Статья

Биография Гальперина

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в Тамбове. Он рос и воспитывался в семье нейрохирурга и отоларинголога Якова Гальперина. У него был брат Теодор и сестра Полина.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии будущего психолога произошла в подростковом возрасте, когда его мать насмерть сбил автомобиль. Петр очень тяжело перенес смерть матери, к которой испытывал особую привязанность.

В результате, глава семейства повторно вступил в брак. К счастью, мачехе удалось найти подход как к Петру, так и другим детям мужа. Гальперин хорошо учился в гимназии, уделяя много времени чтению книг.

Уже тогда юноша начал проявлять интерес к философии, в связи с чем стал посещать соответствующий кружок. Стоит отметить, что отец побуждал его серьезно заняться медициной и пойти по его стопам.

Это привело к тому, что после получения аттестата Гальперин успешно сдал экзамены в Харьковский медицинский институт. Он глубоко исследовал психоневрологию и изучал влияние гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему позже посвятил свой труд.

Став дипломированным специалистом Петр Гальперин начал трудиться в центре для наркоманов. Именно тогда он пришел к заключению, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В возрасте 26 лет молодому ученому предложили работать в лаборатории при Украинском психоневрологическом институте, где он познакомился с психологом и философом Алексеем Леонтьевым.

Петр Яковлевич Гальперин

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог, автор теории
поэтапного формирования высших психических функций. Биография. В 1926 г. окончил
Харьковский медицинский институт но специальности психоневрология. Работал в
качестве врача-психоневролога, а затем психолога в медицинских и педагогических
учреждениях Украины. В 1930-х гг. был членом Харьковской деятельностной школы,
одним из ближайших сотрудников А. Н. Леонтьева. Во время Великой Отечественной
войны работал в эвакогоспитале, проводил анализ восстановления движений у
раненых на основе идей деятельностного подхода. В 1943 г. был приглашен
С. Л.
Рубинштейном, который заведовал кафедрой психологии МГУ, для работы на этой
кафедре в качестве доцента, с 1965 г. он — профессор кафедры психологии МГУ, с
1970 по 1983 г. — заведующий кафедрой детской и генетической психологии
психологического факультета МГУ. Исследования. На рубеже 1940-1950-х гг.
разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром
этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов,
раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий,
образов. В качестве условий осуществления этого процесса были описаны следующие:
формирование адекватной мотивации; формирование полной ориентировки; перенос
действий в заданный план; изменение
интеризуемого действия по ряду параметров
(обобщенность, сокращенность и др.). В дальнейшем предложил новую теорию
внимания, разработал концепцию трех основных типов учения. Дал трактовку
психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Созданная под
руководством П. Я. Гальперина методика внешнего контроля за процессом
интериоризации обеспечивала формирование в реальной практике обучения таких
умственных действий, которые обладают требующимся уровнем мастерства, включая
способность к обобщению. Его концепция получила широкое распространение в
отечественной педагогической психологии, в частности на ее основе были
разработаны эффективные системы обучения двигательным навыкам в профессиональной
деятельности и спорте.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е
изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 122.

Сочинения:

Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая
наука в СССР. М., 1959. Т. 1; Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий // Исследования мышления в советской
психологии. М., 1966; К проблеме интеллектуального развития ребенка // Вопросы
психологии. 1969. № 6; Разумность действия и предмет науки // Психологические
исследования. Тбилиси, 1974; Введение в психологию. М., 1976.

Литература:

Соколовская Т., Логвиненко А. П. Я. Гальперин // Психология: Биографический
библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя.
СПб.: Евразия, 1999; Подольский А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина
// Вопросы психологии. 2002. № 5.

Основные положения теории П.Я.Гальперина

  1. выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
  2. среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);
  3. образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план – как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.

Условия овладения новым умственным действием:

  • наличие необходимой мотивации,
  • правильное выполнение действия в его исходной внешней форме,
  • планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.),
  • полноценное воспроизведение действий в умственном плане.

Биография

Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936). В 1941—1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Примечания:

Данные взяты из личного архива П.Я. Гальперина.

Юдин Тихон Иванович (1879–1949) – российский психиатр и историк отечественной психиатрии.

Лебединский Марк Самуилович (1894/или1895–1980) – советский психотерапевт, в те годы – научный сотру дник сектора психологии.

Официальное название – Восстановительная клиника НИИ психологии МГУ на базе госпиталя №4008 (в архиве П.Я. Гальперина – госпиталя №4003), была создана 6 сентября 1942 года, и А.Н. Леонтьев стал ее директором (Леонтьев и др., 2005, С. 87).

Эти и последующие исторические данные приводятся по книге – Психология в Московском университете: 1755-2005 / науч. ред. А.Н. Ждан. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.

Подробно процедура защиты изложена М.А. Степановой в статье «Историческое значение общепсихологической теории П.Я. Гальперина» (Степанова, 2016).

Сейчас это 310 аудитория, носящая имя А.Н. Леонтьева.

Только в октябре 1968 г. вышло Постановление Совета министров СССР «О включении психологии в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени».

В структуре факультета было три кафедры: общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогиче¬ской психологии и научные лаборатории: психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, про¬граммированного (управляемого обучения).

Значительным событием в этом отношении был выход в 1966 г. шестого номера журнала «Вопросы психологии», посвященного 70-летию со дня рождения Л.С. Выготского. В этом номере была опубликована работа Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», а так¬же статьи А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Р. Лурии и П.Я. Гальперина («К вопросу об интериоризации»).

Указ Президента РФ от 6 октября 1998 года № 1200 // Поиск. – 1998. – № 41. – С. 8.

Подводя итоги

В начале публикации, посвященной
восстановлению основных этапов про­фессионального пути П.Я. Гальпери­на, были
приведены слова В.П. Зинчен­ко, который, как известно, очень высоко оценивал
вклад П.Я. Гальперина в психо­логию. В заключение также хочется обра­титься к
В.П. Зинченко, писавшему о лич­ности, а точнее говоря, о полноценных личностях:
«… если земля еще вертится, то исключительно благодаря тому, что они есть»
(Зинченко, 2017, С. 43).

Земля вертится, а вместе с ней
разви­вается и наша наука только потому, что ее создавали такие ученые как Петр
Яковле­вич Гальперин.

О милых спутниках,
которые наш свет

Своим сопутствием для
нас

животворили,

Не говори с тоской: их
нет;

Но с благодарностию:
были.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: