Доклад «развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды образовательной деятельности»

История

Прошлые и текущие исследования направлены на дальнейшее понимание того, как и почему социальная компетентность важна для здорового социального развития. Изучение социальной компетентности началось в начале 20 века. Примечательным открытием стало то, что социальная компетентность была связана с будущим. душевное здоровье, тем самым стимулируя исследования того, как дети взаимодействуют со своими сверстниками и действуют в социальных ситуациях. По мере развития исследований были разработаны различные определения и методы измерения, соответствующие этим новым открытиям.

В 1930-х годах исследователи начали исследования группы сверстников и как характеристики детей повлияли на их положение в этих группах сверстников. В 1950-х и 1960-х годах исследования установили, что социальная компетентность детей связана с будущим психическим здоровьем (например, неадекватными результатами во взрослом возрасте), а также с проблемами в школе

С этого момента исследования социальной компетентности значительно расширились, так как все большее количество доказательств демонстрирует важность социальных взаимодействий

В середине века исследователи начали рассматривать социальную компетентность с точки зрения решение проблем навыки и стратегии в социальных ситуациях. Социальная компетентность теперь концептуализировалась с точки зрения эффективного социального функционирования и обработка информации. В 1970-х и 1980-х годах исследования начали сосредотачиваться на влиянии поведения детей на отношения, которые повлияли на изучение эффективности обучения детей социальным навыкам с учетом возраста, пола и контекста.

Пытаясь определить, почему некоторые дети не проявляют социальных навыков в некоторых взаимодействиях, многие исследователи разработали модели обработки социальной информации, чтобы объяснить, что происходит в социальном взаимодействии. Эти модели сконцентрированы на факторах взаимодействия, таких как поведение, то, как люди воспринимают и судят друг друга, и как они обрабатывают социальные сигналы. Они также сосредотачиваются на том, как люди выбирают социальные цели, решают, как лучше всего реагировать на ситуацию и применяют выбранный ответ. Подобные исследования часто изучали взаимосвязь между социальное познание и социальная компетентность.

Выдающимся исследователем социальной компетентности в середине 1980-х был Фрэнк Грешем. Он выделил три поддомена социальной компетентности: адаптивное поведение, социальные навыки и принятие сверстников (принятие сверстников часто используется для оценки социальной компетентности). Исследования того времени часто были сосредоточены на детях, которые не проявляли социальных навыков в попытках выявить и помочь этим детям, которые потенциально подвергались риску долгосрочных негативных результатов из-за плохого социального взаимодействия. Грешем предположил, что у этих детей может быть один из четырех дефицитов: дефицит навыков, при котором дети не обладают знаниями или когнитивными способностями для выполнения определенного поведения, дефицит производительности, дефицит навыков самоконтроля и дефицит производительности самоконтроля, в какие дети обладали чрезмерной тревожностью или импульсивностью, которая мешала надлежащему исполнению поведения или навыков, которые они знали и понимали.

Несмотря на все разработки и изменения в концептуальном понимании социальной компетентности на протяжении 20-го века, в 1980-е годы все еще не было общего согласия по поводу определения и измерения социальной компетентности. Определения 1980-х были менее двусмысленными, чем предыдущие определения, но они часто не признавали возраст, ситуацию и специфику навыков, заложенную в сложной конструкции социальной компетентности.

Этика общения в формировании коммуникативной компетенции

Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. В начальной школе учащиеся заметно отличаются друг от друга по манерам. Конечно, это связано с воспитанием детей родителями. Надеясь, что плохое поведение изменит учеба в школе, родственники продолжают делать ошибки. Они не учат основному: этике общения. В школе с невоспитанными детьми учителям тяжело справляться, такие ученики заметно отстают в развитии от других школьников. Следовательно, такие выпускники с трудом будут адаптироваться к взрослой жизни, ведь они совершенно не умеют правильно вести себя в обществе и строить личные и профессиональные связи.

От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения. Еще с раннего детства следует задуматься о правильном воспитании своих чад, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным и имел активную жизненную позицию. Поэтому все компоненты коммуникативной компетенции должны учитываться родителями, родственниками, воспитателями и педагогами при обучении школьников и времяпрепровождении с ним.

Ожидаемые результаты

Правильно построенная работа по формированию социальных компетенций должна привести к пониманию детьми сути понятий «тренинг», «друг», «дружба», «эмоции», «чувства», «ощущения», «ценности», «команда».

У каждого ребенка должны быть развиты умения и навыки:

  1. В сфере самопознания – понимание и принятие своих ощущений, чувств, оценка своего состояния и состояния собеседника по внешним признакам, использование невербальных и вербальных коммуникативных средств.
  2. В сфере межличностного взаимодействия – способность преодолевать барьеры и стереотипы при общении.

Одним из ключевых условий эффективного саморазвития и самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса является психологический комфорт в учебном заведении.

Структурные элементы

Компонентами социальной компетенции являются:

Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов

Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям. Индивидуальные характеристики. О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе

Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение

О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе. Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.

Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:

  • Знаний о себе и социальной действительности.
  • Сложных навыков и умений.
  • Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия. Вот почему нередко приходится говорить об элементарном уважении в интернет-журнале psytheater.com.

Современные люди не умеют общаться друг с другом. Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких. Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера. Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение

Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним. Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов». Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников. Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением. Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады. Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить. Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить с чувством собственного достоинства – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека. Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

перейти наверх

Коммуникативная компетентность педагога

Под коммуникативной компетентностью педагога подразумевается умение учителя понимать речь своего ученика, а также тактично и четко выражать свои мысли так, чтобы ученик их понимал

Также важно обучать моделям общения своего ученика, который не обладает обширными познаниями о различных ситуациях и несхожести людей, с которыми ему придется общаться

Коммуникативная компетентность человека включает:

  1. Профессионально-мотивационный компонент – когда педагог настроен развивать свои навыки, чтобы быть профессионалом своего дела.
  2. Когнитивный компонент – это знания педагога.
  3. Операционный – навыки передачи речи, которыми обладает педагог.
  4. Позиционно-ценностный – заинтересованность педагога в своей деятельности.

Важное значение играют отношения, которые складываются между педагогом и учеником. Следует понимать, что наибольшую расположенность к общению дети занимают, когда у них складываются доброжелательные и доверительные отношения с учителями

Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога.

В процессе обучения себя и своих учеников коммуникативной компетентности следует поощрять творческий подход. Ведь речь хоть и обладает определенной структурой и правилами, однако позволяет свободу в выражении и ее использовании.

Как педагог формирует свою профессиональную компетентность?

  • Первую роль здесь играют навыки, которыми уже педагог обладает. Чему его обучали и затачивали те люди, которые были его учителями?
  • Профессиональное обучение, которое включает не только получение педагогических навыков, но и манеру общения с учащимися.
  • Эмпатия – способность воспринимать и понимать чувства окружающих, отмечая мотивы поведения.
  • Прохождение практики непосредственно при общении с детьми, когда педагог корректирует свои знания и навыки, полученные во время учебы.
  • Повышение квалификации и самообучение.

перейти

Понятие «коммуникативная компетентность дошкольников»

В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и другие.

В понятие «компетентность» вкладывают разные смыслы. Этимологически это слово связано с термином «компетенция».

Согласно толковому словарю Д.И. Ушакова компетентность и компетенция – это два отличных друг от друга термина. Компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.

А компетенция – это круг вопросов, внутри которого у индивидуума есть определенные знания и опыт, а также авторитетностью.

Как российская педагогика, так и зарубежная воспринимает отношения людей с другими людьми как «коммуникативную компетентность».

Впервые это понятие применялось в направлении социальной психологии. Здесь его рассматривали как способность создавать и удерживать контакты с другими людьми на основе имеющихся знаний и навыков.

Русские толковые словари воспринимают «компетентность» как самодостаточную единицу языка и определяют ее как уровень овладения той или иной областью знаний. Новый энциклопедический словарь представляет данное понятие, как опыт и знание, имеющиеся у человека в определенной области. Г.М. Бушуева рассматривает коммуникативную компетентность немного с другой стороны. Она употребляет этот термин в значении совокупности имеющихся у человека умений и навыков, которые позволяют ему поддерживать эффективное общение с другими людьми.

Рассмотрим также трактовки и других ученых. О.В. Дзюба пишет о том, что коммуникативная компетентность – это в первую очередь ситуативная адаптивность человека, а также его свободное владение такими инструментами социального взаимодействия как невербальные (неречевые) и вербальные (речевые) средства.

Ученый также говорит о том, что можно выделить меру компетенции в коммуникациях – это то, насколько успешен задуманный человеком акт влияния и средства, которые он использует для того, чтобы производить на других впечатление.

С.А. Игнатьева также дает свою оценку этому понятию. Он пишет о том, что это система имеющихся у человека внутренних ресурсов, которые он задействует для установления коммуникаций с людьми, участвующими с ним в межличностном взаимодействии.

К.П. Зайцева, описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков.

Способствующие факторы

Темперамент

Темперамент представляет собой конструкцию, описывающую биологическую реакцию человека на окружающую среду. Такие проблемы, как успокаиваемость, ритмичность, общительность, и возбуждение составляют эту конструкцию. Чаще всего общительность способствует развитию социальной компетентности.

Вложение

Социальный опыт основан на отношениях между родителями и детьми и важен для последующего развития социальных навыков и поведения. Привязанность младенца к опекуну важна для развития последующих социальных навыков и поведения. которые развивают социальную компетентность. Привязанность помогает младенцу понять, что мир предсказуем и заслуживает доверия или, в других случаях, капризен и жесток. Эйнсворт описывает четыре типа стилей привязанности в младенчестве, включая безопасный, тревожно-избегающийтревожно-стойкие и дезорганизованные / дезориентированные. Фундамент привязанности позволяет ребенку уйти от матери, чтобы попробовать новый опыт и новые взаимодействия. Дети с безопасным стилем привязанности, как правило, демонстрируют более высокий уровень социальной компетентности по сравнению с детьми с небезопасной привязанностью, включая тревожно-избегающие, тревожно-устойчивые и дезорганизованные / дезориентированные.

Стиль воспитания

Родители являются основным источником социального и эмоционального развития в младенчестве, раннем и среднем / позднем детстве. Практика социализации родителей влияет на то, разовьет ли их ребенок социальную компетентность. Стиль воспитания включает два важных элемента воспитания: родительскую теплоту / отзывчивость и родительский контроль / требовательность. Отзывчивость родителей (теплота или поддержка) относится к «степени, в которой родители намеренно способствуют развитию индивидуальности, саморегуляции и самоутверждения, настраиваясь, поддерживая и уступая особым потребностям и требованиям детей». Родительская требовательность (поведенческий контроль) относится к «требованиям родителей к детям интегрироваться в семью посредством их требований зрелости, надзора, дисциплинарных усилий и готовности противостоять непослушному ребенку». Распределение родителей по категориям в зависимости от того, являются ли они высокими или низкими в отношении родительской требовательности и отзывчивости, создает типологию из четырех стили воспитания: снисходительный/снисходительный, авторитарный, авторитетный, и в различных/ неучастный. Каждый из этих стилей воспитания отражает шаблоны родительских ценностей, обычаев и поведения. и четкий баланс отзывчивости и требовательности.

Стиль воспитания способствует благополучию ребенка в сферах социальной компетентности, успеваемости, психосоциального развития и проблемного поведения. Исследования, основанные на интервью с родителями, отчетах детей и наблюдениях родителей, неизменно показывают, что:

  • Дети и подростки, чьи родители являются авторитетными, оценивают самих себя и оцениваются по объективным критериям как более компетентные в социальном и инструментальном отношении, чем те, чьи родители не авторитетны.
  • Дети и подростки, чьи родители не вовлечены в процесс, работают хуже всего во всех сферах.

Другие факторы, влияющие на социальную компетентность, включают отношения с учителями, группы сверстников, район и сообщество.

Анализ результатов экспериментальной работы

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена итоговая диагностика. Использовались те же методики, что и на контрольном этапе.

Основной задачей формирующего этапа исследования была проверка влияния выделенных организационно-педагогических условий на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста и результат — их социализированное .

На заключительном этапе исследования мы выделили основные задачи:

1. Проведение итогового среза

2. Обработка, анализ и систематизация результатов формирующего этапа исследования;

3. Выявление динамики изменений;

4. Сопоставление результатов начального и итогово этапов эксперимента;

5. Формулирование выводов исследования.

На данном этапе работы был проведен итоговый срез во всех группах по всем критериям. В таблицах 21, 22, 23, 24, 25 и на соответствующих диаграмма приведены полученные результаты.

Для количественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования данные, полученные в ходе опытно-поисковой работы, были подвергнуты обработке методами математической статистики.

Из возможных критериев оценивания достоверности выдвинутой гипотезы был выбран критерий Стьюдента, применяемый для сравнения двух средних значений (для разных групп детей) при неизвестных дисперсиях выборки.

Использование статистического критерия Стьюдента позволяет ответить на вопрос, имеются ли различия в уровне сформированности показателей в опытных группах детей.

Критерий Стьюдента вычисляется по формуле: \х-7\ = -!=—Т где V П\ «2 X — значение среднего балла первой группы детей; Y — значение среднего балла второй группы детей; S] — среднеквадратичное отклонение по первой группе; »%— среднеквадратичное отклонение по второй группе; п\ — количество детей в первой группе; п2 — количество детей во второй группе. Нулевая гипотеза Н0 — отсутствие достоверных отличий промежуточных и конечных результатов сформированности показателей между опытными группами детей.

Альтернативная гипотеза Нь соответственно, — наличие достоверных отличий промежуточных и конечных результатов сформированности показателей между опытными группами детей. Повышение уровня сформированности социально значимых качеств могло произойти либо в следствии случайных факторов, либо под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Если различие в уровнях детей опытных групп существенно, t набл t Крит ( t крит — табличная величина), то, согласно критерию Стьюдента, оно не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности. В этом случае нулевая гипотеза Н0 отвергается и истинной считается альтернативная гипотеза Нь

Результаты статистической проверки достоверности гипотез для уровней значимости а=0,05 и а=0,025 приведены в таблице 26.

На основании данных, представленных в таблице, мы сделали вывод о принятии альтернативной гипотезы по окончании формирующего этапа экспериментальной работы, что доказывает статистическую значимость различий, наблюдаемых в опытных группах.

По представленным результатам можно судить о динамике происходящих в ходе эксперимента изменениях и об уровне сформированности выбранных нами в качестве критериев социально значимых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Так в опытных группах ЭГ1 и ЭГ2, реализующих опробуемую нами структурно-функциональную модель формирования социальной компетентности, резко возросло число детей, находящихся на среднем и высоком уровнях. В то время как в группах, не реализующих модель, произошли незначительные изменения.

Чтобы получить обобщенный результат, по которому мы смогли бы судить о сформированности социальной компетентности детей, мы определили, сколько детей показали высокие результаты по всем или большинству критериев, сколько — средние и низкие. Затем провели сравнение с суммарным результатом, показанным детьми на начальном этапе эксперимента. Полученные данные приводятся в таблице 27 и показаны на рисунке 12.

Подходы и теории

Подходы со стороны коллег / статусов

Эти подходы определяют социальную компетентность на основе того, как популярный один со своими сверстниками. Чем больше нравится человек, тем он более социально компетентен.

Подходы к социальным навыкам

Эти подходы используют поведение в качестве ориентира. Поведения, демонстрирующие социальные навыки, собираются и вместе идентифицируются как социальная компетентность.

Подходы к отношениям

Согласно этим подходам социальная компетентность оценивается по качеству отношения и умение строить отношения. Компетентность зависит от навыков обоих участников отношений; ребенок может выглядеть более социально компетентным, если общается с социально квалифицированным партнером. Комментаторы некоторых онлайн incel общины выступают за государственные программы, в рамках которых социально неуклюжие мужчины получают помощь или женщин поощряют ходить с ними на свидания.

Функциональные подходы

Функциональный подход зависит от контекста и касается определения социальных целей и задач. Этот подход также фокусируется на результатах социального поведения и процессах, ведущих к этим результатам. Здесь важны модели обработки информации социальных навыков, основанные на идее, что социальная компетентность является результатом социально-когнитивных процессов.

Компетентностный подход

В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.

Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.

Социальная компетентность дошкольника

Социально-эмоциональное развитие дошкольника это своеобразная свойство личности, оказывающееся в оптимальном сочетании адекватного эмоционального реагирования на события, поступки, проявление социальных действий.

Для полноценного социального развития дошкольника необходимы обе формы приобретения опыта: организованное социальное научение (воспитание и обучение как целенаправленное воздействие взрослого на ребенка) и практика социального взаимодействия.

Важной задачей психологии воспитания и обучения встает поиск оптимальных форм сочетания обоих видов социальной практики, как результат сочетания целенаправленного воспитания и обучения дошкольника с приемами самостоятельного усвоения закономерностей социального бытия: полноценная социальная развитость личности, социальная компетентность, социальная зрелость. Социальное развитие ребенка происходит на почве эмоций, которыми он связан с социумом

Эмоциональный и социальный аспекты развития находятся в постоянном взаимодействии и взаимообусловленности. Эмоции, которые испытывает дошкольник к другим людям, ориентируют его на социальное поведение

Социальное развитие ребенка происходит на почве эмоций, которыми он связан с социумом. Эмоциональный и социальный аспекты развития находятся в постоянном взаимодействии и взаимообусловленности. Эмоции, которые испытывает дошкольник к другим людям, ориентируют его на социальное поведение.

Проблема социализации, формирование жизненного опыта в дошкольном возрасте имеет большое значение

сейчас, когда мы вновь начали понимать, что каждый ребенок это неповторимая самобытная индивидуальная личность, очень важное место занимает изучение процессов, источников, механизмов социализации личности ребенка, то есть приобретения жизненного опыта, формирования социальной компетентности

Социальная компетентность определяет способность контактировать с социумом.

Компонентами социальной компетентности можно считать морально-этические качества и социальную адаптацию индивида.

По исследованиям В. Кузьменко, будущее ребенка в значительной степени зависит от того, как он сумеет адаптироваться к социальной среде. Поэтому существуют такие показатели социальной компетентности дошкольников: адаптация к новым условиям жизни, социализация, групповое взаимодействие, социальный статус, понимание другой точки зрения, регуляция совместной деятельности, решение общих вопросов.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Теоретические аспекты коммуникативной компетентности

И.А. Гришанова описывает свое видение этого вопроса. Он считает, что коммуникативную компетентность стоит рассматривать в двух аспектах.

  1. Первый аспект: это способность человека ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и чувственный опыт.
  2. Второй аспект: это способность человека адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, которая приходит благодаря тому, что он понимает сам себя и других людей, несмотря на постоянно меняющимся психологическим состояниям, условиям и взаимоотношениям.

Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности.

Коммуникативная компетентность – это база любой деятельности личности. Очень сложно переоценить роль, которую оказывает владение речью на человека.

Межличностные контакты в современном обществе и в деловой активности выдвигают к современному человеку требования к способности продуцировать множество различных высказываний, излагаемых как устно, так и письменно.

Современное развитие общества напрямую зависит от того, насколько эффективно обучают школьников письменному и устному изложению мыслей.

Типология сформированной социальной компетентности

  1. Гармоничный тип – поведение и деятельность дошкольников сбалансированы, согласованы. Дети отзывчивые, инициируют поддержку партнера, быстро ориентируются в новых условиях.
  2. Гиперсоциальный тип – активность ребенка более развита, чем его индивидуальность. У дошкольника очевидно преобладание стремления поступать так, как требуется, заботиться об интересах других.
  3. Демонстративный тип – активность детей в данном случае эгоистична, дети индивидуальны по-своему, самоуверенные, настойчивые, командуют, необщительные.
  4. Деструктивный тип – непослушание дошкольников, агрессивность в поведении, завистливость, недоброжелательность, нарушение дисциплины, не выполнение моральных обязанностей.

Как свидетельствуют данные , только один тип можно квалифицировать как собственно социально компетентную.

Представители других типов, которые составляют 80% от всей группы, характеризуются недостаточной зрелостью, а следовательно, и недостаточной компетентностью.

Комплексный подход в формировании коммуникативной компетенции

Как говорилось выше, для адаптации в обществе необходимо владеть различными навыками общения и знаниями. Для их формирования нужен комплексный подход к учащимся, в особенности к младшим школьникам, так как в их возрасте начинает складываться образ мышления и формируются принципы поведения.

Система для развития коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это знание языка, грамматики, стилистики, обогащенный словарный запас, широкий кругозор. Также это умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Комплексный подход должен применяться не только в стенах школы, но и дома, ведь ребенок там проводит немало времени

И родители, и учителя должны понимать всю важность владения коммуникативными навыками. От них зависит как личностный, так и профессиональный рост человека

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: