Как научить ребенка делиться

Первая социализация малыша

Понятия «мое – чужое», «можно – нельзя» подчас очень отличаются в доме любящей бабушки и в детском коллективе, где «всеобщий любимец» или «принцесса» становятся всего лишь одним из 15-25 карапузов, правила для которых – одинаковы, а устанавливает их не мама-папа-бабушка, а чужая тетя воспитательница.

Часто наблюдаю абсолютно разное поведение «новичков» в детском саду. Вот Саша без слов забирает из рук Яны ее мячик, у Сережи – лопатку, у Миши – еще одну лопатку, за ненадобностью бросает все это в песочницу. И пока дети плачут, а воспитательница пытается подобрать слова, он бежит отбирать еще одну лопатку у «товарища по группе». Думаете, он «ужасный – преужасный хулиган» и «жадина»? Скорее всего – нет. Просто любящие взрослые забыли, что перед тем, как социализировать малыша, отдавать в детский коллектив, хорошо бы объяснить разницу: «мое — чужое». Еще раз напоминаю любителям формулы «в садике научат»: правилам поведения учат ребенка родные, у дошкольного учреждения другие задачи.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Методика обучения детей делению столбиком

Если школьник пропустил занятия по математике либо не смог усвоить знания на уроке, то родители должны сами донести до него нужную информацию. Спешка в таком деле неуместна – быстро не значит хорошо. Следует проявить терпение. Деление чисел – простое дело для взрослого, а для школьника задача весьма сложная.

Первый пример можно взять простейший, с делением без остатка на однозначное число (как в иллюстрации №1).

Когда малыш понял принцип и успешно справился с несложным заданием, пора научить его делению трехзначных чисел. Выполним пример №2.

Когда следует начинать воспитание ребенка?

Я считаю, что ребенка нужно воспитывать с самого рождения, а ни потом «когда подрастет». По этому поводу есть одна поучительная притча: «Женщина пришла к Богу и спросила у него, когда ей нужно начинать воспитывать своего сына. Бог спросил: а сколько твоему сыну? Она ответила: четыре месяца. И тогда Бог сказал ей: ты опоздала ровно на четыре месяца». Полностью согласна с этим. Дети все прекрасно понимают с раннего возраста, и учить их, на мой взгляд, тоже нужно начинать с раннего возраста.

Например, мой сын всегда понимал слова «нельзя, не трогай» и никогда не разбрасывал вещи из шкафов или посуду из кухонных ящиков. Когда я была у подруги в гостях и наблюдала, как ее четырехлетняя дочь вываливает ее вещи из шкафа, я спросила у нее: почему ты разрешаешь девочке так делать? Она ответила: она еще маленькая и ничего не понимает, подрастет – буду объяснять. Сейчас девочке 10 лет, она до сих пор не понимает слов-запретов. И не понимает, почему тогда можно было так делать, а сейчас вдруг нет.

Но вернусь к теме нашей статьи, нужно ли учить ребенка делиться? Уверена, что нужно. Но есть несколько важных моментов, которые стоит учитывать.

Для начала нужно понять, в первую очередь родителям, что игрушки – это личные вещи вашего ребенка. И он имеет на них абсолютное право (вы же не заставляете ребенка снять свою футболку и отдать другому мальчику только потому, что мальчику понравилась футболка вашего сына, с игрушками то же самое), то есть он сам должен решать давать свою вещь кому-то или нет.

Другое дело, что ребенок должен уметь делиться и этому его следует научить родителям. Итак, давайте разбираться, что можно и чего нельзя делать, чтобы научить ребенка делиться с братом или сестрой, или с друзьями своими игрушками.

С чего начать родителям в этом нелегком деле?

1. Обмен игрушками, которые есть у ребенка не в одном экземпляре

Когда вы идете на детскую площадку, возьмите с собой те игрушки, временное отсутствие которых не будет для ребенка очень заметно. Другими словами, малышу легче будет поделиться, когда у него будет две лопатки, чем отдать другому ребенку единственный экземпляр.

2. Прячем сокровища

Если у ребенка есть какая-то особая игрушка, которая значит для него очень много, перед приходом друзей спрячьте ее в укромное место, чтобы никто из пришедших детей не посягал на нее. Это может быть кукла, воздушный шарик с принцессой от http://sharik.ua/, машинка и т.п.

3

Сосредоточить внимание на выгодах. Чтобы ребенок понял, что делиться может быть полезно, стоит сосредоточить его внимание не на том, что он отдает, а на том, что он получает взамен от другого ребенка

Например: «Если дашь Маше поиграть с твоей куклой, она разрешит тебе потом поиграть с ее колясочкой для куклы». Эта стратегия дает хорошие результаты у детей в возрасте 2-3 лет

Чтобы ребенок понял, что делиться может быть полезно, стоит сосредоточить его внимание не на том, что он отдает, а на том, что он получает взамен от другого ребенка. Например: «Если дашь Маше поиграть с твоей куклой, она разрешит тебе потом поиграть с ее колясочкой для куклы»

Эта стратегия дает хорошие результаты у детей в возрасте 2-3 лет.

4. Устанавливайте правила перед выходом из дома

Когда ребенок уже немного больше понимает, стоит поговорить с ним о том, как вести себя, идя к кому-то в гости с игрушкой. Договоритесь, что «если хочешь взять машинку у Саши, то тебе придется позволить ему немного поиграть с твоей машинкой. Если ты не хочешь делиться, оставь машинку дома».

5. Реагируйте на неприемлемое поведение ребенка

Ни в коем случае не позволяйте ребенку вырывать игрушку у другого ребенка. Учите его, что нужно спросить разрешения, а если другой малыш не согласится – нужно это принять и смириться.

6. Соблюдайте правила и дома

Спросите ребенка, может ли он поделиться с вами. Когда ребенок требует: «Отдайте мне свое мороженое», твердо ответьте, что вы поделитесь только если и он поделится с вами.

7. Не принимайте полумер

Иногда ребенок боится, что кто-то съест больше, чем он, и угощает компанию детей не пакетиком леденцов, а одним леденцом из пакетика на всех. Это смешно, но неприемлемо. Научите малыша правилам угощения. Скажите, что нехорошо так делать, надо предложить целый пакетик. И чтобы он не волновался, добавьте, что каждый возьмет только по одному леденцу.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Принципы деления для детей в доступной форме

Убедившись в том, что азы усвоены надежно, необходимо перейти к доведению до сознания ребенка понимания сути деления. У ребенка должно сформироваться четкое понимание того, что деление – это процесс раздела чего угодно на равные части. Самым простым примером станет выполнение ребенком просьбы взрослого поделить между близкими ограниченное количество каких-либо предметов, к примеру, конфет или мандарина на дольки, так, чтобы всем досталось поровну. Игровая форма при этом процессе весьма желательна и приветствуется. Сначала ребенок станет выдавать по одной штучке (дольке), затем ему предлагается сосчитать общее количество предметов, которое присутствовало изначально, до раздела и какое количество досталось каждому после. Необходимо объяснить на этом наглядном примере, что умение делить заключается в том, чтобы всем досталось поровну, вне зависимости от количества участвующих. Здесь же стоит пояснить, что такое остаток, который может возникнуть при делении. Например, раздел 7 конфет между 3 друзьями приведет к тому, что у каждого будет по 2, а в остатке 1.

512

8

=

делимое

делитель

частное

В каком возрасте дети заводят первых друзей

В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.

В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.

Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр

В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы

Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.

Почему нельзя заставлять малыша делиться игрушками: три значимых аргумента

Можно выделить три значимых причины, почему нельзя принуждать ребёнка делиться своими игрушками с другими детьми.

Аргумент 1: ребёнок должен иметь личное пространство

Уже в двухлетнем возрасте малыши начинают ощущать себя личностями. В этот период они отделяют собственное «я» от окружающих. У них появляется понимание того, что некоторые вещи — свои, а другие — чужие. Все игрушки, принадлежащие ребёнку, являются его собственностью и частью личного пространства.

Игрушки ребёнка — часть его личного пространства

Любое посягательство на вещи маленького человечка воспринимаются ребёнком как вмешательство в его собственный мир. Большинство взрослых не учитывают такую особенность детей, и заставляя малышей делиться, нарушают целостность личного пространства ребёнка.

Видео: психолог Марина Романенко рассказывает о причинах детской жадности

Аргумент 2: воспитание в ребёнке избыточной щедрости — негативный сценарий для будущей жизни

Бывает так, что родители в своём стремлении «правильно» воспитать ребёнка заставляют малыша делиться с другими детьми не только второстепенными для него предметами, но и самыми любимыми вещами. Однако в такой ситуации взрослые не учитывают, что у малышей с любимыми игрушками устанавливается тесная эмоциональная связь. Порой для детей игрушки становятся настоящими друзьями, с которыми они разговаривают и делятся своими проблемами.

Порой ребёнок вопринимают игрушки, как своё продолжение

Заставляя ребёнка делиться с другими детьми самыми ценными для него игрушками, родители закладывают в голове у ребёнка неправильный сценарий будущей жизни. Из таких детей вырастают чрезмерно добрые люди, щедрость которых ненормальна. Такие взрослые готовы для кого-то снять с себя последнюю рубашку, подчас необоснованно, а также не умеют отстаивать собственные интересы ,не знают, чего хотят в жизни и зависят от мнения окружающих.

Аргумент 3: ребёнок может стать агрессивным

Когда ребёнка вынуждают делиться с другими детьми игрушками, у малыша могут возникать негативные эмоции:

  • обида;
  • злость;
  • чувство несправедливости.

И это вполне нормально, ведь происходит «разрушение» личного пространства малыша. А если учесть, что детская нервная система отличается повышенной возбудимостью, то заставляя ребёнка делиться, вы можете столкнуться с агрессивным поведением малыша: плачем и истериками.

Принуждение ребёнка делиться может закончиться детской итерикой

Не стоит поступать согласно стереотипам, к сожалению, процветающим в нашем обществе. Чувства ребёнка справедливы, поддержите его, помогите ему объяснить, почему он может дальше играть со своей игрушкой сам. Всегда можно сказать, например, «Извини, эта игрушка новая, и он ещё сам с ней не наигрался» или «Знаешь, это его самая любимая игрушка, и он без неё будет очень грустить».

Как научить ребенка делиться игрушками — советы родителям

Что же тогда делать родителям? Как тактично, без оскорблений, унижений и ненужного сравнения с другими, «хорошими» и «не жадными» мальчиками и девочками научить своего ребенка добровольно и безболезненно делиться с окружающими? Есть несколько хитростей на этот счет.

Совет №1

Самый действенный метод научить делиться – это обмен

Не важно, равноценный он или нет, лишь бы предмет обмена привлек все внимание вашего ребенка и заинтересовал его. А уж по поводу сроков этого самого обмена с другой стороной всегда можно полюбовно договориться

Менять можно машинку на конструктор, мишку на зайку, куклу на книжку, все, что угодно

На детской площадке, с соседями по подъезду, в детском саду

Менять можно машинку на конструктор, мишку на зайку, куклу на книжку, все, что угодно. На детской площадке, с соседями по подъезду, в детском саду.

Совет №2

Попытайтесь доступно объяснить, что любимая вещь забирается не навсегда, а строго на определенное время, а потом вернется назад. Дети часто испытывают страх, что потеряли свое имущество из вида теперь навсегда.

Правда, этот метод работает, если малыш уже понимает понятия временных отрезков: 5 минут, час, день, неделя. Нужно, чтобы он понимал, на какое время забирается игрушка, тогда ему легче будет отдать.

Совет №3

Иногда ребенок не хочет делиться чем-то конкретным, тем, что находится у него в руках. Но с радостью разрешит взять другому какую-то игрушку, из имеющихся с собой, но не столь необходимую ему в данный момент. Поэтому, на прогулку желательно прихватить с собой несколько разных игрушек, для таких случаев.

Совет №4

Если возраст уже достаточно сознательный, попросите ребенка представить, что это он очень хочет что-то взять на время попользоваться, а ему не дают. Или напомните ему те случаи, когда такая ситуация происходила с ним, и пусть он вспомнит свои эмоции и чувства при этом.

Совет №5

Очень хорошо действует на детей личный пример родителей. Когда они видят, как папа часто отдает маме самое вкусное, а мама постоянно делится с ребенком разными вещами, то им становится легко перенять такой стереотип поведения и применительно к себе. Дети по природе своей все повторяют за родителями.

Совет №6

Хвалите ребенка за каждый раз, когда он охотно и без пререканий делится чем-то с другими. Но хвалите не формально, а искренне, от души, вкладывая в похвалу всю радость и гордость за него. И тогда, возможно, такое желание будет появляться у него все чаще.

Ключевой момент в выработке у ребенка привычки безболезненно для себя делиться с окружающими – это добровольность. Принуждение и наказание не дадут хорошего результата, отдалят ребенка от родителей. Ведь он не поймет, почему самый родной для него человек заставляет просто так взять и отдать то, что ему дорого.

Нельзя также отдавать игрушки и вещи ребенка без его согласия. Никто из близких часто не догадывается о настоящей ценности для малыша какой-нибудь палочки, старого, страшного на вид мишки, пустой коробки с фантиками. По этой же причине не нужно выкидывать игрушки ребенка, не посоветовавшись с ним. Обида может запомниться надолго.

При правильном подходе, со временем все встанет на свои места, и малыш вырастет добрым и щедрым человеком.

ДЕТСКАЯ ЖАДНОСТЬ: почему ребенок не хочет делиться игрушками?

https://youtube.com/watch?v=J-kzi-AiulA

Чем помочь ребёнку?

Печально, но факт – в детской жадности виноваты родители

Семья для ребёнка становится его первым обществом, в котором он учится общаться, поэтому важно не совершать довольно частых ошибок

1. Ты — жадина! – фраза, которую слышал или говорил каждый родитель. Произносят её исключительно с благими намерениями, но всё же стоит отказаться от этих слов.

Чем же она плоха? Констатацией факта. Родители вынесли вердикт, ребёнку это слышать обидно и вряд ли он согласиться поделиться игрушкой. Заменить можно вопросом «Ты разрешишь взять твою игрушку? Почему ты не хочешь поделиться?».

Попробуйте объяснить ребёнку, что давать или нет – это его выбор, но если он захочет поделиться, то легко может познакомиться, а в случае, если нет, то придётся играть в одиночестве. Обязательно уточняйте, что вещь вернётся и это не навсегда.

2. Ну-ка поделись! Отдай немедленно игрушку! Когда мама забирает игрушку насильно и отдаёт её чужому ребёнку, для крохи это настоящее предательство.

Скорее всего, после этого он будет действовать по такому же принципу – отбирать предметы у других, и ещё больше жадничать, либо повинуется воле «судьбы» и перестанет отстаивать своё, даже в случае необходимости.

Лучше будет, если вы выразите желание и предоставите выбор, показывая, что считаетесь с мнением своего ребёнка. «Я бы хотела, чтобы ты поделился, но решать тебе». И если получен отказ, то уважайте это решение. Сейчас можно отступить, но после наедине проговорите малышу, какие плюсы вытекают из того, что он даёт свои игрушки другим детям.

3. Не трогай — это взрослые вещи! Научить щедрости не получится, если вы сами не подаёте пример. Разрешая брать «взрослую» вещь очерчивайте ряд правил «Ты можешь взять мою вещь, но её нельзя бросать, уносить, после обязательно положи на место».

Если речь идёт о вещи, которую вам бы не хотелось давать ребёнку по причине его возраста, то подойдёт фраза, дающая перспективу «Сейчас тебе нельзя играть этой фарфоровой куклой, но когда ты подрастешь, мы её обязательно посмотрим».

Ещё одним работающим трюком, который убережёт вещь и даст ребёнку ощущение взаимодействия с «запретным» — «Хорошо, давай вместе». Разрешите ребёнку взять планшет, но под присмотром или просто предложите посмотреть мультфильм вдвоём.

4. Это всё для тебя! Очень часто мама произносит «Спасибо, кушай сам», «Спасибо, мне ничего не нужно, я уже наигралась в детстве, это всё твоё», «Мне ничего не нужно, лишь ты был счастлив!».

С одной стороны это хорошие фразы, показывающие любовь и искреннее желание мамы сделать всё для своего чада, но тем самым вы даёте установку – это твоё, только ты достоин, будь жадным.

Возьмите за правило, если ребёнок даёт вам что-то, берите. Сами делите конфету пополам и предлагайте ребёнку, просите поделиться с вами.

5. Часто родители провоцируют ребёнка такими фразами «Не вздумай сломать игрушку, она очень дорогая!». Ребёнок вряд ли даст её кому-то, но может случиться, что и сам в неё играть не будет из-за внушённых опасений.

До трех лет — приглашаем к уборке

До трех лет дети только начинают понимать, что происходит вокруг, поэтому лучше приглашать их присоединиться к своим делам. Опять же, делать это надо спокойно и доброжелательно, без криков и угроз.

Евгения Харченко, организатор пространства

Дети начинают откликаться на предложение класть игрушки на место с восьми месяцев, с года, с полутора лет. Точного времени нет, каждый ребенок развивается по-своему. 

При этом важно научить ребенка сортировать игрушки. Детям до трех лет лучше складывать игрушки в закрытые коробки или сундуки: в этом возрасте они открывают шкафы, лезут во все коробки и так познают мир

Поэтому, если игрушки будут лежать в контейнерах с крышкой, детям будет интереснее: сначала они достанут саму коробку, откроют, а уже потом примутся на игрушки. Кроме того, мамам сложнее ухаживать за открытыми стеллажами, потому что пыль на них надо протирать ежедневно. С закрытыми шкафами это можно делать раз в месяц.

Игрушки для развития и поделок должны лежать отдельно, играть в них можно в определенном месте, например на специальном столике. Так ребенок приучается к порядку: едят на кухне, занимаются тоже в определенной зоне — и когда ребенок пойдет в школу, он быстрее привыкнет к рабочему месту. 

Мелкие игрушки стоит убрать сразу после игры, а большие машины или метрового плюшевого медведя — вечером, перед сном. Крупные игрушки не мешаются под ногами и не создают бардак. 

Начинать уборку надо с одной игрушки в день, на следующий день можно убрать уже две и так далее, пока ребенок не научится раскладывать по местам все игрушки разом.

Уборка может быть не только веселой, но и познавательной, помогать развиваться. Так, можно попросить ребенка называть цвета игрушек: «Давай уберем красный мяч, желтого мишку, белую машинку, игрушку из-под стула, куклу со стола».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: