Что исследовал психолог в лаборатории
За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены.
Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств
Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:
- Восприятие раздражителя.
- Осознание раздражителя.
- Проявление воли.
После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции.
Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо.
Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.
Виды эмоций
Наиболее распространенный и на первый взгляд простой вопрос: какими бывают эмоции и чувства? Однако на него сложно дать единственно верный ответ. Существует большое количество различных форм выражения и переживания эмоций и чувств. Проводить их классификацию можно по различным признакам.
В зависимости от знака переживаний (плюс или минус) принято их разделять на приятные и неприятные. По потребностям, которые обуславливают переживания, выделяют биологические и духовные. В зависимости от оказываемого влияния на деятельность индивидуума существуют активизирующие и тормозящие переживания. Также их можно классифицировать в зависимости от того, какие предметы, явления окружающего мира спровоцировали возникновение эмоции или чувства; насколько сильно они выражены – от спокойного «нравится» до страстного обожания и проч.
Но существует и другая сложность в словесном определении эмоционального переживания.
Основоположником научной психологии Вильгельмом Вундтом эмоции были классифицированы по трем видам:
-
характеризующиеся удовольствием или неудовольствием;
-
напряжением или разряжением;
-
возбуждением или торможением.
По мнению современного американского исследователя К. Изарда, все формы переживания эмоций в психологии делятся на фундаментальные и производные. В числе фундаментальных:
-
интерес и волнение;
-
радость и счастье;
-
удивление, изумление;
-
горе и страдание;
-
злость и гнев;
-
отвращение;
-
презрение и ненависть;
-
страх и боязнь;
-
стыд;
-
вина.
При смешении фундаментальных эмоций наблюдается проявление комплексных переживаний. Например, тревожность вызвана одновременным ощущением страха, злости, вины, интереса. Другими комплексными эмоциональными состояниями считаются любовь, неприязнь.
В любом случае можно говорить об одной важной особенности – каждая положительная, приятная эмоция всегда имеет свою противоположность. Это подтверждает, что чувства и эмоции являются полярными.. Американский психолог Карл Роджерс определил состояние эмпатии как «точное восприятие внутреннего мира другого, с теми же эмоциональными и смысловыми оттенками»
По его мнению, эмпатичный человек в полной мере осознает себя на месте другого, всецело чувствуя его радость или боль, понимая их причину – именно так, как он это ощущает. К. Роджерс уверен, что быть таким сложно, ведь это значит, что при всей тонкости и чуткости следует оставаться активным, ответственным и сильным.
Американский психолог Карл Роджерс определил состояние эмпатии как «точное восприятие внутреннего мира другого, с теми же эмоциональными и смысловыми оттенками». По его мнению, эмпатичный человек в полной мере осознает себя на месте другого, всецело чувствуя его радость или боль, понимая их причину – именно так, как он это ощущает. К. Роджерс уверен, что быть таким сложно, ведь это значит, что при всей тонкости и чуткости следует оставаться активным, ответственным и сильным.
Краткая биография учёного
Родился Вильгельм Вундт в 1832 году в семье пастора. Окончил местную школу в 1851 году. Продолжил обучение в Тюбингенском университете.
После получения диплома совсем непродолжительное время учился у известного немецкого биолога Иоганна Мюллера
В 1858 году стал ассистентом Германа фон Гельмгольца и начал вести лекции, в ходе которых не уставал говорить о важности применения экспериментальных методов в изучении психологии. Позднее его лекции были объединены и выпущены в виде книги «Лекции о разуме человека и животных».
Вундт приступил к исследованиям, которые позже вылились в главный труд его жизни – «Принципы физиологической психологии»
В ней он описал популярный на тот момент метод изучения психологии – метод интроспекции, став, таким образом, одним из его основателей.
В 1875 году Вильгельм Максимилиан вступил на должность профессора философии Лейпцигского университета. Через 4 года работы он решил уйти и основал первую психологическую лабораторию. (Интересно, что одним из учеников Вундта был наш соотечественник Иван Павлов.)
Вундт оставил после себя громаднейшее научное наследие — больше 50 тысяч страниц статей и книг.
Вклад в изучение психологии
Вильгельм Вундт стал одним из первых проповедников экспериментальной психологии. Главным предметом её изучения он сделал человеческое сознание – его содержимое, процессы и состояния.
Содержимое сознания, согласно Вундту, включает в себя мимолётные ощущения, образы предметов, желания воспоминания, эмоции и т. д.
Процессы же делятся на два типа:
- Непроизвольные. Происходят сами по себе. Например, когда вы едете в поезде, стук колёс как бы сам собой выстраивается в определённый ритм.
- Произвольные. Направляются человеком. То есть при желании вы можете изменить этот ритм.
Также немецкий психолог впервые ввёл понятие объёма сознания (количество впечатлений, которое оно может держать в себе одновременно) и сделал вывод, что этот объём не ограничен, если содержимое постоянно объединяется во всё более крупные единицы.
Виды интроекции
По мнению ведущих психоаналитиков прошлого, интроекция есть пример обхода бессознательным контроля сознания, при котором последнее пытается постфактум найти логику внутри условного решения.
Ференци предполагал, что интроекция совмещает в себе не только некротический конфликт, но также адекватный психический процесс, служащий проявлением невроза, возникающего в бытовой жизни индивида. Невротику свойственно разбавление собственной личности объектами окружающего мира.
Фрейд имел иное мнение, полагая, что интроекция приводит к деформации правильного восприятия настоящего, принуждая человека переживать на внешнее воздействие субъективно.
Русский ученый Л.С. Выготский предложил теорию параллельного существования интроекции и интериоризации. Лишь совокупность механизмом формирования психики посредством ассимиляции внешних символов приводит к перекодировке межличностных явлений во внутриличностные.
Наиболее полное деление интроекции на виды приводится в работах Перлза, который обозревал явление через призму гештальта. Он выделил три фазы механизма развития особенностей восприятия:
- полная интроекция или предентальная фаза. В этом случае человек полностью становится жертвой интроекции, теряя собственное «Я» под грузом поступающих извне объектов;
- частичная интроекция или резцовая фаза. В этом случае процесс становления личности некорректно, поскольку сознание не может полностью проанализировать поступающие извне сигналы;
- ассимиляция или фаза коренных зубов. Идеальная форма интроекции по мнению ученого, при которой субъект оказывается способным полностью «переварить» полученную информацию и осознавать природу внешнего объекта.
https://youtube.com/watch?v=bRowwB3nTNk
Отличия эмоций от чувств
Эмоции – это выделенные в отдельный класс субъективные психические состояния. Они выражают процессы и результат практической деятельности индивидуума в виде конкретных переживаний, его отношения к окружающему миру и другим людям, осознания приятного и неприятного. Среди форм переживания эмоций выделяют настроения, чувства, страсти, стрессы и аффекты. Их также называют чистыми эмоциями. Они проявляются в любых психических процессах и состояниях личности, являясь как бы внутренним языком, особой системой сигналов, с помощью которых человек осознает потребностную значимость происходящих вокруг событий.
Отличительная черта эмоций заключается в прямом выражении отношения мотивов к той деятельности, которую производит человек под их влиянием. Ключевая их функция заключается в оценивании производимой деятельности и ее итогов. Эмоции провоцируют человека к совершению действий и определяют их направление.
Чувства выражаются в проявлении приятной, неприятной или смешанной окраски происходящего психического процесса. Они не являются обособленными, индивидуум осознает с их помощью свойства конкретных предметов или деятельности. Речь идет о восприятии, например, приятного собеседника, неприятного вкуса, страшного сна, смешной шутки, нежного объятия, веселой игры и проч.
В процессе удовлетворения или неудовлетворения своих потребностей субъекту свойственны различные формы переживаний: эмоции, настроения, стрессы, аффекты и чувства (в узком понимании).
Часто понятия «эмоции» и «чувства» используют в качестве синонимов. Более узкий смысл слова «эмоция» заключается в том, что человек временно испытывает какое-либо более постоянное чувство. На русский язык оно переводится как душевное волнение, движение.
К примеру, эмоция не является непосредственно чувством любви к искусству, которое характерно для конкретного индивидуума. Это то состояние удовольствия и восторга, в котором человек пребывает на понравившемся ему культурном мероприятии. Такого же рода чувство индивидуум испытывает в форме переживания отрицательных эмоций возмущения, досады или раздражения, если мероприятие не оправдало его ожиданий.
3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Заберите Ваши подарки!
Чувства боязни или страха как сформировавшееся отношение к конкретным предметам или жизненным ситуациям могут сопровождать различные эмоциональные процессы. В некоторых случаях страх побуждает человека к бегству, в других заставляет застыть и мешает сдвинуться с места. Кроме того, страх может спровоцировать желание кинуться навстречу опасной ситуации.
Эмоции могут дать толчок к действиям. Под их влиянием человек решается на определенные поступки и высказывания. Речь идет о стенических эмоциях, повышающих активность и жизнедеятельность индивидуума. Люди готовы свернуть горы, ощущая радость и счастье. Сочувствуя знакомому, человек пытается найти способ решения проблемы. Стенические эмоции мешают смолчать, отказаться от активных действий.
В свою очередь, переживая астенические эмоции, человек пребывает в состоянии пассивности, расслабленности и созерцательности. Страх может вызвать оцепенение. Некоторым людям свойственно закрываться в себе, испытывая очень сильные чувства. В таких случаях сострадание к собеседнику останется положительным, но лишь эмоциональным переживанием, не побуждающим к действиям; а чувство стыда может проявляться как скрытые гнетущие угрызения совести.
История
В качестве отдельного метода интроспекция была выделена в работах Рене Декарта. Он указывал на определенный характер познания своей собственной души и разума. Джон Локк разделил опыт человечества на внутренний, который касается деятельности разума, и внешний, который направлен на внешний мир.
Вильгельм Вундт соединил самонаблюдение с лабораторными методологиями, интроспекция стала основным методом исследования психологических состояний. Но в начале 20 века, в связи с появлением новых направлений в психологии, данный метод объявили ненаучным, сильно субъективным и идеалистическим.
Но, несмотря на это, интроспекция продолжала присутствовать в исследованиях психологов в виде самонаблюдения и других приемов изучения духовной жизни человека.
Развитие научного подхода
Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.
Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.
Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.
Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:
- надо;
- должен;
- нельзя.
Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».
Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.
На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.
Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.
Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.
При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.
Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.
Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.
Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.
Основные принципы, плюсы и минусы метода Вундта
Основных принципов метода Вундта три:
- Человеческое сознание – это совокупность личного опыта, который никак не проявляется внешне. Следовательно, изучать его надо с помощью самонаблюдения.
- Психика и сознание (то, что осознаётся) – это одно и то же.
- Сознание – это некоторое количество элементов, связанных между собой ассоциативно.
Что же касается преимуществ и недостатков, то главный плюс метода состоял в том, что человек с помощью самонаблюдения сам лучше определит свои ощущения и особенности, чем кто-либо другой. А главный минус метода – это необъективность, т.к. человек может трактовать наблюдения в свою пользу.
Общая терминология
Термин «интроспекция» происходит от латинского слова introspecto, которое переводится как «смотреть внутрь». Интроспекция – это метод осознанного самонаблюдения, то есть это равнозначные понятия, и оба применяются в исследованиях психологического характера.
Метод самонаблюдения действительно очень важен, так как с его помощью можно научиться углубленно воспринимать реальный мир, и тогда перед человеком раскроется интуиция и сознание. Излишней интроспекцией обладают люди, страдающие шизофренией, у них происходит замена действительности внутренним миром.
Метод интроспекции в психологии используют для наблюдения собственных процессов, собственных мыслей, переживаний, чувств, установок, образов. Основал метод в психологии Дж. Локк.
Интроспекция – это самоанализ, при котором сам человек не стремится к самоосуждению, именно поэтому метод отличается от угрызения совести.
Метод изучения психологии
В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей. Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.
Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.
Достижения — это главное в жизни
Похвала за преодоление трудностей:
— Он болел, плохо себя чувствовал, но делал все необходимые задания;
— Он хотел пойти гулять, но вместо этого решил в свободное время заняться английским (перспективы важнее отношений с людьми, отдыха);
— Несмотря на то, что ему было трудно, он справился (какой ценой не важно и не имеет значения)
— Ценность твоей жизни зависит от вклада в общество (профессиональная полезность, количество рожденных детей, их социальная полезность).
Альтернативное родительское послание:
- Если ты устал, болеешь, не нужно себя изводить, сделай перерыв.
- Если получать положительные результаты ценой того, чтобы себя доводить, стоит ли это своей цены?
- Нужно подходить к делам ответственно, но это не единственное, что имеет значение и требует твоего внимания (семья-близкие, процессуальные радости настоящего и дела, не связанные с невероятной пользой и достижениями).
- Люди способны делать жизнь друг друга счастливыми через свое присутствие в отношениях. Даже без масштабных достижений влияние на жизнь окружающих близких людей может быть огромным.
Альтернативное послание не значит правильное. Само умение видеть противоположности является полезным.
Следующая статья Тема обсуждения: «нелюбимые дети» и их взрослая жизньПредыдущая статья Чувство вины, манипуляции и всемогущий контроль