Посттравматический синдром

Слабость и сонливость

Пациенты часто жалуются на то, что им хочется спасть, а сил на нормальную жизнедеятельность не хватает. Сочетание слабости и сонливости возможно по следующим причинам:

  • недостаток кислорода. Городская атмосфера бедна кислородом. Постоянное пребывание в городе способствует развитию слабости и сонливости;
  • понижение атмосферного давления и магнитные бури. Люди, которые чутко реагируют на изменения погоды, называются метеозависимыми. Если Вы метеозависимы, плохая погода может быть причиной Вашей слабости и сонливости;
  • авитаминоз;
  • плохое или неправильное питание;
  • гормональные нарушения;
  • злоупотребление алкоголем;
  • синдром хронической усталости;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • другие заболевания (в том числе инфекционные — на ранних стадиях, когда иные симптомы ещё не проявились).

Для чего нужна злость

Действительно, если злость — это естественная эмоция. Если ее не нужно подавлять, что же делать, когда ребенок злится? Давайте разбираться.

Злость и гнев — нормальные защитные реакции человека. Они говорят нам, что что-то не так. У ребенка всегда в основе раздражение. Он устал, проголодался, хочет спать или намочил штанишки. Это реакция на нарушение личных границ, на дискомфорт или опасность. Без нее мы бы не заметили всех указанных факторов.

Злость нужна для самозащиты, отстаивания своих прав, она указывает, что какая-то очень важная потребность не была удовлетворена, она является огромным ресурсом в достижении цели, преодолении препятствий.

Поэтому важно научиться осознавать злость, выражать ее безопасно, социально приемлемо, кроме того, выносить пользу из этого очень полезного состояния души

Как бороться с приступами агрессии

Нужно уметь избавляться от агрессии мирными способами. Следует порвать бумагу, побить подушку, сделать несколько приседаний или отжиманий, даже разбить чашку, которую не жалко. Главное, избавиться от гнева, никому не навредив.

Очень хорошо снимает раздражительность вода. Можно принять душ или помыть посуду. Гнев и ярость станут отличными помощниками во время уборки. Эти эмоции помогут безжалостно выкинуть ненужный, годами хранимый хлам.

Можно сходить на стадион и поболеть за любимую команду. Главное, делать это очень активно, громко и эмоционально.

Спорт хорошо помогает избавиться от накопленного раздражения. Одним подходят активные занятия (бег, танцы, футбол,), другим – спокойные и умиротворяющие (йога, гимнастика)

С осторожностью следует относиться к различным видам борьбы. У одних таким образом выходят негативные эмоции, у других, наоборот, закрепляется модель поведения «злость – физическая агрессия». Полезно освоить несколько приёмов расслабления: медитации, дыхательные упражнения, визуализации

Полезно освоить несколько приёмов расслабления: медитации, дыхательные упражнения, визуализации.

Если вы чувствуете, что не можете контролировать свое поведение, то не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Возможно, вспышки агрессии являются симптомом заболевания, требующего серьёзного лечения.

Источники

  • Yu J., Naoi T., Sakaguchi M. Fear generalization immediately after contextual fear memory consolidation in mice. // Biochem Biophys Res Commun — 2021 — Vol558 — NNULL — p.102-106; PMID:33906108
  • Kieseppä V., Jokela M., Holm M., Suvisaari J., Gissler M., Lehti V. Post-traumatic stress disorder among immigrants living in Finland: Comorbidity and mental health service use. // Psychiatry Res — 2021 — Vol300 — NNULL — p.113940; PMID:33906030
  • Uwizeye G., Thayer ZM., DeVon HA., McCreary LL., McDade TW., Mukamana D., Park C., Patil CL., Rutherford JN. Double Jeopardy: Young adult mental and physical health outcomes following conception via genocidal rape during the 1994 genocide against the Tutsi in Rwanda. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113938; PMID:33905987
  • Zhang F., Rao S., Cao H., Zhang X., Wang Q., Xu Y., Sun J., Wang C., Chen J., Xu X., Zhang N., Tian L., Yuan J., Wang G., Cai L., Xu M., Baranova A. Genetic evidence suggests posttraumatic stress disorder as a subtype of major depressive disorder. // J Clin Invest — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905376
  • Ogińska-Bulik N., Juczyński Z. Burnout and posttraumatic stress symptoms in police officers exposed to traumatic events: the mediating role of ruminations. // Int Arch Occup Environ Health — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33904972
  • LeardMann CA., McMaster HS., Warner S., Esquivel AP., Porter B., Powell TM., Tu XM., Lee WW., Rull RP., Hoge CW., Boparai SK., Carey FR., Castañeda SF., Geronimo-Hara TRT., Jacobson IG., Kolaja CA., Matsuno RK., Millard DC., Rivera AC., Sheppard BD., Trone DW., Walstrom JL. Comparison of Posttraumatic Stress Disorder Checklist Instruments From Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition vs Fifth Edition in a Large Cohort of US Military Service Members and Veterans. // JAMA Netw Open — 2021 — Vol4 — N4 — p.e218072; PMID:33904913
  • Adamczewska N., Nyman SR. Falls-efficacy as a multiple dimension construct: the role of post-traumatic symptoms. // Aging Ment Health — 2021 — Vol — NNULL — p.1-8; PMID:33904780
  • Fritz EM., Kreuzer M., Altunkaya A., Singewald N., Fenzl T. Altered sleep behavior in a genetic mouse model of impaired fear extinction. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.8978; PMID:33903668
  • Kühn S., Butler O., Willmund G., Wesemann U., Zimmermann P., Gallinat J. The brain at war: effects of stress on brain structure in soldiers deployed to a war zone. // Transl Psychiatry — 2021 — Vol11 — N1 — p.247; PMID:33903597
  • Toft H., Bramness J., Tilden T., Bolstad I., Lien L. Persistent level of mental distress in PTSD patients is not reflected in cytokine levels one year after treatment. // Acta Neuropsychiatr — 2021 — Vol — NNULL — p.1-22; PMID:33902770

Аптечные наркотики

Прием лекарственных препаратов в рекреационных целях – это самая настоящая аптечная наркомания. Распознать ее довольно трудно, однако с течением болезни симптомы становятся более явными. В большинстве случаев аптечные наркоманы употребляют кодеинсодержащие препараты, обезболивающие, а также противосудорожные лекарства. Кодеин содержится как в таблетках, так и в сиропах от кашля. Чтобы добиться наркоэффекта, требуется увеличение терапевтической суточной дозы в разы. Естественно, что зависимые совершенно не задумываются о последствиях и вреде для организма.

Признаки наркомана, употребляющего таблетки с кодеином:

  • болтливость;
  • чрезмерная активность;
  • сонливость, вялость;
  • узкие зрачки;
  • учащенное сердцебиение;
  • подергивания век, тремор рук;
  • расстройства ЖКТ;
  • разрушаются зубы наркомана.

Дезоморфин

Это наркотик, который входит в ТОП-10 наиболее опасных токсинов во всем мире. Так называемый «крокодил» способен убить человека в течение 1-2 лет. Вводимые в организм вещества являются высокотоксичными, среди них спичечные головки и растворитель, которые явно не предназначены для внутривенного введения. Яды быстро разносятся по всему организму, нарушают кровоснабжение органов, что приводит к отмиранию клеток, некрозу конечностей.

Дезоморфин – довольно дешевый наркотик, именно поэтому его несложное создание в домашних условиях привлекает зависимых. Всего через несколько употреблений возникает зависимость. На местах инъекций образуются незаживающие гноящиеся раны. Вены у наркоманов воспалены.

Как отличить дезоморфинового наркомана?

  • язвы по всему телу;
  • кожа становится похожа на чешую, шелушится;
  • отсутствует аппетит, больной выглядит изнеможенным;
  • неестественная худоба;
  • деградация личности;
  • резкий химический запах.

Если не помочь в течение 6 месяцев, он погибнет от сильнейшей интоксикации организма. Среди последствий полная слепота.

Героин

Как выглядят героиновые наркоманы, и зависимые, употребляющие опиаты?

  • узкие зрачки;
  • вялость, сонливость;
  • зуд по всему телу;
  • постоянные простуды, насморк;
  • стеклянный взгляд;
  • замедленный пульс;
  • несвязная речь.

Марихуана

Наркотических средств, изготавливаемых из конопли, довольно большое количество. «Травка» и гашиш – самые распространенные наркотики в мире, их употребляет достаточно большое количество человек. У гашиша в разы больше содержание ТГК (тетрагидроканнабинола), за счет чего его эффект значительно сильнее, а зависимость возникает в разы быстрее, чем от «травки».

Опасность каннабиноидов в том, что на первых порах распознать зависимость сложно, человек просто ходит в приподнятом настроении и не вызывает подозрений.

Как определить наркомана, употребляющего травку?

  • смех без особой причины;
  • блестящие глаза, расширенные зрачки;
  • отечность;
  • замедленные плавные движения;
  • заторможенность;
  • сбивчивая речь;
  • повышенный аппетит;
  • возможны галлюцинации, панические атаки.

Галлюциногены

Среди наркозависимых грибы имеют достаточно широкое распространение, они считаются безопасными, так как имеют растительное происхождение. Однако не стоит обманываться, это психотропные вещества, которые могут привести к непредсказуемой реакции и отклонениям в психике. Особенность галлюциногенных грибов в том, что они вводят человека в состояние измененного сознания, в котором он видит галлюцинации. Прекращение употребления зачастую ведет к психозам, абстиненции, депрессивному состоянию. Систематический прием грибов приводит к психическим заболеваниям и деградации.

Как понять, что человек – наркоман? Кто в зоне риска?

Признаки наркотической зависимости особенно часто интересуют именно родителей, так как они переживают, что дети могут пристраститься к наркотикам. И действительно, он наркомании никто не застрахован

Поэтому важно бдительно относиться к своим близким и не игнорировать даже косвенные признаки приема наркотиков. В группе риска те молодые люди, которые не находятся со своими родителями в доверительных отношениях

Если ребенок боится или, напротив, не уважает родителей, скорее всего у него есть определенные психологические проблемы, которые могут привести его к употреблению. Между тем наркодилеры не дремлют, они всегда готовы предложить отчаявшемуся подростку «средство решения проблем» за копейки или вообще бесплатно, чтобы пристрастить к наркотику. Всего несколько раз попробовав эйфоретики, человек обретает стойкую зависимость.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением

Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Причины слабости

Слабость может быть вызвана рядом причин, в числе которых:

  • авитаминоз. Часто слабость вызывается недостатком витамина B12, который необходим для выработки красных кровяных телец (эритроцитов) и предотвращения анемии, а также важен для роста клеток. Дефицит витамина B12 приводит к развитию анемии, которая считается наиболее частой причиной общей слабости. Ещё один витамин, дефицит которого приводит к развитию слабости, – это витамин D. Этот витамин вырабатывается организмом под воздействием солнечного света. Поэтому осенью и зимой, когда световой день короток, а солнце показывается не часто, недостаток витамина D может быть причиной навалившейся слабости;
  • депрессия;
  • заболевания щитовидной железы. Слабость может наблюдаться как при повышенной функции щитовидной железы (гипертиреозе), так и при пониженной функции (гипотиреозе). При гипотиреозе, как правило, отмечается слабость в руках и ногах, что описывается пациентами как «всё валится из рук», «ноги подкашиваются». При гипертиреозе наблюдается общая слабость на фоне других характерных симптомов (нервной возбудимости, дрожания рук, повышенной температуры, учащенного сердцебиения, похудания при сохранении аппетита);
  • вегето-сосудистая дистония;
  • синдром хронической усталости, свидетельствующий о крайнем истощении запаса жизненных сил;
  • глютеновая энтеропатия (глютеновая болезнь) – неспособность кишечника переваривать клейковину. Если при этом человек употребляет продукты, приготовленные из муки – хлеб, выпечку, макароны, пиццу и т.д. – развиваются проявления расстройства желудка (метеоризм, диарея), на фоне которых наблюдается постоянная усталость;
  • сахарный диабет;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • онкологические заболевания, В этом случае слабости обычно сопутствует субфебрильная температура;
  • недостаток жидкости в организме. Слабость часто приходит летом при жаркой погоде, когда организм теряет много воды, а восстановить вовремя водный баланс не получается;
  • некоторые медицинские препараты (антигистамины, антидепрессанты, бета-блокаторы).

Также приступ слабости может быть в случае:

  • травмы (при большой кровопотере);
  • мозговой травмы (в сочетании с неврологическими симптомами);
  • менструации;
  • интоксикации (в том числе при инфекционном заболевании, например гриппе).

Немотивированная агрессия у взрослых

Неконтролируемые приступы агрессии у взрослых чаще всего вызваны постоянными стрессами, недосыпом, усталостью. Организм постоянно испытывает эмоциональную и физическую нагрузку. Растёт раздражительность, появляется вспыльчивость, неуравновешенность. Зачастую эти эмоции остаются неосознанными, и когда накопленное раздражение превращается в приступ агрессии, человек не понимает, почему так остро отреагировал.

Вспышки ярости могут быть обратной стороной воспитанности. С детства всем рассказывают о том, как должны вести себя культурные люди, учат быть послушными и спокойными «У меня забирают машинку, с которой я играю? Я должен её отдать. Ведь нужно делиться!». Такой ребёнок превращается во взрослого с твёрдым убеждением, что кричать и ругаться плохо. Когда ущемляют его права, он не может дать отпор, но неприятный осадок на душе остаётся. Недовольство растёт. В итоге оно неожиданно прорывается наружу в виде необъяснимой и неконтролируемой агрессии.

Считается, что ярость и депрессия – противоположные, взаимоисключающие понятия. Однако, на самом деле, в таком состоянии человек, наоборот, становится более восприимчивым. Эти эмоции остаются внутри, что провоцирует у человека повышенную агрессивность после выхода из депрессии.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

О чем речь?

– это проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо. Как правило, деструктивное поведение направлено на коммуникацию между людьми, взаимоотношения, материальные предметы, собственное физическое или эмоциональное состояние.

Проще говоря, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д. Часто деструктивное поведение еще называют девиантным, и это, по сути, правильно, ведь деструктивное поведение является регрессивной, негативной формой проявления девиантности.

Такое поведение считается отклонением с точки зрения медицинских, психологических и социальных установок, и приводит к снижению качества жизни человека, когнитивным нарушениям восприятия происходящего, эмоциональным нарушениям, снижению самооценки. Последствия деструктивных поступков могут быть разными: от «выпадения» личности из социума до полной изоляции.

Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения психики; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках.

Деструктивное поведение проявляется в:

  • деструктивном изменении характера, темперамента;
  • формировании неправильной самооценки;
  • искажении личностных мотивов и потребностей;
  • невозможности контролировать свое поведение;
  • нарушении отношений с людьми.

Если вы видите человека, который проявляет страх, нетерпимость, агрессию по отношению к окружающим людям, животным или материальным предметам, нарушает общепринятые нравственные нормы и законы, то это как раз то, о чем мы ведем речь.

В психологии поведение рассматривается как взаимосвязь стимула и реакции на него, а сама реакция может быть внешней и внутренней. Внешняя проявляется в движениях, поступках и словах, т.е., если говорить о деструктивной реакции, это может быть жестокое обращение с животными, вандализм, теракты.

Внутренняя реакция выражается в эмоциональном восприятии, мотивации, когнитивной обработке. Деструктивное поведение также может быть направлено «внутрь» субъекта. Употребление алкоголя, запрещенных веществ и суицид – это все проявление деструкции. В любом случае внутренняя деструктивная мысль всегда найдет выход и проявится в действиях.

Деструктивная модель поведения всегда вызывает негативную реакцию у людей, она приносит ущерб не только окружающему миру, но и личности, которая ее проявляет. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной адаптации в обществе, неумения регулировать свое психоэмоциональное состояние. Деструктивное поведение имеет свои причины возникновения, поэтому, прежде чем понять, как «лечить», нужно выявить источник самой болезни, а их может быть несколько .

Список источников информации

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М. — 1979.

2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. — 458 с.

3. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 — 1008 с

4. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. … канд. психол. наук. — М., 1994.

5. Занюк С. С. Психология мотивации. — М.: Эксмо, 2011. — 280с.

6. Зарубаева Е.Ю. Мотивация и установка как психолого-правовые факторы правомерного поведения личности // Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 4. — С. 16- 21.

7. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер 2000.

8. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

9. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 176 с.

10. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М., 1991.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 3-е издание, 2009. — 352 с.

12. Первин Л.А. Психология личности: теория и исследование / Л.А. Первин, О.П. Джон. — М.: Аспект Пресс, 2001.

13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Книга по требованию, 2013.

14. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. — Хилсдейл, 1984. — С. 57−63.

15. Романова Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. — Мытищи: Талант, 1990. — 144 с.

16. Северухина Д.Д. Мотивация политического участия в связи с политическими убеждениями электората вестник удмуртского университета. — Т.

24. Вып. 2. — 2014. — С. 5 — 10.

17. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. — СПб, 2013. — 243с.

18. Чхартишвили Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971.

19. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учеб.пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 186 с.

20. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности/Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

список литературы

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: