Что такое проактивность и как она помогает в карьере и жизни

Наслаждайтесь пользой

Когда я стал придерживаться проактивных утренних привычек, я начал испытывать удивительное чувство восторга. Я понимал, что чего-то добиваюсь, и во мне бурлила энергия. Я был так счастлив, что ни разу не заскучал по былым реактивным дням. А все потому, что когда я постоянно реагировал на внешние раздражители, у меня не прибавлялось уверенности. А для счастья как раз нужна уверенность и понимание того, что ты чего-то добился.

После того как я стал проактивно проводить свое утро, я приобрел иммунитет к реактивности. Мне захотелось добиваться большего. Для проверки сообщений я выделил специальное время и даже когда я этим занимался, это не было реактивностью. Я ведь сам поставил себе цель проверять сообщения дважды в день — и я просто ее выполнял.

Фото: Unsplash

И вот прошло четыре года с тех пор, как мои утренние привычки стали проактивными. Теперь мне 28 лет и я зарабатываю тем, что обучаю других, как эффективно ставить цели и перестать отвлекаться на ненужные вещи. Метод работает. И я гарантирую, что он поможет вам жить так, как вам хочется.

Основные этапы развития личности

Ролевой конфликт — что это такое в социологии

Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.

Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.

Стадии развития по Фрейду

Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:

  • младенчество – от рождения до 1 года;
  • раннее детство – от 1 года до 3 лет;
  • возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
  • возраст школьника – от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 19 лет;
  • молодость – от 20 до 25 лет;
  • зрелость – от 26 до 64 лет;
  • старость – от 64 лет до смерти.

Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.

В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.

Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность

Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.

Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.

В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.

Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.

К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.

В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей

Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания

Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП

Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.

Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.

Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения

Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло

На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.

Пример направления девиации

Принципы эффективного руководства в бизнесе

В условиях рыночной экономики устойчивое развитие организации невозможно без проактивного управления. Это понятие означает умение предвидеть события, заранее принимать необходимые меры для избегания проблем. Мировой опыт показал, что проактивные компании более успешны, чем их реактивные конкуренты. Это обусловлено тем, что они постоянно уделяют время для изучения внутренних процессов с целью выявления слабых мест и окружающей среды. Это позволяет им оперативно реагировать на происходящие процессы, обеспечивать упреждающее развитие с учетом потребностей рынка и вызовам конкурентной среды.

Для эффективного руководства требуется анализировать ошибки и вносить коррективы в текущую деятельность. Существует принцип Парето, согласно которому 20 % выявленных и скрытых угроз способны стать причиной 80% критических ситуаций, дающих серьезные негативные последствия. Поэтому актуален вопрос по их выявлению и предотвращению.  Благодаря проактивному контролю о существовании проблемы становится известно заблаговременно, что дает возможность своевременно ее устранить.

При реактивном управлении происходит приспособление к внешним условиям без попыток изменить ситуацию. При этом удается лишь зафиксировать свершившийся факт неблагоприятного события, которое может стать причиной банкротства компании.

Людям с проактивным мышлением постоянно приходится прилагать интеллектуальные и физические усилия, их постоянная занятость не позволяет скучать, а жизнь наполнена яркими историями. Из них получаются отличные руководители, успешные бизнесмены. Реактивным людям проще жаловаться на жизнь, чем искать варианты разрешения проблем. Такая пассивная позиция не позволит достичь успеха, но не все готовы брать на себя ответственность и принимать самостоятельные серьезные решения.

Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.

Как развить проактивность в себе

В первую очередь, для того чтобы воспитать проактивность в себе, необходимо принять на себя ответственность. Перестаньте винить во всем неудачные обстоятельства и свое окружение. Станьте капитаном своей жизни и возьмите штурвал в свои руки.

Во-вторых, старайтесь проявлять инициативу и быть активным. Как говорится, кто хочет действовать, тот находит возможности, а кто не хочет — ищет оправдания.

И в-третьих, выполняйте упражнения на развитие лидерства и проактивности.

Упражнение на проактивность

На протяжении 30 дней выполняйте следующие практические предложения, это может развить проактивность и сделает ее неотъемлемой частью вашей жизни.

  1. Выше я привел примеры реактивных и проактивных высказываний. Наблюдайте за своей речью и постарайтесь убрать из своего лексикона деструктивные выражения и заменить их на конструктивные.
  2. Давайте себе обещания выполнить что-то полезное для себя. Это может быть упражнение в йоге, обучение какому-то языку и т.д. Выполняйте свои обещания и уделяйте хотя бы 30 минут в день на выбранное занятие.
  3. Перед сном анализируйте свой день и отслеживайте свои реакции. Если в какой-то ситуации вы повели себя реактивно, то нарисуйте в своем воображении, что вы реагируете проактивно. Пообещайте себе, что в следующей схожей ситуации вы будете действовать именно так.

Методы исследования

Работа построена как вертикально ориентированный анализ, в ходе которого проактивность анализируется на различных уровнях предпринимательской (рыночной) активности как инвариантное, охватывающее эти уровни, качество (индивидуальный уровень, уровень компаний, а также — сложных территориальных систем и экономик в целом). Учет среды (контекста) при этом охватывает условия предпринимательства (семья, система поддержки бизнеса, финансовые ресурсы, местное сообщество, правительственные ведомства), которые помогают или препятствуют предпринимательству . Проактивность компаний как отражение личности владельца и представлений топ-менеджмента рассматривается как фактор поведения компаний при управлении риском, поиске ресурсов роста и возможностей на рынке, с учетом того, что индивидуальные черты предпринимателей, поведение фирм, политико-правовая система, экономические условия, общественное устройство глубоко связаны с национальной культурой. На «верхнем» уровне проактивность рассматривается как стратегия управления территориями и экономиками. Баланс проактивности и реактивности проанализирован также применительно к деятельности государственного аппарата, что позволило сформулировать векторы трансформации административного регулирования с учетом модернизационных приоритетов.

Внешние факторы и их роль в развитии проактивности

Изначально все люди на Земле рождаются проактивными и независимыми от внешних факторов. Ситуация может измениться тогда, когда человек добровольно соглашается с какими-либо изменениями доверяясь судьбе или под натиском других людей. После этого поведение человека меняется, в какой-то ситуации ему проще «свалить» груз ответственности на других и плыть по течению. Человек с устойчивым качеством проактивности в такой же ситуации будет «шевелить лапками» и искать благоприятный выход из неё.

Внешние факторы играют важную роль. Их психологи разделили на две части:

Круг забот.

Те факторы, на которые ты не можешь повлиять. Сюда можно отнести курс валют, повышение цен, обстановку в стране.

Круг влияния.

Те факторы, на которые, собственно, можно и нужно влиять самой. Сюда относят продвижения в карьере, образование, состояние здоровья.

Факторы поделены не просто так, а специально для того, чтобы каждый человек имел понимание, как развить проактивность.

Влияние государственно-административного регулирования на потенциал реализации проактивных стратегий бизнеса

Административное регулирование экономики является дополнительным (помимо «государственного предпринимательства» и оказания государственных услуг) многоаспектным форматом деятельности государства, влияя на потенциал проактивных стратегий бизнеса посредством регулирования цен, объемов и параметров производства, налогообложения, таможенного регулирования, иных мер.

Меры регулирования в целом ограничивают и дезориентируют построение проактивных бизнес-стратегий. Так, регулирование цен не позволяет верно оценить потребительские предпочтения; искусственное стимулирование тех или иных отраслей экономики искажает структуру спроса на производственные ресурсы, а таможенные барьеры ограничивают предложение, сокращают возможности импорта передовых технологий и инноваций. Кроме того, регулирование сокращает ресурсы реализации проактивных стратегий компаний в силу налоговых изъятий, роста стоимости импортных компонентов, ограничений миграции и роста стоимости труда. Такое же воздействие оказывает исполнение избыточных требований по лицензированию и отчетности, формируя финансовые и временные издержки.

Предоставляемые государственным аппаратом возможности соискания «административной ренты» дают возможность бизнесу вести внеэкономическую (посредством вовлечения бюрократии) конкуренцию, что лишает преимуществ проактивные компании, дестимулируя их в выработке и реализации передовых практик, сокращает потенциал инноваций, производительность и конкурентоспособность экономики в целом.

Таким образом, государственное регулирование не только форматирует деятельность рыночного сектора территорий, но и влияет на формирование стимулов и ресурсов реализации проактивных стратегий, и, соответственно, –модернизационные векторы развития и статус экономик территорий.

Как создать проактивный коллектив?

Вряд ли вы сможете быстро и кардинально изменить настроение всего коллектива, но повлиять на него – в ваших силах

В первую очередь, обращайте внимание на инициативность кандидата еще во время собеседования. Таким образом, вы сможете отслеживать проактивность коллектива на самых начальных стадиях

Когда мы говорим о проактивных, то есть самоуправляемых сотрудниках, важно понимать, что тотальный контроль со стороны лидера может все испортить. Важно предоставить проактивным сотрудникам свободу действий

В противном случае, вы либо превратите своих проактивных сотрудников в реактивных, либо они попросту уйдут. Оба исхода – не в ваших интересах.

Отсюда делаем вывод, что в проактивном коллективе нужен гибкий лидер. Прислушивайтесь к вашим сотрудникам, доверяйте им, и давайте возможность высказаться по волнующим их вопросам.

Чтобы стимулировать проактивность коллектива, будьте открытыми, спрашивайте мнение коллег по разным вопросам, проводите регулярные мозговые штурмы и мотивируйте сотрудников проявлять активность.

Но не забывайте, что в любом вопросе важно не перегибать палку

Проактивность на разных этапах работы с клиентом

Онбординг

На этапе переговоров проактивность нужна, чтобы:

понять, сможете ли вы помочь клиенту, сработаетесь ли. Задавая вопросы, можно многое понять о клиенте. Поэтому в своей работе мы используем бриф/анкету; выделить зоны ответственности. Без этого невозможно построить стратегию и эффективно выстроить работу

Клиент должен это понимать, поэтому очень важно, чтобы он был вовлечен и четко проинформирован. Так называемый «мелкий шрифт на упаковке» здесь не прокатит; улучшить результаты

Довольный клиент — это рост рейта, успешные кейсы, удовольствие от собственной работы; проявить заботу и уважение по отношению к клиенту.

Текущая работа

Этап переговоров закончен, сделана основная работа по подготовке и далее начинается рутинная работа. Как правило, на этом этапе у клиента уже есть определенный уровень доверия и понимание вашей компетенции

Важно это сохранить и приумножить

Как это сделать? Построить такие отношения, чтобы клиент чувствовал, что вы переживаете за проект, погружаетесь в задачи и делаете все возможное. Это поможет снять некую напряженность. Даже если проблем нет, клиент может думать «а вдруг можно было и лучше, а вдруг он упускает какие-то возможности».

Задача менеджера — не допускать эти мысли. И ни в коем случае не допускать ситуацию, когда клиент уже сам вам задает вопрос, почему все поломалось или почему вы не рассказали о новых возможностях.

Отсюда еще один совет: если резко ухудшилась ситуация или есть явная тенденция к ухудшению — напишите клиенту первым + предложите решение. Клиент, вероятно, не будет счастлив, но он будет чувствовать, что у него все под контролем, что его проблемы решаются, о нем заботятся.

Это же касается и новых возможностей. Вы узнали о новой фиче? Кто-то из коллег уже опробовал это на своем клиенте?

  1. Составьте список клиентов, в чьих аккаунтах это можно протестировать.
  2. К каждой фиче подготовьте описание + требования к клиенту для реализации + необходимое время.

А не наказуема ли инициатива? Если вы подстраховались — нет. Когда вы предлагаете что-то новое, говорите правду: я еще не пробовал вот такую фичу, мы можем протестировать ее, но пока нельзя гарантировать, что это сработает.

Если пробовали такой метод на другой нише, всегда уточняйте, что он может не сработать или сработать не так эффективно в другой нише/регионе/с другим бюджетом. Позвольте клиенту принимать решение осознанно.

Этап завершения

Клиент собирается закрывать контракт? Убедитесь, что вам нечего больше ему предложить.

Если вы видите, что ваша работа не приносит результатов (и вы уже попробовали все) — будьте честны с собой и клиентом.

Выясните уровень удовлетворенности клиента до закрытия контракта (здесь необходима гибкость менеджера). Если клиент выльет негатив вам в личку, больше шансов, что этого негатива не окажется больше нигде. В целом можно узнать доволен ли он:

  • уровнем коммуникации;
  • временем ответа;
  • дедлайнами.

Как развить проактивность

Просто ли изменить свою жизненную парадигму на противоположную и развить в себе проактивность? – Конечно нет. Не просто, особенно если вы с пеленок привыкли во всем винить других или ситуацию, бежать от ответственности, если родители, книги, улица и ближайшее окружение своевременно не расставили эти важнейшие приоритеты по ранжиру. Вы уже свыклись с ролью беспомощной и зависимой жертвы, лишенной возможности действовать, влиять на ситуацию и окружающих. Позиция жертвы вам видится проще, безопаснее и комфортнее. Это ваш выбор и ваше решение.

Но если вы решительно настроены сменить парадигму с реактивной на проактивную, взять свою жизнь под контроль и научиться влиять на обстоятельства, придется научиться брать, а не делегировать ответственность, действовать, а не рассуждать, утверждать, а не сомневаться.

Разумеется, существуют вещи, ситуации и явления, находящиеся за пределами нашего круга влияния. Это к примеру, может быть жуткая погода или смена времен года. Но в наших силах, не унывать и сетовать на дождь, а заменить свидание, отмененное из-за непогоды на другие полезные дела, давно ждущие своего разрешения.

У вас проблемы в семье? Сможете ли вы решить их, обвиняя во всех бедах вторую половину, детей или неустроенный быт? Если вы дорожите браком и действительно намерены взять ситуацию под контроль и направить ее в позитивное русло – станьте для своей половинки идеальным партнером по браку, источником поддержки, тепла и любви.

Действуйте, а не рассуждайте.

Мы можем выбирать то, как реагировать на ту или иную ситуацию, но мы не можем предугадать последствий нашей реакции. Если последствия нашей реакции оборачиваются негативным результатом, мы признаем выбранную нами реакцию ошибкой. Увы, мы не можем совершить экскурс в прошлое и отменить уже сделанный выбор. Но мы можем найти способ ставить точку на негативных переживаниях, связанных с прошлыми ошибками. Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, корректировании и обязательном извлечении необходимых выводов. Такой подход позволяет превратить потерю в приобретение, а неудачу – в успех. Ведь «успех – это всего лишь обратная сторона неудачи», любил повторять президент компании IBM Томас Уотсон.

Не бойтесь совершать ошибки, но умейте анализировать их причины и находить способ не повторять их в будущем.

Иногда единственное, что мы можем сделать, чтобы остаться проактивными – это постараться быть счастливыми – искренне улыбаться, стараться замечать и чувствовать настроение окружающих. Ведь счастье, как и несчастье, уверен Стивен Кови, результат проактивного выбора.

Поведением проактивного человека управляют принципы. Если вы человек принципов – живите в гармонии с ними. Это принесет вам позитивные последствия.

Источник

Что такое проактивность?

– это означает действовать сейчас с осознанием будущих проблем, потребностей или изменений.

Проактивность означает выполнение хорошо спланированных действий для достижения целей, которые дают хороший толчок для вашей жизни и бизнесу

Это значит сосредоточиться на том, что важно, а не только на том, что срочно

Звучит как разумная мысль, не так ли? Проблема в том, что наш мир становится скорее реактивным, а не проактивным. – это тот, кто «Легко реагирует на раздражение».

Реактивный человек руководствуется срочностью и внешним влиянием

Поскольку чувство срочности часто превосходит чувство важности, многие из нас проводят свои дни, застряв в бесконечном круговороте событий:

  • Новое сообщение в Телеграмм? Лучше ответить сразу же.
  • Просьба о встрече? На это я не могу сказать «нет».
  • Новый пост в Фейсбук? Лучше глянуть, пока оно не потерялось в бесконечном потоке.

Затем, мы задаёмся вопросом, куда же ушло наше время.

Откуда ваши «проблемы»?

Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

Пошагово разберите жизнь на молекулы

Какие бывают жизненные позиции у человека

Деструктивный характер — что значит в психологии

Жизненные позиции в психологии делятся на 2 вида:

  1. Активная;
  2. Пассивная.

Активная жизненная позиция (позитивная и негативная)

Люди, обладающие активной позицией, зачастую имеют лидерские качества. Синонимами этого понятия являются оптимизм, энтузиазм, иногда – альтруизм. Такие личности являются хорошими ораторами, способными заразить своим отношением к разным ситуациям множество людей. В последнее время даже при приеме на работу в резюме нужно вносить пункт «активная жизненная позиция». Психологи делят активную жизненную позицию на 2 вида:

  1. Позитивная;
  2. Негативная.

Позитивная активная жизненная позиция нацелена на искоренение зла, как в глобальном смысле, так и в индивидуальном. Позитивной точкой зрения обладают только оптимисты – люди, которые даже в бочке дегтя способны увидеть ложку меда. Такие личности обладают высокой нравственностью.


Отношение к жизни формируется с детства

Негативное отношение направлено на разрушение. Как правило, такие люди не способны радоваться чужим успехам, для того чтобы обрести собственный душевный комфорт, им необходимо доставить социуму неприятности. Индивиды, обладающие негативной жизненной позицией, часто создают себе окружение из людей, которые обладают низкими моральными качествами. Для них является нормой навязывание своих мыслей, своего мнения, целей и т.д. Ярким примером личностей с негативной позицией являются лидеры бандформирований.

Пассивная жизненная позиция

Пассивная – также делится на несколько видов:

  • Безынициативность;
  • Инфантильность;
  • Разрушительность;
  • Импульс.

Покорность, как вид пассивного отношения к жизни, определяет собой человека, который неспособен на принятие каких-либо решений. Он никогда не сделает первый шаг, а займет позицию ожидания. Ситуация все равно будет решаться рано или поздно, но без активного в ней участия индивида.

Инфантильные люди не способны задумываться о том, какое бы действие смогло принести им больше комфорта и положительных эмоций. Они выберут самый легкий путь, который уже кто-то прошел, и будут следовать основным правилам разрешения обстоятельств, не обдумывая, насколько они рациональны, не замечая их несоответствия.


Инфантильность – отсутствие способности к принятию решений

Разрушительные личности создают вокруг своей идеи много шума, навязывают свое мнение другим людям, не составив четкого плана действий. То есть они продвигают в общество идею, но не ее решение. Излишняя суета не приводит к конструктивности и решению, поэтому их идеи так и остаются лишь идеями, на обсуждение которых потрачено много сил и энергии. Они склонны отрицать очевидное.

Последняя категория относит к себе холериков-пессимистов. Эти импульсивные личности характеризуются тем, что перекладывают свое эмоциональное напряжение на близких или совершенно посторонних людей. Они винят в своих проблемах всех вокруг, только не себя, при этом очень агрессивны, не склонны к рассуждению и самоанализу.

Обратите внимание! Иметь в своем окружении такого человека очень тяжело, так как негатив выплескивается с него постоянно. Для людей с тонкой душевной организацией это чревато постоянными депрессиями и склонностью к психологическому самобичеванию

Проактивность по Стивену Кови

Всемирно известный эксперт по личной эффективности Стивен Кови включил проактивность в топ самых полезных качеств человека. В своей книге “7 навыков высокоэффективных людей” он подробно рассматривает принципы развития проактивности.

Существует 2 типа факторов, которые влияют на жизнь человека:

  1. Те, на которые мы можем активно влиять: саморазвитие, продвижение по работе, навыки, привычки, компетенции и т. п.
  2. Те, что никак не подвластны нашему влиянию: погода, политическая ситуация в стране, действия других людей, форс-мажорные обстоятельства.

Проактивный человек направляет свое внимание на круг своего влияния, а кругу забот старается посвящать минимум сил и времени. Это позволяет ему эффективно расходовать свою энергию

Далее мы подробнее рассмотрим этот принцип.

Кстати, у нас на блоге есть статья про матрицу Эйзенхауэра. Это эффективный метод тайм-менеджмента, который поможет вам сосредоточиться на своем круге влияния.

Качества успешного человека

Качества успешного человека можно развивать в себе с помощью психолога или самостоятельно. Проактивность – как раз такое качество, которое позволяет добиться результативности, успеха, достичь цели и реализовать собственный потенциал. Человек, который не ждет толчка и совета со стороны, а сам ищет варианты саморазвития, никогда не будет стоять на месте и двигаться назад.

Что нужно делать, чтобы развить такое личностное качество, как проактивность?

  1. Следите за мыслями и измените мышление. Постарайтесь понаблюдать за собой, собственной реакцией на происходящие события и увидите, где мыслите позитивно, а где – нет. Старайтесь принудительно менять ход мыслей в положительное направление, привыкнув это делать, сможете управлять ими.
  2. Измените речь, исключите некоторые выражения: «я не смогу», «у меня не получится», «все равно будет хуже» и т.д. Замените их на противоположные, разрешите себе ошибаться и правильно оценивайте свои возможности. 
  3. Практикуйте самоанализ. Все ситуации обдумывайте на предмет правильности решений, анализируйте, что можно было изменить в поведении.
  4. Несите за себя и собственные решения ответственность, не вините в неудачах погоду, черных кошек, других людей. Учитесь отвечать за свои поступки, менять решения в случае необходимости.
  5. Учитесь концентрироваться на главном, отбрасывая второстепенное и ненужное. Так будет легче определиться с тем, чего вы хотите добиться и получить в итоге.
  6. Учитесь планировать свое время и дела. Когда человек знает, чем будет заниматься в следующий момент, остается меньше шансов на безделье и ненужное раздумье. 

Проактивный человек во всем и всегда найдет правильный выход и продуктивное решение. Ваша жизнь принадлежит только вам и лишь вы способны изменить ее к лучшему. Не бойтесь брать ответственность за поступки, ведь именно ваши решения лежат в основе всех позитивных и негативных изменений. Не пускайте жизнь на самотек, следите за речью и мыслями!  

Баланс проактивности и реактивности в структуре деятельности государственно-бюрократического аппарата

Государственное регулирование занимает особое место в структуре факторов предпринимательства территорий. При этом государственный аппарат и административное регулирование формируют поле инвариантного, однако, — в целом реактивного подхода к деятельности (независимо от уровня анализа — от личностных свойств чиновников до приоритетов и имманентных государству форм организации внутренних процессов и взаимодействия с окружением). Так, характеризуя личностные свойства представителей государственно-бюрократических структур, Дж. Бьюкенен отмечал в качестве мотивов деятельности госаппарата «политическую близорукость»: приоритетом деятельности служит попадание во властные структуры, что порождает доминирование краткосрочных стратегий, ориентированных на сроки представительства.

Согласно М. Ротбарду , государство формирует альтернативную производству возможность обогащения — посредством распределения бюджета, что создает так называемую погоню за рентой; доминирование соответствующих стратегий на национальном уровне получило название кланового ка­питализма .

На уровне ведомств и региональных систем управления реактивность бюрократического аппарата детерминирована некомпетентностью, в силу чего меры экономической политики долж­ны разрабатываться с учетом низкого уровня компетентно­сти многих правительственных учреждений и министерств, высокого уровня коррупции и вероятности того, что группы с особыми интересами могут влиять на принятие мер регулирования в своих интересах . Примером отсутствия проактивного видения при регулировании экономики служит деятельность японского Министерства внешней торговли и промышленности во 2-й пол. XX в.: так, МВТП стремилось ликвиди­ровать как избыточные все автомобильные компании, кроме Той­ота и Ниссан; поддерживало разработку телевидения высокой четкости, которое оказалось устаревшим; вело провальные работы над созданием торговых судов с атомным двигателем .

Преобладание реактивности в механизме государства обусловлено имманентными ему чертами организации деятельности. Так, если проактивность бизнеса призвана опередить конкурентов, то государство не имеет конкурирующих юрисдикций в своих границах; оно также не может быть «вытеснено с рынка» государственных услуг. Являясь монополистом, государство может также ограничить конкуренцию в экономике, вводя таможенные барьеры, национализируя бизнес и создавая монополии. Иными словами, отсутствие конкурентных угроз государству и его возможности по ограничению обменов обуславливают принципиальное отсутствие потребности в проактивных стратегиях.

Формально государство, тем не менее, использует ряд механизмов, характеризуемых как проактивные (прогнозирование, стратегирование, сценирование), однако разработка таких инструментов часто имеет преимущественно декларативный характер. Наличие же депрессивных и отстающих в развитии территорий, которые становятся постфактум объектами мер реагирования , а также – отсутствие эффекта реализации теоретически проактивных проектов, таких как СЭЗ, свидетельствуют о реактивности деятельности бюрократии. тогда как успех проактивных инструментов политики (особых зон и проч.) формируется как следствие содействия проактивности бизнеса и создания условий реализации им соответствующих стратегий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: