Структура волевого акта. психология воли. волевые качества

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения

К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер

Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека

До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни

Факторы, влияющие на волю

Каждый человек рождается с разными склонностями и способностями. Но вот характер формируется под влиянием окружающего мира и воспитателей. От чего зависит развитие волевых усилий человека?

  • Привычки. Та персона, которая привыкла подчиняться родителям, учителям и старшим товарищам, не сможет принимать решения самостоятельно. У нее нет привычки, которая поможет в сложной жизненной ситуации сделать волевое усилие и добиться поставленной цели.
  • Окружающая среда. Люди растут в различном окружении. Кто-то привыкает с детства бороться за свое существование, а кому-то это просто не нужно. Чтобы выжить в мегаполисе, ребенок должен быть сильным, смелым и настойчивым. А вот в сельской местности в детях поощряется доброта, открытость и подчинение родителям.
  • Позитивное восприятие мира. Делать волевые усилия имеет смысл только тогда, когда человек рассчитывает на положительный исход событий. Если же у персоны нет уверенности в том, что все разрешится наилучшим образом, у нее не будет никакого желания действовать.
  • Скорость принятия решений. Человек, который может быстро реагировать на изменяющийся мир, добьется большего успеха, чем та персона, которая будет долго думать над сложившейся ситуацией.

Тормозная функция

Функции воли в психологии изучаются уже давно, поэтому специалисты утверждают, что тормозная и побудительная функции выступают в единстве и работают на одну и ту же цель в жизни человека. Любая личность способна приостанавливать действия, которые противоречат ее принципам, моральным устоям и сформированному в результате воспитания мировоззрению. Примечательно, что тормозная функция может даже приостановить развитие нежелательных идей. Без нее ни один человек не смог бы регулировать свое поведение в обществе.

Особенно важна привычка контролировать себя именно в коллективе. Она воспитывается в личности еще с младенчества. Сначала родители, а потом и воспитатели в детском саду учат малыша тормозить себя в различных негативных проявлениях

Еще Антон Семенович Макаренко в своих работах не единожды выделял, насколько важно воспитать в подрастающей личности саморегуляцию. Причем контроль должен войти в привычку и быть максимально естественен

К примеру, одним из проявлений тормозной функции считается банальная вежливость. Она одновременно является определенными рамками, которые регулируют взаимоотношения человека с социумом.

Мы уже говорили о том, что личность не может существовать без побуждений к действиям. Их можно поделить на низшие и высшие. Первые формируют нашу потребность в самых простых и необходимых вещах: пище, питье, одежде и тому подобном. А вот высшие дают нам возможность переживать широкую гамму эмоций и чувств, связанных с нравственными переживаниями. Воля позволяет личности сдерживать свои низшие потребности ради высших. Благодаря ей человек может довести до логического завершения начатое дело вопреки всем соблазнам и трудностям.

Побудительная и тормозная функции в своем единстве работают на достижение цели, несмотря на все проблемы, встречающиеся на пути.

Принятие решений

По ходу сочинения плана для осуществления заинтересовавшей индивид цели процесс принятия решений находит выражение в разных формах. Если побуждение, возникшее у человека в данный момент, не вступает в противоречия с внутренними сторонами психической деятельности, то в этом случае решение не выделяется сознанием в особый этап. При этом зачастую для достижения цели, на которую направлено это побуждение, не существует внешних преград.

Бывают случаи, когда решение возникает как бы само собой. Это происходит в том случае, если человек понимает, что решение не оптимально, но при таких обстоятельствах иное решение принять невозможно. Такие решения обычно принимают люди в безвыходных ситуациях, например, при пожаре выпрыгнуть из окна, что может быть единственным шансом на спасение жизни.

Тогда один из мотивов выбирается главенствующим не потому, что остальные исчерпали действенную силу или привлекательность, а по причине осознания необходимости принести остальные мотивы в жертву главному.

Психологические понятия

Под волей понимают умение решительно действовать в нужное время, проявление дисциплинированности, обладание терпением и мужеством в преодолении трудностей. Психология дает свои определения этой психической функции:

  • Осознанное управление каждым индивидом поступками и действиями, для выполнения которых требуются определенные моральные и физические усилия.
  • Психическое отражение мобилизации сил для постановки цели, мотиваций для ее достижения и преодоления существующих объективных препятствий для воплощения этой цели и удовлетворения личных желаний.
  • Сторона сознания, которая является движущей силой для создания усилий и поддержания их в течение всего необходимого времени.

Одна из главных черт волевого поведения — самодетерминация. Она представляет собой акт произвольного воздействия человека на самого себя для того, чтобы изменить свою психологию или поведение, и означает самоконтроль, осуществляемый на основании личных убеждений и ценностей человека, а не на принятых правилах, нормах поведения и других внешних причинах.

Таким образом, воля в психологии — это способность человека к целенаправленной деятельности посредством саморегуляции и преодоления трудностей на пути к цели независимо от внешних обстоятельств.

Основные функции

Волевые процессы возникли вследствие формирования социума и исполняют психические функции мотивирования человека на достижение цели. Их основные функции:

  • Побудительная и направляющая — обеспечивает начало тех или иных действий, направленных на преодоление возникающих трудностей.
  • Стабилизирующая — способствует возникновению волевых усилий, направленных на поддержание активности на нужном уровне необходимое время.
  • Тормозная — направлена на сдерживание желаний, мотивов и действий, которые не соответствуют главным целям деятельности, идеалам и убеждениям человека.
  • Развивающая — направлена на самосовершенствование, человек корректирует свое поведение и деятельность для изменения собственной личности.

Простое и сложное действие

Психологи считают, что волю можно воспитывать, тренируя внутренние побудительные силы, если кратко — развивая в себе способности к волевому действию. Оно формируется не только физиологическими и типологическими задатками, но и воспитывается каждодневным самоконтролем и самоубеждением.

Простое волевое действие является актом, непосредственно направленным на достижение цели, невзирая ни на что. Ему не предшествует сложный и длительный этап осознания. Сама цель находится рядом, не выходя за пределы сиюминутной ситуации, и ее можно достигнуть совершая привычные для личности действия. При возникновении стимула человек почти автоматически начинает действовать привычным способом.

Структура сложного волевого действия отличается от простого тем, что в его наиболее выраженной форме между первым стимулом и началом активных действий происходит сложный мыслительный процесс. Перед самим действием происходит понимание побудительных мотивов, осознание последствий, принятие решения с намерением его осуществить и планирование этого осуществления. Таким образом, волевое действие переходит из простого в сложное, проходя различные стадии на пути к цели.

Сущность волевого акта

Общая совокупность принятия решения и последующего его исполнения обозначается как волевой акт. В момент принятия решения к человеку приходит понимание, что последующие события зависят от него. Примером похожего состояния может быть стресс. Чувство ответственности порождается из осознания последствий своего поступка и делает сознательным акт воли. Он состоит из нескольких этапов:

  • Первый толчок к действию, вызванный какой-либо потребностью, от осознанной совсем смутно до четко намеченной цели.
  • Наличие и борьба между собой нескольких мотивов для регулирования очередности их исполнения.
  • Выбор приемлемого варианта поведения для принятия решения, который приносит или облегчение, или вызывает беспокойство о его правильности.
  • Осуществление принятого решения выбранным вариантом действия.

Виды волевых действий

Деятельность, предполагающая наличие усилий воли, может быть простой или сложной.

Простое дело включает в себя лишь 2 составляющих элемента. Это постановка цели и ее достижение.

Подобная деятельность направлена на получение элементарных нужд, необходимых человеку ежедневно (например, утоление голода или жажды, соблюдение правил гигиены, приобретение тех или иных товаров и прочие моменты, с которыми индивид сталкивается в повседневной жизни).

Сложные дела более многообразны, включают в себя несколько факторов.

Это, прежде всего, постановка цели, ее осознание, подбор наиболее подходящих возможностей и методов ее достижения, развитие мотивации, побуждающей человека прикладывать усилия, борьба различных мотивов и расстановка приоритетов (например, если у человека имеется несколько сложных потребностей, одновременное удовлетворение которых невозможно, ему необходимо выбрать наиболее важную, приоритетную мотивацию, ведущую к достижению результата), принятие решения и совершение определенной деятельности вплоть до наступления желаемых последствий.

Кроме того, подобные меры могут быть самостоятельными, то есть когда человек сам желает совершать их, или вынужденными.

В этом случае побуждающим мотивом для выполнения той или иной деятельности являются тяжелые жизненные ситуации, препятствия, которые мешают индивиду наслаждаться своей жизнью.

Например, если человек попал в тяжелую материальную ситуацию, рано или поздно он осознает, что ему необходимо устроиться на более высокооплачиваемую работу. Это является его целью.

Также у человека имеется и мотивация , новая работа позволит ему улучшить свое материальное положение и достичь более высокого уровня жизни. Он начинает составлять план, позволяющий добиться желаемого результата.

После этого индивид воплощает свой план в жизнь, то есть начинает предпринимать конкретные меры (искать вакансии, ходить на собеседования, заниматься саморазвитием) до тех пор, пока не исполнит задуманное.

Характеристика основных понятий

Данная сфера характера включает в себя несколько понятий.

Это волевой акт, усилие и деятельность, направленные на достижение определенной цели.

Все эти понятия имеют одну общую черту , необходимость прикладывать усилия для преодоления жизненных препятствий и достижения желаемого результата.

Однако, эти понятия являются различными, поэтому, имеет смысл рассмотреть каждое из них в отдельности.

Акт

Это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько действий, таких как желание или намерение добиться того или иного эффекта, мотивация, побуждающая человека на совершение необходимых действий, осознание необходимости добиться желаемого результата, выбор способов реализации своего намерения и контроль над выполнением действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Такой акт характеризуется следующими признаками:

  1. Необходимость прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
  2. Наличие плана, включающего в себя различные аспекты и результативную деятельность.
  3. Выполнение плана и пунктов, входящих в его состав, не доставляет человеку какого-либо удовольствия или приятных эмоций.
  4. Направления усилий не только на преодоление препятствий и возникающих преград на пути к цели, но и на борьбу с самим собой, например, с собственной ленью и нежеланием прикладывать усилия.

Действия

Данное понятие описывает совокупность мер, усилий, прикладываемых для получения желаемого эффекта.

Причем все они контролируются человеком на сознательном уровне, то есть индивид четко осознает, что конкретно и в какое время ему необходимо сделать, чтобы получить необходимый результат.

Подобная деятельность может совершаться человеком по собственному желанию, либо по заданию других людей.

Так, например, процесс получения знаний в учебном заведении часто является не собственной инициативой человека, а необходимостью, на которую ему указывают другие люди, в частности, родители.

Основным признаком данных мер является их осознанность и целенаправленность.

Хотя, практически любую деятельность можно считать связанной с волей, ведь в ней всегда присутствует момент осознанности, и она всегда направлена на достижение определенных последствий.

Например, человек испытывает голод, он осознает, что для его утоления ему необходимо совершить определенные движения (например, пойти в магазин за продуктами, приготовить еду).

Усилие

Волевым считается усилие, направленное на достижение тех или иных последствий.

Далеко не всегда человек может достичь необходимого ему результата сразу, в некоторых случаях, особенно, если речь идет о труднодостижимых целях, ему приходится преодолевать сложности и препятствия, возникающие на пути к желаемому эффекту.

И для этого индивид прикладывает те или иные усилия. Нередко, чтобы совершить какое-либо усилие, человек вынужден делать не одну, а несколько попыток, в этом случае придерживаться задуманного плана ему помогают именно волевые усилия.

Такие усилия всегда связаны с мотивацией.

Человеческая природа такова, что чтобы совершать какие-либо движения, индивид должен всегда знать, что за этим всегда следует награда, в частности, наступление желаемых последствий.

Это является мотивацией, позволяющей стремиться к заданному результату.

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

  • потребность, выполняющая мотивационную функцию;
  • осознание возникшей потребности;
  • внутреннее определение мотивов, побуждающих к действию;
  • подбор вариантов для реализации потребности;
  • первые шаги к цели;
  • контроль за процессом реализации продуманного плана.

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

Все пункты нашего списка специалисты еще называют «волевыми действиями» и считают, что именно в них личность раскрывается наиболее полно, а также выходит на новый этап развития.

Общая характеристика воли

Воля это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональ-ными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек органи-зует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

  1.  сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;
  2.  связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;
  3.  связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими оди-наково привлекательными, но требующими противоположных действий мысля-ми, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.

2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.

3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внут-ренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препят-ствия, которые необходимо преодолеть.

В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благо-приятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.

Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаи-мосвязанных функциях:

  1. побудительная функция активизация определенных мотивов поведе-ния, побуждение человека к определенной активности, совершению опреде-ленных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;
  2. организующая функция организация психических процессов в систе-му, адекватную цели деятельности;
  3. стабилизирующая функция поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;
  4. функция торможения воли сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

Воля это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с созна-тельно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроиз-вольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с учас-тием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд ак-тов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, опре-деляющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Воле-вая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнооб-разные жизненные обстоятельства.

Древнегреческие философы

Значение слова «воля» было интересно еще древнегреческим философам. Они тщательно изучали эту способность и пытались понять ее суть. Так, например, Аристотель считал, что воля связана с разумом. В этот термин он вкладывал определенные действия и поступки человека. Аристотель считал, что воля – это истинные желания человека, то, что он хочет больше всего. Они не связаны с потребностями, а возникают только в результате размышлений. Платон, в свою очередь, связывал волю с душой. Ведь именно внутренний мир человека, его сознание может контролировать желания. Только душа определяет и пробуждает активность человека и желание действовать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: