Как развивать внимание у детей

Как повысить внимание?

Известно, что человеку свойственны два основных вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Если задатки первого вида внимания даются от рождения, то второе нам необходимо усиленно развивать. Рассмотрим этот вопрос подробно

Рассмотрим этот вопрос подробно.

Произвольное

Его повышение напрямую связано с осознанием того, что человек должен учиться и трудиться. Для этого ему нужно включать определенный вид своей умственной деятельности. Например, когда младшие школьники становятся членами коллектива, то они всегда стараются достичь успеха и выделиться тем самым перед своими товарищами. Такие действия направлены на стремительное развитие внимательности

Нужно учесть, что произвольное внимание является осознанным. При этом все образовательные методы направлены только на его развитие и на развитие интеллекта

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности

Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда

Очень важно, чтобы ребенок осознавал этот процесс и понимал, что учение – работа, необходимая для развития любой личности. Поэтому ему нужно дать возможность ребенку понять окончательную цель его обучения, чтобы он смог воочию представить будущие результаты своего же труда. Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата

Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу

Итак, ребенок при обучении должен иметь определенный интерес, а чтобы он не пропал, ему нужно знать о пользе конечного результата. Например, ученик должен понимать, что его успешное обучение в школе будет способствовать поступлению в престижный ВУЗ, после которого он может устроиться на высокооплачиваемую работу.

Помните: чтобы выработать произвольное внимание, взрослым (учителям и родителям) необходимо действовать систематически и последовательно. Воспитание, основанное только на привлечении непроизвольного внимания, не даст нужного положительного эффекта. Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания

В этом случае ребенку просто надоест учиться

Также не даст нужного эффекта и процесс воспитания, который рассчитан только на привлечение произвольного внимания. В этом случае ребенку просто надоест учиться.

Непроизвольное

Воспитание непроизвольного внимания основывается на умении сосредотачиваться на различной информации, сопоставлять факты и т. д. С раннего детства родители должны ознакомить свое чадо с окружающим миром, а именно – учить реагировать на изменчивость объектов и явлений, которые происходят вокруг. Тогда процесс обучения станет привлекательным

У ребенка будут проявляться эмоции, и непроизвольное внимание начнет стремительно развиваться

Поэтому обучающие программы должны быть яркими и наглядными. Например, чтобы показать красоту природы, учитель должен привлечь для этого картины, которые были созданы общепризнанными художниками. Для показов природных явлений можно использовать различные интересные опыты и практические работы.

И помните о том, что именно в младшем возрасте наглядное обучение имеет особый и важный смысл. Однако именно этот вид обучения требует соблюдения ряда условий. Например, необходимо сначала поставить конкретную задачу и решить ее, а уже потом произвести некоторые сравнения и обнаружить другие способы решения этой же задачи. Постепенно дети научатся замечать ту информацию, которая требует внимательности. Именно таким же образом они смогут определять существенные и главные элементы, которые содержатся в проблеме.

Например, предлагаемый для изучения материал должен быть очень ярким по своей форме и богатым по содержанию. Таким образом он сможет вызвать интерес и пробудить мыслительную деятельность. Только тогда ученики задумаются над решением проблемы. Большую роль в развитии интеллекта играет общий культурный уровень, так как именно он способствует развитию непроизвольного внимания.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников

В играх на внимательность для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.

Упражнение №1

Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.

Упражнение №2

Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:

Упражнение №3

«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.

Упражнение №4

Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит. Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):

Упражнение №5

Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:

Послепроизвольное

Пройдя фазу произвольной концентрации внимания на выбранной цели, волевое напряжение человека спадает. Несмотря на то, что в-дальнейшем он продолжает следить за происходящим, для его эмоционального фона это проходит значительно легче

Внимание становится вторично произвольным или послепроизвольным. Оно не ведет к переутомлению и дает нервной системе отдых. Примечание

Примечание

Этому виду внимания Н.Ф.Дружинин дал название «высшей формы личностной активности».

Условие возникновения

Послепроизвольное внимание возникает в том случае, если, в связи со вхождением в деятельность, у человека возник к ней интерес. При этом прежнее напряжение внимания переходит в более латентную и мягкую форму. Несмотря на то, что сознание отдыхает, индивидуум продолжает заниматься интересующим делом

Несмотря на то, что сознание отдыхает, индивидуум продолжает заниматься интересующим делом.

Сохранение целенаправленности

Послепроизвольное внимание не возникает само по себе. Ему предшествует произвольный вариант, в результате которого в головном мозге человека развился личностный интерес. Этот процесс сопровождается значительной сосредоточенностью и умственной деятельностью, в результате чего сохраняется первичная целенаправленность

Этот процесс сопровождается значительной сосредоточенностью и умственной деятельностью, в результате чего сохраняется первичная целенаправленность.

Следует помнить, что вниманием такого уровня не получится руководить с помощью личностного управления (самоприказы). Сохраняющаяся целенаправленность не дает это сделать

Интерес, возникающий в процессе

Несмотря на однокоренное строение терминов «произвольное» и «послепроизвольное» внимание, отличие в их значении существенное. При произвольном сосредоточении сознания на предмете интересом можно управлять, получая удовольствие от процесса и результата. Если развилось послепроизвольное внимание, человек перестает ощущать напряжение, однако не утрачивает интереса к деятельности

Он начинает получать удовольствие от самого процесса, поэтому занимается им дольше и результативнее

Если развилось послепроизвольное внимание, человек перестает ощущать напряжение, однако не утрачивает интереса к деятельности. Он начинает получать удовольствие от самого процесса, поэтому занимается им дольше и результативнее

На таких умозаключениях основывается повышенная самоотдача людей, занимающихся любимым делом.

Виды и свойства внимания

Виды внимания:

Внешнее. Направлено на окружающий мир. 

Внутреннее. Направлено на собственные эмоции и переживания человека. 

Непроизвольное. Помогает выжить с доисторических времен. Шорохи в квартире ночью, подозрительные звуки и запахи – все это мы замечаем благодаря непроизвольному вниманию.

Произвольное

Внимание, которое мы направляем усилием воли. Например, читая книгу про квантовую механику.

Послепроизвольное

Допустим, вы поднапряглись и сконцентрировались на чем-то. В определенный момент произвольное внимание становится послепроизвольным. Это значит, что больше не нужно удерживать его силой.

Есть три вещи, которые всегда привлекут внимание: еда, опасность и секс. И это совершенно естественно

Например, люди всегда смотрят на автомобильные аварии. Все дело в том, что мозг на подсознательном уровне обращает внимание на вещи, напрямую связанные с выживанием.

Свойства внимания:

концентрация, направленность, устойчивость

Внимание неоднородно, его уровень постоянно меняется;
объем. Внимание имеет объем – это значит, что в поле внимания могут находиться сразу несколько объектов

Для взрослого человека нормальный объем внимания составляет 4-6 объектов;
переключаемость. Каждые 20 минут (примерно, у каждого человека свои особенности) внимание переключается на новый объект.

Вниманием можно управлять

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание. Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание

Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека. Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека

Однако эта часть не всегда одинакова по объему

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях

Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели

Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к

без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным

Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления

Свойства внимания

Внимание как психическое свойство характеризуется рядом свойств, включая следующие:

устойчивость – временной параметр внимания, длительность внимательного отношения к выбранному объекту. Устойчивость внимания во многом определяется объектом внимания, который должен постоянно меняться, обнаруживать перед субъектом деятельности качественно новое содержание

Длительность внимательного отношения к объекту обусловлена также индивидуальными личностными особенностями;
концентрация внимания – свойство личности, позволяющее ей сосредотачиваться на выбранном объекте, игнорируя все другое;
распределение внимания в современной научной литературе интерпретируется как субъективно переживаемая способность личности одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов;
переключаемость внимания представляет собой свойство личности перемещать внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой, способность ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания носит индивидуальный характер, отличается у различных индивидуумов.

Таким образом, произвольное внимание выступает одним из необходимых условий эффективности деятельности, позволяя личности достигать поставленных целей, запланированных результатов. Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Постпроизвольное сосредоточение

Определение послепроизвольного внимания в психологии – это процесс, возникающий, если во время осуществления какой-либо деятельности, значимым и интересным для человека становится не столько результат, сколько сама работа.

Говоря простым языком, нас настолько захватывает какое-то дело, что прилагать даже самые маленькие волевые усилия для успешного его завершения не требуется. Желание сделать больше, достичь новых результатов, решить задачи – все усиливается.

Обычно об этом виде говорят как о продолжении произвольного. Примером послепроизвольного внимания является обучение в школе – изучая новую тему на уроке, ученикам приходится заставлять себя слушать слова учителя, следовать его инструкциям, но в какой-то момент процесс изучения становится настолько интересным, что прикладывать усилия уже не требуется. Школьник полностью концентрируется на решении задачи не для получения ответа или хорошей оценки, а потому что ему интересен сама мыслительная деятельность.

Задайте вопрос

Все хобби человека с самого первого дня требовали от него намеренного сосредоточения и лишь через какое-то время стали увлекать и захватывать так, что этому делу хотелось уделять все больше своих сил. Музыкант играет на пианино не для того, чтобы собирать концертные залы, а потому что ему нравится сама процедура создания новой музыки своими руками.

Особенности

Поскольку эта форма сосредоточения буквально вытекает из произвольной, они во многом имеют схожие черты. Но есть и уникальные признаки, характеризующие познавательный процесс:

  1. Увлеченность человека выполняемой деятельностью.
  2. Отсутствие волевого усилия.
  3. Удержание сознания на объекте действия. Все вокруг как будто перестает существовать, кроме единственного предмета.
  4. Практически полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Это значит, что, взявшись за интересное дело, индивид не отвлекается на посторонние разговоры. Чтобы отвлечь его от занятия, необходимо очень постараться.

Главная черта этого вида кроется в том, что оно исходит из самых глубин личности человека, строится на особенностях характера, предпочтениях, желаниях.

Формирование

Поскольку оно всегда берет начало в намеренном сосредоточении, можно с уверенностью сказать, что развитие его начинается с тех же самых механизмов, затрагивающих те же физиологические структуры мозга. Но в какой-то момент на первый план выходят другие факторы. Постепенно преодолевая возникшие трудности, заставляя себя и, возможно, переступая через свои желания, индивид фактически привыкает к деятельности.

Появляется некоторый интерес, если его удержать на таком же уровне или даже усилить, он полностью захватит человека. Воля ослабевает, поскольку организму уже не нужно тратить собственные силы на поддержание работы. При этом результат не становится хуже, продуктивность не падает, а, наоборот, возрастает с каждой минутой. Два вида познавательных процессов объединяет полная осознанность своих действий и постоянный их контроль.

Единственное, что может нарушить сформированное постпроизвольное внимание – это утомление. Уставший индивид не способен поддерживать внутренний интерес, особенно явно это заметно у школьников

Сложная образовательная программа, большое количество предметов и факультативов, недостаток сна и отдыха – все это провоцирует изнеможение, а оно ведет к отказу от использования любых психических навыков.

Непроизвольное внимание

Та или иная деятельность захватывает человека как бы сама по себе, в силу своей значимости, увлекательности, занимательности или неожиданности. Причин этой значимости-занимательности несколько.

Характер внешнего раздражителя

Значима не абсолютная сила раздражителя, а относительная. Днём можно полностью игнорировать сильный шум (например автомобильного транспорта за окном). Ночью же, когда мы отдыхаем, можем очень чутко реагировать на малейшие шорохи и скрипы, раздающиеся в ночной тишине.

Привычность раздражителя тоже имеет большое значение

Слабый, но незнакомый звук может привлечь наше внимание, в то время как сильный, но привычный грохот даже не заметим. Известно, что во время войны солдаты способны спать под грохот рядом стоящей стреляющей пушки.

Большое значение имеет контраст между отдельными раздражителями, между величиной, формой, цветом, длительностью и иными параметрами этих раздражителей.

Привлекают внимание эстетические особенности объекта, например необычные дизайнерские (оформительские) решения в одежде, архитектуре, интерьере и т.п. Здесь важен не факт наличия отдельных раздражителей или физических свойств, сколько умелое сочетание их.

Соответствие внутреннему состоянию человека

Если человек находится в состоянии сильного утомления, его внимание будет чаще останавливаться на объектах, так или иначе ассоциирующихся с отдыхом: на кроватях, подушках, мягких креслах, уютных кафе и даже гостиницах.

В отечественной психологии и психофизиологии довольно подробно исследованы вопросы доминанты (Ухтомский) и установки (Узнадзе), хорошо описывающие и то, почему потребность человека управляет его внимание.

Общая направленность личности

Автолюбитель волей-неволей обращает внимание на неправильно припаркованную машину. Архитектор или художник любуется красотой старинного здания, дизайнер — удачным сочетанием цветовых пятен

Преподаватель русского языка обращает внимание на ошибки в речи окружающих, а учитель физкультуры — на объем бицепсов. Футбольный болельщик не может оставить незамеченным плакат с изображением известного футболиста.

Отношение к раздражителю

Приятные раздражители способны надолго приковать внимание человека: интересная книга, фильм, компьютерная игра, приятный собеседник. В этом случае не надо заставлять себя концентрировать свое внимание на этих объектах, это происходит само собой.. Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание

В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки). В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание. В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки)

В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Нейтральные раздражители значительно реже привлекают внимание, чем приятные и неприятные.

Причины появления

Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы. 

Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки. 
Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения. 
Соответствие интересам

Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.  
Влияние раздражителей на чувства

Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования. 

Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться

Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам.  . Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.

Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив. 

Послепроизвольное

Говорить о послепроизвольном типе можно тогда, когда произвольное внимание переходит в категорию непроизвольного. Например, когда ребенок начинает изучать буквы по настоянию мамы, сначала он выполняет задание неохотно и буквально заставляет себя включиться в учебный процесс, но затем просыпается азарт и желание успешно справиться с интересным уроком

Например, когда ребенок начинает изучать буквы по настоянию мамы, сначала он выполняет задание неохотно и буквально заставляет себя включиться в учебный процесс, но затем просыпается азарт и желание успешно справиться с интересным уроком.

Внешние раздражители уходят на второй план, и школьнику больше не приходится сознательно концентрироваться на текущей деятельности. Т.е. условием возникновения постпроизвольного внимания является интерес.

Принципы педагогики построены на постпроизвольном внимании, так как произвольное и непроизвольное внимание у дошкольников и школьников не соответствует требованиям учебного процесса. При произвольном типе дети быстро устают, пытаются «,халтурить», и неохотно приступают к урокам, а непроизвольный тип не подразумевает организованной и контролируемой концентрации

При произвольном типе дети быстро устают, пытаются &#171,халтурить&#187, и неохотно приступают к урокам, а непроизвольный тип не подразумевает организованной и контролируемой концентрации.

Правильный подход к организации внимания позволяет добиться эффективности в любом виде деятельности. И речь идет не только о концентрации посредством волевого усилия.

Важно понять принцип перехода от произвольного к послепроизвольному типу и научиться «,регулировать», внешние раздражители для того, чтобы исключить неосознанный переход на непроизвольный тип. О видах внимания в этом видео:

О видах внимания в этом видео:

Внимательность во всем своем многообразии

Такой параметр, как внимательность, в рамках психологической науки также подвержено классификации. Выделяют следующие виды внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

В основе классификации заложены принципы сознательности выбора, его направленности и регуляции

Также важно упомянуть, что нижеописанные виды внимания никак нельзя рассматривать по отдельности

Непроизвольное внимание

Чтобы оно себя проявило, человеку не требуется прилагать особых усилий. Достаточно какого-то сильного раздражителя в виде нового, вызывающего интерес

Ключевой функцией непроизвольного внимания считается возможность человека быстро и адекватно ориентироваться при постоянно изменяющихся параметрах окружающего мира, выделяя объекты, имеющие важное значение в жизненном, личностном плане

Непроизвольное внимание в медицине представлено несколькими синонимами – пассивная внимательность или эмоциональная. Этим подчеркивается, что у индивидуума отсутствуют усилия, направленные на сосредоточение на объекте. Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями

Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями.

Произвольное внимание

Имеет также следующие синонимы в литературе – активное или волевое. Данному типу характерно целенаправленное сосредоточение сознания вкупе с усилиями воли

Человек, поставивший перед собой некую задачу и осознанно вырабатывающий программу по ее достижению, запускает свое произвольное внимание. А оно начинает регулировку протекающих в мозгу психических процессов. Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач

Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное

Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач. Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное.

На основании этой особенности работает и развитие произвольного внимания. Обычный человек без специальных тренировок способен использовать его около 20 минут.

Послепроизвольный вид

Послепроизвольный вид возникает в ситуациях, когда задача из первостепенной переходит в обыденную. Как пример можно привести школьника с его домашними заданиями. В первое время он усилием воли садится за их выполнение, но постепенно этот процесс становится обыденностью, и для его выполнения не нужно волевого усилия с его стороны. Послепроизвольный вид – это привычка к чему-то.

По психологическим характеристикам данный вид несколько схож с непроизвольным. Длительность проявления послепроизвольной внимательности может равняться нескольким часам. Его активно используют в педагогической практике, искусственно вводя школьников в состояние послепроизвольного внимания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: