Примеры
Понятие «житейская психология» опирается на приобретённые знания посредством рефлексии, наблюдений за поведенческой моделью окружения, родных, коллег, многообразными социальными ситуациями. Восприятие мироздания людьми в донаучной дисциплине определялось их обыденными занятиями с последующим накоплением опыта и его передачей потомкам. Об особенностях психических явлений и характерах окружения ранее можно было судить лишь по их действиям и поведенческому паттерну.
Обычаи, обряды, присловья, афоризмы, присказки, поговорки, пословицы, мифы, былины, легенды, народные сказки и иной фольклор – это ярчайшие примеры житейской психологии. При этом часто несколько источников знаний могут противоречить друг другу. Так, например, каждая пословица может иметь свою смысловую противоположность: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и «Умная ложь лучше глупой правды».
Инструменты донаучной психологии представлены творчеством, искусством. Так, люди передают собственный опыт либо понимание мироздания посредством картин, кинофильмов, стихотворений. Каждый человек, столкнувшийся с произведением искусства того либо иного творца, составляет собственное представление о том, что хотел автор донести, что он за человек, какова его жизнь. И в этом процессе нет места специальным терминам или определениям. Здесь лишь субъективное восприятие. Интуитивно сделанные заключения, основанные на личных размышлениях, наблюдениях, субъективном опыте являют собой главный продукт житейской психологии.
2) Научный — рубеж VII-VI вв. До н.Э.
Появление
психологии в Древней Греции на рубеже
VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью
становления объективной науки о человеке,
рассматривавшей душу не на основе
сказок, мифов, легенд, а с использованием
тех объективных знаний (математических,
медицинских, философских), которые
возникли в тот период. В то время
психология входила в науку, изучавшую
общие закономерности общества, природы
и человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20 веков,
психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете
философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь с
человеком, да и само исследование души
(психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики человека. В то
же время область психического не
ограничивалась человеком, но
распространялась на весь мир. Такой
подход получил название панпсихизм —
направление, которое считает весь мир
одушевленным и наделенным душой. В
течение нескольких веков (примерно до
III в. до н.э.) разница между психикой
человека и животных рассматривалась
как чисто количественная, а не качественная.
Среди важнейших
функций души психологи античности
называли познание мира. Сначала в
процессе познания выделялось всего две
ступени — ощущение (восприятие) и мышление.
При этом для психологов того времени
не существовало разницы между ощущением
и восприятием, выделение отдельных
качеств предмета и его образа в целом
считалось единым процессом. Постепенно
изучение процесса познания мира
становилось все более значимым для
психологов, а в самом процессе познания
выделялось уже несколько этапов. Платон
впервые выделил память как отдельный
психический процесс, подчеркнув ее
значение как хранилища всех наших
знаний. Аристотель, а вслед за ним и
стоики, выделили еще и такие познавательные
процессы, как воображение и речь. Таким
образом, к концу античного периода
представления о структуре процесса
познания были близки к современным,
хотя мнения о содержании этих процессов,
конечно, существенно различались.
В VII-IV
вв. до н.э. появились первые научные
концепции психики, в которых она
рассматривалась, прежде всего, как
источник активности тела. При этом
считалось, что душа человека и души
других живых существ имеют чисто
количественные различия, так как человек,
как любое живое существо, подчиняется
тем же законам, что и все в природе. В
это же время возникли и первые теории
познания, в которых преимущество
отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции
рассматривались в качестве основного
регулятора поведения. Главное, что уже
в этот период были сформулированы
ведущие проблемы психологии: в чем
заключаются функции души, каково ее
содержание, как происходит познание
мира, что является регулятором поведения,
есть ли у человека свобода этой регуляции.
Окончился
этот период в III-IV
вв., когда зарождающаяся религия начала
доминировать над научными концепциями
и стал возвращаться сакральный подход
к знаниям, которые рассматривались не
с точки зрения их доказательности, а с
точки зрения веры или неверия.
Донаучная или житейская психология
Донаучное, или житейское, мировосприятие и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, кᴏᴛᴏᴩое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Нужно помнить, такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. По϶ᴛᴏму донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась исключительно символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов оϲʙᴏения действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в кᴏᴛᴏᴩом обитали тот или иной род или племя.
Обыденные психологические знания первобытных людей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали ϶ᴛᴏму несистемному, фрагментарному мировоззрению.
Важно заметить, что однако, при всем этом ϶ᴛᴏ знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека. Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:. Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
- сновидения:
- психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;
- разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.
Древние люди, пытаясь объяснить данные явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда
Важно заметить, что одним из самых древних будет широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое
Но несмотря на ϲʙᴏю простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некᴏᴛᴏᴩые из данных представлений сохранили ϲʙᴏе значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.
Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, кᴏᴛᴏᴩые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:
- представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
- мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.
Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, кᴏᴛᴏᴩая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.
Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, кᴏᴛᴏᴩые он совершит в течение жизни.
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Стоит заметить, что она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, кᴏᴛᴏᴩому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.
Что это такое
Научное ученье, изучающее закономерности зарождения, созревания и функционирования психических явлений, выделилось в форме отдельной научной дисциплины сравнительно недавно. Поэтому вполне закономерен вопрос – неужели ранее не существовало стрессоров, негативно сказывающихся на человеческом здоровье, неврозоподобных состояний, конфронтаций, проблем в людском взаимодействии? Конечно, были. И психологическая поддержка существовала уже тогда, однако носила она больше характер жизненной мудрости, наблюдений, опыта.
Таким образом, житейская психология определение имеет следующее. Она представляет собой представления, убеждения, информацию, знания о душе, понимания сущности её психики и принципов функционирования, приобретённые в обыденном бытие и соединяющие в себе житейский опыт отдельного человека, а также иных людей.
Источниками житейской психологии являются:
– ежедневные коммуникации;
– взаимодействие с окружением;
– повстречавшиеся люди;
– совместная деятельность.
Житейской психологии присущи нижеприведённые признаки:
– интуитивность – недостаточное понимание происхождения имеющихся знаний;
– конкретность – соотнесение с конкретными людьми, привязка к определённым ситуациям бытия, условиям, проблемам бытия;
– ограниченность знаний – смутное понимание свойств некоторых психологических явлений, областей их действия;
– фундамент основывается на личных размышлениях и субъективных наблюдениях – багаж знаний научно не обоснован;
– ограниченность в информации – человек не соотносит личные психологические выводы, знания, воззрения с подобными сведениями, которыми обладают иные субъекты.
При этом житейский опыт накапливается и приобретается не лишь посредством взаимодействия с окружением, но и при помощи литературы, искусства, отображающего духовный мир всех людей.
Отсюда понятие житейская психология являет собой результат восприятия субъективного опыта человека, однако такой результат совсем необязательно подойдет другим людям. Главным способом познания в «психологии повседневной жизни» считается метод экспериментов и следующих за ними промахов.
При этом житейская и научная психология тесно взаимосвязаны. Вторая просто невозможна без первой. Основой научной дисциплины является её житейский аналог. Ведь субъект постоянно сталкивается в процессе бытия с психологическими феноменами: необходимостью нахождения общего языка с социумом, воспитанием детей, потребностью понимать личные желания, стремления и устремлять их в направлении верного курса, семейными проблемами.
Знания, которые таит в себе житейская психология и которыми она делится с человечеством, необходимо подвергать ничуть не меньшему анализу, нежели научные факты, дабы получить пользу от них. Так, например, народные поговорки, афоризмы нуждаются в интерпретации, нельзя бездумно их применять в любых отчасти подходящих под их смысл жизненных обстоятельствах, дабы действовать эффективно и верно.
Житейская психология как источник получения знаний
В процессе повседневной жизни люди посредством наблюдения, самонаблюдения и раздумий получают психологические знания и накапливают их. Проверка полученной информации осуществляется на личном опыте человека. Житейская психология дает представления о поведении и эмоциональном наполнении людей в конкретных, но похожих, нарицательных случаях.
Психологические сведения приобретаются и через опыт других людей. Обобщенные познания, основанные на опыте целых поколений, закрепляются в пословицах и поговорках, песнях и сказках, народных поверьях, традициях и обрядах. Пословицы и поговорки отличаются завуалированным психологическим содержанием: «Не ищи красоты, ищи доброты», «Не кричи о себе — пусть другие о тебе тихо скажут», «С ним водиться, что в крапиву садиться».
Примечание
Знания житейской психологии — конкретные, практичные, доступные, убедительные. Они основываются на здравом смысле, хотя считаются недостаточно убедительными.
В некоторых ситуациях научная психология не может помочь, и тогда на выручку приходит житейская.
Пример
Например, психологические типажи людей, описанные в научной литературе, обобщены, и характеристики отдельной личности не могут полностью совпадать с одним из них, а наоборот — вмещают отличительные черты отдельных типажей. Как взаимодействовать с тем или иным человеком — подскажет житейская психология.
Суждения, используемые в контексте житейских знаний — смутные, неопределeнные, часто применяются к непохожим жизненным ситуациям, но служат наглядным примером для научных понятий. В разговорном языке содержится много слов и словесных выражений, отображающих психические явления и фактаж. Они соответствуют научным терминам, но менее определенные.
Учение Фрейда
На заре прошлого века была разработана очень важная для психологии теоретическая концепция, называемая психоанализом. Ее автором был австрийский психолог и психиатр З. Фрейд. Не только дальнейшее развитие психологии, но и искусства, литературы, медицины, происходило под влиянием этой теории. Фрейд получил медицинское образование и занимался изучением природы невротических расстройств и способов их лечения. После стажировки во Франции в клинике «Сальпетриер» под началом врача Ж. Шарко, Фрейд начинает применять гипноз в процессе лечения истерических расстройств
При анализе состояния гипнотического транса пациентов и эффектов постгипнотического внушения, ученый при исследовании психической жизни человека, основное внимание сосредоточил скрытых от сознания (неосознаваемых) явлениях
Идея о том, что психику нельзя ограничивать только областью осознаваемого, были высказаны задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейдом бессознательное было поставлено в качестве предмета психологии. Первоначально метод создавался для лечения истерических неврозов, впоследствии Фрейд применил его к объяснению психической жизни здоровых людей. По его теории движущая сила поведения развитой личности представлена неосознаваемыми, иррациональными влечениями, основой которых является влечение к жизни и смерти. Психика включает 3 области: бессознательное, предсознательное и сознание. Источник, придающий мотивационную силу поведению, представлен бессознательным, насыщенным энергией либидинозными влечениями, подавленными и вытесненными из области сознания под влиянием «цензуры», запретов и табу общества. Вытесненные влечения характеризуются большим энергетическим зарядом, тем не менее, они не допускаются в область сознания. Сознание сопротивляется, по этой причине содержание бессознательного способно проникнуть в сознание в искаженном, измененном виде.
Фрейдом были определены 3 формы проявления бессознательного: сны, ошибочные действия (описка, оговорка и др.) и невротический симптом. Исходя из этого, он разработал оригинальные методы, позволяющие получить исходный материал о содержании глубинных структур психики индивида. Они включали анализ снов, свободные ассоциации, анализ описок, оговорок, забывания. Интерпретация данного материала и представляет собой суть метода психоанализа.
Метод нашел широкое применение во всем мире, его приверженцами стали не только психологи, но и представители других областей науки и культуры. Степень плодотворности концепции Фрейда проявилась еще и в том, что его учениками, соратниками и последователями были сформированы свои оригинальные концепции и направления исследования (аналитическое направление К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера).
Развитие
Бихевиоризм
положил начало возникновению и развитию
различных психологических и
психотерапевтических школ, таких, как
необихевиоризм,
когнитивная
психология,
поведенческая
терапия.
Существует множество практических
приложений бихевиористской психологической
теории, в том числе и в далёких от
психологии областях.
Сейчас
подобные исследования продолжает наука
о поведении животных и человека —
этология,
использующая другие методы (например,
этология гораздо меньшее значение
придаёт рефлексам, считая врождённое
поведение более важным для изучения).
Необихевиоризм
— направление в американской психологии,
возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Восприняв
главный постулат бихевиоризма о том,
что предмет психологии
— объективно наблюдаемые реакции
организма на стимулы внешней среды,
необихевиоризм дополнил его понятием
переменных промежуточных как факторов,
служащих посредующим звеном между
воздействием стимулов и ответными
мышечными движениями. Следуя методологии
операционализма,
необихевиоризм полагал, что содержание
указанного понятия (обозначавшего
«ненаблюдаемые» познавательные и
мотивационные компоненты поведения)
выявляется в лабораторных экспериментах
по признакам, определяемым посредством
операций исследователя.
Необихевиоризм
свидетельствовал о кризисе «классического»
бихевиоризма,
неспособного объяснить целостность и
целесообразность поведения, его
регулируемость информацией об окружающем
мире и зависимость от потребностей
организма. Используя идеи гештальтпсихологии
и фрейдизма,
(Э. Ч. Толмен),
а также павловского учения о высшей
нервной деятельности (К. Л. Халл),
Н. стремился преодолеть ограниченность
исходной бихевиористской доктрины,
сохранив, однако, ее основную установку
на биологизацию человеческой психики.
СОЦИОБИХЕВИОРИЗМ
— — особенно активно формировался в 60-е
гг
Новым по отношению, к бихевиоризму
выступает представление о том, что
человек может овладеть поведением не
путем собственных проб и ошибок, но
наблюдением за опытом других и за
подкреплениями, сопутствующими тому
или иному поведению («научение через
наблюдение», «научение без проб»).
Это важное отличие предполагает, что
поведение становится когнитивным —
содержит познавательную компоненту, в
том числе символическую. Этот механизм
оказывается важнейшим в ходе социализации,
на его основе формируются способы
поведения агрессивного и кооперативного.
Наблюдение может не только формировать
новые формы поведения, но и активизовать
усвоенные, прежде не проявлявшиеся. В
связи с этим своеобразно трактуется
проблема наказаний и запретов в
воспитании
Наказывая ребенка, взрослый
демонстрирует ему агрессивную форму
поведения, находящую положительное
подкрепление — в виде успеха в принуждении
и самоутверждения; и ребенок, даже
послушавшись, усваивает возможную форму
агрессии
В
связи с этим своеобразно трактуется
проблема наказаний и запретов в
воспитании. Наказывая ребенка, взрослый
демонстрирует ему агрессивную форму
поведения, находящую положительное
подкрепление — в виде успеха в принуждении
и самоутверждения; и ребенок, даже
послушавшись, усваивает возможную форму
агрессии.
Психология в эпоху Ренессанса
Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.
В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:
Рене Декарт
Французский математик и философ Декарт полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм». Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.
Философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он верил, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».
Томас Гоббс
Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.
Джон Локк
В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».
Джордж Беркли
Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.
Дэвид Юм
Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь софизмы. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.
Что ж, мы говорим «спасибо» Ренессансу, ставшему важной вехой в истории становления психологии, и переходим к следующему этапу