Кем был Б. Ф. Скиннер?
Психолог, философ, изобретатель и автор. Это лишь некоторые из профессий, приписываемых известному психологу американского происхождения Буррусу Фредерику Скиннеру. Он считается одним из основных авторов и исследователей в поведенческом потоке Северной Америки .
Одним из его основных объектов изучения было поведение человека. В частности, я хотел объяснить, как это работает в ответ на различные стимулы, которые могут влиять на него.
Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животных Скиннер набросал свои первые теории о роли, которую подкрепление играет в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.
Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений жизненно важно изменить поведение людей и животных; хорошо, чтобы усилить или усилить определенные формы поведения, или подавить или устранить их. Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы иметь возможность перейти в следующий информационный центр
Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание «запрограммированного образования» В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы иметь возможность перейти в следующий информационный центр.
Наконец, Скиннер также породил серию очерков, окруженных определенной полемикой, в которой он предложил использовать психологические приемы модификации поведения с целью повысить качество общества и тем самым укрепить счастье людей , как вид социальной инженерии для счастья и благополучия мужчин и женщин.
Типы поведения
Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение
Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.
Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.
Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.
Респондентное поведение делится на два вида:
- Условно рефлекторное, привитое извне.
- Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.
В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия.
Оперантное поведение
По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.
Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения
По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека
В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.
Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.
Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.
В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:
- Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
- Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.
Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.
Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.
Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.
Список использованных источников:
- 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
- 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
- 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
- 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
- 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.
Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
В начале жизни
Беррес Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в маленьком городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, где он также вырос. Его отец был адвокатом, а мать осталась дома, чтобы ухаживать за Скиннером и его младшим братом. В раннем возрасте Скиннер проявил интерес к созданию различных приспособлений и изобритений.
Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Скиннер развил в себе страсть к писательству. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Двумя годами позже, Скиннер решил продолжить новое направление для своей жизни. Он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.
В Гарварде Скиннер искал более объективный и взвешенный способ изучения поведения. Для этого он разработал так называемый оперантный аппарат кондиционирования, который стал более известен как шкатулка Скиннера. С помощью этого устройства Скиннер мог изучать животное, взаимодействующее с окружающей средой. Сначала он изучал крыс в своих экспериментах, наблюдая, как грызуны обнаруживали и использовали уровень в ящике, который раздавал пищу через различные промежутки времени.
Позже Скиннер исследовал, какие модели поведения развиваются у голубей, использующих коробку. Голуби клевали диск, чтобы получить доступ к пище. Из этих исследований Скиннер пришел к выводу, что некоторая форма подкрепления имеет решающее значение для изучения нового поведения.
Окончив докторскую степень и работая исследователем в Гарварде, Скиннер опубликовал результаты своих экспериментов по оперантному кондиционированию в «Поведение организмов» (1938). Его работы сравнивали с работами Ивана Павлова, но работа Скиннера включала в себя усвоенные реакции на окружающую среду, а не непроизвольные реакции на стимулы.
Какие виды армирования существуют?
Условные или усиливающие стимулы, как положительные, так и отрицательные, могут использоваться для исправления или изменения поведения человека. эти Они очень полезны как в психологической терапии, так и в школьной обстановке , семья или даже работа.
Скиннер различал два типа усилителей: положительные и отрицательные.
1. Положительные усилители
Положительными подкреплениями являются все те последствия, которые появляются после поведения и которые человек считает удовлетворительными или полезными. Посредством этих положительных или удовлетворительных подкреплений мы стремимся повысить степень реагирования человека, то есть увеличить вероятность выполнения или повторения действия.
Это означает, что действия, которые будут усилены, будут с большей вероятностью повторяться, так как вознаграждения, награды или награды, воспринимаемые как положительные, сопровождаются человеком, который выполняет действие.
Очень важно подчеркнуть, что для того, чтобы эта ассоциация была эффективной, необходимо убедиться, что человек рассматривает положительное подкрепление как таковое. То есть найти его действительно привлекательным
То, что человек может считать призом, не обязательно должно быть для другого. Например, ребенок, которому едва дают конфеты, может воспринимать их как приз, более важный, чем тот, кто к ним привык. Таким образом, Надо будет знать особенности и отличия человека Итак, чтобы иметь возможность указать, что будет идеальным стимулом, который служит положительным подкреплением.
В свою очередь, эти положительные усилители можно классифицировать по следующим категориям:
- Первичные или внутренние усилители Это поведение, которое само по себе вызывает удовлетворение. Например, есть, если вы голодны.
- Вторичные усилители Они даны через обучение и являются внешними по отношению к человеку. Они могут быть материальными, как деньги или социальные, как признание.
3. Отрицательные усилители
Вопреки распространенному мнению, отрицательные подкрепления не заключаются в назначении наказания или отвращения к человеку; но наоборот. Использование отрицательных усилителей направлено на увеличение скорости отклика устранение тех последствий, которые оно считает негативными .
Например, ребенок, который учится на определенный тест и получает хорошую оценку. В этом случае родители освобождают его от выполнения какой-либо домашней работы или любой неприятной деятельности.
Как мы видим, в отличие от положительного подкрепления, в этом случае появление отрицательного или отвращающего стимула устраняется, так что определенное поведение усиливается. Однако их объединяет то, что стимулы также должны быть адаптированы к вкусам человека.
Статья по теме: «Что такое позитивное или негативное подкрепление в психологии?»
Наказание
Наказание определяется как противоположность подкрепления, поскольку оно предназначено для ослабления или устранения реакции, а не для увеличения ее вероятности. Это неприятное событие, которое уменьшает последующее поведение.
Как и в случае с подкреплением, наказание может работать как путем непосредственного применения неприятного стимула, такого как удар электрическим током после реакции, так и путем удаления потенциально полезного стимула.
Например, вычитание денег из чьей-либо заработной платы для наказания за нежелательное поведение. Следует отметить, что не всегда легко отличить наказание от отрицательного подкрепления.
Когда дело доходит до применения наказания, возникает несколько проблем, например:
- Наказываемое поведение не забывается, оно подавляется. Это поведение возвращается, когда наказания нет.
- Наказание может привести к повышенной агрессивности. Это может показать, что агрессивность — это способ справиться с проблемами.
- Наказания порождают страх, который перерастает в нежелательное поведение, например, страх ходить в школу.
- Часто наказание не формирует поведение, направленное на достижение желаемой цели. Подкрепление говорит вам, что делать, а наказание только говорит вам, чего не делать.
Бихевиоризм в «Поведении организмов»
Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:
- окружение;
- внешняя среда.
Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер.
Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.
Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.
Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.
Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.
Ящик Скиннера
Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.
Эксперимент Берреса Скиннера
- Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
- Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
- Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.
Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.
В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.
Более поздняя работа
Во время преподавания в Университете Миннесоты Скиннер пытался обучить голубей служить проводниками для бомбардировок во время Второй мировой войны. Этот проект был отменен, но он смог научить их играть в пинг-понг. Во время войны Скиннер занялся более домашними делами. В 1943 году он построил новый тип кроватки для своей второй дочери Деборы по просьбе жены. У пары уже была дочь по имени Джули. Эта прозрачная коробка, называемая «детская нежность», нагревалась так, что малышу не требовались одеяла. По бокам тоже не было планок, что также предотвращало возможные травмы.
В 1945 году Скиннер стал заведующим кафедрой психологии в Университете Индианы. Но через два года он уехал, чтобы вернуться в Гарвард в качестве лектора. Скиннер получил там профессорскую должность в 1948 году, где и оставался до конца своей карьеры. Когда его дети выросли, он заинтересовался образованием. Скиннер разработал обучающую машину для изучения обучения у детей. Позже он написал «Технологию обучения» (1968).
Скиннер представил вымышленную интерпретацию некоторых своих взглядов в романе 1948 года «Уолден два», в котором предлагался тип утопического общества. Людей в обществе заставляли быть хорошими гражданами посредством модификации поведения-системы поощрений и наказаний. Роман, казалось, подорвал доверие Скиннера к некоторым его коллегам-ученым. Другие ставили под сомнение его сосредоточенность на научных подходах к исключению менее осязаемых аспектов человеческого существования.
В конце 1960-х и начале 70-х годов Скиннер написал несколько работ, применяя свои поведенческие теории к обществу, в том числе «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Он привлек огонь за то, что, казалось бы, подразумевал, что у людей нет свободной воли или индивидуального сознания. Ноам Хомский был одним из критиков Скиннера. В 1974 году Скиннер попытался внести ясность относительно любых неверных интерпретаций его работы с бихевиоризмом.
Программы подкрепления Скиннера
Как обсуждалось в начале статьи, помимо теоретизирования о поведении человека, Скиннер стремился воплотить эти теории в жизнь , Для этого он разработал серию конкретных программ армирования, наиболее выдающимися из которых являются программы непрерывного и прерывистого усиления (интервальное усиление и усиление по причине).
1. Непрерывное усиление
В непрерывном усилении человек постоянно вознагражден за действие или поведение , Основным преимуществом является то, что партнерство формируется быстро и эффективно; однако, как только подкрепление устранено, поведение также быстро исчезает.
2. Прерывистое усиление
В этих случаях в определенных случаях усиливается только поведение человека , Эта программа в свою очередь подразделяется на две категории: интервальное усиление (фиксированное или переменное) или коэффициентное усиление (фиксированное или переменное)
При усилении интервала поведение усиливается после ранее установленного периода времени (фиксированный) или случайного периода времени (переменный). В то время как в подкрепление разума человек должен выполнить определенное количество поведений, прежде чем оно будет усилено. Как и при усилении интервала, это количество ответов может быть предварительно согласовано (фиксировано) или не согласовано (случайно).
Способ формирования
Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.
Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.
Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера — в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно
По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей
Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.
Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия
Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).
В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».
Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.
Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.
Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).
Бихевиоризм в «Поведении организмов»
Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:
- окружение;
- внешняя среда.
Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер.
Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.
Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.
Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.
Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.
Виды оперантного обусловливания
Фредерик Скиннер разделил механизм подкрепления на три типа:
- Закрепление с помощью вознаграждения. Позитивное подкрепление действия увеличивает вероятность его повторения, так как конкретное поведение привело к положительным последствиям.
- Закрепление через наказание. Организм будет стараться избегать определенного действия, если оно приносит негативные последствия.
- Если действие не несет ни негативных, ни позитивных последствий, оно со временем исчезает.
Позитивное подкрепление стимулирует организм к поведению, закрепленному поощрением. Наказание, наоборот, снижает вероятность использования привитого навыка в будущем.
Другие практические приложения и критическая оценка
Оперантное обусловливание можно использовать для объяснения множества форм поведения, от процесса обучения до зависимости и усвоения языка. Он также имеет практическое применение, например, в образовательных целях, которые мы описали ранее, в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике.
В экономике хорошо известным приложением оперантного кондиционирования является экономика токенов, система, через которую человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Жетоны собираются, а затем обмениваются на что-то значимое для человека.
Использование исследований на животных, связанных с оперантным обусловливанием, также поднимает вопрос об экстраполяции результатов.
Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщать итоговые результаты исследований с животными на поведение человека, поскольку их анатомия и физиология различны, и они не могут размышлять о своем опыте или вызывать разум, терпение и память, как люди.
Краткая биография Скиннера
Американский ученый, лидер современного бихевиоризма, БерресФредерикСкиннер (1904–1990) до избрания научной стезипробовал свои силы в писательском деле. Со временемон понимает, что раскрыть свой потенциал и тягу к знаниям он сможет на научном поприще. Оканчивает Гарвардский университет с дипломом психолога. Большое влияние на нового специалиста оказал У. Крозье, ученый-бихевиорист, благодаря которому Скиннер стал приверженцем этого направления.В 1948 году Беррес Фредерик издал роман «Уолден-два», который описывает утопическое общество.
Скиннер работал до конца жизни. Став профессором Гарварда в области психологии, читал лекции в крупнейших университетах США. Отмечен Президентской медалью за науку, Беррес Фредерик Скиннер – признанный лидер необихевиоризма.
Бихевиоризм в психологии
Бихевиоризм служит предметом изучения поведения субъектов. Человеческое поведение изучается с рождения индивида до конца его жизни. Исследование проводится с объективной точки зрения, что приводит к игнорированию сознания, ощущений, воли и воображения. Из-за этой точки зрения, бихевиористы исключили понятия подсознания и всё, что связано с ним.
Цель бихевиоризма состоит в изучении поведения субъекта, чтоб в будущем превзойти его и предсказать его ответ на определенные события. Достигнуть такую цель сложно, но реально. До нынешнего времени такая практика смогла состояться только на бессистемно используемых методах общественного действия.
Из-за множественных реакций, наука старается их изменить. Выясняется, что количество безусловных ответов организма, при рождении, не велико. Это отрицает теорию инстинкта. Большая часть инстинктов, названными старой школой психологии, сейчас относятся к условным. Бихевиористы не ищут генетические наследия поведенческих реагирований или наследстве особых способностей (например музыкальных или художественных). Они считают, что каждый ребенок рождается с одинаковым количеством возможностей и при определенных внешних обстоятельствах можно его направить на изучение любой узкой отрасли.
Важной деталью бихевиоризма является стимул (S) – реакция (R). Зоопсихолог Эдвард Ли Торндайк отталкивался от теории личности (набор поведенческих реакций) и открыл закон эффекта
Он указал, что между побуждением и ответной реакцией есть связь, которая подпитывается стимулом.
Теория бихевиоризма состоит в том, что личность обладает навыками и рефлексами, которые она приобрела в окружающей себя среде. Получается, что индивид есть организованной структурой и почти стабильной системой разных умений.
Бихевиоризм в психологии рассматривает личности как субъект, у которой есть реакция, функции и возможность к обучению. Получается запрограммированный человек на воспроизведение разных действий, поведения и рефлексов.
Скиннер книги. Скиннер Беррес Фредерик. Книги онлайн
Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов в истории и ученых ХХ века.
Внёс огромный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того чтобы изучать принципы оперантного научения.
В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Зятем Скиннера является Барри Бузан.
В 1958 году Американская Психологическая Ассоциация вручила ему премию «За выдающийся вклад в развитие науки», отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии». В 1968 году он же получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство США удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский Психологический Фонд представил Б.Ф. Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». Он написал сотни статей и десятки книг, многие из которых стали бестселлерами. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым).
В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Согласно обзорам, проведённым психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).