П.И. Зинченко и Харьковская школа возрастной психологии
В послевоенный период научная работа школы развивалась под неформальным руководством Петра Зинченко в области психологии памяти. Важнейшим достижением школы является систематический анализ феномена непроизвольной памяти с позиций деятельностного подхода в психологии. Советские исследования непроизвольной памяти, проведенные представителями харьковской школы, повлияли на психологические исследования как в стране, так и во всем мире (например, исследования памяти А. Брауна , Мерфи, Мичема, Софьяна, Хагена и др.).
Обработки информации или инженерной психологии подход к памяти и познания была разработана в исследованиях по Зинченко, Бочарова, Nevel’skii, Репкина. С другой стороны, исследование роли непроизвольной памяти в образовании и памяти в мышлении и развитии личности было проведено Середой, Ивановой и соавторами.
Еще одним важным направлением исследований является теория и практика развивающего обучения (или система Эльконина-Давыдова), связанная с такими представителями харьковской школы, как Репкин, Боданский, Дусавицкий.
Полная картина курсов по психологии в школах Харькова
Портала в непрерывное образование СуХаРи взял на себя ответственность мониторить все образовательные программы города. Сейчас на сайте можно найти не только курсы, но и полную картину. Это чрезвычайно удобно для студентов, ведь в формате таблиц и графиков тут собрана самая актуальная информация о школах психологии. В этом разделе можно увидеть:
- информацию о стоимости курса;
- продолжительность занятий;
- график занятий;
- выдается ли по окончанию программы сертификат;
- предлагается ли выпускнику трудоустройство;
- какие школы подписали манифест хорошей школы и прошли ревизию.
Также полная картина курсов дает возможность сравнить курсы психологии в харькове и понять, какая из программ является наиболее подходящей.
Харьковская психологическая школа: 1930 — начало 40-х
История и состав
К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в М. начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из М. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).
Школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Н. Н. Соломаха и Ф. В. Бассин). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская группа насчитывала 15 сотрудников.
Представители группы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г.С. Сковороды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Леонтьев принимал непосредственное участие в работе группы в период с 1931 по 1935 г.: в 1935 г. Леонтьев вернулся в Москву, в то время как заведование кафедрой психологии педагогического института, центральной организации школы, взял на себя Запорожец. Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. На методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в Москве и Харькове.
Научный вклад
Основные направления исследований включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:
- простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);
- сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);
- двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);
- умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);
- формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);
- мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);
- генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);
- осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);
- формирование понятийного мышления у детей (Концевая).
История X. п. ш. и отношение ее исследований этого периода к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы X. п. ш. либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (главным образом, на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к традиции культурно-исторической психологии Выготского и интенсивным поиском своих оснований и направлений развития деятельностной психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.
Онлайн-курсы8
Онлайн курс |
Онлайн-курс «Страхи — прочь! Как победить тревожность на всех фронтах». Первые 2 занятия — бесплатно 9 модулей С ростом темпа жизни и расцветом эры цифровизации стало расти и число людей, страдающих тревожным расстройством. Постоянная нагрузка… |
|
Онлайн курс |
Онлайн-курс для преподавателей системы профессионального образования, мастеров производственного обучения… 36 / 72 / 108 / 144 часа — до 1 месяца Формы обучения:
|
|
Онлайн курс |
Курс практической психологии «Психология для всех» 2–2,5 часа/1 урок Этот курс рассчитан на абсолютно любого слушателя от 13 лет и до бесконечности.
|
|
Онлайн курс |
Онлайн-курс «Современные психотехнологии в исцелении» 16 часов, 8 онлайн-занятий На курсе вы узнаете о методах работы с психосоматическими заболеваниями с точки зрения современной психологической науки: Психологические… |
|
Онлайн курс |
Онлайн-курс «Как улучшить качество жизни и отношения с людьми?» 2 часа Подготовила для вас 5 уроков:
|
|
Онлайн курс |
Дистанционные курсы повышения квалификации и профпереподготовки для специалистов ВО, СПО, ООО, ДО, доп.образования… 1040 часов |
|
Онлайн курс |
Бесплатный онлайн-курс «Психология: путь к себе» 3 занятия
|
|
Где учиться на психолога
Получить профессию психолога лучше всего в высшем учебном заведении. Курсы предназначены для повышения квалификации и наработке новых современных навыков. Работать психологом, проводить прием и регистрировать собственную практику могут только дипломированные специалисты.
Немного по-другому обстоят дела с теми, кто решил сделать эту науку своим хобби. Курсы для психологов радушно распахивают свои двери перед студентами и помогают на всех этапах становления. После того как обучающая программа или тренинг будет окончен каждый студент сможет:
- защитить свои знания и получить сертификат;
- лучше понимать себя;
- налаживать хорошие отношения на работе и дома;
- помочь справиться своим близким с различными личностными проблемами;
- лучше понимать детей и стать для них настоящим другом.
Пойти учиться на психолога – это важный шаг в жизни каждого человека. Предложенные обучающие программы помогут каждому желающему стать целостной гармоничной личностью.
Избранные публикации о школе и о школе
Специальные выпуски журнала
- Советская психология (переименован Журнал русской и восточноевропейской психологии), 1979–1980, 18 (2) (ранний период, 1930-40-е годы: Запорожец, Аснин, Хоменко, Луков, Божович, Зинченко, Гальперин),
- Советская психология (переименован Журнал русской и восточноевропейской психологии), 1983–84, 22 (2) (1939: Зинченко П. И. Проблема непроизвольной памяти, 55–111).
- Журнал русской и восточноевропейской психологии, 1994, 32 (2) (послевоенный период, (1950-90-е гг .: Середа, Иванова) и
- Журнал русской и восточноевропейской психологии, 2003, 41 (5) (развивающее обучение в Харькове, 1960-1990-е гг .: Репкин, Дусавицкий)
- Журнал русской и восточноевропейской психологии, 2008, 46, (5) (Психология памяти П.И.Зинченко: исследования 1930-1960-х гг.)
- Журнал русской и восточноевропейской психологии, 2008, 46, (6) (Психология памяти П.И.Зинченко: современные критические оценки)
- Журнал русской и восточноевропейской психологии, 2011, 49, (1) (наследие Г.К. Середы в области психологии исследования памяти)
- Журнал русской и восточноевропейской психологии, 2011, 49, (2) (Наследие П.И.Зинченко в современных психологических исследованиях)
Избранные статьи на английском языке
- Иванова, Е. Ф. (2000). Развитие произвольного поведения у дошкольников. Повторение опытов З. М. Мануйленко. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 38 (2), март – апрель 2000 г., с. 7–21.
- Иванова Е.Ф., Невоенная Е.А. (1998). Историческая эволюция мнемонических процессов. Журнал российской и восточноевропейской психологии, 36 (3), май – июнь 1998 г., с. 60–77.
Как стать психологом
Психолог по праву считается врачевателем человеческих душ. Этот специалист помогает разобраться в себе и преодолеть жизненные трудности. Было бы опрометчиво полагать психологу, решившему практиковать свои знания и принимать клиентов хватит только неформального образования, которое дают курсы. Для того чтобы по-настоящему помогать людям необходимо закончить соответствующий ВУЗ, а курсы на психолога харьков помогут приобрести дополнительные навыки и повысить квалификацию. Предложенные курсы и тренинги подойдут:
- практикующим психологам для повышения квалификации;
- студентам факультетов психологии;
- тем, кто хочет вернуться в профессию и задался целью восстановить свои знания;
- всем, кто хочет разобраться в себе и жить в гармонии с окружающим миром.
Обучение на психолога посредствам предложенных курсов поможет учащимся стать востребованными специалистами и существенно расширить круг своих клиентов.
Влияние на исследования памяти на Западе [ править ]
- Мичем, Дж. А. (1972). Развитие способностей памяти у человека и общества. Человеческое развитие, 15, 205–228. Перепечатано в JG Seamon (Ed.), Недавние достижения в области памяти и познания. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1980. С. 415–430.
- Мичем, Дж. А. (1977). Советские исследования развития памяти. В RV Kail & JW Hagen (Eds.), Perspective on the Development of Memory and Cognition (Vol. 9, pp. 273–295). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Мерфи, доктор медицины, и Браун, А.Л. (1975). Случайное обучение у детей дошкольного возраста в зависимости от уровня когнитивного анализа. Журнал экспериментальной детской психологии, 19 (3), 509–523.
- Софиан К. и Хаген Дж. У. (1978). Непроизвольная память и развитие навыков поиска у детей раннего возраста. Журнал экспериментальной детской психологии, 26, 458–471.
- Браун, А.Л. (1979). Теории памяти и проблемы развития: активность, рост, знания. В LS Cermak & FIM Craik (Eds.), Уровни обработки в человеческой памяти. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
Направление используют
|
АНО ДПО «Высшая школа психологии» (Москва), АНО ДПО «ЦРМК — образовательные программы» (Москва), Агентство I’marketing (Москва), Академия Благополучия (Москва), Академия Профессионального Коучинга (Москва), Академия Семьи (Москва), Академия психологии и самопознания «Эволюционика» (Москва), Академия супружества Светланы Искренней (Москва), Александра Васильева (Москва), Александра Пояркова (Москва), Алексей Ханжин (Москва), Ассоциация детских нейропсихологов города Москвы (Москва), Ассоциация специалистов в области глубинной памяти и регрессий (Москва), Бюро Психологических Игр (Москва), Варкентина Ольга (Москва), Всероссийский Образовательный Центр «Академия Времени» (Москва), Высшая психологическая школа Psy School (Москва), Галина Николаева (Москва), Дискуссионный клуб Overtone club (Москва), Женская школа «Миламар» (Москва). Ещё организаторы 1003 |
||
|
Валентина Ивановна Бригадинова (Харьков), Вита Николаевна Джиан (Харьков), Владимир Витальевич Ланько (Харьков), Дарья Сергеевна Головко (Харьков), Елена Александровна Петренко (Харьков), Елена Витальевна Почуева (Харьков), Елена Ивановна Неводничая (Харьков), Елена Маринушкина (Харьков), Ирина Борисовна Морозовская (Харьков), Ирина Сарженко (Харьков), Людмила Громова (Харьков), Наталья Львовна Перская (Харьков), Наталья Михайловна Алёшина (Харьков), Оксана Викторовна Тимошенко (Харьков), Оксана Яровая (Харьков), Ольга Викторовна Винда (Харьков), Ольга Дудченко (Харьков), Юлия Никитчук (Харьков), Юрий Власов (Харьков), Анна Макарова (Харьков). Ещё тренеры 2797 |
||
|
Валентина Ивановна Бригадинова (Харьков), Вита Николаевна Джиан (Харьков), Владимир Витальевич Ланько (Харьков), Дарья Сергеевна Головко (Харьков), Елена Александровна Петренко (Харьков), Елена Маринушкина (Харьков), Ирина Борисовна Морозовская (Харьков), Наталья Львовна Перская (Харьков), Оксана Викторовна Тимошенко (Харьков), Ольга Викторовна Винда (Харьков), Ольга Дудченко (Харьков), Светлана Мирошниченко (Харьков), Татьяна Станиславовна Леонтюк (Харьков), Юрий Власов (Харьков), Елена Витальевна Почуева (Харьков), Юлия Владимировна Кучерук (Харьков), Наталия Исаева (Москва), Наталия Вячеславовна Смирнова (Ростов-на-Дону), Наталия Владимировна Раннала (Санкт-Петербург), Наталия Владимировна Полянца (Белгород). Ещё консультанты 1983 |
|
Москва, |