Невербальные способы общения между людьми — виды, формы: жесты, мимика, позы, дистанция, одежда, взгляд
Невербальные способы общения между людьми
Люди даже не замечают, как они общаются на невербальном уровне. Это своего рода сигналы тела, которые являются отражением личности. Вот виды невербальных способов общения между людьми:
- Жесты
- Выражения лица
- Осязание
- Физический контакт
- Взгляды
- Осанка тела
- Дистанция или расстояние от партнера по взаимодействию
- Мимика
- Позы
- Одежда
Язык тела очень сложен, и его знание облегчает понимание собеседника. Среди многих классификаций, выделяются такие формы невербального общения Альберта Харрисона (профессора по психологии):
- Кинезис (кинетика) — движения тела и конечностей, а также выражения лица.
- Проксемика — дистанция в пространстве, пространственные отношения, физическое расстояние.
- Параязык — показатели способа речи, например, тон, акцент, резонанс, артикуляция, темп, ритм, громкость.
Профессор предлагает, чтобы из-за ситуации отправителя, сообщения различались на невербальные индивидуальные сообщения (проявляющиеся в одиночестве) и невербальные интерактивные сообщения (когда присутствуют отправитель и получатель информации).
Отдельные сообщения состоят из:
- Языка тела — мимика, жесты, движения, вегетативные реакции
- Невербальных аспектов речевого общения — повторы, упущения, языковые ошибки, тон голоса, молчание, тон
- Изменения в размере зрачка
Интерактивные сообщения включают в себя:
- Зрительный контакт.
- Интимное пространство — область, непосредственно окружающая человека, в которой происходит большинство ее контактов с другими. Видимое пространство обычно составляет 45 см спереди, 15 см по бокам и 10 см сзади. Вхождение других в интимное пространство рассматривается как нападение, вторжение.
- Территориальность — тенденция активировать различные механизмы защиты оккупированной территории. Например, организовывая пространство вокруг друг друга, занимая определенное место за столом, расстояние между собеседниками.
- Формирование контакта — противопоставление людей друг другу «лицом к лицу».
- Межличностное пространство — анализ социальных отношений на уровне тонких невербальных сообщений.
Помимо слов вы можете общаться, используя жесты, позы тела, выражения лица. Если даже не произносить предложения, ваша улыбка, хмурый взгляд, скрещенные ноги, скрещенные руки, молчание, суженные глаза — это конкретные сигналы эмоций, чувств или намерений.
Средняя группа
В средней групперазвитие творчества на основе обучения языку выразительных движений идет с акцентом на развитие парного образно-пластического взаимодействия. Дети продолжают осваивать способы общения с помощью жестов. Новым же становится знакомство с пространственным поведением персонажей относительно друг друга (размещение и перемещение исполнителей по сценической площадке). Освоение разновидностей «пространственного рисунка» парного взаимодействия — главная идея раздела «Выразительное движение» в средней группе. По своей новизне эта идея отличает данную методику от других методик развития детского творчества через движение.
Этапы освоения разновидностей парного взаимодействия определяют главную линию развития и обучения детей в течение года. Сначала осваиваются способы образно-пластического взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при имитации «починки игрушки»). Затем дети осваивают способы взаимодействия, когда один партнер стоит на месте, а другой приближается к нему (например, изображая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изображая потерю интереса). Еще более сложным является такой «рисунок» взаимодействия, при котором один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дистанцию (в ситуации «Кошка преследует улетающую птичку»). Наконец, дети осваивают способы взаимодействия, передающие сотрудничество персонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («Тянем-потянем»), во втором — в противоположные стороны («Лиса похищает петушка»).
В средней группе дошкольники впервые сталкиваются с проблемой: как передать конфликт между разнохарактерными персонажами в парном взаимодействии. Решение этой проблемы требует от детей удержания «двойственной позиции» актера: дети взаимодействуют друг с другом, одновременно конфликтуя (как персонажи) и сотрудничая (как партнеры по игре). Введение подобного содержания именно в среднем возрасте — еще одна отличительная особенность представляемой здесь методики
Такой «ход» не только позволяет знакомить детей с разнообразными сюжетами и способами воплощения образов, что активизирует их продуктивное воображение, но и подводит к начальному пониманию природы актерской игры, весьма важного для развития исполнительского творчества
Развитие способности к образному перевоплощению в средней группе тоже имеет свои особенности. Продолжается освоение способов, передающих, с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой — их внутренние переживания. Но если в младшей группе эти два плана создания образа осуществлялись порознь, то теперь детям все чаще удается их совмещать (при поддержке педагога). Кроме того, дети знакомятся с новым способом обогащения образа — его детализацией, подробным изображением ситуативных действий персонажа, которые могут естественно рождаться из контекста образно-пластического взаимодействия. Подобное изображение предоставляет большие возможности для нахождения разных вариантов «решения» образа («кошка» может подкрадываться к «птичке» или непрерывно и медленно, или осторожными перебежками с остановками, чтобы притаиться на время, или как-то иначе).
Выполняя творческие задания, дети среднего дошкольного возраста показывают результаты, свидетельствующие о некотором количественном росте: все больше детей могут придумывать и подбирать подходящие по смыслу выразительные движения, причем в разных вариантах; они более явно и устойчиво демонстрируют фрагменты исполнительской выразительности, при этом все меньше опираются на поддержку педагога. Однако эффект проведенного за год развивающего обучения не ограничивается этими видимыми результатами. Именно в среднем дошкольном возрасте, когда дети уже способны воспринять качественно новое содержание, но пока еще не могут самостоятельно воспользоваться полученным опытом, удается заложить то, что готовит базу для скачка в творчестве через год-другой.
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4
Невербальные средства общения. Часть 1
В настоящее время в Интернете имеется огромное количество информации по теме «Невербальные средства общения». При желании можно прочесть специальные статьи и научиться определять значение той или иной позы, смысл того или иного жеста. Если вы внимательны, язык тела скажет вам о вашем собеседнике намного больше, чем он сам.
Но одно дело – распознавать невербальный язык окружающих, и совсем другое – управлять своими невербальными средствами для создания желательного для нас образа.
Известно, что невербальное общение занимает важное место в нашей жизни. Мы очень часто используем язык жестов и телодвижений при взаимодействии с родственниками, коллегами, друзьями, деловыми партнерами, да и вообще, просто с незнакомыми людьми.. Невербальные средства общения помогают и в ситуациях публичного выступления, усиливая нашу речь и помогая скорейшему восприятию материала.
Невербальные средства общения помогают и в ситуациях публичного выступления, усиливая нашу речь и помогая скорейшему восприятию материала.
Как с помощью языка жестов и телодвижений усилить свое выступление?
Как правильно и эффективно управлять своим невербальным языком?
Об этом вы найдете материал в рубрике “Невербальные средства общения”.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Вербальное общение – это общение при помощи слов или речевое общение.
Невербальное общение – это общение без слов, но с помощью языка тела.
Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая, а иногда и заменяющая нашу речь.
ПЯТЬ СПОСОБОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- Оптико-кинестетический – основан на передаче информации с помощью движений: мимика, жесты, поза человека, его перемещение в пространстве во время общения.
- Паралингвистический – основан на громкости, тембре, тональности, на интонациях голоса человека.
- Экстралингвистический – основан на темпе речи, использовании пауз, включает в себя вздохи, смех, плач и т.д.
- Ситуативный – это место, в котором происходит общение.
- Визуальный – основан на взаимодействии собеседников на уровне взглядов.
О важности таких способов невербального общения, как паралингвистический и экстралингвистический, вы найдете информацию в рубрике “Техника речи”. Там же вашему вниманию предложено большое количество упражнений для развития голоса и всех его составляющих.
В рубрике «Невербальные средства общения» мы сделаем акцент на наиболее обширную группу знаков нашего тела, которая непременно поможет каждому из вас усилить взаимодействие с аудиторией. А именно…
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
- Экспрессивно-выразительные движения – поза тела, походка, жесты, мимика.
- Визуально-контактный взгляд – направление взгляда, его длительность, частота зрительного контакта.
- Пространственные движения – ориентация в помещении, размещение за столом, дистанция.
- Тактильные движения – прикосновения, рукопожатие, похлопывания.
О важности невербального общения в нашей жизни мы поговорим в следующей статье. А пока…
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Вторая младшая группа
Во второй младшей группенеобходимо создать условия для развития у детей начальных элементов образно-пластического творчества — через формирование первичных наглядно-действенных представлений о простейших выразительных возможностях языка движений для воплощения образа и «бессловесного» общения.
Начальное развитие способности к образному перевоплощению проходит поэтапно.
Сначала дети учатся передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна, кукарекает), причем «спектр» внешних действий персонажа берется по возможности более широкий, чтобы обогатить представления дошкольников об образе и возможностях его воплощения с помощью выразительных движений.
Затем дети начинают осваивать способы передачи внешних свойств, характерной пластики персонажа — способы, с помощью которых воссоздается внешний облик героя. Например, чтобы изобразить мышку, нужно передвигаться легко, бесшумно, короткими и частыми шажками, как будто уменьшившись, «сжав себя внутрь». Наоборот, чтобы изобразить медведя, следует двигаться медленно, тяжело, широко, как бы увеличив занимаемое телом пространство. Образно-смысловое сопоставление контрастных проявлений той или иной характеристики движения: темпа (быстрый — спокойный), амплитуды (маленький — большой), наполненности (легкий — тяжелый), характера протекания (плавный — резкий) и др., — помогает детям осмысливать движения и передавать с их помощью образное содержание более или менее выразительно.
И, наконец, осваиваются способы выражения в движениях внутренних свойств образа — эмоций, особенностей характера (грустный — веселый, добрый — злой, трусливый — храбрый и др.). В многообразных заданиях один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).
Первичное освоение образного содержания позволяет уже в младшей группе знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно — через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т. п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение. Принцип сюжетности в игровых заданиях подводит детей к тому, чтобы воспринять саму идею: жесты, пластика, движения — это своеобразный язык.
Параллельно идет развитие эмоционально-пластического взаимодействия. Осваивая тот или иной жест, дети знакомятся с его семантикой и способом выполнения; затем пытаются использовать его как средство общения с игровым партнером, причем в качестве такового выступает в начале года — кукла, с середины года — взрослый (в роли какого-либо персонажа), а к концу — возможно, и сверстник. Общение с партнером при помощи жестов также очень активно помогает детям открыть для себя язык движений. И это открытие — один из главных результатов работы с детьми в младшей группе.
В творческих заданиях дети демонстрируют первые результаты: самостоятельно подбирают движения к заданному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстрируют отдельные «штрихи» эмоционально-пластической выразительности (фрагменты исполнительского творчества)
Если же ребенок, пусть даже без видимого результата, только пытается найти движение и старается исполнить его выразительно, это само по себе уже очень важно
Как интерпретировать невербальное общение людей?
Невербальное общение людей
Многие используют методы соблазнения с использованием жестов и языка тела. Часто подчеркивается, что залогом успешного флирта является понимание и умение читать на языке противоположного пола. Конечно, не существует отмычек для правильного анализа языка тела партнера по взаимодействию, но есть некоторые проявления или даже микродвижения, которые могут указывать на определенные тенденции и установки. Учитесь интерпретировать невербальное общение людей. Это поможет даже читать мысли. Вот расшифровка интерпретаций невербального общения:
- Сигналы сочувствия — приближение, ограничение физической дистанции, улыбка, осязание, жесты открытости и дружбы.
- Сигналы доверия — выставленное положение тела, широкие жесты, объятия, раскрытые руки.
- Сигналы господства и власти — обустройство собственного пространства, вторжение в интимное пространство собеседника, занятие лучшего места за столом, сильный и властный тон голоса, резкое и деспотичное выражение лица.
- Сигналы готовности к бою — агрессия, нападение, борьба с осанкой, крик, угрожающее выражение лица.
- Сигналы сексуального возбуждения — кокетливые взгляды, длительный зрительный контакт, ласковое прикосновение, представление ваших чар, вздохи с правильным тоном.
- Сигналы шока — экстатические состояния, замерзание, крик, быстрые движения тела, расширение зрачков.
Важно помнить, что многие сообщения имеют два уровня значения. Один — это информация на уровне слов, а другой — мета-сообщение, то есть информация о чувствах и настроении говорящего, выраженная не напрямую, а через ритм, тон или так называемое словесные модификаторы
Мета-сообщения являются источником многих межличностных конфликтов, потому что ясное и логичное предложение может, например, посредством нисходящей интонации, выражать враждебность, раздражение или осуждение.
Словесные модификаторы или модальные слова — это слова, которые добавляют уточнение в утверждение. К ним относятся такие слова, как:
- Только
- Действительно
- Сейчас
- Наконец
- Еще раз
- Только немного
Они обычно выражают навязчивое неодобрение и раздражение (в тексте) и являются элементом параллельного языка.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Невербальное речевое общение людей: использование речи, слов, интонации
Невербальное речевое общение людей
Некоторые виды невербального общения связаны с использованием речи, слов, тепла в голосе и интонации
Такие средства невербального речевого общения людей объединяют в понятие просодики и экстралингвистики. Просодикой и экстралингвистикой регулируется речевой поток, заменяются слова и фразы, определяется психоэмоциональное положение. При общении важно понимать и уметь оценить интонацию речи и тембр голоса. Эти показатели выражают мысли и эмоции собеседника:
- Волнение и беспокойство характеризуются быстрой и прерывистой речью с низким тоном голоса.
- Энтузиазму и радости характерны четкая и уверенная речь с громким голосом.
- Усталость и горе определяются низким тоном голоса и ослабевающей интонацией.
- Высокомерие – речь медленная, а интонация монотонная.
- Неуверенность характеризует речью с паузами и нервным кашлем.
- Страх — голос высокий в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков.
При невербальном общении, чтобы понимать собеседника необходимо иметь навыки, с помощью которых можно выразить эмоции, чувства и мысли. Имея такие навыки, человек способен установить контроль за процессом общения и упорядочить его.