Интерпретационные методы в психологии
И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.
Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы
Генетический метод
Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.
Структурные методы
Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:
- типологизация;
- классификация.
Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.
Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.
Концепция психологического консультирования на основе гуманистической психологии
Личность клиента стоит в центре методологии гуманистического направления, которое развивали К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл.
Методологическая позиция этих психологов заключается в том, что предназначение человека жить и действовать, определяя свою судьбу внутри самого себя сосредотачивать контроль и решения.
Задача психолога и клиента заключается в том, чтобы полнее понять мир клиента и оказать ему поддержку во время принятия важного для него решения. Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения. Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром
Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром
Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения. Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром.
Основным понятием в работе этого направления лежит мироощущение клиента.
Работа психолога требует навыков внимания, эмпатии, умения слушать, работать с противоречием реального и идеального «Я» клиента.
В интервью используются открытые и закрытые вопросы, приемы отражение чувств, пересказ, самораскрытие, направленные на проявление мироощущения клиента.
Методы взаимодействия дают возможность снять тревожность и напряжение клиента. Показывая клиенту как надо общаться с людьми, психолог может его изменить.
Особое место в гуманистическом направлении психологии занимает гештальт-терапия Ф. Перлза – она отличается разнообразием приемов и микротехник, среди которых восприятие «здесь и теперь», метод пустого кресла, беседа с частью своего «Я», диалог «верхней собаки», работа со снами и др.
Также в гуманистической психологии благодаря работам В. Франкла используются техники перемены отношения, парадоксальные намерения, переключение, метод убеждений. Работая с этими техниками психолог должен ориентироваться на мироощущение клиента.
Основы принципа личностного подхода:
Принцип личностного подхода в психологии предполагает, что исследователь держит в фокусе внимания знание об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый имеет свои особенности. Важно не только изучать эти особенности, но помнить о них, конструируя дизайн исследования более общих проблем. Человека изучают целостно, иначе теряется сама его сущность
Такой целостный взгляд предполагает, что мы видим в человеке личность.
В основе личностного подхода лежит философско-психологическая концепция личности С.Л. Рубинштейна.
Как мы можем это наблюдать?
1) В индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т. д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
2) Сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит в своем развитии каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и меняет эмоционально-волевую сферу человека.
Частным примером может служить фраза: «Вот родятся у вас дети, начнется совсем другая жизнь». Тут очень четко прочерчена эта линия: жизнь человека без детей кардинально отличается от жизни матерей и отцов. Это событие – рождение ребенка — вносит в жизнь родителей новые интересы, ценности, меняет общественное положение, статус в обществе, захлестывает ранее неизведанными чувствами. То есть личности взрослых изменяются.
3) Психические процессы не развиваются независимо в отрыве от других, а превращаются в сознательно регулируемые операции. Таким образом, психические процессы становятся психическими функциями личности.
Например, восприятие в ходе развития личности превращается в сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется запоминанием
Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. В такой трактовке, вся психология человека может рассматриваться как психология личности
Следующее важное положение концепции личности С.Л. Рубинштейна состоит в том, что любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые были сформированы ранее, также под влиянием внешних воздействий
Смысл этой цитаты метко выражен в расхожей формуле: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
В разработанной С.Л. Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности: потребности, способности, направленность.
Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.
Этот фильм поможет разобраться в теме
«В погоне за счастьем»
В погоне за счастьем
Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте.
Кинопоиск 8.2IMDb 8.20
Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.
Кадр из фильма «В погоне за счастьем» kinopoisk.ru
Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев…
Смотреть фильм «В погоне за счастьем» на ivi
Другие материалы блога:Разбор фильма Регины Тодоренко о домашнем насилииСтатья о токсичных отношенияхПодкаст о панических атакахВсе статьи здесь
Принципы гуманистической психологии
Определение 1
Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, главной ценностью которого является личность как уникальная целостная система, представляющая собой «открытую возможность» самоактуализации, характерной только для человека.
Ряд направлений гуманистической психологии ориентирован на изучение смысловых структур человека. Основными предметами анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, психическое здоровье, межличностное общение.
Как самостоятельное течение гуманистическая психология выделилась в 60-ые годы XX века. Это особое направление от других школ отличается основополагающими концепциями, к которым относятся теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория К. Роджерса, идеи Р. Мэйя.
Каждая теория имеет свой понятийный аппарат и создает оригинальные представления о внутреннем мире человека.
Ряд базовых принципов гуманистической психологии сформулировал А. Маслоу:
- принцип становления, предполагающий неисчерпаемость потенциала человека в течение жизни, что делает его независимым от внешних условий;
- принцип уникальности подчеркивает первостепенное значение изучения субъективного опыта личности;
- принцип холизма предполагает подход к человеку как к единому целому;
- принцип позитивного отношения к природе человека – человек предрасположен к добродетели и творческому началу, что является главной движущей силой личности;
- принцип психологии психического здоровья говорит о необходимости концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, потому что исследование психической патологии дает однобокую «увечную» психологию.
Эти принципы отвечают идеям гуманизма и позволяют преодолеть, присущую бихевиоризму механистичность и чрезмерную концентрацию на бессознательных процессах фрейдизма.
Замечание 1
В общем, принципы гуманистической психологии сводятся к тому, что человек должен изучаться в его целостности, он уникален и открыт миру.
Главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в мире, а его жизнь необходимо рассматривать как единый процесс становления и бытия.
Частью природы человека являются его потенции к непрерывному развитию и самореализации, поскольку он есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее определенной степенью свободы от внешней детерминации.
Эти идеи имеют свои истоки, которые лежат в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, немецкого романтизма, французского просвещения, в трудах Ницше, Толстого, Достоевского.
Психоанализ как зарождение подхода
Психодинамический подход к личности развил известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавая свою теоретическую концепцию – психоанализ. Поэтому этот подход часто называют психоаналитическим. Взгляды ученого были революционными для того времени. Он исходил из психодинамического понимания психических явлений. Он стремился не просто описать и классифицировать явления, а понять их как борьбу душевных сил.
В основу угла Фрейд ставил бессознательные мотивы, работающие согласованно друг с другом или враждующие между собой. Он первым высказал предположение о том, что личность человека и его поведение являются результатом усилий Эго, стремящегося примирить бессознательные психические конфликты и требования реального мира.
В чем отличие перечисленных методов?
Базовой установкой, отличающей гуманизм от прочих направлений психотерапии, является вера в человека. Фрейдизм, бихевиоризм и многие советские психологические школы основаны на неверии в личность. Фрейдизм исходит из того, что природа человека изначально негативна и нуждается в исправлении и компенсации; бихевиоризм выносит натуре индивидуума нейтральную оценку и воздействует на нее через формирование и коррекцию. Для гуманистов же человеческая природа либо безусловно-позитивная, в этом случае влияние специалиста сводится к помощи в актуализации (Роджерс, Маслоу), либо условно-позитивная, где специалист лишь побуждает сделать выбор (экзистенциальная психология, Бюдженталь, Франкл).
03 сентября 2017
Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
Организационные методы исследований в психологии
Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?
Сравнительный метод
Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:
- развитию людей на разных возрастных этапах;
- способности справляться с трудностями;
- реакциям на определённые обстоятельства и так далее.
Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.
Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.
Лонгитюдный метод
В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.
Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.
Пример: роль школьного образования в воспитании детей
Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.
Комплексный метод
Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.
Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
Наука и модель
Научная парадигма – это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.
Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.
От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая
Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.
Смена парадигм
Томас Кун также ввёл понятие смена парадигм (англ. paradigm shift). Этот термин обозначает ситуацию, когда на смену старым парадигмам (моделям, образцам, теориям и методам) приходят новые. Синонимом является термин «научная революция», ситуация при которой полностью меняется представление о чём-либо в научной среде.
Примеры смен парадигм в науке:
- теория Чарльза Дарвина об эволюции;
- общая теория относительности Эйнштейна;
- атомистическая теория Джона Дальтона;
- теория Николая Коперника о вращении планет вокруг Солнца;
- закон всемирного тяготения Исаака Ньютона;
- теория микробов и др.
Смена парадигм может произойти и у одного конкретного человека. Это ситуация, когда его установки, точка зрения, модель поведения в корне меняются. Причиной может послужить новый приобретенный опыт или новая эмоция, ранее не испытываемая человеком.
Вклад Рубинштейна С.Л. в развитие деятельностного подхода
В России деятельностный подход в психологии начал развиваться практически одновременно с культурно-историческим подходом в 20-х годах ХХ столетия. В основе культурно-исторического подхода лежит изучение знаковых систем как структуры развития психики человека, а база деятельного подхода в психологии является мотивация, которая дает ответы на вопросы:
- «Почему происходит развитие?»
- «Зачем он происходит?»
Теория знакового опосредования была дополнена положением о его деятельности. Это суждение было внесено Выготским Л.С.
Основоположниками подхода являются:
- Рубинштейн С.Л. (1889 – 1960 гг.);
- Леонтьев А.Н. (1903 – 1979 гг.)
Рисунок 1. А. Н. Леонтьев
Пафос подхода к психике можно отразить в словах, сказанные Рубинштейном. Он говорил, что человек обнаруживается, проявляется, созидается, определяется в поступках. Иными словами, действия субъекта показывают его истинное лицо. В главном труде Рубинштейна «Основы психологии» (1946 г.) говориться о первичности практической деятельности человека по отношению к психологическому развитию. Например, с первых дней ребенка окружают предметы, которыми пользуются люди. Дитя практически овладевает человеческим отношением к ним. Базой развития человеческих практических действий у ребенка является взаимодействие с людьми, которые могут удовлетворить его нужды. Это та практическая основа, которая позволяет выстроить речевое развитие. Таким образом, когда ребенок начинает вовлекаться в практическую деятельность, происходит его трансформация в «человека» и формирование сознания. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, которые гармонично сосуществуют и являются предпосылкой (мотивы, цели) и результатом (состояние, навыки и т.д.) Субъект и объект — человек и мир рассматриваются как единое целое. В процессе какой-либо деятельности они переходят друг в друга, т.е. объект трансформируется в субъективный образ, а образ – в продукты деятельности. При этом психический образ – это «слепок» от деятельности субъекта.
Замечание 1
В данной психологии особое место занимает способ рассуждения, который преодолевает дуализм внутреннего – внешнего, идеального – материального, и монизм, который решает психофизиологическую проблему. Психика является неотъемлемой частью деятельности.
Принцип, предложенный Рубинштейном, выявил 2 стороны:
- самостоятельный предмет психологического исследования;
- объяснительный принцип.
Т.е. объясняя деятельность – объясняется психика человека. Деятельность от реакции отличает процесс активного отношения лица к работе, поэтому центральное место в данной психологии занимает личность и мотивация.
Гуманистическая парадигма
Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.
Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.
Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Субъект и объект управления
Субъект управления – это лицо (физическое или юридическое), осуществляющее функцию управления . В организации под это определение попадает как один руководитель, так и несколько руководителей, например, совет директоров. Психологии управления подразумевает под субъектом такого воздействия, прежде всего, личность руководителя со всеми её особенностями.
Необходимо отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности, который может быть только человеком, индивидом.
Персонифицированным объектом управления является лицо (физическое или юридическое), в отношении которого осуществляется функция управления. В организации объектами управления можно назвать работников различных сфер деятельности и менеджеров низшего или среднего звена. Психология управления рассматривает следующие объекты воздействия:
- личность сотрудника;
- формальная и неформальная группа;
- социальная группа, коллектив, подразделение;
- уровень управления;
- организация.
Явления-объекты управления:
- Процессы управления и иные виды человеческой деятельности;
- Корпоративный микроклимат;
- Корпоративная мораль;
- Стиль руководства;
- Системы управления, организации, контроля, регуляции, мотивации;
- Регламенты, правила, нормы, планы, установленные в организации, и т.д.
Парадигмы в программировании
Парадигмы программирования — это шаблон, которому следует программист, составляя алгоритмы работы электронных машин и разрабатывая компьютерные программы. То есть то, каким образом он мыслит при решении той или иной задачи.
Парадигмой также может быть определенный образец, на основании которого строится текст программы (её исходный код).
Основные парадигмы программирования
- императивное (процедурное) программирование;
- функциональное программирование;
- логическое программирование;
- объектно-ориентированное.
Появление парадигм в программировании связано с разработкой языков программирования. В языках программирования может быть заложено несколько парадигм.
Вывод
Так как культурно-исторический и деятельностный подходы главным образом развивались российскими психологами, то между ними существует отношение методологического единства. Они воплощают парадигму романтической научности, опираются на общие принципы.
Дальнейшее развитие психологической науки в XXI столетии отражено во введение к пятнадцатому изданию в книге по психологии «Atkinson & Hilgard’s Introduction to Psychology», где изложены размышления психологов. Они считают, что в ближайшем будущем будут наблюдаться следующие проблемы:
- соотнесение мозговых и когнитивных процессов;
- развитие психики человека в филогенезе и антропогенезе;
- культурная обусловленность психики.
Но так ли это покажет время.
В таблице 1 приведены науки и их сосуществование, которые по-своему открывают предмет психологии.
Таблица 1. Направления психологии
Направление |
Предмет |
Принцип |
Метод |
Единица анализа |
Классическая психология сознания |
Сознание как непосредственный опыт |
Ассоциация |
Интроспекция |
Элементы сознаваемого опыта |
Гештальт-психология |
Феноменальное поле |
Гештальтирование |
Феноменологическое самонаблюдение |
Гештальт |
Психоанализ |
Взаимодействие сознания и бессознательного |
Принцип динамического равновесия сознания и бессознательного |
Психоанализ |
Отношение между сознанием и бессознательным, проявляющееся в ошибках, сновидениях, невротических симптомах и т.д. |
Бихевиоризм |
Поведение как наблюдаемая психика |
Ассоциация стимула и реакции за счет подкрепления |
Эксперимент |
Навык |
Стратегии познания |
Процесс переработки информации |
Экспериментальная верификация моделей |
Когнитивная операция, формы репрезентации |
|
Гуманистическая психология |
Потенциал развития личности человека |
Самоактуализация |
Феноменологическое описание |
Осмысленное переживание |
Развитие высших психических функций |
Знаковое опосредствование |
Экспериментально- генетический метод |
Психологическая функциональная система |
|
Деятельностная психология |
Активное взаимодействие субъекта с миром |
Принцип деятельностной детерминации психики |
Системный анализ |
Динамика структурных элементов деятельности |
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.