Сезонное аффективное расстройство. как распознать и что делать

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Данное направлениепсихотерапии работает с внутренними установками и убеждениями индивида, которые провоцируют употребление наркотиков. Для применения методики существует лишь одно противопоказание– сложные психические патологии, угрожающие жизни и здоровью пациента и его близких. Главное условиеположительного результата – личное осознанное желание пациента справиться с вредной привычкой.

Когнитивно-поведенческая психотерапияосуществляется в 3 шага:

  1. Осознание существующей проблемы.
  2. Создание альтернативного варианта поведения.
  3. Фиксация новогообраза мышления и апробирование его в реальной жизни.

Продолжительность курса составляет 3-4 месяца. За это время пациент проходит от 15 до 40 часовых сеансов, во время которых психолог сначала выясняет причины, подтолкнувшие человека к приему наркотиков.

На следующем этапе выясняются условные сигналы, ассоциирующиеся у пациента с наркотиками.

Виды сигналов:

  • внешние – время суток, друзья, место употребления и прочее;
  • внутренние – испытываемые эмоции: скука, гнев, усталость.

Для их определения используется упражнение: человек несколько дней записывает свои мысли и эмоции в таблицу с указанием даты и времени. Проанализировав записи, делают выводы о факторах, побуждающих к приему наркотиков. В процессе лечения они прорабатываются человеком совместно с психологом.

Виды элективного мутизма

Как уже упоминалось, у детей такое расстройство может быть:

  • проходящим (транзиторным) – спровоцированное психотравмой;
  • постоянным (континуальным или непрерывным) – психологически обусловленным.

Существует и классификация по особенности теченияизбирательной немоты:

  1. Пассивно-агрессивная – «оружие» для воздействия на окружающих.
  2. Фобическая речевая. Молчание сопровождается ритуальными действиями, страхом услышать свой голос.
  3. Симбиотическая. Сильная связь с одним из родителей (родственником), к остальным отношение манипуляторное, подчиненное.
  4. Реактивная. Осложнение от стресса и полученной от него депрессии.

Прогноз

Психогенной немоте ранее уделялось мало внимания, ее изучение почти не велось. Ситуация изменилась совсем недавно: медицинское и педагогическое сообщество стали подходить к отказу детей говорить более серьезно.

Постоянно идут исследования, повышается объем знаний психотерапевтов, психологов, педагогов-логопедов. Поэтому сейчас родителям не слишком сложно найти подходящих специалистов, но необходимо, чтобы они имели соответствующий опыт и квалификацию.  

Если терапия и коррекция начата своевременно, то с расстройством можно справиться за полгода. Эффективность лечения зависит от того, есть ли у пациента какие-либо дополнительные трудности, а также степени вовлечения в процесс и сотрудничества всех, кто имеет отношение к этому ребенку.

Лечение с задержкой в один – два года будет длительнее, а если она составила 3–10 лет, то улучшения будут незначительными и придется потратить очень много времени.

 Чтобы избежать развития элективного мутизмау своего ребенка, нельзя ставить его в жесткие рамки, тотально контролировать. Нужно оказывать ему помощь в решении проблем, поддерживать, учить самостоятельности. Отношения в семье должны быть построены не на подчинении, а на сотрудничестве. Человечек должен расти в благоприятной среде, в атмосфере любви.

Вот несколько советов родителям:

выполнять обещания

Детям важно знать, что взрослые держат слово;
наказывать адекватно. Жестокости малыш с неокрепшей психикой не выдерживает, поэтому вместо физического наказания целесообразней использовать понятные объяснения;
не выполнять любые прихоти – так он быстро научится манипулировать;
сменить окружение

Если расстройство возникло на почве психотравмы, которую малыш перенес в воспитательном или учебном заведении, то лучше перевести его в другое;
постоянно посещать психолога и невролога, относиться к рекомендациям специалистов очень серьезно.

Ребенок должен иметь право выбора, высказывать свое мнение, ему нельзя запрещать выражать свои эмоции.

Чтобы патология не была запущена и были вовремя приняты меры к ее устранению, необходим точный диагноз. Поэтому незамедлительно обращайтесь к психиатру, если ваше чадо может, но не хочет говорить в определенных ситуациях. Очень внимательно к молчаливому ребенку должны отнестись воспитатели и педагоги – как раз они первыми могут заметить что-то неладное в поведении воспитанника или школьника. Всем им нужно помнить о том, какую серьезную опасность несет элективный мутизм.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Суггестивные методы лечения

Мы подробно разобрали для вас эриксоновский гипноз и аутогенную тренировку, давайте посмотрим, что такое метод суггестивного погружения и чем он отличается.

Применяемое не только для лечения, но и для личностного роста, обучения языкам, специальным предметам, такое погружение представляет несколько серий интенсивных занятий, на которых при помощи комбинации специальных приемов можно проработать сложные установки и усвоить объемы информации, несопоставимые с результатами обычных психотерапевтических и педагогических сессий.

Залог успеха суггестивных методов психотерапии — уважение к гипнологу и его авторитетность. Мы сотрудничаем с ведущими гипнологами, которые обладают не только профессионализмом и репутацией, но и яркой харизмой, необходимой для быстрого установления раппорта.

Суггестивные приемы многообразны, раскрытие механизмов действия может снижать их эффективность, поэтому давайте лучше обратимся к результатам таких воздействий.

Групповая индукция

Обычно специалисты, использующие метод биосуггестии, работают с группами, состоящими из 8-9 человек. В этом случае результат терапии гораздо лучше, чем если бы они работали с каждым пациентом отдельно.

Пациент, особенно на первых сеансах, относится и к психотерапевту, и вообще к странному для него способу лечения с недоверием. Позитивный эффект терапии наступает намного быстрее, если другие участники группы его индуцируют — поделятся с ним своими хорошими результатами.

В этом случае скептик, как правило, «заражается» состоянием доверия, взаимопонимания, надеждой на выздоровление. Усиливается его восприимчивость к суггестии (суггестабельность). Рано или поздно он начинает бессознательно подражать социальной микросреде, и у него тоже появляются позитивные изменения. Таким образом, суггестором является не только психотерапевт, но и группа.

Сессия биосуггестивной терапии, словно спектакль, представляет собой вариант общения с изначально заданными параметрами. Она построена по основным законам сцены. Это, по сути, театрализованное представление, в котором роли действующих лиц заранее известны и оставляют не много места для импровизации. Тему задает режиссер (психотерапевт), а актеры, если они приняли правила игры и если эти правила не противоречат их этическим установкам, следуют к хеппи-энду в русле заранее заготовленного сценария.

Стражный А. Неврозы, в которые играют люди. — КСД, 2019. Публикуется с разрешения издательства

Методы гипнотизирования

В психотерапии насчитывается более 100 различных методов гипнотизирования, однако на практике используется только два. Первый — основан на длительном и монотонном воздействии на анализаторы головного мозга, т. е. повторении одной и той же кодовой фразы. Второй — резко вводит человека в состояние гипноза при помощи громкого звука, хлопка, светового сигнала. Одновременно с этим врач отдает четкий словесный приказ своему пациенту: «Спать!».

В современной гипносуггестивной психотерапии используется 4 метода воздействия на сознание пациента.

  1. Фасцинация. Название этого метода произошло от латинского слова «очарование». В состояние гипноза человек попадает, удерживая зрительный контакт со своим лечащим врачом. Психотерапевт использует не только визуальную связь, но и словесный приказ. Чтобы использовать этот способ лечения, врач должен иметь определенный опыт проведения подобных сеансов.
  2. Метод пассов. Во время процедуры врач, не касаясь пациента, медленно проводит ладонью вдоль его лица и тела, тем самым вводя в гипнотическое состояние. Ладони специалиста плавно скользят от макушки головы пациента вниз по всему туловищу.
  3. Следующая техника была предложена психотерапевтом, доктором медицинских наук Владимиром Рожновым. В ее основе лежит использование для гипноза предмета, на котором будет концентрирован взгляд больного во время сеанса, например, раскачивающегося металлического шарика. Чтобы гипнотический транс наступил быстрее, предлагается использовать звуковые сигналы (метроном, шум прибоя), помогающие отключить сознание и заснуть.
  4. Метод Шарко. Этот способ воздействия на психику человека считается шоковым, однако он дает превосходные результаты лечения. Во время сеанса психотерапевт оказывает интенсивное воздействие на тело пациента, одновременно делая необходимые внушения на уровне подсознания.

Существует множество других методов, позволяющих эффективно погрузить человека в состояние гипнотического сна.

Сеанс длится 30-35 минут. Чтобы психотерапия оказала на организм нужный эффект, понадобится курс, включающий в себя, в среднем, от 10 до 15 сеансов.

Наркопсихотерапия

Наркопсихотерапия, или наркогипноз,— специальная методика П., при к-рой, помимо обычных словесных и психоэмоциональных воздействий, для повышения внушаемости применяют внутривенное введение барбамила (амиталнатрий), гексенала, пентотала и других препаратов барбитуровой к-ты. Частичный наркоз способствует большей эффективности П., так как в этом состоянии больные полнее воспроизводят амнезированные факты.

Целесообразно сочетать сеансы наркопсихотерапии с удлиненными сеансами гипнотерапии. Противопоказаниями к наркопсихотерапии являются гепатит, цирроз печени, сердечно-сосудистые нарушения.

Медикаментозная терапия

Схема приема лекарственных препаратов обязательно назначается наркологом.

Факторы, влияющие на выбор лекарств:

  • вид принимаемого наркотика;
  • стаж наркомании;
  • степень наркозависимости;
  • физическое и психическое состояние.

Пациенты наркологических центровпроходят детоксикацию, патогенетическую и противорецидивную терапии. Если все используемые методыне снимают тягу к приему наркотическихвеществ, врачи ставят блокаду – это крайняя мера при лечении наркозависимости.

Детоксикация

Основной задачей начального этапа считается очищение организма от наркотиков и продуктов их распада для снятия симптомов абстинентногосиндрома(ломки), вывод наркозависимогочеловека из состояния дурмана. Продолжительность периода детоксикации длится от 2 до 10 дней.

Виды лекарственныхпрепаратов:

  1. Для внутривенного введения (Реосорбилакт,Реамберин). Препаратыдобавляются в физраствор и попадают в организм через капельницу. Процедура длится 2-3 часа и повторяется через день до получения эффекта.
  2. Диуретики (Торасемид, Фуросемид). Эти лекарственные средствав виде таблетокспособствуют выведению продуктов распада наркотиков через мочу. Курс приема составляет от 4 до 7 дней.
  3. Энтеросорбенты (Энтеросгель, Полисорб). Форма выпуска: гели, порошки, гранулы. Доступны в аптеках без рецепта врача. Требуют запивания водой.

Если пациентпоступает в клинику в состоянии острой передозировки, стандартный детокс не помогает. Врачи рекомендуют процедуру УБОД (ультрабыструю опиатную детоксикацию). Она проводитсяпод общим наркозом и длится от 6 до 8 часов. В течение этого времени через капельницу вводится большое количество Налтрексона. Человек не чувствует боли, после процедуры присутствует легкое недомогание, но через 3 суток его выписывают из стационара.

Патогенетическая терапия

Лекарства, ликвидирующие соматические последствия наркотической интоксикации, входят в группу патогенетических препаратов. Их прием важен в первые недели отказа от наркотиков, так как в этот период у человека повышается адренергическое возбуждение. Оно способствует развитиюшизофрении и других психологических отклонений.

Препараты:

  • атипичные нейролептики (Тиапридал);
  • альфа-2-адренорецепторы (Клофелин, Клонидин);
  • лекарства, активирующие деятельность опиатных рецепторов центральной нервной системы (Трамал).

Длительность приема вышеуказанных лекарств не превышает 5 дней, так как это сильнодействующие средства, вызывающие привыкание.

Противорецидивная терапия

Лекарственные препараты, назначаемые на этом этапе, устраняют поведенческие нарушения, связанные с психологической тягой к наркотическим веществам.

Группы лекарств:

  • бициклические антидепрессанты (Триттико, Тразодон);
  • серотонинергические препараты (Пароксетин);
  • трициклические лекарства (Анафранил).

Во время лечения у наркозависимых людей происходит обострениедепрессивного состояния, фобий, повышается тревожность. Поэтому вновь возникает желание принять дозу. Для снятия симптоматики врачи назначают Сонапакс, Галоперидол и другие препараты.

Медикаментозное лечение, применяемое в комплексе с другими методами, повышает эффективность лечения наркомании в 4 раза.

Гипноз

Этот вид также называют состоянием «частичного» сна. В транс пациент входит с помощью воздействия психотерапевта. Данный процесс позволяет не только произвести внушение, но и выявить истинные причины тех или иных психических расстройств пациента

Этот прием позволяет проникнуть в бессознательного человека и вложить в него важное сообщение с целью избавить от зависимости или болезни. Это, пожалуй, самый эффективный метод суггестивной психологии

Гипноз известен уже более трех тысяч лет. Его использовали еще жрецы Древнего Египта и врачеватели Востока, называя «животным магнетизмом». Спустя столетия он претерпел немало изменений в общественном понимании и восприятии. В России большой вклад в развитие гипноза внесли ученые Владимир Бехтерев и Константин Платонов в начале 20 века. Среди европейских ученых известны труды и эксперименты Зигмунда Фрейда, Милтона Эриксона, Дэйва Элмана.

Противопоказаниями к гипнотическому методу являются эпилепсия, истерические реакции в виде неудержимого смеха/плача, судорожных припадков. Также психотерапевты воздерживаются от проведения гипноза при задержке интеллектуального развития у пациента, при приеме им психотропных препаратов или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Беременность женщин в первые три месяца и соматические заболевания в стадии обострения тоже входят в список противопоказаний гипноза.

Какие релаксационные процедуры предлагаются при суггестивной терапии?

Аутогенная тренировка была разработана немецким врачом Йоханнесом Генрихом Шульцем в 1930-х годах. Его цель состояла в том, чтобы привести организм в состояние расслабления, воздействуя на себя.

Аутогенная тренировка – это форма самогипноза. Практикующий концентрируется на коротких шаблонных идеях, которые медленно повторяются в течение некоторого времени, таких как «Руки и ноги тяжелеют» или «Дыхание спокойное и ровное».

Состояние покоя здесь достигается напрямую с помощью умственных приемов. Аутогенная тренировка обычно способствует устойчивости к стрессу и помогает при хронической боли.

Прогрессивное расслабление мышц

Американский физиолог Эдмунд Якобсон разработал прогрессивную мышечную релаксацию.

Он обнаружил, что мышечное напряжение значительно увеличивается в стрессовых ситуациях. И наоборот, симптомы стресса уменьшаются, если есть возможность уменьшить мышечное напряжение.

В этом процессе расслабления отдельные группы мышц одна за другой активно напрягаются, а затем снова расслабляются. Важный элемент упражнений – осознавать разницу между напряжением и расслаблением, что приводит к состоянию глубокого релакса.

Гипноз

С помощью гипноза пациенты вводятся в измененное состояние сознания (транс), что приводит к глубокому расслаблению. В отдельных случаях гипноз может применяться при определенных психических и физических заболеваниях.

Также можно быстро лечить отдельные симптомы, такие как боль, страх и тремор. Кроме того, переживания, которые больше не осознаются, иногда могут снова стать доступными с помощью гипноза.

Образное мышление

Фэнтезийные путешествия, воображение или визуализация, когда они используются в качестве методов релаксации, служат для расслабления и часто являются частью других процедур.

Техники воображения воздействуют на все органы чувств, испытывают эмоции и стимулируют когнитивные процессы.

Что это

Такую немоту, обусловленную психологическими факторами, называют также селективной, психогенной, парциальной, ситуационной, характерологической, добровольной. Данное расстройство довольно редкое – встречается у 1 из 150 детей, независимо от пола, географии, социального уровня. Как правило, свойственно оно ребенку, начинающему образовательный процесс: во многих ясельных группах и начальных школах есть хотя бы один такой малыш.

Однако в последнее время была выявлена такая тенденция: элективный мутизм стал чаще появляться в среде детей мигрантов (девочки), недавно переехавших из своей родной страны.

Это расстройство, относящееся к тревожным, дает о себе знать в раннем возрасте, но тогда его обычно списывают на черты характера малыша, излишнюю застенчивость и т. д. Сильнее оно проявляется в период, когда дитя начинает выходить из семейного круга и взаимодействовать с не близкими ему людьми (садик, школа). Меняется обстановка, окружение и это очень страшит маленького человечка.  

Основа элективного мутизма – пассивная агрессия, которую ребенок не может выразить другим способом в силу неуверенности в себе, робости. Средств самовыражения у него пока мало, он не может в полной мере выразить свои чувства, желания, проблемы. Молчанием  малыш протестует против давления общества, родительского контроля и непонимания, гиперопеки, травмирующей его психику ситуации. Он не желает устанавливать контакт, так как его здесь не понимают, и становится безмолвным на время, считая, что проблемы решатся сами собой.

Такая избирательная немота продолжается до нескольких месяцев и проходит сама по себе. Но есть и такие случаи, когда расстройство длится намного дольше, остается и может проявиться у подростка и взрослого человека, протекая гораздо тяжелее, чем в «нежном» возрасте. К нему прибавляются и фобии, социальные тревожные расстройства, самоизоляция. Жизнь становится невыносимой. Поэтому такую патологию обязательно следует лечить.

Суггестия и контрсуггестия

Суггестивные методы воздействия снижают критичность человека и рождают состояние доверия, особенно в толпе. Человек заражается чужими идеями, установками. В ходе истории, у людей формируется протестное чувство в ответ на манипуляции, начинает возрастать «обособленность» и недоверие, так проявляется контрсуггестия – все, что внушается на уровне государства, религии, СМИ подвергается внутренней критике. Контрсуггестия перерастает из недоверия в неповиновение. Положительные аспекты контрсуггестии:

  • выход конкретного человека за пределы «мы» из группы;
  • выработка новых традиций и норм в обществе, выход из «застоя».

Противопоказания к применению биосуггестивной терапии

Абсолютные противопоказания

  1. Метод биосуггестивной терапии нельзяприменять при непонятных нарушениях здоровья, требующих врачебного обследования.
  2. Нельзяпытаться избавиться от нарушений здоровья, требующих хирургического вмешательства. Сеансы для общего укрепления организма можно проводить перед операцией и после нее. Но ни в коем случае не вместо нее.
  3. Нельзябез разрешения лечащего врача отменять во время психотерапии обязательное медикаментозное лечение. Биосуггестию можно проводить параллельно с этим лечением, но не вместо него.
  4. Нельзя прослушивать сеанс, находясь за рулем автомобиля. Пассажир может слушать сеанс только через наушники, так, чтобы звук не воспринимался водителем.
  5. Нельзя проводить сеансы в зоне активных военных действий военнослужащим перед выполнением ими боевого задания.

Относительные противопоказания

Метод биосуггестивной терапии не рекомендуется применять во время острого психоза, чрезмерного возбуждения, агрессии, алкогольного или наркотического опьянения.
Осторожно следует проводить сеансы при наличии острой боли, тяжелой одышки и других симптомов, которые не позволят во время терапии сосредоточиться и расслабиться.
При наличии в анамнезе приступов эпилепсии припадок может возникнуть в любой момент, в том числе во время сеанса.

Косвенные противопоказания

Метод биосуггестивной терапии неэффективен при следующих нарушениях здоровья.

  1. Выраженном старческом слабоумии (деменции).
  2. Генетических заболеваниях: болезни Дауна, гемофилии, наследственном облысении и др.
  3. Биосуггестия также неэффективна при витилиго, искривлении позвоночника, глаукоме, катаракте. С помощью сеансов БСТ невозможно избавиться от камней в почках, камней в желчном пузыре, от грыж внутренних органов и других нарушений, требующих узкоспециализированного или хирургического вмешательства.
  4. Биосуггестивная терапия, как правило, слабо эффективна (хотя и бывают исключения) при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, миоме матки, нарушениях зрения, органической импотенции.
  5. Можно достичь ремиссии и улучшения в состоянии пациентов при шизофрении, остаточных явлениях после инсульта и других эндогенных и органических недугах, однако об излечении от тяжелых заболеваний речь идти не может.
  6. Детям следует проводить терапию в том случае, если ребенок способен спокойно досидеть до конца сеанса.

Вывод

Биосуггестивную терапию можно и нужно применять при любой болезни тела и любой дисгармонии психики, кроме случаев, перечисленных в разделе «Абсолютные противопоказания».

В лечебных или профилактических целях сеансы БСТ полезны каждому человеку.

Способности педагога

Организаторские способности проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и тому подобное.

Дидактические способности это умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядные пособия, оборудование, доступно и ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и тому подобное.

Перцептивные способности проявляются в умении проникать в душевный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние и выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности заключаются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами и руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности педагога заключены в эмоционально-волевом влиянии на воспитуемых.

Исследовательские способности проявляются в умении педагога познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные способности сводятся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Обязательным для учителя качеством является гуманизм, отношение к личности как высшей ценности на земле. Учащиеся чутко реагируют на проявление этого качества и следуют ему, приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Для профессии педагога необходимыми качествами являются также выдержка, самообладание и справедливость. Также воспитатель должен быть требовательным, прежде всего, к самому себе.

Личностные качества в профессии учителя неотделимы от профессиональных качеств. К ним относятся такие качества, как владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие.

Педагог как учитель и воспитатель это человек, который имеет соответствующую профессиональную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Сущность педагогической функции состоит в предписанном педагогу направлении применения профессиональных знаний и умений. Основными функциями приложения педагогических знаний и умений являются обучение, воспитание, формирование и развитие личности учащегося.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: