Что такое самоэффективность? самоэффективность в психологии

Методика определения самоэффективности

Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.

Шкала самоэффективности представляет собой тест из 10 высказываний, которые необходимо оценить по таким параметрам:

  • «Абсолютно неверно» – 1 балл;
  • «Едва ли это верно» – 2 балла;
  • «Скорее всего, верно» – 3 балла;
  • «Совершенно верно» – 4 балла.

Утверждения теста:

  • Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы;
  • Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели;
  • Мне довольно просто удается достичь своих целей;
  • В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести;
  • При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться;
  • Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем;
  • Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности;
  • Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения;
  • Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях;
  • Я обычно способен держать ситуацию под контролем.

Если вы набрали до 27 баллов, у вас низкая самоэффективность; 27-35 баллов – средняя, и более 35 баллов – высокая самоэффективность.

Самоэффективность человека подразделяется на 2 вида:

  • Социальная самоэффективность;
  • Академическая (профессиональная) самоэффективность.

Социальная самоэффективность заключается в уверенности личности в общении, в том, что он компетентен в общении, способен конструктивно решать любые вопросы коммуникативного характера. Также это уверенность, которая касается построения межличностных отношений.

Профессиональная самоэффективность – это уверенность индивида в том, что в любой выбранной деятельности он сможет эффективно использовать свои знания, умения и способности. И в этом деле достигнет успеха и отличных результатов.

Самоэффктивность личности

Самоэффективностью личности называется внутренняя убежденность индивида в том, что он способен на совершение определенных действий, которые необходимы при выполнении определенной деятельности. Чем больше индивид убежден в том, что у него хватает всех навыков и знаний для осуществления определенной деятельности, тем охотнее он приступает к работе.

Самоэффективность связана с самореализацией, которая определяется как представление индивида о собственном потенциале и результативности в определенной деятельности. Убежденность в способности приступить к этой деятельности и достичь высоких результатов в конце своей работы.

Самоэффективность делится на:

  1. Самоэффективность в работе – это убежденность и представление человека о том, что он обладает всеми нужными знаниями, навыками и ресурсами для выполнения определенной деятельности и достижения максимально наилучшего результата.
  2. Самоэффективность в общении – это убежденность и представление человека о том, что он способен вступать в общение с конкретными людьми, эффективно с ними коммуницировать, решать любые вопросы и достигать максимально положительного результата.

Откуда берется самоэффективность? Из 4 источников:

  • Достижения. По мере своей жизни человек совершает поступки и достигает определенных результатов. Это касается любой деятельности. Если индивид ставит цели и достигает нужных ему результатов по итогам своих действий, тогда он повышает свою веру в собственные силы. Если же индивид сталкивается с неудачами, тогда его вера в собственные силы падает. Чем больше неудач, тем меньше веры у человека остается в то, что он способен чего-либо достичь или совершить нужные действия.
  • Примеры из жизни. Человек окружен другими людьми. Обычно среди всех людей он выбирает тех, на кого он похож или кто живет так, как ему бы хотелось. Вера в собственные силы возрастает, когда человек видит примеры людей, которые совершают такие же действия, на которые способен он сам, и достигают при этом результатов.
  • Достижения других людей. Человек замечает, что другие люди достигают успехов. Их успехи заставляют индивида тоже прилагать усилия и верить в их эффективность.
  • Оценка своих физических способностей. Это сродни самооценке. Самоэффективность зависит от того, как личность сама оценивает собственные данные, ресурсы и возможности, насколько полезными и эффективными она их считает.

Теоретические основы

Понятие самоэффективности (self-efficacy) было предложено Альбертом Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории. Идея А. Бандуры о том, что вера в эффективность собственных действий (самоэффективность) может в существенной мере влиять на поведение, нашла множество подтверждений в клинических исследованиях и оказалась вполне адекватной сфере регуляции социального поведения в более широком контексте.

Влияние веры в самоэффективность на поведение человека Бандура объясняет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, он не сумеет справиться, активно и наступательно он ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Бандура предлагает различать ожидание результатов и веру в самоэффективность. Первый тип ожиданий тождественен убеждению, что некоторое поведение приведет к определенным результатам. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, что это приведет к желаемым результатам (успеху). В соответствии с теорией и исследованиями Бандуры и сотрудников, самоэффективность проявляется в том, как люди чувствуют, думают и действуют. В терминах чувств низкий уровень само-эффективности ассоциируется с депрессией, беспокойством и чувством беспомощности. У таких индивидов часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях.

В области мышления высокая само-эффективность облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения. Самоэффективность может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий, особенно в трудных ситуациях. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности.

Существует четыре источника самоэффективности: конкретные, воспринимаемые индивидом успехи, наблюдения за чужим опытом, вербальные воздействия и воспринимаемое эмоциональное возбуждение. Самым большим влиянием на само-эффективность, по Бандуре, обладает успех в решении тех или иных задач. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Самоэффективность растет также, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдаются явные неудачи. Попытки вербального воздействия на веру в само-эффективность чаще всего дают лишь кратковременный эффект. Воспринимаемые эмоциональные и аффективные процессы могут влиять на само-эффективность как позитивным (если воспринимается подъем и жажда деятельности), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и заторможенность) образом.

Определенное влияние на ожидания само-эффективности оказывают также ситуационные переменные одни ситуации требуют более компетентного поведения, связаны с большим риском для индивида, чем другие, и поэтому требуют большей самоэффективности для овладения ими. Опыт успеха или неуспеха поведения в социальных ситуациях порождает как общие, генерализованные ожидания само-эффективности, так и частные ее подвиды, например, ожидание самоэффективности в публичных выступлениях, контактах с представителями власти или в сексуальных отношениях.

Теория самоэффективности органично вошла в систему понятий когнитивно ориентированной социальной психологии и дала толчок многочисленным психологическим исследованиям во многих областях. Выяснилось, что высокая само-эффективность имеет позитивные социальные последствия: она связана с лучшим здоровьем (психическим и соматическим), более высокими достижениями и лучшей социальной интеграцией. Понятие само-эффективности широко применяется в таких различных областях, как исследование школьной и академической успеваемости, душевного и телесного здоровья, выбора карьеры, общественно-политических изменений. Оно стало одним из ключевых понятий в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии личности.

Лень и страх перемен как препятствия успеху

Лень лишь в пословицах – двигатель прогресса. На самом деле это один из главных тормозов, который мешает человеку двигаться дальше. Наравне с ним идет и страх. И в большинстве своем, это страх перемен.

Человек боится, что в новой обстановке он утратит стабильность. А стабильность для большинства современных людей – один из главных аспектов успешной жизни.

При этом, если лень – это то, с чем можно и нужно бороться, и каждый человек это понимает, то страх перемен почти непреодолим в одиночку.

Еще один популярный способ оправдания – возраст.

Не будем акцентировать на этом особое внимание, лишь приведем несколько примеров успешных людей, которые реализовали свои идеи, будучи в достаточно солидном возрасте:

  • Сьюз Орман – один из известнейших американских писателей. До 30 лет работала официанткой. Успех пришел только после 40-ка;
  • Харрисон Форд – достаточно известный режиссер. До 30 лет работал плотником;
  • Джоан Роулинг – автор книги о Гарри Поттере. В 31 она все еще жила на социальное пособие;
  • Рэй Крок – нынешний владелец сети МакДональдс. До 52 лет работал коммивояжёром;
  • Генри Форд – не нужно объяснять кто он. Только в 40 лет умудрился запустить свой первый автомобильный завод.

Конечно, возраст делает мозг людей менее податливым, информация усваивается все тяжелее, новые навыки приобретаются с большим трудом. Правда, есть одно но. Это будет характерно для тех, кто просто-напросто перестал развиваться после окончания школы/института.

Если человек уделяет внимание своему личному развитию, изучает новую информацию, узнает о новых, интересующих его вопросах, то со 100%-ой вероятностью, его мозг будет работать не хуже, чем в школе до 50-70 лет. Мы затронули вопрос успеха неслучайно. Ведь большинство читателей, которые открыли эту статью, рассчитывают на то, что повышение личной эффективности приведет их к успеху

Ведь большинство читателей, которые открыли эту статью, рассчитывают на то, что повышение личной эффективности приведет их к успеху

Мы затронули вопрос успеха неслучайно. Ведь большинство читателей, которые открыли эту статью, рассчитывают на то, что повышение личной эффективности приведет их к успеху.

Библиографический список

  1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики. — М.: Смысл-Академия, 2006. — 227 с.
  2. Звонова, Е. В., Нго, Т. Н. Возможности использования Интернет-выборки при изучении мотивации труда мигрантов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 9 (111). — С. 90–98.
  3. Ильичева, И. М., Сыркин, Л. Д., Ляпин, А. С., Андреева, Е. Н. К вопросу о целевой подготовке в вузе (социально-психологический аспект) // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2018. — № 41 (1). — С. 92–101. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-92-101
  4. Капрара, Дж., Сервон, Д. Психология личности / пер. с англ. В. Белоусов. — СПб: Питер, 2003. — 640 с.
  5. Смирнов, С. Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С. 120–121.
  6. Bandura, A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // Self-Efficacy in Changing Societies. — Cambridge University Press, 1995. — Pp. 1–45. https://doi.org/10.1017/CBO9780511527692.003
  7. Bandura, A. Self–efficacy mechanism in human agency // American Psychologist. — 1982. — V. 37 (2). — Pp. 122–147. https://doi.org/10.1037/0003-066X.37.2.122
  8. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. — 1977. — V. 84 (2). — Pp. 191–215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
  9. Dweck, C. S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. — Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. — 195 p.
  10. Maddi, S. R. Hardiness: Turning stressful circumstances into resilient growth (Springer Briefs in Psychology). — 2013 Edition. — Heidelberg: Springer Verlag GmbH, 2013. — 100 p.
  11. Mischel, W. On the interface of cognition and personality: Beyond the person-situation debate // American Psychologist. — 1979. — V. 34 (9). — Pp. 740–754. https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.9.740
  12. Mischel, W. Personality dispositions revisited and revised: A view after three decades // L. A. Pervin (Ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. — The Guilford Press, 1990. — Pp. 111–134.
  13. Mischel, W., Shoda, Y. A cognitive-affective system theory of personality: Reconceptualizing situations, dispositions, dynamics, and invariance in personality structure // Psychological Reports. — 1995. — V. 102 (2). — Pp. 246–268. https://doi.org/10.1037/0033-295X.102.2.246
  14. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. — 1966. — V. 80 (1). — Pp. 1–28. https://doi.org/10.1037/h0092976
  15. Seryakova, S. B., Zvonova, E. V., Seryakova, V. V. Social and psychological conditions of career planning of employees in the organization // Espacios. — 2018. — V. 39, No. 5. — Pp. 29.
  16. Seligman, M. E. Helplessnes: On depression, development, and death. — San Francisco: Freeman, 1975. — 250 p.
  17. White, R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. — 1959. — V. 66, No. 5. — Pp. 297–333. https://doi.org/10.1037/h0040934
  18. Weiner, В. Judgments of responsibility. A foundation for a theory of social conduct. — N.Y.: Guilford Press, 1995. — 301 p.

25 сентября 2021 года — юбилей Нины Гавриловны Салминой, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. «Психологическая газета» поздравляет Нину Гавриловну и желает здоровья и сил, взаимопонимания и талантливых учеников, хорошего настроения и только хороших новостей!

Личностная самоэффективность

Вера конкретного индивидуума в собственные возможности, а также способности справляться с тем или иным видом деятельности представляют собой характеристику, которая в психологии приобрела термин «личностная самоэффективность». Из всех существующих возможных классификаций широкое распространение получило разделение данной характеристики на самоэффективность в общении или самоэффективность в деятельности.

Во время общения данная личностная черта проявляется в виде убеждения субъекта в своей достаточной компетенции относительно темы разговора. То есть подразумевается уверенность человека в том, что он может выступать более чем адекватным и подходящим коммуникатором во время разговора, сможет выслушать собеседника и на должном уровне поддержать диалог. Соответственно, самостоятельная эффективность в деятельности – это убеждение индивидуума в своей способности проявить должные навыки и опыт в конкретном предполагаемом виде деятельности.

Примечательным является то, что такая форма убеждения в своем личном успехе никогда не лишена объективности, поскольку происходит из внутренних «источников» сознания. К ним относится, среди числа прочих, достижения различного уровня и в любой сфере жизни, которых индивидуум уже добился. Говоря иными словами, самоэффективность базируется на реально существующем прогрессе человека в самореализации и самосовершенствования.

Также значительным методом создания самоэффективности может стать социальной моделирование. Суть заключается в том, что мотивацией для роста самостоятельной эффективности может стать наблюдение за деятельностью других субъектов, которые напоминают чем-то индивидууму его самого. Созерцания чужого успеха в предстоящей деятельности может стать подоплекой для убеждения в реализации собственных сил.

Теория самоэффективности А. Бандуры

Самоэффективность – это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности.

Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Этот параметр не является чертой личности, это когнитивное образование, которое влияет на мотивацию достижения, как бы вносит свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение.

Как формируется самоэффективность:

1) Из опыта собственных успехов

. Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется.

2) Наблюдение за чужими достижениями

тоже вносит вклад. Если он будет видеть, как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность.

3) Вербальные убеждения

– это ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед контрольной по математике (важенстатус говорящего — авторитет ), что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты (у него должны должны быть не только двойки за предшествующие контры). Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д.

4) Это должно быть в границах реальных возможностей

. Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам, то и убеждение не подействует.

5) Обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность.Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности – это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Эмоциональное напряжение и др. тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности.

Самоэффективность измеряется до выполнения деятельности

Для самоэффективности важно не сравнение с другими, а использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности

Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта, а конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Самые уверенные студенты хуже готовятся к экзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой, как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны

Самоконтроль

Широко распространено мнение, что именно самоконтроль является показателем сильной индивидуальности. Тем не менее, данное мнение ошибочно. К примеру, если такой человек намерен продемонстрировать контроль над собой и проявить эмоции, чувства которых он совершенно не испытывает (или же подавить негативные эмоции), то он только затратит ряд своих внутренних сил. Если рассматривать самоконтроль именно с данной позиции, то он становится показателем субъекта с невысокой выносливостью.

В то же время вера в собственные умения и силы способствует развитию самоконтроля, что в дальнейшем повышает показатель самоэффективности. В этом заключается тот факт, что самоконтроль и самоэффективность, несмотря на очевидное различие между собой, все же имеют общие черты. Если упростить данную взаимосвязь, то можно сказать, что развитие самоконтроля ведет к увеличению собственной эффективности, так как создает у индивидуума чувство не только контроля над собой, но и веры в то. Что он может взять под контроль ситуацию вокруг себя.

Следует не забывать, что оптимистическое отношение к себе, как к компетентной и вполне способной к успеху личности – это не только залог вполне реального успеха, но также и личного здоровья, чувства удовлетворенности и счастья. Такой человек в значительно меньшей степени подвержен риску развития апатии или депрессивных расстройств, менее тревожны и более настойчивы в плане реализации своих планов и продумывания стратегии успеха.

Как повысить личную эффективность?

Любой навык можно развивать и совершенствовать. Не исключение и результативность человека. Что же помогает ее повысить:

  • Грамотная постановка цели;
  • Рациональное применение ресурсов;
  • Правильная расстановка приоритетов;
  • Четкое и поэтапное планирование;
  • Сосредоточенность и концентрация внимания;
  • Умение делегировать обязанности;
  • Навык социализации.

Работоспособность человека, его высокая мотивация и энтузиазм во многом зависит от соблюдения этих семи правил личной эффективности.

1. Грамотная постановка цели.

Целеполагание – важное условие успешного старта. Насколько бы продуктивно не трудился человек, он никогда не добьется успеха при неверно выбранном ориентире движения. Реализация своего призвания и предназначения тесно связаны с правильной постановкой жизненных целей

В этом помогает самоанализ, отказ от навязанных идеалов. Человек должен сам понять чего он хочет, трудиться именно в этом направлении

Реализация своего призвания и предназначения тесно связаны с правильной постановкой жизненных целей. В этом помогает самоанализ, отказ от навязанных идеалов. Человек должен сам понять чего он хочет, трудиться именно в этом направлении.

2. Рациональное использование ресурсов.

Личная эффективность зависит от качества выполнения заданий. Чтобы они успешно реализовывались, следует научиться беречь ресурсы, применять только те, которые необходимы. Например, у кого-то есть 50 грн. Надо попасть в учреждение, расположенное в одном километре от него. Такси «съест» всю сумму. На автобусе уйдет 4 грн., а пешком – вообще бесплатно. Если время не поджимает, лучше пройтись на свежем воздухе и сохранить 50 грн, чем непонятно куда поспешить и потерять деньги.

3. Правильная расстановка приоритетов.

Огромная ошибка большинства людей – неумение выбирать верный маршрут среди нескольких. Допустим, какой-то человек, увлекающийся спортом, практически одинаково хорош в беге и плаванье. При этом он посредственный игрок в футбол. Поддавшись идеалам окружающих, он концентрирует свои усилия на игре в мяч, так и не добиваясь в этом успеха. Будучи пловцом или бегуном, он бы уже давно выполнил норматив мастера спорта и, возможно, попал бы в сборную страны.

4. Четкое и поэтапное планирование.

Системность важна в любом виде деятельности, от игры на музыкальном инструменте до политических «гонок». Мало поставить цель и выбрать приоритеты

Не менее важно – четко спланировать, что и когда необходимо сделать. Тут же стоит отметить регулярный контроль, который помогает скорректировать движение в случае, если обстоятельства уводят с выбранного пути

5. Сосредоточенность и концентрация внимания.

Одна из основных проблем человека

Насколько бы он ни был мотивирован, все равно долго удержать внимание на одном объекте, либо задаче, человек не в силах. Ребенок концентрируется не дольше 7 минут, взрослый человек – до 40 минут. Дальше работоспособность снижается

Если не научиться отдыхать и «перезаряжаться», время работы увеличивается в геометрической прогрессии

Дальше работоспособность снижается. Если не научиться отдыхать и «перезаряжаться», время работы увеличивается в геометрической прогрессии.

6. Умение делегировать обязанности.

Как ни парадоксально звучит, личная эффективность человека зависит от его умения грамотно перекладывать часть обязанностей на других. Например, цена рабочего времени дизайнера – $10/ час. Супруга просит отвезти ее в торговый центр за покупками. Вызвать такси туда и обратно обойдется примерно в $5 с простоем. Если он делегирует эту обязанность таксисту, то сэкономит минимум половину своего дохода. Если же повезет сам – потеряет $10 грн или даже больше. Простое правило делегирования – «Если поручив свои обязанности другому, сможешь добиться большего – сделай это».

7. Навык социализации.

Поскольку люди живут не на необитаемом острове, то личная эффективность каждого зависит от умения выстраивать социальные связи. Это направление углубленно разрабатывается в рамках нетворкинга – учения о построении долгосрочных деловых связей. Люди, которые научились рационально применять навык социализации, способны намного быстрее выполнять поставленные задачи, подыскивая необходимых исполнителей или консультантов.

Важность личной эффективности способствовала развитию целого направления под названием лайф-менеджмент. Что это такое узнаем дальше

Методика определения самоэффективности

Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.

Шкала самоэффективности представляет собой тест из 10 высказываний, которые необходимо оценить по таким параметрам:

  • «Абсолютно неверно» – 1 балл;
  • «Едва ли это верно» – 2 балла;
  • «Скорее всего, верно» – 3 балла;
  • «Совершенно верно» – 4 балла.

Утверждения теста:

  • Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы;
  • Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели;
  • Мне довольно просто удается достичь своих целей;
  • В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести;
  • При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться;
  • Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем;
  • Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности;
  • Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения;
  • Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях;
  • Я обычно способен держать ситуацию под контролем.

Если вы набрали до 27 баллов, у вас низкая самоэффективность; 27-35 баллов – средняя, и более 35 баллов – высокая самоэффективность.

Самоэффективность человека подразделяется на 2 вида:

  • Социальная самоэффективность;
  • Академическая (профессиональная) самоэффективность.

Социальная самоэффективность заключается в уверенности личности в общении, в том, что он компетентен в общении, способен конструктивно решать любые вопросы коммуникативного характера. Также это уверенность, которая касается построения межличностных отношений.

Профессиональная самоэффективность – это уверенность индивида в том, что в любой выбранной деятельности он сможет эффективно использовать свои знания, умения и способности. И в этом деле достигнет успеха и отличных результатов.

Самоэффективность методика

Как было сказано выше, термин «самоэффективность» ввел Бандура. Однако он ввел его не для того, чтобы объяснить явление, а для возможности целенаправленной работы по коррекции личности. В это понятие Бандура вкладывал возможности проведения оценки умений субъектов постигать свои способности и применять их наиболее оптимальным способом. Было доказано, что человек, обладающий более чем скромными изначальными способностями, способен достичь достаточно высоких итогов. Также как и наличие высокого потенциала еще не говорит о том, что человек достигнет успешности, если он не будет верить в возможности применения такого потенциала практически.

Провести диагностику самоэффективности личности можно с помощью методики, предложенной Медуксом и Шеером. Данная методика является одним из средств, с помощью которого возможно исследовать самооценку индивида и самосознание личности. Она заключается в оценке индивидом собственного потенциала в области предметной деятельности и общении, которым он действительно может воспользоваться. Методика представлена в виде тестовых утверждений в количестве 23 штук. Каждое утверждение испытуемый должен оценить в соответствии со степенью своего согласия или несогласия по одиннадцатибальной шкале. В тесте заложены представления о самоэффективности.

С помощью данной методики кроме получения информации о самооценки индивида и сведений об уровне самореализации, можно создать определенный толчок к личностному саморазвитию.

Таким образом данная методика позволяет связать попытки индивида достичь значительных результатов в практической деятельности и межличностных коммуникациях. Получившаяся сумма оценок первых семнадцати утверждений характеризует степень самоэффективности в практической деятельности, а сумма оценок оставшихся шести утверждений характеризует область межличностных коммуникаций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: