Принципы экспериментальной психологии
Предметом исследования в этой области является поведение человека и психологические процессы, которые его обуславливают.
Различными методами можно воздействовать на эти процессы, усиливая или ослабляя какие-либо из них.
Однако при этом экспериментальная психология базируется на некоторых специфичных для этой науки принципах, поскольку объектом исследования является очень сложная система взаимодействий, которая кроме всего прочего затрагивает многие этические и нравственные аспекты жизни людей.
К этим принципам относятся:
- принцип объединения (единобразного вклада) психологии и физиологии,
- принцип детерминизма,
- принцип фальсифицируемости,
- принцип объективизма,
- принцип объединения деятельности и сознания,
- принцип структурности системы,
- принцип филоонтогенетического развития индивида (генетический).
Первый принцип относится к анатомическому и функциональному единению всех процессов в организме. Физиологические особенности качественно влияют на психологию, моделируя в том или ином направлении.
Так формируются типы темпераментов, типы личностей, а отсюда и основные модели поведения и способы их коррекции.
Разрабатываемые методы эксперимента должны учитывать физиологические особенности, в том числе имеющиеся заболевания. Однако коррекция психики и физиологических отклонений также возможна.
Принцип детерминизма указывает на причинность всех явлений, в том числе и связанных с «,головой»,.
Зачастую для решения или моделирования какой-либо проблемы необходимо выявить причину.
Так вот принцип детерминизма гласит что такая причина есть всегда.
Фальсифицируемость была предложена ученым, которые ввел такое понятие как научное опровержение выдвинутой теории в ходе эксперимента.
Тем самым подтверждается «,реальность», этой теории на практике, если эта практика может ее оспорить. Фальсифицируемость является давним критерием научности.
Принцип объективизма поясняет объективность психологического исследования, в котором влияние субъекта сведено на нет.
То есть исследуемый процесс или явление являются объективными, независимыми от личности исследователя или экспериментатора и протекают сами по себе.
Единство сознания и деятельности объясняется невозможностью одного без другого. Любое действие является осознанным на том или ином уровне сознания, но и любая сознательная активность побуждает к действию. Поэтому обе эти стороны в этой экспериментальной науке исследуются совместно.
Генетический принцип основан на влиянии индивидуального процесса развития личности вплоть до внутриутробной жизни.
Он очень близок к первому принципу, однако рассматривает данные процессы с точки зрения их «,истории», и тех факторов, которые на них повлияли.
Принцип структурной целостности характеризует психику как нечто неделимое.
Нельзя вырвать какую-то ее часть для исследования и моделирования, результаты при этом не будут действительными.
Эксперимент как метод психологического исследования
Эксперимент в психологии состоит из следующих параметров:
- проблема, выдвигаемая в качестве объекта исследования,
- научное обоснование основных направлений эксперимента, научной базы,
- информация, полученная эмпирическим путем,
- методика проведения эксперимента,
- оценка результатов и практическое их применение.
Психологический эксперимент в отличие от многих других областей имеет следующие особенности:
- Высокий риск погрешности, обусловленный максимальным человеческим фактором и высокой степенью взаимосвязи всех психологических процессов.
Результаты при этом подлежат более сложному анализу и чаще дают противоречивые данные.
- Большая роль накопленного опыта в реализации поведения, в связи с чем трудно проверить эффективность тех или иных методов воздействия.
- Трудности при подборе экспериментальных групп по однородности.
- Отсутствие единых научных и методологических подходов (большое количество направлений и теорий, выдвинутых различными учеными в период расцвета психологии как науки: психоанализ З. Фрейда, когнитивная психология, гештальт-терапия).
Эксперимент в психологии проводится при участии одной или нескольких групп наблюдаемых.
При этом выделяется контрольная и испытуемая группа.
Если в качестве методики применяется наблюдение, то можно остановиться на одной группе. Если изучаются или моделируются процессы, то необходим контроль для оценки влияющих факторов или поведенческих методик.
Периодически группы оценивают при помощи как психологических, так и физиологических методик, к примеру наблюдая за качеством и продолжительностью сна при оценке тревожности.
Большое значение имеют опросники и шкалы, позволяющие оценить качество жизни испытуемых.
Специфика психологических исследований
Психология в своих экспериментах даже в меньшей степени, чем науки о жизни или природе, не может учитывать все факторы. Действительно, с момента мы изучаем человека, анализ становится более сложным , и многие факторы — биологические, экологические , культурные и социальные и другие — вступают в игру.
По сравнению с детерминистскими законами, лежащими в основе мира неорганического — в области физики или химии , и живого — биологического, те, которыми руководствуется человек, являются вероятностными по своей природе . Поэтому их труднее изучать.
Другими словами, невозможно точно так же воспроизвести эксперименты, проводимые в психологии — с одной стороны, потому что люди меняются со временем, с другой стороны, потому что все люди отличаются друг от друга.
Этика
Экспериментальная психология, как и биомедицины, использует животных или людей. Эти предметы защищены этическим кодексом , определяющим обязанности психолога-исследователя по отношению к предметам их изучения.
Обеспокоенные возможными злоупотреблениями, несколько профессиональных групп психологов опубликовали этические кодексы для защиты субъектов исследования и клинических пациентов. Например, в 1981 году Американская психологическая ассоциация утвердила этический кодекс, основанный на 10 фундаментальных принципах. Эти принципы относятся к ответственности по отношению к гражданскому обществу, уважению моральной целостности и т. Д. Среди них последние два представляют особый интерес для исследователя: они касаются субъектов экспериментов на людях и животных.
Но не только психологи беспокоятся о правах испытуемых. В Соединенных Штатах , например, в конце 1960 — й Белый дом опубликовал набор руководящих принципов для этических исследований под названием Privacy & Behavioral Research .
Также были опасения по поводу судьбы лабораторных животных , которые используются для обучения, экспериментов и исследований. Руководства были опубликованы (например, Канадским советом по уходу за животными ) для тех, кто работает с ними каждый день в университетах или других местах.
Лаборатория или поле
В отношении лабораторных экспериментов можно сделать два основных критических замечания: тривиальность их результатов и их искусственность.
Когда переживание завершено, легко кричать об очевидном и считать, что психология только «распахивает двери». Однако до экспериментов предсказать эти результаты гораздо сложнее. Итак, перед своим знаменитым экспериментом Милгрэм попросил психиатров предсказать, сколько студентов зайдут так далеко, чтобы убить человека. Для большинства из них только 1 из 1000 смог бы дойти до такой крайности … этот показатель оказался более 60%. Однако впоследствии многие специалисты говорили, что «знали об этом».
Некоторые уже продемонстрировали эту « ретроспективную мудрость », которая заставляет нас переоценивать вероятность того, что мы смогли предсказать событие.
Для других критиков лаборатория — это не реальность. На самом деле, это искусственное измерение, поскольку исследователь пытается контролировать определенные переменные, а эта миссия часто невозможна вне лаборатории. Однако исследователя интересует возможное обобщение результатов, которое свяжет реальность лаборатории и реальность внешнего мира. Нужен выбор между экспериментальным и приземленным реализмом. Например, эксперимент, в котором участники очень вовлечены и дающий такие впечатляющие результаты, как эксперимент Милгрэма, может быть легко обобщен, даже если у него нет шансов на воспроизведение вне лаборатории
С другой стороны, исследования, в которых испытуемые чувствуют себя «непринужденно», не дадут столь важных результатов, но их будет легче обобщить из-за важной экологической значимости.
Наконец, для исследователей также возможно (и даже необходимо) покинуть свои лаборатории и проводить эксперименты в полевых условиях, чтобы подтвердить свои гипотезы. Очевидно, будет больше дисперсии, много паразитных переменных, но они будут нейтрализовать друг друга. Кроме того, новые идеи могут возникнуть в результате наблюдения за реальной жизнью.
«Чудовищный» эксперимент
Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.
Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.
Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.
7
Методы исследования в психологии[править | править код]
В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]
- Организационная группа:
- Сравнительный метод
- Лонгитюдный метод
- Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
- Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
- Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
-
Экспериментальные методы
- Лабораторный эксперимент
- Естественный эксперимент
- Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
-
Психодиагностические методы
- Социометрия
-
Стандартизированные и проективные тестовые методики
- тест Люшера
- графология
-
Вербально-коммуникативные методы
-
Метод беседы
-
Интервью
Клиническое интервью
-
Интервью
-
Метод опроса
- Анкеты и вопросники
- Личностные тесты
-
Метод беседы
- Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)
- Хронометраж
- Циклография
- Профессиография
- Метод моделирования
- Биографический метод
- Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
- Методы математической статистики
- Методы качественной характеристики полученного материала
- Интерпретационные методы
- Генетический метод (анализ фаз развития)
-
Структурный метод
Психография
(анализ систем и типов межсистемных связей)
Примечания и ссылки
- Мишель Робер, Основы и этапы научных исследований в психологии , 1988, Maloine SA, p. 37.
- Мишель Роберт, Основы и этапы научных исследований в психологии , 1988, Maloine SA, p. 57.
- .
- Роберт С. Харпер , « Первая психологическая лаборатория », Isis , vol. 41, п о 21950, стр. 158–161
- (in) Дж. Маккин Кеттелл , « Основание Ассоциации и лабораторий Хопкинса и Кларка». ” , Психологическое обозрение , т. 50, п о 1,1943 г., стр. 61–64
- (in) Дж. Маккин Кеттелл , « Ранние психологические лаборатории » , Science , vol. 67, п о 17441 — го июня 1928, стр. 543-548
- Ватсон, психология с точки зрения бихевиориста : Психология с точки зрения бихевиориста — это чисто объективная экспериментальная ветвь естествознания .
- ср. бихевиоризм .
- Ален Ганьон, Клод Гуле, Патрис Видманн (2007), Введение в психологию , Канада: ERPI. ( ISBN 978-2-7613-2191-4 ) . 339 стр., Стр. 306.
- «Реконструкция области психологии, которая приводит к концептуальному воссоединению автономных дисциплинарных полей (общая психология, социальная психология, психология развития, индустриальная психология), которые соглашаются говорить на одном языке» К. Бонне, Р. Гильоне, Дж. .-Ф. Ричард и др., Traite de Psychiatricognitive. Восприятие, действие, язык , Париж, Дюно, 1989.
- Leyens & Yzerbyt, социальная психология, изд. Мардага, стр. 321.
- Leyens & Yzerbyt, социальная психология, изд. Мардага, стр.202.
- Fischhoff, 1975.
- Введение в психологию , Ганьон, Гуле и Видманн, изд. ERPI, 2007.
- Leyens & Yzerbyt, Социальная психология , изд. Мардага, стр. 322.
- Таким образом, первая угроза внешней валидности исходит из определенных недостатков репрезентативности выборки набранных субъектов по сравнению с популяцией лиц, интересующей исследователя (…) Основание и этапы научных исследований в области психологии Мишель Робер Эдисем, 3- й издание 1988 г. ( ISBN ) ( OCLC ) .
- Мишель Роберт, Основы и этапы научных исследований в психологии, 1988, Maloine SA, p. 113.
- Мишель Робер, Основы и этапы научных исследований в психологии , 1988, Maloine SA, p. 145.
- Ален Ганьон, Клод Гуле, Патрис Видманн (2007), Введение в психологию , Канада: ERPI. ( ISBN 978-2-7613-2191-4 ) . 339 с.
- Лидия Шабрие, Клиническая психология , Hachette sup, 2007.
Задачи исследований в психологии[править | править код]
Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.
Описание поведенияправить | править код
Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.
Прогнозирование поведенияправить | править код
Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.
Объяснение поведенияправить | править код
Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.
Управление поведениемправить | править код
Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.
По материалам:
Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 42—43
Методы психологии
Определение 1
Эмпирические методы – это практические методы научного исследования, в рамках которых отдельно выделяются обсервационные методы исследования – наблюдение, самонаблюдение, эксперимент.
В психологии, как и в любой другой науке, есть свои методы исследования, которые являются основными путями и приемами научного познания психических явлений и их закономерностей.
Методы психологии делятся на 4-е группы:
- организационные методы, к которым относятся сравнительный, лонгитюдный, комплексный;
- эмпирические методы, включающие наблюдение и самонаблюдение, метод эксперимента, из психодиагностических методов – тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографические методы;
- методы обработки данных, к которым относятся количественный и качественный методы;
- методы коррекции – четвертая группа методов психологии – это групповой тренинг, аутотренинг, обучение, способы психотерапевтического воздействия.
Замечание 1
Среди всех методов психологии эмпирические методы традиционно считаются базовыми.
В кратком понимании методы психологии – это способы изучения реальных фактов окружающей действительности. причем для каждого метода характерен соответствующий вид приемов, отвечающих целям и задачам исследования.
Взяв за основу какой-то один метод, можно создать несколько методик. Классификации методов трактуются по-разному, дополняются новой информацией, меняются и развиваются в русле новых психологических школ.
Исходя из того, кто и с какой целью пользуется методами психологии, надо различать методы собственно научного исследования и методы, которые непосредственно применяются в практике.
Методы психологии могут быть как общими, так и частными, но, во всех случаях они скрыто или явно отражают общие философские позиции, с которых проводится исследование.
Цель методов психологии – фиксировать факты, объяснять и раскрывать их сущность, что является вполне закономерным, потому что форма явлений и предметов и их содержание не совпадают.
Это требование с помощью одного метода не всегда выполнимо, поэтому, изучая психические явления, используют различные взаимодополняющие методы.
Для проведения любого исследования необходима исследовательская программа, от научной обоснованности которой будет зависеть эффективность этого исследования, а также значимость теоретических и практических результатов.
Определение 2
Программа – это теоретико-методологическая основа процедур психологического исследования, таких как сбор, обработка и анализ данных.
Благодаря программе задается определенная последовательность этаповисследования – постановка проблемы, определение предмета исследования, теоретический анализ объекта, цели и задачи исследования, интерпретация и операционализация ведущих понятий, формулировка рабочей гипотезы, составление плана исследования, составление плана выборки, описание методов обработки и сбора данных, анализа и интерпретации.
В программе могут быть выделены методологический и процедурный разделы.
Критика экспериментальной психологии[править | править код]
С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:
- в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
- психология как наука без эксперимента несостоятельна.
Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:
- Предмет исследования в психологии слишком сложен.
- Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
- В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
- Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
- Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
- И др.
Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.
Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.
Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:
По материалам:
Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21—25
Основной психофизический закон и модификация его выражения.
Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.
Предметом исследования сенсорной психофизики являются закономерные связи между рядами физических и психических процессов.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН — функция зависимости величины ощущения от величины раздражителя. Единой формулы основного психофизического закона нет, но есть его варианты: логарифмический (Фехнера), степенной (Стивенса), обобщенные (Бэрда, Экмана, Забродина и др.), тангенциальная, арктангенциальная и проч. Наибольшую степень обобщения имеет закон Забродина, включающий не только логарифмическую и степенную функции, но и все промежуточные между ними.
Наиболее информативно эти связи представлены в случае метрических психофизических шкал. Обобщение этих шкал приводит к формулировке основного психофизического закона. Этот закон по существу является формальным выражением эмпирического психического отображения, т. е. он выражает отношения между величиной физической стимуляции и интенсивностью вызываемого ею ощущения, а еще точнее — функциональную зависимость величины ощущения от величины физического стимула.
Свой вклад в разработку закона внесли Г. Фехнер, Ж. Плато, ф. Брентано, Д. Гилфорд, П. Лазарев, Г. Фаллертон, Д. Кеттелл, С. С. Стивенс, Ю. М. Забродин и др. Однако наибольшую известность получили логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.
Методики
Все основные методики в психологическом исследовании основаны на эмпирическом опыте, то есть взаимодействии объекта и субъекта. А от способа этого взаимодействия будет зависеть вид методики. Выделяют :
- лабораторные,
- тестовые,
- экспериментальные,
- комплексные.
Лабораторные методики основаны на моделировании ситуации специалистом.
За исходные данные берется фактическая информация, однако остальная работа проделывается психологом в лаборатории.
Тестовые методики предполагают изучение поведения при помощи тестов, при этом ими можно и ограничиться.
Если же включить в эксперимент действие какого-либо фактора или помощь психолога в разных формах, то последующий анализ даже тестовых результатов будет относиться к комплексному.
Эксперимент при этом может быть естественным, то есть наблюдаемым без вмешательства извне или же искусственным.
В этом случае подключается внешнее воздействие, к примеру изучение напряженности отношений в коллективе при искусственно созданной конкуренции или любом другом изменении условий.
Работа психолога с людьми при этом стоит между двумя этими видами, поскольку может проводиться и там и там.
В рамках искусственного эксперимента выделяют патопсихологический эксперимент. В основе него лежит моделирование такой ситуации, которая позволит выявить имеющиеся психологические нарушения, то есть патологии.
Основными принципами патопсихологического эксперимента являются максимальное «,обострение», имеющихся проблем в ходе эксперимента и своевременная коррекция расстройств с учетом медицинских отклонений (последствия травм головы, длительного кислородного голодания и т.д.).
При оценке эффективности применяются как автоматизированные тестовые методики, так и индивидуальные и требующие оценки психолога, к примеру цветовой тест.
Спорный
С момента зарождения психологии возник разрыв между психологией, принадлежащей к наукам о жизни — это так называемая натуралистическая сторона — и клинической психологией , претендующей на то, чтобы быть частью гуманитарных наук .
С одной стороны, бихевиористское направление и когнитивный подход, сформировавшийся в противовес последнему, следовательно, будут на стороне экспериментальной психологии, используя экспериментальные и статистические методы. В нейропсихологах бы часть этой тенденции, благодаря близости с биологией .
С другой стороны, клинические психологи выступают против атомистической концепции человека и считают, что его следует изучать как единое целое
Цель клинической психологии — быть «у постели больного», как указывает термин «клиника», принимать во внимание страдания другого и лечить его. Клинического психолога интересует Тема в целом.