Происхождение
Вильям Джеймс – американец. Он занимался философией и психологией.
Карл Ланге – датский анатом и медик. Два ученых независимо друг от друга, в одно и то же время, пришли к одинаковым выводам в сфере эмоций человека.
В итоге была сформирована теория эмоций Джеймса Ланге, завоевавшая умы многих последователей. В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Джеймса с названием «Что такое эмоция?», где автор показывает, что, отсекая от эмоции ее внешние проявления, от нее ничего не остается. Стоит отметить, что эта гипотеза была достаточно неожиданной и парадоксальной для этой сферы научных знаний. Вильям Джеймс предположил, что те признаки, которые мы наблюдаем и относим к следствиям от эмоции, являются ее причиной.
Наш организм реагирует на изменение окружающей среды, ее условий и, как следствие, в нем безотчетно возникают рефлекторные физиологические реакции.
К ним относится повышение секреции желез, сокращение определенных групп мышц и подобные проявления. Об этих всех изменениях в организм поступает сигнал. Он направлен непосредственно в ЦНС (центральную нервную систему). Как следствие, рождаются эмоциональные переживания. А значит, как говорит нам теория эмоций Джеймса Ланге, человек плачет не от печали, а наоборот, он впадает в грусть, как только заплачет или всего нахмурится.
Теория мимической обратной связи
Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.
Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.
Исследование Карни Ландиса
В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?
Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.
Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты
Методы развития
Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.
Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:
- Самоменеджмент.
- Самосознание.
- Общественное признание.
- Управление отношениями.
Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни
Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно
Неконтролируемый стресс:
Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:
Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно
Неконтролируемый стресс:
- повышает кровяное давление;
- подавляет иммунную систему;
- увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
- провоцирует бесплодие;
- ускоряет старение.
Какие эмоции?
В эмоции Это поведенческие, когнитивные и физиологические паттерны, возникающие при столкновении с данным стимулом. Эти паттерны различаются у каждого вида и позволяют нам корректировать нашу реакцию в зависимости от стимула, его контекста и нашего предыдущего опыта.
Например, если мы видим, что кто-то плачет, мы можем испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции и действовать соответственно. Вы можете плакать от горя или радости. В первом случае мы почувствовали бы отрицательные эмоции и пошли бы утешать его, а во втором — почувствовали бы положительные эмоции и стали бы счастливыми.
У людей эмоции особенные, потому что они сопровождаются чувствами. Чувства — это личные и субъективные переживания, они чисто когнитивные и не сопровождаются поведением. Чувство — это, например, то, что мы чувствуем (стоит повторения), когда видим картину или слушаем песню.
Считается, что чувства присущи человеку, потому что они не выполняют адаптационную функцию, поскольку чувствам не предшествует поведенческая реакция на стимулы. По этой причине считается, что в филогенетической эволюции (эволюции видов) эмоции возникали раньше, а чувства — позже.
Еще одна функция эмоций — модулировать память, поскольку способ хранения информации во многом зависит от эмоции, которую мы испытываем при ее получении. Например, мы лучше запомним номер телефона понравившегося человека, чем номер дома, который снимается.
Эмоции вызываются релевантными стимулами либо из-за их биологической важности, либо из-за их физических характеристик, либо из-за предыдущего опыта человека. У людей эмоции могут быть вызваны даже мыслями или воспоминаниями
3 компонента эмоционального отклика
Эмоциональный ответ состоит из трех компонентов: скелетно-мышечной, нейровегетативной и эндокринной. Эти компоненты приводят нас к определенному состоянию активации (возбуждению), чтобы подготовить организм к адаптивному ответу на стимул и передать наши эмоции окружающим нас людям.
Скелетно-мышечный компонент включает в себя модели поведенческих реакций, адаптированные к каждой ситуации. Помимо реакции на раздражитель, эти паттерны также служат для информирования других о нашем душевном состоянии.
Например, если незнакомец заходит на заговор, и там есть собака, которая показывает зубы, человек будет знать, что собака опознала его как нарушителя и что, если он пойдет дальше, он может напасть на него.
Нейровегетативный компонент включает ответы вегетативной нервной системы. Эти реакции активируют энергетические ресурсы, необходимые для выполнения соответствующего поведения в той ситуации, в которой находится человек.
Если взять предыдущий пример, симпатическая ветвь вегетативной нервной системы собаки увеличила бы свою активацию, чтобы подготовить мускулатуру, которая сработает, если ей, наконец, придется атаковать злоумышленника.
Основная функция эндокринного компонента — усиливать действие вегетативной нервной системы, выделяя гормоны, которые увеличивают или уменьшают активацию этой системы в зависимости от ситуации. Среди других гормонов часто выделяются катехоламины, такие как адреналин и норэпинефрин, и стероидные гормоны.
Признаки эмоционального человека
Эмоциональный индивид умеет распознавать и понимать мимику людей, использовать это понимание для управления поведением, отношениями. Он переживает события интенсивней, хотя психика отличается лабильностью. Сильные эмоции легче определить. Это свойство помогает людям эффективнее общаться.
Эмоционального человека можно определить по базовым знакам:
- способности мыслить не поверхностно;
- эмоциональной зрелости;
- вниманию к деталям, частой самопроверке;
- высокому интеллектуальному развитию;
- необходимости во времени для принятия решений;
- сильной реакции на неудачные решения, события;
- умению работать в команде;
- стрессоустойчивости;
- эмпатии, привязанности к близким;
- хорошим манерам, высокому уровню социализированности.
Примечания[ | ]
- ↑ 12Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 688 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-691-00552-9, ISBN 5-691-00553-7.
- Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд = Pavlov and Freud. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. — 606 с.
- Виноградова О. С. Гиппокамп и память. — Москва: Наука, 1975. — 334 с. .
- Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 1987. — 448 с. — 140 000 экз.
- ↑ 12Изард К. Э. Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 27. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9.
- Прибрам К. Х. Языки мозга = Languages of the Brain. — Москва: Прогресс, 1975. — 463 с. — 38 000 экз.
- Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. — Москва: Наука, 1991. — Т. 1. — 258 с. — (Избранные труды).
- Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнас. — Москва: Изд-во МГУ, 1984. — С. 173. — 288 с. — 87 000 экз.
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — С. 20.
- Александров Ю. И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка (рус.) // Первая Российская конференция по когнитивной науке : Тезисы докладов / Казань, 9-12 октября 2004 года. — Казань: КГУ, 2004. — С. 14—15.
Функции и теории
В человеческой жизни способность отвечает за выполнение нескольких функций:
- Определение значимости ситуации благодаря оценке силы раздражителя.
- Оценка действий как успешных или неудачных.
- Определение вероятного исхода событий, используя в качестве основы ощущения, предвосхищение.
- Выражение чувств при помощи телодвижений, мимики, жестикуляции, воспроизведения звуков.
- Побуждение для начала действия, которое призвано удовлетворить желания.
Чтобы выбрать количество информации, которое индивид может обработать из постоянного потока данных, мозг использует инструмент, называемый «нарушением структуры». Любое отклонение от привычных сенсорных моделей вызывает биологическую реакцию, которая и является эмоцией.
Резкие изменения в привычных состояниях (боль, удовольствие, голод, жажда, температура тела, частота дыхания) вызывают эмоциональные проявления. Люди более чувствительны к изменениям звука и аромата, чем к визуальным образам. Более интенсивно индивид реагирует на звуки.
Эмоции вызывают серьезные изменения во всем теле, особенно, в мышечном тонусе, энергетическом уровне, гормональном фоне, тоне голоса, выражении лица. Они обладают огромной способностью усиливать, искажать или полностью нарушать другие психические процессы. Например, сильный интерес может привести к обильному потоку мыслей и идей, а стыд делает невозможным сосредоточение.
По мнению ученых, изучающих анатомию, эмоции берут свое начало в примитивной лимбической системе. Дискретные (ситуативные) эмоциональные проявления эволюционно возникли раньше.
Хотя мозг меняется на протяжении жизни, лимбическая система почти полностью развивается на структурном уровне к 3 годам. По мере взросления эмоциональная реакция на изменения расширяется, появляется мышление.
Советский психолог Л. В. Выготский писал, что по мере взросления ребенка эмоции не подавляются, а, наоборот, расширяют свой спектр. Изменения в мышлении, воображении вызывают эмоциональный отклик. Медленно развивающиеся мыслительные паттерны позволяют детям выстраивать представление о мире, религии и отношение к нему.
Традиции стран
Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.
В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.
История
В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Уильяма Джеймса «Что такое эмоция». В статье он говорит: «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечёт за собой известное телесное проявление. Согласно моей теории, наоборот, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время как оно совершается и есть эмоция». Сравнивая эмоции и инстинкты, он пришёл к выводу, что эмоции — это стремление организма чувствовать, а инстинкты — это побуждение к действию при наличии раздражающего фактора.
Врач Карл Ланге разработал аналогичную идею независимо от Уильяма Джеймса в 1885 году. Обе теории определяют, что эмоции являются следствием физиологических изменений, вызванных раздражителем, но сосредоточены на различных аспектах эмоций. Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоциями, он был больше сосредоточен на осознании эмоций и их переживаниях. Например, человек грустит, потому что плачет, испытывает гнев, потому что дрожит, а не наоборот. Карл Ланге переосмыслил теорию Джеймса. Он связывает эмоции с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов и трактует их как субъективные образования, возникающие в результате нервного возбуждения. Тем не менее, оба согласились, что если исключить физиологические ощущения, то не будет никакого эмоционального опыта.
Согласно этой теории, у человека есть возможность управлять своими внутренними чувствами и эмоциями. Совершая физические действия, характерные той или иной эмоции, человек начнёт это ощущать и чувствовать.
Понятие и суть
Эмоции позволяют показать, какие переживания тревожат индивида. Они генерируются подсознательно и представляют собой автономные телесные реакции на внешние раздражители или внутренние ощущения. В этом их отличие от чувств, которые, как говорит словарь, являются субъективными переживаниями и движимы сознательными размышлениями.
Могут возникнуть эмоции без чувств, но не наоборот. Основываясь на них, индивид создает вторичные эмоции (их насчитывается более 25), из которых 10 являются базовыми по К. Изарду. Недавнее исследование Университета Глазго показало, что существует только четыре основных выражений лица.
Другие исследователи используют два устоявшихся ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций — возбуждение (противопоставляя его спокойствию) и валентность (положительные реакции против негативных).
Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реагирования на раздражители. Оно возникает при работе сознания, фокусировании внимания и информационной обработке.
Основываясь только на измерении возбуждения, невозможно определить качество эмоционального состояния. Многое зависит от вида явлений, которые индивид оценивает — поведение окружающих, события, явления, предметы.
Разминка для лица
Многие актеры начинают свои репетиции с разминки лицевых мышц, чтобы из них было проще «лепить» нужные эмоции. Делать это можно самостоятельно перед зеркалом или в составе театральной группы. Внимательно глядя в зеркало, нужно найти подвижные участки: брови, лоб, глаза, губы, щеки, язык, нос. По очереди следует совершать гимнастику, то есть двигать ими. Например, приподнять левую бровь, а затем правую или выполнить несколько движений глазами и губами. Пятиминутной разминки достаточно, чтобы ощутить подвижность лица. Те, кто хорошо размяли губы и язык, отмечают, что говорить им стало проще.
Значение в разных сферах жизни
Кендра Черри, эксперт по психологии, обозначила смысл эмоциональной сферы для человека, основываясь на целях эмоциональных проявлений. Они помогают:
- действовать;
- выживать — сражаться или избегать опасности;
- принимать решения;
- производить впечатление;
- понимать других.
С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга, модулирующиеся автономно (например, ствол мозга). Влияние эмоций на поведение человека намного больше по сравнению с познанием и способностью рационально принимать решения.
Эмоциональные проявления окружающих влияют на индивида благодаря информации, которую они передают.
Когда человек воспринимает чье-то выражение лица, оно отражает страх или обеспокоенность, он начинает искать потенциальную угрозу.
Человек чувствует себя комфортно, когда видит улыбки других. Эмоциональные стимулы влияют на мимику, познание окружающего мира, общение, поведение людей.
Эмоциональные проявления могут быть стеническими и астеническими. Первые повышают активность человека, позволяют добиваться больших успехов в деятельности.
Фундаментальные эмоции
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства
Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
История изучения и исследователи
Эмоциональность зависит от темперамента, личности, настроения, мотивации. П. В. Симонов считал, что через эмоции люди переживают свое отношение к окружающей действительности.
Способность изучается давно и единство мнений до сих пор не достигнуто. Основные теории можно поделить на три классификации:
- В физиологических главную роль играют телесные реакции.
- Неврологические говорят, что эмоциональные реакции вызваны мозговой деятельностью.
- Когнитивные утверждают, что рефлексии играют важную роль в образовании отклика на событие.
Эволюционная теория
Автор теории эволюции Чарльз Дарвин сделал допущение, что эмоции первоначально имели адаптивную функцию и помогали спасаться от хищников, продолжать род. Ощущение, которое называют любовью и привязанностью, подталкивает искать партнеров. Из чувства страха первобытные люди либо сражались, убегали от источника опасности.
Эмоции существуют, поскольку побуждают людей мгновенно откликаться на раздражители, что повышает их шансы на массовое выживание.
Теория Джеймса-Ланге
Самый яркий пример физиологической теории принадлежит психологу Джеймсу и физиологу Ланге. Она предполагает возникновение эмоций в результате физиологических реакций на события.
Физиологическая реакция провоцируется внешними стимулами. Эмоциональная зависит от интерпретации физических реакций.
Например, если человек гуляет по лесу и видит медведя, он начинает дрожать, его сердце учащенно бьется. Теория Джеймса-Ланге предлагает, что по этим физическим реакциям будет сделан вывод об испуге (верным признается высказывание: «Я дрожу. Поэтому я боюсь»).
Согласно этой теории, индивид дрожит не потому, что напуган, а чувствует испуг, поскольку дрожит.
Труд Ланге называется периферической теорией.
Теория Кэннона-Барда
Кэннон выдвигал другую физиологическую теорию. Психолог поставил под сомнение выводы Джеймса и Ланге. По его мнению, человек может испытывать физиологические реакции, имеющие отношение к эмоциям, которых он при этом не чувствует. Например, сердцебиение может быть учащенным из-за активных занятий спортом, а не из-за страха перед опасностью.
Кэнноном выдвинуто предположение о невозможности происхождения эмоциональных реакций от физических состояний. Сталкиваясь с угрозой, человек будет ощущать страх до появления физических признаков.
Кэннон познакомил научный мир со своей теорией в 1920 году. Десятилетием позже физиолог Филипп Бард ее расширил. Согласно теории Кэннона-Барда, человек одновременно чувствует эмоции и находится под воздействием физиологических реакций. Проявлениями последних может быть повышенное потоотделение, дрожание рук или всего тела, напряжение мускулатуры.
Теория Кэннона и Барда сводится к одновременному переживанию чувств на физиологическом, психологическом уровне.
Теория Шахтера-Зингера
Известным примером когнитивных теорий выступает двухфакторная психофизиологическая теория. По ней возбуждение приводит к рефлексии, когда люди стремятся определить причину возбуждения, чтобы пережить эмоцию. Физиологический ответ возникает из стимула, а за ним следует реакция организма.
Автором стали Шахтера и Зингер. В основу их предположения легли теории Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда. Двухфакторная теория выдвигает предположения, что выводы людей о происходящем основаны на физиологических реакциях.
Критическим фактом является ситуация и когнитивная интерпретация, которую люди используют для обозначения чувств.
Одна и та же физиологическая реакция способна спровоцировать разные проявления
Студент, чье сердцебиение учащается во время важного экзамена, вероятно, чувствует беспокойство. А грибник, встретившийся в лесу лицом к лицу с медведем, интерпретирует учащенное сердцебиение как испуг
Теория когнитивной оценки
Оценочные теории предполагают, что мышление первично. Ричард Лазарь первым стал публиковать работы в этой области.
Цепочка событий начинается со стимула, затем следует мышление, приводящее к переживанию физиологического ответа. Встретив медведя в лесу, грибник способен тут же наделить ситуацию определенными характеристиками и прийти к выводу, что он в опасности. В результате страх порождает физические реакции. Увидев цветок, индивид испытает радость. Это представление имеет психоаналитический характер.
Теория об обратной связи
Теория строится на том, что мимика людей является обратной связью, выражающей переживаемые чувства. Чарльз Дарвин и Уильям Джеймс пришли к выводу о влиянии физиологических реакций на внешние проявления. Эмоции вызывают изменение лицевых мышц.