Особенности невербального общения
Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.
Открытая поза на переговорах
Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.
Немного теории
Жесты – слова
Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть.
Они такие, «договорные» — договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» — молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.
Оксана Фёдорова: — Это вот так меня достало.
Кинестетические и визуальные жесты
Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические. Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет: — Эта машина выглядит отлично.
Плакаты с кинестетическим и визуальным жестом.
Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа
А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.
Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее
А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.
Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.
При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.
Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.
Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» — о кинестетических. Это просто удобство описания.
Я, ты, информация
Жестами можно показать не только оценку – важно, интересно, плохо, — но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации
Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.
— Я важен.
— Вы важны.
— Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.
Я, ты, информация.
Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.
Иллюстраторы и манипуляторы
Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.
Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.
Анжелина Джоли: — Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать.
Мила Йовович: — Я волнуюсь.
Другое дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.
Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.
Семён Фарада: — Надо подумать.
Леонид Парфёнов: — Ну и вопрос!
Жесты рук
В общении наиболее распространены жесты, связанные с движениями при участии рук. Их насчитывают более две тысячи. Во время любого выступления вполне естественно выглядит жест руки от локтя, что соответствует логическому ударения и хорошо воспринимается публикой. Жестом руки от плеча можно пользоваться в момент наибольшего эмоционального подъема. Наиболее употребляемыми жестами рук являются:
- руки, заложенные за спину, — отказ от предметной активности;
- показ ладоней — символ открытости;
- пальцы, сжатые в кулак, — агрессивный жест;
- руки, скрещенные на груди, — проявление защиты;
- закрытия ушей руками — нежелание слушать;
- руки на коленях — стремление прекратить беседу;
- рука у щеки — погружения в размышления.
С давних времен люди верили в магическую силу руки. В архаическую сутки оформились основные бинарные оппозиции, среди которых «правое — левое». В частности, правое символизировало правильные действия, правду, а левое — наоборот. Следовательно, у некоторых народов большие функции связывали с правой рукой. У мусульман правая рука считается чистой, поэтому ею принято приветствовать гостей, принимать пищу; монголы ней принимали и дарили подарки, отдавали что-нибудь.
Не менее символическое значение приобретали и движения пальцев. Вспомним распространенный фразеологизм «объяснять на пальцах», что означает делать материал максимально доступным для публики. Пальцевые жесты положен в основу так называемой дактильной языка для глухонемых — пальцевой комбинации, которой соответствует буква определенного языка. Так, римские цифры — это упрощенная схема всех пяти пальцев. Например, левая сторона цифры V ассоциируется с большим отставленным пальцем, а правая — с другими четырьмя; Х — это две пятерной, схематично противопоставлены по вертикальной оси симметрии. Жесты пальцев могут стать посредниками между людьми, которые общаются на разных национальных языках. В частности, значение жестов, изображающие действия — пить, есть, курить, стрелять — понятны абсолютно всем людям. Однако иногда в один и тот же жест представители разных культур укладывают разное значение:
- поднятой вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии может означать попытку остановить машину и «все хорошо»; в Греции — «замолчи»; у итальянцев — цифру «1»;
- поворот указательный палец у виска в Голландии — кто-то сказал остроумную фразу; у славян — о человеке, который не в себе;
- стук указательным пальцем по носу в Италии — недоверие; у голландцев — говорящий или тот, о ком говорят, — навеселе;
- сложенные полукругом большой и указательный пальцы в США — «все хорошо»; на юге Франции — «плохо», «ноль»; в Японии — «дай немного денег».
Жесты для понимания
Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо.
— Я думаю, — и показать на место, которым думаете.
— Он был вот такого роста, — и показать рукой, какого он был роста.
— Когда вы слышите, — и жест на ухо.
Никита Михалков: — Я думаю…
Уго Чавес: — Я наблюдаю за тобой…
Михаил Задорнов: — Вот такого вот роста…
Размышление – покачивание расслабленной ладонью в области виска.
Александр Филиппенко: — Думая об этом…
Последовательность – вращательные движения кистями.
Ксения Собчак: — Я делала несколько важных дел…
Оценка
Тут достаточно однозначно описать не получится – значение жеста будет зависеть от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего.
Как я и обещал, я буду описывать основные принципы. В этой группе находятся оценочные жесты. А у оценки будет несколько основных параметров, которые и передаются разными элементами жестов (а так же мимики, голоса и поз). Основные характеристики оценки:
Уровень важности. Невербально передаётся уровнем эмоционального возбуждения (уровнем адреналина).
Знак
Его довольно сложно передать жестами, так что обычно передаётся мимикой и голосом.
Уверенность — сомнение. Степень уверенности в том, о чём говоришь.
Уровень важности
Визуально – чем важнее, тем выше и шире
Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений.
Визуальные варианты.
Кинестетические.
Визуально-кинестетические.
Интенсивность переживания так же можно показать через метафору его «размера» — как если бы оценка была предметом.
Никита Михалков: — Совсем слабо.
Марк Захаров: — Немного.
Стив Баллмер: — Это сильное чувство!
Кинестетически важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто взвешивают чувство.
Рената Литвинова: — Это довольно весомо.
Уверенность – сомнение
Еще одна важная характеристики оценки – уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Визуально сильное сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Уверенность – четкими направленными движениями.
Фидель Кастро: — Мы однозначно не согласны.
Михаил Жванецкий: — Непонятная штука.
Искренность
К уверенности близка демонстрация искренности: — Я верю в то, что говорю. Само-собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.
Можно – ладонью или ладонями в области сердца.
Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: — От души говорю.
Ещё один вариант – расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно».
Алина Кабаева: — Я? Да никогда!
Согласие – не согласие
Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Для отрицания есть специальные жесты. Например, отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.
Плакат: — Скажи «нет» алкоголю.
Юлия Тимошенко: — Нет, стойте!
Невербальное общение. Правда или миф?
Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.
Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.
Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.
Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.
Обработка жестов в головном мозге
То, что распознавание речи и письменных символов происходит в одних и тех же отделах головного мозга, ученым уже давно известно, поскольку оба способа общения между людьми подчиняются определенным правилам грамматики и имеют присущий им один и тот же словарный запас.
Современные исследования, проводившиеся учеными из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений США, имели целью — выяснить, как определенные доли мозга связаны с обработкой жестов людей, не связанных непосредственно с языком, однако несут в себе смысл вполне понятный каждому и без необходимости переводить его на язык слов и букв. Было использовано два типа жестов — пантомимы, с помощью которых люди имитируют объекты или действия, и жесты, эмоционально и абстрактно символизирующих послания, которыми люди обмениваются при общении. Ученые выяснили, жесты людей, как и произнесенные слова или написанные символы, обрабатываются одними и теми же отделами мозга — левой нижней лобной извилины (зона Брока) и задней средней височной извилиной, задней верхней височной бороздой и верхней височной извилиной (область Вернике) . Это может указывать на эволюционные предпосылки возникновения языка и речи у предков человека. Поскольку эти отделы головного мозга давно были известны ученым как речевые центры, занятые в распознавании слов и подборе к ним наиболее подходящих значений из имеющегося в мозгу запаса. Сегодня же ученые считают, что эти области мозга отвечают за выявление значения любого нового полученного знака. Если эта теория справедлива, то наши современные речевые центры, по мнению доктора Аллена Брауна, — продукт эволюции этих долей мозга, способных обрабатывать значения как слов, так и жестов.
Жесты, помогающие распознать ложь
Главное, к чему стремиться любой изучающий язык тела — умение определять ложь в речи собеседника. О нечестности говорят:
- Частые прикосновения к лицу, почесывания лба и носа, прикрывание рта рукой. Человек буквально пытается помешать себе говорить ложь, закрыть лицо, избегая прямого осуждающего взгляда.
- Поглаживание, почесывание шеи. Говорит о лжи, вызванной страхом или непониманием. Такие жесты часто демонстрируют подчиненные при разговоре с начальником.
- Прикосновение к мочке уха. Во время коммуникации прикосновение к ушам означает, что человек не верит в услышанную информацию, но старается не подавать виду.
- Быстрые частые улыбки, облизывание губ. Означает волнение, желание скрыть обман.
Несоответствие жестов произнесенным словам свидетельствует о лжи, но нужно учитывать индивидуальные особенности. Возможно, диссонанс вызван анатомическими особенностями, является последствием заболевания. Также характерно несоответствие движение и слов у иностранцев, которые плохо знают язык и пытаются дополнять слова жестами.
Что такое психология мимики и жестов?
Мимика и жесты в общении с окружающими играют огромную роль. Они помогают усилить, в полной мере раскрыть чувства. С помощью мимики мы выражаем эмоции, о которых не говорим. Наше тело весьма коварно, мы можем не замечать, как говорим одно, а язык тела показывает совсем другое.
Сами того не замечая, мы выдаем свои скрытые замыслы и недосказанные слова. Наше тело красноречивее любых речей и тирад.
Неопытному человеку будет тяжело разобраться, где и как слукавил его собеседник. Но тому, кому знакома тема мимики и жестов, обеспечены понимание ситуации и возможность взять ее под контроль.
Мимика и жесты очень сильно переплетены между собой, поэтому их всегда рассматривают в одной связке.
Мы поступим также и в этой статье ответим на самые распространенные вопросы по теме мимики и жестов.
Мимика и жесты человека, психология влияния! Читайте, будет интересно
Социальный интеллект
Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект, характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.
Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу
Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.
Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений – буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», – и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.
Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.
Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.
Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда – нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.
Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.
Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими – пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) – так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.
Несомненно, невербальные сигналы – важнейший элемент наших коммуникативных усилий
Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем
Жесты и понимание динамики
Жесты — это действия. Могут ли жесты, репрезентирующие действия, помочь людям понять динамику? В качестве динамической системы мы выбрали двигатель автомобиля. Мы написали текст, объясняющий его строение и действие — все, что могло бы понадобиться для ответов на вопросы, которые мы впоследствии задавали. Затем мы записали два видео, на которых один и тот же человек с помощью этого текста объясняет, как устроен и работает двигатель автомобиля. В первом видео было продемонстрировано 11 жестов, показывающих структуру, например форму поршней. В другом — 11 жестов, показывающих действия, скажем, тех же поршней. Одна и та же простейшая схема демонстрировалась в обоих видео. Одной большой группе студентов показывали одно видео, второй — другое
Из-за простоты структуры мы не рассчитывали, что структурные жесты на что-нибудь повлияют, но было важно, чтобы обе группы зрителей видели жесты как таковые
Невербальные средства коммуникации
Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.
Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.
И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.
Умение правильно читать секретный язык жестикуляции позволит избежать неприятных ситуаций. К примеру, специалистам в области HR без знаний о скрытых намерениях потенциальных служащих не обойтись.
Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.
Основные сегменты тела
Оценивая значение позы и движений, нужно обращать внимание на сегмент тела, подающий сигналы. Каждый отдел отвечает за определенную проблематику:
- глаза — выражение страха, связанного с личными отношениями;
- рот — сложности при коммуникации, страх отвержения;
- шея — негативные эмоции, злоба, агрессия;
- грудная клетка — подавление эмоциональных реакций, сдержанность, самоконтроль;
- диафрагма — социальная тревожность, волевые усилия, чувство удовлетворенности;
- зона желудка — ощущение опасности, внешней угрозы;
- таз и паховая область — истинные чувства, интимная заинтересованность.
Оценивая реакцию отдельных сегментов тела, необходимо всегда сопоставлять движения в целом. Настороженность должны вызывать рассинхронность движений разных отделов: человек не может совладать со своим телом и оно выдает его обман.
Руки говорят
Мелкие жесты рук — не менее впечатляющие, чем крупные демонстрации тела, — оказывается, полны смысла. Даже у младенцев — или, лучше сказать, особенно у младенцев.
Малыши начинают жестикулировать раньше, чем говорить. Многие родители жалуются, что превращаются в рабов указующих жестов своих детей: отнеси меня туда, дай мне это. Некоторые жесты малышей менее требовательны. Полуторагодовалая С. исследует мой несессер. Она вытаскивает зубную щетку, затем маленький тюбик и, решив, что там зубная паста, безуспешно пытается его открыть. Она протягивает тюбик мне, это действие — просьба открыть его. Я говорю: «С., это не зубная паста, это лосьон». С. смотрит на меня и ёсебе руку вверх-вниз, словно наносит лосьон, показывая таким образом, что понимает.
Другой пример. А., того же возраста, замечает на мотоцикле маленькую переводную картинку с изображением самолёта. Убедившись, что я вижу эту сцену, она указывает на картинку самолета, а затем — многозначительно — на небо, как будто говорит, что самолеты летают в небе. Предложения из двух «слов», где одно произносится, а второе является жестом или оба представляют собой жесты, характерны для маленьких детей, которые учатся разговаривать. Это ещё и приглашение взрослому произнести слова: «Верно, А., самолёты летают в небе». Такие аудиовизуальные комплексы предшествуют устной речи. Младенцы, которые рано начинают жестикулировать с целью коммуникации, обычно и говорить начинают рано.
Типы жестов
Все люди любят раскладывать вещи по полочкам, составлять группы похожих вещей и отделять их от непохожих. Отсюда классификации, словари, каталоги, категории. Всё это очень полезно. Если положить информацию в коробочки, а те, в свою очередь, в коробки побольше, всё упрощается. Однако невозможно создать точный каталог жестов, тем более всех способов, которыми наши действия в пространстве создают смысл.
Кроме узкого набора устоявшихся жестов, таких как «окей», «большой палец вверх» и «дай пять», жесты постоянно — главным образом именно так и происходит — изобретаются на ходу и адаптируются к ситуации. Конечно, слова тоже можно изобретать на ходу — и тогда «гугл» и «спам» становятся существительными, а затем от них образуются глаголы. Однако слова обычно придумываются из других слов, и новые слова относятся к определенным частям речи: существительные, глаголы или прилагательные.
Для жестов нет синтаксиса, нет грамматики — ничего соответствующего частям речи.
Предложения почти всегда сплетаются по ходу разговора или тщательно создаются в поэзии, и не существует исчерпывающего каталога предложений. Существуют, однако, типологии высказываний и дискурсов — и даже жестов. Эти типологии не жёстко определены: многие жесты попадают более чем в одну категорию. Тем не менее они полезны. Вот общепринятые типы жестов: эмблематические, жесты-«биты», дейктические, иконические и метафорические. Характеристики, отличающие перечисленные типы друг от друга, — это отчасти форма, отчасти функция, отчасти семантика, отчасти их сочетание.
Эмблемы — устойчивые жесты, подобные словам: знаки «окей», «большой палец вверх» или «мир». Повороты головы из стороны в сторону для «нет» и кивки для «да». Махание рукой, чтобы сказать «привет» или «пока». Типичные эмблемы служат лаконичными ответами или приветствиями. В этом качестве они обычно автономны и редко сочетаются с другими жестами или словами для образования более длинных сообщений.
«Биты» — ритмические жесты, сопровождающие речь, как правило, в паузах между фразами или утверждениями. Они могут структурировать дискурс и расширять его; они могут служить для акцентировки. Хотя считается, что у битов нет семантического контекста, часто он наличествует. Повторяющиеся удары по трибуне при каждом проколе оппонента в политических дебатах — это биты. Энергичные рубящие движения рукой, сопровождающие список: первое, второе, третье… — также биты, но поскольку такие «зарубки» обычно выполняются вдоль горизонтальной линии в пространстве, то они несут и семантическое значение, создавая измерение, в котором упорядочивается набор вещей, событий во времени, команд по месту в лиге, фильмов по продажам билетов. Человеческий ум действительно любит раскладывать и ранжировать.
Дейктические жесты указывают. Прилагательное «дейктический» и существительное «дейксис» происходят от греческого слова, означающего «показывать», «демонстрировать», «доказывать» или «указывать». Как ни странно, несмотря на происхождение, «дейксис» сначала применялось в отношении слов, а не жестов. Оно относится к таким «указателям», как «здесь», «там», «мне», «это», «то», «после» и «сейчас», — словам, для понимания которых нужно опираться на текущий контекст, «здесь и сейчас». Сейчас из предыдущего предложения уже не сейчас.
Происхождение невербальных способов общения
Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:
- побледнение или покраснение;
- увеличение зрачков;
- искривление губ;
- моргание.
На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:
- Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
- Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
- Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.
Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.
Общепринятые «знаки тела»
Интересные факты
Если мужчина во время разговора с женщиной повернул ногу носком в ее сторону, это означает, что он испытывает симпатию. Это отличный способ для девушек проверять молодых людей на наличие интереса в их сторону.
Зуд
Как ни странно, зуд может вам многое рассказать, стоит лишь обратить внимание, в каком месте он возникает. Чешется затылок? Это свидетельствует о неуверенности в себе
Если же это подбородок, то подсознание подталкивает человека на то, чтоб он бросил вызов. Если зуд начался в районе тыльной стороны левой руки – нужно «закрыться». Правая кисть (также тыльная сторона) – подсознание говорит, что нужно схитрить.
В некоторых случаях мимика, жесты мужчин имеют совершенно другое значение, чем те же самые мимика и жесты женщин.
Преимущества чтения языка жестов
Жесты человека имеют уникальную значимость в коммуникации. Особенно наблюдательный человек способен анализировать личность человека и его намерения по жестам, хотя об этом многие даже не догадываются.
Например, при проведении собеседования рекрутер, помимо резюме, рассматривает кандидата и по жестам. Кандидат на вакансию может считать, что готов вступить на должность начальника отдела продаж, так как обладает такими качествами, как эффективность в работе, коммуникабельность в общении. Но по факту он сидит перед рекрутером, поджав под себя ноги и скрестив руки на груди.
О чем может подумать работодатель? Только о том, что у человека есть явные проблемы с общением! Следовательно, ему лучше вежливо отказать в работе.
Следующим примером может служить обыкновенное знакомство. С вами захотел познакомиться сосед. С одной стороны, он вам мило улыбается, но в то же время его руки сжаты в кулаки. Для нас это очередной знак о том, что человек настроен не так дружелюбно, как нам показалось изначально.
Или взять во внимание ситуацию на деловых переговорах. Мы можем легко определить человека, который хочет показать свою власть и доминирование
Достаточно обратить внимание на то, как с вами поздороваются. Если ладонь человека намерено оказывается сверху и с силой сжимает вашу ладонь, то не сложно сделать вывод, кто здесь хочет быть главным.
Неосознанно может использоваться такая жестикуляция во время разговора, что означает неприятие собеседника. А могут использоваться и такие жесты, которые позволят сформировать у собеседников впечатление о себе, как об интересной и открытой личности, с которой можно иметь дело.
Преимущества чтения языка жестов
Владение языком жестов – это уникальная возможность, которая поможет вам лучше разбираться в людях. Вы сможете понимать поступки людей, предугадывать намеренные действия. При личном общении человек может сказать вам одно, но только по жестам вы сможете определить истину его слов. Не каждый сумеет грамотно владеть своими жестами и мимикой.
Сейчас мы говорим о движениях, которые принято считать неосознанными. В основном такими жестами люди не управляют, они проявляются сами по себе. Жестикуляция во время разговора, как считает наука психология, может нам многое дать понять о собеседнике. Но существуют также и осознанные жесты, с помощью которых общаются глухонемые люди.
До сих пор не знаете, кем хотите быть, когда вырастете?
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Злата Арефьева
Карьерный консультант
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Инструкция «Как выбрать подходящую профессию»
3,7 MB
Получить подборку бесплатно
Уже скачали 11083
Также известен и такой вид жестикуляции, как ритуальные движения. Одним из таких жестов является рукопожатие. При приветствии положение руки оппонента может многое дать понять. Если ладонь человека расположена сверху, скорее всего, он займет главенствующую позицию в переговорах, так как считает себя негласным победителем. Благодаря определенному расположению рук при рукопожатии можно изначально установить свою позицию в последующих переговорах с собеседником.
В популярной книге «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам», автором которой является австралийский писатель Алан Пиз, есть дельный совет! Писатель и по совместительству бизнес-тренер пишет о том, что необходимо изначально поставить себя в равное положение с собеседником
Он обращает внимание на правильное рукопожатие.
Чтобы не допустить доминирования своего собеседника, необходимо протянуть ладонь вертикально. Только в таком положении у вас будет возможность управлять ситуацией или в случае необходимости изменить ее. Также немаловажным моментом Алан Пиз называет крепость рукопожатия. Необходимо чувствовать силу партнера и своей рукой оказывать такое же давление. Таким образом при помощи грамотного рукопожатия вы сможете произвести правильно первое впечатление на собеседника.
Жесты выводят мысль на сцену
Жесты раскрывают мысль — часто намного лучше слов. Это оказалось особенно важным для по-настоящему больших идей, таких, например, как в «большой тройке» Канта: пространство, время и причинность. Каждое из этих понятий является многосторонним, и каждому можно придать пространственную форму, причём разными способами. Организация схематического пространства идей — одно из огромных преимуществ жеста.
Многие исследования жестикуляции анализировали отдельные жесты, сосредоточиваясь на положении кисти руки или просто считая их. При всей информативности этих работ подобная узкая фокусировка упускает из виду силу интегрированной последовательности наполненных смыслом жестов, выводящих на сцену идеи, готовые к взаимодействию.