Общая психология — мотивы

Личностный смысл

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от личности форме.

А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента.

Вопрос для самопроверки:

Ученик приступает к чтению учебника, чтобы сдать экзамен по физике, но содержание настолько его увлекает, что он начинает серьезно интересоваться этим предметом. О каком явлении идет речь в этом примере?

Ответ: Речь идет о механизме «сдвига мотива на цель, описанным А.Н. Леонтьевым. Этот механизм объясняет расширение круга мотивов и изменения в мотивационной сфере личности. «Рождение новых высших мотивов и форми­рование соответствующих им новых специфических че­ловеческих потребностей…— писал А. Н. Леонтьев,— происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осо­знания». В Вундт описывал подобный феномен. Используя категорию «гетерогении целей». Он указывал на случаи, когда человек приступает к изучению иностранного языка для общения с местными жителями при поездке за рубеж и первоначально руководствуется сугубо утилитарными соображениями. Но в ходе занятий языком настолько увле­кается, что это занятие перерастает в самостоятельное значимое дело, продолжающее существовать и раз­виваться уже вне зависимости от побудившей его первоначально цели. Сход­ные процессы были описаны и Г. Олпортом, он, в своей концепции функциональной автономии, отмечал, что при превращении «средств в цели» они могут приобретать силу самостоятельных мотивов. Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии .

Сдвиг на примере разработки сайта

Клиент задумывается о том, что хочет увеличить продажи, и понимает, что для этого ему нужно сделать сайт, потому что конкуренты уже преуспели в интернет-продажах. Клиент начинает осуществлять действия к достижению своей цели «увеличение продаж с помощью сайта»: изучает сайты конкурентов, ищет подрядчика, смотрит лучшие решения и тренды. Увлекается этим процессом, и вот уже его цель не «увеличение продаж с помощью сайта», а «сайт на Битриксе, с платёжными системами, интеграцией с CRM и обязательно с английским языком». В результате он получит сайт на Битриксе со всеми атрибутами, но будет ли при этом достигнут рост продаж?

Часто такой сдвиг происходит при обнаружении обилия инструментов аналитики. Как это выглядит:

— Скажите, а можно узнать фамилию юзера, который зашел из вконтакта и не купил? — Можно, а зачем? — …

или так:

— Скажите, какой показатель отказов на нашем сайте? — 10% — …

Критика Леонтьевым тезиса о побудительной роли эмоций.

Тезис о побудительной роли эмоций опирается на положения гедонизма о том, что все действия человека ведомы стремлением повысить удовольствие и понизить неудовольствие. Эмоции, напрямую связанные с удовольствием, являются поэтому побудителями. Положительные эмоции вынуждают нас повторять действия, с ними связанные, а отрицательные, наоборот, предостерегают от совершения соответствующих поступков.

Критикуя это положение, Леонтьев опирается на суждение Милля. Милль говорит, что положение гедонизма неправомерно, поскольку эмоции сами по себе не достижимы: они лишь сопутствуют тем или иным действиям. Поэтому человек не может быть ведом собственными эмоциями и совершать ради них те или иные поступки (то есть эмоции не могут побуждать). Конкретные эмоции удовольствия или неудовольствия следуют за определенными действиями, а потому они не могут быть самостоятельными побудителями.

Структура личности

Личность характеризуют:

Ø «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности». А.Н. Леонтьев, правда, делает оговорку: не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Отдельные деятельности могут отчуждаться от человека. Человек делаем целый ряд вещей, которые к его внутренней жизни могут не иметь никакого отношения, быть чем-то внешним для него.

Ø иерархизация связей, то есть «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой. Это именно степень развития личности», ее генетическая характеристика. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания. Эта идея перекликается с теориями личности таких авторов как Г.Олпорт, С.Л.Рубинштейн, К.Левин, К.Г.Юнг.

Ø тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. Существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.

Вопрос для самопроверки:

Что из перечисленного относится к параметрам структуры личности по А.Н.Леонтьеву?

а) широта связей с миром

б) иерархизация связей с миром

в) структура связей с миром

Ответ: а),б) и в) все перечисленные ответы.

Понимание деятельности в работах Сергея Л. Рубинштейна

Концепция психологической структуры деятельности Рубинштейна, хотя и выглядит почти идентичной по составу структуре деятельности, установленной Леонтьевым, совершенно иная.

Рубинштейн определяет деятельность как осуществляемую набором действий, которые могут быть разделены на частичные действия или операции, которые, в свою очередь, выполняются движениями. Если Леонтьев определяет действия по целям и операции по условиям, то Рубинштейн (1999) утверждает, что любое действие, направленное на цель, исходит из импульса, который является более или менее осознанным мотивом. В то время как Леонтьев определяет операцию как преобразование действия с учетом условий его реализации, Рубинштейн определяет операцию как действия или части, разделяющие деятельность. Они рассматриваются как частичные действия (Рубинштейн, 1999).

Если учесть, что «движения, особенно так называемые волевые движения, обычно используются для выражения действий, через которые происходит поведение», то психологическая структура деятельности сводится к двум составляющим: деятельности и действиям.

В системе деятельности есть четыре источника напряженности:

  • внутри элементов деятельности, например, недостаток используемых инструментов;
  • между элементами деятельности, например, вопросы удобства использования между пользователем (субъектом) и инструментом;
  • между деятельностью в одно время и более поздней, более продвинутой формой (если новые инструменты автоматизируют операции деятельности, то человек может больше не нуждаться в этих операциях, например, поезда без водителя);
  • между различными видами деятельности, например, непонимание между преподаванием учителя и обучением учащегося.

Надо сказать, что фактически в трудовой деятельности деятельность обычно разлагается либо на действия, либо на операции. Термин «операция» часто используется в рабочих листах. В ряде случаев, чаще всего в спорте, действие трансформируется в движение

Что еще более важно, термин «результат» включен Рубинштейном в его систему понятий, характеризующих деятельность, однако он работает не полностью так, как это было описано

Взаимосвязь между целью и условиями ставит задачу, которая должна быть выполнена действием. «Человеческое действие, направленное на достижение цели, по своей сути является решением задачи» (Рубинштейн, 1999). В связи с этим можно сказать, что мотивы деятельности имеют первостепенное значение при постановке задачи, и в процессе их определения необходимо учитывать, как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) условия деятельности. Поэтому можно увидеть существенное различие во взглядах Леонтьева и Рубинштейна на структуру деятельности.

Что это такое в психологии?

Это способность личности к самоорганизации за счет мотивационно-ценностных аспектов.

Иными словами так происходит замещение первичной цели, ради которой проводились определенные действия, на деятельность, ранее имевшую мотивационные характеристики и служившую только вспомогательным инструментом для достижения имевшейся задачи.

Природа этого замещения носит чувственно-смысловой характер и отражает сущностные потребности человека.

Грубо говоря, перемещение мотива на место цели дает возможность все время держать нос по ветру для достижения важного результат, защищает от лишних стрессов и позволяет своевременно корректировать алгоритм достижения своих задач

Влияние теории А. Н. Леонтьева на развитие отечественной психологии

Отечественная теория Леонтьева затрагивает широкий круг теоретических и практических проблем в психологии. Предложенная Леонтьевым структура деятельности стала основой для изучения практически всех психических явлений, благодаря чему возникли и получили развитие новые психологические отрасли. В его трудах освещены такие теоретические вопросы психологии, как: личность человека, развитие его психики, возникновение сознания людей, формирование высших психических функций человека. Совместно с другими учеными, он разработал культурно-историческую теорию деятельности, а также повлиял на развитие инженерной психологии.

В контексте деятельностной теории, совместно с П. Я. Гальпериным, была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. Предложенное Леонтьевым понятие «ведущая деятельность» позволило Д. Б. Эльконину, соединив его с рядом представлений Л. С. Выготского, построить одну из основных периодизаций психического развития. Без сомнений, А. Н. Леонтьев является выдающимся ученым своего времени, теоретиком и практиком внесшим огромный вклад в развитие отечественной психологии.

Жизнь человека немыслима без деятельности (человек действует — значит существует). Она неразрывно связана с физическим, психическим и духовным развитием человека. Действия человека распространяются как на самого человека и окружающих его людей, так и на весь мир в целом.

Совершая действия человек влияет на окружающий мир и изменяет действительность. Человек влияет на реальность в которой живет, он может повышать свой материальный достаток, приобрести статус и влияние в обществе, развивать свои способности и возможности. Все это возможно осуществить через деятельность.

Более того, человеческая цивилизация — это результат действий всех людей, в общемировом масштабе. Она постоянно развивается и видоизменяется вместе с людьми, создающими ее.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

Общие волевые цели, истинные потребности и квазипотребности в концепции К.Левина.

Общие волевые цели. Общие волевые цели связывают квазипотребности с истинными потребностями.

Истинные потребности. Потребность – это сила, которая определяет то или иное намерение (предшествует ему). Потребность берет свое начало в некотором волевом устремлении. Потребности сопровождаются побудительностью объектов, на которые они направлены.

Квазипотребность. Квазипотребность – это состояние напряжения, возникающее в процессе достижения истинной потребности. Квазипотребность выражается в том, что определенные предметы приобретают качество побудительности. Она является промежуточным элементом между возникновением истинной потребности и ее удовлетворением.

Квазипотребность может временно переходить в латентное состояние: актуально она не переживается человеком, но все же не теряет при этом своей значимости.

Истинные потребности могут конфликтовать с квазипотребностями.

Цель деятельности – ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.

Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

Понятие побудительности объектов (по Левину). Иллюстрации.

Побудительность объектов – это субъективно переживаемое влечение к ним. Побудительностью обладают лишь те объекты, которые связаны с теми или иными потребностями человека. Побудительность в феноменальном аспекте воспринимается как исходящая от самого объекта.

Примеры: конфета «хочет», чтобы ее съели, велосипед «хочет», чтобы на нем покатались и т.д.

Степень побудительности может варьировать.

Побудительность в зависимости от того, каковы наши потребности относительно объекта, может имеет разный знак: она может быть позитивной и негативной.

Побудительность может быть первичной (автономной) и вторичной. В первом случае объект непосредственно является источником удовлетворения потребности. Во втором случае он является лишь звеном в сложной цепи достижения желаемого, либо объект как-то связан со значимым для нас предметом или человеком (пример производной побудительности: дом, в котором живет любимый человек).

Побудительность объекта обратно пропорциональна вниманию, которое мы ему уделяем, так как меньшее внимание способствует более непосредственному контакту с предметом. Изменение побудительности свидетельствует об изменении внутренних предпочтений человека

Например, безразличие к некогда любимому человеку говорит об изменении отношения к нему

Изменение побудительности свидетельствует об изменении внутренних предпочтений человека. Например, безразличие к некогда любимому человеку говорит об изменении отношения к нему.

Смысл жизни и «решение задачи на смысл» (по Леонтьеву).

Термин «смысл жизни» можно понимать двояко.

Во-первых, смысл жизни – это то, для чего я живу, что должен сделать в жизни. То есть, смысл жизни – это основная цель моего существования. Именно с субъективным переживанием отсутствия смысла жизни в этом значении термина связано чувство собственной никчемности и бесценности (в плохом смысле), переживаемое людьми, которое Франкл называл «экзистенциальным вакуумом».

Второе значение термина «смысл жизни» касается раскрытия истинных причин жизни человека. Это значение позволяет ответить на такие вопросы как «Кто я?», «Чего я хочу?», «Как я устроен?», «Кто мне нравится?», «К чему у меня есть способности?» и т.д. То есть все вопросы, которые предполагают поиск некоторого уяснения собственной природы.

Нужно сразу оговориться, что оба значения лишь относительно обособлены друг от друга и в реальной жизни, как правило, выступают вместе. Об их единстве говорит, в частности, история Толстова, который с юных лет вел сознательный поиск цели своей жизни. Говоря словами Леонтьева, Толстой постоянно решал задачу на смысл. Применительно к теме мотивации он пытался определить истинные причины своих действий (что, конечно же, не исчерпывает всего поиска и всей задачи на смысл).

Итак, термины «смысл жизни» и «решение задачи на смысл» в рамках темы о мотивации соотносятся как цель и средство. Цель определяет наши мотивы, а средство является способом достижения (а в случае с Толстым – постижения) результата.

Сдвиг на примере разработки сайта

Клиент задумывается о том, что хочет увеличить продажи, и понимает, что для этого ему нужно сделать сайт, потому что конкуренты уже преуспели в интернет-продажах. Клиент начинает осуществлять действия к достижению своей цели «увеличение продаж с помощью сайта»: изучает сайты конкурентов, ищет подрядчика, смотрит лучшие решения и тренды. Увлекается этим процессом, и вот уже его цель не «увеличение продаж с помощью сайта», а «сайт на Битриксе, с платёжными системами, интеграцией с CRM и обязательно с английским языком». В результате он получит сайт на Битриксе со всеми атрибутами, но будет ли при этом достигнут рост продаж?

Часто такой сдвиг происходит при обнаружении обилия инструментов аналитики. Как это выглядит:

— Скажите, а можно узнать фамилию юзера, который зашел из вконтакта и не купил? — Можно, а зачем? — …

или так:

— Скажите, какой показатель отказов на нашем сайте? — 10% — …

Теория развития

Ещё один важнейший труд Леонтьева — концепция развития. В ней описаны принципиально новые стадии личностного развития, не связанные со становлением процессов внутри психики.

Первый этап — стихийное складывание компонентов, подготовка рождения личности, которая будет осознавать себя. Вторая фаза — формирование сознательной личности.

Согласно концепции учёного, развитие человека осуществляется постепенно — от простых элементов к сложным. Изначальные действия человека направлены на удовлетворение врождённых потребностей. Далее он работает с потребностями, реализация которых необходима, чтобы действовать, выполнять собственную жизненную задачу.

Теория развития также говорит о двух рождениях. Первое характеризуется кризисом трёх лет и полимотивированностью ребёнка (наличием более чем одного мотива для осуществления определённой деятельности). Второе присуще подростковому возрасту, отличительная черта которого — освоение персонального поведения через сознание.

Развитие человека непосредственно связано с развитием мозга. Если не тренировать мозг, то когнитивные функции постепенно ухудшаются

Избежать этого помогают тренажеры Викиум, развивающие память, внимание, способность концентрироваться и мышление

Концепция самоактуализации (А.Маслоу): мета-потребности и мета-патологии.

Метапотребность это нужда в достижении высших экзистенциальных ценностей (Б-ценностей). Потребности такого рода испытывают преимущественно самоактуальзирующиеся люди.

Неудовлетворение метапотребностей ведет к метапатологии или душевной болезни.

Примерами метапотребностей являются красота, честность и доброта окружающих и самого себя.

Метапотребности есть у каждого человека, однако большая часть людей не осознает их. Поэтому метаконсультант (J J J), специалист в области самоактуализации, должен помочь простым людям осознать свои незаурядные потребности.

Поскольку Б-ценности являются смыслом нашей жизни, неудовлетворение метапотребностей ведет к потере этого самого смысла.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н

Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А

Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности

А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Заключение: качество мотивации в подходах теории деятельности и теории самодетерминации

В данной статье прослеживается линия развития в теории деятельности представлений о качественной дифференциации форм мотивации деятельности в зависимости от того, в какой мере эта мотивация согласуется с глубинными потребностями и с личностью в целом. Истоки этой дифференциации обнаруживаются в некоторых работах К. Левина и в работах А.Н. Леонтьева 1930-х гг. Полный ее вариант представлен в поздних идеях А.Н. Леонтьева о видах и функциях мотивов.

Другое теоретическое осмысление качественных различий мотивации представлено в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в терминах интернализации мотивационной регуляции и мотивационного континуума, в которых прослеживается динамика «вращивания» внутрь мотивов, изначально коренящихся во внешних требованиях, иррелевантных потребностям субъекта. В теории самодетерминации предложено гораздо более четкое описание качественного континуума форм мотивации, а в теории деятельности лучше проработано теоретическое объяснение мотивационной динамики. Ключевым выступает понятие личностного смысла, связывающего цели с мотивами и мотивы с потребностями и личностными ценностями. Качество мотивации представляется актуальной научной и прикладной проблемой, в отношении которой возможно продуктивное взаимодействие между теорией деятельности и ведущими зарубежными подходами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: