Идиографический и номотетический подходы в психологии

Парадигмы в психологии

В современной психологической науке принято выделять три основные парадигмы, которые определяют предмет психологии, методы ее изучения, принципы научного подхода, критерии ценности полученного знания и многое другое.

Виды парадигм в психологии:

естественно-научная;

  • гуманитарная;
  • практическая.

Естественно-научная парадигма

Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.

Giphy

Предметом изучения являются формы проявления душевной жизни – поведение, отношения, результаты деятельности человека.

Эта парадигма отличается номотетическим научным подходом, то есть психология должна стремиться к установлению общих, объективных и доказанных закономерностей развития и проявления психических явлений. Доминирует структурный подход, в котором целое это совокупность его частей.

Целью этой парадигмы является познание объективных законов психологии, их типологизация и установление логических связей. Доказательность этих связей должна определяться возможностью многократного повторения и математической статистикой.

Методы исследования должны быть объективными: наблюдение, эксперимент, теоретические гипотезы и конструкты. Сам исследователь должен быть беспристрастен, отстранен, а человек выступает лишь как объект исследования.

Гуманитарная парадигма

В конце 19-го века наступил серьезный кризис, выраженный в осознании, что нельзя изучать науки о душе и культуре с помощью методов, которые применяются в естественных и точных науках. Точные науки показали свою несостоятельность в исследовании некоторых аспектов психики.

Фото автора Alex Green: Pexels

Так появилась гуманитарная парадигма, во многом основанная на идеях Канта об ограниченности естественно-научного знания о душе и боге.

Предметом гуманитарной парадигмы стала выступать душевная жизнь личности, во всей ее целостности, уникальности и неповторимости, которая не может быть сведена к сумме отдельных проявлений. Целое всегда больше, чем совокупность его частей.

Для этой парадигмы характерен идеографический подход, который предполагает изучение индивидуальных особенностей, в нем есть много субъективности, системности, интуитивности.

Целью изучения становятся не объективные, статистически доказанные закономерности, а внутренний мир конкретного человека, его жизненный путь, индивидуальность и целостность.

Методы изучения тоже стали субъективными: эмпатическое слушанье, герменевтика, интуитивность, беспредпосылочность. Общение исследователя и испытуемого было равноправным, предполагая эмоциональную включенность и взаимодействие.

Гуманитарная парадигма оперирует такими понятиями как уникальность, неповторимость личности, ее духовное развитие, самоактуализация, ее личный опыт. Эта парадигма предполагает разные точки зрения на истину.

Image by Gerd Altmann from Pixabay

Практическая парадигма

В основе этой парадигмы лежит не столько исследование психологических феноменов, сколько работа с ними. То есть психология, как наука, должна не только изучать психику, но и разрабатывать методы работы с ней, изменять и преобразовывать отношения, которые выстраивает личность, помогать ей адаптироваться и менять условия, в которой она живет.

Предпосылками к развитию практической парадигмы была психотерапия, педагогическая психология, психология аномального развития и многое другое.

Задача психологии заключается в практическом применении знаний о человеке. Как наука может помочь человеку изменить свои представления о мире, о себе, о своем месте в этом мире, а также о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Это и есть главная цель в рамках практической парадигмы.

Психотерапевтические направления подхода

На сегодняшний день в практической психологии в рамках психодинамического подхода работают такие наиболее популярные направления, как транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Транзактный анализ подводит человека к рациональному анализу своего и чужого поведения с целью осознания сути взаимодействия с другими людьми и внутреннего запрограммированного жизненного стиля — сценария.

Психодрама предполагает инсценирование реальных проблем путем распределения ролей между участниками групповой терапии. Человек в ходе театрализации своих привычных сценариев или моделей поведения достигает понимания, катарсиса. В результате этого происходит внутреннее озарение, которое помогает по-новому взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от ограничивающих неэффективных сценариев.

Телесно-ориентированная терапия основана на взаимодействии психики и тела. В целях снятия внутреннего напряжения выявляются провоцирующие бессознательные факторы и проводится работа по высвобождению замкнутых эмоций, раскрепощению ума и тела.

Принципы гуманистической психологии

Определение 1

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, главной ценностью которого является личность как уникальная целостная система, представляющая собой «открытую возможность» самоактуализации, характерной только для человека.

Ряд направлений гуманистической психологии ориентирован на изучение смысловых структур человека. Основными предметами анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, психическое здоровье, межличностное общение.

Как самостоятельное течение гуманистическая психология выделилась в 60-ые годы XX века. Это особое направление от других школ отличается основополагающими концепциями, к которым относятся теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория К. Роджерса, идеи Р. Мэйя.

Каждая теория имеет свой понятийный аппарат и создает оригинальные представления о внутреннем мире человека.

Ряд базовых принципов гуманистической психологии сформулировал А. Маслоу:

  • принцип становления, предполагающий неисчерпаемость потенциала человека в течение жизни, что делает его независимым от внешних условий;
  • принцип уникальности подчеркивает первостепенное значение изучения субъективного опыта личности;
  • принцип холизма предполагает подход к человеку как к единому целому;
  • принцип позитивного отношения к природе человека – человек предрасположен к добродетели и творческому началу, что является главной движущей силой личности;
  • принцип психологии психического здоровья говорит о необходимости концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, потому что исследование психической патологии дает однобокую «увечную» психологию.

Эти принципы отвечают идеям гуманизма и позволяют преодолеть, присущую бихевиоризму механистичность и чрезмерную концентрацию на бессознательных процессах фрейдизма.

Замечание 1

В общем, принципы гуманистической психологии сводятся к тому, что человек должен изучаться в его целостности, он уникален и открыт миру.

Главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в мире, а его жизнь необходимо рассматривать как единый процесс становления и бытия.

Частью природы человека являются его потенции к непрерывному развитию и самореализации, поскольку он есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее определенной степенью свободы от внешней детерминации.

Эти идеи имеют свои истоки, которые лежат в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, немецкого романтизма, французского просвещения, в трудах Ницше, Толстого, Достоевского.

Билет 5. Номотетический и идеографический подход в психодиагностике.

Разделние этих подходов основывается
на монографии Виндельбанда «История и
наука» (1904 г.), где он проводил различие
между естественнонаучнойигуманитарнойориентациямив
психологии.

Идеографический подход

Описание должно быть полным, конкретным,
и любой человек должен быть представлен
как уникальный феномен.

Номотетический подход
предполагает тестирование с последующей
интерпретацией, направлен на открытие
общего закона, справедливого для любого
частного случая.

Его основные структуры и процессы
характеризуются посредством
экспериментальных, т.е. воспроизводимых
процедур.

Согласно Виндельбанду любой объект
может быть изучен первым или вторым
способом.

Оба способа подвергаются критике…

Недостатки:

Идеографический подход:

1. Отсутствие объективности, т.к. полученные
результаты зависят от теоретической
ориентации психолога и его практического
опыта.

2. С помощью этого способа невозможно
открыть общие законы.

3. Много используют специфических
терминов, которые не всегда понятны,
многословие.

Номотетический подход:

1. На основе общих законов нельзя составить
полное представление о личности человека,
т.к. она уникальна; не позволяет предсказать
поведение человека в силу его
неповторимости.

2. Подвергаются критике представления
об индивидуальных различиях (описания
с позиции номотетического метода
основывается на данных (о среднем
значении, стандартном отклонении,
корреляции между переменными в выборке),
которые не имеют непосредственного
отношения к конкретному человеку (хотя
многие утверждения говорят об обратном)).

Нельзя однозначно заявлять о преимуществе
какого-то одного способа исследования.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

(Преимущества = преимущества тестовой
и клинической диагностики).

Преимущества тестовой и клинической
диагностики:

Тестовая диагностика (= номотетический
метод):

1. Более эффективна, когда нужно получить
информацию о большой группе людей в
короткие сроки и принять строго
альтернативное решение (либо «ДА», либо
«НЕТ»).

2. Тесты хорошо защищены от методических
ошибок, которые могут возникнуть
вследствие низкой квалификации психолога,
т.к. в тесте все прописано, они
стандартизированы.

3. Тестовая диагностика предъявляет
менее строгие требования к профессионально
компетентности психолога.

4. Способ подсчета результатов обеспечивает
объективность результата.

5. Менее трудоемкая работа.

Клиническое обследование (=
идеографический метод):

1. Более эффективно, когда идее речь о
малоисследованной области, оно позволяет
выдвигать новые гипотезы.

2. Эффективно, когда необходимо глубже
и точнее познакомиться с уникальной
жизненной ситуацией человека. Дает
больше информации.

3. Более эффективно, если после обследования
сам психолог будет проводить дальнейшую
коррекционную или развивающую работу.

4. Является более эффективной при работе
с ребенком, т.к. ребенок постоянно
меняется, переходит с одного этапа
развития на следующий, и никогда нельзя
точно сказать на каком этапе он находится
в настоящий момент, несмотря на все
разработанные возрастные периодизации.
(Тестовые методики в данном случае мало
эффективны).

5. Клиническое обследование требует
высокого уровня профессиональной
подготовки, богатого практического
опыта и больше времени.

Как выбирать методы исследования истории как науки

Почему так важно ответственно выбирать методы в курсовой или дипломной работе? Потому что они составляют методологию исторического исследования, от которой зависит, в каком направлении будет идти поиск и к каким выводам студент придёт в конце. Исторический метод исследования предполагает, что информация, которую с его помощью должен собрать и обработать автор, обязана соответствовать следующим принципам:

Исторический метод исследования предполагает, что информация, которую с его помощью должен собрать и обработать автор, обязана соответствовать следующим принципам:

  • обоснованность;
  • согласованность с другими исследованиями;
  • логичность;
  • системность;
  • реалистичность.

Поэтому при выборе методик, обращайте внимание на следующие моменты:

обязательно берите методы, которые помогут вам грамотно собрать и описать эмпирический материал исследования;
продумайте, какие общенаучные и универсальные методы помогут вам обработать информацию;
выбирая специальные методы, обратите внимание на цели и задачи, которые стоят перед вами в работе;
обратитесь к научному руководителю, чтобы утвердить методологическую базу и получить другие подсказки.

Теперь у вас есть целый список методов, которые можно использовать в историческом исследовании. Выбирайте нужные и пишите рефераты, курсовые или дипломные на высокие баллы. А что делать, если нет времени заниматься самостоятельной подготовкой работы? Доверить это нашему студенческому сервису!

Классические методы исторического исследования

Пришло время кратко описать специальные исторические методы исследования, ответив на вопрос: «Какие задачи решает каждый конкретный метод?» — и показать чёткие примеры. И начнём мы с классических методик.

Классическими методами исследования пользуются историки по всему миру. Они помогают глубоко изучать выбранную тему и приходить к логическим и обоснованным выводам.

Диахронный метод

Данный метод исторического исследования использует чёткую периодизацию, изучая различные изменения и явления в отдельно взятом регионе.

Пример: изучение исторического развития крымских татар в разные временные эпохи.

Идеографический (нарративный) метод

Этот метод относится к изучению исторических событий и личностей. Он помогает описывать произошедшее, исследовать биографии и психологические аспекты отдельных людей сквозь призму той эпохи, в которую они жили.

Пример: работы, посвящённые изучению Наполеона, как исторической личности.

Историко-генетический метод

Основу историко-генетического метода составляет принцип историзма. Это значит, что любое явление, событие или эпоха рассматриваются с точки зрения его развития: от рождения до взросления и умирания.

Пример: научное исследование Ф. Арьеса, посвящённое тому, как менялось отношение к смерти в каждую историческую эпоху.

Ф. Арьес написал монументальный труд «Человек перед лицом смерти»

Историко-системный метод

В историко-системном подходе все исторические события рассматриваются как единое целое со своей иерархией. В основе метода лежит понятие изоморфизма.

Изоморфизм — это понятие означает, что если элементы разных систем похожи между собой, то и системы, в которые они включены, будут иметь много общего.

Пример: изучение феодального общества как системы.

Историко-сравнительный метод

В основе историко-сравнительного метода лежит принцип аналогии. Он помогает находить различия или сходства у определённых объектов, даже если очевидных фактов на первый взгляд и нет.

Пример: работы, в которых сравнивают две эпохи или события и устанавливают исторические закономерности.

Метод актуализации

Метод актуализации позволяет учитывать прошлый исторический опыт и прогнозировать развитие возможных событий на его основе.

Пример: оценка революционных движений и их возможной успешности в современном мире.

Метод синхронизации

Метод синхронизации помогает изучать различные события, которые происходят в одно и то же время, но в разных географических местах.

Пример: изучение различных исторических явлений в эпоху Реформации.

Эпоха Реформации в Англии сильно отличалась от событий в Китае

Ретроспективный метод

В рамках этого метода, знание об эпохе воссоздают по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти в наше время.

Пример: изучение средневекового аграрного строя Франции по материалам, описывающим французские деревни XVIII века.

Статистический метод

Этот метод исторического исследования опирается на количественные данные измерений и вычислений, связанные с изучением проблем социально-экономической области.

Пример: исследование, посвящённое количеству развитых городов в Средние века.

Типологический метод

Типологический подход в истории — это метод, при котором информационные материалы или исторические явления, имеющие одинаковые характеристики, разбиваются на классы или типы.

Пример: типологии власти, государств и так далее.

Хронологический метод

Одним из самых популярных методов исторического исследования является хронологический. Он позволяет рассматривать явления и события сквозь призму временных изменений, поэтапно.

Пример: периодизация времени от Первобытно-общинного строя к Новейшему времени, другие виды хронологий.

В мире много учёных, которые пытались придумать свою хронологию. Один из них — русский математик Анатолий Фоменко. Он разработал «Новую хронологию», которую не критиковал только ленивый. Поэтому нужно быть аккуратным с научными теориями и всегда проверять информацию. 

Анализ биографических данных в психологии

Рассмотрим понятие биографического метода в психологии, его основные черты, источники, а также варианты данного метода.

Биографический метод представляет собой особое исследование групп людей, который основан на анализе их биографий.

Основные черты биографического метода

  1. Историзм. По происхождению биографический метод является историческим. Связь с историей тут происходит благодаря:
  • ретроспективности,
  • опосредованности источниками,
  • полноте реконструкции,
  • близости к искусству.

Единица анализа данного метода – событие.

  1. Генетический метод. Биографический метод относят к группе генетических методов; отчасти он может заменить лонгитюдное исследование.
  2. Реконструкция. Данный метод относится к группе реконструктивных, так как весь жизненный путь невозможно воспроизвести в лаборатории, но возможно реконструировать его, зная основные события.
  3. Синтетический метод.
  4. Субъективность. Данному методу присуща субъективность, так как он рассматривает также и переживания человека, которые могут отражаться в различных дневниках, письмах и другом. Из-за высокой степени субъективности нарушается валидность и надежность данного метода. Существует несколько путей по повышению валидности:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • комплексность процедуры,
  • сопоставление полученных результатов с выявленными ранее типами,
  • обсуждение результатов в кругу специалистов.

Источники биографического метода

  1. Официальные документы (сбор материала начинается именно с них. Основная цели анализа таких документов – получение знаний об основных фактах жизни, состоянии здоровья, а также личностных качествах):
  • характеристики,
  • автобиографии.
  1. Практические результаты деятельности (здесь можно судить о степени сформированности качеств индивида, которые подвергнуты изучению):
  • общественная работа,
  • выполнение нормативов.
  1. Автобиографические данные:
  • автобиография,
  • беседа (расширение и уточнение информации).

Варианты биографического метода

  1. Традиционный биографический метод. Описание жизненного пути человека, исходя из его биографии, дневников, писем, продуктах деятельности и др.Преимущества:
  • Возможность прослеживания решений индивида
  • Возможность владения информацией о роли человека в обществе
  • Значительный объем предоставленной информации.

Ограничения такого вида метода состоят в низкой надежности информации, массовых пробелах.

  1. Лонгитюдные исследования. Данный вид биографического метода входит в область онтогенетической психологии.
  2. Казуометрический анализ. Цель – реконструкция жизненного пути человека на базисе его собственных оценок. Конкретные методики каузометрического анализа разнообразны по форме, но все они направлены на достижение одной и той же цели -помочь испытуемому наиболее полно реконструировать свой жизненный путь и оценить свои жизненные перспективы.

    В качестве таких методов могут быть использованы глубинные интервью, экспериментальные методы с элементами проективных техник, игровые и психотерапевтические ситуации.

Далее рассмотрим место биографического метода в системе методов психологии по Б. Г. Ананьеву.

Альтернативные методы

Альтернативные исторические методы — это новые технологические способы изучения, которые с каждым днём завоёвывают всё большее внимание современных учёных. Рассмотрим самые перспективные методы

Лингвистический анализ

Лингвистический анализ нельзя назвать полностью историческим методом. Это скорее дополнительное средство, без которого невозможно исследовать исторические литературные источники. Он помогает найти нестыковки в тексте, ошибочные трактовки, трудности перевода и приблизиться к истине.

Пример: изучение летописи «Повесть временных лет» как источника, который содержит знания о древней эпохе.

Метод исторической информатики

Этот междисциплинарный метод позволяет использовать современные информационные технологии для изучения исторических вопросов. Его применяют для поиска информации, работы с литературными материалами и обработки больших данных.

Пример: обработка большого массива исторических данных по Революции 1917 года.

Информационные технологии проникают во все научные сферы

Метод реконструкции

Метод реконструкции считается одним из самых новых в исторической методологии. Он помогает не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, изучить психологию исторических персонажей, прикоснуться к самой атмосфере.

Пример: реконструкция Бородинского сражения 1812 года.

Неудивительно, что исторические реконструкции стали популярны не только у учёных, но и тех, кто искренне интересуется историей. В России и за рубежом появились целые клубы, которые в мелочах воссоздают определённые события, сохраняя культурные и даже духовные признаки того времени.

Семиотический метод

Ещё один альтернативный метод исследования исторических эпох — семиотический. Эта наука изучает реальность как систему знаков, считая, что каждая культурная эпоха создавала свою символическую историю. И задача специалистов — разгадать эти символы. Этот метод позволяет убрать линейный подход и интерпретировать абстрактные исторические явления.

Проблема парадигм в психологии

Психика и психические явления – это сложный объект изучения. Именно это определяет сложность и противоречивость методов исследования. И до сих пор невозможно дать точный ответ о том, какая парадигма сейчас главенствует в психологии. Не смог это сделать и сам Томас Кунт.

Фото автора Michelangelo Buonarroti: Pexels

Существует несколько подходов к пониманию парадигм в психологии:

  • психология является допарадигмальной наукой, то есть она находится еще на такой стадии, где пока не определена какая-либо парадигма;
  • психология парадигмальная наука, поскольку, несмотря на много противоречивых подходов, по основным, центральным категориям достигнуто общее понятие (психика, психические явления и так далее);
  • психология – мультипарадигмальная наука, в которой, в силу специфики и многогранности предметов ее изучения, одновременно существует несколько парадигм;
  • психология – внепарадигмальная наука, в которой в принципе невозможно главенствование одной парадигмы, а логика развития, построенная на анализе естественных наук, к ней вообще не применима.

Психоанализ как зарождение подхода

Психодинамический подход к личности развил известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавая свою теоретическую концепцию — психоанализ. Поэтому этот подход часто называют психоаналитическим. Взгляды ученого были революционными для того времени. Он исходил из психодинамического понимания психических явлений. Он стремился не просто описать и классифицировать явления, а понять их как борьбу душевных сил.

В основу угла Фрейд ставил бессознательные мотивы, работающие согласованно друг с другом или враждующие между собой. Он первым высказал предположение о том, что личность человека и его поведение являются результатом усилий Эго, стремящегося примирить бессознательные психические конфликты и требования реального мира.

«В погоне за счастьем»

В погоне за счастьем

Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте. 

Кинопоиск 8.2IMDb 8.20

Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем» kinopoisk.ru

Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев…

Смотреть фильм «В погоне за счастьем» на ivi

Другие материалы блога:Разбор фильма Регины Тодоренко о домашнем насилииСтатья о токсичных отношенияхПодкаст о панических атакахВсе статьи здесь

Методы исследования истории

Каждая научная дисциплина использует определённый набор способов и методик, позволяющих изучать различные вопросы. Не исключение и историческая наука. Студенты вузов, аспиранты и кандидаты заявляют тему работы, определяются с предметом и объектом исследования, ставят цели и задачи и, в соответствии с ними, подбирают комплекс методов.

Научный метод — это определённая технология или методика, в рамках которой организуется и проводится научное исследование. Каждый метод обладает особыми приёмами и правилами, которых необходимо придерживаться в процессе изучения основного материала и работы над ним.

Как правило, исследователи могут выбирать методы, относящиеся к трём категориям:

  1. Универсальные, или общие — это методы, которые могут применяться в любой науке. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, метод гипотез и аналогий, дедукция и индукция, а также другие.
  2. Общенаучные — это методы, позволяющие изучать отдельные стороны процессов или фактов в научной дисциплине. Например, эксперимент, наблюдение, различные виды измерений, моделирование.
  3. Специальные — это методы, адаптированные под нужды и потребности конкретной науки. Так, к методам исторического исследования относятся хронологический, историко-сравнительный и так далее.

Для исторического исследования нужно уметь работать с научной литературой

Мы уже подробно рассказывали, какие универсальные и общенаучные методы бывают в курсовых и дипломных работах. А теперь давайте разберёмся, какие способы познания относятся к узкоспециализированным методам исторического исследования и позволяют изучать сложные исторически важные темы.

Полностью универсальных методов познания не бывает. Все методики тщательно разрабатывались, чтобы решать конкретные проблемы. И для каждой научной дисциплины они будут видоизменяться, чтобы их использование было максимально эффективным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: