Теория игр эрика берна

Как пользоваться Матрешкой Берна в управлении командой

Руководитель, научившийся определять, с каким эго-состояним сотрудника ему предстоит иметь дело, может предвидеть его реакцию во время постановки задачи и сделать так, чтобы тот был готов выполнить ее максимально эффективно. Рассмотрим это на простом примере.

Сотрудник 1 реагирует на поставленную задачу в роли «контролирующего родителя». Он упрекает руководителя и настаивает на своей значимости.

Сотрудник 2 пытается переложить ответственность за свое решение. Это типичная реакция «адаптивного ребенка».

Сотрудник 3 реагирует с позиции «взрослого». В отличие от двух своих коллег он сразу предлагает альтернативное решение, которое приводит к выполнению поставленной задачи. Это устроит обе стороны, и на этом разговор будет окончен, чего нельзя сказать про другие кейсы. Там потребуется поработать с возражениями, учитывая эго-состояния сотрудников.

В случае с «контролирующим родителем» нужно сначала признать его авторитет, а затем обратиться к реальности – цифрам и фактам. При общении с «адаптивным ребенком» следует обратиться к его опыту и статусу. Предложите ему подумать над вариантами, чтобы он сам нашел решение.

Понятно, что в бизнес-процессах проще всего решать задачи, выстраивая коммуникацию по схеме «взрослый – взрослый». Это идеальная модель. На практике приходится принимать в свою команду людей, привыкших к роли «родителя» или «ребенка».

Матрешка Берна подсказывает, что плодотворно взаимодействовать можно со всеми ипостасями человека. И если в какой-то ситуации не удалось избежать недопонимания, в другой – все получится. Как говорил американский изобретатель Томас Эдисон, «наша самая большая слабость – это желание сдаться. Самый верный способ добиться успеха – попробовать еще раз».

1Berne, E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. Grove Press.

Виды психологических игр

Психологические игры, используемые в межличностных отношениях, рассмотрены на основе социологической классификации, так как она является наиболее практичной.

Виды игр

«Игры на всю жизнь» оказывают на игроков наиболее сильное влияние по сравнению с другими играми, рассчитаны на несколько участников. Типичные игры «Попался, сукин сын», «Алкоголик», «Должник». Игру «Попался, сукин сын» можно наблюдать на примере игры в покер.

У одного из игроков выигрышные карты. Если это игрок в «Попался, сукин сын», то его будет интересовать не выигрыш в покер, а сам факт того, что другой игрок находится в его власти. Игра «Попался, сукин сын» отчасти является криминальной игрой. Берн описывает в своей книге, как наблюдая за игрой в покер, он понял механизм другой психологической игры «Я только пытаюсь вам помочь».

«Игры на вечеринках» позволяют разным игрокам найти друг друга. Одна из игр на вечеринках «Какой ужас!»

Игрок постоянно попадает в неприятные ситуации, рассказывает о своих проблемах и страданиях, пытается привлечь к себе внимание и получить сочувствие

«Супружеские игры», как и любые другие, могут присутствовать в семейной жизни. Одной из распространенных является игра «Если бы не ты».

Женщина выходит замуж за деспотичного мужчину, который не позволит ей попадать в пугающие ситуации. В таком браке жена жалуется на запреты и ограничения, из-за чего муж чувствует себя неловко. В результате жена получает вознаграждение в виде сочувствия, внимания, возможности играть с подругами в игру «Если бы не он».

«Сексуальные игры» связаны с супружескими играми, инициатором часто выступает женщина, если водящим является мужчина, то такие игры относятся уже к группе криминальных игр.

Игра «Ну-ка подеритесь» основана на соперничестве двух мужчин за женщину. Сюжет является основой для произведений литературы, театра и кино. Возможны три варианта развития игры.

В романтическом варианте после победы в состязании женщина и ее герой живут долго и счастливо. Драматический сценарий разыгрывается, если побеждает не тот, кого выбрала женщина. В комедии женщина бросает обоих.

«Криминальные игры», например «Полицейские и воры», связаны с мошенничеством, насилием и другими преступлениями. Каждая криминальная игра в своей основе нечестна и незаконна.

Психологические “Криминальные игры”

Такие игры проходят под руководством «Взрослого», то есть планируются профессиональными преступниками.

«Психологические игры» можно наблюдать не только в кабинете психолога, но и в других ситуациях, связанных с социальными отношениями. Типичная игра «Я только пытаюсь вам помочь».

Консультант дает профессиональный совет клиенту. На следующей встрече клиент сообщает, что последовал совету, но не достиг нужного результата. Консультант принимает известие о неудаче и предлагает новый вариант решения проблемы. Консультирование клиента может длиться бесконечно долго.

Игрок в «Я только пытаюсь вам помочь» заранее уверен, что помощь не будет принята, игроку не нужен быстрый результат. В этой ситуации консультант испытывает раздражение, но старается его подавить. Он понимает, что формально следует установленной процедуре, другие консультанты поступают также и он всегда получит поддержку начальства.

Игроков в «Я только пытаюсь вам помочь» следует отличать от профессионалов, которые действительно оказывают помощь.

«Позитивные игры». Поиск положительных игр является трудной задачей, так как все игры основаны на скрытой мотивации и корысти. Хорошая игра приносит пользу одновременно всем участникам. Например, «Трудовой отпуск» становится позитивной игрой, если для игроков содержание работы вторично и работа выполняется ради другой цели.

Некоторые игры несут в себе творческий потенциал. Другая часть игр основана на обмане и конфликтах, поэтому такие игры не доставляют радости и удовольствия игрокам, а их развязка может завершиться настоящей драмой. В своем исследовании Э. Берн постоянно подчеркивает, что игры не могут заменить реальной жизни.

Вам будет интересно почитать:

  • Как правильно воспитывать детей в разном возрасте? Нужно ли наказывать ребёнка: советы психолога по воспитанию счастливого ребёнкаКак развивать творческие способности у ребёнка дошкольного возраста.Как работает метод системных расстановок по Хеллингеру. Семейные расстановкиКак долго можно кормить ребёнка грудью и как правильно отучать от грудного вскармливания новорождённого

Формы общения

Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.

Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.

Ритуал — повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.

Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму «болтовни», а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.

Игра — серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием «выигрыша», конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.

Операция — простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.

Близость — спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Ребёнка.

Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школе

Какие бывают роли в психологических играх

У каждого человека есть определенный набор схем поведения в разных ситуациях. Иначе говоря, в разных жизненных ситуациях люди выбирают определенные шаблоны поведения. Изменения в поведении при разных ситуациях в трансакционном анализе называют различными состояниями Я. Набор схем поведения или состояний Я определены автором терминами родитель, взрослый, ребенок.

Родитель — состояние Я, сходное с образцами поведения родителей или тех, кто выполнял роль родителя, воспитателя. Родительский опыт необходим для социального и биологического выживания. Все люди повторяют в своей взрослой жизни положительные или деструктивные модели поведения родителей.

Взрослый — состояние Я, связанное с объективной оценкой ситуации взрослым человеком. Каждый человек, включая детей, стариков, больных людей и преступников, способен объективно оценивать ситуацию и адекватно действовать.

Ребенок — состояние Я, основанное на закрепленных в детстве образцах поведения. В некоторых ситуациях взрослые люди могут реагировать неуместно или слишком эмоционально, в соответствии с моделями поведения, закрепленными в детстве.

Структурный анализ

Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзакционный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребёнок (Ре), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.

Анализ «игр»

Э. Бёрн писал: «основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс».

Рассмотрим некоторые психологические игры более подробно.

«Должник»- игра, основным тезисом в которой является: «если бы не долги, то…». Эта игра может нести серьёзные проблемы для человека, хоть тема денег и не несет собой каких- то глубинных трансформаций. Дело в том, человек относиться поверхностно к вещам, которые требую ответственного подхода. Если обратится к массовой культуре, то можно рассмотреть игру «Должник» на примере фильма «Шопоголик», режиссера П. Дж. Хогана. Главная героиня фильма, главная и абсолютно взаимная любовь которой – это походы по магазинам, живет в состоянии постоянно бегства от финансового инспектора. Когда героиня фильма (Реббека Блум) встречает мужчину своей жизни, ситуация с кредиторами заставляет лгать этому человеку. Ценой этой лжи становится потерянное доверие.                                       

«Ударь меня»- игра, участниками которой становятся люди с внутренними установками на роль жертвы. Например, в любой школе есть ученик без какого-либо авторитета, он становится изгоем и мишенью для всякого рода насмешек. Существует подвид этой игры, который называется «поношенное платье». Женщина делает все, чтобы выглядеть никчемной и жалкой, находит всевозможные причины, чтоб оставаться в «материальной яме». Такая женщина, как будто, притягивает людей и ситуации, помогающие ей продолжать эту игру. К примеру, женщина выходит замуж за человека, которого ей приходится содержать, и чтобы не происходило, будь, то рукоприкладство, моральные унижения или алкоголизм партнера, она находит всевозможные причины для того, чтобы продолжать эти «больные отношения».

«Какой ужас!» — игрок ищет причины выплеснуть эмоции другому человеку посредством жалоб. В этой игре всегда участвует три субъекта. Например, мужчина, женщина и подруга женщины, которой он плачется в жилетку, обсуждая несправедливые, по отношению к ней, действия и слова мужчины.

Любая психологическая игра — это, прежде всего, цепочка действий, имеющих предсказуемый ход. Ключевым моментом психологической игры является скрытая мотивация, это тот самый «крючок», который является пусковым механизмом для получения в процессе игры той или иной эмоции. Игрок, даже не всегда осознает, зачем совершает то или иное действие, но есть и те, кто действует осознано, с целью получить определенные эмоции и подпитаться энергией, как правило, это представители публичных профессий и хорошие провокаторы.

Анализ игр помогает пациенту понять участником, какой психологической игры он является, ответить на его главный вопрос: «почему так со мной происходит или почему это ситуация постоянно со мной происходит, как будто по циклической спирали?». А также найти выход из сложившейся ситуации. Иногда очень сложно выйти из состояния игры без посторонней помощи. Поэтому, человек как «наркоман» жаждет получения новых эмоций, иногда, в ущерб собственному здоровью.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры»;
  2. Кабрин Э. «Транскоммуникация и личностное развитие»;
  3. Макаров В.В., Макарова Г.А. «Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России»;
  4. Клод Штайнер. «Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна»;

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Классификация психологических игр

  1. В основу классификации игр положены различные признаки и характеристики. По количеству участников различают игры на двоих, например супружеские игры, в играх на вечеринках участвует много игроков.
  2. По гибкости и вариативности, различают игры, в которых игрок предпочитает играть всегда в одну игру, например «Должник», в некоторых играх возможен легкий переход от одной игры к другой.
  3. В зависимости от напряженности игры могут быть легкими или тяжелыми, соответственно поведение игроков характеризуется непринужденностью или агрессивностью.
  4. По интенсивности и допустимости различают социально приемлемые игры либо провокационные, которые играются до конца и могут закончиться в суде, в больнице или в морге5. Социологическая классификация. Все игры подразделяются на группы в зависимости от жизненных ситуаций, в которых люди могут оказаться: игры на всю жизнь, игры на вечеринках, супружеские, сексуальные, криминальные, психологические и позитивные игры.

Как избежать конфликта при взаимодействии с окружающими

Процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей Берн назвал трансакциями. Они делятся на стимул и реакцию. Есть несколько видов трансакций:

Дополняющие, или параллельные – при таком взаимодействии, когда стимул одного человека дополняется реакцией другого, почти не возникает конфликтных ситуаций. Коммуникации могут длиться долго и без помех.

Пересекающиеся, или перекрестные – при таком взаимодействии часто возникают конфликты. Допустим, стимул посылается с позиции «взрослого», а реакция приходит от «родителя» или «ребенка». Ситуацию можно сгладить, если стороны своевременно осознают это и перейдут, к примеру, в эго-состояние «взрослого».

Скрытые трансакции распознать сложнее, так как одна сторона в них задействует сразу несколько эго-состояний. К примеру, если человек говорит одно, а подразумевает другое. В этой ситуации он сам может не осознавать, в какой роли находится.

Поглаживания – еще один вид трансакций, характерный для взаимодействия между эго-состояниями «ребенка» и «родителя». Посыл при поглаживаниях может быть не только позитивным, но и негативным. «Поглаживать» человека можно за какие-либо действия или просто за то, что он есть. Поглаживания бывают:

Вербальные – похвала и комплименты.

Невербальные – одобрительные жесты, мимика, подмигивания.

Физические – похлопывание по плечу, рукопожатия.

Главный принцип общения

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.

Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.

Выгоды игр

В ходе игры Водящий получает целый комплекс выгод, которые описываются по схеме:

1. Внутренняя психологическая выгода – заключается в укреплении внутренней психологической стабильности.

2. Внешняя психологическая выгода – избегание тревожных ситуаций или ситуаций близости.

3. Внутренняя социальная выгода – описывается типичной фразой, которая используется в игре с близкими.

4. Внешняя социальная выгода – описывается типичной фразой, используемой при игре не с близкими людьми или при времяпрепровождении, производном от данной игры.

5. Биологическая выгода – получение поглаживаний определённого типа участниками игры.

6. Экзистенциальная выгода – утверждение жизненной позиции, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.

Транзакционный анализ

Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:

а) «поглаживание» — любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;

б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;

в) транзакционный стимул — «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;

г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;

д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», — реакция также направлена от Взрослого Взрослому;

е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).

Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции: первый тип (ВВ-РеР) – реакция переноса; второй тип (ВВ-РРе) – реакция контрпереноса; плюс третий тип (РеР-ВВ) – «раздражительная реакция», когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты; и четвёртый тип (РРе-ВВ) – «дерзость», когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.

ж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;

з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.

и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.

Пример манипуляции:

Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.

Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.

Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: «Эта вещь лучше» и «Вы не можете позволить её себе». На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: «Вы правы в обоих отношениях». Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребёнка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребёнка, который, в сущности, говорит: «Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов». На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.

Пример флирта:

Парень. Приходи в гости: чаю попьём.

Девушка. С удовольствием.

На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом — об интимных отношениях.

Классификация игр

Э. Бёрн в своих работах выделяет следующую классификацию игр:

  1. Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не .» – «Да, но…»).
  2. Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
  3. Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
  4. По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
  5. Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
  6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»)

Также Бёрн приводит классификацию игр исходя из основных качественных характеристик:

  1. Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например, эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
  2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые.

Любая игра оказывает значительное влияние на жизнь человека, некоторые игры затягиваются на всю жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: