Введение
Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.
Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.
7 уровней пирамиды Маслоу
Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.
Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок с пояснениями
1. Биологические (физиологические) потребности.
► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.
2. Потребности в безопасности и комфорте.
► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.
3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.
► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.
4. Потребность в уважении других и самоуважении.
► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.
5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.
► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.
6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.
► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.
7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».
► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.
8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу
В этой модели к семи ступеням добавляется ещё одна (см выше):
► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.
Первые книги
Значительную исследовательскую работу на тему «Мотивация и личность» читатели увидели уже в 1954 году. На страницах книги была изложена иерархическая структура потребностей, которая сегодня известна каждому школьнику. Нарисованная в форме пирамиды, она указывала на то, что человек не может удовлетворять свои новые потребности, пока будет чувствовать недостаток в базисных нуждах
Кроме того, Абрахам Харольд Маслоу уделил внимание и комплексу Ионы: когда человека удовлетворяет его ограниченное, но стабильное существование, он, боясь потерять контроль, избегает новых жизненных успехов, игнорирует шансы и возможности, подаренные судьбой
Уже в 1962 году был опубликован труд «К психологии бытия», где потребности индивида обрели чёткие очертания и были разделены на группы. Хотя эту работу так же, как «Дальние пределы человеческой природы», которая вышла в мир уже после смерти психолога, Маслоу характеризовал как предварительные и недоработанные изыскания.
Видение Маслоу психологии человека
Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой.В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать. В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.
Работает
Работает
Работы располагаются по возрастанию оригинальной даты публикации.
- Стать лучшим в себе: основные потребности, мотивация и личность ( Motivation and Personality (en) ),1954 г..
- К психологии бытия ( к психологии бытия )1962 г..
- Самореализация: мотивация к полноте ( религии, ценности и пиковый опыт (in) ),1964 г..
- Евпсихийский менеджмент: журнал (en) ,1965 г..
- Психология науки: разведка ,1966 г..
- Человек: человеческая природа и ее полнота ( Дальние границы человеческой природы ),1971 г..
- Видения будущего: неопубликованные статьи Абрахама Маслоу ,1996 г..
- Деловой читатель Маслоу ,2000 г..
Описание ступеней пирамиды
Сам автор называл модель «Иерархия потребностей человека», а слово «пирамида» не использовал в работах ни разу. Термин «Пирамида Маслоу» появился позже и закрепился, поскольку подобная форма наглядно отображает концепцию данной теории. Итак, разберем каждую из ступеней подробнее.
1. Первая ступень – физиологические потребности
Все живые существа должны осуществлять действия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Для человека это еда, питьё, сон. Сложно получать удовольствие от прогулки, если сильно хочется в туалет, а при сильном голоде или жажде не очень думается о любви. Поэтому органические потребности являются основой пирамиды. Только удовлетворив их в достаточной мере, человек поднимается на следующую ступень.
2. Вторая ступень – безопасность
Если первая ступень обеспечивает жизнедеятельность, то вторая нужна для выживания. Ощущение безопасности (прочные двери, хороший замок) и стабильности (постоянная работа, наличие финансовых сбережений, страховка) необходимо каждому человеку. Только будучи уверенным в своей защищенности, он начинает думать о социализации и создании семьи.
3. Третья ступень – любовь и принадлежность
В эту категорию включены все социальные потребности. В каждом человеке заложено стремление любить и быть любимым, создавать семью и производить потомство. Также он стремится заводить новые знакомства, сближаться с интересными людьми, становиться частью группы. Войдя в коллектив, он испытывает потребность быть полезным, значимым и ценным в данном коллективе, постепенно переходя на следующую ступень.
4. Четвертая ступень – признание и уважение
Когда первые три потребности удовлетворены, человек начинает стремиться к признанию, уважению и престижу
Он старается проявить индивидуальность, продемонстрировать уникальные особенности и таланты, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на окружающих. Только убедившись, что социальная группа оценила его достижения, человек начинает стремиться к саморазвитию и по-настоящему воспринимать духовные ценности
5. Пятая ступень – самореализация и самоактуализация
Достигнув пятой ступени, человек начинает искать способы реализовать собственный потенциал. На данном уровне наблюдается наибольшее разнообразие. Люди занимаются творческой деятельностью, стремятся к саморазвитию и просвещению, повышают квалификацию, формируют новые взгляды и убеждения, занимаются благотворительностью и меценатством, изучают окружающий мир и прикладывают усилия к тому, чтобы сделать его лучше.
Так описывает основные потребности человека пирамида Маслоу. Несмотря на то, что данная модель достаточно точно описывает действительность, многие исследователи отмечают наличие в ней спорных моментов, которые также заслуживают подробного рассмотрения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Ранняя карьера
Окончив Висконсинский университет со степенью доктора наук в 1934 году, Маслоу попытался получить академическое назначение, но в антисемитском контексте 1930-х годов его заявления не имели большого успеха. Тем не менее, он получил степень доктора наук в Нью-Йорке в Teachers College, Колумбийский университет, работает под руководством известного психолога Эдварда Торндайка. В педагогическом колледже Маслоу продолжил свои исследования сексуальности и доминирования, но вместо того, чтобы использовать приматов в качестве предметов, он теперь нанимал студентов женского пола, утверждая, что «девочки более способны учиться». В серии статей, основанных на этом исследовании, Маслоу утверждал, что существует фундаментальная преемственность между человеческой сексуальностью и сексуальностью приматов: «В целом, — отметил он в статье 1942 года, справедливо сказать, что человеческая сексуальность почти так же, как сексуальность приматов, за исключением того, что культурное давление, добавленное к картине, заставляет много сексуального поведения скрываться в фантазиях, мечтах и невыраженных желаниях».
Производительность и интеллект Маслоу впечатлили Торндайка, но антисемитская практика найма продолжала препятствовать его прогрессу. Эффективно отстраненный от более престижных учреждений, Маслоу был нанят в 1937 году Бруклинским колледжем, преимущественно еврейским учебным заведением с интенсивным обучением. Работа была плохо оплачена и оставляла мало времени для исследований, но она держала Маслоу в Нью-Йорке. Город был домом для замечательной коллекции американских интеллектуалов и немецких ученых-эмигрантов. В свое свободное время Маслоу познакомился с такими выдающимися личностями, как Альфред Адлер, Рут Бенедикт, Карен Хорни и Эрих Фромм. Все они подчеркивали социальную основу поведения и, в разной степени, индивидуальную свободу действий. Под их влиянием Маслоу становился все более чувствительным к влиянию культуры на личность, утверждая в газете 1937 года, что «мы должны относиться к человеку сначала как к члену определенной культурной группы, а только после этого, как к нему следует относиться как к общему человеку.
При поддержке Бенедикта Маслоу стремился применить свое новообретенное культурное сознание через антропологическую работу. Он получил грант от Совета по исследованиям в области социальных наук и провел лето 1938 года в заповеднике северных черноногих индейцев возле Калгари, в провинции Альберта, Канада, для изучения доминирования и эмоциональной безопасности среди коренных жителей. Поездка была открыта для Маслоу, и это заставило его еще больше усомниться в культурных ограничениях психологических приемов и концепций. В Нью-Йорке Маслоу разработал анкету для проверки личного доминирования, но, к своему ужасу, вскоре обнаружил, что она имеет ограниченную ценность. «Тест был смехотворно бесполезен, когда его использовали для измерения безопасности людей» — отметил он позже. «Многие из вопросов в этом тесте были совершенно непонятны для; другие были просто смешными». Проведя лето, общаясь с черноногими людьми, Маслоу был поражен не их культурной самобытностью, а их общей человечностью. У Черноногих, казалось, были те же самые основные типы характера и психологические проблемы, что и у представителей более широкой культуры; некоторые ценности и способы выражения отличались, но люди были такими же. «Я нашел почти такой же круг личностей, как и в нашем обществе» — сообщил он.
Минусы теории потребностей Маслоу
Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие:
- Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории.
- Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей.
- Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека.
- Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.
- Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении.
- Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается.
- Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду).
Дальнейшие исследования показали, что хотя сам Маслоу допускал, что порядок в его иерархии может меняться, на практике сам иерархический принцип является сомнительным, поскольку большинство людей стремится к тому, чтобы удовлетворить все или хотя бы несколько потребностей одновременно.
Сама теория потребностей или пирамида Маслоу
В 1954 году вышел его главный труд – «Мотивация и личность». Здесь он обозначил иерархическую теорию потребностей, известную как «пирамида Маслоу». В завершенном и упрощенном виде пирамида появилась уже в трудах последователей Маслоу после его смерти.
Итак, на первом, базовом уровне находятся физиологические потребности человека, без удовлетворения которых невозможна сама жизнь. Это питание, сон, наличие жилья и отдыха. Иногда в них добавляют сексуальные потребности, хотя в сравнении с вышеприведенными, они не являются критически важными для выживания организма.
Второй уровень – потребности в безопасности. Это личная безопасность, поддержка здоровья, наличие стабильной работы и дохода, уверенности в своем будущем, в частности, в обеспеченной старости.
Третий уровень – потребности в принадлежности или социальные потребности. К ним Маслоу относил любовь, дружбу, семью. Общение с другими людьми, без которых абсолютное большинство людей, как социальных существ полноценно жить не могут.
Четвертый уровень – потребности в признании или уважении к себе. Человеку присуще желание того, чтобы собственный труд, компетентность, опыт, талант другие люди признавали, уважали и ценили.
Самый высокий, пятый уровень – самоактуализация. То есть познание мира, воплощение своих целей, намерений, развитии и совершенствовании личности.
По мере того как человек удовлетворяет низшие уровни потребностей, для него приобретают актуальность потребности высшего уровня. Однако Маслоу никогда не утверждал, что потребности находятся именно в такой неразрывной последовательности. У каждого собственная иерархия потребностей, хотя именно такая является устойчивой.
По мнению Маслоу, человек должен жить в гармонии с собой и заниматься тем, чем хочет и может заниматься.
B значения
Изучая пиковые переживания, Маслоу определил образ мышления, общий для людей, у которых они были. Он назвал этот образ мышления «познание Б» (от англ.быть познаниемили «познание бытия»). Его наиболее важная характеристика состоит в том, что он будет целостным и будет принимать настоящее, в отличие от «познания D» или «познания дефицита».
Исходя из этого образа мышления, Маслоу определил определенные ценности, связанные с людьми с познанием B, названные «ценностями B». Все они будут сосредоточены на положительных элементах человеческого существования и разделены на такие категории, как «правда», «добро», «красота», «союз» или «справедливость».
Пирамида Маслоу: что это такое?
Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.
Известная пирамида потребностей Маслоу — это наглядная модель идеи американского психолога Абрахама Маслоу, демонстрирующая, как выглядит иерархия потребностей человека. Диаграмма Маслоу — это теория мотивации человека, представленная в виде уровней.
В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).
Согласно теории, человеческие потребности более низких уровней должны удовлетворяться перед тем, как люди приступят к реализации «высоких» потребностей. Автор писал, что когда «живот человека регулярно полный», то у него возникают другие потребности, более высокого уровня.
Смотрите видео о пирамиде Маслоу:
Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.
Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.
Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.
Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.
Научные работы Маслоу
Первая работа Маслоу «Мотивация и личность» вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду. В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей.В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы».В поздних работах «По направлению к психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой психики» (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей.Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.
Самоактуализация
Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.
- Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
- Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
- Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
- Умение делать адекватный выбор.
- Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.
Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Самореализованные люди
Помимо своих самых известных теорий, Абрахам Маслоу также посвятил большую часть своей жизни изучению людей, которые достигли нижнего уровня его иерархии потребностей: самоактуализирующихся людей.
По мнению автора, люди этого уровня будут иметь большое влияние на мир и обладают рядом характеристик, которые позволят им оказывать положительное влияние на окружающую их среду.
Маслоу начал проводить исследования в этом направлении, когда понял, что у большинства влиятельных людей в его жизни были очень похожие черты характера. Вскоре он понял, что некоторые из самых выдающихся личностей в истории, такие как Альберт Эйнштейн, также обладают этими характеристиками.
Некоторые более поздние исследователи определили самоактуализирующихся людей как имеющих здоровый нарциссизм. Это потому, что они будут ценить свое собственное мнение больше, чем мнение других, и они будут очень уверены в своих силах, зная свои пределы и сильные стороны.
С другой стороны, люди из этой категории были бы в высшей степени реалистичными и обладали бы большой способностью отличать то, что правда, от того, что нет. Кроме того, они будут рассматривать все трудности, которые им преподносятся, как проблемы, которые необходимо решить, что поможет им преодолеть их быстрее, чем большинству людей.
Как правило, самореализующиеся люди в значительной степени игнорируют социальные условности и не имеют проблем с одиночеством.Однако их характеристики также помогут им создать глубокие и прочные отношения с другими подобными людьми, так что они будут иметь небольшой, но удовлетворительный круг общения.
В конечном счете, самореализованные люди будут единственными, кто способен регулярно получать пиковые переживания, и будут в значительной степени руководствоваться познаниями B и ценностями B. Для Маслоу достижение этого состояния будет конечной целью всех людей.
Детство и юность
Биография Абрахама Маслоу началась на заре XX века, он родился в штате Калифорния в многодетной рабочей семье. Предки будущего психолога, представители еврейской национальности, в молодости стремились обосноваться в развитой капиталистической стране.
Самуил Маслов и Роза Шиловская иммигрировали в Америку из России и поселились на окраине Бруклина. Отец, профессиональный бондарь, отсутствовал дома с утра до ночи, зарабатывая средства на содержание жены и несовершеннолетних детей.
Скопив достаточную сумму денег, семья сменила место жительства. В нееврейском обществе мальчик впервые столкнулся с рядом серьезных проблем. Абрахама часто дразнили из-за выразительной нетипичной внешности и поведения, выбивавшегося из устоявшихся систем.
В итоге в детстве Маслоу был замкнутым, одиноким, несчастным ребенком, книги из местной библиотеки заменили друзей и подруг. Информация, почерпнутая ребенком из произведений классиков литературы, помогла со временем разобраться с тем, что творилось вокруг.
В школе потомок работящих евреев был любимцем преподавателей, с поразительной легкостью он осваивал самые сложные темы. Мальчик увлекался естествознанием, анатомией и математикой, наслаждаясь разбором арифметических алгоритмов и теорем.
В старших классах по совету родителей он углубился в историю права и поступил в юридический колледж в середине 1920-х годов. На 1-м курсе юноша познакомился с экспериментатором Эдвардом Брэдфордом Титченером, англо-американским «структуралистом», автором научных трудов.
Под влиянием старшего товарища Абрахам сменил специализацию и переехал в город Мадисон, где располагался Висконсинский университет. Заручившись рекомендательными письмами к профессору Гарри Фредерику Харлоу, уроженец Бруклина без экзаменов попал на психологический факультет.
Освоив систематический подход к изучению поведения людей и животных, студент получил диплом бакалавра в 1930 году. Проявившиеся амбиции помогли с легкостью написать и защитить диссертацию, рецензенты считали, что выпускник в будущем превратится в научную звезду.
Мотивация человека
В Бруклинском колледже тяжелая учебная нагрузка Маслоу оставляла мало времени для исследований, но относительная важность и взаимосвязь биологии и культуры с личностью оставалась активной в его сознании. Будучи все более убежденным в том, что личность была биологической, Маслоу, тем не менее, был недоволен существующими биологически обоснованными формулировками, в особенности психоанализом, которые сводили мотивацию к одному импульсу. Опираясь снова на стимулирующую интеллектуальную среду Нью-Йорка, он начал размышлять над смыслом лекции знаменитого немецкого психолога Макса Вертхаймера о значении поведения, которое не было напрямую связано с физиологическими потребностями (например, игривость и эстетическое наслаждение). Маслоу также был очарован мотивационной структурой многих выдающихся ученых, с которыми он общался. Они были, как группа, теплыми, дружелюбными и интеллектуально творческими. Размышляя об этих людях, Маслоу предпринял нечто относительно необычное в психологии. Психоаналитически вдохновленная теория была основана в основном на исследовании людей, испытывающих личные трудности. Этот подход, несомненно, позволил получить глубокое понимание, но Маслоу утверждал, что он привел к искаженной и неоправданно узкой концепции человеческой мотивации. Нужна была новая теория
Маслоу также был очарован мотивационной структурой многих выдающихся ученых, с которыми он общался. Они были, как группа, теплыми, дружелюбными и интеллектуально творческими. Размышляя об этих людях, Маслоу предпринял нечто относительно необычное в психологии. Психоаналитически вдохновленная теория была основана в основном на исследовании людей, испытывающих личные трудности. Этот подход, несомненно, позволил получить глубокое понимание, но Маслоу утверждал, что он привел к искаженной и неоправданно узкой концепции человеческой мотивации. Нужна была новая теория.
Результатом этих теоретических размышлений стала самая знаменитая работа Маслоу: его теория мотивации, известная как «иерархия потребностей». Впервые опубликованная в 1943 году, теория утверждала, что люди были мотивированы пятью группами иерархически организованных целей: физиологические потребности, безопасность, любовь, уважение и самореализация. Когда на одном этапе достигается удовлетворение, мотивационный фокус человека смещается к следующей цели. Эта новая и «более высокая» потребность должна была «доминировать в сознательной жизни» человека и «служить центром организации поведения» (Маслоу, 1943, с. 395). Предлагая эту теорию, Маслоу подчеркивал ограничения каждой потребности. Как только потребность была удовлетворена, она больше не служила источником мотивации.
Признавая биологическую и экологическую основу поведения, иерархия опиралась на существующую психологическую теорию. Тем не менее, теория Маслоу также утверждала существование дополнительной врожденной человеческой потребности, которая находилась на вершине иерархии. Известный как «самореализация», эта потребность относится к биологически обоснованному чувству внутренней судьбы, «желанию самореализации, стать всем, на что способен». Хотя самореализация была относительно небольшим компонентом оригинальной статьи Маслоу, она заняла все большую часть его внимания в его последующей работе, и он стал тесно отождествляться с этим термином.
Плюсы и минусы теории
Несмотря на несовершенство модели, теория Маслоу по-прежнему остаётся наиболее удобной и наглядной формой представления взаимозависимости человеческих нужд. Её популярность обусловлена такими преимуществами как:
- краткое, ёмкое и наглядное объяснение сложного психологического явления;
- простая и лаконичная подача, понятная всем;
- простая одномерная структура с очевидной закономерностью;
- лучшая модель для понимания человеческих потребностей;
- возможность использования в качестве инструмента для расстановки жизненных приоритетов.
Основным недостатком пирамиды потребностей по Маслоу (помимо исключений, описанных в разделе «Критика»), является устаревшее понимание человеческих нужд. Впервые автор изложил идею в 1943 году, а посвященную ей книгу «Мотивация и личность» написал в 1954-м. Даже в самых развитых странах мира условия жизни тогда сильно отличались от современных.
Кто такой Абрахам Маслоу – становление ученого
Родители Абрагама – Самуил Маслов и Роза Шиловская – жили в Киеве. Семья была малоимущей, папа работал бондарем, то есть изготавливал из дерева кадки и бочонки.
Начало ХХ века ознаменовалось всплеском антисемитизма на Украине, происходили многочисленные еврейские погромы. Спасаясь от этого ужаса, Самуил и Роза бежали за границу. Судьба забросила их за океан – в США. 1 апреля 1908 года родился их первый сын, получивший имя – Абрахам. Затем на свет появились еще шестеро детей.
Атмосфера в большой семье была напряженной и нездоровой. Родители часто ссорились, от их агрессии страдали дети. Самуил злоупотреблял алкоголем и часто исчезал из дома. Роза отдавала свою любовь младшим детям, а старшего постоянно ругала.
Однажды она разбила о стену головы двум кошкам, принесенных Абрахамом домой покормить. Парень возненавидел свою мать. Позже, когда во взрослом возрасте он получил известие о ее смерти, то не приехал на похороны.
Об антисемитизме пришлось узнать из собственного горького опыта. В детские и подростковые годы Абрахам многократно становился жертвой травли со стороны одноклассников из-за внешности.
Он рос замкнутым, неуверенным в себе, закомплексованным человеком. Чтобы как-то преодолеть проблемы, он погрузился в занятия спортом, а затем наукой.
И все же, благодаря упорному самообразованию, он получил чрезвычайно глубокие знания. Окончил Университет Висконсина в городе Мэдисон, став специалистом по психологии. Научным руководителем был профессор Гарри Гарлоу, под руководством которого Маслоу изучал доминирование и сексуальность у животных-приматов.
В 1937 году он стал профессором Бруклинского колледжа в Нью-Йорке, где познакомился со многими учеными-психологами, вынужденными эмигрировать из гитлеровской Германии.
Под влиянием их идей Маслоу решил заниматься самоактуализацией личности – то есть, изучать стремление людей к выявлению и развитию своих возможностей, к самореализации и самосовершенствованию.
Своя семья Абрахама Маслоу
Несмотря на откровенно печальный опыт общения с родителями, Абрахаму рано удалось создать свою, причем крепкую семью. В 20-летнем возрасте он женился на двоюродной сестре Берте Гудман. Взаимная любовь не покидала их на протяжении всей жизни. В браке родились дочери Энн и Эллен, которые также специализировались на психологии.
С 1951 по1969 года Маслоу был профессором и деканом психологического факультета частного Брандийского университета неподалеку от Бостона, штат Массачусетс.