Мотив и мотивация. виды мотивов (смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы, осознаваемые и неосознаваемые мотивы)

Происхождение потребностей

К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, покое и тепле. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов Деятельности человека.

Концепция мотивации Д. Макклелланда

В данной концепции рассматриваются несколько базовых групп потребностей:

  • Во власти.
  • В успехе.
  • В причастности.

Потребность во власти была введена в систему побудителей активности человека первоочередно. Ее рассматривают как синтетическую и производную от потребностей в уважении и самовыражении. Следующая ключевая потребность личности – в успехе.

Замечание 6

Д. Макклелланд первым показал, что человеку свойственно не только просто хотеть чего-либо, но и определять для себя степень владения объектом желания – вырабатывать «планку» достижений.

Тяга или нужда в успехе является общей для всех, различается лишь мера ее развития, от которых зависят достижения человека. Кроме того, ученый полагал, что от степени развития данной потребности у граждан зависит процветание и могущество страны или государства в целом.

Замечание 7

Мотивация, которая основывается на потребности в причастности по Маккелланду, близка по своему описанию социальной потребности в иерархиях А. Маслоу. Данная потребность находит свое удовлетворение в процессе взаимодействия и общения с социумом, обоюдного труда, поддержки и одобрения со стороны окружающих.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Развитие мотива и его функции

Развитие потребностей у животных зависит от расширения круга потребляемых природных предметов. У человека же потребности порождаются развитием производства. Производство и является потреблением по сути, которое, в свою очередь, создает потребность. Иными словами, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным представлением. В таком случае предмет является идеальным, внутренне побуждающим мотивом. Так, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов.

Замечание 1

Генетически предопределено несовпадение мотивов и целей, а их совпадение является вторичным явлением.

В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом в должной степени, то есть, в процессе совершаемого действия, человек не имеет четкой мотивационной картины, которая побуждает к совершению того или иного действия. Мотивировку, в свою очередь, привести нетрудно, однако она не всегда может содержать указание на истинный мотив.

Замечание 2

Даже неосознанные мотивы находят свое психическое отражение, приобретаю форму эмоциональной окраски действий.

А. Н. Леонтьев выделял две функции мотивов:

  • Побуждение.
  • Смыслообразование.

Одни мотивы придают деятельности личностный смысл, побуждая ее. Прочие, играя роль побуждающих факторов, нередко остро эмоциональных, даже аффективных, лишены смыслообразующей функции. Ученый дал название таким мотивам «мотивы-стимулы».

Энциклопедический словарь

(франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:

  1. простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив «увоза невесты»);
  2. мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»);
  3. повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» у Достоевского);
  4. расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю. Лермонтова); в музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.

Что такое соподчинение мотивов?

Соподчинение мотивов – одно из важнейших новообразований в развитии и формировании личности. Этот период начинается еще в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов происходит в тот момент, когда разные мотивы утрачивают свое равноправие, выстраиваются в свою индивидуальную систему (мотивационную схему). Появляются новые и доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.

В этом возрасте в приоритете социальные мотивы: соревнования, достижения успеха, самоутверждение, нравственные мотивы и т.д. Появляется стремление быть как взрослый и оценивать свое поведение.

Но чтобы предотвратить неблагоприятно складывающиеся основы личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера

Важно понимать, что это не значит, что ребенок будет постоянно прибегать к одним и тем же мотивам. Так не бывает даже у взрослых, т.к

у любого человека в поведении присутствует множество мотивов.

Самый сложный выбор происходит между общественным и личным. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы, но что поделать: вся жизнь – борьба.

ппп

Наталья Шахова

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

дидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостазаДругие книги по запросу «Мотив (психология)» >>

Иерархия мотивов

Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, которые характеризуют мотивационную структуру личности – иерархию мотивов.

На протяжении нескольких лет многие ученые пытаются объяснить поведение человека. В результате таких попыток появились многочисленные теории мотивации. На сегодняшний день проблема не только является актуальной, но и приобрела достаточно острую позицию

Такое положение спровоцировано запросами практики, поскольку в производственной сфере вопросы активизации и управления поведением человека, проблемы оптимального использования человеческих ресурсов, приобрели значительную важность и значимость. Тогда как исследования мотивации далеки от окончательных решений этих вопросов

Самой популярной и часто применяемой считается теория А. Маслоу, который разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии, согласно их роли в развитии личности. Потребности высоких и высших уровней при этом трактуются как не менее врожденные, чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и оказывает на нее влияние.

Замечание 3

При этом деятельность не столько внутренне обусловлена, сколько является результатом внешнего побуждения к возможности удовлетворения.

Смысл классификации А. Маслоу состоит в принципе относительного приоритета актуализации мотивов. Согласно ему, прежде чем активизируется и начнет определять поведение личности потребность высокого уровня, должны быть полностью удовлетворены потребности низшего порядка.

Уровни иерархической модели мотивации А. Маслоу следующие:

  • Физиологические потребности, включающие утоление голода, жажды, сексуальных желаний и прочих.
  • Потребности в безопасности и защите от боли, страха, неустроенности и т.д.
  • Нужда в связях с социумом, любви, нежности, идентификации и прочее.
  • Поиск самоуважения, признания, одобрения.
  • Необходимость самоактуализации, понимания, осмысления, реализации своих возможностей, способностей.

Данная иерархия начинается с физиологических нужд личности. Далее идут потребности в безопасности и социальных связях, затем самоуважения, самоактуализации. Самоактуализация, в свою очередь может быть мотивом поведения в случае удовлетворения всех предыдущих потребностей. В случае возникновения конфликта потребностей различного уровня, приоритетной окажется более низкая из конфликтующих.

Из всех выделенных мотивов основной интерес ученый обращает на потребность самоактуализации.

Замечание 4

А. Маслоу утверждал, что удовлетворение потребностей не обязательно исключает повторного возникновения беспокойства и неудовлетворенности. Для того, чтобы быть в гармонии с собой, человек должен заниматься тем, для чего он предназначен. Музыкант, должен создавать музыку, пекарь, выпекать сдобу, поэт писать стихи. Ученый определил потребность человека быть тем, кем он может быть как самоактуализация. Она указывает на стремление человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть.

Виды и функции

Различают следующие функции мотивов:

побудительная , побуждение к какому-либо действию,

направляющая , при этом мотив направляет на себя действие человека,

целепорождающая , мотив ведет к действию, которое направлено на удовлетворение той или иной потребности,

смыслообразующая , придание действию субъективной значимости и важности.

Основной функцией мотива является побуждение и направление человека на какую-либо деятельность. При этом не все мотивы будут равнозначны , они будут находиться в определенной иерархической системе.

Также некоторые из них могут и не осознаваться человеком. В процессе деятельности и развития человека могут исчезать одни мотивы и рождаться другие.

Виды мотивов классифицируются по следующим признакам:

  1. Актуальные и потенциальные. Актуальные , это те, которые побуждают к текущим совершаемым действиям , например, человек трудится на высокооплачиваемой работе, проживает в комфортабельной квартире и основным мотивом есть сохранение текущего положения. Потенциальные , те, которые способны побудить к действию в случае изменения ситуации , тот же человек под угрозой сокращения будет мотивирован на поиски другой работы или развития в другом направлении.

Ведущие и второстепенные. Мотивационная сфера имеет иерархию, которая хорошо просматривается при конфликте мотивов у человека. Например, друзья сделали предложение провести выходные дни на рыбалке, в то время как в эти самые выходные взята сверхурочную работа на дом. В итоге ведущим оказывается последний, так как благосостояние и поощрение руководства важнее, чем отдых, которому также хочется посвятить время.

Смыслообразующие и мотивы,стимулы.

В основе какой-либо деятельности может лежать одновременно несколько мотивов, причем, чем их больше, тем более они способны спровоцировать личность на конкретные действия.

Например, человек желает получить высокооплачиваемую работу, связанную с поездками в другие страны. Основным, смыслообразующим мотивом будет выступать высокое поощрение труда, второстепенным, мотивом-стимулом , расширение кругозора, общение с новыми интересными людьми.

По обобщенности. Например, можно любить слушать музыку в стиле рок, а можно любить произведения только лишь какой-то определенной рок-группы.

Сознательные и бессознательные. Одни мотивы можно четко осознавать , например, получить какое-либо образование для того, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу и получить возможность себя реализовать. Другие могут не осознаваться , например, арахнофобия, когда человек может бояться и избегать маленького паука, на самом деле не способного причинить ему вред.

По предметному содержанию:

  • предметные. Определяют конечный результат деятельности , например, построить дом, приобрести автомобиль,

    При этом они могут не только отражать предмет, но и отношение к нему , взять, приобрести, отказаться, создать, сохранить, избежать чего-либо.

  • функциональные. Например , потребность человека в общении. Данное действие не имеет какой-либо конечной цели. Мотивацией выступает сама вовлеченность в тот или и ной процесс. Также примером может являться игровая деятельность,
  • нормативные. Данные мотивы не побуждают к деятельности, а ограничивают ее , например, нравственность.

Проблема борьбы мотивов

Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

18 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мотив играет в нашей жизни ключевую роль, но далеко не все до конца понимают, что это такое.

Дело в том, что термин этот имеет много значений, так как используется в различных сферах жизнедеятельности – изобразительном искусстве, литературе, музыке, биологии и даже криминологии.

Но сегодня речь пойдет о мотиве, как о понятии психологии. Все наши действия и бездействия обоснованы мотивами, их силой, устойчивостью и направленностью.

Поэтому сегодня мы об этом и поговорим максимально простым языком и на примерах.

Внешние и внутренние мотивы

Мотивы в основном делятся на две категории: внешние и внутренние. Исследователи выявили впечатляюще эффективные два типа мотива:

Внешний

Выполнение действия для достижения или предотвращения отдельного результата

Скорее всего, многие вещи, которые вы делаете каждый день, имеют внешний мотив.

Согласно исследованию внешний мотив — это конструкция, которая присутствует всякий раз, когда деятельность выполняется для достижения некоторого отдельного результата.

Например, заниматься спортом, чтобы похудеть, научиться говорить по-итальянски, чтобы произвести впечатление на друзей, или вовремя приступить к работе, чтобы на вас не накричал начальник.

Внешний мотив — это делать что-то ради «внешнего» вознаграждения, которое вы получаете от него. В вашей карьере это может включать финансовую выгоду, льготы и даже возможность избежать наказания.

Когда вы обнаруживаете, что ваше вдохновение ослабевает, переориентация на внешние награды — это быстрый способ вернуться к цели или деятельности, будь то хорошие результаты на работе или соблюдение режима упражнений. Если вы обнаружите, что каждый день ворчите во время поездок на работу, чтобы выполнить работу, от которой вы не в восторге, попробуйте сосредоточиться на внешнем вознаграждении — будь то зарплата, из которой вы оплачиваете квартиру, продукты или даже бесплатные подарки детям на Новый год —  это отличный способ получить мотивацию.

Внутренний

Это внутреннее стремление к успеху или целеустремленность.Специалисты определяют внутренний мотив как выполнение деятельности для внутреннего удовлетворения, а не для каких-то отдельных последствий. Когда человек внутренне мотивирован, он движется к действиям ради развлечения или вызова, а не из-за внешних продуктов, давления или вознаграждения.

Ваша работа может не обеспечивать очевидных источников внутренней мотивации, но, возможно, вы отправляетесь на пробежку, потому что вам нравится «отключать вилку от сети» и бегать по дорожкам в парке или помогать своему соседу нести продукты вверх по лестнице, потому что вам действительно это нравится.

Внутренний мотив — это делать что-то, потому что вам это нравится. Вы чувствуете внутреннее вознаграждение за это от самого себя. На работе это может быть целенаправленная работа, приятное времяпрепровождение с товарищами по команде или достижение целей, которые вы перед собой поставили.

Скажем, например, вы финансовый консультант и испытываете искреннее удовлетворение от того, что можете помочь людям управлять своими деньгами таким образом, чтобы улучшить их жизнь. Или вы менеджер по маркетингу, которому нравится проводить мозговой штурм с коллегами по новым проектам.

Характеристики мотивов

  • Устойчивость мотива – это длительность сохранения его во времени. Устойчивость мотива зависит, с одной стороны, от устойчивости (инертности) потребности, с другой стороны – от устойчивости (ригидности) особенностей личности человека, таких как установки, мировоззрения, ценности, склонности, интересы.
  • Сила мотива – это интенсивность побуждения человека к деятельности. Сила мотива зависит, с одной стороны, от физиологических факторов (сила напряжения потребности, на основе которой сформирован данный мотив), с другой стороны – от психологических факторов. В настоящее время также известно, что сила мотива больше тогда, когда мотивация внутреннеорганизованная, чем тогда, когда мотивация внешнеорганизованная.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым. Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок. Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании. К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления

Разновидности мотивов

Классификация мотивов очень широка: их разделяют на группы, соотнося с различными их свойствами и характеристиками – по направленности и содержанию, уровням и видам.

Для общего ознакомления с этим явлением достаточно знания их видов:

  1. Осознанный мотив проявляется в виде установок, стереотипов, убеждений (я помогаю нуждающимся, потому что считаю милосердие (что это?) ценным качеством и поэтому развиваю его в себе).
  2. Неосознанные – это влечения, смысл которых человек не понимает (я делаю что-то, но не понимаю зачем. Например, пью воду, но при этом не осознаю, что хочу пить).
  3. Социальные – связаны с коммуникацией в обществе (что это?), самореализацией.
  4. Познавательные – получение знаний, развитие.
  5. Побудительные – побуждают личность к деятельности (если вы захотите есть, но не будете ничего предпринимать, чтобы утолить голод, то умрете дней через 10).
  6. Смыслообразующие – придают деятельности смысл.
  7. Внешние – кто-то подталкивает человека на некую деятельность («Учись, сынок, хорошо, президентом станешь»).
  8. Внутренние – истинные побуждения – то, чего хочет сам индивид («Не хочу быть президентом, в хипстеры пойду»).
  9. Реальные – осознаваемые и адекватные ситуации.
  10. Мнимые – надуманные, не относящиеся к реальности (желание взрослой личности похудеть при весе 40 кг).

Мотивы

На основе возникших потребностей формируются мотивы. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.

Мотив

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: