Как поступить родителям, если у подростка проблемы с учебой

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;

Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;

Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

Надо ли родителям контролировать первокурсника?

Что же для родителей должно стать сигналом того, что подросток находится в кризисной ситуации? По словам Андрея Смирнова, неблагополучие легко обнаружить, наблюдая за своим подросшим чадом. «Когда с учебой проблемы, молодой человек становится усталым, нервным. Постоянно сидит за компьютером. Усталость заметна и по внешности: синяки под глазами, бледность лица. Юноша (или девушка) не высыпается, мало бывает на воздухе, полностью погрузившись в учебу», – говорит специалист. Лучшим решением в такой ситуации, по его словам, будет обращение к профессиональному психологу, у которого опыт общения с молодыми людьми, находящимися на распутье, значительно выше, чем у родителей. Психолог обладает более полной информацией и знает, как можно помочь.

По словам Бориса Кононова, если у студента неожиданно возникло ситуативное разочарование в выбранной специальности, то надо дать ему время для восстановления психофизиологических ресурсов и уже потом, на высоте эмоционального тонуса осмыслить все положительные и отрицательные стороны ранее привлекательной профессии.

Надо ли контролировать подростка? «В определенной степени контроль нужен, да и по закону он необходим до 18 лет. Однако не стоит слишком настаивать на чем-то, если видно, что сын или дочь совершенно не проявляет интереса к определенной деятельности, – говорит Андрей Смирнов. – Родители не всегда могут правильно оценить, что именно нужно подростку. Возможно, высшее образование окажется совершенно бесполезным, если человек более склонен, к примеру, к какой-либо рабочей специальности. Зачастую дальнобойщики и краснодеревщики устраиваются в жизни куда лучше, чем специалисты с высшим образованием».

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Проблема 3. Замкнутость

Начиная взрослеть, вчерашний ребёнок часто становится скрытным. У него появляются новые потребности, о которых он предпочитает умалчивать. Его всё больше интересует виртуальное общение и всё меньше – реальное, с родителями и даже одноклассниками.

Он находит себе новых невидимых “сетевых” друзей, с которыми можно не стесняться, обсуждая самые сокровенные вопросы. Ведь во время беседы ему не приходится смотреть кому-то в глаза.

Причина: потребность в анонимном общении чаще всего рождается из страха быть подвергнутым критике, унижению и осмеянию.

Что делать: несмотря на желание чада всё время проводить в одиночестве, родителям нельзя предоставлять ему такую возможность. Необходимо аккуратно предлагать ему варианты для совместного времяпрепровождения – велосипедные прогулки, походы в кино или совместные занятия спортом.

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам. 

Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам. 

Что делать, если у ребёнка СДВГ

Основная цель коррекции педагогом — помочь ребёнку организовать свое внимание и деятельность. Так как такой ребенок дольше «включается» в задание, чем сверстники, и не может быстро сконцентрироваться, привлеките его внимание в начале работы — можно назвать его по имени и конкретно сформулировать, что ему нужно делать. 
Попросите ребенка убрать все лишнее с парты, потому что не относящиеся к уроку предметы будут только отвлекать его. 
Такие дети не могут работать долго — им нужна дозированная нагрузка и частые перерывы

Например, в начальной школе их работоспособность высока в течение 15-20 минут, после чего им нужно сменить деятельность или подвигаться. Так как они долго входят в задание и быстро устают, самые сложные и длинные задания в проверочных работах нужно помещать в середину. 
Давайте таким детям развернутую обратную связь. Непрерывный поток мыслей в их голове нужно как-то структурировать. Давая обратную связь, можно указать ребенку на его успехи и ошибки, чтобы он их заметил и осознал. 
Разбивайте задание на части, давайте инструкцию или алгоритм для выполнения той или иной задачи поэтапно — в виде схем, планов действий, расписаний, чек-листов

Важно, чтобы правила по организации действий были не только в школе, но и дома. Например, чек-лист о том, как собрать рюкзак в школу, как решать текстовую задачу или выучить стихотворение. 

Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.

Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

Еще по теме «Подросток и учеба»:

Общение с подростком . Навеяло темой из другой конфы

Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет. …лет, когда ему необходим круг сверстников, хотят перекрыть ему общение, чтобы он учился Важно заметить, кстати, что часто подростки, ориентированные на учебу, совершенно… круг общения детей

круг общения детей.

Как развить общительность?

Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет. …лет, когда ему необходим круг сверстников, хотят перекрыть ему общение, чтобы он учился Важно заметить, кстати, что часто подростки, ориентированные на учебу, совершенно… круг общения детей

круг общения детей.

Как стимулировать подростка к учёбе?

Как стимулировать подростка к учёбе ? Вчера было родительское собрание, 6 класс, ничего нового я про своего сына не услышала, болтает на уроке, не слушает, всё пропускает мимо…

Сексуальная ориентация у подростка

Попробуйте больше проводить время вместе и общаться, не затрагивая эту тему и тему учебы, кстати тоже

Просто найдите контакт в чем-то другом: ходите вместе по магазинам мерить прикольные шмотки, смотрите вместе молодежные Чему важно научиться в 12 — 13 лет

Что смотрят Ваши дети 11 и 12 лет

Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет. Для 10- 12 лет много чего есть очень интернсного и качественного посмотреть, а вот для подростков мне что-то даже в театральной кассе ничего не смогли посоветовать..

после 9 класса дома

после 9 класса дома. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены…

Как ваши дети делают уроки?

Мне важен результат. 16лет

Как стимулировать подростка к учёбе ? Вчера было родительское собрание, 6 класс, ничего нового я про своего сына не услышала, болтает на уроке, не слушает, всё Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет

Учеба или хобби?

Учеба или хобби?. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет

Подростковый негативизм — как его направить не на учебу?

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ…

Сыну надоело учиться

Сыну надоело учиться. Учеба, школа. Подростки

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в Чему важно научиться в 12 — 13 лет. Сыну надоело учиться

Лень и безынициативность подростка, 10 класс

Касательно научки вообще — я просто общался с парой американских товарищей, и сложилось впечатление, что мы тут (на ВЦ РАН и вообще в России) занимаемся какой-то никому не нужной устаревшей фигнёй

Чему важно научиться в 12 — 13 лет

Школьно -классный НГ для 12-13лет ГДЕ??

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет : образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби

Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет

11 класс, любовь, учеба и прочие неприятности

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ…

А если подросток после 9-го класса нигде

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Мотивация к учебе

Мотивация к учебе. Проблема. Подростки. Мотивация к учебе. Очень буду благодарна за советы мамам таких подростков, которые не хотят учиться (ну совсем), но которых мамы…

Срочно — про подростка и наказание?

Срочно — про подростка и наказание?. Отношения с родителями. Ребенок от 10 до 13. Срочно — про подростка и наказание? Вопрос действительно срочный.

Мотивация к учебе

Мотивация к учебе. Помогите, пожалуйста, убедить ребенка (мальчишка 10 лет) в необходимости учебы в школе. Такие цепочки, как ХОРОШАЯ УЧЕБА — ХОРОШЕЕ…

Подростковая лень это обычно?

Даже больше чем младшим, которому двенадцать лет

Подросток : учеба или общение ? Чему важно научиться в 12 — 13 лет. Всему этому нужно учиться в подростковом возрасте — это еще полигон, тренировка Чему важно научиться в 12 — 13 лет »

Как подростка заставить учиться?

Как подростка заставить учиться?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Наверное,я не по адресу,но в подростках нет консультанта:( Уже голову сломала,как…

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха, чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.

Сон- главный помощник. Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки

Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон. Распределите школьную нагрузку

Ребенок не должен переутомляться

Распределите школьную нагрузку. Ребенок не должен переутомляться

Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.

Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым, часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.

Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал. Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.

Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем, и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.

В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых

Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Дислексия и дисграфия

По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение. 

Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу. 

Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.

Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше. 

Работа ученика с нарушениями письма

Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи. 

Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает. 

Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия

Для начала признать, что у него есть эта проблема, перестать обвинять и снизить к нему требования. Поставить в известность родителей и совместными усилиями с ними постараться найти специалиста и провести диагностику.
Изменить формы подачи материала. Тексты должны быть короткими и интересными, написанными крупным рубленым шрифтом с иллюстрациями, раскрывающими смысл или дополняющими текст. Сейчас доступно много хорошего аудио и видеоконтента, которым можно дополнять работу с текстом. 
Проверить, все ли в порядке у ребёнка с технической стороной чтения — восприятием звуков, слогов на слух, и отрабатывать задания, которые через улучшение зрительного восприятия, слухового анализа, внимания помогают развивать техническую сторону речи. 
Если с технической стороной все хорошо, нужно работать над смысловой стороной речи

Важно развивать устную связную речь — просить ребёнка пересказывать, составлять рассказы по серии картинок, рассказывать о своих интересах. Активная работа над связной речью имеет мощный развивающий потенциал и вытягивает письменную речь за собой. 

Что делать, если вуз так и не стал своим?

Но что делать, если мысли о смене учебного заведения лишь крепнут со временем? Что предпринять, прежде чем выйти на решение – уходить или оставаться? Об этом рассказывает психолог Андрей Смирнов:

«Даже если показалось, что после первого курса ты устал и тебе очень трудно, не нужно сгоряча все бросать. Нужно летом отдохнуть, переключиться на позитивные эмоции и с новыми силами приступить ко второму курсу. Если и на втором курсе учеба идет с большим скрипом и студенческая жизнь не приносит совершенно никаких радостей, то впору действительно взвесить, стоит ли продолжать учебу», – говорит психолог.

Если же и на третьем курсе от учебы реально воротит, скорее всего, следует прекратить учебу и заняться более подходящим делом. А высшее образование можно получить и позже – заочно или даже дистанционно, считает специалист.

«Если что-то не получается и жизнь складывается не так как хотелось бы, не следует отчаиваться. Всегда есть возможность выбора. Не получилось одно – получится другое. Мы знаем много примеров людей, у которых поначалу не пошла учеба и они выбрали работу. И лишь позже, преуспев в работе, люди возвращались к учебе и повышению квалификации. Высшее образование – не гарант успеха в жизни, а только помощник. Еще великий мудрец древности Конфуций заметил: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в жизни», – заключил эксперт.

Нужно ли давать полную свободу

На этот вопрос каждый родитель должен ответить самостоятельно. Не стоит забывать: полной свободы не бывает. Позиция – «не хочешь – не учись» – признак безразличия и отсутствия желания прилагать усилия. Во всем, в том числе и в степени свободы, должна быть мера.

Подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Создайте ему это ощущение, контролируйте ненавязчиво и неунизительно. Установите подростку границы, определите правила и дайте возможность выбирать. Тогда у него закрепится стойкое понимание, что свобода – это осознанная необходимость. А учеба – тяжелый, но необходимый труд.

Почему многие подростки разочаровываются в выбранной специальности?

Разочарование подростков в выбранной специальности — далеко не редкость. Некоторые тинейджеры, при достижении возраста семнадцати-восемнадцати лет, еще не сформированы, как личности. Они плохо понимают, чего хотят в этой жизни. И кем хотят стать.

Поэтому очень часто поступают на те профессии, которые им не нравятся. Например, они выбирают стать журналистом. Или радистом. Но не до конца осознают, как проходят рабочие дни у этих специалистов. Чем конкретно они занимаются. Как зарабатывают деньги. И так далее.

Когда они глубже погружаются в профессию, то разочаровываются. Понимают, что работать так, как они, не хотят. Жалеют о том, что поступили на конкретную специальность. И пытаются сменить ее.

Эмоциональные трудности в общении

Эмоциональный фон у подростка нестабильный – это давно уже всем известно. Но одно дело знать, а другое дело с этим регулярно сталкиваться. С ранимостью, обидчивостью, агрессивностью, замкнутостью, отчуждением или конфликтностью. И непонятно, с чего вдруг такая реакция. Да, можно сказать себе «это все гормоны», но как-то же надо и жить вместе.

Что делать?

1. Общаться. Интересоваться жизнью подростка, его увлечениями, трудностями, желаниями, мечтами. Заниматься вместе чем-то интересным. Рассказывать о себе, о своих трудностях, мечтах, увлечениях. Чтобы лучше понимать нужно стараться понять и предпринимать для этого реальные, но не натужные усилия.

2. Помочь подростку научиться разбираться, в каком он состоянии, что чувствует. Так с маленьким ребенком, когда он хныкал, Вы понимали, что он устал или голоден. Сейчас ребенок подрос, и стимулы, и реакции стали более разнообразные. И сейчас уже он должен научиться понимать, что с ним и как этому помочь. Можно сказать: «Ты, наверное, устал, может, отдохнешь». Можно сказать: «Похоже, ты расстроена». Можно сказать: «Я, когда голодная, злая как черт». Можно сказать: «Ты обиделась, я понимаю». Пройдет какое-то время, и Вы заметите, как крики «НЕНАВИЖУ!!!», которые пришли на смену швырянию портфеля в стену, в свою очередь сменяются вполне внятной речью: «Я злюсь, потому что математичка опять поставила пару».

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя

Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету

Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Экономика образования

Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: