Содержание:
В трансдисциплинарность это интегративная исследовательская стратегия, цель которой — понять новые знания в результате диалога между двумя или более дисциплинами. Это подход, который понимает реальность в целом и анализирует ее с этой полной точки зрения, вместо того, чтобы рассматривать каждую из различных частей, составляющих ее по отдельности.
Таким образом, его видение является трансверсальным и выходит за рамки формирующих его специальностей, стремясь достичь единства знаний. Трансдисциплинарность отличается от термина «мультидисциплинарность», используемого в случаях, когда одна дисциплина обогащает знания другой, в которых вклад каждой из них осуществляется из общего пространства.
Кроме того, он также отличается от «междисциплинарной» концепции, понимаемой как исследование, которое проводится в сотрудничестве с несколькими дисциплинами, тем, что они взяты с эпистемологической и методологической точки зрения в целом, а не в конкретном аспекте. .
В целом, трансдисциплинарные исследования ориентированы на конкретные вопросы реальной жизни, оставляя в стороне те, которые имеют отношение только к области науки.
Литература
ISBN 0-9534944-1-1
System and Informological Approach to Cognition and Practical Work. Nikiforov A.L., Mokiy M.S. & Mokiy V.S. 140 pages. Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-035-3
Spatial and temporal factors in education. V.S.Mokiy, A.O.Zhamborova, O.E. Shegay. 72 pages, Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia.
ISBN 5-89117-033-7
Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности: (казус «биоэтика») // Вопросы философии. — 2005. — № 8.- С. 105—117.
Краткое введение в информологию. В. С. Мокий, А. О. Жамборова, О. Е. Шегай. 150 страниц. Издано в 1999 году, Издательство «Новый Центр», Москва, Россия.
ISBN 5-89117-028-0
Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М. С. Мокий. 184 страницы. УДК 330.8 ББК 65.050 М74 Издано в 2001 году, МАЭП (Московская Академия Экономики и Права), ИИК «Калита», Москва, Россия.
ISBN 5-93417-034-1
Феномен трансдисциплинарности. Л. П. Киященко /опыт философского анализа — Л. П. Киященко, П.Д Тищенко. УДК 165 ББК 87.22 Институт философии РАН, Издано в 2006 году, издательство «НАУКА», г. Москва, Россия.
ISBN 5-02-033857-5
Основы трансдисциплинарности. В. С. Мокий. 368 страниц. УДК 101.1:316 ББК 60.011 М749 Издано в 2009 году, ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года», Нальчик, Россия.
ISBN 978-5-9996-0011-0
Философия трансдисциплинарности. Л. П. Киященко, В. И. Моисеев. 205 страниц. УДК 168.5 ББК 73 К46 Издано в 2009 году, Институт философии Российской Академии Наук, Москва, Россия.
ISBN 978-5-9540-0152-5
История и философия исторической науки. Философия и методология экономической науки. /учеб. пособие/ М. С. Мокий, В. С. Мокий, А. Л. Никифоров. 220 страниц. (Серия «Путь в науку»). Издано в 2010 году, ГОУ ВПО «РЭА имени Г. В. Плеханова», Москва. Россия.
ISBN 978-5-7307-0719-1
Преимущества трансдисциплинарного подхода в образовании
Трансдисциплинарное обучение предлагает множество преимуществ по сравнению с традиционным подходом в образовании:
- У студентов развивается дивергентное мышление и творческие способности. The modern education system fosters convergent thinking, which means applying a fixed set of rules to arrive at a single solution to the problem. On the other hand, divergent thinking is a more free-flowing process, leading to several creative solutions to a single task. Both divergent and convergent thinking are important, but encouraging only the latter can lead to loss of creativity and critical thinking, which are the essential skills in the 21st century.
- Студенты видят больше смысла в том, что они изучают. Many students learn because they are told so by their school and their parents. The transdisciplinary approach connects one topic to many school subjects, allowing students to understand the topic much deeper, see the connections, and realize why they are learning about it. This system also makes it easier for them to remember what they learned.
- Студенты более мотивированы. Connecting a topic to various school subjects requires a certain level of creativity from teachers. It makes the lessons more engaging and, as our experience shows, creates curiosity and motivation in students to discover one topic from different and sometimes even unexpected angles.
- Студенты изучают язык проблемы. Трансдисциплинарное обучение побуждает студентов смотреть на одну проблему с разных сторон. Они узнают о многогранности реальной ситуации, развивают критическое мышление и понимают, что обычно существует не один способ и не одно правильное решение одной проблемы. Такой тип мышления очень ценится и востребован многими рекрутерами в наши дни.
- Students build up confidence. The transdisciplinary approach encourages students to speak up their opinion in class, even though it might be wrong. It helps students build up confidence and talk more easily, without being afraid of punishment with bad grades or peer judgment.
Почему важно трансдисциплинарное обучение?
Майкл Грюнеберг объясняет в своей книге that our memory is context-based, meaning that we quickly lose knowledge if it is not connected to anything. Transdisciplinary learning is important because it helps create these connections by getting the same idea across various subjects and explaining it in a practical way, which is easy to understand. It is so important nowadays that students learn to solve problems creatively. They need to know that there is often more than just one way to solve a problem.
Более того, различные исследования показывают, что варьирование методов и материалов обучения улучшает запоминание и воспроизведение информации учащимися.
Пирамида обученияразработанный Национальной учебной лабораторией США, предполагает, что большинство студентов запоминают только около 10% того, что они прочитали в учебниках, но сохраняют почти 90% того, что они узнали, обучая других.
Трансдисциплинарное обучение помогает нашим учителям применять различные и наиболее эффективные методы преподавания, перечисленные в пирамиде, и тем самым помогать ученикам запоминать уроки.
Ссылки
- Бернетт Р. (2000), Дисциплины в кризисе: трансдисциплинарные подходы в искусстве, гуманитарных науках и науках. Интернет: Transdisciplinary-Unesco.
- CIRET (1994), Материалы Всемирного конгресса по трансдисциплинарности: Международный центр исследований и исследований по трансдисциплинарности (CIRET). Материалы встречи 1994 г. в Лиссабоне (Португалия).
- Гедеон Зерпа, Ираида и Гарсия Ямин, Нубия (2009). Трансдисциплинарность в высшем образовании XXI века. Уникальный художественно-гуманитарный журнал. Том 10 № 3. Католический университет Сесилио Акоста.
- Мартинес Мигелес, Мигель (2007). Концептуализация трансдисциплинарности. Полис. Латиноамериканский журнал 16.
- Николеску, Басараб (2002). Манифест трансдисциплинарности. Нью-Йорк, Государственный университет Нью-Йорка (SUNY) Press. Перевод на английский язык Карен-Клэр Восс.
- Трансдисциплинарность, Википедия. Доступно на: es.wikipedia.org
- Этимологический словарь. Доступно на: etimologias.dechile.net
Социальная наука
Экологии человека , а точнее oïkologie человек ( в прямом и этимологически рассуждения о «живой» в широком смысле), протекает в аналитическом подходе и понимании сложности современного мира , в котором мы живем с принципиально междисциплинарного подхода. Однако, строго говоря, это не дисциплина, как мы могли бы подумать, читая множество книг и статей, относящихся к последним, а форма отношения, которую мы обязаны иметь для себя и передать будущим поколениям. Речь идет не о создании дискурса о дискурсе, не о метанауке, которая претендовала бы на объяснение сложности, позиционируя себя как новую эпистемологию текущих дисциплин в том виде, в каком они разрабатываются в настоящее время. Нет, ничего из этого. Поскольку экология человека добровольно исходит из трансдисциплинарности, ее нельзя рассматривать как новую дисциплину.
Влияние в дисциплинах и областях
Гуманитарные науки
Диапазон трансдисциплинарности становится ясным, когда четыре центральных вопроса биологических исследований ((1) причинно-следственная связь , (2) онтогенез , (3) адаптация , (4) филогения [после Нико Тинбергена 1963, см. Также четыре вопроса Тинбергена , ср. Аристотель : Причинно-следственная связь / четыре основные причины]) построены на разных уровнях анализа (например, клетка , орган , индивидуум , группа ; [см. «Законы об уровнях сложности» Николая Хартмана 1940/1964, см. Также Руперт Ридл 1984]):
Причинно-следственная связь | Онтогенез | Приспособление | Филогения | |
---|---|---|---|---|
Молекула | ||||
Клетка | ||||
Орган | ||||
Индивидуальный | ||||
Группа | ||||
Общество |
В этой «схеме трансдисциплинарности» все антропологические дисциплины (параграф C в таблице pdf-файла ниже), их вопросы (параграф A: см. Pdf-файл) и результаты (параграф B: см. Pdf-файл) могут быть переплетены. и сопоставлены друг с другом для примеров того, как эти аспекты помещаются в эти маленькие прямоугольники в матрице, см., например, таблицу Эта таблица включает все области антропологических исследований (никто не исключен). Это отправная точка для систематического порядка для всех гуманитарных наук, а также источник для последовательного взаимодействия и структурирования их результатов. Эта «биопсихосоциальная» ориентационная структура является основой для развития «Фундаментальной теории гуманитарных наук» и трансдисциплинарного консенсуса. (В этой табличной ориентационной матрице вопросы и контрольные уровни, выделенные курсивом , также являются предметом гуманитарных наук.) Нико Тинберген был знаком с обеими концептуальными категориями (т. Е. С четырьмя центральными вопросами биологических исследований и уровнями анализа), таблица была сделана Герхардом Медикусом. Конечно, гуманистическая перспектива всегда предполагает междисциплинарный фокус. Хорошим и классическим примером смешения очень разных наук была работа, разработанная Лейбницем в семнадцатом-восемнадцатом веках с целью создания универсальной системы правосудия.
Примечания
- 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrábida, Portugal, November 2-6. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm — perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
- De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS)
- Judge, A. (1994) Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. Available: http://www.uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm — www.uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm)
- UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action.Available:http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm — perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
- Русская школа Трансдисциплинарности. http://www.anoitt.ru — www.anoitt.ru
- Институт комплексных проблем Санта Фе (США, штат Нью-Мексико)
- Network for Transdisciplinary in sciences and humanitiesity
- International Center for Transdisciplinary Research
Трансдисциплинарность в социальных науках
В социальных науках индивидуальное и коллективное поведение общества невозможно анализировать и изучать без его контекста и различных обстоятельств.
По этой причине необходим подход с более широкой точки зрения, включая историю, географию, политику, экономику, лингвистику, философию, демографию, семиологию, педагогику, психологию, антропологию и др. социология среди других дисциплин.
Изучение всех этих специальностей в целом кажется единственным способом увидеть множество связей и отношений, которые отличают современный мир.
Человек — динамичный и постоянно меняющийся объект обучения, поэтому ни одна специальность не является достаточно широкой, чтобы достичь абсолютного взгляда.
Таким образом, трансдисциплинарный подход необходим для получения полной оценки поведения людей и сообществ, в которых они развиваются, поскольку их нельзя рассматривать изолированно.
Приложения
- Сложная мысль
- Мультиверсальность
- Сложность
- Интеллект
- Коллективный интеллект
- Интуитивная прозорливость
Внешние ссылки
- Университетский институт Курта Бёша
Экология человека
- : Видеопрезентация Бернара Дюперрейна, социолога из Университета По, Международного сертификата экологии человека, действующего в трансдисциплинарном отношении.
Библиография
- Бернар Кармона, Transdisciplinary Ingénium — Практика дебатов в тибетском буддизме, Editions l’Harmattan, 2013
- Бернар Кармона, Пробуждение гения ученика, Editions l’Harmattan, 2009
- Дарбеллей, Ф. (ред.) (2012). Распространение знаний. Междисциплинарность, кочевые концепции, аналогии, метафоры . Берн, Берлин, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Нью-Йорк, Оксфорд, Вена: Питер Ланг.
- Дарбеллей, Ф., Кокелл, М., Биллот, Дж., Вальдфогель, Ф. (редакторы) (2008). Видение трансдисциплинарности. Закладывая основы для диалога о мировых знаниях . Лозанна: EPFL Press / CRC Press.
- Кокелл, М., Биллотт, Дж., Дарбеллей, Ф., Вальдфогель, Ф. (редакторы) (2011). C ommon знаний: Вызов трансдисциплинарности . Лозанна: EPFL Press / CRC Press.
- Гастон Башляр , Поэтика космоса
- Эмануэла Бамбара, Alle radici della transdisciplinarità. Эдгар Морин и Басараб Николеску , докторская диссертация, Мессина (Италия), 2000 г.
- Грегори Бейтсон , На пути к экологии человека , Париж, Сёй, колл. Точки
- Франсуаза Бьянки, Нить идей: интеллектуальная экобиография Эдгара Морина
- Бернар д’Эспанья, Атом мудрости, замечание физика о завуалированной реальности
- Фредерик Дарбеллей, Междисциплинарность и трансдисциплинарность в анализе дискурса , Женева, Слаткин, 2005 г.
- Люк Ферри , Новый экологический порядок. Дерево, животное и человек
- Ханс Йонас , Принцип ответственности, этика технологической цивилизации
- Томас Самуэль Кун , Структура научных революций
- Стефан Лупаско
- Эдгар Морин , Метод. Природа природы, Жизнь жизни, Познание знаний
- Эдгар Морен , Наука с совестью
- Басараб Николеску , La transdisciplinarité , манифест, Éditions du Rocher, , ( ISBN )
- Гастон Пино и Патрик Пол, Трансдисциплинарность и обучение
Социологический портал
Общие положения[ | код]
Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х — 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества, чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов.
Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему «трансдисциплинарности в науке», было предложено Жаном Пиаже в 1970 году. Ему же принадлежит первое определение трансдисциплинарности
«После этапа междисциплинарных исследований, — писал он, следует ожидать более высокого этапа — трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами».
Важно отметить, что одним из главных вопросов этой дискуссии являлось обсуждение сути трансдисциплинарности. Жан Пиаже (Jean Piaget) считал, что трансдисциплинарность следует рассматривать как новую область знаний, отличную от мультидисциплинарности и интердисциплинарности
Эрих Янч (Erich Jantsch), австрийский астрофизик, исследователь проблемы самоорганизации во Вселенной, один из основателей Римского клуба, поддержал мнение Жана Пиаже. Он был уверен в том, что трансдисциплинарность, как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами», как новая область знаний, должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. Такая трансдисциплинарность, писал он, должна являться«координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода». В такой интерпретации новая (трансдисциплинарная) область знаний требовала собственного (трансдисциплинарного) подхода. В свою очередь взгляд Андре Лихнеровича на трансдисциплинарность был радикально математический. Он воспринимал трансдисциплинарность как некие «перекрёстные игры», способные описать «однородность теоретической деятельности в различных областях науки и техники, независимо от поля, где эта деятельность осуществляется». И, конечно же, эта теоретическая деятельность могла быть сформулирована, считал он, только на математическом языке.
Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке продолжилось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина, а также, сложившихся видов трансдисциплинарности.
2. Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»
- В первом значении трансдисциплинарность понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира. В таком значении, трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой частной точки зрения, не противоречащей знаниям научных дисциплин.
- Во втором значении «трансдисциплинарность» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.
- В третьем значении «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.
- В четвёртом значении «трансдисциплинарность» используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность, в четвёртом значении, позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненным в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность, в четвёртом значении, будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity).
Концептуальное освещение
Трансдисциплинарность определяется Басарабом Николеску тремя методологическими постулатами: существование уровней реальности и восприятия, и сложность .
Таким образом, трансдисциплинарность отличается от плюридисциплинарности и междисциплинарности в том смысле, что она выходит за рамки дисциплин, с одной стороны, но, прежде всего, с другой стороны, ее цель не остается прописанной в собственно дисциплинарных исследованиях.
Таким образом, как указывает его приставка «транс», трансдисциплинарность — это научная и интеллектуальная позиция, которая находится одновременно между, через и за пределами любой дисциплины. Этот процесс интеграции и выхода за рамки дисциплин направлен на понимание сложности современного и настоящего мира, который уже априори составляет первый элемент легитимности (или легитимации).
В таком контексте, как тогда говорить о трансдисциплинарности концепций, принадлежащих специалистам? Аналогии (такие как энтропия и негэнтропия ) позволяют, со всеми мерами предосторожности, которые требуются последним, использовать общий язык. Однако мы должны быть осторожны с редукционизмом , потому что использование кочевых концепций, какими бы богатыми они ни были, требует больших эпистемологических предосторожностей, иначе существует риск получения противоположного эффекта
Следует подчеркнуть эту пагубную природу того, что мы называем кочевыми концепциями, потому что мы слишком часто наблюдали ущерб, причиненный их неправильным использованием. Конечно, именно с помощью концепций, специфичных для садоводства и селекции, Чарльз Дарвин разработал свою теорию естественного отбора, но само собой разумеется, что этот «эпистемологически» функциональный кочевничество определенных концепций не является константой в истории эволюции науки. … Однако, когда такие аналогии (или использование кочевых понятий) работают правильно, результатом является значительный научно-технический прогресс: работы Дарвина служат свидетельством …
Другой элемент легитимации , если таковой имеется, — это проект (более или менее признанный) конституции нового « научного эсперанто », разновидности нового языка, имеющего окончательное решение, среди прочего, установление «автономного знания от которые приводят к новым объектам и новым методам ». «Научная утопия» par excellence, которая, следовательно, требует определенной дистанции, трансдисциплинарность, тем не менее, остается богатой интеллектуальной позицией со значительным дисциплинарным, научным и эпистемологическим потенциалом для любого, кто хочет взять на себя труд ее практиковать: таким образом, она выглядит гораздо больше как новая парадигма чем как самостоятельная дисциплина.
Споры о семантике терминов «транс-, интер- и плюридисциплинарность» выходят за рамки исследований французского языка (см., Например, Brand, Schaller and Völker 2004, где синтез терминологических вопросов, связанных с исследованиями на немецком языке).
В настоящее время трансдисциплинарность является консолидированной академической областью, которая дает начало новым прикладным исследованиям, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне. В этом смысле трансдисциплинарные и биомиметические исследования Хавьера Колладо по Большой истории представляют собой экологию знания между научными знаниями и исконной мудростью коренных народов , таких как коренные народы Эквадора . Согласно Колладо, трансдисциплинарная методология, применяемая в области Великой Истории, направлена на понимание взаимосвязей человеческого рода с различными уровнями реальности, сосуществующими в природе и в космосе, и это включает в себя мистические переживания и духовные, очень существующие в ритуалах шаманизма с аяхуаской и другими священными растениями. Говоря абстрактно, преподавание великой истории в университетах Бразилии , Эквадора , Колумбии и Аргентины включает трансдисциплинарное видение, которое объединяет и объединяет различные эпистемы, которые находятся в научных дисциплинах, между ними и за их пределами, то есть — скажем, включая мудрость предков. , духовность , искусство , эмоции, мистические переживания и другие измерения, забытые в истории науки , особенно из-за позитивистского подхода.
Трансдисциплинарность в образовании
В сфере образования традиционная модель обучения основана на передаче знаний по каждому предмету в отдельности. В нем дисциплины никогда или почти никогда не дополняют друг друга, и каждая из них предлагает особое видение реальности, которое никогда не становится полным.
С другой стороны, на более высоком уровне нацелена гиперспециализация, при которой человек много знает по одной теме, не слишком заботясь об остальных знаниях и своей среде.
Перед лицом этой панорамы трансдисциплинарный подход стремится сформулировать и объединить различные знания, позволяя создать глобальное и комплексное видение реальности.
Его цель — достичь обзора, который позволяет изучать связи и отношения между различными предметами, рассматриваемыми как единое целое, чтобы улучшить понимание мира.
Таким образом, трансдисциплинарность открывает двери для новых сценариев дидактических инноваций, в которых стимулируются многие потенциальные возможности студентов.
Это подготовит их более полно к жизни и к реальности, которую они откроют, оценят и трансформируют в будущем.
Перспективы развития трансдисциплинарности[ | код]
Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её одним из основных способов решения сложных многофакторных проблем XXI века. Об этом свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры». Декларация была принята участниками Международной конференции по Высшему образованию,состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статья 5 и статья 6, Декларации, содержат рекомендации — поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества.
Накануне этой конференции, в мае 1998 года, под эгидой ЮНЕСКО в Руайомонском аббатстве (Париж, Франция) был проведен симпозиум по трансдисциплинарности. Итоговые документы симпозиума закрепили понимание сути трансдисциплинарности. «Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку, через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов, они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как мета-методология, поэтому трансдисциплинарный подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, только для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их».
Примером развития трансдисциплинарности в направлении поиска формальной взаимосвязи отдельных дисциплин Трансдисциплинарность-1) являются Американская школа трансдисциплинарности, а также Швейцарская школа трансдисциплинарности и
Китайская школа трансдисциплинарности. Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя, а также, использованию генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение Трансдисциплинарность-2,3. О перспективе развития трансдисциплинарности в мировой науке свидетельствует следующий факт. В 2013 году в США под эгидой Американской академии науки и культуры был опубликован Доклад «ARISE-2» (Advancing Research in Science and Engineering). Среди основных целей, обозначенных в докладе, выделяется цель – осуществить в американской науке «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций .
Что такое трансдисциплинарное обучение?
Transdisciplinary learning enables students to create connections between various school subjects while exploring a relevant concept, issue, or problem. It integrates the perspectives of the common school disciplines to get a deeper understanding of the versatility of the concept.
Through this approach, which is linked to the children’s interests and current events and trends in our time, the children should learn to apply their knowledge. The aim is to learn for life sustainably and not just to memorize specialized knowledge for an exam quickly. This should be made possible by transdisciplinary, cooperative, competence-oriented, and creative lessons in connection with digital media.
Как трансдисциплинарное обучение выглядит в классе?
Учебный план Двуязычная начальная школа is built around 6 general themes for the year and all the subjects are linked around each theme. By keeping the general themes the same for each grade, teachers can provide consistency and track progression over the years.
Все уроки очень интерактивные, творческие и способствуют развитию командной работы. Наши ученики начальной школы работают с планшетами и M365 для развития важнейших цифровых навыков.
В качестве примера рассмотрим тему бумажных отходов. В начале серии уроков, посвященных бумажным отходам, ученикам начальных классов был показан видеоролик, созданный организацией Green Peace, в котором рассказывалось о разрушении дождевых лесов в результате производства бумаги. Затем учеников попросили подсчитать, сколько бумаги они использовали за неделю, включая тетрадные листы, бумагу для рисования и туалетную бумагу. Учитель математики использовал полученные результаты для создания диаграммы использования бумаги и объяснения процентного соотношения. На уроке рукоделия учащиеся узнали, как делали бумагу в прошлом, и смогли сделать свою собственную бумагу. На уроках английского и немецкого языков учащиеся участвовали в поэтических слэмах, где они писали стихи, призывающие мир перестать выбрасывать бумагу. Эта тема вдохновила некоторых наших учеников начальных классов призвать своих родителей перейти на переработанную бумагу и проявить живой интерес к проблемам окружающей среды.