Карен хорни: социокультурная теория личности

Основные принципы теории личности К. Хорни

К. Хорни, как и А. Адлер в своё время, пришла к выводу, что доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает общество. Она утверждала, что развитие индивидуума не ограничивается лишь влиянием врождённых инстинктивных стремлений и человек сам может меняться и управлять процессом своего становления. Согласно теории Хорни, доминирующей силой в структуре личности является чувство бессознательного беспокойства, которое автор назвала «коренной тревогой». Описывая это чувство, Хорни говорила о переживаниях тревоги и одиночества, которые испытывает каждый младенец, попадая в огромный враждебный мир. Таким образом, она придерживалась мнения Фрейда о противостоянии внешнего мира и человека. Хорни говорила о том, что увеличению уровня коренной тревоги способствуют как равнодушное и холодное отношение родителей к ребёнку, так и их чрезмерная опека.

Такое же большое влияние оказывает и среда, будь она агрессивной и подавляющей или, наоборот, восхваляющей и дружелюбной. Чтобы понять, как два таких противоречивых фактора, как враждебность и восхищение, могут оказывать одинаково негативное влияние на развитие человека, нужно разделят тревогу физиологическую и психологическую. К физиологической тревоге Хорни относила состояние беспокойства ребёнка, связанное с удовлетворением его базовых физиологических потребностей. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство. Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли мокрые пелёнки? Возьмут ли на ручки, когда ему страшно? Если все эти потребности вовремя удовлетворяются, то постепенно уровень физиологической тревоги снижается. Если нет — эта тревожность остаётся с человеком на всю жизнь и является «отличным» фоном для развития невротических состояний

Таким образом, чтобы избавиться от физиологической тревоги достаточно обеспечить младенцу бережный уход и окружить его вниманием и заботой. Психологическое беспокойство снять намного сложнее. Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни

Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни.

Биография Хорни

Карен Даниэльсен родилась в пригороде Гамбурга (Германия) 16 сентября 1885 года. Ее отец Берндт Вакельс Даниэльсен, норвежского происхождения, был капитаном корабля, а ее мать Клотильда Ван Ронзелен, известная как Сонни, немецкая женщина из признанной семьи.

Берндт Вакельс Даниэльсен женился во втором браке с Клотильдой Ван Ронзеленом, на девятнадцать лет моложе его. От этого брака родились двое детей, Карен — самая младшая.

Первенец Берндт был милым и приятным мальчиком, на четыре года старше Карен. Кроме того, у Карен было еще четыре брата старше ее, плод предыдущих отношений его отца.

Будущий психоаналитик унаследовал ум и любопытство своей матери, которая всегда поддерживала ее в учебе.

В то время девушке было нелегко стать врачом. К этому добавилось препятствие, создаваемое религиозными убеждениями его отца, человека, которого всегда отличало жестокость.

Наряду с поддержкой его матери, он также имел поддержку своего старшего брата Берндта. Благодаря помощи двух из них он начал готовить вступительные экзамены в университет.

В 1906 году он поступил во Фрайбургский университет, чтобы изучать то, что он всегда хотел, медицину. Это формирование завершит его в Берлине в 1911 году.

Прежде чем закончить свою карьеру, в 1909 году он женился на социологе и экономисте Оскаре Хорни, у которого он брал фамилию. С ним у него было три дочери, среди них актриса и певица Бриджит Хорни.

Именно немецкий психоаналитик Карл Абрахам, один из самых опытных учеников Зигмунда Фрейда, представил Карен Хорни в захватывающем мире психоанализа. Карен прошла курс лечения Авраама по поводу депрессивных эпизодов.

Они были усугублены смертью его отца и матери в 1910 и 1911 годах соответственно. В год смерти его матери он начал посещать беседы и лекции по психоанализу, которые Карл Абрахам иногда читал в Психоаналитическом обществе Берлина (Берлинское психоаналитическое общество)..

В 1920 году он стал одним из основателей Берлинского психоаналитического института, созданного тем же Психоаналитическим обществом Берлина. Через шесть лет она развелась со своим мужем Оскаром Хорни.

В 1932 году антисемитское и нацистское течение, разоряющее Европу, становится все более важным. С другой стороны, его теории о психологии, адаптированные к женским чертам, начинают пробуждать подозрение о Зигмунде Фрейде, который изначально поддерживал его..

Затем психотерапевт решает принять предложение венгерского Франца Александра и эмигрирует в Соединенные Штаты, чтобы занять должность заместителя директора недавно созданного Психоаналитического института Чикаго (Chicago Psychoanalytic Institute).

Два года спустя он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать частью Нью-Йоркского психоаналитического института (New York Psychoanalytic Institute).

Его годы в Большом яблоке были очень плодотворными на профессиональном уровне. Там он читал курсы по клиническим методам и сотрудничал в качестве добровольного психиатра в Объединенном еврейском обществе помощи, объединении солидарности, помогающем еврейским беженцам..

Именно в 1941 году Карен Хорни основала свою собственную организацию психоанализа с идеалами, отличными от идеалов существующих обществ; Американский институт психоанализа, где она была деканом до года своей смерти в 1952 году.

Как указано в декларации принципов этой организации, Американский институт психоанализа стремится избежать жесткости концепций и придать большее значение идеям, чем источникам, из которых они происходят..

Таким образом, целью этой организации является установление демократии в научном и академическом сообществе. Карен Хорни скончалась 4 декабря 1952 года, в возрасте 67 лет, после непродолжительной болезни.

Ранние годы

Хорни, урожденная Даниельсен, родилась 16 сентября 1885 в Гамбурге. Ее отец, Берндт Вакельз Даниелсен, был капитаном корабля, авторитарным и религиозным (его дети прозвали его «метателем Библии»). Ее мать, Клотильда (известная как «Сонни») очень отличалась от мужа, будучи гораздо изящнее, чем Берндт. Старшего брата Хорни также звали Берндт, и Хорни очень его любила. Также она имела четырех старших сводных братьев и сестер от первого брака их отца.

Детство Хорни полна ложными чувствами. Однажды она нарисовала портрет отца, изобразив его как жестокого поборника строгой дисциплины, который о своем сыне более высокого мнения, чем о дочери. Но вместо того, чтобы обидеться или возмутиться через его восприятие дочерью, отец купил ее подарки и даже брал ее в морские прогулки на его корабле. Несмотря на это, Хорни всегда чувствовала себя лишенной родительской любви на фоне отдала свою приверженность матери.

Примерно в возрасте девяти лет Хорни изменила свое отношение к жизни, став амбициозной и несколько непокорной. Она почувствовала, что не вырастет красавицей на фоне решила направить свою энергию на развитие своих интеллектуальных способностей — хотя большинство окружающих считала ее достаточно хорошенькой. В то время она влюбилась в своего старшего брата, который был смущен ее ухаживаниями и вскоре оттолкнул ее. Это было причиной первой из ряда депрессий Хорни — проблемы, которая будет беспокоить его всю жизнь.

Научная деятельность

В результате переезда из Германии в США ей удалось проанализировать, в какой мере культурная среда влияет на образование невротического поведения:

Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины. Например, подавление (культурой) инстинктов приводит к формированию невроза (пример — Эдипов комплекс). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности.

В своей более поздней работе «Самоанализ» (1942) Хорни назвала эти защитные тенденции «невротическими наклонностями» (neurotic trends), понимая под ними навязчивые, лежащие «в основе психических расстройств… бессознательные побуждения, которые получают развитие, поскольку позволяют человеку справиться с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество». Выделив в «Самоанализе» десять таких патогенных стремлений, Хорни в этот период считала, что

Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Свою трактовку невротических конфликтов Хорни видоизменила в своей главной и наиболее зрелой работе «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950). В противоборстве несовместимых невротических наклонностей Хорни стала усматривать лишь частный случай невротических конфликтов. Вводя понятие «центрального внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я, Хорни подчеркивала, что он является более глубоким, чем конфликт различных невротических сил:

«Невротик нашего времени» () преднамеренно написана доступным неспециалисту языком (самолечение предполагается). Главная ценность книги — системное описание невроза. Последовательно изложен большой объём различных причинно-следственных связей. Основные темы — тревога, враждебность, компульсивное стремление к любви и к власти, невротическое чувство вины.

«Новые пути в психоанализе» () содержит специальную терминологию, что не слишком мешает прочтению.

Десять невротических паттернов

На основе своего опыта психотерапевтической практики Хорни описал десять паттернов невротического поведения, которые связаны с элементами, необходимыми людям для достижения хорошей и содержательной жизни.

Невротик может показывать десять часов, но на практике не обязательно, чтобы все они считали, что имеет место невроз.

Десять невротических паттернов, описанных Хорни, были следующими: потребность в одобрении, в партнере, в социальном признании, в восхищении, во власти, в манипулировании другими, в достижении достижений, в достижении уверенности в себе, в совершенстве и в ограничение своей жизни.

Невроз

Возможно, самым важным вкладом Карен Хорни в область психоанализа была ее теория невроза и функционирования этого механизма. Автор много лет изучал это явление, основываясь на том, что она наблюдала у своих пациентов. Он пришел к выводу, что невроз возникает постоянно и для многих это нормальный процесс.

Это противоречило устоявшимся представлениям о неврозе, которые утверждали, что это форма тяжелого психического заболевания и что оно возникло как следствие экстремальной ситуации, такой как развод или травма в детстве.

Для Карен Хорни невроз возникает в основном как следствие чувства покинутости человека в его детстве. Ключом к пониманию этого явления является изучение собственного восприятия человека, а не того, что произошло объективно. Если ребенок чувствует, что родители проявляют к нему безразличие или плохо о нем заботятся, во взрослой жизни, скорее всего, появится невроз.

Невроз, реальная самость и самореализация

По словам Хорни, невроз — это изменение в отношениях человека с самим собой и с другими. Ключевым фактором появления симптомов является как родители справляются с беспокойством сына во время его развития.

Невротическая личность или характерный невроз возникает, когда родители не обеспечивают своих детей нежной и безопасной средой, порождая чувство изоляции, беспомощности и враждебности. Это блокирует нормальное развитие и мешает человеку стать «настоящим» собой .

В работе Хорни настоящее «я» (или «я») эквивалентно идентичности. Если личностный рост человека здоров, его поведение и отношения развиваются должным образом, что приводит к самореализации. Для Хорни это естественная человеческая тенденция; более поздние гуманисты, такие как Роджерс и Маслоу, придерживались той же веры.

К минусам, личность невротических людей делится между реальным я и идеальным я. Поскольку цели идеального я нереалистичны, человек отождествляет себя с обесцененным образом себя, что приводит его к еще большему удалению от реального я. Таким образом, невротики чередуются между перфекционизмом и самоуничижением.

Может быть, вы заинтересованы: «Невроз (невротизм): причины, симптомы и характеристики»

Развитие личности

Салливан (1953) описал шесть этапов развития, каждый из которых является критическим в формировании личности человека: младенчество, детство, ювенильная эра, предъюностъ, ранняя юность, поздняя юность. Седьмой период, зрелость (adulthood) — это результат постепенного восхождения, трансформации, которая происходит с человеком благодаря межличностным отношениям.

Изменения личности могут происходить в любое время, но все же чаще всего они происходят при переходе с одного этапа развития на другой. На самом деле эти пороговые периоды являются более критическими, чем сами этапы. В течение переходных периодов переживания, первоначально являющиеся диссоциированными или селективно игнорируемыми, могут становиться частью Я-системы.

Младенчество (infancy) продолжается от рождения до появления артикулированной речи. На этом этапе появляются описанные выше персонификации мать-плохая и мать-хорошая, а также ранние персонификации Я. Происходит переход от прототаксического к паратаксическому уровню знаний, возникают зачатки Я-системы. В этот период основные межличностные отношения младенца — отношения с матерью, а главный источник тревоги — процесс кормления.

Переход от младенчества к детству (childhood) происходит благодаря овладению языком. От прототаксического и паратаксического уровней ребенок возвышается до синтаксического уровня знаний. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в товарищах по играм, когда возможно возникновение персонификации идола. На этом этапе самыми важными межличностными отношениями для детей являются отношения с матерью, укрепляется Я-система и, как пишет Салливан, происходит «непроизвольная замена поведенческого паттерна, столкнувшегося с тревогой или вступившего в противоречие с Я-системой, на социально более приемлемый паттерн, удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая стала причиной проблемы» (1953, р. 193).

Ювенильная эра (juvenile era) — период социализации, формирования стереотипов и установок. В это время появляются представления о жизненной ориентации. Ювенильная эра охватывает большую часть школьной жизни.

Следующий период — предъюность (preadolescenсе).

На этом периоде происходит становление отношений равенства, взаимности, в отношениях со сверстниками своего пола формируется динамизм близости.

«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать или интуитивно понять интеграционные тенденции, присущие межличностным отношениям, способы достичь удовлетворения и освободиться от тревоги, более или менее отдаленные цели, ради которых можно отказаться от существующих здесь и сейчас возможностей удовлетворить потребности или повысить свой престиж» (1953, р. 243).

Ранняя юность (early adolescence), определяющаяся пубертатным периодом, характеризуется развитием изолирующего динамизма сексуального влечения, вступающего в конфликт с существующим динамизмом близости. Согласно Салливану, ранняя юность заканчивается, когда молодой человек находит между этими динамизмами некое равновесие и формирует паттерн поведения, соответствующий его сексуальности.

Поздняя юность (late adolescence) рассматривается Салливаном как достаточно длительный переходный период к зрелости. «Поздняя юность продолжается от паттернирования предпочитаемой генитальной активности через множество ступеней обучения к окончательному становлению зрелого репертуара межличностных отношений» (1958, р. 237).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926).

Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами» (Horney, 1926/1967, р. 54).

Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.

«В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера» (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей (Horney, 1926/1967). Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами

Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением (Westkott, 1986).

Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Гарри Стэк Салливан и межличностная теория психиатрии. Основные понятия.

Основополагающие понятия в теории личности, разработанной Салливаном, это напряжения и трансформации энергии, причем данные термины следует понимать в чисто физическом смысле. Подобно тому как в классической механике Ньютона энергия тела существует в виде потенциальной и кинетической, Салливан представлял человеческую личность как когнитивную систему, энергия в которой может существовать либо в виде напряжений (потенциальных возможностей действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии).

Напряжения, в зависимости от происхождения, подразделяются Салливаном на согласовывающие (потребности) и рассогласовывающие (тревога).

Трансформации энергии упорядочиваются и превращаются в конкретные образцы поведения, которые характеризуют человека в течение всей его жизни — динамизмы, которые Салливан делит на два основных класса. Первый из них связан со специфическими участками тела, включая рот, анус и гениталии, а второй относится к напряжениям и состоит из трех категорий: рассогласовывающие, изолирующие и согласовывающие.

Рассогласовывающие динамизмы включают все деструктивные образцы поведения, связанные с озлобленностью; изолирующие динамизмы включают образцы поведения, не относящиеся к межличностным отношениям, например сексуальное влечение; согласовывающие динамизмы — это полезные образцы поведения, такие, как близость и Я-система.

Биография Карен Хорни: первые годы

Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года и была дочерью Клотильды и Брендта Вакельсов Даниэльсона. Его отец был военно-морским капитаном, и он был очень религиозным и авторитарным человеком. Его дети называли его «убийцей Библии», потому что, по словам Хорни, он действительно так и сделал. Его мать по прозвищу Сонни была совсем другим человеком. Она была второй женой Берндта, на 19 лет моложе и значительно более городской. У Карен также был старший брат по имени Берндт, о котором она заботилась, а также 4 старших брата первого брака ее отца.

Кажется, что детство Карен Хорни полно противоречий: например, в то время как Карен описывает своего отца как дисциплинарную дисциплину, которая предпочитает своего брата Берндта другим, с другой стороны, она, очевидно, принесла множество подарков Карен со всего мира и даже взял его с собой в три поездки за границу, что было довольно трудно сделать для капитана в те времена. Тем не менее, она чувствовала отсутствие привязанности со стороны своего отца, что заставило ее поклониться особенно ее матери, поворачивая, как она сама сказала, «ее маленький ягненок».

В возрасте 9 лет он изменил свой подход к жизни, став амбициозным и даже мятежным. Она сказала себе: «Если я не могу быть красивым, то я решу быть умным». Также на этом этапе у Карен появилось странное влечение к ее собственному брату. Он, смущенный его ожиданиями от него, как любой мог представить себе мальчика-подростка, отвернулся от него. Эта ситуация привела его к тому, что он впервые столкнется с депрессией, проблемой, которая не оставит его на всю оставшуюся жизнь..

Характеристика классического психоанализа

Идеи психоанализа оказали большое влияние на разные сферы деятельности, связанные с человеком.

Новую концепцию назвали «фрейдизм» по имени её основателя.

Психоанализ имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. психоанализ, как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных чувств и мыслей человека.

В психической жизни человека Фрейд выделял три уровня:

  • сознание,
  • предсознание,
  • бессознательное.

В психологической технике, разработанной Фрейдом – методе свободных ассоциаций, пациент мог говорить всё, что приходило ему на ум. Метод решал задачу – вывести на экран сознания вытесненные переживания, которые могли быть причиной аномального поведения.

Ассоциации, по его мнению, были направляемыми скрытыми мотивами, развивавшимися до момента сопротивления пациента.

С открытием явления сопротивления Фрейд сформулировал важный принцип психоанализа – «подавление».

«Анализ сновидений» – ещё один метод Фрейда. Цель толкования сновидений заключалась в открытии бессознательных скрытых конфликтов, потому что, Фрейд считал сновидения замаскированной формой удовлетворения подавленных желаний.

Движущими силами личности являются инстинкты жизни и смерти, а психическая жизнь человека проходит во взаимодействии трех компонентов – ид, эго, супер-эго.

Фрейд преувеличивал в жизни и психике человека роль сексуальной сферы. В дальнейшем, даже его последователи ограничивали роль сексуальных влечений при объяснении психики человека.

Хорни, наблюдая за личностной динамикой клинических пациентов, приходит к выводу, что в основе нарушений функционирования личности находятся уникальные стили межличностных отношений. Решающим фактором в развитии ребенка, доказывает Хорни, лежат отношения между ребенком и родителями.

В дальнейшем невротические потребности она объединяет в три основные стратегии межличностного поведения – ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротиков преобладает только одна из этих ориентаций.

Исходя из этого, выделяются «уступчивый тип личности», зависимый, нерешительный и беспомощный, ориентирующийся на людей, «обособленный тип», ничем и никем не увлекающийся, ориентирующийся от людей и враждебный тип, с доминированием враждебности и эксплуатации других. Он способен действовать дружески и тактично, но с целью удовлетворения личных амбиций и желаний.

Между собой все стратегии находятся в состоянии конфликта, как у невротиков, так и у здоровых людей. Разница заключается в отсутствии сильного эмоционального заряда у здорового человека, способного менять стратегии в соответствии с обстоятельствами.

Невротические типы личности

Теория невроза Хорни описывает три типа невротической личности, или невротические тенденции. Они подразделяются в зависимости от средств, используемых человеком для обеспечения безопасности, и объединяются подкреплением, полученным из окружающей среды в детстве.

1. Самодовольный или покорный

Характерный невроз самоуспокоенного типа характеризуется искать одобрения и привязанности других , Появляется как следствие постоянного чувства беспомощности, пренебрежения и заброшенности на ранних этапах развития.

В этих случаях личность аннулируется как источник безопасности и подкрепления, а внутренний конфликт заменяется внешним. Таким образом, покорные невротические люди часто считают, что их проблемы могут быть решены, например, новым партнером.

2. Агрессивный или экспансивный

В этом случае Враждебность в отношениях с родителями преобладает , По словам Хорни, экспансивные невротики выражают свое чувство идентичности, доминируя и эксплуатируя других. Они, как правило, эгоистичные, далекие и амбициозные люди, которые стремятся быть известными, ими восхищаются, а иногда и боятся их окружения или общества в целом.

3. Изолирован и подал в отставку

Когда ни подчинение, ни агрессивность не позволяют ребенку привлечь внимание родителей, у него может развиться характерный невроз изолированного типа. У этих людей появляются потребности перфекционизм, независимость и одиночество преувеличены, что приводит к обособленной и мелкой жизни

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: