Роль

Характеристики социальных ролей

Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.

Составляющие социальной роли

Аспект Характеристика
Масштабность Один человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями
Способ получения Их 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование)
Формализация Отношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта
Мотивация Есть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия

Многообразие социальных ролей

Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.

Ролевые трудности

Ролевые напряжения и ролевые конфликты

В процессе осуществления социальных ролей личности могут возникать трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты). Ролевое напряжение возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии). Ролевые конфликты – проявления более острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли исключают друг друга.

Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств.

Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов

Виды ролевых конфликтов

1) межролевой конфликт — возникает когда индивид играет несколько ролей (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);

2) внутриролевой конфликт — (а)когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом); (б)требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

3) личностно–ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Способы разрешения ролевых конфликтов:

1. Рационализация ролей – 1) усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; 2) бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;

2. Разделение ролей – 1) временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;

3. Регулирование ролей – 1) формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; 2) осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Характеристика социальной роли

Исследователь Толкотт Парсонс совместно с коллегами смог систематизировать социальные роли в середине прошлого столетия. Он выделил пять основных характеристик социальных ролей:

  • Эмоциональная составляющая. Ряд ролей, в том числе медика, психолога, социального работника, требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, когда в большинстве случаев у людей проявляются яркие эмоции, речь идет о болезнях, страданиях, смерти. Такие жесткие требования с точки зрения эмоциональной сдержанности не предъявляются к родственникам или друзьям;
  • Способ получения. Некоторые роли являются результатом предписанных статусов. В качестве примера можно рассмотреть ребенка, подростка или взрослого человека — они определяются на основании возраста человека. Другие роли необходимо заслужить или добиться, сюда можно отнести статус квалифицированного врача, то есть для ее получения человеку необходимо вложить силы и время, пройти обучение и практику;
  • Масштаб. Ряд ролей ограничены строго обозначенными аспектами взаимодействия представителей социальных групп. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, связанными с лечением заболевания или реабилитацией после операции. Между ребенком и его родителями устанавливаются отношения более широкого плана, когда родители прилагают усилия для обеспечения комфорта ребенка в решении широкого спектра вопросов;
  • Формализация. Можно выделить роли, которые выдвигают на первый план взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, работник библиотека занимается выдачей книг на строго обозначенный срок, и потребовать штраф в случае просрочки возврата книги. В рамках осуществления других ролей допускается особое взаимодействие с теми, с кем у человека сформировались личные отношения. Например, человек не ожидает, что брат, близкий друг или родитель оплатит какую-либо оказанную услугу, однако с незнакомым человеком плата была бы обязательным условием;
  • Мотивация. Каждая роль базируется на своей мотивационной составляющей. Например, если речь заходит о предприимчивом человеке, то люди ожидают от него реализации действий и поступков, направленных на получение прибыли. При этом работник социальной сферы, ярким примером является специалист по социальной работе, осуществляет свою деятельность ради общественного блага, при этом личные интересы отступают на второй план.

По мнению исследователей, каждая социальная роль представляет собой сочетание всех вышеописанных характеристик.

Что входит в понятие социальная роль?

Для социальных ролей свойственна динамичность. Другими словами на протяжении всей жизни человек примеряет на себя разные социальные роли. Сын или дочь должны соответствовать одним ожиданиям, в то время как к работникам, матерям предъявляются другие требования.

Структурное наполнение понятие социальная роль состоит из следующих элементов:

  • Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки;
  • Внешний вид человека. Для каждой социальной роли существуют свои требования с точки зрения внешнего вида, человек должен им соответствовать. Врач должен быть в халате, полицейский в униформе, строитель в каске;
  • Мотивация человека. Члены социальной группы одобряют или порицают демонстрируемые человеком поведенческие реакции, это же распространяется на его внутренние устремления. Оценка мотивов осуществляется на основе ожидании членов социальной группы, которые формируются на общепринятом понимании. Если девушка, которая выходит замуж, ставит своей целью получение материальной выгоды, то это поведение порицается обществом. Если источником ее мотивации является любовь и чувства, то общество позитивно воспринимает ее действия.

Виды социальных ролей

Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.

Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.

Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.

Ролевой конфликт, напряжение или создание

Несмотря на различия в используемых терминах, центральным компонентом всех формулировок является несовместимость.

Ролевой конфликт — конфликт ролей, соответствующих двум и более статусам, например, подростки, которым приходится иметь дело с беременностью (статусы: подросток, мать). Считается, что ролевой конфликт существует, когда существуют важные различия в рейтингах, выставленных для различных ожиданий. Путем сравнения степени согласия или несогласия между рядами была получена мера ролевого конфликта.

Ролевое напряжение или «ролевое давление» может возникнуть, когда существует конфликт в требованиях ролей, когда человек не согласен с оценкой других относительно его или ее выполнения в своей роли, или из-за принятия ролей, выходящих за рамки индивидуальные возможности.

Создание ролей определяется Граеном как обмен лидер – член.

В то же время человек может иметь ограниченные возможности для того, чтобы отказаться от принятия ролей, вызывающих напряжение, потому что он или она ограничены социальными нормами или имеет ограниченный социальный статус, с которым можно торговаться.

Кто такой протагонист?

Протагонист или «главный герой» – единственный персонаж, без которого точно не обойтись. Главный герой в сценарии двигает сюжет вперед, за его приключений строится основная сюжетная линия и именно за его сюжетной аркой, за его изменением будет следить зритель.

Главная особенность протагониста – если его убрать, история остановится. Он главный двигатель. Если же история продолжается и без главного героя, значит у вас большие проблемы с сюжетом. Скорее всего, вы еще не поняли, кто протагонист этой истории и вокруг кого нужно строить историю.

Причем, эту ошибку совершают не, только начинающие сценаристы.

Например, в недавнем блокбастере Федора Бондарчука «Вторжение», сюжет написан таким образом, что номинально главной героиней считается Юля – персонаж Ирины Старшенбаум. Именно за историей мы вроде как наблюдаем. Но если разобраться, за весь фильм она никак не влияет на сюжет. Более того, с середины фильма Ирина просто пропадает из сюжета и появляется лишь в финале. Все активные действия меняющие историю совершают мужчины находящиеся рядом: ее отец, влюбленный пришелец и бывший парень. И логичней было бы строить историю от кого-нибудь из них.

Определение в психологии

Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.

Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.

Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.

Трудности определения синтаксической роли

Ответ на вопрос о том, что такое синтаксическая роль, не дает в полной мере ответа, как ее нужно определять. Для определения синтаксической позиции слова необходимо поставить соответствующий вопрос к этому слову. Рассмотрим предложение: «Лисица юркнула в нору». Смысловым вопросом, который задаем к слову является вопрос «где?»

Обращаем внимание на окончание слова. Здесь окончание -у

Из этого следует, что имя существительное «нору» выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

Иногда к одному и тому же слову можно задать два вопроса. Например, в предложении «Лисица скрылась в норе» к имени существительному «в норе» задаем два вопроса: «где?» в «чем?». Из этого следует, что слово «нора» можно подчеркнуть и как обстоятельство, и как дополнение. Но это не совсем верно

Что такое синтаксическая роль для слова в данном примере? Так же как и в предыдущем примере, необходимо обратить внимание на окончание слова. Так, «в норе» имеет окончание -е, из этого следует, что «в норе» является дополнением

(Примеры взяты из учебника «Современный русский язык» под редакцией Рахмановой Л.И., Суздальцевой В.Н. Параграф «Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе»).

Часто при синтаксическом разборе возникают трудности в определении синтаксической роли глагольных форм, поэтому подробнее остановимся на этих случаях.

Гендерные роли

Мы рождаемся с гендерными различиями – мужчины и женщины, но только социальные роли делают из нас действительно мужчин, и действительно женщин. Кто-то хорошо усвоил эту роль и нашел своего идеального партнера, которые прекрасно дополняют друг друга. А кто-то мечется из крайностей в крайности, так до конца не определившись: какая она женщина, и какой он мужчина. Кто-то со школьных времен застрял в роли «хорошая и правильная девочка», и теперь всем демонстрирует свой перфекционизм, и доводит себя и окружающих до состояния невроза. Возможно, когда-то это был единственный способ получить родительскую любовь, добиваясь отличных оценок в школе. Но времена прошли, и неожиданно для себя можно открыть, что любовь и признание можно получить по-другому, и не обязательно что-то доказывать другим и себе.

Одна моя клиентка поделилась новостью со своей матерью о решении развестись. Первая реакция матери было причитание о том, как же теперь она будет жить, как ей будет сложно и т.п., а второй реакцией были слова: «А как женщина я тебя понимаю». Мне кажется прекрасная иллюстрация того, что наши слова и поступки, и даже наши чувства будут сильно отличаться от контекста того, в какой роли мы сейчас это ощущаем и говорим. Удивительно! Не правда ли? Как роли могут даже менять наши чувства.

А сколько вы знаете своих ролей? А вы хорошая актриса? А наблюдали за своими чувствами из разных ролей? А что вы знаете о себе вне относительно роли? А действительно ли вы себя знаете?

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

  1. Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния. 
  2. Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
  3. Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем. 
  4. Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
  5. Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
  6. Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
  7. Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой. 

Как связаны социальный статус и социальная роль

Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

Статус – мотивация к действию

Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».

В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:

  • родственные;
  • гендерные;
  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • профессиональные.

Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.

Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль. В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений

Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества

В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.

Рекомендации

  1. Хиндин, Мишель Дж. 2007. «Ролевая теория». Стр. 3959–62 дюйма Энциклопедия социологии Блэквелла, Отредактировано Г. Ритцер. Блэквелл Паблишинг.
  2. ^
  3. ^
  4. Брум, Г. М. и Г. Д. Смит. 1979. «Тестирование воздействия практикующего на клиентов». Обзор связей с общественностью 5(3):47–59.
  5. Д. Мосс, А. Ньюман и Б. ДеСанто. 2005. «Чем занимаются менеджеры по коммуникации? Определение и уточнение основных элементов управления в контексте связей с общественностью / корпоративной коммуникации». Ежеквартально по журналистике и массовым коммуникациям 82(4):873–90.
  6. Джеральд, Грейс (2011-12-08). Ролевой конфликт и учитель. Рутледж. п. 3. ISBN 978-0415689489.
  7. ^

Антигерой и злодей

В термине «главный герой», не надо отталкиваться от слова «герой». Персонаж-протагонист, не обязательно должен быть положительным. Например, в «Мстители: Война Бесконечности», как это не парадоксально главный герой Танос. Он двигает сюжет, преодолевая препятствия в виде Мстителей.

Также трудно назвать героями в общепризнанном значении слова персонажей Майкла Карлеоне из «Крестного отца», Артура Флека из «Джокера» или Патрика Бейтмана из «Американского психопата».

Все эти протагонисты – либо антигерои, либо откровенные злодеи.

Кстати, часто всех протагонистов творящих зло приписывают к «антигероям». Но на самом деле это не всегда так. Антигерой – это персонаж, идущий к правильной, доброй цели, но неприемлемым с моральной и социальной точки зрения путем.

Если же у протагониста и цель, и средства социально неприемлемы – перед нами натуральный злодей.

Разницу можно проследить по двум персонажам-гангстерам в исполнении Аль Пачино: Майкла Корлеоне из первого «Крестного отца» и Тони Монтаны из «Лица со шрамом».

Майкл совершает свои злодеяния, чтобы обезопасить родных и друзей. И поэтому в первом фильме его еще можно причислить к антигероям. А Тони убивает, ради денег, женщин и наркоты. Он злодей и никак иначе.

Леон – убийца, защищающий девочку – антигерой. Джордан Белфорд из «Волка с Уолл-стрит» — обаятельный, но злодей. Его желания эгоистичны, а методы аморальны. Джек Бауэр из сериала «24», готовый пытать невиновного для поимки террориста – антигерой. Алекс ДеЛардж из «Заводного апельсина», кайфующий от причинения боли другим — злодей.

Конечно, не всегда эти понятия можно разделить с первого взгляда. Ведь моральные ценности и социальные нормы – понятия субъективные. Но вам, как сценаристам, прописывая главного героя с доминирующими отрицательными качествами, для себя нужно решить: кто перед вами? Антигерой или злодей?

Потому что, если это антигерой, он заслуживает какого-нибудь лучика света в конце пути. Даже самого маленького. Финал злодея, даже если он победил, должен оставаться мрачным и безрадостным.

Виды ролей. Классификация социальных ролей

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются более глубокие и всеобъемлющие отношения; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни ребенка.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.

Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение ипризнание. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Классификация ролей. В настоящее время существует достаточно много классификаций видов ролей. Так выделяют социальные роли, обусловленные место индивида в системе объективных социальных отношений (роли профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические и др.), и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, предпочитаемый и др.).

В отличие от социальных ролей, права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, зависят только от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. Т. Шибутани указывает, что в зависимости от условий деятельности, личность может выполнять различные роли. Так, в ситуациях сотрудничества это могут быть следующие роли — коллега, партнер, помощник, клиент, соратник.

При распределении же в группе авторитета и власти – лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции — соперник, союзник, арбитр. Выделяют также роли институциализированные (официальные, конвенциальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Нередко роли разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (например, мать—дочь, преподаватель—студент, продавец—покупатель, врач—пациент, священник—прихожанин); такие роли называются реципрокными.

Групповой статус

Роль является динамическим аспектом статуса личности, то есть устойчивого положения человека в группе, ее положительной или отрицательной репутации, авторитета, престижа. Человек имеет высокий статус, пользуется уважением в коллективе прежде всего потому, что он является носителем групповых ценностей
и норм.

В статусе отражается степень влияния личности на других членов группы.

Р. Мертон называл «статусным набором» интегральный показатель общественного положения личности, который охватывает профессию, квалификацию, должность, материальное положение, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейные отношения и тому подобное.

Статус может быть получен независимо от субъекта (раса, пол) и может приобретаться целенаправленными усилиями личности.

Лаконичный автонарратив, который человек создает, когда пишет собственное резюме или оформляет текст визитки, является своеобразным показателем его социального статуса.

Весомыми статусными признаками для многих людей становятся марка их автомобиля, район проживания, престижная одежда, эксклюзивный мобильный телефон или часы.

Существует формальный, официальный, статус, который определяется социальным рангом личности, и статус реальный, неофициальный, который определяется отношением членов группы к человеку, уровнем уважения, симпатии к нему, его авторитетности, популярности.

В каждой группе кто-то имеет больше прав, а кто-то меньше, у кого есть привилегии, а у кого их практически нет. Так складывалась история отношений: кто-то заработал себе статус профессиональной компетентностью, кто-то
— стрессоустойчивостью и умением повести за собой, кто-то — привлекательной внешностью и покладистым характером, а кто-то — смелостью, независимостью, творческим подходом к жизни.

Тот, у кого статус не очень высокий, чаще стесняется, проявляет неуверенность, испытывает дискомфорт в общении. Ему кажется, что его все равно не поймут, поэтому лучше и не проявлять своих желаний, не рассказывать о себе откровенно.

Человека с невысоким статусом практически не замечают, что трудно переживается и может стать толчком к неожиданным агрессивным действиям. Однако в разных группах один и тот же человек может иметь совершенно разные статусы, иногда даже противоположные.

Что входит в понятие социальная роль?

Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.

При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.

Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.

И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.

Заключение

Социальная роль оказывает большое влияние на формирование личности на протяжении всей жизни. Взаимодействие с людьми, которые выполняют большое количество ролей, позволяет человеку развивать свое представление об обществе и определять свое место в нем. Чем больше социальных ролей имеется у человека, тем лучше он реализовал свой личный и творческий потенциал, адаптировался к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности. Исходя из этого, процесс формирования личности и развития в долгосрочной перспективе можно рассматривать как динамику освоения социальных ролей. Другими словами развитие личности проявляется в освоении новых социальных ролей на протяжении жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: