Синдром выученной беспомощности. что это такое и как от него избавиться

Беспомощность иногда — очень ловкий трюк

Меня, помню, очень удивило, что подруга Анны Ахматовой, Лидия Чуковская, приходила к поэтессе прибираться, мыть полы и мыть голову поэтессе. Ахматова была совершенно беспомощна в бытовых вопросах. Но как это — мыть голову взрослому нормальному человеку? Налил воды в тазик и помыл голову. Или налил воды в ведро и помыл пол. Если несколько раз попробовать, можно научиться, даже если совсем не умеешь. Или посмотреть, запомнить, как голову моют, а потом повторить действия. Так в детстве учат горшочком пользоваться. И малыш быстро запоминает, правильно?

Но почему-то беспомощный человек доживает до седых волос, а по-прежнему эти волосы мыть не умеет. Сидит и ждёт, что его искупают и причешут… И купают, и причесывают, и прибирают за него, и вообще все делают за него, потому что он беспомощный неумеха. Ежели бедняжке дать самому все делать, он только напортит. Все забудет, сломает, разольёт, разобьёт… Лучше пусть все сделают другие, умелые люди. И дома, и на работе сделают за беспомощного…

Но беспомощность иногда — ловкий трюк. Сын Цветаевой, подросток Георгий, в дневниках признавался: когда начинают какое-то неприятное дело вроде сбора вещей в дорогу, надо все делать так плохо и глупо, чтобы тебя прогнали гулять. И вуаля — ты свободен от обязанностей. За тебя все сделают другие. А потом в эвакуацию он отлично сам собирался. И жил самостоятельно в 17 лет. Он потом изменился, когда стал взрослеть. И воевал, как все. Очень жаль, что он погиб на войне, он стал другим, взрослым, и позабыл о беспомощности. Он же был обычным подростком, когда изобрёл ловкий трюк. Многие из нас так делали в детстве.

И сама поэтесса презирала быт сначала, пока было кому стирать, готовить, убирать. А потом и котлеты научилась жарить, и суп варить, и рубашки шить, и передачи в тюрьму носить…

Беспомощными могут быть дети, больные и выжившие из ума старички. Все остальные вполне могут делать то, что другие. И беспомощность в этом случае — хитрая игра, манипуляция, чтобы переложить ответственность на других. Ах, я ничего не могу и не умею! Все это так сложно! Помогите скорее, а то я сейчас все неправильно сделаю и вам же хуже будет! И на работе беспомощный человек перекладывает дело на других. Но зарплату прекрасно умеет получать. В семье беспомощный вечно не то купит и плохо приготовит. Но ест очень даже умело, попадая вилкой точно в рот, а не в ухо. И ребёнка, и домашний труд беспомощный свалит на кого-то; ах, я ничего не умею! И отдыхает на диване, умело переключая каналы…

Своеобразный вампиризм — вся эта ложная беспомощность. Потребление чужого времени, сил, энергии. И лучше помочь тем, кто на самом деле беспомощен. Или делом заняться. И, глядишь, беспомощный встанет с дивана и отлично справится с жизнью — как мы справляемся…опубликовано econet.ru.

Автор Анна Кирьянова

Подписывайтесь на наш youtube канал!

https://youtube.com/watch?v=WR5g1SZQKuc

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

К каким проблемам приводит синдром выученной беспомощности

Больше всего такое поведение влияет на социальную жизнь и взаимодействие с окружающими. Человек с выученной беспомощностью, имеет серьёзные проблемы с мотивацией и преодолением трудностей, вследствие чего у него не получается построить ни карьеру, ни семейные отношения, ни реализоваться в чём-либо.

Полностью подавляется желание менять что-то в своей жизни, вырабатывается стойкий мотивационный дефицит. Снижается интерес к жизни, депрессивное состояние угнетает, снижается самооценка.

Согласно исследованиям, у людей, страдающих этим синдромом, чаще развиваются депрессии и даже онкологические заболевания.

Вот тебе ещё признаки слабых мужчин:

  • Перекладывание ответственности / безответственность (уже говорили об этом, это основное)
  • нерешительность / стеснение / боязнь (сильный мужчина решителен)
  • отсутствие правильной мужской модели поведение (сильные мужчины — работают над собой, постоянно развиваются, прокачиваются, условно говоря, левел за левелом и улучшают себя)
  • занижена самооценка (у сильного мужчины — с самооценкой все ок, т.к. сильные мужчины работают над собой, по всем направлениям достигая высот, одерживая победы)
  • неуверенность в себе (сильный мужчина уверен в себе)
  • Нет цели / расслабленный / никуда не стремится (ноу комментс, сильный мужчина заряжен энергией, знает зачем просыпается каждый день и к чему идет, чего хочет от жизни)
  • Не знает чего хочет и куда идёт (читай пункт выше)
  • Беспомощный (сильный мужчина самодостаточный и независимый).
  • Материально не обеспеченный (финансово не обеспеченный) (сильный мужчина материально обеспечен, а также готов обеспечивать, защищать, заботиться и т.д. и т.п. о своей самке и потомстве).
  • Слабый духом (духовно, внутри себя) (у сильного мужчины сильное внутреннее состояние мужика)
  • Не переносит неудачи / ошибки / сдается / опускает руки / не поднимается (сильные мужчины настойчивы, идут до конца, беря свое, а также всегда поднимаются со дна, как бы трудно не было)
  • Прогибается / стелиться перед девушками (подкаблучник) (у сильного мужчины женщина по струнке смирно, женщина ведомая, покладистая, уступчивая и т.д. ибо знает, что за мужчина рядом с ней и знает, что не стоит нарываться на неприятности с ним слишком часто).
  • Маменькины сыночки (без комментариев, сильный мужчина сам ответственный за все)
  • Романтюги, мажорики, моднявые ребятки, пьющие (употребляющие алкоголь и пр.), курящие, жирные, толстые, не ухоженные, не занимающиеся собой, своим развитием и т.п. (сильные мужчины могут быть и романтичными когда надо, и моднявыми, когда надо; при этом они хорошо развиты во всех других сферах и отрастлях, а не только херней страдать; про алкоголь никатин и пр. плохие вообще молчу, сильные мужчины не вредят себе, напротив — улучшают и развиваются).
  • Не умеет (не может) говорить — НЕТ (сильные мужчины умеют говорить нет, умеют отказывать).
  • Гулящие и просто не ценящие свое время (сильный мужчина дорожит своим временем)
  • Не отвечающие за свои слова (ну это та же ответственность) (без комментариев, мужик сказал — мужик сделал, сильные мужчины стараются держать и отвечать за свои слова, всегда).
  • Критикующие, завистливые, ненавистные и пр. по отношению к другим людям (сильные мужчины — не занимаются такой херней, у них свой путь, своя дорога вперед — и они идут к своим целям, очень часто помогая при этом слабым).
  • Нытики/жертвы, которые вечно ноют, все им не так, жизнь плохая, родилось оно не там, вечные жертвы, работы у него нет, все у него виноваты, только не оно = это все слабаки (сильные мужчины сами кузнецы своего счастья, если не сам — то никто).
  • Умственно отсталые, интеллектуально не развитые, быдла, отстойники и прочие категории (сильные мужчины, высоко ранговые мужчины — интеллектуально развиты, умны).
  • все это и не только (на мой взгляд) явные признаки того, что перед тобой слабый мужчина.

Лечение для детей и взрослых

Одним из потенциальных методов лечения, основанным на исследованиях в области нейронаук, является связь между вентромедиальной префронтальной корой (частью мозга, которая играет роль в подавлении эмоциональных реакций) и дорсальным ядром шва (частью ствола мозга, связанным с серотонином и депрессией) и выученная беспомощность.

Это потенциальное лечение может быть направлено на стимуляцию вентромедиальной префронтальной коры и ингибирование ядра дорсального шва с помощью лекарств, электростимуляции, трансмагнитной стимуляции или психологически с помощью терапии.

В частности, в недавних исследованиях было показано, что трансмагнитная стимуляция (ТМС) достаточно эффективна при лечении депрессии. Учитывая связь между выученной беспомощностью и депрессией, имеет смысл думать, что лечение одного может быть эффективным лечением другого.

Говоря об эффективных методах лечения депрессии, терапия также является хорошим выбором для людей, борющихся с приобретенной беспомощностью. Те, кто чувствуют себя беспомощными, могут получить пользу от работы со специалистом по психическому здоровью, чтобы выяснить причины их беспомощности, заменить старые и вредные убеждения новыми и более здоровыми убеждениями и развить в себе чувство сострадания к себе.

Исследование, проведенное психологом Кэрол Двек (исследователь, который предложил теорию роста против фиксированного мышления), показало, что существует еще один чрезвычайно эффективный способ облегчить усвоенную беспомощность: через неудачу.

В исследовании Двека, проведенном в 1975 году по этому вопросу, участники (все из которых испытывали крайнюю реакцию на неудачу) были разделены на две группы: одна прошла интенсивное обучение, в котором они не выполняли свои задачи, и им было поручено взять на себя ответственность за свою неудачу и объяснить это недостатком усилий в то время как другая группа прошла интенсивное обучение. Результаты показали, что в группе, получавшей только обучение, не наблюдалось улучшения их экстремальных реакций на неудачу, в то время как в группе, которая потерпела неудачу, отмечалось заметное улучшение.

Эксперимент с шумом

Данное исследование проводилось в 1975 году уже знакомым нам Мартином Селигманом и его коллегой Дональдом Хирото. Испытуемые, на сей раз студенты колледжа, были поделены на три группы. Первые две группы на первой стадии эксперимента слышали неприятный шум, третья же группа участников не слышала ничего. Вновь первые две группы были поделены по следующему принципу:

  • при возникновении шума участники первой группы имели возможность нажать на кнопку и предотвратить поступление звуков;
  • при возникновении шума участники второй группы не имели возможности влиять на прекращение звуков.

На второй стадии эксперимента студенты вновь очутились в условиях шума, но теперь при появлении светового сигнала они могли отключить поступающие звуки самостоятельно, переложив руки с одной стороны ящика на другую. Как вы могли догадаться, первая и третья группы студентов быстро справились с задачей, а вот во второй группе возникли сложности – они сидели пассивно и ждали, когда шум прекратится сам .

Итак, три эксперимента, показывающих действие выученной беспомощности, послужили отличным толчком к тому, чтобы начать обращать внимание на эту проблему, рассматривать ее с разных углов. Давайте теперь посмотрим на причины появления этого болезненного явления

Оставление человека в беспомощном состоянии

В УК РФ есть и другой вид ответственности – за оставление человека в беспомощном состоянии, что в итоге привело к негативным последствиям, статья 125 УК РФ.

Например: муж, поругавшись с женой, ушел из дому на 3 дня. Жена находилась в плохом самочувствии, она страдала сердечными заболеваниями, а также были проблемы с артериальным давлением. В дни, когда мужа не было дома из-за ссоры, у жены случился приступ и она не смогла вызвать себе скорую помощь и не дозвонилась до мужа, в результате чего дело закончилось летальным исходом.

Ответственность мужа в этой ситуации есть, так как он отлично знал об особенностях здоровья своей супруги. И если бы она не была оставлена без присмотра, то трагедии скорее всего, не случилось бы.

Санкции по этой статье, следующие:

  • материальное взыскание в размере до 80 000 рублей;
  • общественные работы до 360 часов;
  • арест до 3 месяцев;
  • лишение свободы до 12 месяцев.

Зачастую, если жертвой не выступает ребенок, а виновным лицом родители, суд ограничивается относительно мягким наказанием – штраф или общественные работы.

Модель оптимизма Селигмана

Селигман, один из исследователей, которые помогли обнаружить феномен беспомощности, которому он научился, позже обнаружил, что его внимание обращено на то, что, возможно, является полной противоположностью усвоенной беспомощности: оптимизм. Хотя имя Селигмана на протяжении многих лет было синонимом выученной беспомощности, он знал, что может предложить миру гораздо больше

Его работа над этой темой заставила его задуматься о том, какие другие перспективы можно выучить и могут ли люди развить положительные черты, вместо того, чтобы развивать чувство беспомощности

Хотя имя Селигмана на протяжении многих лет было синонимом выученной беспомощности, он знал, что может предложить миру гораздо больше. Его работа над этой темой заставила его задуматься о том, какие другие перспективы можно выучить и могут ли люди развить положительные черты, вместо того, чтобы развивать чувство беспомощности.

Исследования Селигмана привели его к созданию модели выученного оптимизма. Он обнаружил, что благодаря обучению устойчивости люди могут научиться развивать более оптимистичную перспективу. Эта способность наблюдалась у детей, учителей, военнослужащих и многих других.

Возможно, не так легко научиться оптимизму, как беспомощности, но это можно сделать. Если вы хотите узнать больше об оптимизме и о том, как его можно узнать, ознакомьтесь с книгой Селигмана «Изученный оптимизм: как изменить свой ум и свою жизнь». Помимо краткого обзора исследований по этому вопросу, вы также прочитаете о нескольких простых методах, которые можно применять для разработки более позитивного и сострадательного стиля объяснения.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Почему мужчины становятся слабыми?

Как бы там ни было, мужчина рождается со всеми заложенными в него природой характеристиками, присущими сильному полу. Чтобы превратиться в слабого и бесхарактерного человека, необходимо пройти долгий путь, находясь под воздействием следующих факторов:

  • Воспитание. Обычно слабые мужчины вырастают в семьях, где всем заправляет мать с жестким авторитетным характером.
  • Проблемы с отцом. Если папа был слишком скандальным и жестоким, мальчик, как правило, не хочет быть на него похожим. Как результат, с возрастом мужчина становится все более бесхарактерным.
  • Взаимоотношения с друзьями. С детства подвергаясь насмешкам и издевкам сверстников, к сознательному возрасту мужчина приобретает массу комплексов.

Причины выученной беспомощности

1. Негативный опыт

Зачастую выученная беспомощностью формируется после безуспешных попыток повлиять на неблагоприятную ситуацию. Со временем такой негативный опыт трансформируется в пассивность: оказавшись в сложных условиях, человек даже не предпринимает попыток что-либо изменить. Он теряет мотивацию, потому что помнит неудачи прошлого, и считает, что и сейчас у него ничего не получится.

2. Гиперопека родителей

не будет чувствовать, что от него что-то зависит и что он сам контролирует свою жизньИ хотя выученная беспомощность не имеет отношения к инфантилизму как таковому, сделаем одну ремарку. Именно неумение справляться с проблемами, принимать решения, нести ответственность за них и за свою жизнь, – одни из главных признаков инфантилизма, а вовсе не увлечение компьютерными играми или нежелание создавать семью и заводить детей. Подробнее – в нашей статье об инфантилизме.

3. Вторичная выгода

Когда ребенок заболевает, его перестают ругать, дают игрушки и сладости. Чтобы получить преимущества во взрослом возрасте, человек пытается вызвать жалость к себе, предпочитает выглядеть больным и несчастным. Таким образом, выученная беспомощность становится подсознательной манипулятивной техникой.

4. Следование модели

Порой выученная беспомощность передается детям от родителей. Если мать и отец подвержены этому явлению и у ребенка нет перед глазами авторитетного примера с другой моделью поведения, он может принять такой принцип действия (а точнее, бездействия) как единственно верный.

Кто предрасположен к выученной беспомощности?

В первую очередь это люди, получившие негативный опыт в прошлом. Особенно такое состояние характерно для тех, кто подвергся череде травмирующих событий в детском возрасте или чьим мнением пренебрегали родители.

защитный механизм, вступающий в силу, когда человек больше не в силах справляться с эмоциями и болью

Однако не у всех пострадавших от насилия в семье проявится выученная беспомощность. На развитие этого фактора значительно влияет то, как человек воспринимает окружающую действительность. Больше всего этому явлению подвержены люди с пессимистичной картиной мира.

Сопутствующие факторы:

  • низкая самооценка;
  • проблемы с мотивацией;
  • списывание всех неудач на причины, не зависящие от них самих;
  • оценка любого успеха как случайность или удача;
  • повышенная тревожность;
  • субдепрессия или депрессия;
  • проблемы с принятием решений.

О выученной беспомощности говорит поведение животных, которые выросли в тесных клетках. Будучи помещенными в более просторный бокс, они часто продолжают ходить кругами по ограниченному участку территории, равному площади старой клетки

Последствия приобретенной беспомощности

Если человек переживает влияние приобретенной беспомощности длительное время, то могут возникнуть серьезные проблемы с его психикой и здоровьем.

Физическое здоровье

Исследования показывают, что пессимистические объяснения негативных событий связаны с плохим физическим здоровьем (Buchanan, 1995; Kamen-Siegel, Roding, Seligman, & Dwyer, 1991). Утверждается, что приобретенная беспомощность приводит к пессимистическому объяснительному стилю, который косвенно влияет на здоровье, препятствуя его укреплению, повышая уровень депрессии и стресса, и увеличивая социальную изоляцию (Bennet, & Elliot, 1997).

Пояснительный стиль

Когда человек чувствует себя подавленным или полагает, что не может изменить свое физическое здоровье, оно неизбежно ухудшается. Например, он решил записаться на плавание. Однако прошлый опыт может подсказать ему, что «ничего не работает» и «я всегда буду толстым, потому что наследственность такая». Может негативно повлиять и избыток информации о питании и физических упражнениях – он будет себя чувствовать подавленным и откажется от попыток.

Депрессия

В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью.

То, что человек избегает ситуаций, в которых может проявить свою некомпетентность, отнюдь не означает, что это никак не влияет на его психику. Вы можете сколько угодно говорить себе, что вам не нужно худеть, но в глубине души знать, что уже пытались и ничего не получилось. Это становится причиной скрытой депрессии.

Низкая мотивация

У многих людей мотивация снижается обратно пропорционально количеству попыток. С каждым новым провалом у них возникает все меньше заинтересованности и желания. Появляется мысль: «Что ни делай, ничего не изменишь». Затем она распространяется на любую ситуацию и задачу.

Обстоятельства беспомощного состояния потерпевшего в 2021 году

В уголовном праве выделяют субъективные и объективные обстоятельства беспомощности человека, в отношении которого было совершено преступление:

  • субъективные обстоятельства – это индивидуальные особенности организма потерпевшего. Сюда можно включить малолетний возраст жертвы, престарелость, наличие у потерпевшего психической или физической патологии, заболевания;
  • объективные обстоятельства – это такие ситуации, при которых в момент совершения преступником злодеяния жертва находилась в беспомощном состоянии. Например, во время изнасилования потерпевшая находилась в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения, жертва была обездвижена – привязана подвешена придавлена, закрыта и т. п.

Убийство лица в беспомощном состоянии

Так, в п. 2 «в» указано, что если преступник совершил убийство в отношении лица, которое находилось с беспомощном состоянии (например, малолетний ребенок, человек, которому были перевязаны руки и ноги, поэтому никакого сопротивления он не мог оказать убийце), тогда ему грозит одно из следующих наказаний:

  • тюремное заключение сроком от 8 до 20 лет с ограничением свободы сроком 1-2 года;
  • пожизненное лишение свободы.

Беспомощное состояние при изнасиловании

В Уголовном кодексе есть статья 131, регламентирующая ответственность преступника-насильника.

Так, в п. 1 этой упомянутой статьи говорится, что изнасилование с использованием беспомощного состояния жертвы влечет за собой такое наказание для виновного:

тюремное заключение сроком 3-6 лет.

Женщина, девушка признается беспомощной при изнасиловании в том случае, если она в силу своего физического или психического состояния не могла оказать сопротивление виновному.

Например, 11-летняя девочка вообще не понимала происходящего, не знала, что с ней делают, зачем раздевают. Или, к примеру, девушка, страдающая ДЦП, в силу своих особенностей организма, не могла дать отпор насильнику.

В 14 лет девочки уже понимают, что такое насилие сексуального характера, поэтому к беспомощной категории лиц их не относят. За изнасилование несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет предусмотрена другая ответственность по той же 131 статье УК РФ.

Если насильственные действия сексуального характера были совершены в отношении женщины, которая находилась в состоянии алкогольного опьянения, то не всегда такое состояние может быть расценено судьей, как беспомощное.

Беспомощным состоянием может быть признана только та степень опьянения жертвы, при которой женщина уже лишилась всякой возможности понимать значение происходящего либо она уже не может оказывать сопротивление насильнику.

Является ли сон беспомощным состоянием при убийстве?

При определении беспомощного состояния законодатель имел в виду, что в случае если лицо, находящееся в беспомощном состоянии, испытывает особые страдания, он как бы понимает, что его хотят убить, однако ничего не может предпринять, чтобы противостоять преступнику.

Именно поэтому считается, что в этом случае жертва испытывает особые страдания, ведь даже на помощь она не может никого позвать. Если же говорить о жертве, которая была убита во время сна, то здесь нет отягчающих обстоятельств.

Поэтому убийство человека, который в момент совершения преступления спал, нельзя отнести к преступлениям с отягчающими обстоятельствам.

В таком случае виновный будет привлечен к ответственности по части 1 статьи 105 УК РФ, где максимальный срок наказания – 15 лет лишения свободы (при умышленном убийстве 1 человека).

Как почувствовать себя сильной?

Если вы вообще стали задумываться об этой проблеме и подозревать, что она вас непосредственно касается – это уже важный шаг к освобождению. Но понадобятся и следующие шаги!

Иногда мужчина заботу превращает в инструмент внушения беспомощности

Как избавиться от выученной беспомощности взрослой женщине?

  1. Начать ценить то, что вы уже умеете, можете и делаете. Буквально каждое действие. Отследите баланс того, что вы делаете для себя самой, с теми задачами, которые являются обслуживанием других. Вероятно, вы перестанете считать, что вы ничего не можете сделать для себя – просто не успеваете удовлетворять чужие непомерные запросы.
  2. Нужно заставить окружающих тоже ценить ваш труд. Так может выясниться, что вы не «ничегонеделающая безработная нахлебница», а та, кто выполняет всю бытовую работу за себя и семью, и выполняет хорошо. А вот убеждающие вас в вашей никчемности домочадцы на самом деле сами являются типичными бытовыми инвалидами.
  3. Начните браться за те задачи, которые вам интересны, но которые вы считали раньше слишком сложными для себя. Это могут быть поначалу совсем небольшие «вызовы» — приготовить необычное блюдо, отремонтировать домашнюю технику, разобравшись в ее устройстве, и т.д. Так вы почувствуете, что для большинства задач не нужен особый талант или годами добываемые знания.
  4. Поставьте задачи, которые помогут добиться автономности от тех, кому приятна и выгодна ваша выученная беспомощность. Это может быть задача найти работу, снять жилье и начать жить отдельно. Или, если вы пока не готовы на такой радикальный шаг, начните с меньших задач: обеспечивайте себя в быту, пройдите обучающий курс с перспективой последующего заработка на новых навыках, сделайте какой-нибудь творческий проект…
  5. Найдите людей, которые не будут считать вас глупой, бесталанной и т.д. Это могут быть друзья, коллеги, люди из тусовки, объединенной хобби-интересами. Или, если вы открыты к изменениям в личной жизни, помочь вам поверить в себя помогут адекватные кавалеры.

Иногда люди преодолевают выученную беспомощность вынужденно – попав в обстоятельства, когда нужно действовать самостоятельно. Но можно и выйти из этого состояния с помощью адекватного психотерапевта.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Статья проверена специальным психологом Грызловой Ольгой Юрьевной. Подробнее про авторов сайта

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: