Когнитивные теории эмоций
Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.
Выводы
В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:
- может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
- может являться результатом мышления и психической реакции;
- в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.
Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос
Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект»
Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.
Функциональная система анатомия. Функциональные системы организма
Еще
в 30-е годы ученик И.П. Павлова – Петр
Кузьмич Анохин, в последующим академик
АН СССР – поставил вопрос: каким образом
живой организм как совокупность отдельных
органов и систем выполняет свои задачи?
Каким образом он достигает положительных
для организма целей? П.К. Анохин
предложил свою концепцию для объяснения
проблем управления. Она получила название теория
функциональных систем (ФУС). В последующие годы теория была развита
и в настоящее время является одной из
ведущих теорий, объясняющей принцип
нервной регуляции, принципы управления
в живых системах.
ФУС
– это динамическая
организация деятельность которой направлена на
совершение какого-либо конечного
полезного приспособительного результата
(КППР) .
Функциональных систем в организме
много, каждая из которых отвечает за
какой-то полезный результат. Например,
ФУС, обеспечивающая постоянство газов
крови, отвечает за оптимальное содержание
кислорода и углекислого газа в крови.
Теория
функциональных систем предполагает,
что в организме имеется управляющее
устройство, которое управляет многими
органами, входящими в данную ФУС и
работающее ради получения положительного
приспособительного результата. Каждая
ФУС создается ради получения положительного
для организма результата. Таким образом,
по П.К. Анохину, результат действия –
это системообразующий
фактор ,
именно результат образует систему.
Любая ФУС по мнению
П.К. Анохина состоит из следующих
компонентов: 1) конечный полезный
приспособительный результат – это
ведущее звено ФУС, так как от степени
отклонения конечного результата зависит
формирование ФУС. Любой КППР (артериальное
давление, температура тела, газы крови
и т. д.) находится в организме на каком-то
оптимальном уровне. При отклонении КППР
от оптимального уровня (в сторону
увеличения или уменьшения), начинает
формироваться ФУС работа которого
направлена на возвращение КППР к
оптимальному уровню; 2) специфические
рецепторы – для каждого КППР имеются
специфические рецепторы, которые
начинают возбуждаться при отклонении
КППР от оптимального уровня. Заметим,
что в рефлекторной дуге первым звеном
является рецептор, а последним –
результат; 3) афферентный путь по
которому идут сигналы в ЦНС, свидетельствующие
об отклонении КППР от оптимального
уровня. Различают афферентный нервный путь (от специфических рецепторов к
ЦНС) и гуморальный афферентный путь (непосредственное изменение КППР
воздействует на ЦНС током крови); 4) ЦНС (по П.К. Анохину «центральная архитектура»),
который, в свою очередь, состоит из
определенных звеньев они будут рассмотрены
несколько ниже. Здесь отметим, что ЦНС
включает несколько уровней: а) низший
уровень, расположенный в спинном мозгу;
б) нервные центры, расположенные в
области продолговатого или среднего
мозга; в) высший уровень, расположенный
в коре больших полушарий; 5) эффекторы
(рабочие органы) . Заметим, что в ФУС,
в отличии от рефлекторной дуги, несколько
эффекторов. Количество эффекторов в
ФУС зависит от степени отклонения КППР
от оптимального уровня и постоянно
изменяется (в связи с этим ФУС – это
динамическая организация , так как
количество эффекторов в ней постоянно
меняется); 6) поведение – это внешнее
звено ФУС. Это звено включается в работу
после того, как все эффекторы, входящие
в данную ФУС, задействованы, но КППР не
возвращается к оптимальному уровню.
Таким образом, внешнее звено ФУС начинает
функционировать после исчерпания
внутренних резервов организма. Первый
признак исчерпания внутренних резервов
– это появление отрицательных эмоций .
С этого момента начинает включаться в
работу ФУС высший уровень ЦНС – кора
больших полушарий , возникает система
осознанных двигательных актов, которая
проявляется в том или ином поведении.
При этом поведение направлено на
удовлетворение внутренней потребности
организма , то есть поведение должно
быть таким, чтобы вернуть КППР к
оптимальному уровню.
Формулы эмоций
Формула Симонова
Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Э = f (П (Ис-Ин))
где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ис-Ин) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.
Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы.
Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией.
Формула К. В. Анохина
В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетворению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.
Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
Список использованной литературы
- Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви / А.Ю. Афанасьев. – М.: Известия, 2013.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека./ В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас. – М.: Психология эмоций. Тексты, 1984.
- Вундт В. Очерки психологии. — М., 1912.
- Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. — 1970. — № 6.
- Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001
- Джеймс У. Психология / У. Джемс — М.: Наука, 1991
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин.- Питер.: 2001.
- Рубинштейн С. Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957.
- Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. — М., 1946 (переиздание — СПб.: Питер, 1999).
- Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь /П. Экман – СПб.:Питер, 2012.
- Лекции (видео) по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова.
Описание и методы изучения
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено
В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным (связанным с выживанием) эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции.
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.
К методам изучения эмоций относятся:
- Исследования на нейрофизиологическом уровне
- Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных)
- Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)
- Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)
- Изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной.
- Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.
- Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений).
- Узнавание эмоциональных выражений
- Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».
Характеристики
Валентность (тон)
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Интенсивность
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге — «мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим»), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.
Функциональная система в психологии. Теория функциональных систем
Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения ; создана П. К. Анохиным .
«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».
Выделяются два типа функциональных систем:
Стадии поведенческого акта:
- Любое возбуждение в центральной нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:
- На этом этапе идёт сравнение реально выполняемого действия с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.
Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции , влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущие эмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели). Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.
В целом поведенческий акт характеризуется целенаправленностью и активной ролью субъекта.
Список литературы Динамическая теория эмоций и системная организация поведения
- Анохин П. К. Эмоции. БМЭ, 2-е изд., 1963; 35, с. 339-358.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 547 с.
- Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности. Ленинская теория отражения и современность/Под ред. Т. Павлова. 1969. София. Раздел 1. Глава 3. с. 109
- Анохин П.К. Теория функциональной системы. Успехи физиологических наук. 1974; 5 (2): 5-92.
- Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ/ Отв. ред. В. А. Труфакин. Новосибирск, 2000. 119 с.
- Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. 151 с.
- Бехтерева Н.П. Per aspera… Жизнь. Наука о мозге человека. Л.: Наука. 1990. 145 с.
- Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. 1980. М.: Наука. 181 с.
- Дарвин Ч. Выражение душевных волнений. 1896. СПб
- Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб. Питер, 2001. 384 с.
- Иваницкий А. М. Главная загадка природы: как на основе процессов мозга возникают субъективные переживания. Психологический журнал. 1999; 20 (3): 93-104.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1975. 304.
- Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела. Вопросы философии, 2001, № 8.
- Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Полное собрание сочинений. М.-Л.: АН СССР. 1951.
- Поппер К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. Пер. с англ. И. В. Журавлева. М., 2008. 256 с.
- Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М. 1970
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 215 с. 19. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука. 1987.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина,1981. 229 с.
- Судаков К.В. Системные механизмы психической деятельности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010; 110 (2): 4-14.
- Судаков С.К. Механизмы «виртуального» подкрепления и действие психоактивных веществ. Вопросы наркологии. 2017; 2-3: 109-116.
- Юматов Е.А. Экспериментальные модели конфликтных ситуаций с регистрацией пульса и артериального давления. Журн. высш. нервн. деятел. им. И. П. Павлова. 1980; 30 (4): 860-864.
- Юматов Е.А. Динамическая организация эмоций и эмоциональный стресс. Труды 6-ых Симоновских чтений. М. Русский врач, 2009 с. 13-46.
- Юматов Е.А. Психическая деятельность мозга -«ключ» к познанию. ЭПНИ Вестник Международной академии наук. Русская секция (Электронный ресурс), 2013; 1: 35-45. Режим доступа: http://www.heraldrsias.ru/online/2013/1/269/
- Юматов Е.А. Методология изучения сознания в современной психофизиологии. «150 лет «Рефлексам головного мозга». М. Интелл. 2014. 152 с.
- Юматов Е.А. Глазачев О.С., Быкова Е.В., Дудник Е.Н., Потапова О.В., Пер цов С.С. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов/Под ред. Е.А. Юматова. М. ИТРК, 2017. 200 с.
- Юматов Е. А. Системная организация психической деятельности мозга во сне и в бодрствовании. Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2017; 1: 21-28.
- Юматов Е.А. Динамическая теория эмоций. Материалы ХХIII Юбилейного Съезда Физиологического Общества им. И. П. Павлова. Воронеж, 2017: 1137-1139.
- Damasio A. The Feeling of What Happens: Body and Emotion: the Making of Cosciousness. N.Y. Harcourt Brace, 2000. 386 p.
- Edelman G.M., Tononi G. Consciousness. How matter becomes imagination. London. Pinguin Books. 2000. 274 p.
- Koch C. Neurobiology of Consciousness, MIT Press, 2005
- Sperry R.W. Neurology and the mind-brain problem. Am. Sci. 1952; 40: 291-312
- Yumatov E.A. To the theory of the systemic organization of the brain psychic activity. Current Neurobiology. 2017; 8 (2): 40-50.
- Yumatov E.A. The molecularly fielding psychophysical nature of the brain mental activity. J. Neuroscience and Medicine. 2019; 10 (2): 55-74.
Границы понятия
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации.И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение).П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором. Однако, другие исследователи — П. Т. Янг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Янгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность.
Информационная теория эмоций Симонова
Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.
Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.
Из предложенной Симоновым формулы следует, что:
- эмоция возникает только при наличии потребности;
- если есть потребность и достаточное количество информации имеет смысл говорить о возникновении эмоции;
- при дефиците информации или полном ее отсутствии возникают отрицательные эмоции, а при достатке или избытке (когда исходных сведений столько же или больше необходимого) – положительные.
Эмоции появились в процессе эволюции
Такое предположение выдвинул Чарльз Дарвин. Его теория является первой научно обоснованной. В 1872 году Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он показывает эволюционный путь развития эмоций и объясняет происхождение физиологических проявлений эмоциональных состояний. Он утверждает, что есть полезные эмоции, а есть те, что представляют собой остаточные явления от различных реакций, которые у человека рождаются в борьбе за существование. Многие современные теории эмоций в психологии также связывают происхождение проявлений психики с эволюционным процессом.