Мама — Баба-яга
Эта мама пытается добиться послушания ребенка, запугивая его требованиями, добиваясь послушания гневом и раздражением. Если маленький человек поступает по-своему, то чаще всего следует наказание, в том числе физическое.
Баба-яга грубо и безапелляционно разговаривает с детьми, только она знает, что и как делать, — поэтому она указывает, командует, понукает, принижает чувство их достоинства, не допускает самостоятельности детей. Она легко раздражается и выходит из себя. Может кричать и ругаться.
Мама приходит в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по ее мнению, опасностью ребенку, и «заражает» малыша своим состоянием напряженной тревоги и страха. Перекладывает груз своей напряженности на плечи неокрепшего еще человека — сына или дочери.
О чем важно помнить?
Учить детей уму-разуму, конечно, нужно. И объяснять, и руководить тоже. Но все хорошо в меру. Нет нужды в постоянном давлении на ребенка, контроле, запугивании, потому что рано или поздно начнется никому не нужное противоборство с его волевым началом, с формирующимся «Я».
Создайте жизнерадостную атмосферу в семье, чаще смейтесь, шутите, играйте с ребенком. Не подвергайте маленького человека непосильным переживаниям, пусть растет счастливым.
Мама-следователь
Мама-следователь очень энергична, эмоциональна, любопытна. Это женщина властная и знающая.
Завышенные требования, неумение оценить способности своего ребенка, дать ему право на ошибку могут привести к тому, что малыш сначала попробует говорить не все, скрывать или врать, лишь бы избежать упреков и наказаний. А потом могут появиться капризы, упрямство, невротичное поведение ребенка.
Источник фото: pixabay.com
О чем важно помнить?
Нельзя копить недовольство поведением своего ребенка, чтобы, выбрав время, лавиной выплеснуть все «материалы следствия» на сына или дочь.
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Если вдруг наступит момент, когда он не захочет выполнять ваши требования — «Не хочу! Не буду, и все!», — выясните причины такого поведения. Может быть, ребенка не устраивает не само требование, а ваш авторитарный, жесткий тон.
Правил и запретов нужно немного, но они должны быть постоянными и логичными.
И Самый главный совет. Если вы чувствуете, что не правы, что ваша воспитательная тактика напоминает позицию следователя, имейте мужество признаться в этом! Часто мама, боясь потерять авторитет в глазах своего ребенка, избегает признавать, что не права. Впрочем, можно не анализировать и не признавать своих ошибок в воспитании, только чего вы в таком случае добьетесь и что вас ждет?
Интересные факты
Картина Виктора Васнецова «Царевна Несмеяна»
- В начале 20 века художник Виктор Васнецов написал картину «Царевна Несмеяна», на которой изобразил очередные попытки вельмож развеселить госпожу. Скоморохи и шуты окружают царскую дочь, тоскливо глядящую поверх них в окно.
- Мотив сказки «Царевна Несмеяна» использован в пьесе Елизаветы Тараховской, по которой режиссер Александр Роу снял фильм «По щучьему веленью», вышедший на экраны в 1938 году. Актриса Софья Терентьева исполнила роль грустной девицы.
- Образ Несмеяны использовали сценаристы детского юмористического тележурнала «Ералаш», посвятив персонажу 16-й выпуск под названием «Царевна Несмеяна». Вера Ивлева воплотила сказочную героиню в кадре.
Дело было так
В два часа ночи молодой человек, проживающий на первом этаже многоэтажного дома, страдая от бессонницы, вышел на крыльцо покурить. И то, что он увидел, окончательно лишило его сна.
Прямо около подъезда стояла симпатичная фиолетовая коляска, а в ней спал маленький ребенок. Сергей (так звали молодого человека) решил, что родители малыша должны быть где-то рядом. Но во дворе было темно, так как последний фонарь разбили еще две недели назад. Молодой человек отошел от коляски, чтобы дым не попадал на ребенка. Он уже докурил сигарету, а никто из родителей малыша не появился. Сергей несколько раз громко позвал, но никто не ответил. Молодой человек еще раз заглянул в коляску и поинтересовался у спящего там человечка: «Ну и где твоя мама?» Естественно, никакого ответа не последовало.
Сергей растерялся, он совершенно не знал, что ему делать. С одной стороны, нельзя бросать ребенка на улице, вдруг он заболеет. А с другой стороны не тащить же чужого ребенка к себе в квартиру, да и что он будет с ним делать? Почему-то в этот момент Сергей подумал, что у него даже собаки или кошки никогда не было, и он вообще не умеет ни о ком заботиться, а тут — новорожденный ребенок! К тому же Сергей все еще не мог поверить, что родная мать смогла бросить своего ребенка на произвол судьбы. Он надеялся, что она стоит в темноте и наблюдает за происходящим. Поразмышляв еще некоторое время, Сергей все-таки вернулся домой и позвонил в милицию. Заспанный голос дежурного ответил, что это глупая шутка. Когда Сергей позвонил еще раз, ему сказали, что он зря поднимает и, наверное, родители просто куда-то отошли. Сергей подождал еще пол часа, хотя он уже понимал, что мама ребенка врядли вернется.
Потом ребенок проснулся, начал громко кричать и требовать к себе внимания. Сергей никогда в жизни не видел таких маленьких детей, и не знал, что ему делать. Он попытался покачать коляску, но ребенок кричал еще сильнее. Тогда молодой человек решил разбудить еще кого нибудь. Заспанные соседи долго не могли поверить, что ребенка бросили. Они обошли весь двор, долго крича, обращаясь в пустоту. Сергей еще раз позвонил в милицию, где ему дали несколько телефонов детских больниц и домов ребенка. Естественно, в Доме ребенка никто не брал трубку (было уже около трех часов ночи). А во всех детских больницах ему подробно объяснили, что они не имеют права принимать детей без родителей или без соответствующих документов, и посоветовали позвонить в милицию. В общем, получался замкнутый круг.
Малыш продолжал громко кричать, и нужно было срочно принимать какие-то меры. В результате Сергей и еще несколько проснувшихся к этому моменту жителей дома, решили до утра забрать коляску с ребенком домой, и попытаться успокоить ребенка.
Малыш был совсем маленький. Самое удивительное, что в коляске лежала сумка со всем необходимым (одеяло, теплый комбинезон, памперсы, несколько костюмчиков, бутылочки, соски и даже кусок детского мыла). Видимо, кто-то специально собирал малышу сумку в дорогу и заранее собирался его бросить. Причем родители этого малыша, судя по коляске, детскому белью и приложенному питанию, люди отнюдь не бедные. А скорее очень богатые.
К правой ручке крохи был привязан носовой платок (вместо роддомовской бирки) с указанием даты рождения, веса и роста. А внизу была приписка, что малыш абсолютно здоровый. Судя по данным, ребенку было всего две недели.
С горем пополам малыша переодели и накормили приложенным питанием. А после этого он сразу же уснул. До утра кроха еще один раз просыпался утолить голод. А соседи тем временем строили догадки о его родителях и возмущались их поведением. Кто-то даже в шутку предположил, что, возможно, это незаконнорожденный сын Сергея, которого именно ему подкинули.
Наутро за малышом приехали представители из дома ребенка и сотрудники милиции. Соседи в шутку выразили желание оставить ребенка у себя, но им серьезным тоном сказали, что на здоровых младенцев (к тому же на таких маленьких) потенциальные усыновители выстраиваются в очередь и ждут по несколько лет.
Как показал последующий медицинский осмотр, малыш, действительно, оказался абсолютно здоровым и даже не простудился от долгого пребывания на улице. Судя по состоянию пупочной ранки, роды проходили либо в роддоме, либо под руководством опытной акушерки. И, видимо, хотя бы один из родителей (а, возможно, и оба) являются представителем кавказской национальности. Естественно, больше никаких данных (за исключением медицинских анализов), связывающих малыша с бывшими родителями нет, и вряд ли их можно будет найти.
Мама-Царевна
Бывает трех типов — строгая Несмеяна, холодная Снежная королева, мечтательная Спящая красавица. Все они похожи друг на друга.
Мама — Царевна Несмеяна
Царевна Несмеяна слишком «правильно» воспитывает ребенка, потому что больше всего боится его избаловать. Она требовательна и принципиальна, честолюбива и обязательна, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости, всегда чем-то обеспокоена и озабочена. Несмеяна любит иронизировать, выискивать недостатки, поучать, стыдить, читать мораль, давать указания. Эта строгая и чопорная мама сама не смеется, а шум, веселье и беготню детей считает пустым времяпрепровождением и баловством.
Мама — Снежная Королева
Эта мама не только строга и непреклонна, но и высокомерна и тщеславна. Она повелевает со своего трона, а ребенка окутывает ледяной холод. Между расчетливой и эгоистичной, жесткой и равнодушной мамой и ее малышом — ледяная пустыня. Ей нет дела до переживаний и ошибок, сомнений и тревог маленького человека.
Источник фото: Мы сами жить не умеем. Зачем взрослые дети живут за счет родителей?
Мама — Спящая Красавица
Мама Спящая Красавица находится в мире сна и сладких грез. Она никуда не спешит и ни о чем не беспокоится. Эта мама расслабленная и самовлюбленная, разочарованная и ждущая перемен. Разве мама-Красавица должна заниматься бытом, потребностями ребенка, его пеленками или уроками? Нет, ребенок — это слишком большая обуза, для этого есть бабушки.
О чем важно помнить?
Особенность родительского отношения — проекция личностных проблем мамы на ребенка, то есть взрослый обвиняет маленького в том, что присуще ему самому, но не осознается по ряду причин.
Мама не замечает этот недостаток у себя, но отлично видит его у малыша и безоговорочно требует то, в чем сама не является примером. Мама осознанно говорит одно, а делает совсем другое, пытаясь исправить поведение, характер и даже личность ребенка, не стараясь измениться при этом сама.
Ольга Шелопухо
А к какому типу мам относитесь вы?
Я всегда думала, что страшные истории, где непутевые мамаши бросают своих новорожденных детей прямо на улице, подкидывая их к дверям чужих квартир, происходят только в мексиканских телесериалах или дамских романах. Но некоторое время тому назад я совершенно случайно стала свидетелем такого происшествия.
Место действия и имена участников события по просьбе будущих усыновителей малыша изменены, а все остальное — абсолютно реальные факты.
«Алёнушкины сказки»
Дмитрий Мамин-Сибиряк с дочерью Аленушкой, 1892 год.
Писатель теперь проводил все свое время рядом с колыбелью дочери. Для неё стал сочинять он сказки и рассказы. Позже он издаст сборник «Алёнушкины сказки» и назовет эту книгу самой любимой.
Еще одна женщина присутствовала в жизни писателя – Ольга Францевна Гувале, она занималась воспитанием и обучением Аленушки. Ухаживать за девочкой помогали друзья Мамина – Александра Аркадьевна Давыдова и Николай Константинович Михайловский. Ребенок родился слабым и больным, с родовой травмой. Девочку назвали Еленой (Мамин называл ее Аленой, Аленушкой). В семье Давыдовой за Еленой ухаживала одна из лучших гувернанток Петербурга – Ольга Францевна Гувале. После смерти Марии Морицевны осталась одна и ее младшая сестра Лиза, которая также оказалась у Давыдовой. Мамин-Сибиряк всячески помогал Лизе, пока та не выросла. В будущем она вышла замуж за писателя А.И. Куприна.Дочь Алёнушка
Дмитрий Наркисович не знал, как и благодарить «тетю Олю» за ее хлопоты и заботы. Они оба привыкли с уважением и любовью уже немолодых людей относиться друг к другу. В 1900 году решено было соединиться браком, создать Аленушке настоящую и полноценную семью.Ольга Францевна Гувале, справа с Алёнушкой.
Она впоследствии помогла Дмитрию Наркисовичу оформить документы на усыновление собственной дочери.
Три женщины, три судьбы. Каждая любила Мамина, и он к каждой относился с благодарностью, с любовью, с чистыми помыслами. С каждой из них он был по-своему счастлив.
Мамину не хватало родных, скучал он и по Уралу, но не мог никуда поехать из-за болезни дочери. Лишь летом 1903 года Мамин, оставив дочь с Ольгой Францевной, совершил поездку в Екатеринбург, последний раз побывав на Урале.21 марта 1910 года умерла мать писателя – Анна Семеновна. Ей было 79 лет. Ее похоронили рядом с ее сыном и братом Дмитрия Володей на кладбище Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. В советское время кладбище уничтожили, могила не сохранилась.Д.Н. Мамин перед самой кончиной, в 1912 году.
В последние годы жизни Мамин часто болел. Его последним адресом стала улица Верейская, д. 3 в Петербурге. 4 августа 1911 года Дмитрий Наркисович перенес кровоизлияние в мозг, что привело к параличу руки и ноги. Внешне он сильно изменился. Летом 1912 года Мамин заболел плевритом. Друзья-писатели надеялись на выздоровление и обсуждали празднование 40-летия литературной деятельности Мамина-Сибиряка.
Когда 26 октября 1912 года члены юбилейного комитета пришли с поздравлениями, выяснилось, что Мамин совсем ослаб и уже не понимал, что вокруг происходит. В ночь на 2 ноября 1912 года Мамин-Сибиряк умер. 4 ноября его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с захоронением Марии Морицевны Абрамовой.
Аленушка осталась с Ольгой Францевной. Дочь писателя Елена Мамина.
После смерти отца она прожила менее двух лет. Умерла от скоротечной чахотки в возрасте 22 лет. В завещании написала:
Ольга Францевна во время Гражданской войны жила на Кавказе, позже вернулась в Петербург. Умерла в 1934 году, была похоронена в Лютеранской части Волковского кладбища.
Могилу Мамина-Сибиряка можно увидеть на литераторских подмостках Волковского кладбища. Автор гранитного памятника, установленного в 1915 году, — известный скульптор Илья Гинцбург. На основании памятника приведена цитата Мамина: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где настоящая жизнь и настоящее счастье». Прах писателя, его дочери и Марии Морицевны Абрамовой был перенесен сюда из Лавры в 1956 году в связи со строительством там моста.Прямых потомков у Мамина-Сибиряка не осталось. Вся его жизнь была полна трагизма. Настоящее признание к писателю пришло лишь после смерти… Памятники Мамину-Сибиряку в Екатеринбурге и Висине
Можно ли оставить подкидыша себе?
Комментарий независимого юриста — Григория Соловкина
В данной ситуации родители бросили своего ребенка и, тем самым, создали угрозу для его жизни. Это преступление и оно должно быть наказано. Конечно, личность родителей, скорей всего, так и останется неизвестной. В противном случае их ждет достаточно суровое наказание и, естественно, . В данном случае мать уже никогда не сможет вернуть себе своего ребенка.
Человек, нашедший ребенка, тоже не имеет на него никаких прав. Процесс усыновления — это достаточно сложная процедура. Необходимо предоставить целый ряд документов, чтобы органы опеки разрешили усыновление. Действительно, несмотря на большой процент «отказных» детей, на новорожденных младенцев существует так называемая «очередь». Особенно это касается здоровых детей. Только в случае, если человек, нашедший «подкидыша», уже давно стоит в очереди на усыновление и у него готовы все соответствующие документы, он может рассчитывать на преимущество перед другими потенциальными усыновителями.
После оформления документов на усыновление генетические родители теряют всякие права на своего ребенка. С этого момента только от усыновителей зависит, узнает ли малыш когда нибудь историю своего рождения или нет. И органы опеки не имеют права никому сообщать о том, кто усыновил этого ребенка (все данные должны быть зашифрованы).
Комментарий правозащитника — Станислава Бушко
В некоторых странах (например, в Голландии) в данной ситуации лицо, нашедшее ребенка, обладает приоритетным правом при желании усыновить. Ведь возможно ребенок изначально был подброшен ему (по неизвестным никому причинам). И только после отказа этих лиц в усыновлении или добровольной передаче ребенка в органы опеки право усыновления переходит к усыновителям из «общей очереди». А вот генетические родители «подкидыша» действительно уже никогда не смогут вернуть его себе.
У нас в стране такого закона нет. И подброшенный кому-либо ребенок принадлежит только государству, и государство решает, кому его отдать. Хотя если человек, нашедший ребенка, выразит желание его усыновить, то в некоторых случаях он может это сделать:
если он не имеет противопоказаний к усыновлению (судимость, алкоголизм, наркомания, финансовая нестабильность, пожилой возраст и.т.д.);
История создания персонажа
Сказка о Несмеяне принадлежит перу Александра Афанасьева. Собиравший фольклорные легенды, он составил восемь книг. Объединенные в сборник, они изданы в период с 1855 по 1863 год. Первое издание готовил сам автор, а второе было опубликовано после его смерти. Четыре тома организованы писателем в соответствии с тематикой сказок. Афанасьев разделил их на легенды о животных, волшебные сказания, новеллы и сатирические сказки с юмором. Лубочные сказки стали отдельным направлением, выделенным в четвертый том.
Писатель Александр Афанасьев
Автор планировал создать иллюстрированный сборник для семейного чтения из 61 сказки, но цензура, препятствовавшая распространению неугодных произведений, долгое время не пропускала книгу. Сказки казались чиновникам вредными. Первое издание с публикациями вышло в 1870 году, а второе – в 1886 . Книга перевыпускалась 25 раз.
Сказание о царевне Несмеяне было в числе произведений, подготовленных Афанасьевым к публикации. Мотив и сюжет произведения были знакомы читателям, так как использовались в сказках других авторов. Например, в произведениях «Золотой гусь» и «Волшебный лебедь» центральным эпизодом становилась сцена, когда герои прилипали друг к другу, что вызывало смех у принцессы. Впоследствии она выходила замуж.
Царевна Несмеяна
Аналогичное действие происходит и в сказке «Перуонто», написанной Джамбаттистой Базиле. Проклятие колдуна заключалось в том, что героиня не могла испытывать радости. Сказка также имеет благополучный финал.
Татьяна Пельтцер – «бабушка» с 40 лет
Кадр из фильма «Приключения желтого чемоданчика», 1970 г.
В кино Татьяна Пельтцер пришла уже сорокалетней. Казалось бы, достаточно молодая актриса, вполне могла бы играть героинь, но – не тот типаж. С первых шагов в кино Пельтцер – тетушка, мама, бабушка, в крайнем случае – возрастная соседка.
После роли матери Ивана Бровкина Пельтцер стала популярной, как и ее экранный «сын» Леонид Харитонов. Он даже за пределами съемочной площадки называл ее мамой.
И в «Ленкоме», где блистала Пельтцер, ее называли «баушкой» — это прозвище подходило Татьяне Ивановне как нельзя лучше. Вы наверняка вспомните ее бабушку в «Приключениях желтого чемоданчика» — забавную, отважную, заботливую. И еще десяток бабушек и мам, которых ей довелось сыграть. Своих детей у Татьяны Пельтцер не было.
Сюжет мелодрамы «Мама»
Вера Николаевна Субботина, работавшая учительницей в одной из школ Санкт-Петербурга, решает уволиться после того, как ее начинает домогаться директор школы. Женщина начинает новую жизнь в Москве, устроившись на работу в лицей. Но судьба сводит ее с супружеской парой, для которой героиня 15 лет назад согласилась стать суррогатной матерью. Теперь ее биологическая дочь учится в классе, где Вере предстоит стать классной руководительницей.
Кроме того, в Москве ее ждет встреча с прошлой любовью – отцом Кристины, Кириллом. Но это не все проблемы, которые придется решить главной героине. Ей еще нужно найти сына от мужа-иорданца, увезенного в младенчестве.
Мама-наседка
Наседка приносит себя в жертву своему бесценному чаду. Следит за каждым шагом ребенка, бережет его от дождя, от солнца, от ветра, от дурного влияния.
Вечные попытки все сделать за ребенка, оградить его от решения возникающих проблем и даже заменить собой сверстников рано или поздно заканчиваются протестом со стороны ребенка.
Чрезмерная опека для подрастающего малыша становится невыносимой. Мама без конца хлопочет и трясется над ребенком, а он хнычет и капризничает, требуя и добиваясь своего.
Мама-наседка всегда находит повод для тревоги, показывает ребенка множеству врачей, посещает с ним самые разные клиники. Такое отношение к ребенку может только ухудшить ситуацию.
О чем важно помнить?
Постепенно, по мере взросления ребенка, снимайте с себя ответственность и заботу за личные дела ребенка и передавайте их ему
Важно давать ребенку немного больше свободы и самостоятельности: сначала в игре, а затем в помощи по дому
Дмитрий Мамин
Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Отец будущего писателя, Наркис Мамин, был потомственным священником. Детство свое писатель впоследствии вспоминал с благоговением и благодарностью.
Наркис Мамин с сыновьями Дмитрием (справа) и Владимиром, 1868 год. Родители сделали все, чтобы дети, несмотря на нужду, не чувствовали себя обделенными. Глава семейства считал, если все одеты и сыты, то все остальное уже роскошь. Но занимался с детьми (своими и чужими) постоянно. Обучал грамоте, гулял, читал вслух хорошие книги.
Позже Дмитрий отправился учиться в Екатеринбургское духовное училище. Два года учебы выступили ярким контрастом с беззаботным детством, ибо порядки в училище были суровые. За все время обучения Дмитрий не смог прочесть ни одной книги, не получил никакого опыта и пищи для ума.
Дмитрий Мамин-Сибиряк.
После Дмитрий Наркисович учился на ветеринарном отделении в Санкт-Петербурге, но обучения не закончил, перевелся на юридический факультет в университет. В это время Дмитрий очень нуждался, часто недоедал, хотя и подрабатывал репетиторством, писал в газеты и журналы. В конце концов, он заболел туберкулёзом и отправился в Нижнюю Салду за Уралом, куда перебрались к тому времени родители.
В наши дни в доме в Висиме, где родился и вырос Д.Н. Мамин-Сибиряк, расположен мемориальный музей писателя. Посещая Висим, понимаешь, откуда у писателя возникла любовь к уральской природе – места вокруг очень живописные. Более красиво об Урале и нашей природе, чем Мамин-Сибиряк, пожалуй, никто не писал.После смерти отца на плечи Дмитрия легли все заботы о финансовом обеспечении мамы и сестры. Дмитрий Мамин-Сибиряк с мамой.
Он начинает активно писать статьи, романы, повести, очерки. В течение 9 лет почти не встает из-за стола. Статьи, отправляемые в газеты, он подписывал как Дмитрий Сибиряк, более крупные произведения — Мамин-Сибиряк. Он признавался много позже, что в этот сложный период написал около 100 томов, но опубликованы были едва ли 36. Живя в Нижней Салде, Дмитрий подрабатывал репетиторством. Так он познакомился с Марией Якимовной Алексеевой (в девичестве Колногорова), обучая трех ее детей.
Мамин-Сибиряк с детьмси Алексеевой и Мария Алексеева.
Несмотря на то, что Мария Якимовна была на 6 лет старше Дмитрия и состояла замужем, между ними возникли близкие чувства. Мария Якимовна решила вместе с детьми уйти от жестокого мужа. В 1878 году он стал жить гражданским браком с Марией Якимовной Алексеевой. Она была одной из самых образованных женщин на Урале, знала иностранные языки, была редактором, прекрасно играла на рояле. Ради Дмитрия Мария оставила своего первого супруга, не остановило ее даже наличие троих детей. Мария Якимовна фактически стала редактором и соавтором писателя. Сам он в письме матери признавался, что в его произведениях половина точно принадлежит Марии.
Марии Якимовне, жене, советчику и первому редактору, близкому другу, дарил Дмитрий Наркисович свежие типографские оттиски своих произведений, первые экземпляры с автографом: «В водовороте страстей», «Золотопромышленники». Роман «Приваловские миллионы» закончен в доме Алексеевой, на последней странице автограф писателя: «Кончена эта рукопись в г. Екатеринбурге, Колобовской улице; в доме Алексеевой в 1883г. 2 сентября в 1 час 30 мин по полудни». Самые крупные романы: «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца» посвящены Марии Якимовне. Любовь к талантливой женщине, обладавшей незаурядной культурой, вдохновила Мамина на роман «Омут». Это роман-биография. В период их взаимоотношений Мамин-Сибиряк стал издаваться, он смог купить дом в Екатеринбурге для мамы и сестры. Мамин-Сибиряк купил для семьи дом по улице Соборной (ныне улица Пушкина). В этом доме семья Маминых-Удинцевых прожила более 30 лет. Мать писателя жила здесь до самой смерти в 1910 году. Здесь же жили брат писателя Николай и сестра Елизавета с мужем Дмитрием Аристарховичем Удинцевым. В 1946 году в доме был открыт литературный музей им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Правда, популярность его как писателя была провинциальной. В Москве и Питере критики даже не замечали его произведений. Мамин-Сибиряк впал в депрессию, начал пить. Но судьба подарила ему встречу с Марией Абрамовой.
«Счастье промелькнуло яркой кометой…»
Д.Н. Мамин-Сибиряк в кругу писателей, слева А.П. Чехов, справа И.Н. Потапенко. Фото 1896 г.
Мария Абрамова подписала контракт на гастроли в Екатеринбурге, где ей нанес визит Мамин-Сибиряк. Мария была знакома с его творчеством и хотела познакомиться с писателем.Она заметила, что Дмитрий Наркисович человек простой. Мамин-Сибиряк, в свою очередь, был удивлен отсутствию в ней всякого жеманства и кривляния. Привлекла его в ней не красота, а богатейший внутренний мир актрисы, ее образованность и начитанность. Позже он увидел ее в роли Кондоровой в спектакле «Нищие духом». Завязался страстный роман. Дмитрий Мамин сокрушался, что причиняет боль Марии Алексеевой, гражданской своей жене, но противостоять чувствам не мог. Со стороны Марии Абрамовой все было гораздо сложнее – муж отказывался давать ей развод. Ко всему прочему, в обществе обсуждался и осуждался их роман. В театре актрису стали притеснять, играть ей не давали.
38-летний писатель влюбился, как мальчишка. Весной 1891 года Дмитрий Наркисович переехал на жительство в Петербург по желанию любимой женщины. Приехав в Северную столицу, он так писал сестре Лизе в Чердынь: «Маруся – молодец и прелесть, я с каждым днем открываю в ней новые достоинства, наши взаимные чувства в лучшем виде, так что я себя чувствую счастливым до несправедливости». Позже Мамин-Сибиряк охарактеризует это время, как 15 месяцев счастья.К осени 1891 года Мамин-Сибиряк снял квартиру по адресу Саперный переулок, 8. В наши дни на этом доме можно увидеть мемориальную табличку, посвященную писателю (единственную в Петербурге). Здесь он работал над большими романами «Хлеб» и «Золото».
А Мария Морицевна? Она тоже счастлива! Хлопочет «по домашности», пишет стихи, посещает с мужем литературные салоны и вдохновенно играет и в Петербурге, и на летних театральных подмостках в Павловске, Лесном и Озерках. Актриса была счастлива еще и своим женским счастьем: она собиралась стать матерью. В три часа утра 21 марта 1892 года у нее родилась дочь Елена, а в восьмом часу вечера 22 марта Мария Морицевна умерла.
Дмитрий Мамин-Сибиряк, оглушенный несчастьем, даже хотел наложить на себя руки, но его маленькая девочка, его Алёнушка нуждалась в нём. Девочка родилась с детским церебральным параличом. Мамин был на грани помешательства. В одночасье он стал и отцом, и вдовцом. Телом он был жив, а душа – мертва. И время не действовало успокаивающе, не врачевало истерзанную душу. О будущем он не думал: «Да и нет его, будущего, потому что и жизнь одна, и сердце тоже одно». Квартира, в которой он был так счастлив, напоминала теперь склеп. Везде: на стенах, диване, на столе – фотографии любимой женщины от миниатюрных до огромных, в человеческий рост. В письме сестре Лизе Мамин писал: «Благословляю имя той, которая принесла мне счастье, короткое, мимолетное, но настоящее».
Образ в сказке
Персонаж царевна Несмеяна – нечто среднее между Спящей Красавицей и Василисой Премудрой. Первая ничего не чувствовала, находясь во сне, вторая обладала мудростью и логикой, а потому смеяться над глупостями в ее случае грешно. Характер Несмеяны совпадал с описаниями темпераментов подобных героинь восточных легенд. В них даже простая улыбка принцессы провоцировала цветение благоухающих садов, поэтому ее пытались выдать замуж за того, кто мог бы все время веселить девушку.
Спящая Красавица и Василиса Премудрая
Царь-отец всегда хотел видеть, как его любимая дочь смеется, а не плачет. Грустный лик царевны заставляет его переживать о состоянии девушки. Поэтому правитель использует любой шанс, чтобы заставить Несмеяну забыть о тоске. Смех царевны становится задачей государственного уровня. Рассмешивший царскую дочку возьмет ее в жены, чтобы веселить постоянно.
Любопытно, что даже имя царевны – Несмеяна – выбрано не случайно. Логично предположить, что оно описывает, насколько грустной была девушка. В то же время в скандинавских сказаниях упоминался персонаж по имени Сканди. Это – не смеявшаяся принцесса. Ее имя дало название государству, а также конфликтам – скандалам.
Царевна Несмеяна и Царь
Биография Несмеяны малопривлекательна. Девушка флегматична, постоянно находится во дворце и не может радоваться ничему из того, что ее окружает. Ее жизнь роскошна: отец позаботился, чтобы у дочери было все, чего может пожелать девушка такого статуса. Но ее не радуют ни немыслимые богатства и ресурсы, ни простые утешения смертных в виде солнечного света и других природных явлений. Доставить царевне удовольствие пытались все в государстве. Каких утех только не придумывали, чтобы проблеск улыбки озарил ее лицо. Но все было тщетно.
Удалось осуществить невероятное простому работнику. Угрюмая девушка весело расхохоталась от непринужденного поведения мужика, который не ставил себе цели стать ее женихом. Оказалось, что для радости героини достаточно простой, естественной и искренней глупости – такой, как чих или случайное падение.
Царевна Несмеяна (арт)
Настолько простым был работник, сумевший покорить царевну. Зарабатывавший своим трудом, он никогда не видел заслуженных денег, которые, как ни странно, ему предлагал хозяин. Скромный мужик брал свою монету, да и ту терял, подходя напиться воды у колодца. На третий год работы его угораздило сохранить деньги. На радостях работник решил мир посмотреть и себя показать. К тому моменту, как он прибыл ко дворцу Несмеяны, деньги закончились, так как по пути он помогал зверям: сому, жуку да мыши. Увидев красоты царского терема, работник обомлел и упал в грязь. Тут подоспели звери, которым он успел помочь. Они чистили его платье от грязи, и это рассмешило царевну Несмеяну.
Почему же такая мелочь смогла поразить девушку? Она – интересный персонаж для психологов. Специалисты считают, что окружающая девушку действительность чужда героине. Увидеть, насколько легка и проста жизнь, ей помогла случайность. Веселье и приятные стороны существования стали очевидными для царевны. В этом и заключается мораль сказки Афанасьева.