Сознание и подсознание: значение в жизни человека

Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании

Это принципиальный момент, важность которого прояснится, когда мы дойдем до юнговской концепции бессознательного

Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе такой эмоциональный заряд, что полностью лишают человека душевного покоя.

Как проникнуть в свое подсознание

Степень влияния бессознательного на жизнь каждого человека индивидуальна. Каждый индивид в той или иной мере способен контролировать неосознанную часть личности. Другое дело, что далеко не каждый пытается сообразить, как понять свое подсознание.

Существует большое количество способов и приемов взаимодействия с подсознанием:

  • Самовнушение – один из наиболее эффективных методов автопрограммирования на некие явления и действия.
  • Применение аффирмаций – психологических самоустановок на успешность и благополучие.
  • Создание эффекта плацебо (лечение слепой верой в какой-то конкретный метод лечения). У этого метода есть обратная сторона медали – ноцебо (деструктивные мысли притягивают негативные события).
  • Медитация помогает постичь себя, понять глубинные стремления личности, успокоить разум при помощи уединения от жизненной суеты.
  • Техника «поток сознания» – записывание на листок всех слов, произвольно пришедших на ум, и анализ их.
  • Методики арт-терапии и визуализации (с помощью изобразительных средств выразительности создать некую форму, отображающую внутренний мир человека).
  • Работа с профессиональными психологами и психотерапевтами, которые наиболее эффективно помогут наладить процесс взаимодействия с подсознанием.
  • Понятная расшифровка сновидений, которые отображают состояние внутреннего мира человека.

Подсознание: что это?

Подсознание — это уровень ума, который питается информацией, предоставляемой сознанием, но в ее наиболее примитивной форме.. Это, безусловно, самая сложная для определения и понимания концепция из трех. Более того, несмотря на то, что Зигмунд Фрейд использовал его как синоним бессознательного, этот термин больше не используется в теории психоанализа.

Как бы то ни было, мы можем понимать подсознание как слой, который находится ниже порога сознания, но не становится недоступным «местом», как бессознательное. Подсознание состоит из всего, чему мы сознательно научились, но в настоящее время делаем, не слишком задумываясь об этом.

Таким образом, это уровень разума, который мы можем запрограммировать для выполнения задач с очень низким уровнем сознания. Это дверь доступа к тем вещам, которыми вы жили и которые, хотя они и не находятся на сознательном уровне, могут определять ваш образ поведения и ваши личные качества.

Даже так, если вы приложите усилие, вы можете вспомнить их и вернуть в сознание для анализа. Скажем, это мост между бессознательным и сознанием, который, несмотря на то, что он окружен множеством метафорических идей, может помочь разрешить травму, преодолеть болезненные переживания и даже отказаться от зависимости.

Он также известен как предсознательное, и, хотя говорят, что сны рождаются из этого подсознания, правда в том, что современная психология отказалась от его использования, сосредоточившись только на различии между сознательным и бессознательным. И все, кажется, указывает на то, что это подсознание больше реагирует на мистическое, чем на истинную человеческую неврологию.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Чем отличается сознание от подсознания

Несмотря на то, что сознание и подсознание относятся к одному и тому же человеку, являются его сутью, — они часто вступают в противоречие друг с другом.

Психологи полагают, что практически всеми нашими поступками управляет подсознание (90%). Например, многие знают на собственном опыте, как трудно избавиться от какой-либо привычки, несмотря на твердое намерение сделать это. Сознание ставит цель, а подсознание мешает исполнению этой цели: человека вновь тянет покурить или съесть лишний кусочек пирога.

Сознание иногда сравнивают с оперативной памятью ноутбука (компьютера), потому что оно хранит только самую важную и необходимую для повседневного быта информацию. Всё неактуальное перемещается в подсознание — архив памяти. Подсознание можно сравнить с жестким диском: в нем намного больше пространства для хранения информации.

Непонятно почему, но в подсознании не записана информация о вреде сладкого или никотина. Соответственно, подсознание будет постоянно срывать исполнение намерения отказаться от курения ради здорового образа жизни или сладкого ради стройной фигуры (тоже относится к ЗОЖ).

Сознание легко поддается нашим командам, с подсознанием договориться очень сложно, а порой, вообще невозможно. Сколько раз люди пытались начать новую жизнь с понедельника? Мало кому удавалось осуществить это намерение, которым руководило сознание: мешало подсознание.

Однако психологи все же нашли путь управления подсознанием. Об этом пойдет речь ниже.

Взаимодействие с сознанием

Сознательные программы поведения для любого представителя общества являются основными схемами, которых он придерживается.

Подсознательное играет фоновую роль. При этом по значимости в отдельных ситуациях оно может выходить на первый план.

В экстремальных условиях, в стрессовых ситуациях, в условиях отрыва от общества с его нормами и правилами поведения психика человека переходит на иной режим функционирования.

Именно в такие моменты внутренние процессы становятся первичными. В это время могут наблюдаться импульсивно-реактивные, слабо осознанные эмоциональные реакции, автоматизированные действия и т.д.

При стабилизации ситуации опять на первый план выходят сознательно-волевые реакции, более присущие социализированному индивиду.

Таким образом, оба виды мышления присутствуют всегда, но степень их выраженности на текущий момент времени зависит полностью от предлагаемых обстоятельств.

Отличие от бессознательного

Бессознательные действия совершаются человеком на основе присущих ему по факту рождения инстинктов и рефлексов. Все поведенческие акты на этом уровне регулируются исключительно биологическими механизмами, не имеющими прямого отношения к процессу мышления.

Например, человек одергивает руку от горячего предмета, щурится на солнце, кричит от страха и т.д.

Все эти процессы проявляются автоматически независимо от уровня их образования, от интеллектуальных или духовных качеств. Опыт жизни в обществе не играет никакой роли при формировании подобных навыков.

Именно отношение исключительно к природным биологическим механизмам отличает бессознательное поведение от подсознательного, формирующегося на основе личного опыта и имеющего конкретное обоснование.

Неосознанность – это поправимо

Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!

Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.

Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.

Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.

Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.

Сознание и коллективное бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память — это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память. Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Несколько основных классов проявлений бессознательного

  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
  5. Ошибочные действия. Оговорки, описки, ошибки при прослушивании слов.
  6. Сновидения. По Фрейду, в сновидениях скрыты вытесненные в бессознательное различные желания человека, которые при бодрствовании подвергаются «цензуре» и Супер-эго.

Бессознательное в работах К.Г.Юнга


Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекциях В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное(индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному еще коллективное, последнее есть совокупность статичных форм(эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами(устар.)), которые являются врожденными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несет в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы

, лишенные содержания, такие формы Юнг назвалпроформами (синонимично архетипу) . В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные(полностью или частично) сознанием(в силу этого, они оказывают аттрактивное влияние на сознание).Коллективное бессознательное не познается и никогда не бывает частью сознания у здоровых людей.

Осознанность и любовь

Человек путает любовь с массой других состояний. Симпатия, влюбленность, эмоциональная зависимость, привычка, чувство собственности. Все это в массовой культуре называется любовью.

Но любви в неосознанном состоянии не существует. Чувства быстро проходят, так как являются элементом бессознательного восприятия другого человека.

Любовь – это сознательный отказ от эгоизма в пользу другого человека.

И это совсем другой уровень чувства.

Чем хуже осознает себя человек, тем меньше в нем истинной любви.

Поэтому, если стремишься найти любовь, сперва постарайся обрести осознанность.

Духовная составляющая человека

Если в отношении материальной части человека наука может сказать что-то весомое, конкретное, то духовная составляющая для науки закрыта, — ее невозможно измерить никакими приборами. Материальную сущность человека можно понять и наука, изучая геном, все больше убеждается, насколько сложный человеческий организм. И хотя вопросов все равно остается много, но здесь можно многое понять при помощи современных приборов, сверхмощных микроскопов. Но если посмотреть на духовную часть, на то, что часто называется «душой», то здесь возникает еще больше вопросов.

Взять хотя бы такой вопрос как сон человека. Почему все люди видят сны? Если сон является просто продуктом человеческой деятельности, продолжением дневных переживаний, то почему человек часто во сне находится в тех местах, которых он никогда не видел? Почему Д. Менделеев во сне увидел таблицу элементов, и притом правильную таблицу? И вот здесь невольно философы начинают приближаться к тому, что они назвали таким словом, как подсознание.

Суть и описание

Чтобы понять, что такое сознательное и бессознательное в психологии и как они связаны между собой, нужно знать, что такое сознание. Характеристики сознания:

  1. В сознании закрепляются различия объекта и субъекта. Человек — единственное существо, которое может направлять личную энергию на саморазвитие, познание собственных особенностей развития. Человек может отделять себя от окружающих, основываясь на разных критериях.
  2. Сознание можно назвать обширной областью, содержащей знания, учения об окружающем мире, социуме. Обогащение знаний человека новой информацией осуществляется с помощью познавательных процессов — мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения. Если процессы нарушаются, происходит разрушение восприятия окружающего мира, появление психических отклонений, распад сознания.
  3. Активизация чувственного отношения. То, как человек относится к окружающему миру, другим людям определяется высшими чувствами.
  4. Определение цели деятельности. У любого вида деятельности есть определенные мотивы, задачи. Человек принимает решения, определяет действия, которые зависят от воздействия внешних факторов. Человек — единственное живое существо, которое может действовать не только согласно условиям, но и вопреки им.

Бессознательное — психические явления, свойства, процессы, которые не осознаются человеком, не могут контролироваться. К нему можно отнести рефлексы, реакции на внешние раздражители, восприятие образов.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, их влиянии на человеческую жизнь остается одним из самых сложных.

Концепция «бессознательного» К. Юнга

Психиатр из Швейцарии К.Г. Юнг выступил одним из наиболее ярких критиков концепции и постулатов Фрейда, несмотря на то, что долгое время он поддерживал своего учителя. Основное их разногласие сводилось к особенностям понимания природы бессознательного. Юнг, в отличие от своего учителя, провел четкую дифференциацию между коллективным и индивидуальным бессознательным. Он формулировал их следующим образом:

  • Индивидуальное бессознательное является способом отражения личностного опыта отдельного человека, а также полностью состоит из переживаний, когда-то являвшихся сознательной частью;
  • Коллективное бессознательное – скрытые следы памяти человеческого прошлого, то есть расовая и национальная история.

Юнг сумел создать крайне подробную модель бессознательного, причем ее детализация настолько велика, что психологи продолжают свои попытки познать ее. При этом Юнг призывал отказаться от теории, что бессознательное выступает в качестве подавителя и накопителя негативных эмоций. Он утверждал, что в нем содержаться абсолютно все качества, присущие человеку.

При этом Юнгу также удалось доказать, что сознание и разум вместе с подсознательным составляют одно единое неделимое целое, которое мы и называем «я». Нарушения подобной целостности приводят к неврозам.

Исходя из всего этого, работы Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Каждая из человеческих способностей в один из моментов времени являлась частью бессознательного и лишь со временем реализовалась на сознательном уровне.

Как оно устроено и как работает?

По сути, подсознание является отражением интеллектуального, исторического, эмоционального опыта, который сформировался у человека и заставляет его совершать определенные поступки.

Наши представления об окружающей действительности , это совокупность образов, мыслей, ассоциаций, ощущений. Автоматические реакции проявляются в результате накопления этих ощущений и формирования собственных установок.

Ярким проявлением подсознания является интуиция.

Именно про нее упоминают люди, когда принимают решения или совершают действия без наличия четкого логического обоснования своего поведения.

Им кажется, что &#171,что-то внутри&#187, подсказывает, что поступить нужно именно так, а не иначе. Но, если попросить их обосновать свое поведение, они не смогут дать ему логического объяснения.

Все знания, ощущения, таланты, навыки, которые когда-либо в течение жизни приобретались, в дальнейшем составляют основу скрытого мышления.

Соответственно, у образованного, мудрого, развитого интеллектуально и духовно человека степень выраженности интуиции будет максимально высокой. Такие люди обладают большим потенциалом, хорошим чутьем.

Важно учитывать, что опыт включает не только положительные таланты и умения, но и негативные установки и программы. Соответственно, нельзя безоговорочно полагаться на собственное чутье и считать, что оно всегда подсказывает верное решение

Накопленные в прошлом страхи, обиды, злость, гордыня могут руководить поведением и заставлять принимать неправильные решения. В итоге человек снова и снова попадает в одни и те же негативные ситуации.

Так, нередко люди, завершив разрушающие их отношения с неподходящим партнером, в дальнейшем вступают в аналогичный союз.

Причина кроется в том, что прошлый негативный опыт накладывает отпечаток на восприятие действительности, на построение взаимоотношений. Неправильные установки и ценности, усвоенные в прошлых отношениях, начинают интуитивно применяться при выборе нового партнера.

Неосознаваемые содержания психики

В категорию
неосознаваемого попа­
дают
разнообразные психические
процессы,
имеющие неодинаковые
названия
в рамках различных теоре­
тических
представлений. Прежде
всего
это психические процессы,
связанные
с автоматизированным
поведением,
контролируемым под­
корковыми
структурами мозга.
Сюда
относятся многочисленные
сигналы,
поступающие от внутрен­
них
органов, суставов, мышечных
веретен,
поверхности кожи, рецеп­
торов
всего тела, незначительная
сила
раздражения которых не по­
зволяет
им стать приоритетными и
осознаваться.
П.В. Симонов даетpuc.ll.l.м. Франк.
Жилище (Science.
1998. этой группе психических
явлений
May/June). названиедосознательное.

251

Больные,
теряющие сознание во время оперативного
вмешательства, ча­сто сообщают
впоследствии, что в тот момент слышали
разговоры врачей о своем
состоянии, ощущали давление иглы, которой
вводились препараты, но
не могли двигаться и общаться с
окружающими. Их память была способ­на
сохранить информацию об этих событиях.

К
неосознаваемому относятся и те явления,
которые некогда были осоз­нанными и
могут быть осознанными вновь при
определенных условиях, но в
настоящий момент не включены в сферу
сознания. Действительно, каждый человек
в разные моменты жизни осознает самую
разнообразную информа­цию.
Перестав быть приоритетной, она не
исчезает насовсем, а сохраняется и
ждет своего часа. Более того, она может
участвовать в регулировании пове­дения
человека, не входя в сферу осознания.
Эти неосознаваемые содержа­ния
называются предсознаниемв
рамках психоаналитической концепции
и подсознаниемпо
классификации П.В. Симонова.

И
наконец, к неосознаваемому относитсябессознательное
центральное
понятие
психоаналитической теории. По определению,
бессознательное — та часть психики,
содержания которой не могут стать
достоянием сознания без применения
специальных (психоаналитических) техник.
Оно включает инстинктивные
желания, эмоции и вытесненные мысли
(рис. 11.2).

Структура
бессознательное отсутствует в концепции
П.В. Симонова, но в
ней есть другая структура — сверхсознание,
или интуиция. Она, в отли­чие
от подсознания, лишенного творческого
начала, является источником новых
гипотез и открытий.

Деление
психики на сознание и неосознаваемые
процессы ставит воп­рос
о том, каким образом информация переводится
в разряд осознаваемой или неосознаваемой.
Если для автоматизированного поведения
и предсоз-нания причиной пребывания
вне сознания может быть отсутствие
приори­тетности
или слабости импульсации (Libet,
1991) (этот механизм будет рас­сматриваться
в главе 12), то в случае бессознательного,
с точки зрения пси­хоанализа, у сознания
существуют особые причины не допускать
его содер­жания
к осознанию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: