Что такое самоподкрепление и самоэффективность
На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.
К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.
Обусловливание ()
Это новая форма поведения, возникающая в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым раздражителем (условным раздражителем). В результате обусловливания, новый произвольный раздражитель условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.
Пример. Если голодной собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса каждый раз будет звенеть звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей. В результате желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено.
Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков, а также интегрирования (формирования единой сложной условной реакции на базе множества простых).
В целом, обусловливание происходит по схеме классического бихевиоризма (S→R). Новое поведение «исторически связано» с известным безусловным стимулом.
Инструментальное научение.
Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874–1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие. Другой пример инструментального обучения – метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904–1990). «Ящик Скиннера» представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента – научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением.
Иногда научение определенному поведению оказывается таким долгим или сложным, что животное никогда не смогло бы прийти к нему случайно. Тогда применяется метод «последовательных приближений». Не ожидая выполнения всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение за что-то похожее на желательный поведенческий акт. Например, если собаку нужно научить перекатываться, ей сначала дают лакомство просто за то, что она ложится по команде. После того, как первая часть освоена, собака получает поощрение лишь при случайном выполнении нужного движения: например, после того, как ляжет, она перекатится на бок. Шаг за шагом дрессировщик добивается все более близкого соответствия желаемому поведению, по принципу детской игры «холодно – теплее – горячо». В целом, инструментальное научение очень похоже на эту игру, но роль спрятанного предмета выполняет определенный вид поведения, а роль слова «горячо» – поощрение.
Последовательные приближения к желаемому поведению применяются и при лечении тяжелых форм шизофрении, когда единственная цель – побудить пациента двигаться и разговаривать вместо того, чтобы уйти в себя и хранить молчание. Как всегда при инструментальном научении, для успешности метода необходимо найти что-то, чего пациент хочет (например, сладости, жевательную резинку или интересные фотографии). После того как обнаружена хоть какая-то реакция, следует определить, какие аспекты поведения наиболее желательны, и сделать их условием получения вознаграждения. Отметим, что к способам инструментального научения относится и наказание, но здесь зависимость возникает между нежелательным поведением и неприятным воздействием.
Торндайк Эдвард
Американский зоопсихолог, психолог и педагог. Эдвард Торндайк был один из первых исследователей, кто вывел психологию за пределы сознания.
Лекции К.Л. Моргана, прочитанные им в 1896 году в Гарвардском университете, «… побудили Э. Торндайка начать изучение рассудочной деятельности животных. Однажды Морган рассказал Торндайку, как его собака Тоби научилась открывать задвижку на садовой калитке, просовывая голову между рейками штакетника. Торндайк разработал способы повторения этого наблюдения в контролируемых лабораторных условиях. В его опытах кошки, крысы, собаки и другие животных открывали сложные запоры и задвижки, справлялись со сложными механизмами, однако сами эти механизмы чаще всего были недоступны восприятию животного. Например, кошка помещалась в клетку, откуда она могла выбраться, только потянув за верёвку, открывающую дверку. В результате беспорядочных попыток найти выход кошка случайно дёргала за верёвку и выбиралась наружу. После многих таких попыток кошка обучалась дергать за верёвку сразу после того, как оказывалась в клетке. Торндайк считал, что такое поведение может сформироваться на основе «самодрессировки», но понимание ситуации в целом животным недоступно. Исследования Торндайка были обобщены в его книге «Animal Intelligence» (1911), а его теории не менее полувека господствовали как в психологии животных, так и в психологии воспитания. Типичным для крайних приверженцев бихевиоризма было описание любого сложного поведения, в том числе и человеческого, в понятиях «стимул-реакция»».
Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 14.
В 1901 году Эдвард Торндайк так подвёл итог своим экспериментам: «Обезьяны плохо обезьянничают» («monkey don’t ape»). Или: будучи активными, обезьяны не столько подражают, сколько непрерывно делают новые пробы и, в итоге, способны вырабатывать весьма сложные формы поведения.
Бертран Рассел не без юмора воспринял разницу между взглядами бихевиористов и гештальтистов (например, немца Вольфганга Кёлера). Он писал: «Животные, которых изучали американцы, бешено прыгают с невероятным напором и темпераментом, и наконец, случайно получают желаемый результат. А животные, которых наблюдали немцы, сидят спокойно, думают и в конце концов выдают решение из своего внутреннего сознания».
Цитируется по: Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 19.
Интересно, что именно Эдвард Торндайк первым заметил, что все очень охотно говорят об уме животных и никто не говорит об их глупости (а значит, и не исследует…).
В литературе существуют два диаметрально противоположных мнения, и оба основывают свои притязания на массе доказательств. Согласно одному из них, которое с жаром поддерживал американец Торндайк, ум есть совершенно разнородное собрание способностей, которые как бы лежат друг подле друга, но, в самом строгом смысле слова, остаются независимыми одна от другой. Противоположное мнение, защищаемое американцем Спирменом, с роскошным аппаратом математических формул, сводится к тому, что ум един, что в каждом из нас существует способность, которую можно назвать общей интеллигентностью, и что существует соответствие между степенями всех наших способностей, даже наиболее друг от друга удалённых; оно существует, например, между лёгкостью, с которой мы воспринимаем ощущения, и нашим умением выпутываться из разных житейских дел».
Альфред Бине, Измерение умственных способностей, СПб, «Союз», 1999 г., с. 241.
Учитель: Ульям Джеймс.
См. концепцию «проб и ошибок» по Александру Бэну.
В чём суть теории социального научения
Обучение происходит, когда мы в тишине и одиночестве сидим над учебниками, с гитарой в руке или в приложении для изучения языка. Но это только один из способов приобрести знания и навыки. Другая часть обучения требует взаимодействия с людьми, которые знают и умеют больше, чем мы.
На то, что обучение — это в том числе социальный процесс, ещё советский исследователь Лев Выготский. В возможности «в сотрудничестве подыматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей» учёный видел саму суть обучения. То, что недоступно нам из-за отсутствия опыта, оказывается по силам при содействии наставника, размышлял он.
Социальным процессом считал обучение и канадо-американский психолог Альберт Бандура. Теорию, через призму которой Бандура предложил посмотреть на то, как мы учимся, в российской литературе назвали теорией социального научения (от англ. social learning theory). Одна из главных её идей довольно проста и хорошо известна молодым родителям: дети (как и взрослые) учатся не только на своём опыте, но и через наблюдение за другими.
«Научение было бы исключительно трудоёмким — не говоря уже рискованным — процессом, если бы люди, получая информацию о том, что делать, полагались бы исключительно на результаты собственных действий, — пишет Бандура в книге «Теория социального научения» 1977 года. — К счастью, в большинстве случаев человеческое поведение подлежит научению через моделирование».
Перцептивное научение
В когнитивной психологии есть малоприметная и крайне узкая практическая область — перцептивное научение. Исследования перцептивных способностей (способностей восприятия) показали, что они меняются при обучении, а значит, вполне возможно научить человека замечать некие внешние раздражители, на которые он ранее не обращал внимания. Мы с детства совершенствуем наши навыки восприятия, даже не подозревая об этом — дети, не умеющие читать, могут отличить букву Б от буквы В; люди, не изучавшие музыкальную грамоту, как правило, способны распознать высоту и длительность нот в диапазоне нескольких гамм. Свои навыки восприятия мы тренируем каждый раз, когда изучаем новый материал. Даже не столько мы тренируем, сколько они тренируются автоматически, без нашего участия. Это саморегулируемый процесс фильтрации сигналов окружающего мира с целью вычленения значимой информации, не требующий внешнего вмешательства. Наши глаза смотрят и видят, наши уши слушают и слышат.
Возможности перцептивного научения крайне важны для обучения, например, пилотов, которым важно принимать решения за доли секунды — для этого тренируются его зрительные навыки, как правило, с помощью компьютерных симуляторов
Вообще пилотам до официального выхода в воздух нужны сотни лётных часов в поле и на тренажёрах. Огромное количество этих часов практики посвящено считыванию информации с приборной панели. В 80-х годах прошлого века когнитивный психолог Филип Келлман заинтересовался этой проблемой и решил выяснить, можно ли обучать пилотов быстрее и эффективнее. Загвоздка считывания показаний с приборной панели состоит в том, что выхватить данные с одного счётчика очень просто, а вот для охвата одним взглядом сразу нескольких приборов и анализа полученной информации требуются продвинутые навыки, доведённые до автоматизма.
Что сделал доктор Келлман? Он разработал небольшую видеоигру. Студент в ней видит приборную панель с запрограммированными наборами показателей (всего пять или шесть); его задача — как можно быстрее определить, о чём говорит весь этот комплект данных, и выбрать нужный из предлагаемых вариантов действий: совершить подъём, совершить плавное снижение, совершить поворот при снижении и т.д. Программа давала мгновенный отклик о правильности ответа, и тренировка продолжалась дальше — всё в весьма быстром темпе.
В 1994 г. доктор Келлман опробовал этот модуль перцептивного научения на пилотах-стажёрах. После часа тренировки новички могли считывать показания с приборной панели с той же точностью, что и опытные пилоты с тысячей лётных километров позади. Конечно, такое научение не отменяет необходимости лётной практики, но значительно сокращает время, отведённое на тренировку на земле.
С помощью перцептивного научения производится и тренировка студентов медицинских вузов — например, операции по удалению желчного пузыря. С 80-х годов прошлого века эта операция осуществляется путём мельчайших надрезов и введения лапароскопической трубки в брюшную полость пациента для того, чтобы сделать снимки внутреннего состояния полости. Если врач неправильно считает информацию со множества полученных снимков, может возникнуть множество осложнений после операции. Поэтому до допуска к такой операции студенты-медики наблюдают сотни работ опытных хирургов. Компьютерный модуль перцептивного научения позволил ускорить этот процесс: студенты отсматривали видео операций и определяли показанный этап операций. Было доказано, что студенты, проходившие обучение через компьютерную симуляцию, в четыре раза успешнее сдавали экзамены на знание процедуры удаления желчного пузыря.
Надо сказать, что медицинский колледж U.C.L.A. ввёл элементы перцептивного научения в свою учебную программу — для тренировки навыков чтения электрокардиограмм, идентификации видов сыпи, интерпретации результатов биопсии. Иными словами, для тех процедур, в которых требуется быстро, практически рефлекторно определить наличие патологического состояния.
Если говорить более обобщённо, перцептивные навыки позволяют нам быстро отделить одну сущность от другой без необходимости давать объяснение своему выбору (по крайней мере, на момент выбора). Мы смотрим на фигуру и видим, ромб это или трапеция. Мы смотрим на дерево и видим, сосна это или ель. Мы смотрим на график и видим, опускается кривая или поднимается.
Предпосылки оперантного поведения
В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.
Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.
Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения. Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид. Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.
В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:
- обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
- учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).
Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.
Подходы к пониманию научения
Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.
Условно можно разделить позиции на несколько групп:
- теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
- теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
- теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.
Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:
- Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
- Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
- Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
- Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
- Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.
Имплицитное научение: что это такое
Современная психология изучает много интересных вопросов. Как формируется личность, что на неё влияет и, в том числе, как мы учимся. Исследования, которые начались в середине прошлого века, открыли совсем новое понятие — имплицитное научение. Что же это такое? Давайте дадим определение.
То есть это способ, при котором человек может быстро получить какие-то знания или освоить навык, но не может объяснить, как именно он это сделал.
В качестве примера можно привести способность кататься на велосипеде. В первый раз вы садитесь, падаете, делаете много попыток проехать ровно — и в какой-то момент получается. Но как? Описать точную последовательность словами практически невозможно.
Если один раз научился ездить на велосипеде, то уже не разучишься
То же самое происходит и с изучением языка. Маленькие дети в отличие от взрослых, которые тратят много лет, чтобы выучить времена английского языка, просто слышат речь и научаются говорить. Как они «считывают» правильные грамматические конструкции и не путаются в спряжениях — ни сами дети, ни учёные до сих пор не могут объяснить.
Имплицитное научение противопоставляют эксплицитному. Эксплицитное научение (от латинского «explicite» — явный, открытый) — это психологический процесс, при котором обучение происходит осознанно. Человек ставит цели, сознательно изучает взаимосвязи и контролирует результаты.
Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии
Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.
Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.
Кстати, о формировании полезных привычек
Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях
Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.
Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!
Советуем также прочитать:
- Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
- Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом
- Возникновение позитивизма
- Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
- Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут
- Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям
- Ситуационизм в психологии и поведение человека
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
- Метод изучения психологии Вундта
Ключевые слова:1Психорегуляция
Современные способы изучения имплицитного научения
После Артура Ребера другие учёные и психологи проводили эксперименты, пытаясь изучить имплицитность и эксплицитность. Все исследования в этой области можно разделить на три типа:
- Научение искусственной грамматике. Это продолжение экспериментов Артура Ребера.
- Научение последовательности. Это эксперименты, в которых участникам предлагают нажимать на определённые кнопки, если загораются лампочки. В них также закладывают последовательности, которые не объясняют заранее. Сознание испытуемых считывает их самостоятельно. Об этом говорит то, что скорость реакции участников увеличивается со временем, а если вводят новые правила — уменьшается.
- Управление динамическими системами. В такого рода исследованиях участникам предлагают контролировать интерактивные системы в компьютерных симуляциях. Им необходимо поддерживать определённый уровень, меняя некоторые характеристики. Как правило, через какое-то время участники интуитивно начинают понимать, как это делать.
В России исследованиями в области имплицитного и эксплицитного научения занимается группа учёных под руководством профессора Санкт-Петербургского государственного университета Аллахвердова Виктора Михайловича. Если вам интересна эта тема, можно пройти его курс «Психология сознания», который доступен на платформе Coursera.
Почему теория Бандуры так важна, несмотря на её простоту
Эксперименты Бандуры противоречили популярной тогда психоаналитической идее о том, что наблюдение за агрессией, например, в кино приводит к катарсису, снижая потребность вести себя агрессивно.
Фото: Iakov Filimonov / Shutterstock
Ещё одна популярная теория тех лет, с которой не согласовывались выводы Бандуры, — бихевиоризм. Если Бандура считал, что мы учимся в том числе просто наблюдая за другими, бихевиористы полагали, что любое обучение происходит лишь через взаимодействие с окружающей средой. Поведение и животных, и человека сторонники этой теории рассматривали всего лишь как реакцию организма на внешние стимулы, подкреплённую предыдущим опытом — через поощрения и наказания.
Как отметил коллега Альберта Бандуры, профессор психологии из Стэнфорда Ли Росс: выводы бихевиоризма имели смысл, когда речь шла о голубях или крысах, но были менее убедительны, когда дело касалось человека.
«Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направление, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них», — писал Бандура в книге «Теория социального научения», вступая в спор с бихевиоризмом.
Человек действительно подвержен влиянию внешней среды, однако его поведение не сводится к результату внешних вознаграждений и наказаний, считал Бандура. Люди сами отбирают стимулы, «со всех сторон обрушивающиеся на них». Устанавливая для себя личные стандарты, мы учимся сами вознаграждать и наказывать себя.
Пример тому — писатели. «Писателям не нужно, чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент до тех пор, пока не получится удовлетворительная рукопись. Вместо этого у них имеется некий стандарт того, чем определяется приемлемый уровень выполненной работы», — пояснял Бандура.
Если бихевиористы считали, что любое обучение приводит к изменению в поведении, то с точки зрения Бандуры мы способны усваивать новую информацию, не меняя своих поступков. Тем, что мы перенимаем не всякое поведение, за которым наблюдаем, мы обязаны как раз способности к саморегуляции. Но как мы вообще усваиваем чужое поведение через наблюдение?
Итоги: что же нового внесла эта концепция в науку?
На Западе данная концепция остается в ряду популярных теорий развития личности. По ней написано множество книг, защищены научные работы, сняты киноленты.
Каждый представитель теории социального научения — это ученый с большой буквы, признанный в научном мире. К слову сказать, во многих популярных книгах по психологии используется эта теория либо целиком, либо частично. В этой связи уместно вспомнить книгу популярного когда-то психолога Д. Карнеги, в которой давались простые советы о том, как завоевывать расположение людей. В этой книге автор опирался на труды представителей изучаемой нами теории.
На основе данной теории были разработаны принципы работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми. На нее до сих пор опираются при обучении военнослужащих, работников медицины, работников образования.
Психологи, обращаясь к проблемам семейных взаимоотношений и консультируя семейные пары, прибегают к основам этой концепции.
Первый автор теории социального научения (является им А. Бандура) многое сделал для того, чтобы его научные изыскания получили такое широкое распространение. И действительно, сегодня имя этого ученого известно во всем мире, а его концепция вошла во все учебники по социальной психологии!