События
Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях
Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей
Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого
Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».
1.4 Теории социального научения. Бихевиоральная модель.
Диаметрально противоположную позицию занимают представители «теории среды». Они считают, что поведение человека формируется только под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относится и к агрессивности.
Агрессия — усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Теория социального научения— это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Э. Фромм отмечает, что «формула бихевиоральной модели гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей цели. Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется желанием добиться максимального преимущества»9.
10 стр., 4527 слов
1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии
… самоубийства; альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие …
А. Басс и Л. Берковиц утверждают, что объектом научного наблюдения является не действие, а действующий человек.
Теория социального научения утверждает, что чем чаще человек использует агрессивные действия, тем совершенней они становятся. Вместе с тем указывается, что большое значение имеет успешность действий. Достижение успеха при проявлении агрессии может повысить ее мотивацию, а повторяющийся неуспех — силу торможения10.
Важным элементом является социальное подкрепление (словесное или не словесное обращение, контролируемое другими людьми).
Выделяют две формы подкрепления:
— положительное — любой стимул, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на прежнем уровне;
— отрицательное — стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Выделяют также способы подкрепления: поощрение и наказание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:
1. положительное поощрение — если за реакцией следует положительное подкрепляющее средство;
2. отрицательное наказание — если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции;
3. положительное наказание — если за реакцией следует отрицательное подкрепление;
4. отрицательное поощрение — если отрицательно подкрепляющее средство устраняется после реакции.
Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Однако бихевиоральной концепции ставится в упрек то, что бихевиоризм не располагает методом анализа невербализованных данных, он вынужден ограничивать свои исследования теми данными, которые ему доступны и которые обычно слишком грубы и поверхностны, а потому недостаточны для проведения тонкого теоретического анализа.
1.3. Фрустрационные теории. Гомеостатическая модель
Эти теории возникли как противопоставление концепциям влечений: в них агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.
В 1939 г. группой психологов Йельского университета во главе с Д. Доллардом была разработана фрустрационно-агрессивная теория. Данная теория исходит из того, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
3 стр., 1462 слов
Основные теории причин преступного поведения
… формировании преступного поведения. Например, теория Ю.М. Антоняна, которая в качестве психологических предпосылок преступного поведения называет феномены социально-психологического отчуждения и тревожности. Теория связана с … Рассмотрим как данный феномен оказывает влияние на формирование преступного поведения. Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания …
Система «фрустрация-агрессия» базируется на четырех понятиях:
Агрессия— намерение навредить другому своими действиями.
Фрустрация — возникает, когда появляется помеха осуществлению реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.
Торможение — тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий.
Замещение — стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против другого объекта, а не источника фрустрации.
Следует отметить одну из идей фрустрационной теории агрессии — эффект катарсиса, понимаемый как процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть идеи в том, что физическое и эмоциональное выражение агрессивных тенденций приводит либо к временному, либо к длительному облегчению, что ослабляет готовность к агрессии.
Основные критические замечания в данной концепции вызывает жесткая привязка фрустрации и агрессии. Спустя некоторое время один из авторов этой теории, Н.Э. Миллер, допустил, что агрессивность — одно из последствий фрустрации. Л. Берковиц ввел в схему «фрустрация-агрессия» три поправки:
а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
б) даже при готовности проявляться агрессия не возникает без надлежащих условий;
в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним. В отличие от сторонников жесткой схемы, сторонники второго течения создали собственную концепцию, положив в основу анализ фрустрационных ситуаций, классификацию и типологию реакций на фрустрации (С. Розенцвейг).
В настоящее время некоторые психологи (Р. Лоусон и др.) высказывают сомнение в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции8.