Парадигмы в психологии

Актуальные парадигмы культуры

Культура — как феномен, возникающий и развивающийся в обществе — подвержена эволюции своего толкования обществом. Исходя из вышесказанного, исторически корректно выделить три наиболее общие парадигмы культуры: сначала — «высокая культура», затем — «кульура как репрессия» и, наконец, «культура – образ жизни».

Все они возникли в период новейшей истории.

Первую парадигму генерировала немецкая литература XIX века. Ее основоположниками считают писателей О. Шпенглера, М. Шеллера, Тенниса. Они исходили из религиозных воззрений на природу человека – существа падшего, но одаренного «божьей искрой». Соответственно (по их воззрениям), и деятельность человека двояка, ее обуславливают два антагонистичных стимула: низший – цивилизация и высший – культура.

С одной стороны, цивилизация обуславливает его трудовую активность по созданию вещей утилитарного характера. С другой, культура стимулирует творить произведения человеческого гения: гармоничные, прекрасные, концептуальные. Таким образом, парадигма высокой культуры подразумевает изначальный конфликт категорий «цивилизация» и «культура».

Созданию второй – репрессивной парадигмы — мы обязаны философу З. Фрейду. Его точка зрения основывается на противопоставлении культуры как феномена общественного и индивидуальной природы человека.

Последнему внутренне присуща некая природная психическая инстанция – Ego, выражающая его природу, инстинкты. Именно на нее с целью «окультуривания человека» активно воздействует общество. Цель такого воздействия – унификация огромного количества Ego к внеприродной усредненной обществом психической инстанции — Super Ego.

Инстинкты человека насильственно изменяются путем сублимации (перевода в формы, «одобренные» обществом). Инструментом же такого трансформирования служит культура, репрессирующая эти инстинкты, подменяющая их на «эрзацы». Например, именно культура, по мнению Фрейда, заставляет выражать человека страсть в поэзии, живописи. Таким образом, Фрейд в основе своей парадигмы культуры положил отношение к ней человека.

Третью парадигму называют также парадигмой социокультурных институтов – самостоятельных компонентов, определяющих образ жизни. Каждый из них основан на определенных, выработанных обществом обычаях, традициях, ритуалах. Вспомним японскую пословицу, приведенную В. Пелевиным в романе «Т»: «Человека от животного отличают традиции». Таким образом, институциальный взгляд на культуру предполагает активную категорию «образ жизни», благодаря которой люди представляются некими носителями культуры.

Вместо заключения

При подведении итогов обзора некоторых основных парадигм напрашивается вывод об их актуальности. В самом деле, динамичный человек, находясь в определенной области познания либо деятельности, во-первых, должен сообразовать себя с ней, адекватно оценить возможные направления своей активности.

Осуществляя вышеупомянутую привязку к социуму, ему следует правильно представлять действующие парадигмы в этой области.

Важно ли это? В настоящее время – сверхважно. Проблема заключается в том, что в современном информационном обществе существует определенная практика: параллельно с основной парадигмой, как правило, существуют несколько «легенд», раздутых СМИ и рекламой

Человеку может очень дорого стоить ошибка в выборе парадигмы.

Определение парадигмы

Идеи, концепции и убеждения, которые вы и другие люди разделяют в отношении религии, национальности и других предметов культуры, вероятно, являются важной частью вашей индивидуальной и коллективной идентичности, но как часто вы размышляете, откуда они пришли или как могут измениться? Говоря простыми словами, парадигма — это коллекция убеждений и концепций, представляющая собой набор теорий, предположений и идей, которые способствуют вашему мировоззрению или создают определенные рамки и ограничения

Пример парадигмы — фраза «американский образ жизни». Это словосочетание относится к совокупности убеждений и представлений о том, что значит быть американцем

Для людей, которые считают эту парадигму очень важной, она может служить основой того, как они видят или взаимодействуют с окружающим миром. Это подчеркивает одну из самых важных особенностей парадигмы, которая заключается в том, что она состоит из убеждений и идей, которые образуют основу для подхода и взаимодействия с другими вещами или людьми

§7. Типы парадигм

По охвату словоформ парадигмы бывают частные и полные (ещё их называют комплексные). Частные парадигмы выделяются внутри полных (комплексных), характеризуются какой-либо одной граммемой. Поскольку имена существительные изменяются по числам и падежам, они имеют 2 частные парадигмы: падежную парадигму в ед.ч. (столстоластолустолстоломстоле) и падежную парадигму во мн.ч. (столыстоловстоламстолыстоламистолах).

Поскольку имена прилагательные изменяются по числам, падежам, родам, имеют полную и краткую форму и степени сравнения, они имеют гораздо большее число частных парадигм.

Ещё больше частных парадигм у глаголов: парадигмы наклонений, времён, залога, лица, вида, рода, парадигмы причастных форм и деепричастных форм.

Полные (комплексные) парадигмы состоят из частных парадигм. В вершине полной парадигмы стоит начальная (исходная) словоформа лексем: именительный падеж в именных частях речи, инфинитив в глаголах.

По заполненности мест в парадигме различаются парадигмы полные и неполные (дефектные). В полной парадигме все места заполнены. Таких парадигм подавляющее большинство в русском языке.

Неполные (дефектные) парадигмы бывают двух типов:

дефектная парадигма, в которой не хватает какой-либо частной парадигмы. Например, у слов «мудрость», «листва», «мёд» нет частной парадигмы множественного числа. У слов «сани», «сливки» нет частной парадигмы единственного числа.

дефектная парадигма, в которой не хватает какого-либо члена парадигмы. Так, у слов «знобить», «колоситься», «ржаветь», «длиться» нет форм 1 и 2 л. единственного и множественного числа, у слов «гудеть», «чудить», «убедить», «шелестеть», «победить» нет формы 1л. единственного числа. У слова «мечта» нет формы Р.п. множественного числа. У местоимения «себя», «некого» нет формы И.п.

Жизненный цикл парадигмы

Жизненный цикл парадигмы можно представить в виде графика, где вертикальная ось представляет собой решенные проблемы, а горизонтальная – время. Если первое время кривая будет уходить вверх, то рано или поздно произойдет переворот, и она начнет следовать вниз. Вот этот момент не следует пропустить для того, чтобы вновь поднять линию на нужный уровень.

В графике можно выделить несколько сегментов. Первый из них, условно обозначенный как А, представляет собой развитие. Если в качестве примера взять ведение бизнеса, то на этом этапе человек начинает пробовать себя, искать пути направления, методы для достижения цели. На этапе В полученные результаты стремятся удержать, данный этап можно назвать этапом быстрого роста. В нашем графике самой высокой точкой является сегмент С, показывающий развитие и хорошие достижения. Если же кривая начинает падать, то мы переходим в стадию D. На этом этапе старую ситуацию продолжают удерживать, но расходы начинают расти быстрее, чем прибавляются доходы. Мышление бизнесмена не может перестроиться, оно продолжает быть направлено на ту модель, которая когда-то принесла успех. В случае, если ничего не предпринимается, проблем появляется все больше и постепенно бизнес сходит на «нет». Когда же должны появиться мысли, что с парадигмой что-то не в порядке и необходимо что-либо менять? Конечно же, на этапе С, несмотря на то, что именно на него приходятся показатели наибольшей результативности.

Если заканчивается развитие, то начинается деградация. Даже такой гигант в бизнес-сфере как «McDonald’s» постоянно что-либо меняет, чтобы привлечь посетителей и не потерять клиентов. Они продолжают движение, не «застывая» в одной поре.  К примеру, встречаются люди, не желающие посещать заведения с фаст-фудом из-за калорийности предлагаемых блюд, которая вредно сказывается на здоровье и фигуре. Что делают производители? Они начали печатать ценность еды на коробочках. Причем, их никто к этому не принуждал, они сознательно сами пошли на такой шаг. Ведь ряд людей может успокоить данная информация, соответственно, и количество потребленных продуктов будет увеличено.   

Приверженцами парадигмы мышления остаются многие. Некоторые бизнесмены не желают что-либо менять, что приводит к краху. Это своеобразная благодарность модели мышления, которая когда-то привела к успеху.

К примеру, возьмем историю компании Nokia, о которой слышал практически каждый. На заре эпохи мобильных телефонов она была лидером по производству и продаже устройств. Но технический прогресс не стоит на месте. Apple сделали прорыв, показав миру первый смартфон. Многие производители подхватили новшество, перейдя на новые устройства, но только не Nokia. Компания продолжила  работу по схеме, когда-то приносящей ей успех. Под брендом выпускалось множество кнопочных моделей, от бюджетных до элитных вариантов. В какой-то момент за короткий срок производители потеряли более трети рынка. Впоследствии компанию приобрели Microsoft, а в настоящее время ходят слухи о том, что мобильные устройства под этим брендом полностью перестанут выпускаться.

Другие же крупные разработчики смогли ориентироваться на новую парадигму. К примеру, Samsung, когда-то уступающий Nokia, сейчас является одним из лидеров производства или продажу смартфонов.

Разновидности парадигм

Для большего понимания стоит рассмотреть шаблоны устоявшихся взглядов, сформированных в науке. Но, на деле, парадигма имеет гораздо широкий смысл. Поэтому выделяют несколько типов парадигм, которые классифицируют по нескольким признакам. Говоря о степени объективности, существует 3 основных вида:

Личная.

Речь идет о субъективной точке зрения каждого человека. Здесь рассматриваются типы его характера и модель поведения

Также берутся во внимание конкретные поступки сангвиника или холерика. Это и будут две разные индивидуальная парадигмы;

Абсолютная.

Здесь парадигма получает свой статус на отдельном этапе развития. Это объясняется тем, что она доказана не только в теории, но и на практике, что не дает повода для её опровержения или же, это не произойдёт в ближайшее будущее. Именно поэтому, когда говорят о вероятности смены таких парадигм, никто не верит в такой вариант течения событий в будущем;

Общепринятая.

Эта разновидность парадигм формируется на фоне подавляющего большинства граждан отдельной страны или мира в зависимости от обсуждаемой темы, где говорится об истине в пределах какой-либо научной сферы. Но, практически никто не утверждает, что в дальнейшем парадигма не будет заменена на другую или не подвергнется корректировкам.

По своей сути парадигмы можно разделить на 3 вида:

Практическая.

Эта разновидность имеет конкретное отличие от гуманитарной разновидности парадигм, так как она формируется не на эмоциональной составляющей, а на конкретном мышлении человека, которое систематизирует полученную информацию, основываясь на проведенных экспериментах и теории;

Гуманитарная.

С данной разновидностью парадигм можно встретиться при изучении человеческого общества, а также каждого индивидуума в отдельности. Также здесь рассматриваются нюансы поведения каждой личности в любых их проявлениях, включая личную жизнь, внутренние убеждения, а также культурные ценности. Эта модель отличается от научной тем, что исследование будут направлены на нематериальную составляющую объектов, которые в большей мере связаны с духовной жизнью общества;

Научная.

В данном случае, как баз служат утверждения и правила, которые были доказаны теоретическими выкладками или подтверждены практическими изысканиями. Здесь речь идет о регулировании всех процессов в какой-либо из областей науки.

Возможные трактовки

На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.

В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:

  • В филологии. В данном случае оно означает совокупность форм слов, образующих лексему (описывает слово как абстрактную единицу морфологического анализа);
  • Научная методология и философия. В данном случае, парадигма находится в философских и теоретических рамках, где просматривается основы научной дисциплины и школы, где формируются эксперименты, теории, законы и обобщения. Например, если говорить о парадигме Лобачевского, она была смещена парадигмой Евклидова в геометрии. О подобных сменах парадигм в науке можно почитать в книге Томаса Куна, которая имеет соответствующее название – «Смена Парадигм»;
  • В лексике. Здесь говорится об общих или противоположных по смыслу словах. Например, если это дуб, сюда также можно отнести берёзу, сосну, или клён. Также существуют синтаксические парадигмы. Их изучением занимается парадигматический анализ.

Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.

Переходящее значение парадигмы

Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.

В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.

На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.

С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.

Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.

Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.

Научное определение

Определение из толкового словаря звучит не намного понятнее, но не стоит волноваться. Далее в статье будет раскрыт самыми простыми словами смысл термина «парадигма».

Значение слова — модель обозначения проблемы и способов их решения. Схема, принцип исследования. В словарях встречаются различные мнения насчёт того, всегда ли она бывает общепринятой. В одном словаре написано, что это те принципы, которые главенствуют среди учёных. Другой словарь утверждает, что она бывает и личной: вовсе не обязательно её должно разделять научное либо другое сообщество.


система, определяющая подход человека либо группы людей к тому, как внедрять в свою жизнь либо в жизнь некой группы людей что-то новое

Теория является парадигмой в том случае, если её кто-то придерживается: один человек — личная; целое научное сообщество — этого сообщества. Аксиома не может быть парадигмой, поскольку аксиома — это факт, установленный закон, очевидная истина. Недостаточно быть просто фактом, нужно быть целой идеологией. Как, например, коммунизм, ньютоновская физика, христианство, либерализм… Список можете продолжить сами.

Виды парадигм

Общепринятая — принимаемый большей частью общества подход к решению проблем.

Индивидуальная (также может называться личной либо субъективной) — подход к решению проблем конкретной личности.

Научная и государственная — соответственно, подход к решению проблем и направление движения научного сообщества и государства.

Психологические парадигмы


естественно-научной

Гуманитарная — самая популярная в психологии. В ней предполагается ценить не просто факты, а их смыслы; не просто объяснение, а понимание. В ней придаётся большое значение духовному началу человека.

Практическая изучает преображение человеческой жизни. Психологи, придерживающиеся этого подхода, стараются изменить человеческую жизнь, а не только исследовать её.

Томас Кун и его теория развития

Первым употребил понятие парадигмы в современном его контексте калифорнийский профессор Томас Сэмюэл Кун. Изучая исторически научное знание как процесс, ученый показал неравномерный, скачкообразный характер его развития.

В своей наиболее выдающейся научной работе «Структура научных революций» (1962 г.) ученый определил явление прогресса как эпистемологическую (приближенную к сфере науки) смену парадигм. Каждая парадигма – это, по мнению Куна, понятие, предполагающее определенную цикличность – от этапа ее принятия до замены.

С этой точки зрения куновская теория научных революций определяет вполне стандартные классические этапы развития усредненной абстрагированной научной дисциплины:

­ — предшествующий парадигме;

­ — функциональности парадигмы;

­ — кризиса парадигмы (кризиса нормальной науки);

­ — смена парадигмы путем научной революции.

В теории Куна важную роль играет понятие нормальной науки. Охарактеризовать же ее можно как устойчиво развивающуюся, имеющую достойную теоретическую проработку. Она имеет место тогда, когда все происходящие явления находят исчерпывающее толкование в рамках парадигмы — официальных научных теорий, которые определяют научно-технический прогресс (НТП).

Что такое сдвиг парадигмы?

Смещение происходит, когда одна теория парадигмы заменяется другой. Вот некоторые примеры:

  • Астрономия Птолемея уступает место астрономии Коперника.
  • Физика Аристотеля (в которой утверждалось, что материальные объекты имели существенную природу, определяющую их поведение) уступает место физике Галилея и Ньютона (которые рассматривали поведение материальных объектов как управляемых законами природы).
  • Ньютоновская физика (которая удерживала время и пространство одинаково везде, для всех наблюдателей) уступает место физике Эйнштейна (которая удерживает время и пространство относительно системы отсчета наблюдателя).

Примеры парадигм в зависимости от сферы

Говоря о политологии, в словарях можно найти достаточно громоздкое определение парадигмам. Поэтому, для большего понимания её объясняют, как те принципы, методы, термины или слова, которые могут описать какие-либо социальные явления или вектор их развития. Если говорить о демократии, это голосование, в коммунизме речь пойдет о диктатуре пролетариата, а рептилоидов можно отнести к парадигме теории заговора.

Также существует несколько других примеров:

В социологии.

В данном случае парадигма, это совокупность важных и общих исходных обоснований, признанных в социологических теориях, которые определяют подход к выявлению и решению задач. Например, рассматривая парадигмы теории игр, здесь присутствует игра с нулевой суммой и ненулевой;

В риторике.

Здесь парадигма означает пример, который взят из истории или мифологии. Как вариант можно рассмотреть «Авгиевы конюшни» или «Ватерлоо». В данном случае, синоним парадигмы, это понятие архетипа;

В программировании.

Парадигма означает совокупность понятий и идей, пользующихся программистами в процессе написания кода. Например, это может быть объективно ориентированное программирование, что и будет означать парадигму данного типа.

Научные парадигмы языкознания

Помимо определения парадигмы, рассмотренного выше и относящегося только к вопросам языкознания, существует общепризнанное определение этого термина, распространяющееся на все научные дисциплины.

В этом смысле слова парадигма представляет собой систему научных представлений, теорем, принципов и так далее, которая признаётся научным сообществом в качестве господствующей основы конкретной науки (или группы науки).

Эта основа сформировалась из текущих научных достижений, для научных исследований она предоставляет инструменты, задаёт главные направления, моделирует изучаемую проблему и позволяет вырабатывать её решения.

В языкознании как научной дисциплины также господствовало несколько научных парадигм, которые в процессе исторического развития несколько раз сменялись (данный процесс называется научной революцией). В целом лингвисты выделяют следующие научные парадигмы, существовавшие в языкознании:

Протолингвистика была характерна для периодов Античности и Средневековья. В то время языкознание было не самостоятельной научной дисциплиной, а только одним из направлений философии. Тогда только предпринимались попытки теоретически описать язык с помощью методов, выработанных философией.

Сравнительно-историческая парадигма господствовала в языкознании с конца XVIII до середины XIX веков. Она базировалась на преимущественном использовании лингвистами сравнительно-исторического метода, который позволял изучить язык и его развитие в пространственном и временном сравнении с другими. Несмотря на то, что сравнительно-историческая парадигма сменилась младограмматизмом, описанный метод остаётся одним из основных в современном языкознании.

Младограмматизм являлся фундаментом языкознания до начала ХХ века включительно. В этот период времени основными методами исследования языка были непосредственное наблюдение и индуктивный метод. Акцент внимания лингвистов был перенесён на психологический аспект языка, поэтому особо изучалась речевая деятельность человека.

С 1920-х годов под влиянием идей Фердинанда де Соссюра активно начала складываться системно-структурная парадигма. Её отличительной чертой была направленность исследовательской деятельности на языковые системы, особенности их структурных единиц и уровней, а также сходства и различия в организации систем разных языков.

Парадигма современного языкознания характеризуется:

Похожие термины:

ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности. Название парадигмы происходит от греческо

парадигма обучения и образования зрелого человека, человека, осознающего свои потребности (в том числе и образовательные) и способного сознательно удовлетворить их в своей деятельности. Для тако

парадигма взаимообучения, которая реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов, обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученны

это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, посколь

1) теория и способ действования в науке, модель, образец решения исследовательских задач; 2) определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности, подлежащего иссле

это устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, определенный стандарт, образец решения образовательных и исследовательских задач.

понятие определяется как 1. совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе. 2

пр

это процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях. устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель – стандарт решения определенного класса педагогических задач

система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следств

модель образования, интегрирующая в себе основные достижения гуманистической педагогики, используемая для решения исследовательских и практических задач по переходу к личностно-ориентированно

разнообразные проявления сложившегося в обществе подхода к обучению, его целям, устоявшихся взаимоотношений учителя и ученика. Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную О. п., которая я

модель научной деятельности, основанная на признании уникальности человека; исследовательский метод, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении человека и общества реал

система мистических идей религиозно-обрядного характера; не имеет существенного влияния на государственные образовательные системы. А.С.

определяющая концепцию педагогической деятельности, в основе которой – идеи рационального построения обучения и воспитания, ориентация на достижение высоких результатов, доминирующую роль учи

(от гр. synergeia – содружество, сотрудничество) – система образования, призванная осуществить партнерское взаимодействие науки и практики, знаний и умений, учителей и учащихся, школы и общества. Орие

система идейных положений, определяющих концепцию преподавания предмета на определенном этапе развития школы и общества. Речь идет о личностно ориентированном обучении, компетентностном подход

совокупность тех идей и представлений о воспитании, которые более или менее целостно характеризуют как существующие тенденции в воспитании, так и дальнейшее их развитие. П. в. представляет исходн

система научнометодических ориентаций в педагогике, для которых характерно базовое предположение о том, что обучающая деятельность педагога представляет собой полностью социализированную обез

представление о том, что главной целью и результатом образования являются знания; система знаний, умений и навыков, обеспечивающая продолжение образования и готовность к жизни. З.п. признана недос

О развитии парадигм в жизни

Но стоит отметить, что не всегда одна парадигма приходит на смену другой. Бывают случаи, когда несколько моделей сосуществуют вместе. При этом одна теория прекрасно дополняет другую. Например, квантовая и волновая теория не противопоставляются. Они являются неотъемлемой частью науки и не противоречат друг другу. Но некоторые учёные считают, что это временное явление. Просто такое совместное существование означает, что на данном этапе ещё не найден идеал, который смог бы удовлетворить всех.

А теперь давайте попробуем определить, как появились парадигмы, в результате чего понятие приобрело такое значение. Ведь словарь даёт слову «парадигма» точное определение: это образец новых исследований в науке, который признан большинством в научном сообществе на тот или иной период.

  • времени;
  • традиций;
  • нравов;
  • моральных ценностей;
  • научных исследований;
  • накопленного опыта.

Это своеобразная опора. Но она не может быть совершенной, а, значит, с течением времени потребует замены. Почему это происходит? Всё дело заключается в том, что люди не могут полностью постичь картинку мира и осознать суть каждой вещи. То есть любая модель в определённое время просто позволяет нам развиваться, искать истину, познавать новое.

Виды и примеры парадигмы

Парадигмы в психологии условно разделяют на три группы — три методологические ориентации в психологии:

  • естественнонаучная ориентация;
  • гуманитарная;
  • практическая.

Основанием для такого разделения и классификации является исходный образец, на который психологическая дисциплина ориентируется в организации своей структуры. Каждая парадигма имеет свои начальные и развитые формы, характеристики, предметы,  приоритеты в исследовании и методологические «склонности». В зависимости от группы психологической парадигмы:

Термин «парадигма» имеет то или иное значение в зависимости от контекста, в который этот термин вставлен. Например, парадигма в психологии — это принятие идей, предполагаемых убеждений и усвоенных мыслей на первом этапе жизни. Детство является одним из этапов жизни и самым большим примером с точки зрения счастья. Таким образом, понятие парадигмы в психологическом контексте относится к различным типам человеческого поведения в соответствии с различными ментальными схемами.

Например, с точки зрения человеческого поведения следует отметить, что басня — это пример парадигмы через рассказ, который предлагает конкретные выводы, они служат основой для размышлений о правильном действии.

Парадигмы исторически и культурно связаны (Томас Кун)

Современный китайский медицинский исследователь с опытом в восточной медицине будет действовать в рамках другой парадигмы, чем западный врач 1800-х годов. Откуда возникает парадигма? Философ Томас Кун интересовался тем, как всеохватывающие теории, которые мы имеем от самой реальности, влияют на модели и теории, которые мы используем в рамках парадигмы, которая диктует следующее:

  • что наблюдается и измеряется;
  • вопросы, которые мы задаем об этих наблюдениях;
  • как эти вопросы формулируются;
  • как интерпретировать результаты;
  • как проводится исследование;
  • какое оборудование подходит.

Многие студенты, которые предпочитают изучать науку, делают это с уверенностью, что они проводят наиболее рациональный путь к изучению объективной реальности. Но наука, как и любая другая дисциплина, подвержена идеологическим особенностям, предубеждениям и скрытым предположениям. Фактически Кун решительно предположил, что исследования в глубоко укоренившейся парадигме неизменно завершают эту парадигму, поскольку все, что противоречит ей, игнорируется или преследуется заданными методами до тех пор, пока оно не будет соответствовать уже установленной догме.

Тело уже существующих доказательств в полевых условиях и формирует сбор и интерпретацию всех последующих доказательств. Уверенность в том, что нынешняя парадигма является самой реальностью, именно то, что делает ее настолько трудной для принятия альтернатив. Хотя Кун сосредоточился на науках, его наблюдения о научных парадигмах применимы к другим дисциплинам.

Типы парадигм в русском языке

Парадигма – это упорядоченная совокупность слов, которые принадлежат одной лексеме, но имеют разные грамматические значения.

Термин «парадигма» произошёл от греческого слова «παράδειγμα», которое переводится как «пример, образец, модель».

Впервые термин «парадигма» был использован швейцарским лингвистом конца XIX – начала XX веков Фердинандом де Соссюром для обозначения класса элементов, которые характеризовались одними и теми же свойствами.

Парадигма в языкознании оформляется в виде таблиц, которые позволяют продемонстрировать изменение грамматического значения (падежей, чисел, родов и так далее) для конкретного класса лексем (то есть разных форм одного слова без изменения его значения).

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве примера можно привести парадигму русского склонения слова «голова» по падежам:

В европейских языках также используют парадигмы. Например, в английском языке можно проспрягать неправильные глаголы по формам:

Если языковые единицы рассматривают как систему, составленную из взаимосвязанных отношениями сопоставления и противопоставления элементов, то в этом случае имеет место парадигматика.

По мнению некоторых лингвистов, занимающихся морфологическими теориями, парадигмы являются центральным понятием морфологии, а сегментация слова на отдельные морфемы является вопросом факультативного значения.

Парадигмы программирования

Программирование как феномен, позволяющий согласно задачам, поставленным человеком, автоматизировать различные процессы его цивилизационной деятельности, в своем развитии прошел этапы, которые определяют четыре парадигмы:

­ — декларативная (машинные языки: GPSS, Prolog);

­ — императивная (алгоритмические языки: Fortran, Basic, Pascal);

­ — функциональная (языки функционального программирования: Haskell, Standard ML);

­ — объектно-ориентированная (объектно-ориентированные языки программирования C++; Ruby, Python, PHP);

Очевидно, что современная парадигма – понятие относительное. Ведь круг задач, стоящих перед программистами, постоянно усложняется, соответственно, наращивается и его аномальность. Парадигмы заменяют одна другую. С какой же из них, собственно говоря, программирование начиналось?

С декларативной. Эта парадигма предполагала использование машинных языков и псевдокодов. С их помощью организовывалась последовательность команд. Изменяя входные данные, программисты манипулировали выходными.

Императивная парадигма ввела дополнительно в свою компетенцию решение нелинейных многовариантных и цикличных задач. Принципиальным моментом в императивной парадигме является составление программистом алгоритма.

Функциональная парадигма исходит из условного представления программы как совокупности функций («черных ящиков»). Причем каждый из них получает свои входные данные (как из внешней среды, так и с других «ящиков». Между собой они скомбинированы таким образом, что выходные «черные ящики», соответственно, генерируют выходную информацию с требуемыми параметрами.

Наивысшей степенью развития парадигмы программирования является объектно-ориентированная парадигма (ООП). Также имеет определенный уровень абстракции. Она позволяет программисту группировать подобные задачи в классы.

Выгода налицо. Изменив код лишь в одном месте, программист обновляет весь алгоритм! ООП оперирует с понятиями класса и объекта. Как они соотносятся? Поясним на примере. Если класс – это комплекс полной проектной документации по строительству дома, то объектом представляется сам дом. Т. е., возвращаясь к процессу программирования, обозначим, что класс представится как полный набор формальных правил для реализации родственных задач программирования, а объект – как конкретная их реализация.

Очевидно, что, имея под рукой мощный инструментарий, показанный нами «строитель-программист» окажется на несколько порядков эффективней, чем программист, действующий в рамках императивной парадигмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: