Застревающий тип личности

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.

Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Диагностика акцентуаций характера и психопатий

сокращенный вариант 71Характеристики базисных шкал в тесте MMPI следующие:

  • первая шкала (шкала ипохондрии) измеряет черты астено-невротического типа личности;
  • вторая шкала (шкала депрессии) указывает на гипотимический тип личности;
  • третья шкала (шкала истерии) разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного (истероидного) типа;
  • четвертая шкала (шкала психопатии) — диагностирует социопатический тип личности;
  • пятая шкала – не используется для диагностики типа личности, а применяется для определения мужских или женских черт личности (навязывается обществом);
  • шестая шкала (шкала параноидности) характеризует обидчивость и диагностирует параноидный тип;
  • седьмая шкала (тревоги и психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности;
  • восьмая шкала (шкала шизофрении и аутизма) определяет степень эмоциональной отчужденности, указывает на шизоидный тип и аутистический спектр;
  • девятая шкала (шкала гипомании) указывает на гипертимный тип личности.

верноневернопсихолог, психотерапевт

Положительные и отрицательные стороны застревающего типа

Любая акцентуация может как помогать, так и вредить человеку. Она формирует в нем и положительные и отрицательные стороны характера.

К положительным качествам застревающего типа можно отнести:

  • трудолюбие – такие люди часто добиваются успехов в своем деле, проявляют упорство в достижении целей;
  • выносливость – они умеют хорошо организовать работу, не бросают начатое, у них хорошо развита самодисциплина;

честолюбие – оно помогает ставить амбициозные цели, высоко оценивать себя и стремиться к большим достижениям.

Такие люди работоспособны, их деятельность отличается продуктивностью. Они обладают устойчивыми принципами, бывают строги к себе, но это помогает им работать над своими недостатками.

Но застревающий тип характера сталкивается со многими трудностями, особенно в личных отношениях. К ним можно отнести:

  • частое одиночество – из-за недоверчивости такому человеку трудно выстраивать доверительные контакты, налаживать социальные связи, открываться в отношениях. Их педантизм и туннельное мышление часто приводят к тому, что они не могут выстроить семейные отношения;
  • им трудно находить общий язык с маленькими детьми – они их воспринимают, как взрослых, могут с ними спорить, говорить неприятную правду. Это те люди, которые легко говорят малышу, что «Деда Мороза не существует». К детям они требовательны, не умеют с ними играть и быть непосредственными в своих эмоциях;
  • они с трудом адаптируются к переменам – изменение привычного образа жизни вызывает тревогу, подавленное состояние. Жесткие рамки, в которых мыслит человек, не позволяют ему быстро реагировать на меняющуюся реальность;
  • они много сил тратят на «борьбу» с миром, воспринимая окружающих и обстоятельства, как враждебные, от которых нужно защищаться;
  • им трудно оценивать свои действия и мысли – такие люди не могут рассказать о себе, потому что избегают самоанализа и не склоны к рефлексии, плохо понимают свои потребности и не могут управлять эмоциями;
  • они склонны игнорировать признаки стресса, что приводит к эмоциональному, нервному и физическому истощению.

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается застревающий тип личности – психосоматические заболевания. Проблемы с эмоциями, нерешенные внутренние конфликты, постоянная работа и попытка сдерживать свои истинные порывы сильно влияют на здоровье.

Такие люди часто сталкиваются с астмой, аллергическими реакциями, проблемами с желудочно-кишечным трактом, такими как язва или колит. К этому относятся и высокое давление, проблемы с сердечно-сосудистой системой, головные боли.

Часто, о своей акцентуации характера такие люди узнают именно из-за того, что врачи не могут найти соматические причины их заболеваний и направляют к психологу или психиатру. Сами люди редко приходят сознательно на консультацию, поскольку их психологическая защита не позволяет анализировать свою жизнь и свои переживания.

Экстравертированный и интровертированный тип

К.Леонгард разделял эти типы по разному восприятию информации, реакциям на происходящее.

Для экстравертов свойственно ярко воспринимать окружающую действительность, интроверты больше ориентированы внутрь себя и отчасти игнорируют внешнюю действительность.

Экстраверты могут поддаться на чужое влияние, в этом плане интроверт более сильная и волевая личность.

Интроверты имеют узкий круг знакомств, у них мало друзей, в коллективе не занимают лидирующих позиций. Не любят вмешательства в их жизнь и стараются ориентироваться на свой внутренний голос.

Они до последнего стараются следовать внутренним убеждениям и принципам.

Экстраверты с легкостью адаптируются к изменяющимся условиям жизни, с легкостью заводят новых друзей и имеют широкий круг общения. Открыты для всего неизвестного. Могут изменить собственные убеждения для достижения целей, могут отступить от собственных принципов ради других.

У каждого человека в зависимости от ситуации могут проявляться несколько типов акцентуации одновременно. Используя положительные черты и умело нивелируя отрицательные можно извлечь пользу из особенностей своего характера.

Анализ черт характера собеседника может помочь направить диалог в нужное русло и избежать неловких моментов.

Астеник в рабочем коллективе

Среди тревожно-мнительных много хороших работников. Они трудолюбивы и пунктуальны, четко соблюдают инструкции, правила и регламенты. На руководящих постах астеников практически не встретишь, ведь они стараются избегать риска и ответственных решений.

Часто такие люди недооценивают свои возможности. Но при выполнении ответственной задачи могут проявить настойчивость и целеустремленность. Астенику подходят те профессии, в которых необходима скрупулезность, монотонность, а у стандартных операций – высокий уровень ответственности, например, процедурная медицинская сестра. Неплохие учителя, завхозы, библиотекари, работники архивов получаются из тревожно-мнительных.

Для астеника важна стабильность в коллективе, поменьше реорганизаций, реформ и вовремя выплаченная зарплата. Тревожно-мнительный может проработать на одном месте до 10-15 лет.

Истероиды в детстве

Ярким примером демонстративного типа личности можно считать «примерных» учеников. В раннем возрасте истероиды часто являются любимцами учителей, ведь шалости делают втихаря, а если поступки вылазят наружу, то им особого значения преподаватели не придают — с кем не бывает. Они ответственно выполняют все указания взрослых, потому что от их одобрения или порицания зависит статус и дальнейшая судьба. Но «примерный» ученик не упускает возможность подставить своих сверстников. Об этических нормах вспоминает только на публике.

В подростковом возрасте истероиды стремятся к лидерству. Если по каким-либо причинам не могут оказывать влияние на детей, то примыкают к «звездам» класса или школы и быстро завоевывают чувство симпатии и доверия. Далее стремятся покорить учеников, чтобы иметь над ними власть и «подпитываться» похвалами.

Если обладателям данной акцентуации не хватает нужных лидерских качеств, они компенсируют это дипломатическим подходом: выбирают влиятельных личностей и индивидуально с каждым беседуют, часто наполняя разговор тонкой клеветой. После нехитрой процедуры нормальный психологический климат рушится, у участников юного коллектива появляется недоверие друг к другу, но остается доверие к демонстранту. Пока они переосмысливают недавно услышанную «правду» и косо смотрят друг на друга, истерик берет власть в свои руки и остается единственным связующим звеном. Данный метод используется им и во взрослой жизни.

Дистимический тип

Представители этого типа акцентуации выглядят слишком серьезными, для них часто характерно подавленное настроение. Постоянные негативные переживания, отсутствие радостных чувств, ожидание неприятностей, ограничивают их активность.

Им свойственен уединенный образ жизни, в большой компании чувствуют себя не в своей тарелке, у них мало друзей. Чувствуют себя раскрепощено только в небольших компаниях, с людьми которым доверяют. Остро нуждаются в принятии и понимании, любви и дружбе.

Имеют склонность впадать в депрессивное состояние, положительные и радостные события меняют им настроение лишь на короткий промежуток времени. Часто их преследует безосновательное чувство вины, будущее кажется мрачным и туманным.

Работу они выполняют в медленном темпе, но качественно и скрупулезно.

В чем суть застревающего типа личности

Фото автора cottonbro: Pexels

Застревающий тип личности характеризуется тем, что человек долгое время зацикливается на каком-то эмоциональном состоянии, чувстве, потребности или идее. Любые эмоции имеют стадии проживания и, как правило, начало и конец.

Например, человек разозлился, выплеснул свой гнев и успокоился. В случае с застревающим типом, эта эмоция будет «преследовать» его долгое время, она кажется статичной, доминирующей. Он будет постоянно прокручивать в голове воспоминания той ситуации, которая вызывала этот гнев и продолжать злиться.

На месте гнева может быть любая эмоция, как положительная, так и отрицательная. Это может быть жизненная позиция, убеждение или идея, которая превращается в сверхидею, значимость которой для человека бесспорна.

Признаки застревающего типа личности:

  • жесткие убеждения, неприятие нового;
  • обидчивость;
  • склонность к педантизму и порядку;
  • привычка критиковать окружающих;
  • склонность к конфликтам;
  • постоянное ощущение несправедливости;
  • беспочвенная подозрительность;
  • черно-белое мышление;
  • требовательность к себе и к другим людям;
  • склонность к тяжелым эмоциональным переживаниям своих неудач;
  • частые взлеты и падения в профессиональном плане.

Из-за требовательности и ощущения несправедливости, такие люди часто склочны, постоянно пишут жалобы. Они готовы говорить правду, даже если она причиняет человеку боль и вызывает обиду.

В споре такие люди будут настаивать на своем до последнего, не терпят компромиссов и уверены в своей правоте. У них на все есть свое мнение. Как правило, оно категорично.

Такие люди быстро навешивают ярлыки, а людей разделяют на «друзей» и «врагов». Они не склонны воспринимать полутона, привыкли ориентироваться в категории «плохой» или «хороший», «все» или «ничего», «победа» или «поражение».

Психопатии и акцентуации характера у подростков

одного из основных исследователей психопатийДиагностическими критериями психопатий являются:

  • тотальность;
  • стойкость;
  • нарушение социальной адаптации.

полового созреванияПоказателями, которые влияют на степень тяжести психопатий, являются:

  • тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций (срывов), фаз;
  • тяжесть социальных нарушений поведения;
  • степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации;
  • степень самооценки (критичности психопата к собственной персоне).

когда личность более или менее адаптированапериоды обострения или срывов

Психопатическое развитие и краевая психопатия

истинныхдефектноеНаиболее частыми типами дефектного воспитания, которые влияют на формировании психопатий, являются:

  • Гипопротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. При этом гипопротекция не сводится к удовлетворению насущных нужд, то есть дети не ходят раздетыми и голодными. В основном, это касается недостатка внимания, заботы и истинного интереса родителей к делам подростка. Гипопротекция может быть и скрытой, когда контроль за поведением подростка как будто осуществляется, но на самом деле является лишь формализмом. Особенно опасен такой вид воспитания при акцентуации по неустойчивому и конформному типам. Как следствие, подростки оказываются в асоциальных компаниях и быстро перенимают дурной образ жизни. Также отсутствие заботы очень пагубно при гипертимной, эпилептоидной и шизоидной акцентуации.
  • Доминирующая гиперпротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется чрезмерной опекой, мелочным контролем и даже слежкой. Такой постоянный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов. В свою очередь, постоянные запреты и отсутствие возможности принимать хоть незначительные собственные решения путают подростка. Очень часто у детей и подростков создается следующая система ценностей – с взрослыми ему все нельзя, а его сверстникам все можно. Такой вид воспитания не позволяет подростку анализировать собственные поступки и учиться самостоятельности. Кроме этого подавляется чувство ответственности и долга, подросток перестает отвечать за собственные поступки. Наиболее опасна гиперпротекция для гипертимных подростков, поскольку она приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Подростки, или даже еще дети, бунтуют против притеснения самыми агрессивными методами.
  • Эмоциональное отторжение. Характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием заботы и привязанности. При этом виде дефектного воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, и что он обуза в жизни родителей. Часто такое дефектное воспитание протекает в рамках скрытого эмоционального отвержения со стороны родителей, когда они не признают истинных тягот с сыном или дочерью. Якобы здравый смысл подавляет в них это отвержение к детям как недостойное. Иногда подобное отвержение переходит в реакцию гиперкомпенсации в виде подчеркнутой заботы и утрированного внимания. Однако такое фальшивое отношение ребенок и особенно подросток хорошо чувствуют. Шизоидной подросток на подобную неискренность реагирует уходом в себя, возводя еще большую стену между собой и семьей. Неустойчивый тип бросается искать отдушину в компаниях друзей.
  • Условия жестоких взаимоотношений. Данный тип дефектного воспитания проявляется открытыми и суровыми расправами за мелкие проступки. При этом очень часто на ребенке просто «срывают зло». Однако жестокие отношения касаются не только ребенка или подростка. Подобная тяжелая и суровая атмосфера господствует во всем окружении. Очень часто жестокие расправы скрыты от посторонних взоров, и семья с виду выглядит «здоровой». Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений очень опасно для эпилептоидного и конформного типов. В данном случае отмечается высокий риск психопатического развития. Однако и на другие типы личностей душевное безразличие и избиения отражаются нездоровым образом. В таких семьях самый высокий риск развития психопатий.

Причины возникновения

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Точные причины, которые вызывают развитие психопатологии, не известны. Существует несколько взглядов, описывающих процесс ее возникновения. Согласно первой теории, формирование застревающего характера параноического типа – это генетическая предрасположенность.

Дополнительная информация. Учеными было установлено, что близнецы практически в одинаковой мере проявляют паранойяльные черты. Это позволяет утверждать о наследственном предрасположении к параноическому типу.

Достаточно часто застревающий тип акцентуации встречается у тех людей, у кого близкие родственники страдали от психических расстройств. Минус этой теории заключается в неизбежности ситуации. Согласно психоаналитической теории, застревающий характер параноического типа формируется в раннем детстве.


Строгое воспитание

Важно! Особенно это касается детей, которые воспитывались в авторитарных семьях, где присутствовали строгость, требовательность, унижения и физические наказания. Из-за такого подхода к воспитанию у малыша постепенно терялось доверие сначала к родителям, затем к другим людям

В период взросления у такого ребенка постепенно формируется защитный механизм, состоящий из агрессии и недоверчивости. Также появляется привычка винить во всех неудачах окружающих людей

Из-за такого подхода к воспитанию у малыша постепенно терялось доверие сначала к родителям, затем к другим людям. В период взросления у такого ребенка постепенно формируется защитный механизм, состоящий из агрессии и недоверчивости. Также появляется привычка винить во всех неудачах окружающих людей.

Особенности застревающего типа акцентуации личности

Когнитивные нарушения личности — что это значит

Аффективно-застойный тип личности, для которого характерно застревание, имеет целый ряд особенностей. Среди них можно выделить следующие параноические проявления:

  1. Обидчивость – яркая черта людей с застревающим типом акцентуации.
  2. Злопамятность. Человек способен надолго «застрять» в нанесенных ему обидах.
  3. Конфликтность. Представители параноического типа не упустят возможность вступить в ссору с обидчиком при любом удобном случае.
  4. Аффективно-застойные личности долго переживают взлеты и падения, которые предоставляет жизнь. Им трудно избавиться от душевных терзаний.
  5. Присутствует четкое разделение друзей и врагов. При этом люди могут быстро попасть из положительной группы в отрицательную.
  6. Из-за чрезмерной подозрительности в голове у застревающей личности часто генерируются мысли о несправедливом отношении. По факту это могут быть только домыслы, которые не имеют ничего общего с реальностью.
  7. Мышление таких людей незрелое, детское, склонное к фантазиям.
  8. В любовной сфере аффективно-застойные личности патологически ревнивы.
  9. Нередко у людей с застревающим типом акцентуации наблюдаются повышенные требования к себе и другим.
  10. Из положительных особенностей характера можно выделить выносливость, честолюбие и упорство. Эти черты помогают людям этого типа добиться высоких результатов в профессиональной сфере.

Из-за постоянного нарастания аффекта у человека могут наблюдаться как длительные поражения в творческой и трудовой деятельности, так и выдающиеся успехи.


Постоянные качели из взлетов и падений

Важно! Из-за непрерывной смены падений и удовлетворения у людей с застревающим типом акцентуации возникает параноический аффект. Если устойчивость мыслей будет чересчур долгой, у человека могут возникнуть сверхценные или бредовые идеи

Если устойчивость мыслей будет чересчур долгой, у человека могут возникнуть сверхценные или бредовые идеи.

Психотренинг

Важно научится сохранять спокойствие в любой ситуации

Если человек хочет справиться с повышенной тревожностью, в этом может помочь психолог. Стоит учитывать то, что понадобится приложить много усилий и времени для того, чтобы достичь хороших результатов. Главная цель психологической помощи – это научить человека работать над собой, правильно реагировать на проблемы. Если Вы осознали, что сами являетесь носителем тревожного типа личности, то совладать с собой сможете посредством определенных упражнений.

Важно заняться своим физическим здоровьем. Также тут будут уместными релаксационные процедуры.
Позитивное мышление

Нужно научиться видеть в любом вопросе хоть что-нибудь положительное.
Можно придумать определенные ритуалы. Например, вставать утром с левой ноги. Если так и вышло, то все будет хорошо.
Необходимо заняться своими страхами, научиться им противостоять.
Нужно действовать в соответствии с авторитетом. В ситуации, когда не получается принять определенное решение, можно попросить совет у того человека, чье мнение ценится. По сути, таким действием можно переложить свою ответственность на другого.
Необходимо научиться планировать свои действия. Причем план должен иметь пункты и подпункты.
Если чего-то опасаетесь, вспомните о каком-то хорошем событии из Вашей жизни, о тех чувствах, что тогда испытывали. Вам станет легче.
Постарайтесь сохранять полное спокойствие, удерживать себя в таком состоянии максимально долго.
Общаясь с людьми, старайтесь говорить четко и громко, соблюдая чувство своего достоинства.
Полюбите себя, займитесь самовнушением, говорите о том, Вы привлекательны и умны. Если необходимо, посетите салон красоты, тренажерный зал. Это также поможет повысить самооценку.
Расширяйте круг своего общения. Заведите хороших друзей, с которыми сможете делиться положительными эмоциями.

Что такое застревающий тип личности

Застревание в психологии – это такое состояние психики, при котором человек длительное время задерживается на каком-то чувстве или событии.

Дополнительная информация. Популярными синонимами этого явления считаются следующие выражения: «вязнущее состояние» и «задерживающийся характер».

Чаще всего подобное поведение наблюдается у аффективно-застойных людей параноического типа акцентуации. Застревающий тип личности представляет такую акцентуацию характера, для которой характерна чрезмерная устойчивость аффекта.

Мысли застревающего типа губительны для самого индивида

Дополнительная информация. Какие бы эмоции ни испытывал человек, со временем они должны идти на убыль. Ведь разрядка произошла, негативные или позитивные чувства вышли наружу.

У людей с застревающим типом этот процесс протекает иначе: спустя время аффект не заканчивается. Как только человек мысленно возвращается к ситуации, эмоции снова начинают бушевать.

Что такое застревающий тип личности

Застревание в психологии – это такое состояние психики, при котором человек длительное время задерживается на каком-то чувстве или событии.

Дополнительная информация. Популярными синонимами этого явления считаются следующие выражения: «вязнущее состояние» и «задерживающийся характер».

Чаще всего подобное поведение наблюдается у аффективно-застойных людей параноического типа акцентуации. Застревающий тип личности представляет такую акцентуацию характера, для которой характерна чрезмерная устойчивость аффекта.


Мысли застревающего типа губительны для самого индивида

Дополнительная информация. Какие бы эмоции ни испытывал человек, со временем они должны идти на убыль. Ведь разрядка произошла, негативные или позитивные чувства вышли наружу.

У людей с застревающим типом этот процесс протекает иначе: спустя время аффект не заканчивается. Как только человек мысленно возвращается к ситуации, эмоции снова начинают бушевать.

Как взаимодействовать с истероидом?

Если вы не входите в круг референтных личностей истероида, не являетесь его начальником, то можете сразу причислить себя к его врагам. Он повсюду видит недоброжелателей, соперников и конкурентов. Создавать конфликтные ситуации и накалять страсти доставляет особое удовольствие, как, впрочем, и сам процесс конфронтации.

Есть два ответа на вопрос о том, как взаимодействовать с демонстративным типом в момент конфликта:

  • игнорировать, максимально абстрагироваться, демонстрировать непоколебимость, полное спокойствие;
  • проявить более сильную агрессию.

Чтобы предостеречь себя от будущих конфликтов, нужно знать маленький секрет того, как общаться с демонстративным типом личности: льстите! Если не получается хвалить от души, то найдите в представителе данной акцентуации несколько положительных качеств, которые бы вы хотели развить у себя, и подражайте им. В таком случае искренность не будет наигранной — это раз. Вы чему-нибудь новому научитесь — это два. Заставите вашего товарища истероида чувствовать себя значимым и важным, что предотвратит конфликт, — это три.

Общение с обладателем демонстративного типа личности требует от собеседника психической устойчивости и эмоциональной зрелости, умения абстрагироваться в стрессовых ситуациях.


Смотреть галерею

Диагностика и коррекция

Диагностические мероприятия, направленные на установление акцентуированной личности, могут быть реализованы при помощи различных опросников и тестов. Например:

  1. Личностный опросник Г. Шмишека. Он включает в себя 88 вопросов. На каждый из них испытуемому необходимо ответить «Да» или «Нет». Существует 2 вида этого опросника: для взрослых и детей. Они одинаковы, только в варианте для малышей вопросы описываются в ином виде.
  2. Для диагностики подростков 14-18 лет подойдет опросник А.Е. Личко. Благодаря объективным шкалам, получится установить не только тип акцентуации характера, но и провести определение психопатии.
  3. Для установления степени агрессивности психолог может использовать тест А. Дарки и А. Басса. Из 75 утверждений необходимо установить, какие варианты наиболее характерны для испытуемого.
  4. Изучить структуру личности помогут методики Р. Кеттела. Они содержат 2 варианта опросника: для детей и взрослых.
  5. Проверить конфликтность поможет опросник К. Томаса.

Лечение человека с застревающим типом акцентуации может быть проведено при помощи психотерапевта. Самый краткий курс – 5 встреч.

Важно! Главной целью терапевтических сеансов будет являться обучение аффективно-застойного индивида использовать особенности характера в благих целях. Прием у психолога


Прием у психолога

Работать с психологом таким личностям трудно, так как они постоянно ждут подтверждения собственной правоты. Научиться контролировать чувства и эмоции, а также откорректировать собственные реакции на раздражители можно самостоятельно. Для этого психологи советуют начать глубинную работу над собой при помощи следующих рекомендаций:

Необходимо постоянно отделять собственные фантазии от реальности. Для этого требуется спрашивать у возможных обидчиков, для чего они совершили тот или иной поступок, и действительно ли их цель заключалась в нанесении ущерба.
Требуется чаще общаться с людьми

Чем больше человек узнает о жизни других личностей, их реакциях, мотивах, тем лучше он будет разбираться в них.
Важно изучить детскую психологию, которая позволит выстраивать дружеские взаимоотношения с малышами. Приятное общение с ребенком позволит научиться смотреть на мир непредвзято.
Необходимо мыслить позитивно

В качестве упражнения нужно ежедневно пытаться вычленить из плохой ситуации плюсы. Постепенно это войдет в привычку.
Любое поведение людей необходимо пытаться оправдать. Это позволит не только умерить собственный пыл, но и понять мотивы человека.

Если не развивать положительные стороны характера, индивид превратится в антисоциальную личность. Лучше выявлять акцентуации в детстве – это поможет в более короткие сроки провести корректирующую работу.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.

Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

  • Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
  • Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
  • Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
  • Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы. Дополнительная информация

Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию

Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.

Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:

  • основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
  • благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.

Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы Дополнительная информация

Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.

Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:

  • основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
  • благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.

Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: