«я-концепция» личности

Уровни самоуважения можно разделить на 3 группы:

Высокий. Встречается не так часто, как хотелось бы. Такой тип людей можно назвать счастливчиками, поскольку они всегда осознают свои истинные желания и в любой ситуации ищут возможности для достижения цели и для своего развития. Такие люди с детства знают, чего хотят достигнуть в жизни и не зависят от мнения окружающих. Человек с высоким уровнем самоуважения живет по своим правилам и не ждет оценки своих действий.

Средний. Встречается у большинства людей

Такие люди понимают, чего хотят от жизни и стремятся к своим целям, но при этом для них очень важно общественное мнение. У человека со средним уровнем самоуважения выражена потребность быть понятым и принятым обществом, ему важно чувствовать собственную значимость в социуме. На работе и в коллективах очень ценят таких людей, поскольку иногда они способны пренебречь собственными интересами ради общего блага

Например, прийти на работу в выходной день, чтобы вовремя подготовить отчет. Человеку со средним уровнем самоуважения следует научиться отличать свои желания от ожиданий общества. Для счастливой и гармоничной жизни такие люди должны соблюдать баланс между самоуважением и уважением окружающих

На работе и в коллективах очень ценят таких людей, поскольку иногда они способны пренебречь собственными интересами ради общего блага. Например, прийти на работу в выходной день, чтобы вовремя подготовить отчет. Человеку со средним уровнем самоуважения следует научиться отличать свои желания от ожиданий общества. Для счастливой и гармоничной жизни такие люди должны соблюдать баланс между самоуважением и уважением окружающих.

Низкий. Такой человек не любит, не ценит и не уважает себя. Он стремится любыми способами получить общественное одобрение и признание. Собственные желания и потребности он не осознает, потому что ориентируется на ожидания общества. Низкий уровень самоуважения мешает человеку проявлять свои способности и таланты, реализовывать истинные желания и быть счастливым. Таким людям следует научиться правильно расставлять жизненные приоритеты.

Сила пустотности

«Гений не делает ошибок. Его промахи – преднамеренные».Джеймс Джойс иронизирует

Что же было после «Улисса»? Роман-завещание «Поминки по Финнегану» – чтиво, над которым Джойс чахнул семнадцать лет, но так и не успел довести дело до победного конца. Отдельные его фрагменты, которые успели засветиться в литературных журналах, воспринимались читателями в штыки. Расправивший плечи книжный Атлант, нареченный «Улиссом», обернулся для Джойса камнем преткновения. Писатель был обречен на страшнейшую из мук: что бы не вышло из-под его пера, отныне это будут сравнивать с похождениями Леопольда Блума. И никак иначе.

Если раньше Джойс разрушал английский язык и предпринимал попытки перенести безостановочный мысленный процесс на бумагу, то «Поминки» задумывались как образчик беспробудного сюрреализма. В центре внимания «бессловесный мир сна», царство грез и фонетика иллюзий, в перипетиях которой черт ногу сломит даже сегодня, сколько бы научных степеней он не имел.

Ближе к началу Второй Мировой Джеймс Джойс перебрался в Цюрих, где слег с глаукомой, чуть позже – с прободной язвой, а 13 января 1941 года великий экспериментатор скончался. Ему было 58 лет.

Человек, который наплевал на каноны словотворчества, борец за целостность мысли и неделимость логоса, он зарекомендовал себя как «такой себе» журналист, «такой себе» педагог и «такой себе» семьянин – существо умеренных нравов и способностей. Тем не менее, его дотошность и безграничная жажда знаний смогли обессмертить фамилию Джойс.

Деконструируя классику мировой литературы, доходяга Джеймс неожиданно для себя самого стал той самой «нетленной классикой», к которой сложно подобраться неподготовленному обывателю. Однако, коли вам доведется ознакомиться да хоть с тем же «Улиссом», то, руку даем на отсечение, осилив эти 800 с лишним страниц, вы и не заметите, как начнете праздновать Блумсдэй и напиваться до беспамятства каждое 16 июня. Тут без вариантов.

«Когда я умру, на моем сердце будет написано „Дублин“». Джеймс Джойс (1882-1941)

Самый важный вклад в философию

Прагматизм. Теория правды

Название «прагматизм» происходит от греческой прагмы, что означает действие. В этом смысле Джеймс определяет прагматизм как метод, который интерпретирует понятия через его практические последствия.

Прагматическая концепция «истины», используемая Джеймсом, относится к множественной и не единственной и совершенной истине, отстаиваемой другими философскими течениями, такими как абсолютный идеализм..

В этом смысле Джеймс определяет, что истина варьируется в зависимости от того, что полезно для верующего или человека, который считает, что это правда. Это проверено или подтверждено опытом.

Что действительно имеет значение, так это практические последствия, которые эта истина имеет для человека, который нуждается в ней, и для ее опыта, поэтому искать ее нужно только тогда, когда нам что-то нужно. Истина всегда должна выбираться в отношении лжи, когда оба ссылаются на ситуацию. Если нет, выбор между правдой и ложью не будет тем же самым, потому что ни один из них не имеет смысла на практике. в прагматизм, Джеймс приводит пример, который я перевожу здесь, чтобы лучше понять это понятие «истины»:

«Если вы спросите меня, который час, и я скажу вам, что я живу на Ирвинг-стрит, дом 95, мой ответ действительно может быть правдой, но вы не понимаете, почему я обязан вам сказать».

В этом случае утилита будет знать время, независимо от того, сколько другой человек дает вам свой адрес, в данный момент она не имеет никакой полезности, поэтому теряет смысл.

Учение о радикальном эмпиризме

Это теория познания и метафизики, предложенная Уильямом Джеймсом. в Смысл истины, Американский философ обобщает радикальный эмпиризм как метод, который «состоит из постулата, затем изложения фактов и, наконец, обобщенного заключения»..

Он продолжает объяснять, что постулат, который может обсуждаться философами, может относиться только к факту, определенному и определенному опытом. То есть единственный объект познания — это то, что принадлежит опыту..

Изложение фактов определяет, что отношения между вещами принадлежат опыту так же, как вещи сами по себе. Это означает, что речь идет не об информировании данных, а об установлении связей между изучаемыми элементами..

Наконец, можно сделать вывод, что элементы опыта удерживаются вместе непрерывными отношениями, которые также являются частью этого опыта. То есть, реальность состоит из набора отношений между частями, которые ее формируют, они не являются свободными элементами без значения.

Этот эмпиризм отличается от такового у чистых эмпириков, таких как Локк и Юм, именно из-за этого видения структуры и связей между элементами.

Религия в философии Уильяма Джеймса

Тот факт, что Генри Джеймс был последователем теологии Эммануила Сведенборга, повлиял на философскую теорию Уильяма.

Выдающийся американский философ знал, как совместить свою прагматическую теорию с религией. Он сосредоточился на религиозных верованиях, а не на институтах, и утверждал, что эти мистические переживания должны изучаться психологами, потому что они представляют разум ближе.

В этом контексте его теория о «воле верить» (то есть верить) имеет смысл. Эта доктрина защищает ее в чтении 1896 года, которое получает то же имя Будет верить. Здесь Джеймс добавляет исключение к своему радикальному эмпиризму, заявляя, что можно рискнуть поверить, позволяя, что, если кто-то верит в Бога, он может доказать свое существование из того, что Бог или эта вера в Него привносят в его жизнь..

Позитивное внимание без условий

Сложно себе представить ситуацию при которой происходит развитие личности, получающей позитивное внимание без всяких условий

Однако Роджерс считал, что такое вполне возможно, если человек, воспитывающий ребенка, по крайней мере, старается принимать и уважать его просто за то, что он такой, какой есть, без всяких «но» и «если».Он считал, что единственный способ не препятствовать тенденции к самоактуализации человека в будущем, это дать ему безусловное позитивное внимание, любить его без всяких оговорок и условий.В этом походе важно понять, что позитивное внимание без условий не значит, что родителю необходимо одобрять и поддерживать любое поведение ребенка, это и не представляется возможным, хотя бы потому, что дети часто делают вещи, угрожающие им самим и в этом они должны быть ограничены. Но это означает отсутствие «торга» и условий в отношениях с ребенком и безусловное принятие его поведения, которое следует ограничивать, не обставляя эти ограничения условиями

Но это означает отсутствие «торга» и условий в отношениях с ребенком и безусловное принятие его поведения, которое следует ограничивать, не обставляя эти ограничения условиями.

Условия позитивного внимания

Получается, что если ребенок ведет себя так, как желают того родители, то он получает так необходимое ему одобрение, если же нет, то происходит обратное.

И вот появляется фактор, который Роджерс назвал обусловленным позитивным вниманием, девиз которого — ты будешь любимым, принимаемым и уважаемым только при условии, что будешь таким каким я хочу тебя видеть. Такой фактор является весьма важным в выработке поведенческих стратегий личности, и если он в изобилии присутствовал в период вашего роста, то с большой степенью вероятности во взрослом возрасте вы будете «обменивать» одобрение окружающих на нужное им поведение

Нетрудно понять, что в этом случае человек рассматривает свою ценность лишь с точки зрения других людей

Такой фактор является весьма важным в выработке поведенческих стратегий личности, и если он в изобилии присутствовал в период вашего роста, то с большой степенью вероятности во взрослом возрасте вы будете «обменивать» одобрение окружающих на нужное им поведение. Нетрудно понять, что в этом случае человек рассматривает свою ценность лишь с точки зрения других людей.

Конечно, постановка ряда условий, при выполнении которых человеку гарантируется внимание, приводит к тому, что ребенок будет стараться соответствовать стандартам других людей, а вовсе не становится тем, кем он реально хотел бы быть. Кроме того, это приводит к деформации ценностной оценки самого себя, поскольку в такой системе координат ценностью становятся лишь те мысли, чувства и поступки, которые имеют шанс на одобрение и поддержку, а это приводит к появлению я-концепции, находящейся в НЕ соответствии с личными склонностями и порывами

Люди, воспитанные в подобных обстоятельствах, с высокой вероятностью будут ограничивать свое поведение и искажать внутреннюю реальность, потому, что даже мысли о неприемлемом поведении для них будут представлять угрозу их я-концепции

Кроме того, это приводит к деформации ценностной оценки самого себя, поскольку в такой системе координат ценностью становятся лишь те мысли, чувства и поступки, которые имеют шанс на одобрение и поддержку, а это приводит к появлению я-концепции, находящейся в НЕ соответствии с личными склонностями и порывами. Люди, воспитанные в подобных обстоятельствах, с высокой вероятностью будут ограничивать свое поведение и искажать внутреннюю реальность, потому, что даже мысли о неприемлемом поведении для них будут представлять угрозу их я-концепции.

завод

-Основы психологии (1890)

— Психология (краткий курс) (1892)

-Воля к вере и другие очерки в популярной философии (1897)

— Бессмертие человека: два предполагаемых возражения против доктрины (Лекция Ингерсолла, 1897)

— Воля к вере, человеческое бессмертие (1956) Публикации Dover, ISBN 0-486-20291-7

— Беседы с учителями по психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899)

— Разнообразие религиозного опыта: изучение человеческой природы

— Прагматизм: новое имя для некоторых старых способов мышления (1907)

— Плюралистическая вселенная (1909)

-Значение истины: продолжение «Прагматизма» (1909)

Работы опубликованы посмертно

— Некоторые проблемы философии: начало введения в философию (1911)

— Воспоминания и Исследования (1911)

— Очерки радикального эмпиризма (1912)

— Письма Уильяма Джеймса (1920)

— Сборник очерков и обзоров (1920)

— Переписка Уильяма Джеймса (1992-2004)

— «Дилемма детерминизма»

* Работы взяты с сайта Википедии

ссылки

  1. Ричардсон, Р.Д. (2006) Уильям Джеймс: В водовороте американского модернизма: биография. Нью-Йорк, Компания Хафтон Миффлин. Получено 18 января 2017 года из Google Книг.
  2. Саймон Л. (1998) Подлинная реальность: жизнь Уильяма Джеймса. Нью-Йорк, Harcourt Brace & Company. Получено 17 января 2017 года из Google Книг.
  3. Кафедра психологии Гарвардского университета. Взято из психологии.fas.harvard.edu.
  4. 6. «Жизнь в переходах» Уильям Джеймс, 1842-1910. Веб-версия выставки, куратором которой является Линда Саймон. Взято с hcl.harvard.edu.
  5. Джеймс, W. Прагматизм и концепция истины.
  6. Джеймс В., Бауэрс Ф., Скрупскелис И.К.. Смысл истины (1975). Кембридж, издательство Гарвардского университета.
  7. Джеймс, W. прагматизм (1975). Кембридж, издательство Гарвардского университета.

Категория отражения

Категория отражения ‒ психика характеризуется как субъективное отражение объективной действительности. Отражение объективной реальности, при котором любое внешнее влияние всегда преломляется через прежде сформировавшиеся свойства психики, через то состояние, которое присутствует в представленный момент у определенного человека. Потому одно и тоже влияние внешнего уровня может по-разному воспроизводиться различными людьми. И даже одним и тем же человеком в разное время и при разных обстоятельствах. Находится в зависимости от множества обстоятельств: возраста, величины знаний, существующего опыта и т.д.

Развитие личности во времени

В отличие от своих предшественников, Роджерс не выделял в процессе взросления личности каких то особых стадий

Он говорил о важности личной истории и ее влиянии на взрослого человека, особенно он выделял то, как в результате развития личность относится к самой себе, насколько это отношение позитивно или негативно

Можно рассмотреть развитие концепции «Я» Роджерса через призму феноменологии.

Изначально ребенок видит мир единым, не разделенным на части, для него это один «психокосм» или поле его сознания, в котором отсутствует элемент Я.  Взаимодействие с окружающим миром приводит к появлению дифференциации, разделению поля сознания, где со временем начинает формироваться Я-концепт.

Согласно Роджерсу, в процессе формирования Я на индивида оказывает влияние, организмический оценочный процесс. Это значит, что ребенок оценивает свой внутренний опыт с позиций следующей целесообразности — насколько события способствуют или наоборот препятствуют его врожденному стремлению к самоактуализации.

Было высказано предположение, что пищевая депривация оценивается как негативное явление, поскольку препятствует развитию организма, в то время как питание, наоборот ему способствует и поэтому оценивается с точки зрения позитивного явления. Ребенок оценивает этот биологический процесс с позиций своих ощущений (по принципу нравится — не нравится) и эта оценка — его спонтанная реакция на непосредственные стимулы, то есть на окружающий мир — родителей, родственников, условия питания, температуру и т.п. В процессе этих взаимодействий и его реакции (хорошо-плохо) формируется его Я-концепция, частью которой является оценочное отношение к окружающему миру и своих отношений с ним (кто Я, какой Я по отношению к миру).Поэтому Я-концепция в большей степени является следствием отношений с социумом. И из этого же вытекают уже упомянутые важные различия в будущей самооценке себя.

На эту самооценку наибольшее влияние оказывали следующие факторы.

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Тесты

После такого подробного описания логично будет поинтересоваться, как узнать свой архетип личности. И у меня для вас отличная новость – это можно сделать в онлайн-режиме. Итак, определяем свой архетип:

  1. Ваш психологический архетип – от вас требуется ответить на 20 вопросов, заполняя окошки со словами “правда” или “ложь”. Тест поможет определить тип личности по Пирсон-Марру.
  2. – здесь вы отвечаете на 72 вопроса и изучаете свою личность по теории Юнга. Результат исследования приходит на электронную почту.
  3. Архетип личности женщины – адаптированный под представительниц прекрасного пола тест, чтобы понять свой архетип. Здесь названия немного изменены, соответственно, и характеристики будут немного отличаться.
  4. Какой архетип определяет вашу личность? – экспресс-тест, который помогает быстро определить ваш тип, который влияет на ваши решения и ваше поведение. Состоит всего из 9 вопросов.

Определение, что такое архетипы

Вот такое не очень понятное определение. Давайте теперь разберем, так сказать, на пальцах, что же это за часть такая в каждом из нас.

Карл Густав Юнг – выдающийся ученик Зигмунда Фрейда, но он покинул своего учителя и создал уникальную школу – аналитическая психология. Именно он впервые использовал понятие архетипа.

По Юнгу это понятие означает, что мы имеем определенную тень от предков и когда попадаем в какую-то незнакомую ситуацию, по инерции поступаем так, как поступили бы наши предки. Это и есть влияние коллективного бессознательного на нашу жизнь. Были и последователи Юнга, которые дополняли его теорию про структуру личности. Но классический вариант – это именно его теория.

Я не буду вдаваться в сложные психологические понятия. Приведу пример.

Есть и другие типологии личности человека, но мы поговорим именно о теориях Юнга и Пирсон-Марра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: