Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория э. деси и р. райана

Содержание издания

Библиографическое описание
1 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич. От ин­стинк­тов – к вы­бо­ру, смыс­лу и са­мо­ре­гу­ля­ции, пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции вче­ра, се­го­дня и зав­тра / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 4–12. ББК 88.532 + 88.332.2 Полное описание

2
Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич. Са­мо­ак­ту­а­ли­за­ция как дви­жу­щая си­ла лич­ност­но­го раз­ви­тия: ис­то­ри­ко-кри­ти­че­ский ана­лиз / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 13–46. ББК 88.352 Полное описание

3
Гор­де­е­ва, Та­ма­ра Оле­гов­на. Мо­ти­ва­ция до­сти­же­ния: тео­рии, ис­сле­до­ва­ния, про­бле­мы / Т. О. Гор­де­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 47–102. ББК 88.26-723 Полное описание

4
Дер­га­че­ва, Оль­га Ев­ге­ньев­на. Ав­то­но­мия и са­мо­де­тер­ми­на­ция в пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции: тео­рия Э. Де­си и Р. Рай­а­на / О. Е. Дер­га­че­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 103–121. ББК 88.351.2 Полное описание

5
Ви­лю­нас, Ви­тис Ка­зи­са. Мо­ти­ва­ция де­мон­стра­тив­но­го по­ве­де­ния / В. К. Ви­лю­нас, А. С. Кра­вчен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 122–151. ББК 88.26-723 + 88.26-8 Полное описание

6
На­си­нов­ская, Еле­на Ев­ге­ньев­на. Аль­тру­и­сти­че­ский им­пе­ра­тив / Е. Е. На­си­нов­ская // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 152–171. ББК 88.336-44 Полное описание

7
Кор­ни­ло­ва, Та­тья­на Ва­си­льев­на. Мо­ти­ва­ци­он­ная ре­гу­ля­ция при­ня­тия ре­ше­ний: совре­мен­ные пред­став­ле­ния / Т. В. Кор­ни­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 172–213. ББК 88.251.31-3 Полное описание

8
Ва­си­льев, Игорь Алек­сан­дро­вич. Мо­ти­ва­ция и смыс­ло­вая ре­гу­ля­ция мыс­ли­тель­ной де­я­тель­но­сти / И. А. Ва­си­льев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 214–232. ББК 88.251.31-3 Полное описание

9
Аре­сто­ва, Оль­га Ни­ко­ла­ев­на. Мо­ти­ва­ция как нега­тив­ный фак­тор мыш­ле­ния / О. Н. Аре­сто­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 233–243. ББК 88.251.31 + 88.351.2 Полное описание

10
Иван­чен­ко, Га­ли­на Вла­ди­ми­ров­на. Лич­ност­ный по­тен­ци­ал и воз­мож­но­сти: мо­ти­ва­ци­он­ные ас­пек­ты / Г. В. Иван­чен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 278–288. ББК 88.351.2 Полное описание

11
Вой­скун­ский, Алек­сандр Ев­ге­нье­вич. Мо­ти­ва­ция по­то­ка и ее изу­че­ние в де­я­тель­но­сти ха­ке­ров / А. Г. Вой­скун­ский, О. В. Смыс­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 244–277. ББК 88.26-723 Полное описание

12
Па­тя­е­ва, Ека­те­ри­на Юрьев­на. Мо­ти­ва­ция уче­ния: за­дан­ное, сти­хий­ное и са­мо­опре­де­ля­е­мое уче­ние / Е. Ю. Па­тя­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 289–313. ББК 88.62-7 Полное описание

13
Спи­ри­до­но­ва, Ири­на Ан­дре­ев­на. Вли­я­ние ло­ку­са кон­тро­ля на вре­мен­ную транс­спек­ти­ву стар­ше­класс­ни­ков / И. А. Спи­ри­до­но­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 314–326. ББК 88.372-723я43 + 88.36-723я43 Полное описание

14
Са­фу­а­нов, Фа­рит Су­фи­я­но­вич. Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы кри­ми­наль­ной агрес­сии: мо­ти­ва­ци­он­ный ас­пект / Ф. С. Са­фу­а­нов // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 327–342. ББК 88.544.4 + 88.573.2 Полное описание

Содержание издания

Библиографическое описание
1 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич.
От ин­стинк­тов – к вы­бо­ру, смыс­лу и са­мо­ре­гу­ля­ции, пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции вче­ра, се­го­дня и зав­тра / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 4–12.
ББК 88.532 + 88.332.2
Полное описание
2 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич.
Са­мо­ак­ту­а­ли­за­ция как дви­жу­щая си­ла лич­ност­но­го раз­ви­тия: ис­то­ри­ко-кри­ти­че­ский ана­лиз / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 13–46.
ББК 88.352
Полное описание
3

Гор­де­е­ва, Та­ма­ра Оле­гов­на.
Мо­ти­ва­ция до­сти­же­ния: тео­рии, ис­сле­до­ва­ния, про­бле­мы / Т. О. Гор­де­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 47–102.
ББК 88.26-723

Полное описание
4 Дер­га­че­ва, Оль­га Ев­ге­ньев­на.
Ав­то­но­мия и са­мо­де­тер­ми­на­ция в пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции: тео­рия Э.  Де­си и Р.  Рай­а­на / О. Е. Дер­га­че­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 103–121.
ББК 88.351.2
Полное описание
5 Ви­лю­нас, Ви­тис Ка­зи­са.
Мо­ти­ва­ция де­мон­стра­тив­но­го по­ве­де­ния / В. К. Ви­лю­нас, А. С. Кра­вчен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 122–151.
ББК 88.26-723 + 88.26-8
Полное описание
6 На­си­нов­ская, Еле­на Ев­ге­ньев­на.
Аль­тру­и­сти­че­ский им­пе­ра­тив / Е. Е. На­си­нов­ская // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 152–171.
ББК 88.336-44
Полное описание
7

Кор­ни­ло­ва, Та­тья­на Ва­си­льев­на.
Мо­ти­ва­ци­он­ная ре­гу­ля­ция при­ня­тия ре­ше­ний: совре­мен­ные пред­став­ле­ния / Т. В. Кор­ни­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 172–213.
ББК 88.251.31-3

Полное описание
8 Ва­си­льев, Игорь Алек­сан­дро­вич.
Мо­ти­ва­ция и смыс­ло­вая ре­гу­ля­ция мыс­ли­тель­ной де­я­тель­но­сти / И. А. Ва­си­льев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 214–232.
ББК 88.251.31-3
Полное описание
9 Аре­сто­ва, Оль­га Ни­ко­ла­ев­на.
Мо­ти­ва­ция как нега­тив­ный фак­тор мыш­ле­ния / О. Н. Аре­сто­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 233–243.
ББК 88.251.31 + 88.351.2
Полное описание
10 Иван­чен­ко, Га­ли­на Вла­ди­ми­ров­на.
Лич­ност­ный по­тен­ци­ал и воз­мож­но­сти: мо­ти­ва­ци­он­ные ас­пек­ты / Г. В. Иван­чен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 278–288.
ББК 88.351.2
Полное описание
11 Вой­скун­ский, Алек­сандр Ев­ге­нье­вич.
Мо­ти­ва­ция по­то­ка и ее изу­че­ние в де­я­тель­но­сти ха­ке­ров / А. Г. Вой­скун­ский, О. В. Смыс­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 244–277.
ББК 88.26-723
Полное описание
12 Па­тя­е­ва, Ека­те­ри­на Юрьев­на.
Мо­ти­ва­ция уче­ния: за­дан­ное, сти­хий­ное и са­мо­опре­де­ля­е­мое уче­ние / Е. Ю. Па­тя­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 289–313.
ББК 88.62-7
Полное описание
13 Спи­ри­до­но­ва, Ири­на Ан­дре­ев­на.
Вли­я­ние ло­ку­са кон­тро­ля на вре­мен­ную транс­спек­ти­ву стар­ше­класс­ни­ков / И. А. Спи­ри­до­но­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 314–326.
ББК 88.372-723я43 + 88.36-723я43
Полное описание
14

Са­фу­а­нов, Фа­рит Су­фи­я­но­вич.
Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы кри­ми­наль­ной агрес­сии: мо­ти­ва­ци­он­ный ас­пект / Ф. С. Са­фу­а­нов // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 327–342.
ББК 88.544.4 + 88.573.2

Полное описание

Лицензия

Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:

1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.

2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.

Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.

3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.

Ценности в команде и в компании

Если в компании сформулировали ценности, повесили на сайт, но вспоминают о них только раз в год на корпоративе, в тостах на мероприятиях или в презентациях компании — это тот самый Карго-культ, это мертвые ценности. Они — не про команду и внутреннюю среду, они никак не влияют на то, как устроена среда внутри компании.

Но есть компании, в которых ценности живут. В какие моменты мы можем понять, что они действительно «живые», что они существуют?

Во-первых, «живые» ценности определяют на деле решения и стиль коммуникации внутри команды. Если большинство команды принимает решения, ориентируясь на негласный внутренний принцип, скорее всего, он и есть — одна из ценностей компании и команды.

Во-вторых, «живые» ценности вызывают у людей эмоциональный отклик и активное согласие. Они говорят: «Да, очень хочется, чтобы у нас было все человечно (или честно, или вовремя)». Стиль общения на уровне организации, например, отражает те самые негласные принципы. 

Первое, с чего стоит начать разбираться с ценностями — это исследовать то, что думает об этом сама команда. 

С чего можно начать:

  • Начать диалог о том, в какой команде хочется работать;

  • Выбрать общие для команды смысла принципы, на которых хочется строить работу;

  • Приземлить ценности на процессы компании, ответив на вопрос «Как выглядел бы тот или иной процесс, если бы он отражал все ценности?».

В феврале 2020 года на одной из стратсессий в Яндекс.Практикум обсудили эти вопросы

Было важно понять, ради чего сотрудники собрались вместе именно в этой команде? Чего они хотят достичь? В результате открытого диалога получилось порядка 10 «живых» принципов, на которые был и эмоциональный отклик, и активное согласие. . После этого ценности приземлили на процессы компании, отвечая на вопрос: как выглядел бы, например, процесс создания продукта или рекрутмента, если бы он отражал все (или какие-то) ценности?

После этого ценности приземлили на процессы компании, отвечая на вопрос: как выглядел бы, например, процесс создания продукта или рекрутмента, если бы он отражал все (или какие-то) ценности?

Пример Miro-доски с одного из мозговых штурмов. Сейчас описание конкретно этого процесса уже устарело, как и именования отдельных ценностей; это то, что живёт и постоянно дополняется командой

Процесс, пропущенный через призму ценностей команды, становится не просто эффективным, но и понятным и разделяемым сотрудниками.  

Главные мысли

Тогда они  могут эволюционировать, развиваться вместе с командой, с ростом и изменением целей компании.

Можно даже не называть  слово «ценности», чтобы не отпугнуть никого заезженным словом

Просто узнавайте, что важно человеку в работе, каким бы он сам хотел видеть отношение к себе, что он ценит во взаимодействии с другими людьми. Когда человек чувствует, что работает не просто в группе людей, а среди единомышленников, это помогает актуализировать внутреннюю и автономную мотивации

А это позволяет решать задачи глубже и креативнее.

Переходим к третьему фокусу.

Самодетерминация преступности

Понятие нашло применение в криминалистике. Считается, что на преступность влияют не только наличие определенных социальных причин и условий, но и аналогичные антиобщественные акты. Тогда принято говорить о проявлениях процесса самодетерминации преступности. Он имеет четыре формы:

одно нераскрытое следователями преступление (и при этом успешно совершенное) способствует возникновению другого – благодаря этому появляются целые бандитские группировки, которые на постоянной основе убивают и грабят, это же способствует возникновению серийных маньяков.

Кто знает, может быть, Пичушкин и Чикатило не сумели бы «сделать себе имя», если бы их злодеяния были раскрыты уже после первых попыток или вовсе предотвращены при помощи действий социальных служб и психологов.

Этот же фактор относится и к рецидивистам, которые уже были осуждены, но после отбывания наказания все равно принялись за старое. Они больше ничего не умеют насколько виртуозно делать. Кроме этого, неудачей (т.е. поимкой) увенчалась не первая их попытка, поэтому они полагаются на удачу.

совершение «вспомогательные» деяний, что влечет за собой основные – согласно утверждению, за одним преступлением непременно последует другое.

Один из примеров – изнасилование, пытаясь скрыть которое преступник убивает и расчленяет жертву.

Также это касается незаконного приобретения оружия, которое предвосхищает возможное убийство.

  • организованная преступность – группа криминальных элементов (имеющая определенную структуру и иерархию) совершает не одно, а целый комплекс противоправных деяний, т.е. для перепродажи автомобилей непременно потребуется подделка документов и подкуп власть имущих.
  • правовая безответственность граждан при сложной криминогенной обстановке – если в государстве процветает преступность, и она остается безнаказанной, то граждане перестают доверять закону и легко склоняются к противоправным деяниям. То есть, такие условия создают еще больший рост преступлений.

Мотивационная подсистема

Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями. Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами». Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.

Теория самодетерминации

Self-determination theory являет собой психологический подход, который объясняет мотивацию человека. Она рассматривает проблематику причин поступков. Ее создателями являются два американца – Райан и Деси. Они выделяют несколько основных идей подхода:

  • основой внутренней мотивации являются три базовых потребности – человеку необходимо чувствовать себя комфортно (это касается наличия еды, туалета, личной гигиены), безопасно, принадлежать к группе (это может касаться личной жизни либо трудовой, общественной деятельности индивида);
  • существует несколько вариантов внешней мотивации, которые отличаются друг от друга и при этом могут контролировать поведение;
  • чрезвычайно значимым является социальный контекст – он влияет на эффективное/неэффективное функционирование индивида.

Основной термин – самодетерминация – в рамках этой теории рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора варианта действий, независимо от влияния внутриличностных процессов и того, что происходит вовне.

Ученые утверждают, что постоянный рост можно обеспечить тремя факторами:

Компетентностью

Для человека важно получение новых знаний и выработка навыков. Связью

Он стремиться быть причастным к какой-либо группе людей. Автономностью

Для него принципиален контроль собственного поведения и самостоятельный подбор целей для достижения.

В психологии встречается термин «Принцип самодетерминации». Он относится к области психофизиологии. Он устанавливает, что действие зависит не от влияния внешней среды, а от живого организма. С помощью данного принципа ученые выделяют особенности детерминизма в деятельности человека.

Развитие самодетерминации у взрослых

Самодетерминация является основной врожденной склонность, ведущей организм к вовлеченности в интересующее поведение. Последнее чаще всего обладает преимуществами для развития умения осуществлять гибкое взаимодействие с социальными субъектами и средой.

В качестве эмпирических критерий самодетерминации выступают:

  • спонтанность,
  • креативность,
  • интерес и личностная значимость в качестве причин для действий,
  • чувства и ощущение себя свободным,
  • определенные психолингвистические индикаторы (например, глаголы «должен» и «хочу», преобладающие в речи).

Потребность в самодетерминации начинает развиваться с первых дней жизни. Уже с момента рождения для ребенка характерны естественные тенденции исследовать и манипулировать, а также проявлять любопытство. Все эти признаки присущи для конца 6 месяца как свободное «Я». К 9 месяцам их выражение происходит через абсолютное предпочтение новизны, в год это приводит к устойчивым попыткам уметь что-либо. Уже в более старшие годы признаки дифференцируются в различные специфические интересы.

В подобных тенденциях происходит проявление внутренней мотивации, поэтому признаки не могут требовать внешнего стимула или давления, возникая спонтанно. Это происходит в случае отсутствия препятствий со стороны социального контекста.

Внутренне мотивированная форма активности способна обеспечивать собственную награду как возбуждение, интерес и наслаждение (сопутствуют ей). Она представляет собой самоцель и не включает средства для достижения более отдаленных последствий.

Замечание 1

Понятие «самодетерминация» предложил и в деталях разработали американские ученые Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Базовые положения концепции они формулировали в отношении проблемы мотивации поведения личности в 80-е гг. 20 века.

Объясняя причины поведения человека, данная теория принимала к учету не только воздействия, которые оказывала окружающая среда, но и его собственные стремления и способность согласования внешних требований и имеющихся потенциальных возможностей для достижения поставленных целей.

Что это такое в психологии

Ежедневно человек сталкивается с необходимостью совершать выбор. При этом такой выбор может, как касаться обыденных вещей (выбора маршрута передвижения), так и глобальных (жизни, здоровья). Описываемое действие имеет непосредственную связь с понятием самодетерминация, относящееся к области психологии.

Часто описываемое понятие рассматривается с позиции противопоставления иному термину – детерминации (влияние на поведенческий паттерн внешних обстоятельств факторов извне). Самодетерминация это простыми словами умение человека совершать выбор и возможность иметь свой собственный выбор.

Если кроха с младенческого возраста произрастает в любви, родители предоставляют ему свободу при предпочтении интересов, вида активности, то он, взрослея, становится личностью.

Самодетерминацию психология интерпретирует в качестве врождённой склонности, пробуждающей вовлечённость организма в интересующий поведенческий паттерн.

Критериями его считаются:

– спонтанность совместно с креативностью (проявления);

– интерес и персональная значимость (причины действия);

– ощущение личной свободы;

– предпочтение отдаётся желанию, а не необходимости.

Стремление к самодетерминации начинает вырабатываться с первых недель жизни крох. Дети склонны к исследованию, они любопытны и любят манипулировать в угоду собственным сиюминутным «хочу» желаниям. Вследствие формирования рассматриваемой черты к шестимесячному возрасту у малышей вырабатывается свободное «Я».

К девятимесячному возрасту это модифицируется в предпочтение ещё неизученного, нового старому и ранее известному. В годовалом периоде крохи желают что-нибудь делать, затем природные тяготения могут расчлениться в более разнородные интересы. Такая направленность включает проявления мотивации, возникающие спонтанно.

Самодетерминация личности являет собой умение действовать с позиции наблюдателя извне непредсказуемым образом. Вместе с тем у действующего субъекта наличествует внутренняя осознанность и логичность действий. Он основывается в принятии решения и контроле над поведением на высокие осознанные критерии.

Таким образом, самодетерминация представляет собой ключевое врождённое стремление, которое обычно характеризуется наличием преимущества для формирования умений осуществлять с социальной средой гибкое взаимодействие.

Психологическим подходом, поясняющим мотивацию человека, является теория самодетерминации, которая изучает проблематику причин действий. Она объединяет несколько ключевых идей подхода:

– фундамент внутренней мотивации выстраивается на трёх стрежневых потребностях – индивид стремится ощущать комфорт (что включает наличие еды, возможности проведения процедур гигиены), безопасность, относиться к группе (трудовая, общественная либо личная деятельность);

– существует несколько вариаций внешней мотивации, разнящихся между собой и контролирующих поведение;

– крайне значимой является социальная обусловленность – она определяет эффективное либо неэффективное функционирование личности.

Основное понятие – самодетерминация в контексте данной теории рассматривается в качестве ощущения и осуществления выбора варианта деяния, независимо от воздействия внутриличностных факторов и происходящего вовне.

Учёные убеждены, что неизменный рост обеспечивается тремя нижеприведёнными факторами:

– компетентностью (человеку необходимы новые знания и формирование навыков);

– связью (индивид стремится причисляться к какой-нибудь общности людей);

– автономностью (человеку принципиален контроль над собственными поведенческими паттернами и свободный выбор целей для их воплощения).

В психологической науке можно встретить понятие «принцип самодетерминации личности», относящийся к отрасли психофизиологии. Он определяет зависимость действия от живого существа, а не от воздействия среды извне. Посредством описанного принципа учёные деятели выделяют специфики детерминизма в человеческой деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: