Характеристика процесса принятия решения
Частные задачи |
Методы их решений |
Соответствующие психические процессы |
Виды решений |
Обнаружение сигнала |
Информационный поиск по полю |
Перцепция | Решение о наличии или отсутствии сигнала |
Различение |
Информационный поиск по отдельным признакам |
Перцепция | Решение о различии или сходстве сигналов |
Опознание (идентификация) сигнала |
Сопоставление с эталоном |
Перцепция, долговременная и оперативная память | Решение о типе, виде сигнала |
Интерпретация, декодирование (идентификация) ситуации |
Сопоставление с концептуальной моделью | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о ситуации |
Выбор стратегии | Сопоставление с целью и алгоритмами управления | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о стратегии воздействия на систему (программа) |
Построение плана действий | Сопоставление с имеющимися возможностями | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о конкретных действиях (рабочий план) |
Строение нервной системы
Материальной основой психического выступает головной мозг, по этому большое значение в познании психики человека имеют знания по физиологии человека, головного мозга и высшей нервной деятельности.
Задачи нервной системы человека
1) Координация органов тела и физиологических систем организма. 2) Взаимодействие организма как целостной системы со средой.
Строение нервной системы
1) Первичным элементом нервной системы является нейрон — нервная клетка. Её функциями являются: проведение нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе ( Ц Н С ); проведение нервных импульсов от ЦНС органам движения и проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому. 2) Нервная система делится на центральную (головной, промежуточный и спинной мозг) и периферийную (нервная система участков всего тела и внутренних органов человека.
Часть ЦНС и периферийной, регулирующей внутренние органы и части организма, называют вегетативной нервной системой. Другая часть нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие органов со средой, называется Анимальной нервной системой.
Строение головного мозга
Человеческий мозг состоит из 25 миллиардов нейронов, которые представляют собой серое вещество. Мозг покрыт оболочками: твердой, мягкой и паутинной (по её каналам циркулирует так называемый «ликвор», который является спинномозговой жидкостью и является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов).
Конечный мозг протянулся от затылочной до лобной кости. В нем различают два больших полушария. Он отличается от других отделов мозга наличием большого количества извилин и борозд.
Полушария различают доли (теменную, лобную, затылочную, височную), кору и подкорку.
Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое правой. Они дополняют друг друга.
Кора головного мозга это поверхностный слой толщиной в 3 мм, покрывающий полушария. Он состоит из вертикально ориентированных нервных клеток с отростками.
Функции коры головного мозга: височная доля — слух и обоняние; затылочная доля — зрение; теменная — осязание и вкус; лобная — речь, движение, сложное мышление.
Каждый нейрон (серое вещество) имеет до 10 000 контактов с другими нейронами.
Белое вещество головного мозга — это нервные волокна. Внутри полушарий мозга находятся скопления серого вещества. Его функции — передача информации. Конечный мозг управляет всеми важными для жизни человека процессами, и нашими интеллектуальными способностями.
Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса, метоталамуса, таламуса и эпиталамуса.
8 стр., 3610 слов
Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной …
… анализом окружающей обстановки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила: признаки расстройства деятельности центральной нервной системы возникают уже при концентрации алкоголя в крови, равной 0,05%. При этом … самом высоком этаже — в коре больших полушарий мозга, т. е. там, где сосредоточено все, что делает человека человеком. Свидетельство этого — резкое возбуждение, «бунт» подкорки, …
Таламус — это посредник, в котором все полученные раздражения направляются в полушария мозга. Его часто называют «зрительным бугром». Благодаря ему организм быстро приспосабливается к изменяющийся внешней среде.
Гипоталамус — это подкорковый центр, в котором происходит регуляция вегетативных функций. Он регулирует бодрствование и сон, формирует питьевое и пищевое поведение.
Задний мозг состоит из расположенного спереди моста, и находящегося позади него мозжечка. Мост имеет вид белого толстого валика. От функционирования мозжечка зависит наша координация движений.
Средний мозг — в нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.
Продолговатый мозг являет собой продолжение спинного мозга. Этот мозг отвечает за координацию движения, равновесие, регуляцию обмена веществ, кровообращение и дыхание.
Особенности направлений инженерной психологии, ключевые моменты развития
Психологи, занимаются изучением направлений, связанных с психологической деятельностью работников, обслуживающих технику:
- Комплексная работа операторов, взаимодействие во время выполнения поставленной задачи.
- Личность внутри управления, распределение функций.
- Факторы, оказывающие влияние на деятельность оператора.
- Специфические методы профориентации.
- Переработка информации, регуляция деятельности на основе новой информации.
- Оптимизация обучения непосредственно на производстве.
- Разработка новых методов диагностики психического состояния оператора.
- Применение полученных результатов диагностики для создания профилактических методов защиты.
- Повышение психологической устойчивости сотрудников.
- Проведение просветительских мероприятий.
Развитие науки способствовало переходу от изучения конкретных элементов деятельности к рассмотрению труда, как целостного процесса. Оператор стал отдельной высокоорганизованной единицей. Социальная сфера науки 21 века стала антропоцентрической, ориентированной на физическое и психологическое благополучие работников.
Особенности инженерной психологии, назначение и смысл науки
Объекты изучения инженерной психологии: человек, техника, взаимосвязь рабочего и оборудования. С ее помощью происходит разработка новых технологий, внедрение в повседневную жизнь, подбор, профессиональную и психологическую подготовку людей для взаимодействия со сложным оборудованием.
У психологов, изучающих психику операторов, двойственная задача. Исследователи параллельно работают с психикой людей, отвечающих за создание и обслуживание техники, и технической составляющей. Такая особенность требует специфических методов. Структура, включающая человека и технику, направлена на создание работоспособной последовательности действий. Поэтому ряд отдельных структур характеризуется закономерностями, ориентированными на объединение материальных и субъективных начал.
Направляющая закономерность относится к решению проблемы производительности. Повышение скорости обеспечивается модернизацией техники и увеличением накопленного опыта операторов. Объединение достижений человека и техники приводит к согласованию, повышает надежность и безопасность работы техники, ускоряет и облегчает подготовку работников. Совокупность наработок приводит к развитию эргономики — взаимовыгодного взаимодействия человека и предметов техники, как в условиях производства, так и в быту.
Еще одна закономерность определяет характер производственных отношений. Капиталистический подход приводит к отчуждению труда и дегуманизации личности, социалистический направлен на формирование отношения к труду как к части гармоничного развития. Таким образом, исследования особенностей технического прогресса ориентированы на поиск способа перехода к социалистической модели производства.
Этапы деятельности оператора.
Этапы | Содержание этапа | Выполнение действия | Влияющие факторы |
Прием информации | Формирование перцептивного (чувственного) образа. | Обнаружение — выделяется объект из фона;Различение — раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей;Опознание — выделение и классификация существенных признаков объекта. | Сложность воспринимаемого сигнала, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их физические и технические характеристики. |
Оценка и переработка информации | Формирование оперативного образа. | Сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) системы «человек — машина»;Анализ и обобщение информации. | Способы кодирования, степень сложности информационной модели, объем отображения, динамика смены информации. |
Принятие решения | Формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации. | Поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации;Построение текущих образов с рядом оперативных концептуальных моделей;Сопоставление текущих образов с рядом эталонов и оценка сходства между ними;Коррекция моделей;Выбор эталонной гипотезы или ее построение;Принятие принципа и программы действий. | Тип решаемой задачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения. |
Реализация принятого решения | Использование выходных «каналов» человека: двигательного (моторного) или речевого. | Перекодирование принятого решения в машинный код;Поиск нужного органа управления;Движение руки к органу управления и манипуляция с ним. | Число и тип органов управления, их характеристики (размер, форма и т. п.), совместимость двигательных операций, компоновка рабочего места, характеристика окружающей среды и др. |
Центральный, творческий этап деятельности оператора — принятие решений.
Для быстрого и эффективного принятия управленческого решения необходима оптимальная организация получаемой оператором исходной информации — оптимальные условия различения и опознания знаков (см. таблицу).
Рекомендации по конструированию шкал, циферблатов индикаторов.
Основная характеристика | Шкалы и циферблаты | Требование |
Модуль оцифровки | Наиболее удобные для чтения десятичные модули оцифровки | |
Число делений шкалы | Число делений должно позволять легко считывать показания | |
Ориентация цифр | Для легкости чтения цифры ориентируются в соответствии с типом используемой шкалы | |
Ориентация цифр при использовании неполной шкалы | Между началом и концом неполной круговой шкалы должен быть видимый промежуток, значение которого | |
Ориентация цифр счетчика | Цифры в окне должны появляться в вертикальном положении, причем не менее двух одновременно | |
Неравномерность оцифровки шкал | Необходимо избегать неравномерность разбивки шкал ввиду сложности интерпретации показаний | |
Установка на лицевой панели | Необходимо устанавливать в плоскости, перпендикулярной линии взора | |
Выполнение цифр на шкале | Цифры должны быть простыми и нанесены вертикально | |
Установка стрелок приборов при одновременном контрольном считывании | Стрелки должны иметь одинаковое направление | |
Выделение рабочих и перегрузочных диапазонов | Диапазоны кодируют цветом либо формой | |
Выбор системы делений и цифр | Для шкал, установленных на одной панели, системы делений и цифр должны быть одинаковыми | |
Выбор цвета фона шкалы, цвета делений и надписей | Необходимо сохранять максимальную контрастность |
Методы инженерной психологии.
Основными методами исследования в инженерной психологии являются наблюдения, беседа и эксперимент.
Наблюдение за деятельностью оператора позволяет получить довольно полное представление о его подготовленности, работоспособности, самообладании, решительности, эмоциональной устойчивости, скорости и точности его управляющих действий.
Наблюдающий должен хорошо знать специфику деятельности оператора, иметь достаточное представление о психологической сущности этого метода и четко понимать поставленную задачу наблюдения.
Беседа обычно используется при изучении причин, ошибок в работе оператора, а так же предпосылок к ним. Испытуемому задают заранее продуманные вопросы, порядок и форму которых меняют в зависимости от индивидуальных особенностей человека и хода самой беседы.
Близким к методу беседы является метод анкетного опроса, который проводится в целях получения необходимой информации от большого числа операторов.
Эксперимент — это такой способ исследования, для которого характерно преднамеренное планомерное воспроизведение изучаемых процессов при точно учитываемых условиях, которые протекают с регистраций изучаемых параметров.
Различают лабораторный, естественный и модельный эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится с целью изучения различных психофизиологических процессов (скорости и точности реакций, восприятие, внимание, мышление, памяти, волевых качеств, эмоциональной устойчивости и т.д.), а так же поведение оператора в различных ситуациях. Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора
Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность
Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора. Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность.
Естественный эксперимент проводится в условиях реальной деятельности. Испытуемый иногда даже и не знает, а порой забывает что он является объектом исследования. По этому полученные в результате естественного эксперимента данные объективны и имеют большую ценность.
21 стр., 10003 слов
Психология труда и инженерная психология
… деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, … профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и …
Модельный эксперимент это искусственное воспроизведение какого-либо явления, аналогичного другому изучаемому явлению. Модельный эксперимент может выражаться более или менее точно воспроизведение отдельных элементов деятельности оператора на тренажерах. Однако, если модельный эксперимент проводится в целях психофизиологического отбора оператора, то действия испытуемого во время эксперимента не обязательно должны быть идентичны по форме и действиям оператора при выполнении поставленной задачи.
Становление инженерной психологии как самостоятельной науки
История развития отрасли началась в 20 веке, после технологического бума. Развитие технологий в странах Европы, Америке и России привело к возрастанию интереса психологов к психологическим аспектам труда. Изменение условий производства повлекло за собой изменение подхода к работе и как следствие — рассмотрение психики технического оператора.
В СССР первая Всесоюзная конференция психологов, посвященная изучению труда, состоялась в 1957 г. На ней инженерную психологию признали отдельной наукой. Главным итогом конференции стало создание первой лаборатории индустриальной психологии. Заведующим лаборатории стал Б. Ломов, организовавший проведение всесоюзных исследований. Благодаря результатам работы лаборатории условия работы многократно пересматривались.
В период с 1960 по 1963 годы создали еще три крупных лаборатории, в которых занимались изучением влияния условий производства на психику, особенности взаимодействия оператора и механизмов. Это позволило повысить производительность, не прибегая к дегуманизационным методам. Основной вклад в развитие отрасли в СССР и России внесли В. Вавилов, В. Венда, А. Галактионова.
Рекомендации по оформлению печатного материала.
Параметры шрифта | Книги и брошюры | Надписи, спецификации, знаки, технические паспорта, надписи на приборах, технические инструкции |
Стиль шрифтаВ обычных случаях рекомендуется, как правило, прямой шрифт. Курсив может использоваться специально для выделения отдельных мест, но его следует применять умеренно | Bookman Old Style Garamond, Cheltenham Antique, Scotch Roman (Стили, указанные в соседнем столбце, могут также использоваться для выделения заголовков, описания рисунков, в таблицах и т. д.) |
Примечание. Допустимо применение узких, средних и полужирных вариантов указанных выше шрифтов. Избегайте жирных и сверхжирных вариантов |
Вид шрифта | Сочетание прописных и строчных букв | На приборах и этикетках только прописные. Для других целей применяйте сочетание прописных и строчных букв в зависимости от длины текста |
Размер шрифта | Кегль (высота шрифта) 10 пунктов предпочтительнее, допустимы кегли от 9 до 12 пунктов (1 пункт = 0,376 мм) | Зависит от расстояния до наблюдателя |
Формат (длина строки) | Наиболее предпочтительна длина строки 19 цицеро, однако допустимы также размеры от 14 до 28 цицеро (1 цицеро = 12 пунктов = 1⁄2 квадрата = 4.51 мм) | Для инструкций см. графу «Книги и брошюры». Для других случаев поступайте сообразно размерам и композиции |
Расстояние между строками | При кегле 10 пунктов расстояние между строками должно быть не менее 2 пунктов | Минимум 3 пункта |
Контрастность | Темный шрифт на светлом фоне; обычно используется черный шрифт на белой бумаге с большим коэффициентом отражения, но не глянцевой. Плотность бумаги должна быть достаточна, чтобы исключить пропечатывание шрифта с обратной стороны листа | Для инструкций см. раздел «Книги и брошюры». Для других случаев см. специальные указания в соответствующих разделах |
Различение и опознание знака в значительной мере зависит от относительной четкости сочетаний цветов.
Методы исследований
Исследования инженерной психологии базируются на двух методах:
Беседа
Этот метод выбирают, когда необходимо выяснить, где оператор допустил ошибку и почему. Также беседа может нести профилактический характер.
Во время интервью человеку задают вопросы, подготовленные заранее. Их форму и порядок меняют в зависимости от того, как испытуемый реагирует, и какой оборот принимает беседа.
Наблюдение
Относится к пассивным методам. Наблюдатель следит за оператором и составляет впечатление о том, насколько он:
- компетентен;
- работоспособен;
- готов принимать важные для рабочего процесса решения;
- оперативен;
- точен в своих действиях;
- способен к контролю эмоций и сохранению самообладания.
Для объективной расшифровки результатов исследования наблюдатель должен быть хорошо знаком с нюансами работы оператора. Также ему стоит разбираться в психологических тонкостях именно этого исследовательского метода и чётко понимать задачу, поставленную перед наблюдением.
Инженерная психология, ставшая синтезом двух научных дисциплин, оказала значительное влияние на развитие трудовой сферы. Именно с её помощью внедряются новые технологии, облегчающие взаимодействие человека с машиной и делающие рабочий процесс более продуктивным.
Прикладное значение инженерной психологии невозможно переоценить. Она способствует качественной профессиональной и психологической подготовке сотрудников, взаимодействующих со сложными техническими комплексами, помогает снизить уровень стресса. Повышается и производительность при меньших временных затратах.
При работе с разными видами техники человек часто становится обладателем повышенного уровня стресса. Сократить стресс и привести психику в порядок поможет курс Викиум «Детоксикация мозга».
Предмет, цель и задачи инженерной психологии.
Инженерная психология — это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «человек-машина» (СЧМ).
Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека.
Человек это субъект труда, а машина это орудие труда.
Таким образом предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решая задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает культы ( панели ) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.
Таким образом конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологий.
Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью человека с другой.
Основные задачи инженерной психологии.
1. Анализ функций человека в системе «Человек-машина», изучение структуры и классификация деятельности оператора.
2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которая включает: Прием информации, Переработку информации, Принятие решения, Осуществление управляющей деятельности.
3 стр., 1090 слов
Понятие о личности человека в психологии
… информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Интерактивная психология рассматривает человека … с 7 до старости) Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные …
3. Разработка принципов построения рабочих мест оператора.
4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.
5. Разработка принципов и методов проффесиональной подготовки операторов, которая включает: Проффесиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.
6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ.
В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений:
1. Методологическое, включающее в себя определение предмета и цели исследования, разработка методов и принципов исследования и установление места инженерной психологии в системе наук.
2. Психофизиологическое, включающее в себя характер оператора, анализ деятельности оператора и изучение состояний оператора.
3. Систематическое, разработка принципов построения элементов СЧМ, проектирование и оценка СЧМ, и оценка надежности и эффективности СЧМ.
4. Эксплуатационное, включает проффесиональную подготовку операторов, психологическое обеспечение научной организации труда и разработку методов повышения работоспособности операторов.
Найдено научных статей по теме — 15
В.П. ЗИНЧЕНКО И СТАНОВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СССР
Смолян Георгий Львович
В статье дан обзор трудов В.П. Зинченко в области инженерной психологии в период от начала 1960-х до середины 1970-х гг.
Подготовка специалистов в области инженерной психологии и эргономики
Вайнштейн Лев, Дик Сергей, Щербина Наталья, Яшин Константин
Рассмотрены состояние и перспективы подготовки кадров на кафедре инженерной психологии и эргономики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
Возможности инженерной психологии при исследовании когнитивных процессов
Ларкин Евгений Васильевич, Привалов Александр Николаевич, Акименко Татьяна Алексеевна
Рассмотрены вопросы инженерной психологии при исследовании когнитивных процессов, представлен процесс управления оператором эргатической системой, воспроизводимый на тренажёре, разделенный на состояния, каждое из которых ссуще-ств
Социально-психологическая компетентность в континууме инженерной культуры
Литке С.Г.
Понятие «инженерная культура» интериоризируется в различные сферы науки и практики, в том числе в сферу гуманитарных наук, динамично экспансируя различные сферы научного и эмпирического знаний.
Концепция «Извлечение экспертных знаний» в инженерно-психологическом контексте
Червинская Ксения Ральфовна
Зарубежные исследователи часто выделяют когнитивную эргономику как направление, предназначенное для исследования процессов оптимизации взаимодействия человека и компьютера, и инженерию знаний как направление, изучающее извлечение
К вопросу внедрения принципов инженерной психологии в кардиологическую практику
Александров С.А., Александров С.С.
Использование интегральных показателей может облегчить восприятие результатов лабораторных исследований в плане прогнозирования инфарктного повреждения сердечной мышцы.
Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ
Носкова Ольга Геннадьевна
Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ — начала XXI в. в России.
Психологическое формирование студентов инженерной специальности к трудовой деятельности
Ильина О.И.
В статье рассмотрено значение изучения курса лекций инженерная психология для студентов технических специальностей.