Что делать если ребенок ворует. советы психолога родителям

Обеспечить занятость

Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.

У стыдной проблемы есть возраст

Дошкольники (дети в возрасте 5-6 лет) уже хорошо понимают факт присвоения чужих вещей, но не ощущают аморальности своих деяний. В силу детского эгоизма малыш может воровать игрушки из детского сада или взять их у друга для домашнего пользования. В таком случае родители должны спокойно объяснить малышу, что брать чужое нельзя и вместе вернуть игрушку. Если вы поймали ребенка на воровстве в магазине, то следует показать ему, как нужно оплачивать товар или даже предоставить возможность поучаствовать в процессе. А по возвращении домой обязательно обговорите с ним произошедшую кражу в магазине и убедитесь, что малыш понял вас.

Дети школьного возраста уже более осознанно совершают кражи. В этих случаях необходимо быть крайне внимательным к поведению своего чада и наказывать за воровство. Причины воровства у детей младшего школьного возраста символизируют желание обладать яркой и красочной вещью, либо об эмоциональной нестабильности в неблагополучной семье. В возрасте 11-12 лет похищение в магазине будет означать желание продемонстрировать своим сверстникам независимость и смелость. При краже у одноклассников ученик может демонстрировать скрытую обиду или зависть к сверстникам.

Но будьте внимательны и наблюдательны, ведь в таком возрасте они способны избежать наказания с помощью лжи. В таком случае совет психолога поможет сгладить проблему.

Особенности 7 лет

В семилетнем возрасте у детей усиливается интерес и чувство собственности в отношении своего имущества. Для получения ценной для себя вещи малыш способен воровать деньги дома, чтобы потом потратить их, обменять или подарить своему другу. Родители должны отслеживать такие проявления ребенка и пресекать воровство денег. В этом возрасте дети могут взять что-то у учителя, у друзей или в магазине. Возможно, ребенок чувствует себя обделенным и испытывает желание обладать тем, чего у него нет, поэтому и берет чужие вещи. В основном проблема воровства этого возраста скрывается в психо-эмоциональном состоянии малыша. Проявите к малышу понимание, и помогите ему справится с чувством стыда. По возможности верните вместе украденную вещь владельцу и как компенсацию за плохой поступок сделайте что-то хорошее и полезное.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

«Четыре возраста» детского воровства

  1. Неосознанное (0-3 года)

    Пример: маленький Ванечка видит интересную безделушку. Она ему нравится, и ребенок кладет вещь себе в карман, чтобы иметь возможность подарить ее одному из родителей на день рождения.

  2. Детское (4-11 лет)

    Пример: Таня приносит в школу ручку, в которой много разных цветов. Родители купили ее в подарок за прилежную учебу. У Светочки такой нет, поэтому она забирает ручку себе и сворачивает вину на третью их подружку.

  3. Мелкое подростковое (12-17 лет)

    Пример: «Продвинутые» подруги Даши крадут в супермаркете «Киндеры» и предлагают ей присоединиться. Ну как тут откажешься?

  4. Настоящее осознанное воровство (подростки и 18+)

    Примеров тут миллион, но самое главное то, что это уголовно наказуемо.

Конечно, кража в детском возрасте может показаться мелочью. Но если упустить этот момент в детстве, потом будет сложнее справиться с проблемой! Украсть – это очень личный и стыдный проступок. Но сколько человек во всем воровали! Каждый, наверное, хоть раз, да хотел бы присвоить себе что-нибудь чужое, а скорее всего даже делал это. Родители, вспомните своё детство – случалось ли такое, что Вы или кто-то из Ваших друзей воровал? Что из этого вышло? Какие чувства вы испытывали при этом? Ваш ребенок вряд ли Вам об этом расскажет, а родителям часто неудобно поднимать такую тему в разговоре с ребенком.

Без перемен в семье специалисты не помогут

Если родители выяснили, что ребёнок крадёт, чтобы занять определённое место в подростковом сообществе, можно обращаться за помощью к психологу. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, если нога — то к травматологу. Проблемы поведения требуют помощи специалиста, это нормально. Возможно, в более тяжёлых случаях потребуется обратиться к психотерапевту.

Не скажу, что сразу нужно обращаться к врачам. Порой родителям нужно начать уделять своему ребёнку больше времени, и даже если они его в чём-то упустили, есть шанс эту связь восстановить. Не надо ругать и сразу хвататься за ремень — это не поможет построить доверительные отношения. Многие дети ведь у нас просто запущены из-за родительской занятости. Большинство пап и мам дают им возможность сидеть сколько угодно в гаджетах или гулять с кем угодно, лишь бы не мешали, лишь бы дали отдохнуть. Это приводит к утрате связи между ними. Как бы доверительно такие родители не разговаривали с проштрафившимся подростком, разговоры ничего не изменят. Нужно менять формы общения, нередко нужно менять даже место жительства — потому что, если ребёнок будет общаться в той же компании, которая довела его до преступления, толку от вразумлений будет мало. Если же в семье ничего вообще не меняется, то не помогут даже специалисты, какими бы хорошими они ни были.

Причины воровства

Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:

сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
недостаток душевной близости в семье

С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы; 
зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
добрые намерения

Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег; 
двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
желание рискнуть и получить дозу адреналина;
клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман. 

Как отучить ребенка воровать: советы психолога

Ребенок ворует деньги

Когда ребенок ворует, то для родителей это всегда шок. В данной ситуации они должны вести себя правильно и не усугублять ситуацию.

Психологи для решения этого вопроса, а также его предупреждения, советуют следующее:

Занимайтесь воспитанием. Понятие о том, что есть свои и чужие вещи, каждый родитель должен закладывать в ребенка с детства. Кроме того, он должен понимать, что чужое надо уважать. Ну а доверительные отношения помогут ребенку доверять вам, даже если он сделал что-то плохое. Он должен не бояться, а понимать, что родители всегда помогут справиться с проблемами.

Выделяйте деньги на карманные расходы

Неважно какая это будет сумма, пусть и самая маленькая, но с детства ребенок должен научиться понимать ценность денег и обращаться с ними.

Начинайте с себя. Родители обязаны подавать детям пример и не должно быть такого, что ребенок будет во время очередного разговора упрекать их в том, что они и сами так поступают.

Спокойствие

Даже если ребенок спорит и огрызается, не стоит кричать на него. Он в любом случае напуган, а такое поведение является защитной реакцией. Всегда будьте спокойны. Угрозами и упреками добиться ничего не получится.

Вы тоже в этом виноваты. Поймите это и дайте понять ребенку, что вы готовы вместе с ним все исправить. Не стоит показывать, как сильно вы огорчены, а лучше дайте понять, что не бросите его в одиночестве.

Никакой публики. Проблему не надо выяснять на людях, а также не заставляйте приносить извинения при толпе. Это унижение для любого человека, а ребенок при этом может оказаться сломленным или обозлиться. Кроме того, не давайте и другим оскорблять ребенка. Пообещайте, что сами разберетесь во всем.

Выясните причины. От того, почему конкретно был совершен такой поступок, уже определяйте реакцию, а также, какая помощь будет оказана ребенку.

Избавляйтесь от соблазнов. Никогда на виду не держите деньги или какие-то наиболее интересные для ребенка вещи. То же самое просите делать и в гостях.

Обязательно реагируйте на любую кражу
Если ребенок взял из магазина конфетку, то обратите на это внимание. Важно даже не то, что было взято, а сам факт кражи
Когда родители беззаботно относятся к этому в малом возрасте, то в подростковом могут случаться и более серьезные кражи.

Никакого насилия. Побои, угрозы и крики ничего хорошего не дадут. Ребенок просто озлобится. Он станет воровать просто назло, ведь он уже заклеймен.

Если вы нашли причину кражи и исправили ее, то никому не позволяйте упрекать ребенка. Да и сами родители должны воздержаться от этого.

Протест как причина воровства

Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики

Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали

Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Золотая середина

Когда речь идет о вашем ребенке и материальных благах, постарайтесь найти золотую середину

Поймите, что такие вещи, как одежда или техника, играют очень важную роль для подростка, так как они выступают в качестве способа демонстрации как индивидуальности, так и принадлежности к определенной группе, которая является для него важной. Не выдавайте подростку всего, о чем он попросит, так как это может создать у него ощущения вседозволенности и отсутствие уважения к собственности других

Вместо этого позвольте подростку заработать материальные блага на их выбор с помощью длительных периодов хорошего поведения, также вы можете помочь им найти способ зарабатывать деньги самостоятельно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Говорите с ребенком

Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:

  • Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
  • В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
  • Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
  • Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
  • Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
  • Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».

Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях

Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как бороться с воровством

Известный детский психолог Людмила Владимировна Петрановская предлагает такой алгоритм для борьбы с детским воровством.

  1. Для начала четко донесите до ребенка, что воровство неприемлемо и объясните, почему это так.
  2. Затем определите причину, которая заставляет школьника присваивать чужие вещи. Попробуйте понять его мотивацию. 
  3. Если кража уже случилась, не упрекайте ребенка и не злорадствуйте. Поддержите, если школьник решил признаться в проступке, и помогите ему вернуть вещь законному владельцу. Если  до раскаяния далеко, постарайтесь объяснить юному воришке, что своими действиями он причиняет боль другим (тем, у кого крадет) и портит собственную репутацию.
  4. В процессе совместного обсуждения подскажите ребенку, как он может достичь своей цели легитимным путем. Каким бы ни был мотив кражи, всегда есть альтернатива, и именно по этой траектории следует направить школьника.
  5. Обязательно хвалите ребенка за любой прогресс, отмечайте даже маленькие шаги на пути искоренения негативной привычки, если он ворует часто.

При этом категорически нельзя:

  • обвинять в краже ребенка, если его вина не доказана – всегда нужно помнить о презумпции невиновности;
  • делать вид, что ничего не произошло, или выказывать явное/завуалированное одобрение;
  • называть ребенка вором и клеймить его как законченного преступника;
  • настаивать на сцене публичного раскаяния;
  • возвращаться к этому проступку снова и снова, уже после анализа ситуации и вынесения итогового решения. 

Почему ребенок начал воровать

  • Неправильная модель воспитания. Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.
  • Пример взрослых. Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.
  • Плохая компания. Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.
  • Деформация личности. Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети — это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.
  • Вымогательство. Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.

Профилактика детского воровства

Ликвидация соблазна украсть. Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.

Четкое разграничение понятий «мое — чужое ». Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.

Выделение карманных денег. Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.

Использование личного примера. Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство — это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители

При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.

Несколько причин для воровства

Стремление родителей закрыть глаза на мелкие шалости детей, может повлечь серьезные последствия в дошкольном и подростковом возрасте. Причин, почему ребенок начинает воровать, может быть несколько:

Неконтролируемое желание обладать чужими понравившимися вещами. Живя в мире соблазнов, маленький человечек с несформировавшейся психикой понимает, что брать нехорошо, но не может отказать себе в этом. Причем оправдания поступку всегда найдутся.

Дети, которые испытывают недостаток внимания, стремятся самоутвердиться за счет кражи. Например, так они показывают свой характер сверстникам или покупают всем конфеты на украденные у родителей деньги и пытаются завоевать всеобщую любовь.

Психологическая неудовлетворенность и стремление обратить на себя внимание или отомстить своим родителям, которые будут испытывать стыд за них.

Вымогательство старших детей, когда малыш вынужден брать вещи и нести их старшеклассникам.

Неспособность дистанцироваться от компании. Стремясь не оторваться от окружения, дети принимают модель поведения группы.

Недостаток в воспитании, а иногда и прямое поощрение со стороны взрослых, когда отобранная игрушка или другая вещь у сверстника одобряется как результат силы растущего чада.

Профилактика. Что делать, чтобы предотвратить

Поведение родителей является для детей лучшим примером для подражания. Порядочность и честность воспитываются исключительно по наглядному примеру. Подобная модель поведения считается отличным профилактическим средством при детском воровстве. Рассмотрим пути решения проблем детского воровства:

  1. Доверительные отношения. Для установления таких отношений делитесь с сыном (дочерью) своими переживаниями и расстройствами, рассказывайте случаи из своего детства с подобными проблемами. Главное, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и брошенным.
  2. Ответственность. Придумайте для него ответственное занятие в пределах дома. Например, кормление питомца, полив цветов, мытье посуды и прочее. Такое обязательство постепенно отучит ребенка от воровства.
  3. Поучительные сказки для детей. Такие сказки оказывают на ребят сильное впечатление. На примере героев рассказов дети учатся понимать моральные нормы поведения в обществе. И смысл плохого поступка проникает в сознание ребенка в более доступной форме. Например, можно прочитать с ребенком рассказ о воровстве Н. Носова «Огурцы».

Помните, что ребенку важно ваше понимание, сочувствие и участие в его детских проблемах. Пускай они выглядят для вас смешными и неважными на фоне взрослых, но малыш так не думает и переживает по-своему

Задачей родителей является направить мышление ребенка в нужное и полезное направление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: