Метод десенсибилизации травмы движением глаз

Техника ДПДГ (как всё происходит)

Непосредственно переработке предшествует ряд подготовительных процедур:

  • Выбор «безопасного места»
  • Выбор травматичных событий и их кластеризация
  • Оценка уровня отрицательных переживаний при его вспоминании в настоящем по шкале от 0 до 10
  • Определение наиболее характерного для негативного события образа
  • Определение негативного ощущения и/или эмоции в теле
  • Подбор подходящего негативного самопредставления (отрицательная оценка клиентом самого себя в той ситуации)
  • Выявление наиболее раннего (лучше — самого первого) и самого острого события в каждом кластере
  • Выбор позитивного самопредставления

Переработка негативного материала осуществляется за счет билатеральной стимуляции — поочередного возбуждения участков коры то одного полушария головного мозга, то другого. 

Учитывая то, что у человека пять основных сенсорных систем (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), для ДПДГ лучше всего подходят первые три.

Билатеральная стимуляция может задействовать зрительную, слуховую и осязательную системы.

  • Зрительная система: ритмичные движения глаз (горизонтальные, вертикальные, «восьмерками», кругами), осуществляемые при помощи слежения за сложенными указательным и средним пальцами терапевта (возможные варианты стимуляции включают в себя слежение глазами за источником света, игрушками и т.п.)
  • Слуховая система: ритмичные щелчки пальцами рядом с ушами клиента, либо пощелкивание кнопками на концах авторучек
  • Осязательная система: ритмичные постукивания по тыльным сторонам ладоней клиента или по его плечам, стоя за спиной.

После нескольких проведенных серий переработки снова оценивается уровень выраженности связанных с травматичным событием негативных эмоций. Если он равняется 0—1 баллу по десятибалльной шкале, то следует инсталляция позитивного самопредставления (положительная оценка клиентом самого себя в той ситуации) и сканирование клиентом своего тела на предмет наличия остаточных неприятных ощущений.

Продолжительность одного сеанса современного ДПДГ составляет приблизительно 60 минут. Частота сессий составляет 1—2 раза в неделю, при общем количестве от 1—2 до 10—20 сессий. 

Изначально краткосрочные методы

Терапия одной сессии

Теория терапии одной сессии

В односессионной терапии терапевт и клиент встречаются только один раз.

Цель односессионной терапии состоит в том, чтобы стимулировать новое обучение, улучшить совладание клиента со своими чувствами и способствовать росту.

Как правило, одна сессия используется для того, чтобы помочь клиенту изменить точку зрения или приобрести навыки.

Односессионная терапия наиболее эффективна для людей с определенными проблемами, которые

  • (а) нуждаются в изменении точки зрения,
  • (б) нуждаются в оценке текущей ситуации или новом направлении,
  • (в) чувствуют себя застрявшими в переработке прошлого события,
  • (г) ищут утешения или
  • (д) имеют конкретную проблему, которую могут решить самостоятельно (но не знают как).

Напротив, лица, находящиеся на стационарном лечении, лица, нуждающиеся в постоянной поддержке для переработки травматических событий прошлого (например, сексуальное насилие в детстве), лица с расстройствами пищевого поведения или хронической болью, а также лица с состояниями, вызванными биологическими или химическими механизмами (например, шизофрения), вряд ли получат результат от однократной терапии или любого из кратких методов.

Техники терапии одной сессии

В односессионной терапии используются разнообразные техники. Например, терапевт может связаться с клиентом по телефону перед встречей, чтобы получить подробную информацию о возникшей проблеме и попросить клиента выполнить конкретные задачи перед встречей.

Вторая популярная техника заключается в том, чтобы сосредоточиться на двусмысленности во время сессии. Фокусирование на двусмысленности позволяет клиенту по-новому взглянуть на одну и ту же проблему.

Терапевты часто предлагают попробовать возможные решения прямо во время сессии. Репетиция идеальных результатов или отработка новых навыков может помочь клиенту почувствовать себя более способным перенести навыки из терапевтической сессии в повседневную жизнь.

После окончания сессии терапевт сообщает клиенту, что он может запланировать еще одну сессию, если это необходимо.

Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (КПТ, КБТ)

Теория когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на схемах.

Схемы — это шаблоны, которые люди используют для принятия решений, управления своими реакциями или объяснения ситуаций.

Схемы развиваются из жизненного опыта и становятся стандартом нормального поведения. Таким образом, всякий раз, когда происходит критическое событие, человек использует схему, чтобы решить, как реагировать.

Схемы могут не основываться на точной информации, поэтому опора на некоторые схемы может привести к когнитивным искажениям. Например, если ребенка наказывали всякий раз, когда он прерывал взрослого, у него могут развиться убеждения, которые заставляют его или ее не решаться прерывать кого-то, даже будучи взрослым.

Методы Когнитивно-поведенческой психотерапии

Основное внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется выявлению и замене искаженных когниций (мыслей), основанных на схемах. В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей

Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной

В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей. Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной.

Когнитивно-поведенческая краткосрочная терапия фокусируется на достижении каждой цели, в отличие от фокусировки на понимании клиента, поисках инсайтов или самом процессе терапии.

Этапы десенситизации

Существует три основных фазы, которые выделил Вольпе, чтобы успешно десенсибилизировать человека.

  1. Установите иерархию стимулов беспокойства. Индивид должен сначала идентифицировать предметы, которые вызывают проблемы. Каждому элементу, провоцирующему тревогу, дается субъективное ранжирование по степени тяжести вызванного беспокойства. Если человек испытывает сильную боязнь во многих разных триггерах, каждый предмет рассматривается отдельно. Для всех стимулов создается список для ранжирования событий от наименьшего беспокойства до вызывающего наибольшую тревогу.
  2. Исследуйте ответ пациента. Релаксация, такая как медитация, является одним из видов лучшей стратегии преодоления. Вольпе научил своих пациентов релаксационным ответам, потому что невозможно одновременно расслабиться и беспокоиться. В этом методе больные практикуют расслабление различных частей тела, пока пациент не достигнет спокойствия. Это необходимо, потому что дает возможность контролировать свой страх и не позволяет ему увеличиваться до невыносимых уровней. Для того чтобы пациент мог изучить соответствующие способы преодоления проблемы, требуется всего несколько сеансов. Дополнительные стратегии борьбы включают в себя антистрессовые лекарства и дыхательные упражнения. Другим примером релаксации является когнитивная переоценка воображаемых результатов. Терапевт может побудить пациентов исследовать то, что они представляют себе, когда подвергаются воздействию вызывающего тревогу стимула, а затем позволяет заменить воображаемую стрессовую ситуацию любым положительным результатом.
  3. Подключите триггер к несовместимой реакции или методу преодоления путем противодействия. На этом этапе пациент полностью расслабляется и затем помещается в ситуацию рядом элементом, который занимает низшую строчку иерархию тяжести стимулов тревоги. Когда пациент снова достиг состояния безмятежности после того, как ему были представлены первые стимулы, применяются другие триггеры более высокого уровня. Это поможет пациенту преодолеть свою фобию. Терапия длится до тех пор, пока все элементы иерархии стимулов беспокойства не будут применены без проявления тревоги у больного. Если в любой момент во время упражнения механизмы преодоления неудачи перестали работать или пациент не может завершить его из-за серьезного беспокойства, процедура прекращается и возобновляется после того, как больной успокоится.

Пример

Человек может обратиться к терапевту из-за их большой фобии змей. Специалист помогает клиенту использовать три этапа систематической десенситизации:

  1. Установить иерархию стимулов беспокойства. Терапевт начинает с просьбы пациента определить ее. В этом списке будут указаны различные способы взаимодействия с объектом фобии, вызывающие разные уровни беспокойства. Например, змея, изображенная на картинке, может вызвать не так много страха, по сравнению с живой и ползающей по телу пациента. Последняя ситуация становится самой высоким в иерархии страха.
  2. Изучить механизмы преодоления или несовместимые ответы. Терапевт будет работать с клиентом, чтобы исследовать соответствующие методы борьбы и релаксации, такие как медитация и релаксация глубоких мышц.
  3. Подключить стимул к несовместимой реакции или методу преодоления. Пациенту будут представлены все более неприятные уровни стимулов боязни — от низшего до самого высокого — с использованием ранее примененных методов глубокой релаксации (то есть прогрессирующей мышечной релаксации). Представляемые стимулы для борьбы с фобией могут включать: изображение змеи; нахождение маленького ужа в соседней комнате; змея на виду; касание объекта и т. д. На каждом этапе воображаемой прогрессии пациент удаляется от фобии через воздействие раздражителя, при этом находясь в состоянии расслабления. По мере того, как иерархия страха полностью охватывается на процедурах, беспокойство постепенно исчезает.

Автор и ведущий курса:

Доморацкий Владимир Антонович

Доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Действительный член и руководитель модальности «Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), официальный преподаватель международного класса ОППЛ, действительный член Российского научного сексологического общества, вице-президент Национальной саморегулирующейся организации «Союз психотерапевтов и психологов». Проводит длительные обучающие программы по эриксоновскому гипнозу в Лиге, а также обучающие семинары по психотерапии с помощью движений глаз (ДПДГ), краткосрочной стратегической психотерапии, психотерапии сексуальных дисфункций и супружеских дисгармоний, психотерапии психосоматических расстройств в Москве, Минске, Киеве, Кишинёве, Краснодаре, Владивостоке, Новосибирске и др. городах.

Основные направления научной деятельности: изучение механизмов формирования и клинических особенностей невротических и сексуальных расстройств. Разработка и совершенствование подходов по профилактике и лечению невротических и психосоматических расстройств, сексуальных дисгармоний и половых дисфункций с акцентом на методах их психотерапевтической коррекции.

Член редакционных советов журналов «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» (Минск), «Психотерапия» (Москва), «Теория и практика психотерапии» (Монреаль, Канада). Автор и соавтор более 240 научных публикаций, в том числе 12 книг.

Как практикующий специалист проводит терапию лиц с невротическими и психосоматическими расстройствами, аддикциями, сексуальными дисгармониями и дисфункциями.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) — один из наиболее эффективных методов краткосрочной терапии, при этом достаточно простой в использовании, безопасный и универсальный в применении. ДПДГ работает с детьми и взрослыми, в контексте как прошлого, так настоящего и будущего, может дополняться другими техниками, имеет широкий круг применения.

Продолжительность курса обучения: 72 академических часа.

Целевая аудитория: практикующие психологи, врачи психотерапевты, сексологи, психиатры, студенты старших курсов психологических факультетов и медицинских вузов.

На семинарах вы сможете освоить базовые навыки ДПДГ (EMDR) для эффективного использования в собственной практике и самопомощи, узнаете об особенностях применения метода в различных ситуациях и возможностях его сочетания с другими подходами.

Вебинар 2

На втором семинаре обсуждаются современные подходы к применению ДПДГ в различных ситуациях и даются более сложные стратегии работы:

  • Факторы риска при использовании ДПДГ.
  • Представления о комплексной травме и особенностях её симптоматики.
  • Практика использования различных вариантов техники «Безопасное место».
  • Использование «линии жизни» в ДПДГ.
  • Техника «Скан аффекта».
  • Техника «Подключение к ресурсам».
  • Техника «Управление страхом».
  • «Слепой» психотерапевтический протокол (работа без оглашения проблемы).
  • Рисуночный протокол ДПДГ для взрослых.
  • Редактор негативных (кошмарных) сновидений.
  • Приёмы работы с ДПДГ в групповом формате.
  • Работа с травмами насилия.
  • ДПДГ в терапии психогенных сексуальных дисфункций.
  • ДПДГ в терапии диссоциативных расстройств.
  • Работа с острым горем (синдромом утраты).
  • Новые протоколы работы с онкобольными.
  • Протоколы работы с химическими зависимостями.
  • Использование ДПДГ у больных с соматической патологией.
  • Сочетанное применение ДПДГ и приёмов эриксоновской психотерапии.
  • Супервизия.

Формы работы: лекции; демонстрации практической работы с различного рода проблемами участников с использованием ДПДГ; работа в парах; супервизия.

* Ведущий семинара проводит множество демонстраций практической работы с различного рода проблемами участников с использованием рассматриваемых техник. *Все участники получают электронные текстовые версии презентаций, включая протоколы работы с различными проблемами.

Систематическая десенсибилизация

Одним из направлений рассматриваемой методики является систематическая десенсибилизация, предложенная Д. Вольпе. Его разработка основывается на следующем постулате.

Все неадекватные и неконтролируемые реакции человека являются следствием страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко, если воображает пугающую ситуацию, как если бы он реально попал в нее. Здесь можно использовать метод поглощения: пугающий посыл поглощается посылом, который ассоциируется с чем-то положительным, хорошим. Если животные испытывают удовольствие от еды, то человек может снимать зажимы расслаблением. Таким образом, умение человека вызывать у себя ощущение расслабления в момент пугающей ситуации позволяет ему осуществить десенсибилизацию.

Суть метода заключается в следующем: человек расслабляется, после чего в его воображении начинают провоцировать различные пугающие картины. Все начинается с самых легких представлений или внешних раздражителей, постепенно их усиливая и делая устрашающими. Человек на каждом этапе должен сохранять спокойствие или приучаться к расслаблению. Окончательный этап заключается в том, что человек в самой пугающей ситуации чувствует себя расслабленным.

Систематическая десенсибилизация может оказаться неэффективной в ситуации, когда у человека имеются вторичные выгоды от его страха. Так, женщина может страдать агорафобией, что позволяет ей удерживать мужа, который ее жалеет. Она в данном случае не сможет пройти все этапы десенсибилизации, поскольку каждый раз будет возникать зажим из-за того, что в случае исчезновения агорафобии женщина лишится мужа.

Показания к применению метода:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий); обсессивно-компульсивное расстройство; паническое расстройство; психогенные сексуальные дисфункции;
  • диссоциативные расстройства (при наличии у психотерапевта специальных навыков);
  • зависимость от психоактивных веществ;
  • хронические соматические заболевания и связанные с ними психологические травмы;
  • случаи острого горя (синдром утраты);
  • психосоматические расстройства, в анамнезе которых выявлена психотравма, которая предположительно имеет связь с текущей патологией (этот травматический эпизод подвергается переработке);
  • супружеские и производственные конфликты;
  • проблемы, связанные с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Противопоказания для применения ДПДГ немногочисленны. К ним относят: психотические состояния, эпилепсию, неспособность переносить высокий уровень тревоги (как во время сеансов, так и в промежутках между ними).

Протоколы

Существует два классических протокола работы: сокращенный и полный.

В сокращенном протоколе происходит только переработка негативного материала.

В полной версии протокола после переработки происходит инсталляция позитивного самопредставления и подстройка к будущему (считается, что можно встроить клиенту определенные позитивные сценарии жизни на пять лет вперед).

Также постоянно разрабатываются отдельные протоколы работы для конкретных запросов (например, для онкологии).

Дополнительно к этому в любом протоколе возможно проводить работу «вслепую», когда терапевт не знает, с чем именно работает. А значит, клиенту нет необходимости озвучивать все детали своего переживания или воспоминания. 

Применение в учебных заведениях

От 25 до 40 процентов студентов испытывают тревогу. Они могут страдать от низкой самооценки и вызванных стрессом симптомов в результате беспокойства во время тестов.

Принципы систематической десенситизации могут использоваться для уменьшения их тревоги. Детям было бы полезно практиковать методы релаксации, напрягая и расслабляя различные группы мышц.

При работе со школьниками старшего возраста и студентами объяснение сути десенсибилизации помогает повысить эффективность процесса. После того как подростки изучат методы релаксации, они могут смоделировать тревогу, которую вызывают стимулы. Эти предметы иногда включают в себя непонимание на занятиях или правильное обозначение ответов. Преподаватели, школьные консультанты или психологи способны обучать детей методам систематической десенситизации.

Основа и суть ДТДГ

Ученые нашли научное объяснение феномену EMDR, утверждая, что это один из вариантов адаптативной обработки информации. Бывает адаптативная (норма) и дезадаптативная (патология) обработка информации. Например, вы пошли купаться в море, и, заплыв далеко от берега, чуть не утонули:

  • Нормальная адаптативная обработка информации: вы станете аккуратнее, сдержаннее, начнете учиться плавать либо перестанете плавать в опасных местах;
  • Неадаптативная: у вас разовьется гидрофобия. Вы начнете бояться любой воды, что является психической патологией.

В нейронных связях при патологии формируется подобие «капсулы», участвующей в мыслительных процессах. Так создается триггер, способствующий развитию фобии и формированию негативных переживаний.

Принципом десенсибилизации является билатеральная стимуляция, основой ее действия являются следующие механизмы:

  1. Стимуляция работы правого и левого полушарий мозга движениями глазных яблок;
  2. Поочередная проработка разных частей мозга оказывает благотворное влияние на эмоциональный фон, снижая уровень стресса, страха, переживаний.

Специальная организация движений глазами запускает процесс билатеральной стимуляции полушарий мозга, что разрушает капсулу, сформированную нейронами. Это техника ускоренной переработки информационных воспоминаний. В процессе сеансов пациент постепенно трансформируется – специалист фиксирует изменения в его эмоциональном фоне, визуальных образах, процессах мышления, поведенческих реакциях. Это психотерапевтическая помощь в переваривании травмирующего события, позволяющая вернуться к спокойной и комфортной жизни.

Метод десенсибилизации

Десенсибилизация служит для снижения негативной напряженности, тревожности и боязни страшащих образов, объектов или событий.

Если какое-то событие вызывает чувство страха и реакцию на него, это означает, что в теле человека образовалось мышечное напряжение. Чаще, в качестве ответной реакции на страх напряжение появляется в воротниковой зоне, диафрагмальной области, в мышцах, окружающих глаза и в кистях. В случаях, когда давление страха повторяется или продолжается длительное время, напряжение в мышцах преобразуется в мышечный зажим, который образно можно именовать хранилищем страха. Поэтому нужно понимать, что страх как бы вписывается в тело, он живет в мышечных зажимах тела. Отсюда главной задачей десенсибилизации является стирание таких зажимов.

Техника десенсибилизации заключается в повторном проживании пугающего события на телесном плане, стирающем негативное переживание. Методик десенсибилизации сегодня существует множество. Однако их большинство отличается только предлагаемым телесным фоном и технологией его создания.

Самым простым и более привычным вариантом десенсибилизации является устранение тревожности при помощи расслабления. В ходе расслабления и погружения себя в ощущение покоя, индивид под наблюдением психотерапевта начинает воображать те события или предметы, которые прежде порождали у него тревожность или страх. Поочередно сменяя приближение и отдаление от причины тревожности, совершая откат при появлении напряжения и возвращаясь в состояние покоя, у субъекта рано или поздно появляется способность воображать вызываемые страх события или предметы, в нейтральном состоянии души.

Эффективной техникой десенсибилизации считаются дыхательные практики. Управляя собственным дыханием, удерживая спокойное и равномерное дыхание при представлении пугающего объекта или во время реальной встречи со страшащей ситуацией, индивид способен стереть прежние зажимы и возвратить себе внутреннее спокойствие и свободу действий.

Десенсибилизация посредством движением глаз сегодня считается одним из наиболее эффективных направлений психотерапии. Она применяется с целью проведения краткосрочной терапии. Ее преимущество заключается в простоте использования, безопасности и универсальности для проработки всевозможных травмирующих событий.

Другие варианты терапии

В первую очередь нужно сказать, что метод систематической десенсибилизации активно используется при работе с детьми (естественно, тут лучше прибегать к профессиональной помощи). Психотерапевты чаще всего применяют методику контактной десенсибилизации. Алгоритм применения метода здесь немного дополняется.

Ребенок, страдающий страхами, мотивируется к физическому контакту с тем, что вызывает в нем страх, а специалист дополнительно моделирует ситуацию с помощью другого человека, выполняющего конкретные действия и не испытывающего страха перед тем, что испытывает ребенок.

Другой вариацией десенсибилизации при работе с детьми является эмотивное воображение, когда ребенок отождествляет себя с персонажами любимых сказок, рассказов, мультипликационных или художественных фильмов. Специалист моделирует ситуацию, а ребенок, вживаясь в образ своего героя, ее преодолевает.

Помимо детской терапии есть еще и терапия групповая. Изначально систематическая десенсибилизация была сугубо индивидуальным методом, но позже доктор психологии Арнольд Лазарус предложил применять ее к работе с целыми группами пациентов, страдающих одними и теми же фобиями.

Групповая терапия показала высокую эффективность при работе с людьми, испытывающими страх публичных выступлений, контактов с окружающими, экзаменов и других ситуаций социального взаимодействия. Результаты применения снова оказались высокими, вследствие чего групповая терапия получила широкое распространение.

Несмотря на то, что сегодня разработано немало других техник и приемов работы со страхами и фобиями (конфронтация с подавлением тревожной реакции, имплозивная терапия Стэмпфла и другие), метод систематической десенсибилизации Вольпе относится к разряду лучших и остается на вооружении многих психотерапевтов, пусть и применяется относительно изолированно.

Если у вас или у кого-то из ваших близких есть страхи и фобии, с которыми хочется справиться, не пожалейте времени на освоение методики Вольпе или посоветуйте это сделать. А еще обязательно почитайте нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где, помимо научных объяснений этого феномена, мы предлагаем несколько хороших способов проработки страхов.

Желаем вам спокойствия и уверенности в себе!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: