Компоненты программы
Как правило, психологические программы включают в себя компонент краткосрочного консультирования (3-6 сеансов) зарегистрированным психологом-консультантом для сотрудников. Сотрудники обычно присутствуют на сессиях в одиночку, тем не менее, многие программы предлагают консультации для сотрудника и членов его семьи.
В начале консультирования психолог проводят тщательную оценку психологического здоровья сотрудника. Затем происходит планирование и разработка плана психологического сопровождения. Если требуется, сотрудники направляются на альтернативные или постоянные программы психологического консультирования. Это может происходить после того, к примеру, как работник исчерпал все доступное количество сессий в рамках консультирования от предприятия, а дальнейшее консультирование необходимо, если проблема сложная, хроническая и не решалась в течение 3-4 сеансов.
Программа психологического консультирования является Однако, если работнику требуется дальнейшее психологическое сопровождения за пределами краткосрочного консультирования, финансируемого организацией, то сотрудник сам оплачивает дальнейшие консультации.
Краткосрочное консультирование как компонент программы – это так называемое «оперативное» вмешательство. Сотрудник может записаться на прием в случае, как он пытается справиться со стрессом или другими психологическими проблемами прямо сейчас. Активные меры нацелены на улучшение здоровья и благополучия до возникновения проблемы с помощью психо-образования, оценки, обучения, коучинга.
О методике
Организационные методы в психологии включают наблюдение за рабочим персоналом, проведение регулярных опросов трудоустроенных лиц. Персоны, ответственные за работу, должны время от времени проводить экспериментальные исследования. Необходимо пользоваться специальными методами, определенными особенностями конкретного предприятия, выбранными исходя из нее. Все методики следует использовать комплексно, одновременно, совокупно. Опросы, наблюдения позволяют психологу накопить максимум полезных сведений, которые затем можно применять в рабочем процессе. Эта база данных является фундаментом для предположения, какие меры позволят оптимизировать рабочий процесс и сделать его более результативным. Задача психолога – предположить варианты и пути, которые можно реализовать на практике. При этом эксперимент – основной метод уточнения разумности предложения. Специальными методиками в рамках конкретного предприятия могут стать тренинги персонала.
Применение организационных методов в психологии имеет определенные сложности. В настоящее время любой психолог вынужден работать в условиях повышенной сложности. Определенные проблемы обусловлены организацией исследовательских мероприятий, формированием планов. Не менее сложно воплощать в реальность продуманное решение.
Сколько по времени должна длиться терапия у психолога?
Если кратко, то от одной встречи до нескольких лет. Есть специалисты, которые придерживаются идеи краткосрочной терапии. Кто-то считает, что каждая консультация должна по своей эффективности быть как последняя. Сколько времени нужно конкретному человеку для решения его проблемы, можно понять только в процессе работы. Существуют протоколы для работы с расстройствами, но и они разнятся в зависимости от состояния обратившегося человека. Все очень индивидуально
Здесь важно ориентироваться не на цифры, а на результат: кому-то будет достаточно одной встречи, а некоторым и десяти будет мало
У психотерапии нет задачи удерживать клиента как можно дольше. Принцип современной научно-обоснованной психотерапии в том, чтобы клиенту стало хорошо в максимально короткий срок.
Социальная экономика
Данила Антоновский — РБК: «Карантин облегчил отношение к психотерапии»
Предмет и задачи науки
Психология организационной деятельности занимается взаимными связями между реакциями, обусловленными человеческой психикой, и специфическими моментами поведенческих реакций персонала, а также нюансами организации рабочего процесса на предприятии.
Оргпсихология представляет собой науку, специализирующуюся на проведении прикладных исследовательских мероприятий для определения особенностей закономерностей рабочего процесса, а также нюансов поведенческих реакций нанятого персонала. Специалисты в этой молодой науке занимаются формулированием рекомендаций, обусловленных полученными ранее информационными базами. Среди задач оргпсихологии – поддержание тесной взаимной связи исследовательских научных работ и практических мероприятий, имеющих место в пределах конкретной фирмы.
Некоторые считают, что такое научное направление практически неотличимо от психологии труда. В реальности сфера исследования трудовой психологии существенно больше оргпсихологии. Это связано с тем, что такая наука не ограничена производственной площадкой. А вот оргпсихология занимается большим разнообразием вопросов, аспектов деятельности, но лишь в пределах одного предприятия. Отмечается, что оргпсихология специализируется на самых разных формах отношений между работниками, включая романтику.
Управленческая психология как понятие
Психология управления – это знание о закономерностях управления и особенностях поведения человека в организации, что является неотъемлемым компонентом общей и профессиональной культуры личности специалиста любого профиля.
Психология управления возникла на стыке двух теорий, двух дисциплин – управления и психологии. В результате чего возникли организационно-психологические закономерности для эффективной деятельности и жизненного успеха как сотрудника, так и всей организации.
Психология управления — это приложение ряда областей исследований к организационному менеджменту и лидерству. Некоторые из ключевых областей включают в себя промышленную и организационную психологию, социальную психологию, групповую динамику, политическую теорию, командное поведение и теории лидерства. Это междисциплинарный подход, сочетающий в себе результаты исследований индивидуального, группового и организационного поведения.
Функции психолога в организации
Исследовательская или экспертная функция. Практический
психолог в организации привлекается
в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист
исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах
поведения членов коллектива в сложной системе
внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются
именно конкретные ситуации, с использованием современных
методологических методов психологии. Обычно на основании этих
исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются
их результаты и даются рекомендации решения проблем.
Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли
руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно,
такое заключение основывается на современных представлениях
науки в области организационной психологии. А как мы уже
неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря
контролю ее результатов методами математической статистики,
наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может
гарантировать, что те шаги, которые примет руководство,
основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь
исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной
оценки ситуации специалистом — не убедить руководителя, который
заказал исследование, действовать строго определенным образом, а
учесть анализ ситуации при принятии решения.
Функция консультирования. Психолог-консультант дает рекомендации
по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования
личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива.
Это касается всех этапов пути, который человек проходит в
организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в
кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в
области управления персоналом, мотивации труда, психологического
климата в организации, развивает групповую сплоченность и
борется с конфликтами в коллективе.
Здесь главное преимущество консультанта со стороны –
независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог
объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут
привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые
специализируются на конкретных проблемах.
Организационная функция. Которая, по сути, объединяет и
дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в
организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии
ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере
использовали все наработки современной психологии в своей
повседневной работе, повышая ее эффективность.
Функции организационного психолога практика можно разделить на три
основные группы.
- Работа с персоналом:
-
Оценка персонала при найме на работу, в ходе отбора, при
ротациях и новых назначениях; - Консультирование в области профессиональной деятельности;
- Передача сотрудникам социально-психологических знаний;
- Адаптации работников на месте их работы.
- Работа с кадровым резервом.
-
Оценка персонала при найме на работу, в ходе отбора, при
- Психологическое консультирование и психологическая помощь,
которую оказывает психолог практик- Работа в области организации деятельности компании:
- Аттестация должностей, с учетом психологических требований к
той или иной должности, разработка должностных инструкций; - Выявление недостатков в организации рабочих мест;
-
Мониторинг удовлетворенности персонала, повышение
эффективности сотрудников организации через
систему
стимулирования труда. - Участие в маркетинговых исследованиях, формирование
положительного имиджа организации.
- Организационное управление и социальное планирование, в
которой принимает участие практический психолог:- Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях
и реорганизациях; - Формирование организационной культуры компании;
-
Управление конфликтами, участи в их разрешении, создание
благоприятного климата, препятствующего их возникновению; - Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в
коллективе, его оздоровление; - Культивирование групповой сплоченности в организации;
- Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где
они работают.
- Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях
Разумеется это неполный список задач, которые приходится
решать практическому психологу в организации – мы коснулись только основных. Но даже, если
вы и не нашли ту проблему, которая беспокоит вас и мешает
нормальному функционированию вашей компании –
обращайтесь, мы
выслушаем вас и постараемся помочь! Все услуги, оказываемые нами
компаниям и организациям, вы можете найти на
этой странице.
Основные методы и принципы, регулирующие работу организаций
Основную роль в управлении компанией играет мотивация труда. Без правильно подобранной мотивации эффективность труда критично снижается и достижение цели становится невозможным. Выделяют 3 мотивации:
- Личностные ценности. Согласно теории Маслоу, труд — базовая потребность человека. Поэтому его не нужно дополнительно стимулировать, достаточно обеспечить подходящие условия для работы.
- Когнитивный выбор. Работа является средством развития, способом самоутверждения, коммуникации с другими людьми.
- Саморегулирование рабочих. Предполагается, что человек работает ради достижения личной цели.
Также на базе предприятий изучают групповую динамику. В этой области исследуют сплоченность группы, формы взаимодействия между работниками, стиль руководства, сплоченность. Все эти показатели влияют на производительность труда.
Как используется психология менеджмента
Основной предмет исследования психологии организаций — процесс руководства. Под руководством понимают воздействие на рабочих с целью направления к намеченной цели. Воздействие — обоюдный процесс, в котором участвуют представители иерархии компании: руководители высшего звена, подчиненные, рабочие. Руководитель для воздействия на подчиненных может использовать несколько вариантов власти:
- законную, предоставленную ему сводом правил, утвержденных в кампании;
- экспертную власть, основанную на результатах проверок работы;
- эталонную власть, основанную на личном примере;
- власть вознаграждений, поощряющую работу;
- власть принуждения, пресекающую ошибки в работе.
Для психологии менеджмента важно изучать особенности личностей руководителей и подчиненных, чтобы оптимизировать рабочий процесс, дать возможность сотрудникам развиваться и применять свои способности
Вмешательства организационной психологии
Психосоциальные переменные, которые влияют на функционирование организации, многочисленны и разнообразны. По этой причине организационная психология является прикладной наукой, которая выполняет большое количество видов деятельности..
Наиболее важные задачи, которые выполняются в этой области психологии:
- Изучить, определить и изменить рабочую среду.
- Изучить организационную культуру и разработать коммуникативные, нормативные и интерпретационные процессы, которые адаптируются ко всем членам.
- Выработка как групповой мотивации компании, так и индивидуальной мотивации каждого работника.
- Определите профессиональные профили каждого работника.
- Изучите должности и роли, которые лучше всего подходят для каждого профессионального профиля.
- Разработка процессов отбора персонала в соответствии с конкретными требованиями.
- Разработать учебные программы для работников.
ссылки
- Андерсон Н., Онес Д.С. и Viswesvaran C. (Eds.), (2001). Справочник по промышленной, трудовой и организационной психологии (т. 1 и 2). Лондон: мудрец.
- Браун С.Д. и Лент Р.В. (ред.). (2005). Развитие карьеры и консультирование: применение теории и исследований к работе. Хобокен Н.Дж .: Джон Уайли и сыновья.
- Купер, Г. Л. (ред.). (2000). Классика в управлении мышлением. Челтенхем: Эдвард Элгар Паблишинг.
- Денисон Д.Р. (1996). В чем разница между организационной культурой и организационным климатом? Точка зрения аборигена на десятилетие парадигмальных войн. Академия управленческого обозрения, 21 (3), 619-654.
- Грей С. (2005). Очень короткая, довольно интересная и достаточно дешевая книга об изучении организаций. Лондон: мудрец.
- Хэтч, М. (2006). Теория организации: современная, символическая и постмодернистская перспективы (2-е изд.). Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
системы
Одним из основных выводов, которые были разработаны из организационной психологии, является то, что организации действуют как системы.
Таким образом, взаимодействия, которые происходят внутри каждой организации, то есть внутри каждой системы, могут принимать различные формы и модальности..
В целом, организации могут быть разработаны как открытые системы или как закрытые системы.
Открытые системы — это организации, которые представляют отношения обмена с окружающей средой через входы и выходы.
Скотт определил естественную систему как организацию, участники которой имеют общий интерес к выживанию системы и которые участвуют в коллективной деятельности и неформальных структурах..
Закрытые системы, с другой стороны, представляют собой системы, которые не имеют обмена с окружающей их средой, поскольку они герметичны для любого воздействия окружающей среды..
Скотт определил рациональные системы как «системы, в которых сообщество ориентировано на конкретную цель, для которой установлены конкретные цели, которые четко определены и четко определены..
Исходя из этих ранних концептуализаций организационной психологии, организации могут развиваться и интерпретироваться с разных точек зрения. Основными из них являются: закрытые рациональные системы, как закрытые природные системы, как открытые рациональные системы или как открытые системы и социальные агенты.
1- Организации как замкнутые рациональные системы
Организации как замкнутые рациональные системы характеризуются как «организации без людей»
То есть принимаются во внимание только организационные аспекты группы людей, но не отдельные лица, которые ее составляют.
Согласно этой точке зрения, у организаций будут универсальные решения, поскольку решение проблемы не будет зависеть от индивидуальных особенностей ее членов..
Организации как замкнутые рациональные системы предлагают точные измерения времени, методов и движений. У них есть формальный дизайн, с разделением труда, командным подразделением и устоявшейся иерархией.
Аналогичным образом, организации как закрытые рациональные системы предлагают бюрократическую рациональность, основанную на технической компетентности и правовых полномочиях..
2- Организации как закрытые природные системы
Этот тип организаций антагонистичен предыдущему и может быть определен как «группы людей без организации»..
Организационные модели являются частью концепции человека в постоянном развитии. Рабочий — это социальное существо, которое больше реагирует на социальные силы групп, чем на экономические стимулы..
Фокус исследований в соответствии с этой точкой зрения больше групповой, чем индивидуальный, и рабочее поведение анализируется совместно.
Производительность работы организаций как замкнутых природных систем связана не столько с психологическими или физиологическими возможностями, сколько с достигнутой степенью удовлетворенности, которая, в свою очередь, будет зависеть от полученного социального обращения..
3- Организации как открытые рациональные системы
Организации как открытые рациональные системы могут быть определены как «организации как социальные системы».
В этом случае организация представляет собой открытую и сложную систему, в которой люди, которые ее принимают, принимают решения, анализируя свою среду..
Эта организационная концепция была разработана на основе технологического подхода, в котором особое внимание уделялось изучению характеристик задачи, рабочей среды и индивидуального поведения.. Аналогичным образом, организации как открытые рациональные системы устанавливают отправную точку, через которую отказывается от термина «промышленная психология» и развивается концепция организационной психологии.
Аналогичным образом, организации как открытые рациональные системы устанавливают отправную точку, через которую отказывается от термина «промышленная психология» и развивается концепция организационной психологии..
4- Такие организации, как открытые системы и социальные агенты
Наконец, эта последняя концептуализация определяет организации как коалиции противоположных групп интересов. Принимает новые парадигмы в производстве научных знаний и ставит под сомнение предпосылки реализма, объективизма и рациональности.
В этом смысле организации интерпретируются как коллективные, учитывается сложность организации и впервые разрабатывается стратегическое управление человеческими ресурсами..
Обучение на социального психолога
Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.
ИПО
Социальная психология
6 месяцев, отсрочка платежа, помесячная оплата, чат
от 3 083 ₽/мес
18 500 ₽
Смотреть
курс
Вузы
-
Факультет менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова
Психология управления
4 года
240 000 ₽/год
15
бюджетных мест -
Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Психология
4 года
200 000 ₽/год
12
бюджетных мест -
Институт социальной инженерии РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Психология
4 года
37
бюджетных мест -
Факультет психологии ИЭиК
Организационная психология
3 года
60 000 ₽/год
нет
бюджетных мест
Грани и темы: продолжая рассмотрение
Заключительный, третий блок проблем, исследуемых молодой наукой, называется «организацией». Отдельные вопросы, рассматриваемые в его рамках, предполагают социальную систему. Изучаются коммуникативные связи, формирующиеся внутри фирмы. Необходимо анализировать работу в группах. Этот блок занимается вопросами лидерства в пределах предприятия, где люди трудятся. Он же рассматривает аспекты прогресса, трансформации организации со временем.
Описанная структура организационной психологии была предложена в работах Джуэлла. В настоящий момент они считаются одними из базовых трудов, посвященных рассматриваемой теме.
Становление отрасли, практическое применение
Психология организаций стала самостоятельной отраслью в 1925 году, после изучения данных Хоторнских исследований. В результате экспериментов, направленных на изучение эффективности труда, выяснилось, что на сотрудников могли повлиять:
- межличностные конфликты;
- неподходящий стиль руководства;
- общая атмосфера компании.
Для изучения тенденций развития компаний впоследствии создали специальное направление — коучинг. Начиная с 80-х годов 20 века коучинг стал обязательным атрибутом развития эффективного менеджмента. Психология организаций не получила статуса отдельной отрасли в СССР. Начиная с 2000-х годов она постепенно занимает свое место, отвечая актуальным потребностям производства.
Кто и когда может обратиться к психологу?
Обычно работа психолога в организации строится таким образом, что любой сотрудник может обратиться к нему в рабочее время, для психологических консультаций может быть выделен кабинет, в котором проходят встречи по предварительной записи. Минусов у такого подхода немного, но они всё же есть.
-
Очные консультации сложно проводить втайне от коллектива и начальства. Часть сотрудников, страдая предубеждением, может так и не решиться на встречу с психологом, хотя, возможно, испытывает в этом потребность.
-
Психолог может не подойти конкретному человеку, и поменять его не получится.
Все эти проблемы легко решаются с помощью психологических онлайн-консультаций, проводящихся психологами нашего, или подобного сервиса. Консультации проводятся в любое время, онлайн, и о них не знает никто, кроме сотрудника и психолога. С одной организацией работают, как правило, несколько психологов, а значит у сотрудника есть возможность выбора или замены. Для организации значительно снижаются затраты: не надо нанимать психолога в штат, организовывать рабочее место. Полностью снимаются проблемы простоев по причине болезни или отпуска психолога.
Организационное общение
Коммуникация является одним из наиболее важных элементов в области изучения организационной психологии.
На самом деле, организация не понимается без развития коммуникации между различными членами, поэтому коммуникативные элементы являются наиболее важными для многих организационных психологов..
В этом смысле организационная психология постулирует различные отношения между общением и организацией. Основными из них являются:
- Организация определяет коммуникационный контекст.
- Коммуникация является организационной переменной.
- Симбиоз общения определяет организацию.
- Характеристики организации определяют коммуникативные характеристики.
Также постулируется, что общение внутри организации не только развивает функции координации, контроля или получения информации, но также играет очень важную роль в различных психосоциальных аспектах..
Мотивация работы, вовлеченность работников или климат организации — это элементы, на которые сильно влияет коммуникация, происходящая в организации..
Таким образом, организационная психология устанавливает пять основных пунктов в изучении общения внутри организации:
1- Особенность общения
Согласно организационной психологии, общение — это динамичный и взаимный процесс, который позволяет передавать и обмениваться идеями и сообщениями..
Связь всегда передается от отправителя к получателю и является незаменимым инструментом для получения ответа или изменения внутри организации..
2- Перспективы общения
В рамках организационной психологии существуют три различные коммуникативные перспективы: традиционная перспектива, конструктивистская перспектива, стратегическая перспектива.
Традиционная перспектива интерпретирует общение как любой другой организационный элемент. Коммуникативные процессы являются однонаправленными, служат для обеспечения исполнения и содержат только формальное общение.
Конструктивистская перспектива делает особый акцент на роли языка и символов и устанавливает, что общение является жизненно важным для разрешения конфликтов. Интерпретирует организацию как систему общих значений и определяет организацию как систему власти и влияния.
Наконец, стратегическая перспектива интерпретирует коммуникацию как стратегический элемент. Коммуникативные процессы позволяют идентифицировать потребности клиентов, информировать и привлекать работников и передавать сообщения, личность и изображение, которое они проецируют..
3- Формальное общение против неформального общения
В организациях существует как формальное общение, так и неформальное общение, и оба коммуникативных стиля представляют особый интерес для организационной психологии..
Формальное общение характеризуется использованием официальных каналов. Это приводит к коммуникативному процессу, который может быть выполнен вертикально и горизонтально. Его основная функция заключается в управлении поведением и имеет недостатки, такие как насыщенность или минимизация.
Неформальное общение с их стороны представляет собой те коммуникативные процессы, которые происходят вне формальных каналов. Это позволяет установить личные отношения и ежедневные взаимодействия. Это коммуникативный процесс, который не может быть устранен и характеризуется подтверждением, заменой или изменением формального общения.
Особенности метода
Организационная психология изучает работу человека в комплексе с деятельностью организации. Объектом является человек, как часть организационных отношений и сама компания. Предмет науки — деятельность человека и организации, психические феномены, вызванные рабочей деятельностью.
Цель психологии менеджмента — разработка и внедрение технологий, способствующих решению проблем, вызванных «человеческим фактором» на производстве. Подзадачи психологии организаций:
- Диагностика организационной проблематики с применением психологической терминологии.
- Проведение исследований, помогающих выявить связи между эффективностью работы и особенностями поведения субъектов.
- Разработка подходов к работе для отдельных участников процесса.
- Внедрение полученных результатов в практическую рабочую среду, оценка результативности.
Задача психолога на производстве — повышать эффективности деятельности. Для этого он использует специализированные знания о личности, группах, поведении и межличностных отношениях.
Факторы внешней среды
Что является этими воздействующими силами? Многое: экономика, политика, конкуренты, клиенты и даже погода. Все это неконтролируемые факторы, которые могут повлиять на работу компаний. Это по сравнению с факторами внутренними, которые кажутся вам доступными. Например это персонал, культура компании, процессы и финансы
Контролируемые и неконтролируемые аспекты, влияющие на бизнес, можно разделить на внутренние и внешние соответственно. От постановки целей до повседневных операций организации может быть легко сосредоточиться на том, что, по ее мнению, она может контролировать изнутри. И все же очень важно не упускать из виду неконтролируемые внешние факторы, влияющие на бизнес:
- потребители;
- поставщики;
- партнеры и конкуренты;
- кредиторы;
- государственное регулирование;
- технологические ресурсы;
- местоположение, климатические условия;
- менталитет и культура;
- демография.
Стабильность и прибыльность компании зависят от ее способности быстро выявлять изменения во внешней среде и реагировать на них. Изменения неизбежны, и способность справляться с неожиданными рыночными мутациями может означать разницу между выживанием и вымиранием организации.
Внедрение эффективного управленческого метода и выявления внешних причин воздействия — способны помочь организации воспользоваться возможностями раньше, чем это сделают соперники, бороться с угрозами до того, как они станут серьезными проблемами, и согласовать стратегические планы с учетом меняющихся требований рынка.
Основные проблемы и их особенности
Принято говорить о трех кругах сложностей, решение которых возможно применением подходов новой психологической науки. Первый блок условно назвали «работающей персоной». Он предполагает набор персонала и отбор наилучших кандидатов, распределение работников для достижения оптимального результата с последующим обучением людей. Сюда включены проблемы социализации персонала, мотивации работников, обеспечения им достаточного уровня удовлетворенности. Первый круг сложностей включает потерю временного ресурса, текучку, преданность работников фирме.
Второй блок сложностей условно назвали «работой». В его рамках психология организационного поведения занимается планированием рабочих процессов, формированием трудовых условий. Сюда относятся аспекты безопасности нанятого персона, уровень благополучия тружеников, состояние их здоровья. Этот блок включает особенности исполнения рабочих задач и измерения работы, а также профессиографические исследования, оценку трудовых затрат.
Правила поведения при приеме на работу
В зависимости от того, как пройдет первая встреча, возможно, с будущим работодателем, зависит ваша дальнейшая карьера и успешность ее построения в этой организации.
На собеседовании предоставляется возможность показать себя с наилучшей стороны: прийти вовремя, одетым подобающим образом, блеснуть знанием хороших манер. В той ситуации, когда руководитель или менеджер по подбору кадров той организации, в которую вы пришли на собеседование, немного задержался и пришел к вам не вовремя, попытайтесь не показывать свое недовольство и возмущение, так как вам необходимо произвести положительное впечатление.
Перед тем как идти на собеседование, постарайтесь определить, какова ваша цель во время первой встречи с возможным работодателем. Постарайтесь быть похожим на своего собеседника, будьте ему равным. Преподнесите себя как успешного, добивающегося всего как в карьерном, так и личном плане сотрудника. Первоначальное мнение о человеке складывается из следующих составляющих: аккуратная прическа, чистая обувь, одежда в деловом стиле, вас должен сопровождать приятный запах, ногти должны быть ухожены.
При встрече с человеком, который будет проводить собеседование, поблагодарите его за уделенное вам время, пожмите ему руку. Не забывайте, что это вы пришли на собеседование, и после приветствия и рукопожатия дождитесь, когда ваш собеседник предложит вам присесть и укажет куда. Для того чтобы собеседование прошло положительно и вы «не ударили в грязь лицом», следуйте следующим правилам:
- постарайтесь сидеть на стуле прямо, не зажиматься, ведите себя уверенно;
- не берите никакие предметы со стола своего собеседника, ничего не трогайте на столе, за которым сидит ваш собеседник;
- не заглядывайте в его бумаги, лежащие на столе;
- внимательно слушайте и кратко отвечайте. Попытайтесь проговаривать все слова внятно; если у вас проблемы с речью, то перед собеседованием вам лучше потренироваться перед зеркалом – это позволит вам не только более уверенно себя вести, но и поможет вам в некоторой степени избавиться от «слов-паразитов»;
- попытайтесь сильно не жестикулировать – это может не только не понравиться вашему собеседнику, но и показать вас не с лучшей стороны.
Если ваш собеседник ведет себя чересчур расслабленно и позволяет себе эмоционально жестикулировать, повышать голос и т. д., не обращайте внимания, так как это может быть только провокацией и проверкой для вас, что-то вроде испытания на реакцию в стрессовой ситуации;
- по окончании собеседования в одной фразе подчеркните свое желание работать в данной организации.
Следуя этим несложным правилам, можно великолепно преподнести себя, возможно, будущему работодателю.
показать содержание
Образование корпоративного психолога
По данным агрегатора образовательных программ Vuzopedia, на 2021 год только в Москве существует 45 вузов с образовательным направлением «Психология». На другом агрегаторе, «Учеба.ру», представлено 53 таких заведения.
В рейтинг «Национальное призвание» в топ-5 вузов по предмету «Психология» вошли следующие заведения:
- МГУ им. М.В. Ломоносова,
- Московский государственный психолого-педагогический университет,
- НИУ ВШЭ,
- СПбГУ,
- Южный федеральный университет.
В топ-5 в мировом рейтинге университетов по специальности психология, составленным The Times в 2020-м, находятся такие вузы:
- Stanford University, США,
- Princeton University, США,
- University of Pennsylvania, США,
- UCL, Великобритания,
- University of Chicago, США.
Минимальный срок обучения на психолога составляет четыре года (бакалавриат). Некоторые разделы психологии, такие как клиническая, имеют медицинский уклон и изучаются на протяжении пяти-шести лет (специалитет).
Обучение на направлении «Психология» выстраивается таким образом, что первые два года будущий специалист изучает общие психологические дисциплины, а оставшиеся два года обучается в соответствии с выбранным им профилем.
«Если психолог выступает в роли консультанта, ему необходимо, помимо высшего психологического образования, иметь ряд дополнительных: по психологическому консультированию и методам психотерапии», — объясняет Софья Иванова.
Елена Иванова рассказала, что раньше в российской системе образования было только две специализации: психолог и социальный психолог, последний как раз мог работать с организациями.
«Сейчас спектр гораздо шире, появилось множество направлений, так или иначе связанных с корпоративной психологией: психология маркетинга и коучинга, психология организационного поведения, психология управления, практическая психология в бизнесе, психология переговоров и разрешения конфликтов».
Анна Крымская считает, что важное преимущество для корпоративного психолога — дополнительное образование в сфере менеджмента или управления персоналом, а также опыт работы в корпоративной среде