Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика
- Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
- Нейропсихологическое обследование.
- Консультация педиатра.
- Сбор информации
Диагностический опросник
- Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
- Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
- Структурированный опросник Коннерса.
диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка
Нарушение адаптации
Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев
на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности
Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия
Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.
Признаки импульсивности и гиперактивности
- Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
- Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
- Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
- Не может спокойно играть.
- Чрезмерно подвижен.
- Излишне болтлив.
- Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
- Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
- Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
- Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что
- Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.
- Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
- Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
- Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя
Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
- разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
- критиковать не личность, а действия;
- аргументировать отказы и замечания;
- учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
- повышать голос;
- наказывать физически;
- сравнивать с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относится к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
- переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
- игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Источники
- Zhang Z., Zhao S., Song J., Li R., Zhang Y., Li D. . // Zhonghua Yi Xue Yi Chuan Xue Za Zhi — 2021 — Vol38 — N4 — p.373-375; PMID:33834469
- Coussens M., Vitse F., Desoete A., Vanderstraeten G., Van Waelvelde H., Van de Velde D. Participation of young children with developmental disabilities: parental needs and strategies, a qualitative thematic analysis. // BMJ Open — 2021 — Vol11 — N4 — p.e042732; PMID:33795296
- Baruch Y., Horn-Saban S., Plotsky Y., Bercovich D., Gershoni-Baruch R. A case of Ververi-Brady syndrome due to QRICH1 loss of function and the literature review. // Am J Med Genet A — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33738978
- Hasanzadeh S., Asgharijafarabadi M., Sadeghi-Bazargani H. A Hybrid of Structural Equation Modeling and Artificial Neural Networks to Predict Motorcyclists’ Injuries: A Conceptual Model in a Case-Control Study. // Iran J Public Health — 2020 — Vol49 — N11 — p.2194-2204; PMID:33708741
- Koren G., Cohen R., Sachs O. Use of Cannabis in Fetal Alcohol Spectrum Disorder. // Cannabis Cannabinoid Res — 2021 — Vol6 — N1 — p.74-76; PMID:33614955
- Farhi A., Gabis LV., Frank S., Glasser S., Hirsh-Yechezkel G., Brinton L., Scoccia B., Ron-El R., Orvieto R., Lerner-Geva L. Cognitive achievements in school-age children born following assisted reproductive technology treatments: A prospective study. // Early Hum Dev — 2021 — Vol155 — NNULL — p.105327; PMID:33607602
- Ahmad SI., Meza JI., Posserud MB., Brevik EJ., Hinshaw SP., Lundervold AJ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Symptom Dimensions Differentially Predict Adolescent Peer Problems: Findings From Two Longitudinal Studies. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.609789; PMID:33584444
- Zoccante L., Ciceri ML., Chamitava L., Di Gennaro G., Cazzoletti L., Zanolin ME., Darra F., Colizzi M. Postural Control in Childhood: Investigating the Neurodevelopmental Gradient Hypothesis. // Int J Environ Res Public Health — 2021 — Vol18 — N4 — p.; PMID:33578752
- Chan M., Tse EK., Bao S., Berger M., Beyzaei N., Campbell M., Garn H., Hussaina H., Kloesch G., Kohn B., Kuzeljevic B., Lee YJ., Maher KS., Carson N., Jeyaratnam J., McWilliams S., Spruyt K., Van der Loos HFM., Kuo C., Ipsiroglu O. Fidgety Philip and the Suggested Clinical Immobilization Test: Annotation data for developing a machine learning algorithm. // Data Brief — 2021 — Vol35 — NNULL — p.106770; PMID:33553523
- Vuong AM., Webster GM., Yolton K., Calafat AM., Muckle G., Lanphear BP., Chen A. Prenatal exposure to per- and polyfluoroalkyl substances (PFAS) and neurobehavior in US children through 8 years of age: The HOME study. // Environ Res — 2021 — Vol195 — NNULL — p.110825; PMID:33545124
Коррекционные игры для гиперактивных детей
Главное правило — это позитивный настрой. Игра — это тоже труд, медленно и уверенно преображающий непоседу. По минутке увеличивается его возможность остановиться, чтобы расслабиться, которая превратится со временем в 5-10-15 минут.
Для детей дошкольного возраста подойдут такие полезные игры
“Семейка кенгуру” помогает успокоится. Прыгаем вместе с малышом, изображая кенгуру — медленно, но синхронно по холмам и по долинам. Затем прячемся на ночь в норке. Необходимо замереть, иначе семейку обнаружат кровожадные хищники. Максимально расслабляемся, а “хищник” (мама или папа) тянет за ноги, руки, чтобы проверить живой кенгуреныш или нет.
“Макарошки” также уменьшают возбуждение. Люди — макаронины валяются на полу, вытягиваются и перекатываются. Потом они варятся и бурлят то быстрее, то медленнее. Затем огонь выключается и движение на полу прекращается — макарошки замирают. Теперь мелкую макаронину берут за талию и “стряхивают воду”. Кладут на “тарелку, накручивают на вилку и поливают соусом” (накрыть крошку покрывалом) и “едят”, пощипывая за бока.
“Улитка” учит контролировать реакцию. Малютки превратились в улиток. Они очень медленно передвигаются, ползут по кругу. Ой, резко пронесся автомобиль — они прячутся в панцирь, замирают. Опасность миновала — выпрямляются, потягиваются и опять идут. Проходит человек, пробегает животное — все повторяется. В завершение — на солнечной лужайке улиточки дремлют, лежа на животе, солнышко такое ласковое и расслабляющее.
Для школьников младшего возраста польза игр бесценна
“Пантомим”. Показывайте по очереди предметы, животных, действия (несу тяжелую сумку, поливаю цветы, крашу забор) с целью отгадать без слов. Здесь не только бурлят эмоции, но и развивается воображение.
“Стоп”. Договоритесь со своим маленьким игроком, что он будете произносить цифры , а его задача отследить, когда вы назовете условную “5” или “9” и остановит игру
Здесь разрабатывается реакция и внимание
Если требуется выплеснуть энергию (во избежание накопления эмоционального напряжения, агрессии), то сыграйте в “Бокс”. Устройте импровизированный ринг, придумайте или купите необходимое снаряжение. Посмотрите несколько детских тренировок по Интернету для большей убедительности. И, самое главное, научите юного спортсмена не только боксировать, но и отдыхать. Здесь цель — чередование борьбы и отдыха, так он приучится регулировать свое состояние.
Позволяйте иногда ребятам “Битву с подушками”, а лучше поучаствуйте сами. Можно усложнить игру с помощью задания продержаться, не сходя с места и не падая в течении 30 секунд, например. Такая разрядка необходима непоседам, особенно школьного возраста.
“Снежная Баба”. Эта игра сродни медитации — расслабляет и снимает стресс. В любом месте в любое время (на прогулке, например) превращаем нашего “энерджайзера” в снежную бабу с помощью таких аффирмаций. “Представь, что ты сделан из снега — и руки, и ноги — все тело, тебя только слепили и ты стоишь и блестишь на морозе. Проходит время, зиму сменяет весна, становится тепло, а потом жарко. Ты начинаешь понемногу таять: сначала руки, потом тело, а затем и ноги превратились в ручеек воды. Только “мокрое место” и останется от плохого настроения вашего ребенка!
Упражнения для развития навыков самоконтроля также смотрите здесь:
Ну что же, можно сделать вывод, что гибкость и терпение — самое необходимое в работе с гиперактивными детьми. Такие непоседы бесспорно изматывают родителей. Им грозят нервное истощение, депрессия, семейные ссоры, если сразу же не расставить все и всех на свои места. Когда вы заботитесь о себе, об отношениях со своей половинкой — это только гармонизирует ваших детей.
С супругом (супругой) договорится заранее, обсудив тактику воспитательных моментов — дайте ему почитать эту замечательную статью
Важно согласие между мамой и папой во всех вопросах воспитания, иначе ничего не выйдет. Объясните родственникам и друзьям особенности вашего ребенка, подскажите им как нужно реагировать на его поведение, расскажите о том, как важны для него понимание и любовь
Это избавит вас от неприятных замечаний вроде “Вы его совсем не наказываете?”.
Гиперактивность вашего ребенка — это не беда, а возможность проявить творчество в воспитательном процессе, стать лучшей версией себя, как родителя.
Поделитесь своими лайфхаками “укрощения строптивых” чад!
Видео
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(2)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Ребенок в семье
Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Игры для гиперактивных детей
«Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
«Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
«Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
«Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
«Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне
Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
«Колокольчик». Дети садятся в круг
Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.
Гиперактивность у детей. Советы по воспитанию
С “шустриками” и ”живчиками” бесполезно истерить, они и сами это хорошо умеют. Крики могут еще больше усилить детские истерики и капризы. Постарайтесь плавно и уверенно обучить ребенка, как вести себя в сложных ситуациях: при капризах, истериках, нытье и баловстве. Здесь мама выступает не врагом, не “злым и страшным серым волком”, а помощником, наставником, доброй волшебницей. Ведь мама помогает ему понять, как себя вести, как овладеть собой.
Гиперактивным детям важно научиться слышать мамины просьбы и выполнять их, не раздражаться и не психовать, когда что-то не получается или в чем-то отказывают, стать более собранным
Похвала и поощрение
Это наша палочка — выручалочка. В первую очередь сфокусируйтесь на хорошем, то есть на положительных моментах в поведении вашего сына или дочки. И только во вторую очередь замечайте негатив. Обязательно нужно заслуженно похвалить!
Например, вы в шоке от того, что карапуз бьется в истерике “Хочу на улицу!”, уже собрался выходить, дергает дверь и стучит ногами, но вы заметили, что оделся он самостоятельно и по погоде. Тут самое время в восторге воскликнуть:”Вот это да! Какой молодец!” и идти срочно звонить бабушке вместе с сыном, чтобы сообщить ей сногсшибательную новость.
Назидание необходимо!
Не просто крикнуть, наказать, а показать, объяснить, как правильно себя вести. Например в ситуации, когда ребенок не может справиться со своей агрессией, бросает в ваш адрес обидные слова или даже замахивается не достаточно сказать: “Стоп! Так нельзя!”. Нужно рассказать, как надо себя вести, то есть:”Ты злишься? Тогда скажи спокойно: мне не хочется идти домой… Я пойму. И мы вместе решим, что делать.”
Ребенку важно верить, что он всегда может обратиться к вам за помощью
Авторитет родителя
Наш родительский авторитет — незыблемая вещь на века. Не поддавайтесь модному веянию: ребенок — не царек в семье! Указания, назидания и прочая воспитательная риторика должны произносится уверенно, тоном, не терпящим возражений. Мы не лебезим и не оправдываемся перед детьми, не боимся их реакции, даже если при этом “мурашки по коже”. Самим детям крайне необходимо присутствие авторитетного взрослого в их жизни — это дает им чувство твердой почвы под ногами.
Интригуем и мотивируем
Не запугиваем! Предложите “что-то интересненькое” взамен на помощь или быстро выполненное задание, сюрпризы действуют безотказно. Помогите ребенку выполнить скучное дело с помощью игры “Кто первый?”, обещания похвалить перед всеми или просто обыграйте задание стишками и шутками.
Направьте вулкан энергии на хозяйственные дела — это принесет всем несомненную пользу. Здесь и творчество, и реальная помощь, и обретение жизненно — необходимых навыков.
Упрощайте
Это помогает в любом важном деле, которое необходимо довести до конца. Домашний труд, какое — то мастерство, выполнение уроков
Просто разбивайте работу на несколько этапов. Прохождение каждого из них — это уже маленькая победа. А победа вдохновляет и стимулирует на покорение новых вершин. Тем не менее ребенку важно рассчитывать на вашу помощь в любой трудный момент.