Что такое внимание
Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль
Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.
От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем
Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало
В некоторые моменты неумение сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, во время управления автомобилем.
Существуют профессии, требующие предельной внимательности: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик
Становятся ими вовсе не какие-то гении, имеющие от природы идеальное внимание, а обычные люди. Если им удалось довести навык концентрации до совершенства, значит, и у нас с вами получится
Регулярные тренировки помогут вам “накачать” мышцу внимания и повысить за счет этого свою продуктивность.
Концентрация, переключение и распределение внимания
Прежде чем перейти к практическим рекомендациям и упражнениям, я расскажу вам, что конкретно можно тренировать и как. Есть три аспекта внимания, которыми вам нужно научиться владеть.
Концентрация – это умение направлять все свое внимание на один конкретный объект или действие. Чем лучше у вас развито умение концентрироваться, тем дольше вы можете работать не отвлекаясь.
Переключение – это способность быстро менять объекты внимания
Вы, наверное, замечали, что когда происходит резкая смена деятельности, мозгу сложно сразу перестроиться. Особенно это касается всего, что связано с сильными эмоциями.
Например, вы пришли с работы, где только что повздорили с начальником, и пытаетесь играть с детьми. Но мысли так и продолжают крутиться вокруг неприятной ситуации.
Распределение внимания играет важную роль, когда нам нужно выполнять сразу несколько действий и контролировать несколько объектов. Самая лучшая тренировка для этого – вождение. Вспомните, что из себя представляет управление автомобилем. Нужно постоянно следить за дорогой, переключать передачи, выжимать сцепление, включать поворотники… В первый раз это кажется невозможным, зато потом получается на автомате.
Очень важно тренировать все три аспекта внимания. Наши рекомендации и упражнения как раз направлены на это
Онлайн-тренажеры для развития внимания
На просторах сети есть множество сервисов для развития функций мозга, в том числе и внимания. Я познакомлю вас с четырьмя моими любимыми. Все они устроены по одному принципу – часть тренажеров доступна бесплатно, а за расширенный доступ придется заплатить.
Викиум
Викиум – самый популярный на сегодняшний день сервис тренажеров для развития мозга. Там вы найдете упражнения и игры по развитию внимания, памяти, мышления, логики. На сегодняшний день их больше сорока. Упражнения довольно простые, поэтому их легко можно вписать в ежедневное расписание, занимаясь, например, в перерывах между работой.
Битрейника
На Битрейнике можно сосредоточиться только на развитии внимания, а можно тренировать все когнитивные функции в комплексе. Помимо самих упражнений, есть много интересных фишек, например, турниры среди участников, тесты. Задания разные: есть простые, а есть довольно сложные.
BrainApps
На сервисе BrainApps вы найдете 52 тренажера, 18 из которых направлены на тренировку навыка концентрации. Среди них таблицы Шульте, задачи на сортировку, сравнение и поиск фигур. Также на сайте можно пройти различные курсы, в том числе и по развитию внимания.
CogniFit
Создатели CogniFit утверждают, что с помощью сервиса можно не только улучшить показатели мозга, развить логику, внимание и память, но и скорректировать некоторые расстройства, такие как СДВГ, бессонница, рассеянный склероз и даже последствия инсульта. Есть программы как для детей, так и для взрослых, а также специальный раздел для специалистов в области здравоохранения
Упражнения
Все исследователи внимания сходятся на том, что обычное осознанное переключение внимания с одного круга на другой и удержание внутри тренирует способность человека концентрироваться.
Простое упражнение в течение пяти-семи минут в день тренирует восприятие и наблюдательность: просто переключать внимание с одного круга на другой. Например, в метро рассматривать сидящего напротив человека в течение нескольких минут, потом обратить внимание на возникшие чувства, потом перевести на дальний круг, потом представить в воображении вчерашние ощущения или события и так далее
Например, в метро рассматривать сидящего напротив человека в течение нескольких минут, потом обратить внимание на возникшие чувства, потом перевести на дальний круг, потом представить в воображении вчерашние ощущения или события и так далее. Подобная простая тренировка дает возможность со временем наблюдать больше явлений и деталей, дольше сосредотачиваться при необходимости на объектах без переключения
Подобная простая тренировка дает возможность со временем наблюдать больше явлений и деталей, дольше сосредотачиваться при необходимости на объектах без переключения.
Станиславский в лекциях для своих учеников отмечает, что кроме способности к концентрации, подобные упражнения обогащают внутренний мир драматурга и актера, позволяют замечать больше деталей, особенностей окружающего мира и отмечать нужные для творчества явления в окружающей действительности.
Александр Гордон в лекции «Теория конфликта» на телеканале «Дождь» отмечает, что достаточно в день 10–15 минут тренировки, чтобы получить ощутимый результат. Подобные цифры приводит в своих книгах и известный практик медитации Йонге Мингьюр Ринпоче.
Круги внимания
В книгах Константина Станиславского описаны теория кругов внимания и упражнения с ними, с помощью которых актер может научиться покидать или расширять свою зону комфорта, тренировать наблюдательность и чувствительность.
Схема устройства внимания. В системе Станиславского существует три круга внимания: малый круг, средний и дальний.
Малый круг
Это небольшое пространство рядом с человеком на расстоянии его вытянутой руки. В нем находятся мыслители и художники, его разделяют между собой влюбленные, два собеседника за столиком в кафе.
Вот как описывает это К. С. Станиславский («Работа актера над собой»):
В таком узком световом кругу, как при собранном внимании, легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших подробностях, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполнять сложные действия; можно решать трудные задачи, разбираться в тонкостях собственных чувств и мыслей; можно общаться с другим лицом, чувствовать его, поверять свои интимнейшие думы, восстанавливать в памяти прошлое, мечтать о будущем.
Внутри малого круга находится человек, с его чувствами и телесными ощущениями.
В восточных практиках есть медитации, когда необходимо сосредоточится только на телесных ощущениях или следить за своими чувствами или мыслями.
На сеансе психоанализа человек, находясь в малом кругу с психоаналитиком, обращает внимание на свои чувства и ощущения от них. На схеме мысли вынесены за пределы человека
Они пронизывают весь окружающий мир, а не только самого человека
На схеме мысли вынесены за пределы человека. Они пронизывают весь окружающий мир, а не только самого человека.
Средний круг
В средний круг входит более обширная область — комната, часть зала, аудитория, большой обеденный стол.
Большая площадь дает простор для широкого действия. В большом пространстве удобнее говорить об общих, а не и личных, интимных вопросах.
В таких кругах, чтобы удерживать внимание собеседника, нужно вести себя громче и ярче, прибегать к дополнительным методам удержания внимания — интонации, жестам, перемещениям, декорациям
Дальний, большой круг
Это размеры всего зрительного зала или городской улицы.
Размеры самого большого круга зависят от дальнозоркости смотрящего. В степи или в море размер круга внимания определяется отдаленной линией горизонта.
Внешние круги
На схеме показаны еще внешний и невидимый круг.
Во внешнем круге находиться все, что не попадает в зону видимости.
Все события, которые происходят сейчас на сцене Большого Театра, в Париже в парке Монсури, на других планетах — все это попадает во внешний круг. Что происходит там, можно представить силой воображения или заглянуть с помощью телевидения или веб-камеры.
Круг, отмеченный пунктиром — даже не круг, а оболочка, вбирающая и пронизывающая все круги. Это то, что пронизывает все пространство — воображение и мысли, которые преображают и оживляют видимый мир.
Мини-советы на каждый день
Что еще может помочь развить внимание, кроме специальных упражнений и техник? Полезные привычки. Они настолько просты и необременительны, что вы с легкостью сможете вписать их в свою жизнь
- Развивайте наблюдательность. Гуляя по улице, старайтесь подмечать как можно больше деталей. Запомните, какие деревья растут в вашем дворе, какая прическа у соседки Маши, какого цвета машины, проезжающие мимо.
- То же самое делайте и при походе в магазин. Постарайтесь запомнить, как расположены витрины, какой товар на них разложен. Придя домой, воссоздайте в уме картину во всех деталях.
- При общении с людьми отмечайте, как они выглядят: во что одеты, какого цвета у них глаза, какой формы брови и т. д.
- Перестаньте делать все “на автомате”! Тренируйте осознанность. Учитесь жить здесь и сейчас и наслаждаться каждым моментом.
Программа работы с дошкольниками
А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самы й маленький. А теперь большой красный… Маленький желтый и т.д.
В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)
Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)
Д. Каких кубиков больше? (4 больших каубика, 5 маленьких)
Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.
А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;
Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
В. Навык прямого счета;
Г. Навык обратного счета;
Д. Формируем понятие числа;
Е. Мышление (пробы и ошибки — наглядно-действенное мышление; внутренне представление — наглядно-образное мышление);
Чудесные окошки
5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).
А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).
Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.
А. Восприятие цвета, формы
Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.
Упражнение семена
А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)
Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?
А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);
Б. развитие зрительного внимания и памяти.
Попугайчик
то-ца (ребенок повторяет);
то-ца-му (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)
А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат — более пяти слогов);
Б
объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хорооший результат — влспроизведение пяти слов с первой попытки).
Волшебные картинки
а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я — на четыре части; 3-я на шесть частей;
б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)
А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень — 6 частей, затем средний — 4 части, последний — простой — 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается апридумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все авремя путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.
А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;
Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.
Зайчик
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине лорожки. Постарайся не отрывать карашдаш от листа бумаги.
А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)
Развитие внимания
Развитие распределения внимания
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Муха
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет прерд собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду»Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4Х4) или количество «мух». В последнем случае команды «мухам» подаются отделльно.
Внимание в интернете
Интернет обладает свойством похищать внимание. Все психологи запада в один голос утверждают о частичной потери способности концентрироваться у современного человека, воспитанного Facebook
Все психологи запада в один голос утверждают о частичной потери способности концентрироваться у современного человека, воспитанного Facebook.
Многие выдающиеся преподаватели утверждали, что одним из немногих жизненных процессов, которыми может управлять человек — это своим вниманием. Эта фраза может показаться чрезмерным упрощением жизненных процессов, но, если задуматься, то окажется, что человек живет, переводя внимание с одного объекта на другой, и обратно
Управляя вниманием, человек управляет своей жизнью
Эта фраза может показаться чрезмерным упрощением жизненных процессов, но, если задуматься, то окажется, что человек живет, переводя внимание с одного объекта на другой, и обратно. Управляя вниманием, человек управляет своей жизнью
Создатель театральной системы Константин Станиславский считал, что работа актера над собой может и должна длиться всю жизнь
Один из основных элементов — это внимание
Управление вниманием, своим и зрителя — главный инструмент актера и медиарежиссера. С помощью простых упражнений можно научиться управлять своим вниманием, а зная, как устроено внимание, можно научиться управлять вниманием других людей
Как это происходит?
Застенчивый ребенок, получающий насмешки со стороны сверстников, обращает внимание на несуществующие миры — книги и свои фантазии — и находит в воображении защиту от окружающего мира. Писатель углубляется в свой внутренний мир, и после трения с миром внешним рождается произведение
Писатель углубляется в свой внутренний мир, и после трения с миром внешним рождается произведение.
Монах в ритуале концентрируется на невидимых вещах.
Йог отключается от мира и медитирует, сосредотачиваясь на телесных ощущениях, дыхании, чувствах или мыслях.
Девушка обращает внимание на соседку за соседним столиком, потом на своего парня и решает, что пора уже сменить прическу и вообще, срочно убираться из этого кафе
Упражнения
Вы едете в маршрутке. Выберите приглянувшегося вам человека и начинайте наблюдать за ним 3–5 минут. «Щупайте», чувствуйте его – настроение, характер, мимику, жесты, осанку. Попытайтесь предположить, кто он: работяга или интеллигент, женат или холост, добряк или «сухарь», куда он может ехать (на работу, в ресторан, больницу) и т.д. Это средний круг.
Теперь направьте ваше внимание во внутренний Круг и отследите свои телесные и душевные реакции на этого человека и то пространство, в котором вы сейчас пребываете. Например, в теле могут появиться: тепло в груди, расслабление в животе, может возникнуть непроизвольная улыбка, а в душе вы можете прочувствовать симпатию и благосклонность к этому человеку
Затем на 3–5 минут переведите ваше внимание на дальний (большой) круг. Понаблюдайте за тем, что находится за пределами маршрутки
Это может быть закат солнца, тучки на небе, уличная суета, ДТП.
И опять загляните во внутренний круг. Как отреагировали ваши душа и тело на то, что вы только что увидели? И так повторно, круг за кругом, но без фанатизма.
Такая простая тренировка по 10–15 минут в день научит вас подмечать больше явлений и деталей в каждом круге, выработает умение как сосредотачиваться на чем-то, если это нужно, так и «вытаскивать» внимание из «залипания» на тревожных мыслях, страхах, сомнениях. Станиславский советует:
Станиславский советует:
При этом не надо задаваться целями «собирать внимание», «направлять» его и «укреплять». Нужно смотреть и видеть, нужно собирать мысли, соответствующие данным обстоятельствам, и укреплять эти обстоятельства новыми вымыслами воображения
Не надо «удерживать» границы внимания как нечто самодовлеющее. Нужно волевыми усилиями удерживать мысли в границах заданного вымысла, не думать о посторонних вещах, тогда не будут нарушаться и границы кругов внимания. Наконец, «расширять круги внимания» означает расширять и изменять предлагаемые обстоятельства.
Упражнения на круги внимания вне нас и когда мы в центре круга
Круги внимания вне нас:
а) положить на стол несколько предметов. Предложить, каждому ученику рассмотреть один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рассматривал. При этом педагог напоминает, что предмет, который рассматривался, – это объект-точка;
б) тот же стол с предметами. Предложить каждому ученику рассмотреть на столе все предметы и рассказать о них, об их особенностях – это малый круг внимания;
в) рассмотреть часть комнаты с находящимся в ней столом (обязательно наметить границы обзора комнаты) и рассказать, что в ней увидели, – средний круг внимания;
г) рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что вы в. ней увидели, какие предметы, – большой круг внимания.
2. Круги внимания, когда мы в центре круга:
а) посадить на стулья двух учеников и предложить им внимательно рассмотреть друг друга, сравнивая одежду у партнера со своей, – малый круг внимания;
б) к двум ученикам, сидящим на стульях, посадить еще 6–8 человек и предложить каждому рассмотреть всех, включая и себя. Установить, какой цвет преобладает в одежде собравшихся, – средний круг внимания;
в) посадить на стулья всех занимающихся и предложить рассмотреть, кто в какой позе сидит, включая и себя, – большой круг внимания.
Время рассмотрения с каждым разом нужно сокращать. Сначала установить счет 1, 2, 3..
до 30, и довести до 5, что важно для тренировки более обостренного внимания
Упражнения на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов внимания
Когда внимание актера рассеялось, что часто случается на сцене, необходимо ограничить площадь своего внимания до предела среднего круга. Если это не помогает, то надо продолжать сужать круг внимания до пределов малого круга
Если же и это не помогает, то следует обратиться к помощи объекта-точки, а удержав свое внимание на ней, возвратиться в малый, а потом и в средний круг внимания.
- В учебной комнате педагог намечает большой, средний и малый круги внимания. Например, одна из стен комнаты и стоящие около нее предметы – это большой круг; шкаф, стоящий у этой стены, – средний круг, одна же из полок этого шкафа – малый круг, а какой-то предмет, лежащий на этой полке, – объект-точка.
На этих примерах и подобных им надо научить практически сужать и расширять круги своего внимания.
2. Предложить каждому ученику наметить себе границы кругов внимания (большого, среднего, малого), а потом расширять и сужать их.
Упражнения
Развивать внимание можно с помощью специальных упражнений. Главный принцип – регулярность
Лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем выполнить все задания за раз и отложить на неопределенный срок.
Таблица Шульте
Классическое упражнение на развитие внимания. Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25. Можно усложнить задачу. Сделайте то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением. Кстати, этой техникой пользуются на курсах обучения скорочтению.
Таблица Струпа
Перед вами таблица с записанными на ней словами разных цветов. Ваша задача – называть по очереди цвет каждого слова. Поначалу будет сложновато, но вы не сдавайтесь! Упражняйтесь до тех пор, пока не назовете все слова быстро и без единой ошибки. Когда справитесь с этой конкретной картинкой, найдите в интернете подобную. Кстати, у детей это получается гораздо лучше, чем у взрослых.
Поиск отличий
Одна из любимых детских развивашек отлично тренирует внимание. Посмотрите на картинки и постарайтесь найти как можно больше отличий
Чтобы усложнить задачу, можно делать это на время.
Рисование двумя руками
Основная цель этого упражнения – развитие обоих полушарий мозга. Но оно отлично подойдет и для тренировки внимания. Возьмите в руки по карандашу и начните одновременно рисовать разные геометрические фигуры. Например, левой рукой квадрат, а правой – круг. Лучше всего это делать на время. Постарайтесь нарисовать хотя бы 8–10 фигур за минуту. Но и про качество не забывайте!
Тикающие часики
Это упражнение тренирует навык переключения с одного стимула на другой. Вам понадобятся часы с тикающим механизмом и книга. Часы поставьте перед собой на стол, а книгу возьмите в руки и начните читать. Читайте очень сосредоточенно в течение 10 минут, ни на что не отвлекаясь
Затем быстро переключите внимание на звук тиканья часов
Старайтесь не думать о прочитанном, а полностью сосредоточьтесь на слуховых ощущениях. Через 10 минут снова переключитесь на книгу и сделайте еще несколько таких подходов.
Выполняйте это упражнение каждый день. Через неделю можно заменить книгу и часы на что-то другое, например, музыку и набор текста на компьютере, рисование и просмотр кино и т. д. Также нужно стараться увеличивать время концентрации на каждом стимуле.
Теплый стакан
Налейте в стакан теплой воды, возьмите в руку и вытяните ее горизонтально вперед. Ваша задача – на несколько минут сосредоточиться на удержании руки в одном положении
Затем перенесите внимание на ладонь. Почувствуйте тепло и сконцентрируйтесь на нем, при этом стараясь не терять исходного положения руки
Переносите внимание туда-сюда несколько раз подряд. По мере того как ваша рука будет уставать, концентрироваться на ощущении тепла вам будет все сложнее.
Полезная литература
Мне очень нравятся упражнения по развитию внимания – они простые и ненавязчивые, но при этом увлекательные. А главное, эффект наступает довольно быстро. Если вам, как и мне, хочется заниматься серьезно, советую приобрести специальные книги. В них описаны различные методики развития внимания и представлен широкий выбор упражнений.
Для взрослых:
“Теории внимания” Александр Шевцов
“#Сила фокуса внимания. Метафизический закон успеха” Нико Бауман
“Мозг в тонусе
Рабочая тетрадь для тренировки памяти и внимания” Тэцуя Миямото
“Как быстро сконцентрировать внимание” Илья Мельников
“Как улучшить память и развить внимание за 4 недели” Татьяна Лагутина
Для детей:
“Школа внимания” Наталия Пылаева, Татьяна Ахутина
“350 упражнений для развития логики и внимания” Ольга Узорова, Елена Нефедова
“Развитие внимания и памяти с нейропсихологом” Александра Соболева
Большая книга тренировки внимания
“Тренируем внимание. Простые упражнения и игры” А
М. Круглова
Подробный обзор литературы ищите в статье “Книги по развитию внимания”.
Вывод
В интернете внимание — главный ресурс, которым обладает пользователь. Если научиться управлять вниманием:. интернет не похитит внимание и человек останется свободен в выборе информации,
интернет не похитит внимание и человек останется свободен в выборе информации,
можно будет отмечать в окружающем мире то, что не отмечают другие, и обогащать этим произведения.
Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир
Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети
Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?
Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети
Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего
Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна
Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей