«Что такое разум?» от FutureLearn
Длительность: 6 недель, 24 занятия.
Форма обучения: онлайн, доступны видеоуроки, материалы для самостоятельного изучения.
Обратная связь: не предусмотрена в бесплатной версии курса.
Программа: этот бесплатный онлайн-курс создан для учащихся и практиков, а также для всех, кто заинтересован в работе мозга. Здесь помогут исследовать четыре конкретных аспекта ума: субъективность, намеренность, сознание и свободу воли. По ходу обучения каждый слушатель сможет ответить на вопрос, зачем человеку разум.
Чему научитесь:
- понимать термин «разум»;
- определять свойства субъективности и бихевиоризма в психологии;
- руководствоваться информацией о сознании, бессознательном, эмоциях.
- более 20 бесплатных уроков с «выжимкой» самого полезного;
- возможность попрактиковаться, ответить на вопросы в конце каждой лекции;
- шанс изучить научные и философские концепции для понимания собственного ума.
Автор курса: Марк Солмс — основатель нейропсихоанализа, объединяющего психоаналитические теории и современную нейробиологию.
Где учат на психолога
Получить специальность психолога можно лишь после 11 класса, поступив в вуз на факультет психологии.
После 9 класса возможно поступление в колледж на следующие, являющиеся предварительной ступенью к профессии психолога, специальности:
- социальная работа — для людей, выбирающих социальную психологию;
- лечебное или сестринское дело — для клинических специалистов;
- дошкольное образование, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования — для педагогической психологии;
- физическая культура поможет в дальнейшем освоить спортивную психологию;
- право и судебное администрирование, правоохранительная деятельность для тех, кто выбирает юридическое направление.
Высшее образование в вузе получают по следующим ступеням:
- бакалавриат;
- специалитет;
- магистратура.
Обучение в колледже занимает от 1 года 10 месяцев до 2 лет. По окончании возможно поступление на 2 или 3 курс высшего учебного заведения.
Сколько лет займет обучение, зависит от того, какую подготовку планирует пройти абитуриент. После 11 класса обучение в вузе на психфаке займет не менее 4 лет с получением по окончании диплома бакалавра.
Очное обучение на магистратуре продолжается 2 года. Курсы по повышению квалификации длятся от 3 до 6 месяцев.
«Зависимости и созависимость (авторский курс лекций)»
Пройти курс
Длительность: 10 уроков со средней продолжительностью в 1 час и 20 минут.
Форма обучения: видеоуроки на YouTube-канале.
Обратная связь: не предусмотрена, но можно оставить комментарий под видео.
Программа: авторский курс лекций станет хорошей «базой» для тех, кто интересуется психологией зависимых людей. Все уроки можно смотреть в любом порядке. Здесь расскажут о том, как мыслит зависимый от алкоголя или наркотиков человек, как проявляется его потребность в чём-то запрещенном, как помочь справиться с проблемой.
Узнаете больше о:
- эмоциях зависимых;
- дисфункциональной семье;
- зависимости и насилии;
- переживании утраты;
- концепции зависимости;
- как помочь наркоману.
- курс полезный как для интересующихся проблемой, так и для родных зависимых;
- минимум воды и максимум актуальной информации;
- возможность изучать материал в любое удобное время.
Автор курса: Новикова Валентина Владимировна — нарколог и заведующая отделением городской наркологической больницей в Санкт-Петербурге.
Дополнительное образование
На факультете психологии в основном преподаётся теоретическая база. А чтоб оказывать реальную помощь людям, нужно получить практические навыки работы. Этим занимаются уже иные учебные заведения. Итак, для того, чтобы стать успешным, а главное эффективным специалистом, для начала нужно закончить психфак любого вуза страны, чтоб иметь представления о том, что такое психика. И далее, уже имея представление о профессии и получив нужные базовые знания, выбрать для себя одну, а может и несколько психологических школ.
Немногие знают, что нет одного единого метода, подхода, а есть много направлений и школ психологии. Первым был тот самый Зигмунд Фрейд. Он является основателем такого направления в психологии как психоанализ. Далее его ученики и последователи придумывали новые методы оказания психологической помощи или терапии и создавали новые направления. Так, с течением времени, начали появляться новые и новые направления. Сколько их точно на сегодняшний день, уже сказать сложно. Назову только самые известные:
- бихевиоризм;
- гештальтпсихология;
- психодрама;
- гуманистическая психология;
- когнитивная психология;
- аналитическая психология;
- логотерапия и многие другие.
И у каждой школы своя философия, методы и техники. В Москве практически у каждого направления есть свои обучающие программы и целые институты:
- Институт психодрамы и ролевого тренинга;
- Московский гештальт институт;
- Московский институт гештальта и психодрамы;
- Московский институт психоанализа.
Каждый из них предлагает программу обучения, в основном, от одного года до трёх лет по своему направлению. И по окончанию учебы вы получите специальность уже конкретной школы — гештальт-терапевта, психоаналитика, психодраматерапевта и так далее. Конечно, у каждой школы и направления есть свои минусы и плюсы. И очень часто бывает, что изучив одну школу, психолог решает получить ещё знания и другого направления. Поэтому, если вы решите выбрать для себя эту профессии — приготовьтесь посвятить своему образованию минимум 7-10 лет. А как максимум всю жизнь.
Андрей Смирнов, Психолог-психотерапевт, магистр психологии
Кто и как должен регулировать этот рынок
«На моей памяти уже три раза пытались ввести процедуры контроля этой сферы, — вспоминает директор учебно-научного центра Новосибирского государственного университета Сергей Золотарёв. — Последняя попытка была в Госдуме три года назад, но никакие законы так и не приняли. По факту сегодня любой может назвать себя психологом, даже не имея полного образования. Некоторые не стесняются называть себя психотерапевтами, хотя здесь речь идёт уже о специалисте в области психологии, имеющем высшее медицинское образование».
По его словам, пострадавшие от действий непрофессиональных психологов могут направить жалобу в Профессиональную психотерапевтическую лигу. Эта организация рассматривает обращения как клиентов, так и психологов — друг на друга. Правда, это не карательный орган и вынесенное решение этической комиссии будет иметь всего лишь рекомендательный характер.
В России есть масса профессиональных объединений, но законодательно их роль не определена. Бывает даже, что одна организация не признаёт другую. «Механизм профессионального саморегулирования несовершенен», — резюмирует Золотарёв.
Чтобы попасть в профессиональное объединение, специалист заполняет анкету с персональными данными, готовит рекомендации от коллег, оплачивает членский взнос. Например, чтобы стать членом Российского психологического общества, соискателю нужно подать заявление, заполнить анкету с указанием полученного высшего образования, получить две рекомендации от действующих членов РПО и оплатить членский взнос 2000 рублей. Удостоверение действует один год, далее членство можно продлить за 1000 рублей. Удостоверение члена РПО даёт право размещать свои публикации на сайте сообщества, а также позволяет получать льготы при подписке на журнал European Psychologist.
Золотарёв признаёт: риск попасть на мошенника или шарлатана у клиента есть. С другой стороны, он может принять за травматичный опыт свои негативные эмоции, внутреннее сопротивление новой информации. «Это не всегда плохо, потому что иногда в процессе работы человек сталкивается с собой и чувствует дискомфорт, это импульс к развитию, — говорит Золотарёв. — Психолог не стоматолог, здесь ответственность лежит на клиенте, на нём 80% работы».
Опрошенные «Секретом» эксперты считают, что российским законодателям следует перенять зарубежный опыт: в развитых странах эта область лицензируется и строится на понятных, прописанных в законодательстве критериях. Профессия психолога лицензирована в США, Израиле, Германии, Канаде и ряде других стран.
Бывают исключения, когда начинающие психологи-консультанты официально работают без лицензии. В этом случае за каждым таким специалистом закреплён профессионал более высокого уровня, имеющий лицензию. Он может нанимать специалиста без лицензии, например в психологический центр, но затем за деятельность нанятого сотрудника-новичка несёт ответственность лицензированный специалист.
«Психологи похожи на врачей в больнице: мы ведём карточки клиентов, записи, а над нами осуществляется супервизия — надзор за качеством консультирования, выяснение неясностей у более опытных коллег. Всё регламентировано и формально, в отличие от России», — рассказывает Дмитрий.
В России же качество услуг — на совести самого психолога или психологического центра. И даже формальные признаки — наличие хорошего академического образования — не всегда могут быть знаком качества.
Коллаж: «Секрет фирмы», www.pexels.com, depositphotos.com
Сущность академической успеваемости в психологии
Помимо исследований академической успеваемости и ее взаимосвязи с различными параметрами личности и окружающего социума, ученые занимаются изучением возможности предсказания академической успеваемости на достоверном уровне. Особенно этот вопрос актуален для экономически развитых стран, которые вкладывают значительные ресурсы в обучение и развитие своих граждан.
В ряде исследований, академическая успеваемость, рассматривается как средний балл учащегося за весь период его обучения. Однако, ряд авторов считают, что средний балл является несовершенной единицей измерения. Обусловлено это инфляцией оценок. Так, одна и та же оценка может быть поставлены за один и тот же уровень освоения предмета, но на разных ступенях обучения. В этой связи необходимо исследовать средний балл в ходе исследования различных студенческих выборок, при установлении четких границ оценок.
В последующем, несмотря на все явные и скрытые недостатки, средний балл стал рассматриваться как значимая, устойчивая и надежная шкала уровня интеллекта.
В настоящее время средний балл как шкала используется при исследовании:
- уровня интеллекта;
- эффективность профессиональной деятельности;
- профессионального престижа и статуса.
Замечание 1
Таким образом, несмотря на все проблемы, которые имеются в использовании среднего балла, он вполне успешно применяется в качестве показателя академической успеваемости в ряде психологических исследований.
«Психология познавательных процессов» от образовательного проекта «ПостНаука»
Длительность: 15 уроков разной продолжительности.
Форма обучения: видеоуроки, доступные без подписки.
Обратная связь: можно оставить комментарий под любым видео.
Программа: курс подойдёт начинающим и практикующим психологам, а также тем, кто просто интересуется познавательными процессами. Здесь расскажут о мышлении, классических исследованиях организации памяти, о видах чувствительности, воображении.
Узнаете больше о:
- познавательных процессах человека;
- когнитивной революции в психологии;
- основных феноменах восприятия;
- классификации ощущений и рецепторов;
- процессах и видах памяти.
- полезный и понятный курс;
- материал доступен даже без регистрации.
Автор курса: Мария Фаликман — психолог, доктор психологических наук, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.
Житейская психология: что это
Это знания, которые накапливаются, используются в жизни. Житейская психология включает в себя чьи-то рассуждения, наблюдения, умозаключения относительно конкретной ситуации. Например, дети отлично умеют манипулировать родителями, но они не знают, как делать это со всеми людьми.
Житейские психологические знания отличаются следующим:
- всегда конкретны;
- интуитивны;
- привязаны к определенным условиям, ситуациям, участникам.
Обычно этот тип называют мудростью.
Особенности житейской психологии, что ее характеризует:
- выводы часто бывают иррациональными;
- чаще всего возникает ошибочное обобщение;
- суждения основаны на страхах, личных переживаниях;
- суждения подвержены настроениям, моде, слухам;
- житейские знания основаны на случайных ситуациях, размышлениях;
- культурный уровень житейской психологии низкий, она приземленная, часто смешана с суевериями.
Еще одна специфическая характеристика житейской психологии в том, что люди подают свои “открытия” уверенно. Называют себя психологами, учителями, наставниками. Блогеры, инстаграмеры – самый яркий пример житейской психологии. Они уверены в своей правоте, нахватаются верхушек по дисциплине или придут к каким-то умозаключениям на основе личного опыта, а потом выдают это за истину в последней инстанции. Они дают готовые схемы и советы, которые помогают далеко не всем. Так что в следующий раз, когда наткнетесь на что-то подобное, рекомендую быть очень внимательным и не верить всему, что говорит «прирожденный психолог» или психолог-любитель. Яркость, новизна, приближенность к мнению большинства еще не говорит о том, что информация верна.
Учебная практика студента-психолога
Учебная практика является одним из основных этапов обучения, в ходе которого студент применяет полученную информацию в реальной работе, демонстрируя свои навыки и умения. Длительность практики определяется образовательными стандартами и обычно варьируется от 2 до 9 недель. Она бывает учебной и производственной.
Учебная практика проводится в конце первого или на втором курсе. Она в большей степени является ознакомительной: студенты знакомятся с особенностями профессии в специализированных учреждениях и организациях, наблюдают за работой специалистов и получают первичные профессиональные навыки.
Производственная практика подразумевает активное участие студента в научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. На этом этапе будущий специалист пробует применять свои знания на практике самостоятельно под руководством преподавателей либо сотрудников учреждения, где он практикуется. Как правило, она проходит два раза: на третьем и четвертом курсе. Работа, проведенная в рамках практики, может стать основой для итоговой квалификационной работы.
Возможность применять свои знания на практике, позволяет студенту на старте карьеры быстрее влиться в профессиональную среду, благодаря навыкам, которые он получил во время учебы. Хорошо зарекомендовавшие себя студенты нередко приглашаются на работу в организации, где проходили практику.
«Психология города в видеолекциях: неврозы, нарциссизм и любовная зависимость» от MONOCLER
Длительность: 4 урока со средней продолжительностью в 1 час 30 минут.
Форма обучения: опубликованные на YouTube-канале видеозаписи.
Программа: серия видеолекций подойдёт тем, кто хочет разобраться в причинах невроза самых обычных горожан. Здесь расскажут о феномене нарциссизма и нарциссического родительства, влиянии культуры на восприятие сексуальности. Один урок — один автор.
Узнаете больше о:
- неврозах большого города;
- любовной и сексуальной зависимости;
- тенденциях сексуального поведения;
- роли индивидуального и коллективного бессознательного;
- современных тенденциях сексуального поведения.
- содержательные лекции от докторов наук, врачей-психотерапевтов;
- доступ к урокам открыт всегда, можно воспользоваться субтитрами, ускорением или замедлением.
Авторы курса: Владимир Файнзильберг (врач-психиатр), Нина Асанова (психотерапевт), сексологи и психотерапевты Александр Полеев, Лев Щеглов.
Моя работа: помощь подросткам в профориентации
Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.
Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.
Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.
Провожу групповой тренинг по профориентации для подростков
Кому я помогаю
- Тем, кто вообще не знает, что ему интересно и к чему у него есть способности.
- Тем, кто знает, что ему нравится, но не понимает, какой профессии соответствуют его интересы.
- Всем остальным — чтобы лучше понять себя, свои ценности и склонности.
Как работает наставник по самоопределению
В начале одного из тренингов во время групповой работы нужно было составить список своих умений, и одна девочка никак не могла этого сделать. Она начала плакать, повторяя, что ничего не умеет, у неё ничего не получается и никогда не получится. Стало ясно, что здесь нужна индивидуальная работа с наставником-психологом.
На занятиях я постоянно предлагала ей попробовать себя в разных занятиях, чтобы снять этот психологический барьер: «Я не смогу!», и поддерживала в ней уверенность, что она справится. Постепенно она поверила, что у неё может что-то получиться, а, главное, — открыла в себе способность очень хорошо распознавать звуки. Если в соседней комнате падал предмет, она могла по звуку определить, что это за предмет. В результате она заинтересовалась профессией звукорежиссёра.
Как найти своё дело
1. Выпишите на листе бумаги всё, чем вам нравится заниматься: петь, рисовать, ходить по лужам, пускать солнечные зайчики. На этом этапе не надо думать о практической пользе.
2. Определите, что у вас хорошо получается. С одной стороны, «нравится» далеко не всегда значит «умею». С другой стороны, человек часто воспринимает свои умения как само собой разумеющееся и не подозревает, что их можно превратить в профессию. Пример таких навыков: умение общаться, договариваться, устанавливать связи.
3. Спросите у друзей, учителей, родителей, с какой просьбой или по какому делу они обратились бы именно к вам. Так вы узнаете, какие из ваших навыков востребованы.
4. Ваша идеальная профессия или даже дело жизни сочетает в себе три фактора: вам нравится этим заниматься, у вас получается это делать и это нужно другим людям настолько, что они готовы за это платить. Японцы называют это «икигай».
5. Изучите спектр профессий. Одни профессии перестают быть востребованными, другие, наоборот, становятся таковыми. В интернете для этого есть атласы новых профессий, среди них попадаются и весьма неожиданные. Например, IT-генетик, проектировщик личной безопасности, тренер творческих состояний или дизайнер эмоций.
6. Поговорите со специалистами в интересных вам областях, чтобы узнать важные .
7. Попробуйте описать то, чем хотите заниматься, не используя определение профессии. Например, «хочу помогать детям и родителям находить общий язык». Именно так формулировала своё желание я сама, когда была ребёнком, и профессия, совпадающая с этим описанием, нашлась. Точно так же и вы можете поиграть в игру «опиши, чем хочешь заниматься», а потом поискать профессии, которые соответствуют описанию.
Так выглядит «икигай» →
Так выглядит «икигай»
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Достаточно ли базы вуза или нужно дополнительное образование?
Психология развивается иначе, чем другие науки. Целью психологии не является конечное знание, для неё важнее – найти смысл собственной жизни и помочь в этом другому человеку. Психологии учатся всю жизнь. И это аксиома профессии
Важно отметить, что деньги для психолога не являются источником мотивации. Сначала нужно влюбиться в свое дело. Например, если человек собирается стать международным гроссмейстером ради того, чтобы получать миллионные призы, то он им не станет никогда
Так и с психологией. В иерархии ценностей психолога деньги не могут быть на первом месте. У психолога более высокая миссия – помогать людям и обществу
Например, если человек собирается стать международным гроссмейстером ради того, чтобы получать миллионные призы, то он им не станет никогда. Так и с психологией. В иерархии ценностей психолога деньги не могут быть на первом месте. У психолога более высокая миссия – помогать людям и обществу.
Еще полвека назад предполагали, что благодаря развитию психологии люди получат совершенное знание о человеке, о его поведении, о свойствах личности. К счастью, или к сожалению, но эти прогнозы и надежды не оправдались. Постфрейдистский психоанализ вообще оказался великой мифологией. Не оправдались надежды и на психотерапию, её результаты весьма скромны, потому что психотерапия – это скорее искусство, чем наука, поскольку в ней основной фактор успеха, – личность терапевта, а не психологическая теория.
Дипломированный психолог должен выбрать сферу исследования сам. Подробно и много изучать литературу, читать иностранные и отечественные научные журналы. Обязательно – работать практически. Тогда дополнительное образование поможет развитию способностей и стать конкурентоспособным. Дэвид Мацумото, автор учебника «Психология и культура», по которому учится весь мир, советует брать как можно больше знаний о научной методологии, о научном исследовании и сочетать их с математическими методами и психометрикой. В Библии сказано: «Избери для себя какую-нибудь работу и тебя не постигнет никакая болезнь». Работа есть лучшее средство к возвышению и усовершенствованию человека, и психология, как никакая из них, в наибольшей степени удовлетворяет этой базовой ценности.
«Основы психиатрии (курс лекций МГУ)»
Пройти курс
Длительность: 17 уроков со средней продолжительностью в 1 час 20 минут.
Форма обучения: видеоуроки на YouTube-канале.
Программа: курс подойдёт начинающим психологам, а также тем, кто ищет новую и полезную информацию для совершенствования своих навыков. Здесь расскажут о том, как происходят расстройства восприятия, почему возникают иллюзии, ложные узнавания, дереализация. Также есть информация и о проблемах с мышлением.
Узнаете больше о:
- навязчивости и других расстройствах мышления;
- ментизме, сверхценных идеях, бреде;
- сознании и делирии;
- помрачении сознания;
- эмоциональных расстройствах.
- содержательный курс с опытным лектором;
- возможность обучаться в любое время суток;
- курс доступен без подписок и регистраций.
Автор курса: Журавлёв Игнатий — кандидат психологических наук и практикующий психотерапевт, преподаватель Московского государственного университета.
«Социальная психология» от Уэслианского университета
Длительность: 7 недель, 50 уроков.
Форма обучения: видеоуроки + текстовые материалы + тесты.
Обратная связь: пообщаться с преподавателем можно после оформления платной подписки, слушатели бесплатного курса могут обсудить вопросы на общем форуме.
Программа: этот курс является кратким введением в классическую и современную социальную психологию. Здесь расскажут о принятии решений, убеждении, групповом поведении, личном влечении и факторах, способствующих здоровью, благополучию.
Узнаете больше о:
- поведенческой динамике внутри и между группами;
- происходящем после того, как люди становятся жертвами парадокса Абилина;
- социальном бездельничестве, групповом мышлении и групповой поляризации;
- эффективных способах уменьшения предрассудков и дискриминации в повседневной жизни.
- большое количество бесплатного материала от опытного профессора и преподавателя психологии;
- наличие разных тестов и дополнительных материалов;
- возможность обучаться с любого уголка мира, в удобное время.
Автор курса: Скотт Плюс — профессор, исполнительный директор сети социальной психологии, лауреат премии Американского психологического фонда за выдающееся преподавание.