Внушения

3.2.1. Ассоциативная суггестия.

Любой разговор ищет своего продолжения в ассоциативных связях. Это свойство можно эффективно использовать в направлении разговора в нужное русло, в программировании определенного поведения окружающих

Суггестор в разговоре с человеком акцентирует его внимание на определенных идеях, сцепленных ассоциативными связями с теми идеями, которые требуется косвенно внушить. Например, упоминание слов «депозит», «проводка», «авизо» дает понять окружающим, что собеседник имеет некое отношение к банковско-предпринимательской сфере (что говорит о его высоком социальном статусе)

С другой стороны, сказав таксисту: «Едем к казино „…“», человек поневоле дает понять, что имеет в кармане немалую сумму и тем самым программирует водителя на то, чтобы «содрать» с него лишние деньги (хотя, может быть, он просто живет рядом с казино).

Человек может быть приведен к нужным мыслям следующими ассоциациями:

По смежности упоминаемого в беседе слова со словом, которое может возникнуть в голове у объекта («ручка» — «бумага» — «документ» или «вобла» — «пиво»);

По смысловому сходству с упоминаемым словом («пауза» — «перерыв» — «передышка» — «отдых» — «отпуск»);

По созвучию с упоминаемым словом («космополит» — журнал «Cosmopolitan» или «кошка» — со значениями «животное» и «якорь»);

По контрасту с упоминаемым словом («хвалить» — «бранить» или «сильнее» — «слабее»).

Следует заметить, что слово «деньги» имеет максимум ассоциативных связей, что само по себе является огромным суггестирующим фактором.

Конструирование команд

Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

Простая фраза

Желательно, чтобы фраза была простая — без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

Действие или оценка

Команды касаются либо конкретных действий:

  • вынеси мусор;

  • сделай уроки;

  • почувствуй себя уверенно;

  • расслабься;

  • позвони завтра.

Либо изменения оценки:

  • ты успешный;

  • тебе нравится заниматься;

  • ты усидчивый;

  • я люблю бегать по утрам (для самовнушения);

  • это сделать легко.

Однозначная трактовка

Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.

Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

Примеры удачных команд:

  • Я уверен в себе.

  • Я легко запоминаю новые иностранные слова.

  • Позвони мне завтра.

  • Подпиши договор.

  • Тебе нравится бегать по утрам.

  • Ты расслабляешься.

  • Тебе легко сосредотачиваться.

  • Ты быстро выздоравливаешь.

  • Боль уходит.

Упражнение «Конструирование команд»

Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

  • Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.

  • Подросток боится сдачи экзаменов.

  • Муж забывает вынести мусор.

  • Не могу заставить себя бегать по утрам.

  • Трудно запоминать иностранные слова.

Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

  • Человеку не хватает мотивации их повторять.

  • Он всё время откладывает занятия.

  • Он плохо запоминает.

  • Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.

  • Ему не нравится учить этот язык.

  • И так далее.

Соответственно, команды будут разные.

Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

— Ты способен быстро выучить новые французские слова.

— Тебе нравится учить новые французские слова.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;

введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами

Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях

Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;снижение активности сознания;

производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся причиной эмоций, что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от других воздействий, а человек поддается внушениям.

Что такое внушение

Внушение – это воздействие извне на человека, его психические процессы для достижения определенных результатов, причем такое воздействие самим человеком критически не оценивается.

Что бы было понятнее, приведу пример. Если дать человеку подержать в руке холодный металлический предмет и сказать, что он горячий, раскаленный и сейчас произойдет ожог, то в результате, естественно, ничего не произойдет, а человек лишь посмеется. Если же такой же предмет вложить в руку испытуемого, находящегося в состоянии транса (гипноза) и проводить внушение, что «предмет горячий, раскаленный», то у человека действительно может появиться ожог кожи.

Происходит это потому, что в особом состоянии сознания – трансе, критическая оценка любой поступающей информации значительно снижается и даже абсолютно необоснованные утверждения (внушения) легко принимаются на веру.

Внушение в состоянии гипнотического сна

Чаще всего состояние транса возникает во время гипнотического воздействия (гипноза), при котором один человек (гипнотизер) с помощью различных методик вводит другого человека (гипнотизируемого) в состояние, похожее на сон. В отличие от обычного сна в гипнозе сохраняется контакт (раппорт) между участниками сеанса и появляется возможность усваивать поступающую в мозг информацию без критики и противодействия.

Поэтому внушение в состоянии гипнотического сна обладает особой силой и способно изменять многие физиологические и психические процессы в организме: регулировать обмен веществ и температуру тела, силу сердечных сокращений и артериальное давление, выработку желудочного сока и ферментов поджелудочной железы, напряжение мышц и тонус сосудов, болевую чувствительность и умственную работоспособность…

Достичь трансового состояния и внушения необходимой информации можно не только в гипнотическом сне, но и в состоянии бодрствования с помощью прямых и косвенных внушений.

Прямое внушение

Прямое внушение предусматривает видимое словесное воздействие одного человека на другого и такая связь очевидна (врач-психотерапевт внушает больному, что головная боль постепенно проходит и в результате такого внушения боль исчезает).

Примеры прямых внушений в состоянии бодрствования – кодирование при алкоголизме,  выступление харизматичного известного политика, религиозного или общественного деятеля, священника в храме, цыганки на улице или опытного менеджера по продажам в магазине, реклама в средствах массовой информации.… Такие примеры можно продолжать и продолжать.

Косвенное внушение

При косвенном внушении используется дополнительный (промежуточный) раздражитель, с которым пациент и связывает достижение лечебного эффекта. Такое внушение незаметно достигает своей цели и зачастую обладает даже более сильным воздействием на человека, чем прямое внушение.

Самый распространенный пример косвенного внушения – использование плацебо (пустышек). При этом больной принимает лекарство, в действительности не обладающее лечебных действием (сахар, мел, физиологический раствор), но помогающее, если пациент уверен в его целебной силе и авторитете врача, назначившего плацебо.

К средствам косвенного внушения можно отнести и некоторые аппараты физиотерапии, различные амулеты, заговоры на воду и т.п.

Чтобы внушение было действительно эффективным, необходимо соединение воедино опыта и авторитета гипнотизера, его искреннего желания помочь пациенту и не менее сильного желания больного выздороветь и его веры в успех проводимого лечения.Вспомним слова Иисуса Христа: «По вере вашей да будет вам».

О самовнушении поговорим в следующей статье.

Литература

  • Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор (К физиологии психотерапии). — 3-е изд.: М., 1962 (2-е изд.: М., 1957; 1-е изд.: Харьков, 1930).
  • Слободяник А. П. — «Психотерапия, внушение, гипноз» — 4-е изд., испр. и доп. — Киев: Здоров’я, 1983
  • Сытин Г. Н. Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности: Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук: 13.00.00 / Г. Н. Сытин; Российская академия образования; Институт развития личности. — М., 1994. — 46 с.
  • В. М. Бехтерев — «Внушение и его роль в общественной жизни», СПб, изд. К. Л. Риккера, 1908 г.

Методы и методики

Если внушение определяется воздействием на мыслительные и поведенческие процессы человека, то успешность влияния зависит от настроенности внушаемого и применяемых суггестором приемов. К основным методам психологического воздействия относят несколько основных техник.

Убеждение

Методика апеллирует к логическому мышлению для приема определенной точки зрения.

Что обеспечивает эффективность убеждающего приема:

  • сила и авторитет внушающего;
  • психологический склад личности внушаемого;
  • интеллектуально-эмоциональный настрой обоих участников процесса.

Однако малоразвитую личность убедить сложно, поскольку процесс направлен на формирование новых взглядов, основанных на способности анализировать.

Заражение

Прием относится к самым древним механизмам, используемым для формирования массовых явлений (экстазов, психозов). С точки зрения французского психолога Гюстава Лебона (1841-1931), типичные черты зарождения новых качеств у суггерентов обозначаются особенностями поведения в обществе:

  • обезличиванием и утратой интеллекта;
  • преобладанием чувственности;
  • утратой персональной ответственности.

Высокая степень заражения внушаемой личности с признаками аффекта способна автоматически передаваться наблюдателю. Ярким примером подобного явления можно назвать стихию паники, вызванной угрозой внешнего воздействия либо острым страхом.

Принуждение

Методика неотрывно связана с техникой заражения, правильное их сочетание позволяет направить развитие общественных процессов в необходимое русло.

Воздействие принуждением реализуется двумя методами: физическим и психологическим с моральным уклоном. Техника принуждения относится к наиболее насильственным методам воздействия на сознание, обоснована страхом перед наказанием.

Подражание

Социальный феномен отличается сознательным или бессознательным стремлением к воспроизведению чьих-то действий, имитированию определенной манеры поведения или способа мышления.


Методика эмоционального внушения была описана Г. Тардтом, сравнившим подражание с наследственностью и молекулярным движением (физика), а немецкий социолог Г. Зиммель назвал подражание «психологическим наследованием».

Поощрение

Этот способ также можно назвать воздействием на психику, стимулирующим закрепление результата внушения. Однако поощрение не стоит доводить до захваливания, чтобы не добиться торможения стремления к внушенному действию.

По мнению психолога О. Запорожца, похвала учителя в педагогическом процессе сначала усиливает активность ученика, затем подсознательно мотивирует к дальнейшим действиям.

Внушение – это техника психического воздействия на сознание собеседника путем высказываний и обсуждения доводов для принятия субъектом определенных решений. В психологии механизмы уверенного навязывания установки на уровне подсознательного восприятия изучены мало. Особенно его глубинные последствия, несмотря на фундаментальные труды В. М. Бехтерева и Б. Д. Поршнева, обозначивших роль и проблемы внушения.

Эффективность суггестивных программ

Суггестивные техники применяются для большинства нарушений психики непсихотического уровня:

  • неврозы;
  • неврастения;
  • истерические расстройства;
  • нарушения сна;
  • а также при психосоматических заболеваниях, конверсионных расстройствах, т.е. таких заболеваний тела, первопричина которых находится в голове:
    • истерические/конверсионные парезы, параличи, глухота, слепота, немота;
    • соматизированное расстройство;
    • соматоформное расстройство вегетативной нервной системы (современное название ВСД);
    • устойчивое соматоформное болевое расстройство.

Являясь директивной методикой, суггестивный подход не рекомендован людям, основная проблема которых в избегании ответственности за собственную жизнь и решения. А вообще суггестивные технологии безопасны и высокоэффективны при грамотном использовании.

Суггестивная терапия часто применяется не в виде монотерапии, а комплексно в комбинации с методами и подходами других психотерапевтических школ. Окончательное решение о тактике психотерапевтического воздействия, используемых методах принимает специалист или консилиум специалистов ЦМЗ «Альянс».

Специалисты

АшмейбаНино Анатольевна Психотерапевт, психиатр

врач высшей категории

опыт работы более 15 лет 30 положительных отзывов

  • Суггестивная терапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Индивидуальная психотерапия

КрылатыхВиктория Юрьевна Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 15 лет 108 положительных отзывов

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия

Если вы затрудняетесь в выборе психотерапевта, позвоните нам или заполните заявку. Мы поможем найти специалиста, с которым вам будет комфортно.

Суггестивная психотерапия

Суггестивная психотерапия – это группа специальных психотехник, в основе которых лежат методы внушения или самовнушения. Данный вид деятельности широко применяется для лечения различных психологических расстройств, зависимых состояний и прочих патологических проявлений. Внушение проводится в двух состояниях: в момент бодрствования и гипнотического сна. В обоих случаях достигается желаемый результат.

С помощью суггестивного воздействия приводят сознание в особое состояние, позволяющее повысить уровень восприимчивости к установкам и формулам, избавиться от болезненных ощущений, физических недомоганий и психологических нарушений. Суггестивная терапия выполняется при определенных условиях профессиональным гипнологом, а также можно обучиться самостоятельной работе с техниками самовнушения.

Предлагаем сеансы суггестивной психотерапии:

Гипноанализ (hypnoanalysis) – лечение с помощью гипноза и психоанализа предложено Волбергом (Wolberg L. R., 1945). Сочетание таких двух методов… читать далее »

Аутотренинг или аутогенная тренировка (АТ) – один из методов суггестивной психотерапии применяется наряду с гипнозом, внушением. Аутотренинг предложил… читать далее »

Французский психолог Эмиль Куэ (фр. Émile Coué) разработал и широко применял в своей практике метод психотерапевтического воздействия, основанный на самовнушении… читать далее »

Этот метод гипносуггестивной психотерапии был предложен в 1930 году учеником В.М. Бехтерева психиатром и психоневрологом К.И. Платоновым… читать далее »

Аффирмация в психологии является методом самовнушения и  относится к суггестивным практикам… читать далее »

Сомнопсихотерапия хорошо себя зарекомендовала в лечении болезней шизофренического спектра, реактивных состояний, психопатий, циркулярного психоза, эндогенных депрессий… читать далее »

Гипнодрама – один из видов групповой психотерапии, включающих в себя гипноз и психодраму. Этот метод предложен в 1950 году… читать далее »

Самогипноз (аутогипноз) – это один из видов терапевтического самовнушения, применяемого в суггестивной психологии… читать далее »

Суггестия — это лечение тяжелых психологических патологий и решение многих сложных проблем!

Предварительная запись на сеансы суггестивной психотерапии по одному из телефонов:

+38 (044) 353-77-65

+38 (094) 853-77-65

+38 (050) 237-29-29

+38 (073) 237-29-29

+38 (096) 237-29-29

Если на ваш телефонный звонок не отвечают, значит идет сеанс гипноза. Вам позже обязательно перезвоним.

Опубликовано в рубрике Услуги

Групповая индукция

Обычно специалисты, использующие метод биосуггестии, работают с группами, состоящими из 8-9 человек. В этом случае результат терапии гораздо лучше, чем если бы они работали с каждым пациентом отдельно.

Пациент, особенно на первых сеансах, относится и к психотерапевту, и вообще к странному для него способу лечения с недоверием. Позитивный эффект терапии наступает намного быстрее, если другие участники группы его индуцируют — поделятся с ним своими хорошими результатами.

В этом случае скептик, как правило, «заражается» состоянием доверия, взаимопонимания, надеждой на выздоровление. Усиливается его восприимчивость к суггестии (суггестабельность). Рано или поздно он начинает бессознательно подражать социальной микросреде, и у него тоже появляются позитивные изменения. Таким образом, суггестором является не только психотерапевт, но и группа.

Сессия биосуггестивной терапии, словно спектакль, представляет собой вариант общения с изначально заданными параметрами. Она построена по основным законам сцены. Это, по сути, театрализованное представление, в котором роли действующих лиц заранее известны и оставляют не много места для импровизации. Тему задает режиссер (психотерапевт), а актеры, если они приняли правила игры и если эти правила не противоречат их этическим установкам, следуют к хеппи-энду в русле заранее заготовленного сценария.

Стражный А. Неврозы, в которые играют люди. — КСД, 2019. Публикуется с разрешения издательства

Какие методы воздействия применяют в психологии

В ситуации, когда необходимо воздействовать, подменяя саму суть взглядов, следует использовать приемы психологического влияния на сознание человека:

  1. Психологическое давление. Интенсивная форма воздействия, работающая на основе подчинения авторитету. Следует говорить не просто убедительным тоном, а выбрать интонацию, не допускающую возражений. Она должна подчинить себе волю слушателей, заставить вынужденно выполнить требуемые действия. Такой метод используют руководители, он характерен для института армии и полиции.
  2. Психологическая атака. Представляет собой череду методик. Стремительная смена способов воздействия включает изменение тона, положения тела, темпа речи.
  3. Манипуляция. Для получения эффекта манипулятор должен вызывать у слушателя двойственные образы, которые заставят его сомневаться в собственном мнении. Под давлением манипулятора он меняет свое мнение, принимая навязанную идеологию, воспринимая ее как правдивую, даже если это не так.
  4. Программирование. Постоянное повторение одинаковых выражений в течение беседы подталкивает собеседника к принятию позиции манипулятора как своей собственной.

Беседа манипулятора с внушаемыми людьми похожа на игру кошки с пойманной мышью. Главная задача кошки — позволить добыче думать, что она в любой момент может сбежать, но не позволять отбегать слишком далеко.

3.2.8. Внушение с отрицанием.

Не верь, не бойся, не проси.

Постулат уголовного мира.

Термин «внушение с отрицанием» подразумевает подачу информации с использованием частицы «не».

Данный вид внушения используется также и в техниках нейро-лингвистического программирования, о которых речь еще впереди, но имеет и большое самостоятельное значение.

Мозг человека устроен таким образом, что наши психические автоматизмы частицу «не» как бы отбрасывают. Суггестивный прием с использованием этой частицы основан на том, что человеку для того, чтобы представить, что ненадо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает. Отрицания с частицей «не» существуют в речи, но их нет в подсознании: если мы скажем «Компьютер не стоит на столе», то сознанию надо сначала представить, что компьютер стоит на столе, а уж потом заставить эту картинку исчезнуть. Компьютер в мышлении человека не может «не стоять на столе». Он может стоять где-то в другом месте, может лежать на боку, но «не стоять где-то» он не может! А раз так, то этот парадокс можно использовать и в суггестивных инструкциях.

Чем в более сложной ситуации находится человек, тем беззащитней он перед своими автоматизмами мышления. Если человеку, впервые вставшему на коньки или севшему на велосипед, крикнуть: «Не упади!», — он вполне может потерять равновесие. Нет ничего удивительного в том, что человек, которому Вы сказали: «Не расстраивайся!», — в ответ расплачется. Вы ведь этой фразой разбудили его воспоминание об этом состоянии и, таким образом, дали ему команду расстраиваться.

Но самое смешное, что при помощи частицы «не» люди сами создают себе препятствия в достижении чего-либо. Исследования показали, что около 70% внутренних мысленных планов, самоприказов и даже похвал, адресованных себе, формулируются россиянами через самоотрицание («Не медлить!»; «Не беспокоиться!»; «Я не такой придурок, как Пупкин!»; «Не обращать внимания!» и т. п.)

Строя фразы по этому типу, люди подталкивают себя именно к тому, чтобы медлить, беспокоиться, обращать внимание, делать глупости и быть «придурком». Мысли-отрицанию в такой форме очень легко подменить мысль-утверждение

Она вытесняет ее и именно так воплощается в жизнь. Добровольные жертвы постоянных тревог и того, что называется «невезением», сами программируют себе эти кошмары, сбывающиеся затем с неизбежностью пророчества. Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели. Понимание этого и тренировки в формулировании своих целей в позитивных терминах, употреблении утвердительных выражений, прямой формы глаголов и существительных без отрицаний («Поторопиться»; «Быть спокойным и хладнокровным»; «Хорошо рассчитывать свое время»; «Быть упорным и последовательным») практически сразу дают поразительный эффект. Этот подход помогает преодолеть склонность воображать отрицательные результаты.

Но это к слову. В качестве внушающего приема использование частицы «не» очень эффективно. Приведем несколько примеров:

· «Не думай о зеленой обезьяне!» (знаменитая шутка).

· «Мы не будем говорить о тотальной дебилизации населения в последние годы, как это делают высокопоставленные врачи-статистики…» (фраза из телепередачи).

· «Я ничего не прошу мне предлагать» (классическая фраза взяточника).

· «Не слишком веселитесь и развлекайтесь, практикуясь в применении этого способа воздействия».

· «Не читайте это, если за последние десять лет Вы не приобрели ни холодильник, ни видеомагнитофон, ни стиральную машину, ни телевизор…» (первая фраза листовки политической партии).

От чего зависит степень внушаемости?

Внушаемостью называют индивидуальную податливость воздействиям. В зависимости от особенностей психики определяется степень внушаемости. То есть, один человек может слепо верить во всё, что ему говорят, и подчиняться беспрекословно, даже в ущерб собственным интересам и убеждениям. Другой – внушение придает некой оценке, подключает свои аналитические способности, определяя правдивость получаемой информации. А есть тип людей, совершенно не подверженных внушению.

Внушаемые люди легко перенимают настроение и привычки других, у них сильно развита склонность к подражанию. Они часто обладают меланхолическим темпераментом, повышенной степенью тревожности и крайне изменчивым эмоциональным фоном.

Повышенная внушаемость также возникает при стрессах, утомлениях и усталости. Таким образом, если человек постоянно испытывает чувство усталости, у него много стрессов, то он легко поддастся влиянию, даже не оценив то, что ему пытаются внушить, и не определив, нужно ли это непосредственно ему. Следовательно, человек становится уязвимым, ведь внушить ему могут то, что кардинально поменяет его жизнь, и не факт, что в лучшую сторону. Так мы плавно подошли к вопросу, озвученному в самом начале статьи. Следует знать, что внушение может быть полезным. Но всегда необходимо оценивать попытку влияния и ни в коем случае не действовать наперекор своим интересам и личным убеждениям. Научиться избегать негативного влияния поможет курс Викиум «Критическое мышление». Обретение навыка независимого мнения позволит не поддаваться манипулированию, авторитетным мнения и стереотипам, а также не совершать необдуманные поступки.

Прямые и косвенные внушения

Фильм «Тайны любви»

Это хуже, чем правда — это негативные внушения…

​​​​​​​ Внушения бывают прямые, бывают косвенные.

Прямые внушения — не обязательно явные, звучащие как «Я сосчитаю до пяти и произойдёт …». Прямые внушения могут быть и закамуфлированными: «Ощущение, которое относится к периоду до болезни, заменит собой менее приятные ощущения». Постгипнотические внушения — также обычно прямые, но при этом от клиента скрытые.

Косвенные внушения делаются не впрямую, а идут от создаваемой ситуации либо малозаметным для клиента способом вставляются в основной текст, так что клиент практически не осознает их наличие.

В качестве примера косвенных внушений можно посмотреть текст упражнения из практики Психосинтеза Знакомство с субличностью. Во время расслабляющего, трансового, медитативного текста клиенту косвенным образом внушают, что:

  1. Клиент любим.
  2. В клиенте есть мудрость.
  3. Клиент умеет и любит заботиться.
  4. В нас кто-то нуждается.
  5. В каждой трудной личности есть здоровое ядро.
  6. Ничего и никого не подавляйте, а ищите во всем хорошее.
  7. Всем всегда обязательно расти.
  8. Лучше всего не отделяться, а воссоединяться, интегрироваться.
  9. Интеграция — это естественный процесс.
  10. А кто с кем-то не интегрирован, тому надо к психотерапевту…

С другой стороны, косвенные внушения часто бывают и вполне негативными, деструктивными. Послушайте, сколько негативных, невротизирующих внушений дается в этом фрагменте фильма «Тайны любви».

Как создаются косвенные внушения? Можно привести несколько типовых приемов:

последовательность принятия, «yes set» (несколько высказываний, с которыми человек согласится).

«Вы пришли ко мне, сидите сейчас в этом мягком кресле, слушаете мой голос, сегодня вам станет гораздо лучше» («сегодня вам станет гораздо лучше» — это, собственно, и есть внушение, а слова следующие перед ней, настраивают человека на согласие)

импликация, пресуппозиция.

«И пока вы погружатесь в транс, вы можете слышать мой голос»

негативное парадоксальное (внушаем что-то, прося этого не делать).

«Не думайте о белой обезьяне». «Вам нет необходимости расслабляться». «Вам нет необходимости расслабляться (пауза) сейчас» (добавлена импликация)

двойная связка, «выбор без выбора» (работает только если понятно, что делается для пользы клиента).

«Вы мне заплатите сейчас или после перерыва». «Я не знаю, возникнет ли ощущение лёгкости в правой или левой руке»

  • двойная диссоциативная двойная связка
  • контекстуальное (требуемые слова выделяются невербально: интонацией, жестами, мимикой)
  • наложение противоположностей.

«В то время как кисть руки сжимается, всё остальное тело расслабляется». «В то время как рука становится всё более и более чувствительной, отмечайте, как челюсть становится всё более и более нечувствительной»

отрицание.

«Вы можете, разве нет?». «Вы уже делаете, не правда ли?». «Почему бы не дать этому произойти?». «Не входите в транс, пока не устроитесь удобно на этом стуле» (добавлена импликация). «Не делайте глубокого вдоха, пока рука не прикоснётся к лицу» (добавлена импликация). «Вы не узнаете, как вам может быть приятно в трансе, пока рука полностью не опустится на бедро» (добавлена импликация). «Вам нет необходимости делать (что-либо), пока не произойдёт (неизбежное поведение клиента в ближайшем будущем)»

  • шок, удивление, творческие моменты
  • трюизм, банальность,любые пословицы и поговорки — то, что трудно отвергнуть.

«Когда сидишь удобно, можно расслабиться». «Каждый человек входит в транс по-своему». «Люди столько всего забывают. Ключи, номера телефонов, встречи…» (структурируется амнезия)

сложные конструкции, в которые прямо сейчас разобраться трудно, сразу возразить не получится.

«Ваша головная боль может сейчас пройти, как только ваше бессознательное будет готово дать ей пройти». «Ваш симптом может теперь исчезнуть, как только ваше бессознательное поймёт, что вы можете решать эту проблему более конструктивным образом»

идеомоторные (хотим вызвать идеомоторные реакции — движение).

«Многие люди могут почувствовать, что одна рука легче другой»

Суггестия и контрсуггестия

Суггестивные методы воздействия снижают критичность человека и рождают состояние доверия, особенно в толпе. Человек заражается чужими идеями, установками. В ходе истории, у людей формируется протестное чувство в ответ на манипуляции, начинает возрастать «обособленность» и недоверие, так проявляется контрсуггестия – все, что внушается на уровне государства, религии, СМИ подвергается внутренней критике. Контрсуггестия перерастает из недоверия в неповиновение. Положительные аспекты контрсуггестии:

  • выход конкретного человека за пределы «мы» из группы;
  • выработка новых традиций и норм в обществе, выход из «застоя».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: