Как ESG-инвестиции влияют на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
На фоне пандемии также поднялся спрос на социальную ответственность компаний. Согласно исследованию Edelman 71% потребителей готов отказаться от бренда, если он ставит прибыль выше заботы о людях
(Фото: 2020 Edelman Trust Barometer Brands and the Coronavirus)
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
- Подтверждена позитивная связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг.
- Ориентируясь на ESG-рейтинг, инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями. Например, таких, как разлив нефти из-за взрыва платформы компании Transocean в 2010 году.
Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.
Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.
Например, американский бренд верхней одежды Patagonia не владеет фабриками, которые шьют его продукцию, поэтому не может влиять на размер зарплаты рабочих. Чтобы это исправить, в рамках программы «Честная торговля» бренд направляет часть средств с продажи продукции на фабрики, чтобы поднять зарплату сотрудников до уровня прожиточного минимума.
К 2019 году бренду Patagonia удалось поднять зарплату рабочим до прожиточного минимума на 11 из 31 фабрики
(Фото: Patagonia)
Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.
По словам Евгения Хилинского, директора управления анализа инструментов с фиксированной доходностью Газпромбанка, для устойчивого развития компания должна соблюдать баланс между всеми критериями. Но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний. Например, для энергетики особую роль играют экологические критерии, для сектора услуг — социальные, а для финансов — управленческие.
Существующие проблемы и трудности и пути разрешения
Сейчас, к сожалению, есть много трудностей на пути к полному переходу на личностное обучение. В последние годы внедряется новая социальная ситуация, меняются технология обучения, подходы к ученикам и восприятия их. Но, несмотря на это, сейчас невозможно переписать все программы, перевести все учебники и методические пособия за один год на такое обучение. В педагогике есть и другие подходы, которыми нужно пользоваться, чтобы сформировать у ребенка всесторонне развитую личность.
На сегодня единственный выход время. Оно нужно для проведения экспериментов, проб, выявление ошибок и пробелов в данном подходе. Говорить о полном внедрении системы можно только тогда, когда она будет изучена на 100%.
Что такое ESG и почему это актуально
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
- ответственное отношение к окружающей среде (англ., E — environment);
- высокая социальная ответственность (англ., S — social);
- высокое качество корпоративного управления (англ., G — governance).
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
Явление стало популярным только в последние пару лет, но уже закрепилось за рубежом. По словам вице-президента Тинькофф Нери Толлардо, в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития.
В начале 2000-х годов в США насчитывалось всего 20 компаний с ESG-рейтингом. Как видно по графику, к 2020 году их количество выросло почти до 800. Средний рейтинг ESG за 20 лет удвоился, что связывают с ростом объема, качества и доступности данных
(Фото: Factor Research)
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Зеленая экономика
Власти готовят поправки в нацпроект «Экология». Как сильно он изменится?
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике
Подход включает в себя целый комплекс концепций, составляющих, технологий. Все они вместе направленные на индивидуальный подход к каждому ученику.
В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель спикер, а ученики слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.
Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание.
Понимание
Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.
Самый важный аспект степень внушаемости ребёнка, которую должен определить педагог в процессе общения с ним.
Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать
Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.
Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно.
Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.
Принятие
По названию понятно, что на данном этапе педагог должен научить ребёнка принимать себя, как целую позитивную, умную, творческую личность. На этом этапе важную роль играет похвала и внушение типа ты все можешь, я в тебя верю, у тебя всё получится, без сомнений ты с этим справишься. Кроме сознания у человека есть подсознание, в котором откладывается много информации, осознанно она не запоминается, но формирует личность. Если учащемуся ежедневно внушать, что он всё сможет, со временем он действительно все сможет, и у него не будет возникать страха и сомнений насчет своих умений.
На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей
Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» из этого ничего не выйдет.
Признание
Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться).
В классической модели образования большинство детей (студентов) не любят учебу, некоторые из них катастрофически боятся учителей или родителей, потому что их ругают, наказывают, возможно, даже бьют.
В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот помогут.
Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания не критиковать и не осуждать.
Самую большую часть работы и все сложные задачи должен взять на себя педагог, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и уверенно.
Перспективы дальнейшего распространения
Это необходимая мера в современном образовании. К сожалению, все учебные заведения перевести на нее сейчас невозможно, поэтому концепция остается на уровне утопии.
Многие ученые занимаются разработками методических пособий для учителей, учебников для детей, обучающих программ, которые основаны на личностном подходе. Если динамика не изменится, то в ближайшее десятилетие концепция введется во всех школах, но сейчас она внедряется только в некоторых гимназиях или частных школах.
На сегодняшний день личностный подход является экспериментальным, так как к нему не готовы ни учителя, ни дети, ни родители.
Процессуально-ориентированная психотерапия (процессуальная психология)
Процессуальная психология была основана как система в конце 70-х годов двадцатого века Арнольдом Минделлом, занимавшимся тогда юнгианским анализом. В основу системы процессуальной психологии было положено наблюдение о взаимосвязи ночных сновидений с телесными симптомами в синтезе с традиционными юнгианскими взглядами на реальность и парадигмой современной квантовой физики. Физическое образование, а также опыт общения с австралийскими аборигенами и погружение в традиции туземного шаманизма позволили Минделлу создать комплексную модель, связывающую индивидуальные бессознательные процессы и область коллективного бессознательного с квантовой природой «объективной» физической реальности.
При этом было расширено как понятие «бессознательного», так и понятие «сновидения». В своей процессуальной психологии Минделл расширил концепцию бессознательного, включив в нее спектр неинтенциональных вербальных и невербальных сигналов, а также перпеции, убеждения и идеи, с которыми не идентифицирует себя индивид. Этот процесс вытеснения из зоны сознательного контроля стимулов, убеждений и телесных сигналов Минделл называет «маргинализацией», и одна из главных задач – научиться раскрывать и отслеживать маргинализированный материал. Это открывает доступ к состоянию «сновидения» – основному «рабочему» состоянию в процессуальной психологии.
Конечно, «сновидение» не является здесь просто сновидением – в это понятие входят любые соматические аспекты опыта, которые относятся как к миру сновидений, фантазий и образов, так и к миру телесных переживаний. По сути, это «шаманское» состояние сознания, пограничное между миром повседневности и миром магическим, пространством сновидений, мифов и образов.
Чтобы интегрировать этот маргинализированный опыт, Минделл взял за основу юнгианские техники (активное вооброжение, интерпретация сновидений и пр.), расширив их методами работы с телесным опытом. Этот процесс, называемый «развертыванием», связывает глубинные соматические переживания, воображение, социальные и межличностные отношения. Основная работа при этом сосредотачивается на «осознавании» психических процессов и своего опыта. Сам опыт разделяют на два типа: тот, который осознается и составляет основу самоидентификации, и тот, который вытесняется и воспринимается как «чуждый». Идентифицируясь с маргинализированным опытом, человек может встретиться с сопротивлением, называемом «гранью» идентичности: это могут быть личные, семейные, социальные или общечеловеческие представления, создающие модель мира конкретного человека. Через осознование этих граней и «разворачивание» маргинализированных переживаний происходит гармонизация и обогащение модели мира клиента.
Применение на практике
Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход
Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.
В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории:
- Те, кто совсем не умеет читать.
- Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
- Хорошо читающие дети.
Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход
Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.
Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Технология проведения урока для студента педагогического ВУЗа
Основной целью уроков в рамках личностного подхода должно быть создание положительных условий для ученической деятельности. Педагог, отталкиваясь от индивидуальных особенностей учеников своего класса должен подготовить к уроку актуальные и действенные методы и приемы, которые позволят выявить у учащихся индивидуальные качества. Студент ВУЗа, то есть будущий педагог, за время учебы должен научиться понимать и чувствовать детей с первых минут знакомства.
Это поможет создать максимально ясную картину, описывающую личность ребенка и раскрывающую его знания, умения и навыки. Это даст возможность подготовить конспект урока таким образом, чтобы укрепить сильные стороны и подтянуть слабые, устранить комплексы, внушить веру в себя.
При подготовке к практическому уроку с детьми студент должен настроиться на положительную атмосферу, забыть схоластические методы обучения, где присутствовали только доска, указка, ругань. При подходе, ориентированном на личность ребенка, должен царить позитив, товарищество, доверительная атмосфера, в которой ученики уважают учителя, доверяют ему, не боятся его, и стремятся по максимуму проявить свои способности.
Технология проведения урока основана на постоянном взаимодействии учителя и ученика. В классической модели обучения учитель на уроке даёт информацию, проводит 3-5 практических заданий, направленных на понятие и закрепления материала и дает работу на дом, или же дети дома отдыхают.
На уроках, при личностном подходе, учитель взаимодействует с учениками. То есть, такого нет, что учитель объясняет материал, нагружает детей информацией, и бросает на произвол (домашнее обучение, самообразование). На протяжении урока длится сотрудничество, в котором позиции учителя сменяют ученики, и наоборот. Кроме подачи новой информации, студент-педагог должен создать оптимальные условия для развития личных качеств ученика.
В отличие от традиционного обучения при личностных уроках деятельность учителя заключается в организации учебного процесса, при котором больше активничают учащиеся. Их нужно подвести к тому, чтобы они сами выявили проблему, и нашли пути ее решения, а педагог в этот момент лишь курирует процесс, намекает и подсказывает.
В классическом обучении на уроке главный не ученик, а учитель. Он объясняет, требует, диктует, заставляет, контролирует, а ребенок выполняет. При этом у него развивается комплекс неполноценности, страх, ненависть к учебе и т.д. Да, раньше так учились, и это считалось нормальным, но наука развивается, педагоги изобретают новые методики, практикуют их и выявляют максимально эффективные способы обучения.
В подведение итога отметим, что в центре личностного подхода в образовании состоит личность человека (вне зависимости от его качеств, возраста, знаний, умений и навыков). Основная цель стремление этой личности к реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей, самоактуализации и принятию себя как личности.
Ключевыми терминами в данной системе является свобода личности, развитие и творчество. Данный подход не допускает негатива, критики, осуждения. Он выстроен на том, чтобы учитель дал возможность ученику поверить в себя, внушил ему его всемогущество, из-за чего у учащихся просыпается огромный потенциал и желание к обучению, творчеству, принятию себя и окружающей среды.
Следующее видео о личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе:
Процессуально-ориентированная психология и психотерапия
Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.
Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью. В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни. Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания. В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске. Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.
Теория процессуально ориентированной психологии берёт своё начало в конце 1970-х годов и связана с именем американского психотерапевта Арнольда Минделла и его жены Эми. Арнольд Минделл, исследуя связи между телесными переживаниями и сновидениями и каким образом сознание сновидения производит бессознательные сигналы, проявляющиеся в человеке в процессе общения, обнаружил, что это осознавание увеличивает эффективность межличностной коммуникации.
Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма. Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. В процессуальную работу включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.
Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.
Выделяют три уровня процессуальной работы:
- Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с «реальными» событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.
- Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, «призраки» и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.
- Уровень «сущности». Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами. Даосизм говорит об этом уровне как о «Дао, которое нельзя выразить словами»
В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения
И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему
Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе. Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку
Научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно
Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения. Человек, работающий над своими «краями» постепенно становимся более гибкой личностью.
«Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал», — пишет Арнольд Минделл. Так не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.
Процессуально-ориентированная психотерапия (процессуальная психология)
Процессуальная психология была основана как система в конце 70-х годов двадцатого века Арнольдом Минделлом, занимавшимся тогда юнгианским анализом. В основу системы процессуальной психологии было положено наблюдение о взаимосвязи ночных сновидений с телесными симптомами в синтезе с традиционными юнгианскими взглядами на реальность и парадигмой современной квантовой физики. Физическое образование, а также опыт общения с австралийскими аборигенами и погружение в традиции туземного шаманизма позволили Минделлу создать комплексную модель, связывающую индивидуальные бессознательные процессы и область коллективного бессознательного с квантовой природой «объективной» физической реальности.
При этом было расширено как понятие «бессознательного», так и понятие «сновидения». В своей процессуальной психологии Минделл расширил концепцию бессознательного, включив в нее спектр неинтенциональных вербальных и невербальных сигналов, а также перпеции, убеждения и идеи, с которыми не идентифицирует себя индивид. Этот процесс вытеснения из зоны сознательного контроля стимулов, убеждений и телесных сигналов Минделл называет «маргинализацией», и одна из главных задач – научиться раскрывать и отслеживать маргинализированный материал. Это открывает доступ к состоянию «сновидения» – основному «рабочему» состоянию в процессуальной психологии.
Конечно, «сновидение» не является здесь просто сновидением – в это понятие входят любые соматические аспекты опыта, которые относятся как к миру сновидений, фантазий и образов, так и к миру телесных переживаний. По сути, это «шаманское» состояние сознания, пограничное между миром повседневности и миром магическим, пространством сновидений, мифов и образов.
Чтобы интегрировать этот маргинализированный опыт, Минделл взял за основу юнгианские техники (активное вооброжение, интерпретация сновидений и пр.), расширив их методами работы с телесным опытом. Этот процесс, называемый «развертыванием», связывает глубинные соматические переживания, воображение, социальные и межличностные отношения. Основная работа при этом сосредотачивается на «осознавании» психических процессов и своего опыта. Сам опыт разделяют на два типа: тот, который осознается и составляет основу самоидентификации, и тот, который вытесняется и воспринимается как «чуждый». Идентифицируясь с маргинализированным опытом, человек может встретиться с сопротивлением, называемом «гранью» идентичности: это могут быть личные, семейные, социальные или общечеловеческие представления, создающие модель мира конкретного человека. Через осознование этих граней и «разворачивание» маргинализированных переживаний происходит гармонизация и обогащение модели мира клиента.
При этом внимание в процессуальной психологии сосредотачивается не на «целостности» клиента, а на контрастностях его опыта – пребывание в постоянном состоянии осознанности, в концепции процессуальной работы, само по себе решает проблему «целостности» (и фактически приравнивается к просветлению). Это состояние раскрывает более глубокий, довербальный уровень опыта, описываемый как «чувствующая сущность». Работа с «чувствующей сущностью» позволяет выйти на те глубинные интегративные уровни сознания, которые находятся за рамками самой возможности существования проблем «целостности», и потому позволяют найти ресурсы для их решения
Работа с «чувствующей сущностью» позволяет выйти на те глубинные интегративные уровни сознания, которые находятся за рамками самой возможности существования проблем «целостности», и потому позволяют найти ресурсы для их решения.
Процессуальная психология позволяет решать как проблемы сугубо личностные (решение личных задач или работа с симптомами), так и надличностные – изменение паттернов групповой динамики (исходя из предположения, что у группы также есть идентичность) и «работа с миром», интегрирующая околошаманские практики с системным подходом.
Скачай бесплатную книгу
Основные принципы
Принцип самоактуализации
У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации
Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать
Принцип индивидуальности
В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.
Принцип субъектности
Субъектность — это свойство человека, проявляющееся в его активной жизненной позиции и в обладании свободой выбора при осуществлении всех его действий.
Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.
Принцип выбора
Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.
Принцип творчества и успеха
Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы. Позитивные отзывы о его творческой деятельности со стороны окружающих формируют положительную самооценку, уверенность в себе, что в свою очередь является мощным стимулом для активизации процесса самоутверждения и самоактуализации.
Принцип доверия и поддержки
Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.
Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.
Примеры в процессе обучения ребенка
Хорошим примером применения личностно-ориентированного подхода в обучении может служить его сравнение с классическим подходом. Последний ориентируется на среднестатистического учащегося и нацелен на простое воспроизведение полученной информации, на повторение действий преподавателя («повторяй за мной», «делай, как я»). Для всех учеников подбирается одинаковый объем изучаемого материала, построенного по принципу «от простого к сложному». При выстраивании обратной связи учитель обращается сразу ко всей группе учащихся. Урок проводится по стандартной схеме:
- повторили пройденный материал;
- прослушали лекцию на новую тему;
- закрепили материал на практике (учитель показал, как это применяется);
- выполнили самостоятельную работу по образцу, предложенному учителем.
При этом педагог сам выбирает одну общую для всех тему и характер работы (индивидуальный или групповой). Оценку работе учащегося, его ответу на уроке дает единолично преподаватель, используя принятую в баллах оценочную шкалу. Задание для самостоятельной работы дома (его количество, степень сложности и форма выполнения) определяется учителем и является одинаковым для всех.
При личностно-ориентированном подходе обучение в первую очередь нацелено на индивидуальное развитие личности каждого конкретного ученика, призвано сформировать его критическое мышление и жизненные ценности. Объем получаемых знаний, их уровень сложности подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и его пожеланий.
Каждый ученик в меру своих способностей, склонностей активно вовлекается в учебный процесс и сам выбирает индивидуальный или групповой характер работы. Изучаемые на уроке темы могут отличаться для разных категорий учеников в зависимости от их познавательных особенностей. Учащемуся предоставляется возможность самому критически оценить свой ответ или результат работы на уроке. Последующая оценка со стороны преподавателя показывает не только количество набранных баллов, но и качество выполненной работы или данного ответа. Каждый ученик сам выбирает степень сложности домашнего задания, его количество и форму выполнения.