены проявляется роль ребенка, так как хочет получить внимание от супруга. Можно назвать ревностью
Я не буду долго описывать все роли, лучше сами прочитайте эти книги, они очень интересны и многое можно понять в поведении людей. Но скажу, что самое эффективное это быть просто взрослым. Взрослый не играет в игры, а просто как сторонний наблюдатель, берет всю ответственность за происходящее на себя. Такие люди есть адекватные.
\
Проверка психологических знаний на себе
Особенность психологического знания состоит в том, что оно проверяется при проживании определенной жизненной ситуации. Отсюда вытекает особенность психологического просвещения: владение психологом феноменологией жизненного опыта, проявляющегося в рефлексии личности при переживании проблемных ситуаций, умении анализировать опыт окружающих людей. Человек должен узнавать себя в психологическом знании, а для этого любую научную закономерность, психологу нужно иллюстрировать узнаваемой жизненной ситуацией. Иначе психологическое знание не будет узнаваемым, а, следовательно, понимаемым и принимаемым. Существует множество примеров художественных текстов, описывающих различные психологические состояния: переживание, радость, восторг, горе. Такие примеры можно найти в классической литературе, у современных писателей.
Приведем пример психологического текста: «Какие могут быть выходы в ситуации, когда цели есть, стремления к движению есть, но они совершенно невозможны, блокированы? Можно остановиться и подумать о том, что происходит и подождать, и еще больше – можно вернуться назад: на то плато, с которого взобрались на этот склон, который оказался слишком сложным. Что значит – остановиться?» Здесь можно выделить главные акценты: «остановиться, подождать, вернуться» и продолжить ассоциативный ряд: остаться, опоздать, не успеть и т.д. Описано состояние ожидания, чувство западни, когда невозможно продвинуться ни назад, ни вперед. Причем это ожидание отрицательного характера, типа «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять». Может ли быть ожидание положительным? Да, когда оно наполнено смыслом, пониманием, что происходит, сути происходящего. «Словно в сосновом бору – смотришь на вековые деревья и внутренне замираешь, чувствуя, что на самом деле всему свое время… Есть другое измерение времени-пространства: внутреннее. И эти часы идут по своему ритму
Важно остановиться и почувствовать их ход. Позволить себе это
Это ожидание есть замирание в предвкушении Чуда. И так здорово уже сейчас, и неважно, что случится потом». Позитивное ожидание можно сравнить с заныриванием в глубину, важно понять самую суть происходящего и вынырнуть уже с другими смыслами, другими ресурсами.
Замечание 2
В ходе психологического просвещения необходим достаточный уровень личностной рефлексии. Осмысление собственного сознания и собственных действий. Поэтому занятия по психологическому просвещению возможны, начиная с подросткового возраста, младший школьник может получать только элементы психологических знаний.
Отличия житейской от научной психологии
Описываемое понятие можно рассматривать в качестве фундамента научного ученья о душе
Ведь учёные деятели, обращая внимание на какой-либо феномен, встречаемый в бытие, впоследствии поддают его всеобъемлющему анализу. Научные данные применяются в жизнедеятельности с целью разрешения проблемных ситуаций
Отсюда житейская и научная психология характеризуются массой точек соприкосновения.
Научный эквивалент ученья о душе анализирует сходства, различия, ситуации, становящиеся базисом получения информации о внутренней составляющей индивидов и человеческом взаимодействии, а также производит сравнение житейской и научной психологии.
Ниже приведены ключевые отличия одного ученья от другого. Прежде всего, эти две разновидности психологии рознит объект изучения. Обыденная житейская психология изучает условия либо конкретного субъекта, научная – психические процессы. Например, первая – говорит, что абсолютно все индивиды разные, а научная – это утверждение объясняет спецификой психических процессов (темперамент).
Житейская психология обрисовывает конкретные обстоятельства и конкретных субъектов, что зачастую носит абстрактный либо стереотипный характер. Научная дисциплина обобщает, группирует, систематизирует.
Житейская психология использует самонаблюдение и неорганизованное наблюдение. Научный подход имеет в собственном арсенале множество различных инструментов: анкетирование, организованное наблюдение, эксперимент, проведение опросов, тестирование.
Следующее различие между житейской и научной психологии состоит в доступности знаний и способе их сохранения. Отсюда, какая информация считается более доступной? Та, которую люди самостоятельно берут либо получают от иных индивидов в процессе обмена опытом. На этом базируется бытовая психология. Если не вдумываться, то может казаться, что более доступно житейское ученье о душе, однако в действительности, проще взять специальную литературу и прочесть интересуемое, нежели получить жизненный опыт от окружения.
Научная дисциплина передает накопленный опыт, знания, полезную информацию через педагогов в университетах, посредством учебной литературы и иных обучающих материалов. Бытовые же знания передаются, как правило, устно, например, от старшего поколения младшему либо при помощи народного искусства, сказок, былин, легенд.
Научная психология транслирует знания, передаёт информацию, используя специальные термины, обозначения, понятия, житейская – при помощи обычных общепонятных слов и формулировок.
Помимо различий приведённых выше, можно выделить и сходства между житейской и научной психологией. И прежде всего их схожесть заключается в направленности. Ведь целью этих двух подходов всегда является помощь людям в лучшем понимании друг друга, решении повседневных проблем.
Научный подход черпает свои знания именно из своего житейского аналога. Рассматриваемые психологические учения направлены не на противостояние друг к другу, а на дополнение. Именно в этом и скрывается ключ к успешному пониманию загадочной человеческой души.
Цитаты о психологии
По поводу психологии высказывались многие великие люди и сами знаменитые психологи. Эти цитаты выражают их отношение к психологической науке и то, какое значение она для них представляла. Ниже в качестве дополнения мы приводим несколько таких цитат.
«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить» — Джон Голсуорси
«Психотерапевты – это люди, которые лучше других научились ладить со своим безумием» — Эрих Фромм
«Психолог — человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату» — Альфред Адлер
«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми» — Теодор Рузвельт
«Магический — просто другое слово для обозначения психического» — Карл Густав Юнг
«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации» — Абрахам Маслоу
«Вы представляете собой психологическое среднее тех пятерых человек, с которыми чаще всего общаетесь» — Джим Рон
«Хороший психолог легко введет тебя в свое положение» — Карл Краус
«У психологии длинное прошлое, но короткая история» — Герман Эббингхаус
Базовый марафон «СмелоНЕТ» от MelAnnett
- Базовый марафон «СмелоНЕТ» — это 21 день работы над лицом, шеей и спиной;
- Помощь при выполнении упражнений и доведение до результата лично от Аннет;
- 60% новых упражнений и розыгрыш денежных призов за ваши результаты!
Ну и самое главное — молодое красивое лицо, здоровая спина и королевская осанка с помощью простейших упражнений и эффективных техник самомассажа всего за 21 день. Марафон — это уникальный комплекс простых и эффективных упражнений и техник, рассчитанный на оздоровление организма, запуск процессов естественного омоложения , сгон отёков и снятие спастики мышц.
Нашумевшие марафоны от Меланнетт, пожалуй, самого успешного и крупного бьюти-блогера Рунета, которому на протяжении 9 лет доверяют свою красоту и здоровье 6.000.000+ человек. Только в 2020 году в марафонах приняли участие более 80.000 наших подписчиков из России и стран СНГ. И с каждым годом количество участников только увеличивается!
Чего мы добьемся
Омоложения лица и избавления от морщин и заломов
Распрощаемся со вторым подбородком, сделаем красивый
подтянутый овал лица и чёткий «угол молодости»
Здоровой спины и королевской осанки
Красивой и изящной шеи
Подтянутой фигуры
Бонусы
- улучшение зрения (до 4 единиц!)
- избавление от головных болей и мигрени
- усиление либидо
- увеличение густоты волос, бровей, ресниц и их быстрый рост
- избавление от пигментных пятен и куперозной сетки
- беременность при диагнозе «бесплодие»
- повернутый вспять процесс седины
Как проходит марафон
Участники ежедневно получают видео-задания — простые и наглядные упражнения для выполнения
Выполнять упражнения можно в любое удобное время и в любом удобном месте, занимают они от 5 до 30 минут в день
Обратная связь с Аннетт— разбор техник выполнения упражнений, ответы на вопросы и доведение до 100%-ного результата
Доступ к марафону на 8 недель: 3 недели практики на марафоне + 5 недель на закрепление после его окончания
О марафоне в цифрах
9
лет личной практики автора марафона
40
завершенных марафонов
300 000
отзывов с фотографиями результатов
5 000 000
рублей уже отправлено победителям
80 000 000+
марафонов куплено в России и СНГ
6 000 000+
подписчиков сайта и блога
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Азимова З.Х.1
Центр психологических услуг «Познай себя»,
Республика Узбекистан, г. Ташкент
В статье показано видение автора об основных причинах проблем, с
которыми приходят клиенты на консультацию и дано обоснование этой гипотезы. Расшифрованы, разъяснены понятия «Психологическая грамотность» и «Психологическое здоровье»
Показано что знание причин возникновения проблем помогает не только решать, но и что очень важно – предупреждать их посредством грамотного обучения и воспитания
Ключевые слова: психологическая грамотность, психологическое здоровье, психика, личность, психологический аппарат, личностная структура, социализация, личностные и социальные нормы и правила, грамотное обучение, грамотное воспитание, решение и предупреждение проблем.
В первых двух статьях мы коснулись таких понятий как Психологическая грамотность (ПГр) и Психологическое здоровье (ПЗд). К нам часто обращаются с вопросом: «Почему основой Вашей методики является Психологическое здоровье и Психологическая грамотность?».
Человек рождается, растет, входит в различные взаимоотношения, бывает в различных ситуациях, ролях, т.е. живет и входит во взаимоотношения с окружающим его миром.
Эти взаимоотношения могут быть позитивными, результативными, приятными, полными каких-то счастливых событий и моментов. Но также и наоборот – эти взаимоотношения бывают негативными, проблемными, конфликтными. К психологу человек приходит именно с этими негативными, проблемными ситуациями, взаимоотношениями. Мы, как практикующие психологи, много лет работая с проблемами и состояниями, с которыми к нам обращались клиенты, проанализировали и обобщили проблемы, причины возникновения этих проблем и у нас сформировались свое видение, своя методика, своя схема работы по выявлению, реДиректор.
ГОЛОВА ИНСТРУМЕНТЫ
Далее информация поступает в Голову (проходит процесс осознания информации, чувств) и человек дат ситуации, проблеме, взаимоотношению какое-то обозначение, первичное название и первичное определение. Исходя из того какое обозначение, название дала Психика, Личность реагирует, в соответствии с особенностями своего Характера и используя имеющиеся Инструменты так, а не по-другому. Если же человек не может среагировать так, как он считал бы правильным, то он называет ситуацию, проблему, взаимоотношение таким словом, определением каким ему удобно сделать для своей психозащиты.
Что же такое грамотность? Это некая информированность, приобретение неких знаний нужных человеку, чтобы он как человек, как личность мог сформироваться в различных социальных ролях, чтобы он мог доформировываться, меняться где-то, чтобы у него была информированность об участниках ситуаций, о том что он живет в этом мире и этот мир меняется, бывают разные ситуации, чего-то бывает больше чего-то меньше, что-то будет его радовать, а что-то напрягать. Т.е. Психологическая грамотность – это информация и знание о себе, как о Субъекте взаимоотношений, о других, как об Объекте взаимоотношений, о Ситуации (ситуациях) в которых могут столкнуться Объект и Субъект, об объективной реальности, в которой живет человек и о взаимоотношениях человека с миром .
Поэтому, в процессе воспитания ребенка (человека), формирования его личности большое значение имеет вопрос грамотного воспитания (формирования ПЗд) и обучения (формирования ПГр). И когда мы работаем с человеком (консультируем), мы обязательно собираем информацию о среде, семейных устоях, в которых сформировался человек, о том какие правила и нормы были приняты в семье, в которой он рос, как ребнку объясняли что
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Азимова З.Х.1
Центр психологических услуг «Познай себя»,
Республика Узбекистан, г. Ташкент
В статье показано видение автора об основных причинах проблем, с
которыми приходят клиенты на консультацию и дано обоснование этой гипотезы. Расшифрованы, разъяснены понятия «Психологическая грамотность» и «Психологическое здоровье»
Показано что знание причин возникновения проблем помогает не только решать, но и что очень важно – предупреждать их посредством грамотного обучения и воспитания
Ключевые слова: психологическая грамотность, психологическое здоровье, психика, личность, психологический аппарат, личностная структура, социализация, личностные и социальные нормы и правила, грамотное обучение, грамотное воспитание, решение и предупреждение проблем.
В первых двух статьях мы коснулись таких понятий как Психологическая грамотность (ПГр) и Психологическое здоровье (ПЗд). К нам часто обращаются с вопросом: «Почему основой Вашей методики является Психологическое здоровье и Психологическая грамотность?».
Человек рождается, растет, входит в различные взаимоотношения, бывает в различных ситуациях, ролях, т.е. живет и входит во взаимоотношения с окружающим его миром.
Эти взаимоотношения могут быть позитивными, результативными, приятными, полными каких-то счастливых событий и моментов. Но также и наоборот – эти взаимоотношения бывают негативными, проблемными, конфликтными. К психологу человек приходит именно с этими негативными, проблемными ситуациями, взаимоотношениями. Мы, как практикующие психологи, много лет работая с проблемами и состояниями, с которыми к нам обращались клиенты, проанализировали и обобщили проблемы, причины возникновения этих проблем и у нас сформировались свое видение, своя методика, своя схема работы по выявлению, реДиректор.
Житейская психология как источник получения знаний
В процессе повседневной жизни люди посредством наблюдения, самонаблюдения и раздумий получают психологические знания и накапливают их. Проверка полученной информации осуществляется на личном опыте человека. Житейская психология дает представления о поведении и эмоциональном наполнении людей в конкретных, но похожих, нарицательных случаях.
Психологические сведения приобретаются и через опыт других людей. Обобщенные познания, основанные на опыте целых поколений, закрепляются в пословицах и поговорках, песнях и сказках, народных поверьях, традициях и обрядах. Пословицы и поговорки отличаются завуалированным психологическим содержанием: «Не ищи красоты, ищи доброты», «Не кричи о себе — пусть другие о тебе тихо скажут», «С ним водиться, что в крапиву садиться».
Примечание
Знания житейской психологии — конкретные, практичные, доступные, убедительные. Они основываются на здравом смысле, хотя считаются недостаточно убедительными.
В некоторых ситуациях научная психология не может помочь, и тогда на выручку приходит житейская.
Пример
Например, психологические типажи людей, описанные в научной литературе, обобщены, и характеристики отдельной личности не могут полностью совпадать с одним из них, а наоборот — вмещают отличительные черты отдельных типажей. Как взаимодействовать с тем или иным человеком — подскажет житейская психология.
Суждения, используемые в контексте житейских знаний — смутные, неопределeнные, часто применяются к непохожим жизненным ситуациям, но служат наглядным примером для научных понятий. В разговорном языке содержится много слов и словесных выражений, отображающих психические явления и фактаж. Они соответствуют научным терминам, но менее определенные.
Уникальность индивидуального опыта
В ходе психологических занятий возникают возражения слушателей, которые не могут сопоставить свои личные ситуации и общие закономерности. Это объясняется тем, что человеческий опыт уникален. Общие закономерности проявляются через индивидуальные, неповторимые ситуации, за которыми их трудно разглядеть. Но закономерности общего порядка, тоже понятие условное, так как уникальность человеческого поведения не позволяет вписать его в общие рамки. Возникает парадокс: при уникальности и оригинальности человека, наблюдается ряд общих закономерностей социального поведения и развития.
Примеры
Понятие «житейская психология» опирается на приобретённые знания посредством рефлексии, наблюдений за поведенческой моделью окружения, родных, коллег, многообразными социальными ситуациями. Восприятие мироздания людьми в донаучной дисциплине определялось их обыденными занятиями с последующим накоплением опыта и его передачей потомкам. Об особенностях психических явлений и характерах окружения ранее можно было судить лишь по их действиям и поведенческому паттерну.
Обычаи, обряды, присловья, афоризмы, присказки, поговорки, пословицы, мифы, былины, легенды, народные сказки и иной фольклор – это ярчайшие примеры житейской психологии. При этом часто несколько источников знаний могут противоречить друг другу. Так, например, каждая пословица может иметь свою смысловую противоположность: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и «Умная ложь лучше глупой правды».
Инструменты донаучной психологии представлены творчеством, искусством. Так, люди передают собственный опыт либо понимание мироздания посредством картин, кинофильмов, стихотворений. Каждый человек, столкнувшийся с произведением искусства того либо иного творца, составляет собственное представление о том, что хотел автор донести, что он за человек, какова его жизнь. И в этом процессе нет места специальным терминам или определениям. Здесь лишь субъективное восприятие. Интуитивно сделанные заключения, основанные на личных размышлениях, наблюдениях, субъективном опыте являют собой главный продукт житейской психологии.
Взгляд науки
Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику
В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.
На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.
Рекомендуем: Что такое герменевтика?
В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:
1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.
2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.
3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей
Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности
Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон
4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.
- Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
- Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
- Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
- Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.
5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.
6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.
7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».
Рекомендуем: Графология: наука о почерке
Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.
Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.