Содержание издания
№ | Библиографическое описание | ||
---|---|---|---|
1 |
Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции, психологии мотивации вчера, сегодня и завтра / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 4–12. ББК 88.532 + 88.332.2
|
||
2 |
Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 13–46. ББК 88.352
|
||
3 |
Гордеева, Тамара Олеговна. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 47–102. ББК 88.26-723
|
||
4 |
Дергачева, Ольга Евгеньевна. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана / О. Е. Дергачева // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 103–121. ББК 88.351.2
|
||
5 |
Вилюнас, Витис Казиса. Мотивация демонстративного поведения / В. К. Вилюнас, А. С. Кравченко // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 122–151. ББК 88.26-723 + 88.26-8
|
||
6 |
Насиновская, Елена Евгеньевна. Альтруистический императив / Е. Е. Насиновская // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 152–171. ББК 88.336-44
|
||
7 |
Корнилова, Татьяна Васильевна. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления / Т. В. Корнилова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 172–213. ББК 88.251.31-3
|
||
8 |
Васильев, Игорь Александрович. Мотивация и смысловая регуляция мыслительной деятельности / И. А. Васильев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 214–232. ББК 88.251.31-3
|
||
9 |
Арестова, Ольга Николаевна. Мотивация как негативный фактор мышления / О. Н. Арестова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 233–243. ББК 88.251.31 + 88.351.2
|
||
10 |
Иванченко, Галина Владимировна. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты / Г. В. Иванченко // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 278–288. ББК 88.351.2
|
||
11 |
Войскунский, Александр Евгеньевич. Мотивация потока и ее изучение в деятельности хакеров / А. Г. Войскунский, О. В. Смыслова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 244–277. ББК 88.26-723
|
||
12 |
Патяева, Екатерина Юрьевна. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение / Е. Ю. Патяева // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 289–313. ББК 88.62-7
|
||
13 |
Спиридонова, Ирина Андреевна. Влияние локуса контроля на временную трансспективу старшеклассников / И. А. Спиридонова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 314–326. ББК 88.372-723я43 + 88.36-723я43
|
||
14 |
Сафуанов, Фарит Суфиянович. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект / Ф. С. Сафуанов // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 327–342. ББК 88.544.4 + 88.573.2
|
Литература
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. – 336с.
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №4 (12) URL: https://psystudy.ru
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №5 (13) URL: https://psystudy.ru
- Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.
- Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореферат. М., 2005. URL: https://institut.smysl.ru/article/ar-dergacheva.php
- Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райана
- Дергачева О.Е. , Дорфман Л.Я. , Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций.
- Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» //Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
- Линч М. «Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации» с.137 — 142// Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3, 2004.
- Личностный потенциал:структура и диагностика/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. — 679с.
- Современная психология: мотивации под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл, 2002. – 343с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. https://selfdeterminationtheory.org/theory
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109-134.
- Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto, 1980.
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.
- Schwartz S.J., Mullis R. L., Waterman A.S., Dunham R.M. Three Identity constructs. Journal of Adolescent Research, Vol. 15 № 4, July 2000. 504-521.
Пути самоактуализации
Абрахам Маслоу выделяет следующие пути, ведущие к самоактуализации личности:
- Полное погружение в текущий момент, его переживание. Для самоактуализации необходима осознанность.
- Самоактуализация – это выбор. Это не то, что происходит само собой. Чтобы стать тем, кем вы потенциально можете стать, нужно принять соответствующее решение. Примите его.
- Прислушивайтесь к самому себе. Чего хотите от жизни именно вы? Кем вы являетесь на самом деле, а не в представлении других? Научитесь слышать себя и иногда игнорировать то, что говорят другие.
- Будьте в состоянии принять ответственность. Хотя бы за себя и своё развитие. По Маслоу, каждый акт принятия ответственности – это шаг к самоактуализации.
- Станьте независимым. Умейте отстаивать свои идеи и убеждения, умейте действовать без стороннего влияния.
- Стремитесь не только к результату самоактуализации, но и к самому процессу. Получайте истинное удовольствие от реализации своих возможностей.
- Научитесь выявлять свои психопатологии: неврозы, комплексы, деструктивные психологические защиты и т.д.
И, конечно же, уделите внимание удовлетворению базовых потребностей, обозначенных в пирамиде Маслоу. Если вам нечего есть, вы вряд ли будете думать о своей самоактуализации
Будет полезно поставить цели. Кем вы хотите стать? Какие ваши возможности дремлют и ждут реализации? Ответьте на эти вопросы, чтобы знать, к чему стремиться.
Также имеет смысл разделить свою жизнь на сферы: карьера, семья, творчество и т.д
– то, что для вас действительно важно, и определить, чего вы хотите добиться в каждой из этих сфер. Можете даже составить список того, чего вам необходимо достичь в каждой области, чтобы считать себя самоактуализированным
Это немного формальный подход, но это гораздо эффективнее, чем идти к самореализации без каких-либо ориентиров.
Главное помнить, что самоактуализация – вещь индивидуальная. Вы должны добиваться именно своих целей и реализовывать именно свои возможности. Не гонитесь за общественными идеалами, а поймите, чего хотите именно вы, и добивайтесь этого.
Желаем успехов!
Самоактуализация в теории Маслоу
Абрахам Маслоу, известный американский психолог, поставил самоактуализацию на вершину своей пирамиды потребностей и дал ей следующее определение: «Человек должен быть тем, кем он может быть. Эту потребность мы и можем назвать потребностью в самоактуализации… Она относится к желанию самореализоваться, а именно, к стремлению воплотить в действительность те возможности, что ему присущи. Определение для этой тенденции можно сформулировать также как стремление всё больше и больше становиться собой, стать тем, кем человек вообще способен стать».
После того как потребности в еде, безопасности, уважении и т.д. удовлетворены, человек, как считает Маслоу, приступает к реализации себя. Всё, что ему необходимо для жизни, он получил, и теперь человек пытается стать тем, кем он может стать, начинает стремиться к воплощению в жизнь всех тех потенций, которые в нём заложены.
Но как определить, самоактуализируется личность или нет? Выявить это можно по ряду характерных черт.
Самоактуализация в других теориях
Наибольший вклад в тему самоактуализации внёс Абрахам Маслоу, но стоит вкратце рассказать и о других подходах.
Американский психолог Карл Роджерс считал самоактуализацию той великой движущей силой, которая толкает человека на постоянное развитие. Полное раскрытие личности, по Роджерсу, характеризует:
- открытость опыту;
- способность прислушиваться к себе, а не идти на поводу у окружающих;
- стремление жить полной жизнью;
- высокий уровень творчества;
- ощущение свободы.
Российский психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев утверждает, что самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.
Таким образом, самоактуализация рассматривается в двух смыслах:
- Мотив для реализации своих возможностей, полноценного становления личности. То есть самоактуализация – это мотивация к развитию.
- Финальный этап этого становления. Вершина пирамиды, то, к чему приходят после удовлетворения всех насущных потребностей.
Что такое самоактуализация теперь понятно, но как её достичь?
Гармоничная и проблемная
Хорошо, если процесс социализации не только активно осуществляется самой личностью, но и поддерживается социумом. И совсем прекрасно, если человек еще в ранней юности определился со сферой реализации своих талантов и способностей. Он четко знает, чего хочет, и идет к поставленной цели напрямик, радуясь каждому своему успеху, а неудачи воспринимая как полезный опыт.
Но к сожалению, такая гармоничная самоактуализация бывает не у всех. Нередко человек мечется в поиске самого себя, пути реализации своего личностного потенциала. И терпит неудачи, потому что не может отыскать правильный путь и разочаровывается в своих возможностях и в своей пользе для общества. Все это может стать источником серьезных психических проблем, да и с обществом такая мятущаяся личность бывает не в ладах. Творчество этого человека обществом часто не принимается, а надежда на успех не оправдывается.
Возможно, индивид выбрал не тот путь, не ту сферу деятельности, или его психика не способна справиться с заданной им нагрузкой. Нельзя идти к успеху, прыгая через три ступеньки – так легче всего споткнуться и упасть.
Источники
- https://qvilon.ru/samorazvitie/samoaktualizatsiya.html
- https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/teoriya-lichnosti-maslou.html
- https://psylab.info/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82
- https://psychologist.tips/4386-samoaktualizatsiya-eto-ponyatie-protsess-vidy-i-sposoby-v-psihologii.html
Автономная, внешняя и безличная каузальная ориентация
Автономная каузальная ориентация
Люди с автономной каузальной ориентацией используют внутреннюю мотивационную подсистему, которая имеет в основе внутренне воспринимаемый личностный локус каузальности.
Характеризуются чувством компетентности, самодетерменированности, эффективно управляют своими мотивами, отличаются высокой самооценкой. Осознание базовых потребностей довольно высоко, для принятия решений о поведении, проводят анализ информации с дальнейшим её активным применением, что как раз является причиной переживаемых чувств, гибкого поведения и высокой чувствительности к изменениям в среде. Для людей с автономной каузальной ориентацией наградой за результат является сама деятельность. Способны обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное: больше контролируют его и изменяют поведение по своему усмотрению. В случае неудачи такие люди редко обвиняют себя .
Внешняя каузальная ориентация
Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям, ориентируясь на внешние признаки успеха. У них есть чувство связанности результатов и награды: то есть награда отделена от самого действия. К такому стилю жизни приводит недостаток в самодетерминации – это человек, оперирующий внешней мотивационной субсистемой, что предполагает негибкость поведенческих реакций, более низкий уровень самооценки, склонность ориентироваться на внешние стимулы. Выбор совершается под влиянием внешних критериев, а не собственных внутренних потребностей. Такие люди много внимания уделяют внешним обстоятельствам, оценке себя другими людьми, они «утратили связь с основными органическими потребностями. Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне».
Безличная каузальная ориентация
У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности». У таких людей преобладают чувства, что их действия никак не связаны с результатами и реакцией среды. Чувство непредсказуемости, неконтролируемости, нелогичности реакций в данной ситуации порождает нежелание прикладывать усилия, неуверенность в себе, отсутствие самодетерминации и преобладание автоматического, беспомощного поведения.
У такого человека лидирующую позицию занимает амотивирующая субсистема с вставками внешней мотивирующей, что предполагает очень низкий уровень самооценки, компетентности, самодетерминации, подавление эмоций.
При внешней и безличной каузальной ориентации у личности формируются психологические защиты от нежелательной информации, стимулов, неприятных, неприемлемых для человека. По данным исследований Дерачевой, Леонтьева «автономная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с поддержкой автономии у детей, с уровнем развития эго и с самооценкой; отрицательно — с самоуничижением». Они редко испытывают такие отрицательные эмоции как враждебность, стыд и вину, а также «более сконцентрированы и настойчивы при достижении цели». Люди с высокой выраженностью автономной каузальной ориентацией позитивнее воспринимают повседневные события и реже испытывают неприятные эмоции. «Внешняя каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с паттерном поведения типа А, связанным с кардиологическими заболеваниями (включает в себя агрессивные тенденции, чувства давления и напряжения). Безличная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с самоуничижением, депрессией, социальной тревожностью и отрицательно — с самооценкой» .
Мотивационная подсистема
Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями. Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами». Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.
Список литературы
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103—121.
Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2014. Т. 7. № 36. URL: http://psystudy.ru
Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс Независимая фирма, 2012.
Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб.: Б.С.К. Санкт-Петербург, 1997.
Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: диапазон ценностей // Проблемы современной науки. 2012. Т. 1. Вып. 5. Ч. 1. С. 171—181.
Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 102—111.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 93—231.
Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13—47.
Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен // Моск. психотерап. журнал. 2002. № 2. С. 34—58.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер Пресс, 2009.
Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. М.: Ин-т практической психологии, 1996.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
Роджерс К.Р. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164—168.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
Рэнд А. Добродетель эгоизма. М.: Альпина Паблишер, 2011.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990a.
Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990б.
Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1994.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.
Шило Н.А. Динамика процессов личностной зрелости на возрастном этапе «ранняя взрослость» // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 321—323.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
Ansbacher N.L. Alfred Adler and Humanistic psychology
// Journal of Humanistic Psychology. 1971. Vol. 11. P. 53—56.
Geller L. The failure of self-actualization theory: A critique of Carl Rogers and Abraham Maslow // Journal of Humanistic Psychology. 1982. Vol. 22. N 2. P. 56—73.
Geller L. Another look at self-actualization // Journal of Humanistic Psychology. 1984. Vol. 24. N 2. P. 93—106.
Ivtzan I. Self-actualization: For individualistic cultures only? // Intern. Journal on Humanistic Ideology. 2008. Vol. 1. N 2. P. 111—138.
Looft W.R. Egocentrism and social interaction across the life span // Psychological Bulletin. 1972. Vol. 78. P. 73—92.
Wallach M.A., Wallach L. Psychology’s sanction for selfishness: The error of egoism in theory and therapy. San Francisco: Freeman, 1983.
Примечания
Строго говоря, сам Э. Эриксон (1996) обозначал границы периода ранней зрелости 20—25 годами. Однако, учитывая удлинение периода социализации и обретения зрелости по мере развития цивилизации (см., напр.: Дубовская, 2014), логично предположить расширение границ этого возрастного периода в современном развитом обществе вплоть до 40 лет.
Стоит отметить, что в настоящий момент в научной литературе границы деления эгоцентризма на познавательный и личностный достаточно условны.
Для цитирования статьи:
Куколева К.И., Колпачников В.В. Соотношение самоактуализации и эгоцентризма в возрастном периоде ранней взрослости. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология — 2016. — №1 — с. 111-122
Самоактуализация личности
Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого индивида в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.
Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.
Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:
– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;
– в минимизации болезней, неврозов, психозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.
Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и самореализация субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.
В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.
В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».
Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:
занимается любимым делом;
не подчиняется чужому влиянию;
стремится к развитию;
любит читать;
его можно назвать творческой личностью;
применяет позитивный образ мышления;
уверен в себе;
открыт в эмоциональном плане;
прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.
Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.
К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.
Цель, выборка, методики эмпирического исследования
Цель
нашего эмпирического исследования — прояснение соотношения уровней самоактуализации и эгоцентризма у респондентов, принадлежащих к возрастной группе «ранняя взрослость» (20—40 лет) []. Согласно Э. Эриксону (1996), «ранняя взрослость» — это период становления индивида в профессиональной сфере, построения близких, доверительных партнерских отношений, преодоления кризиса периода ранней зрелости «интимность-изоляция». Неуспешное преодоление кризиса ведет к самоизоляции, одиночеству, затрудняет дальнейший процесс самоопределения, а также формирует эгоцентричную личность. Широкие возможности для самоактуализации в ранней зрелости, с одной стороны, и возможная эгоцентричность, с другой, определили выбор этого периода для нашего исследования.
В исследовании приняли участие 115 респондентов (37 мужчин и 78 женщин) в возрасте от 20 до 40 лет.
Для измерения уровней самоактуализации и эгоцентризма были использованы следующие методики.
-
«Самоактуализационный тест» (CAT) (Алешина и др., 1987), являющийся адаптированным вариантом опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom). Методика предполагает измерения по двум базовым шкалам (Ориентация во времени и Поддержка) и 12 дополнительным, ориентированным на выявление различных аспектов самоактуализации (Ценностные ориентации, Гибкость поведения, Сензитивность, Спонтанность, Самоуважение, Самопринятие, Представление о природе человека, Синергия, Принятие агрессии, Контактность, Познавательные потребности, Креативность). Стимульный материал включает 126 пунктов, в каждом из которых респонденту необходимо выбрать вариант («а» или «б»), соответствующий ему в наибольшей степени (например, вопрос, относящийся к шкале Ориентация во времени: а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем). По окончании заполнения опросника и подсчета «сырых» баллов для каждого респондента формируется его индивидуальный профиль с результатами по шкалам, указанным выше.
-
«Тест эгоцентрических ассоциаций» (Пашукова и др., 1996), называемый в некоторых источниках «Диагностикой личностного эгоцентризма» (Фетискин и др., 2002), предполагает измерение личностного эгоцентризма. В соответствии с методикой респондентам необходимо продолжить 40 незаконченных предложений типа «В такой ситуации…», «Легче всего…», «Несмотря на то что…». Каждое предложение должно представлять собой законченную мысль. Респонденты были также проинформированы о необходимости работать быстро.
Считаем важным отметить, что само содержание методики (необходимость продолжить неоконченные предложения типа «В такой ситуации…»), последующий анализ (подсчет предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта за счет употребления личных местоимений «я», «мне», «мой» и т.д.), а также некоторые комментарии к методике, определяющие эгоцентризм как «центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п.» (Пашукова и др., 1996, с. 117), свидетельствуют об измерении скорее познавательного эгоцентризма, который при этом является свойством личности [].
Респонденты также заполняли анкету, которая позволяла узнать их социально-демографические данные (пол, возраст, уровень образования, трудовая деятельность, семейное положение).
Исследование проводилось в Интернете. Перед началом заполнения анкеты участники были проинформированы сообщением на экране об анонимности анкетирования и возможности оставить свою контактную информацию для дальнейшего сотрудничества по их желанию.